Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ГРАНИ ДАНИЭЛЕ ЛОМБАРДИ: ЗВУЧАЩЕЕ И ЗРИМОЕ'

ТВОРЧЕСКИЕ ГРАНИ ДАНИЭЛЕ ЛОМБАРДИ: ЗВУЧАЩЕЕ И ЗРИМОЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНИЭЛЕ ЛОМБАРДИ / ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКА АВАНГАРДА / "ЗВУЧАЩАЯ ДВЕРЬ" / ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чекменев Алексей Игоревич

В статье рассматривается разностороннее творчество итальянского композитора, пианиста, художника, исследователя, архитектора и общественного деятеля Даниэле Ломбарди. Несмотря на его многочисленные культурные связи с СССР и Россией, в современном искусствоведении очень мало сведений об этом выдающемся деятеле. Важнейшим принципом его творчества становится синтез визуальных образов и музыки. Такой подход позволил композитору создавать уникальные произведения искусства, сочетающие музыку и живопись, архитектуру и музыку. Цель исследования - выявить ключевые черты творчества Д. Ломбарди в контексте взаимодействия разных видов искусства. В качестве методов исследования используется биографический и творческий анализ, а также принцип обобщения и синтеза исследованных материалов. Выводом данного исследования становится утверждение принципа творческого мировоззрения Д. Ломбарди как неразрывной связи музыки и визуальных образов. Эта концепция соответствует магистральным тенденциям эпохи, стремлению сблизить различные виды искусств и позволяет находить новые пути для воплощения творческих замыслов. Синтетическое восприятие искусства позволяет Д. Ломбарди привносить новые художественные и музыкальные элементы в создание городской туристической среды и архитектурных объектов. К числу наиболее знаковых произведений можно отнести Концерт для фортепиано, камерного оркестра и лазерного луча, Mitologie, Atalanta Fugiens, архитектурно-музыкальный объект «Звучащая дверь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANIELE LOMBARDIS WORK: SOUND AND VISIBILITY

The article examines the versatile work of Italian composer, pianist, artist, researcher, architect and public figure Daniele Lombardi. Despite numerous cultural ties with the USSR and Russia, there is a lack of information about this outstanding figure in contemporary art studies. The most important principle of his work is the synthesis of visual images and music. This approach allowed the composer to create unique works of art combining the music and painting, architecture and music. The purpose of the study is to identify the key features of D. Lombardi’s creativity in the context of the interaction of different types of art. Biographical and creative analysis, as well as the principle of synthesis and synthesis of investigated materials are used as research methods. The conclusion of this study is the affirmation of the principle of D. Lombardi’s creative worldview as an inextricable link between music and visual images. This concept corresponds to the main trends of the era, the desire to bring together different types of arts, and allows us to find new ways to realize creative ideas. The synthetic perception of D. Lombardi allows him to bring artistic and musical elements to the urban tourist environment and architectural objects. Among the most iconic works are the concerto for piano, chamber orchestra and laser beam Mitologie, Atalanta Fugiens, architectural and musical object Sound door. Thanks to the analysis of the creative activity of Daniel Lombardi, carried out in this study, the base of modern domestic and foreign art criticism is significantly enriched. The conclusions of this work can become the basis for understanding many issues related to modern musical art, its implementation in the work of various figures. Moreover, Daniel Lombardi’s methods of working with musical and visual text are distinguished by their uniqueness, and are further manifested in the activities of many followers. It is for these reasons that this article is of particular relevance and novelty.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ГРАНИ ДАНИЭЛЕ ЛОМБАРДИ: ЗВУЧАЩЕЕ И ЗРИМОЕ»

Пример 10

УДК 785

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-134-140

ТВОРЧЕСКИЕ ГРАНИ ДАНИЭЛЕ ЛОМБАРДИ: ЗВУЧАЩЕЕ И ЗРИМОЕ

Чекменев Алексей Игоревич, преподаватель кафедры фортепианного исполнительства, концертмейстерского мастерства и камерной музыки, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (г. Москва, РФ). E-mail: vertekscom@gmail.com

