Научная статья на тему 'Творческие новации М. В. Ломоносова и русская культурная самоидентификация'

Творческие новации М. В. Ломоносова и русская культурная самоидентификация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И ИСКУССТВА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОЗАИКА / PRIORITY OF DOMESTIC SCIENCE AND ART / EDUCATION / MOSAIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рындина Кира Александровна

Статья посвящена проблемам выявления значения творческих новаций в формировании российской культурной самоидентификации, созданию просвещенной Державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. V. LOMONOSOVS CREATIVE INNOVATIONS AND RUSSIAN CULTURAL SELF-IDENTIFICATION

Article is devoted to problems of detection of value of creative innovations in formation of the Russian cultural selfidentification, to creation of the educated Power

Текст научной работы на тему «Творческие новации М. В. Ломоносова и русская культурная самоидентификация»

ТВОРЧЕСКИЕ НОВАЦИИ М. В. ЛОМОНОСОВА И РУССКАЯ КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

К. А. РЫНДИНА

Статья посвящена проблемам выявления значения творческих новаций в формировании российской культурной самоидентификации, созданию просвещенной Державы.

Ключевые слова: приоритет отечественной науки и искусства, просвещение, мозаика.

Новационный симбиотический способ мышления М. В. Ломоносова является актуальным для человечества начала XXI в., когда доминирующим алгоритмом становиться междисциплинарный подход к решению научных проблем.

Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и искусства.

Масштабы универсализма деятельности Ломоносова могут быть сопоставимы с масштабами деятельности ярких представителей эпохи Возрождения.

Феномен Ломоносова заключается в том, что обладая глубоким научным потенциалом, впитав достижения передовой западной научной мысли своего времени, он явился родоначальником большинства российских научных отраслей, стараясь утвердить приоритет отечественной науки.

Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя развитию российской науки.

Закладывая основы современного русского литературного языка, он обращался к истокам: трудам Епифания Премудрого, Епифания Слави-нецкого, Евфимия Чудовского и других литературных предшественников. По выражению самого Ломоносова: «В трудолюбии искусных писателей..., а не в военном могуществе, видя величие Родины» [1].

Оды Ломоносова не носили характера лести, а создавались в контексте сознания русского человека XVIII в., еще очень сильно подпитываемого традицией древнерусской культуры, ориентированного на некую формульность и этикет-ность словесных и поведенческих моделей, образ идеального монарха здесь обладает неизменной привлекательностью синонимичной любви к Отечеству.

Проблемами истории великий ученый занимался в контексте национальной культуры. Оппонируя «Нормандской теории», он впервые затронул вопрос об этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Ученый предложил свою периодизацию русской истории, в которой современный ему период, был обозначен как шестой период (от Петра I до Елизаветы Петровны) - превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа, т. е. видел величие Отечества - в просвещении, овладении знанием, в творчестве.

Та же мотивация и азарт ученого-экспери-ментатора привели М. В. Ломоносова к созданию (или воссозданию на Руси) мозаики.

Современники нередко называли Ломоносова «изобретателем мозаики в России». Обучаясь недолгий период в Киеве, будучи пытливым и уже тогда эрудированным молодым человеком, он знал о мозаике Киевской Руси.

Но семь веков мозаичное искусство в России отсутствовало. Действительно, в русской мозаике XVIII в. все было создано Ломоносовым. И, что важно подчеркнуть, вне связи с многовековыми традициями мозаичного искусства, Михаил Васильевич совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным.

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи. Произведения мастерской Ломоносова

отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщенность композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения.

Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 г. он с трудом добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума, где были все условия для организации стекольного производства. (Ныне это знаменитый завод художественных изделий под Санкт-Петербургом, г. Ломоносов.)

Археологические раскопки в Усть-Рудице, проведенные в 1949-1953 гг., раскрыли огромный объем производственной деятельности на фабрике цветного стека. Здесь Ломоносов создал единственное в своем роде промышленно-художественное предприятие, решил обширный комплекс производственных задач и, кроме того, вел научно-исследовательские работы, производил метеорологические наблюдения, изучал атмосферное электричество и т. д.

Начиная строительство фабрики в Усть-Руди-це, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа.

О мозаиках великий ученый писал в «Слове о пользе химии» (1751) и в «Предложении о учреждении здесь мозаичного дела» (1752).

Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов. Здесь химия приходила ему на помощь, так как точно установленные химические вещества, взятые в точно измеренных весовых пропорциях, определяли характер и интенсивность цвета, окрашивающего стеклянную массу. Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.