В статье рассматривается разностороннее творчество итальянского композитора, пианиста, художника, исследователя, архитектора и общественного деятеля Даниэле Ломбарди. Несмотря на его многочисленные культурные связи с СССР и Россией, в современном искусствоведении очень мало сведений об этом выдающемся деятеле. Важнейшим принципом его творчества становится синтез визуальных образов и музыки. Такой подход позволил композитору создавать уникальные произведения искусства, сочетающие музыку и живопись, архитектуру и музыку. Цель исследования - выявить ключевые черты творчества Д. Ломбарди в контексте взаимодействия разных видов искусства. В качестве методов ис-

следования используется биографический и творческий анализ, а также принцип обобщения и синтеза исследованных материалов. Выводом данного исследования становится утверждение принципа творческого мировоззрения Д. Ломбарди как неразрывной связи музыки и визуальных образов. Эта концепция соответствует магистральным тенденциям эпохи, стремлению сблизить различные виды искусств и позволяет находить новые пути для воплощения творческих замыслов. Синтетическое восприятие искусства позволяет Д. Ломбарди привносить новые художественные и музыкальные элементы в создание городской туристической среды и архитектурных объектов. К числу наиболее знаковых произведений можно отнести Концерт для фортепиано, камерного оркестра и лазерного луча, Mitologie, Atalanta Fugiens, архитектурно-музыкальный объект «Звучащая дверь».

Ключевые слова: Даниэле Ломбарди, фортепианное исполнительство, музыка авангарда, «Звучащая дверь», визуальное искусство.

DANIELE LOMBARDIS WORK: SOUND AND VISIBILITY

Chekmenev Aleksey Igorevich, Instructor of Department of Piano, Concertmaster and Chamber Music, Maimonides Academy Institute, Kosygin State University of Russia (Technology. Design. Art) (Moscow, Russian Federation). E-mail: vertekscom@gmail.com

The article examines the versatile work of Italian composer, pianist, artist, researcher, architect and public figure Daniele Lombardi. Despite numerous cultural ties with the USSR and Russia, there is a lack of information about this outstanding figure in contemporary art studies. The most important principle of his work is the synthesis of visual images and music. This approach allowed the composer to create unique works of art combining the music and painting, architecture and music. The purpose of the study is to identify the key features of D. Lombardi's creativity in the context of the interaction of different types of art. Biographical and creative analysis, as well as the principle of synthesis and synthesis of investigated materials are used as research methods. The conclusion of this study is the affirmation of the principle of D. Lombardi's creative worldview as an inextricable link between music and visual images. This concept corresponds to the main trends of the era, the desire to bring together different types of arts, and allows us to find new ways to realize creative ideas. The synthetic perception of D. Lombardi allows him to bring artistic and musical elements to the urban tourist environment and architectural objects. Among the most iconic works are the concerto for piano, chamber orchestra and laser beam Mitologie, Atalanta Fugiens, architectural and musical object Sound door.

Thanks to the analysis of the creative activity of Daniel Lombardi, carried out in this study, the base of modern domestic and foreign art criticism is significantly enriched. The conclusions of this work can become the basis for understanding many issues related to modern musical art, its implementation in the work of various figures. Moreover, Daniel Lombardi's methods of working with musical and visual text are distinguished by their uniqueness, and are further manifested in the activities of many followers. It is for these reasons that this article is of particular relevance and novelty.

Keywords: Daniele Lombardi, piano performing, avant-garde music, Sound door, visual art.

«Композитор, пианист, художник, исследователь авангардной музыки» - такими словами характеризует зарубежная пресса [15] Даниэле Ломбарди [14] (Daniele Lombardi) (1946-2018). Многогранность творческого дарования позволила ему оставить яркий след в музыкальном искусстве (в качестве исполнителя и композитора),

живописи, архитектуре, гуманитарных науках. Теоретические взгляды Д. Ломбарди изложил в своих пяти монографиях (Scrittura e suono. La notazione nella musica contemporanea, EDIPAN, 1980; Spartito Preso, Vallecchi, 1981; Il suono ve-loce. Futurismo e futurismi in musica, Ricordi-LIM, 1996; Attraversamenti di Daniele Lombardi: La

musica in Toscana dal 1945 ad oggi 2002, Firenze, Maschetto&Musolino; Nuova Enciclopedia del Futurismo musicale, Milano, Mudima, 2009) и множестве статей в итальянских журналах1.

Имя Даниэле Ломбарди до сих пор не было широко представлено в российском искусствознании, несмотря на его плодотворную деятельность в качестве исполнителя и интерпретатора музыки русского и итальянского авангарда и активное участие в развитии русско-итальянского культурного диалога. Музыка Даниэле Ломбарди звучала в СССР, например, он был приглашен для исполнения собственного сочинения «Концерт для фортепиано, камерного оркестра и лазерного луча» (Concerto № 1 for piano, chamber orchestra and laser beam) с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова на III Международном музыкальном фестивале в Ленинграде 1988 года [13]. Этим же составом было исполнено второе сочинение с использованием лазера - Impromptwo (Colmar, Италия, 1993). Несмотря на очевидную яркость творческих новаций, данные события не нашли отражения ни в советской печати, ни в современных источниках, чем, в частности, подтверждается актуальность настоящего исследования. В 2008 году он провел лекцию «Футуризм. Италия - Россия» [6; 7] в Московском международном Доме музыки. Тем не менее в российской научной литературе отсутствуют сведения о жизни и творчестве талантливого флорентийца.

Текст данного исследования опирается на немногочисленные мемориальные статьи на английском и итальянском языках [10], обзоры творчества Д. Ломбарди итальянскими критиками [21] и интервью с композитором [22].

Даниэле Ломбарди - итальянский пианист, композитор, художник и ученый, родился во Флоренции в 1946 году. Музыке обучался во Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини. Его учителем по фортепиано был итальянский пианист Рио Нарди, известный как выдающийся интерпретатор музыки Ф. Шопена. Основным направлением исполнительской деятельности Даниэле Ломбарди стал итальянский и русский авангард начала XX века. В реперту-

1 С полным списком публикаций можно ознакомиться на официальном сайте Д. Ломбарди [14].

аре Даниэле Ломбарди было множество сочинений таких композиторов, как Джордж Антейл, Лео Орнштейн, Альберто Савинио, Александр Мосолов, Артур Винсент Лурье и другие. Необходимо отметить, что отечественный репертуар составлял значительную часть исполнительского наследия пианиста. В сотрудничестве с крупнейшими звукозаписывающими студиями (Col Legno, Arte Nova, NEOS Music, LTM, Edipan, MusicaImmagine, Nuova Era, Cramps Records, Sound Materials) он записал порядка 20 компакт-дисков. Мастерство Даниэле Ломбарди в области интерпретации сочинений композиторов русского авангарда (А. Мосолова, А. Лурье, Ю. С. Мейту-са, А. Гедике, Ю. Крейна, М. Гнесина, Г. Киркора, Н. Рославца, Л. Книппера) принесло ему широкую известность не только в Италии, но и за пределами его родной страны. Творческие поиски Д. Ломбарди охватывали не только интерпретацию известных сочинений авангарда, но и «открытие» ранее не исполнявшихся произведений [17], он также включал в свой репертуар сочинения композиторов-современников.

В фортепианном исполнительстве Д. Лом-барди важнейшим элементом становится звуковая палитра. Он уделяет особое внимание озвучиванию специфических фактурных решений авангардной музыки, при этом стремясь следовать всем авторским предписаниям. Использование дифференциации фактуры по тембру позволяет создавать яркие «выпуклые» образы, которые в совокупности с блестящей мелкой техникой и точнейшим контролем над звучанием в высоком регистре создают аналогии с работой художника над красками и светом.

В ряде публикаций [16; 22; 20] упоминается наличие у Д. Ломбарди художественного образования. По признанию самого композитора, влияние художественного и музыкального начал на его творческое мировосприятие было по сути равноценным. Итальянский музыковед Клаудия Жиро (Claudia Giraud) приводит слова Д. Ломбарди о двойственной природе его дарования: «Я композитор-пианист, и я всегда был художником, это все переплетено (перевод мой. - А. Ч.)» [12]. Деятельность Даниэле Ломбарди в качестве художника активизируется после 1969 года. Он создает мно-

жество рисунков, картин, цифровых графических работ, общей темой которых становится попытка автора перенести на холст образы, навеянные в его воображении собственными ощущениями от звучания музыки и процесса исполнительства. Впервые работы Д. Ломбарди было продемонстрированы публике в 1972 году на Осеннем музыкальном фестивале в Комо [11]. Слушателям фестиваля вместо сценического выступления было предложено созерцать художественные творения Д. Ломбарди в полной тишине. Идея состояла в том, что изображенные автором образы смогут непосредственно воздействовать на зрительные ощущения наблюдателя, которые пробудят в его воображении и памяти определенные музыкальные ассоциации. Данный перформанс получил название «Метамузыкальный театр».