После множества опытных плавок стекла с минеральными красителями выработал богатейшую палитру окрасок стекла. Из сохранившегося «Лабораторного журнала» Ломоносова (1751) мы узнаем, например, что медь дала ему стекла: «Превосходное зеленое, травяного цвета, весьма

похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красивое берилловое» <...> Ртуть дала «бледнопурпурное» стекло. Железо - желтое. Золото - «рубиновое». Надо заметить, что красные и зеленые смальты до сих пор являются неподражаемыми» [2]. Тут было цветное стекло, необходимое как для оптических приборов, так для посуды и, конечно, для мозаики.

Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Российский гений стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов и потому - хорошо видел, что на практике можно получать все бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

Разработанная Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. В результате опытов по цветам и краскам Ломоносов создал «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». И эти открытия находят и сегодня широкое воплощение в художественной практике.

Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины, отыскал и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, сам стал по необходимости художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было. (Но надо отметить, что систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Среди его рукописного наследия еще сохранились ученические рисунки, один из них изображает Каина.)

Первая значительная художественная работа -мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца, мастера неаполитанского барокко Франческо Солимены.

При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Далее великий ученый продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин, панно и портретов. Мозаики стали более многокрасочными. Увеличение палитры Ломоносовым дало ему возможность создавать мозаики, которые

по силе впечатления не уступали живописи. Мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр I» яркое тому подтверждение.

За достаточно короткий период времени были созданы известные портреты, в которых великий ученый показал себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения.

Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы -«Нерукотворный Спас» (1753, ГИМ) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, ГЭ). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошло 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, ГЭ), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, ГИМ), портреты императриц - Елизаветы Петровны (17581760, ГРМ) и погрудный профиль Екатерины II, (1763, ГРМ), великой княгини Анны Петровны (1756-1757, Музей М. В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, ГРМ), портреты придворных П. И. Шувалова (1758, ГЭ), М. И. Воронцова (1765, ГЭ), Г. Г. Орлова (1764) и мн. др. Помимо больших мозаичных картин, Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Сам Ломоносов писал: «Все материалы имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне» [2]. Время подтвердило правоту его слов.

Самая известная мозаичная работа Ломоносова - «Полтавская баталия» - составлена из столбиков смальты толщиной всего 1 -6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М. В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна, масштабы ее поражают - около 310 м2 (309,764 м2). Она состоит из 1 030 000 кубиков смальты, набранных и укрепленных на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. В левой части композиции, ближе к ее центру, изображен Петр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нем темно-зеленый мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен, в руке сабля, за ним его соратники.

Среди них можно узнать Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображен простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, т. е. проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и четкий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.

Ломоносов не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Многие научные достижения и творческие новации М. В. Ломоносова имели своей целью формирование самосознания гражданина просвещенного Отечества, великой Державы.

«Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» [4].

Благодаря многочисленным стараниям ученого, поэта и художника М. В. Ломоносова, после открытия Московского университета при его участии в 1755 г., в 1757 г. была открыта Российская академия художеств. Он боролся за то, чтобы науки и искусства стали достоянием не только дворян. И университеты, и школы должны быть бессословными (и обученного в гимназии или университете крепостного помещик не имеет права снова взять в рабство), по мнению Ломоносова.

Он писал о том, что Россия прославилась во всем мире своими победами и «требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств...». Ломоносов же разработал «Идеи для живописных картин из Российской истории», которые должны были стать темами работ, прославляющих Россию. Он также разработал технологию изготовления графитных карандашей для академии.

В 1763 г. за успехи, достигнутые в области мозаичного искусства, Ломоносов был избран ее почетным членом.

Воодушевляющим импульсом к развитию талантливой молодежи стали строки оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747).

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих..

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» [3].

Множество русских юношей получили не только возможность обучаться, но и веру в самореализацию, вдохновляясь великим примером архангельского помора, видевшего в российском юношестве богатый научный и творческий потенциал Державы.

Таким образом, творческие новации М. В. Ломоносова явились мощным средством формирования русской культурной самоидентификации.

Литература

1. Былинин В. К. «Витиеватый слог» в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. // Ломоносов и русская литература. М., 1987.

2. Культура России 9-20 вв. М., 1996.

3. Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.

4. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М., 19501986. Т. 1-11.

* * *

M. V. LOMONOSOV’S CREATIVE INNOVATIONS AND RUSSIAN CULTURAL SELF-IDENTIFICATION

K. A. Ryndina

Article is devoted to problems of detection of value of creative innovations in formation of the Russian cultural selfidentification, to creation of the educated Power.

Key words: priority of domestic science and art, education, mosaic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.