Дальнейшие искания маэстро как в музыкальном, так и в визуальном искусствах были подчинены тезису о неделимости звукового и визуального выражения. Кредо маэстро «Слушать глазами» было отражено на мемориальной выставке в Фонде «Mudima», где показали ряд картин Д. Ломбарди, наиболее ярко иллюстрирующих желание художника синестетически объединить собственные впечатления от музыкального сочетания звуков и тембров с изображенным на холсте цветом и формой.

Влияние данной концепции претерпевало на себе и музыкальное творчество Д. Ломбарди, что прослеживается в принципе обогащения музыкального события свето-цветовыми эффектами:

- лазерный луч в пучке движущихся оптических волокон, изображающий движения смычка в Первом концерте для фортепиано, камерного оркестра и лазерного луча (Concerto № 1 for piano, chamber orchestra and laser beam) и «Impromptwo»;

- трансляции на жидкокристаллический экран в режиме реального времени диаграммы в цветовом спектре, образованной от поступающих на микрофон звуковых колебаний (Mitologie). В сочинении для ансамбля П violino di Antonia во время исполнения происходит воспроизведение авторской видеозаписи. Самым крупным сочинением в творчестве Д. Ломбарди, продолжившим идею музыкально-визуального синтеза, стало Atalanta Fugiens. Для его исполнения

требуется 50 источников звука, 50 скульптур и 50 коротких текстов, взятых из одноименной книги алхимии Майкла Майера (1617).

Тяготение к масштабности проявлялось и в менее новаторских сочинениях, таких как две симфонии (Sinfonia № 1 и № 2) и Threnodia для 21 рояля, которые были представлены в Берлине (Musik Biennale, 2001) и Нью-Йорке (Winter Garden, 2003). Характерно, что в этих сочинениях фортепиано трактуется как симфонический инструмент, чем и оправдывается его многократное численное увеличение.

Идея художественного единства видимого и звучащего имела свое развитие в стремлении объединить воображение и реальность, воздействовать непосредственно на повседневную жизнь. Так, в мелологе La luce на тексты Пьера Паоло Пазолини во время исполнения звучат записи шумов окружающей среды из фильмов поэта.

Необходимо отметить, что согласно исследованию А. Ю. Ивлевой, «возможность видеть музыку» [3] впервые обосновали художники и теоретики П. Гонзага и Л. Кастель, последнему из которых принадлежит теория о том, что музыка способна рождать зримые образы. Музыка, как и визуальное искусство, является универсальным языком, не требующим перевода и адаптации. Это свойство позволяет раскрывать огромный потенциал искусств, вплоть до жизненной необходимости современного человека, о котором пишет А. Ю. Демшина: «Язык визуальных искусств в условиях глобализации становится одним из самых универсальных способов межкультурного общения, что ведет к формированию общекультурных ценностей, основанных на поликультурных кодах, метаэстетических оценках, к развитию ассоциативного, образного, нелинейного мышления, формирующегося более всего в рамках освоения виртуального пространства - все это видится способом выживания в постиндустриальном обществе» [2, с. 9]. В композиторском творчестве существенные достижения в области синтеза искусств принадлежат А. Н. Скрябину. По мнению О. Б. Элькан, именно А. Н. Скрябин «наиболее близко подошел к воплощению многовекового идеала "синтетического" искусства» [9, c. 30]. Таким образом, творчество Даниэле Ломбарди можно рассматривать как естественное продолжение

реализации парадигмы синтеза искусств сквозь призму XX-XXI веков.

Концепция всеобъемлющего проникновения искусства в жизнь стала для Д. Ломбарди органичным продолжением идеи синтеза искусств. Известно выражение композитора, которым он описал свое представление о музыке и бытии: «Было сказано, что музыка начинается там, где заканчивается знак и жест, но верно также и то, что знак и жест начинаются там, где заканчивается музыка. История языков - это непрерывное круговое движение» [21]. Стремление Д. Ломбарди сделать искусством все, что его окружает, выражалось в его работе над мультимедийным оформлением общественного пространства. В 1980-х годах он разрабатывал свето-звуковое оформление в деревне Гаргонца в Валь-ди-Кьяна, которое создавало уникальную атмосферу для туристов [19].

Выдающимся творением Даниэле Ломбарди в области архитектуры, впитавшем в себя также и музыку, и живопись, стала «Звучащая дверь» (Porta Sonora). Это необычный проект, выполненный по приглашению коллекционера и мецената Джулиано Гори [18], семье которого принадлежит вилла Челле, рядом с городом Пистойя, где и расположилась знаменитая коллекция инсталляций [4]. «Звучащая дверь» была выполнена вручную из бронзы и установлена в 2016 году [19] во входе в часовню XVIII века. Фасад двери представляет собой нотную партитуру сочинения Д. Ломбарди для скрипки, запись которого воспроизводится при открытии этой двери и производит на слушателей впечатление «небесной музыки» [12]. Использованное в этой инсталляции произведение - это часть Vergine Madre из сочинения Divina.com на текст Божественной комедии Данте. Символично и содержание композиции, созданной Даниэле Ломбарди под впечатлением 23-й песни Рая Данте, в которой цитируется молитва Бернарда Клервоского [5].

Даниэле Ломбарди одновременно с творческими изысканиями был активным обществен-

ным деятелем, в течение нескольких лет он руководил фестивалем новой итальянской музыки и новой музыки в Риме (Coop. La Musica, RAI).

В 1998 году он стал первым художником, приглашенным SMAC (Metropolitan System for Contemporary Art) для документирования своей мультимедийной работы для региона Тоскана с выставками и концертами в Прато, Пистойи и Флоренции. Он выступал во многих странах, во многих концертных залах и на важных фестивалях (включая Maggio Musicale Fiorentino и Biennale Musica di Venezia). Несколько лет он руководил фестивалем Nuova Musica Italiana e Nuova Musica Internazionale в Риме. Даниэле Ломбарди преподавал фортепиано в Миланской консерватории имени Джузеппе Верди. Среди его выпускников такие пианисты, как Стефано Лигоратти, Ана Спасич, Антонелло д'Онофрио, Клаудио Совьеро.

Творчество Даниэле Ломбарди можно рассматривать как квинтесенцию творческих поисков XX-XXI века в области расширения границ искусства, взаимопроникновения искусства и обыденной жизни. Исполнительская деятельность маэстро в своем большинстве ориентирована на музыку первого авангарда [8, c. 80-81] и во многом повлияла на его композиторское становление. Особенность его художественного мировоззрения, которая подразумевала глубокую и непосредственную связь между музыкой и визуальными образами, позволила ему создавать уникальные, масштабные и наполненные многогранной семантикой шедевры. Трудность и многогранность вопроса о хронотопологии музыкальных направлений XX века и их разночтение Н. С. Гуляницкая описывает как «научное перекрещивание, своеобразный культурный трансфер» [1, c. 10]. Таким образом, экспериментальная музыка, включающая в себя новейшие технические и музыкальные средства, сочетается с попыткой решения важнейшей задачи взаимодействия звучащего и видимого в музыке и художественных объектах Даниэле Ломбарди.

Литература

1. Гуляницкая Н. С. Музыковедение: «знание о незнании» - постановка и решение проблем // Проблемы музыкальной науки. - 2021. - № 3. - С. 7-18. - С. 10.

2. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект: авто-реф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. - СПб., 2011. - 38 с.

3. Ивлева А. Ю. Визуализация как метод конструирования символов в разных видах искусства [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Общество. - 2008. - Вып. 1. - URL: https://yazik.englishleo.ru/2008-18.php (дата обращения: 01.05.2022).

4. Китель А. Поместное искусство [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/3665 (дата обращения: 01.05.2022).

5. Самарина М. С. Перечитывая Данте: Образы эпохи. - СПб.: Изд-во РХГА, 2017. - 96 с.

6. Футуризм Италия-Россия. Даниеле Ломбарди. Квартет FuturEnsemble [Электронный ресурс]. - URL: http:// mosday.ru/afisha/event.php?source=2&event=11378 (дата обращения: 01.05.2022).

7. Футуризм Италия-Россия. Даниеле Ломбарди [Электронный ресурс]. - URL: https://tvkultura.ru/article/show/ article_id/35713 (дата обращения: 29.09.2021).

8. Холопов Ю. И. Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. - М., 2004. - Сб. 46. - С. 80-81.

9. Элькан О. Б. Синтез искусств как культурно-художественная парадигма // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 47. - С. 27-31.

10. Addio a Daniele Lombardi, artista, compositore e pianista vicino al futurism [Электронный ресурс] // Inside Art. - URL: https://insideart.eu/2018/03/12/addio-a-daniele-lombardi-artista-compositore-e-pianista-vicino-al-futuris-mo (дата обращения: 01.05.2022).

11. Autunno Musicale a Como / Foundation Autunno Musicale a Como [Электронный ресурс]. - URL: http://www. autunnomusicalecomo.it/filone.php?lg=eng&fest=79&filo=222 (дата обращения: 01.05.2022).

12. Claudia Giraud. Morto a Firenze Daniele Lombardi. Compositore-pianista e artista studioso della musica futurista [Электронный ресурс]. - URL: https://www.artribune.com/arti-performative/musica/2018/03/morto-a-firenze-daniele-lombardi-compositore-pianista-e-artista-studioso-della-musica-futurista (дата обращения: 01.05.2022).

13. Col Legno [Электронный ресурс]: сайт музыкального издательства. - URL: https://www.col-legno.com/ en/shop/31806-lemngrad-international-festival-1988 (дата обращения: 01.05.2022).

14. Daniele Lombardi [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www.danielelombardi.it/index_Cycle/ cyclenew4.html (дата обращения: 01.05.2022).

15. Daniele Lombardi [Электронный ресурс] // Artforum International Magazine. - URL: https://www.artforum.com/ news/daniele-lombardi-19462018-74614 (дата обращения: 01.05.2022).

16. Daniele Lombardi [Электронный ресурс] // CIDIM - COMITATO NAZIONALE ITALIANO MUSICA. -URL: http://www.cidim.it/cidim/content/314619?id=242793 (дата обращения: 01.05.2022).

17. Daniele Lombardi composer, piano [Электронный ресурс] // NEOS Music GmbH. - URL: https://neos-music. com/?language=english&page=output.php%3Fcontent%3DKuenstler/Lombardi_Daniele.php (дата обращения: 01.05.2022).

18. Lucarelli N. Arte in fattoria. A Pistoia [Электронный ресурс]. - URL: https://www.artribune.com/professioni-e-professionisti/who-is-who/2016/11/fattoria-celle-collezione-gori-pistoia (дата обращения: 01.05.2022).

19. Moppi G. Firenze, addio a Daniele Lombardi, musicista e artista visivo [Электронный ресурс]. - URL: https:// firenze.repubblica.it/cronaca/2018/03/12/news/firenze_addio_a_daniele_ lombardi_ musicista_e_artista_ visivo-191061298 (дата обращения: 01.05.2022).

20. Piccardi C, Chessa L. Daniele Lombardi [Электронный ресурс] // International yearbook of futurism studies / de Gruyter W. - URL: https://books.google.ru/books?id=fIVaEAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source= gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.05.2022).

21. Tenaglia M. Maestro Daniele Lombardi and His Futurist Music [Электронный ресурс]. - URL: http://www. iitaly.org/magazine/focus/art-culture/article/maestro-daniele-lombardi-and-his-futurist-music (дата обращения: 01.05.2022).

22. Tommaso Evangelista. La dinamica sonora delle forme. Intervista postuma a Daniele Lombardi [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rivistasegno.eu/la-dinamica-sonora-delle-forme-intervista-postuma-a-daniele-lombardi (дата обращения: 01.05.2022).

References

1. Gulyanitskaya N.S. Muzykovedenie: "znanie o neznanii" - postanovka i reshenie problem [Musicology: "knowledge of ignorance" - formulation and solution of problems]. Problemy muzykal'noy nauki [Problems of music science], 2021, no. 3, pp. 7-18. (In Russ.).

2. Demshina A.Yu. Vizual'nye iskusstva v situatsii globalizatsii kul'tury: institutsional'nyy aspekt: avtoref. dis. ... d-ra kul'turologii [Visual Arts in a Globalized Culture Context: Institutional Aspect. Author's abstract of diss. of the Doctor of Culturology]. St. Petersburg, 2011. 38 p. (In Russ.).

3. Ivleva A.Yu. Vizualizatsiya kak metod konstruirovaniya simvolov v raznykh vidakh iskusstva [Visualization as a method of constructing symbols in different forms of art]. Yazyk. Kul'tura. Obshchestvo [Language. Culture. Society], 2008, iss. 1. (In Russ.). Available at: https://yazik.englishleo.ru/2008-18.php (accessed 01.05.2022).

4. Kitel A. Pomestnoe iskusstvo [Local art]. (In Russ.). Available at: https://www.theartnewspaper.ru/posts/3665 (accessed 01.05.2022).

5. Samarina M.S. Perechityvaya Dante: Obrazy epokhi [Rereading Dante: Images of the Epoch]. St. Petersburg, RK GA Publ., 2017. 96 p. (In Russ.).

6. Futurizm Italiya-Rossiya. Daniele Lombardi. Kvartet FuturEnsemble [Futurism Italy-Russia. Daniele Lombardi. FuturEnsemble Quartet]. (In Russ.). Available at: http://mosday.ru/afisha/event.php?source=2&event=11378 (accessed 01.05.2022).

7. Futurizm Italiya-Rossiya. Daniele Lombardi [Futurism Italy-Russia. Daniele Lombardi]. (In Russ.). Available at: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/35713 (accessed 29.09.2021).

8. Kholopov Yu.I. Vklad Keydzha v muzykal'noe myshlenie XX veka [Cage's contribution to 20th century musical thinking]. Dzhon Keydzh. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: nauchnye trudy MGK im. P.I. Chaykovskogo [John Cage. To the 90th anniversary of his birth: Scientific works of IMC named after. P.I. Tchaikovsky]. Moscow, 2004, W. 46, pp. 80-81. (In Russ.).

9. Elkan O.B. Sintez iskusstv kak kul'turno-khudozhestvennaya paradigma [Synthesis of arts as cultural and artistic paradigm]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 47, pp. 27-31. (In Russ.).

10. Addio a Daniele Lombardi, artista, compositore e pianista vicino al futurism. Inside Art. (In Ital ). Available at: https://insideart.eu/2018/03/12/addio-a-daniele-lombardi-artista-compositore-e-pianista-vicino-al-futurismo (accessed 01.05.2022).

11. Autunno Musicale a Como. Foundation Autunno Musicale a Como. (In Ital.). Available at: http://www. autunnomusicalecomo.it/filone.php?lg=eng&fest=79&filo=222 (accessed 01.05.2022).

12. Claudia Giraud. Morto a Firenze Daniele Lombardi. Compositore-pianista e artista studioso della musica futurista. (In Ital.). Available at: https://www.artribune.com/arti-performative/musica/2018/03/morto-a-firenze-daniele-lombar-di-compositore-pianista-e-artista-studioso-della-musica-futurista (accessed 01.05.2022).

13. Col Legno. (In Engl.). Available at: https://www.col-legno.com/en/shop/31806-leningrad-international-festival-1988 (accessed 01.05.2022).

14. Daniele Lombardi. (In Engl.). Available at: http://www.danielelombardi.it/index_Cycle/cyclenew4.html (accessed 01.05.2022).

15. DANIELE LOMBARDI. Artforum International Magazine. (In Engl.). Available at: https://www.artforum.com/news/ daniele-lombardi-19462018-74614 (accessed 01.05.2022).

16. Daniele Lombardi. CIDIM - COMITATO NAZIONALE ITALIANO MUSICA. (In Ital.). Available at: http://www. cidim.it/cidim/content/314619?id=242793 (accessed 01.05.2022).

17. Daniele Lombardi composer, piano. NEOSMusic GmbH. (In Engl.). Available at: https://neos-music.com/?language= english&page=output.php%3Fcontent%3DKuenstler/Lombardi_Daniele.php (accessed 01.05.2022).

18. Lucarelli N. Arte in fattoria. A Pistoia. (In Ital.). Available at: https://www.artribune.com/professioni-e-professionisti/ who-is-who/2016/11/fattoria-celle-collezione-gori-pistoia (accessed 01.05.2022).

19. Moppi G. Firenze, addio a Daniele Lombardi, musicista e artista visivo. (In Ital.). Available at: https://firenze. repubblica.it/cronaca/2018/03/12/news/firenze_addio_a_daniele_lombardi_musicista_e_artista_visivo-191061298 (accessed 01.05.2022).

20. Piccardi C, Chessa L. Daniele Lombardi. International yearbook offuturism studies. (In Engl.). Available at: https:// books.google.ru/books?id=fIVaEAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v= onepage&q&f=false (accessed 01.05.2022).

21. Tenaglia M. Maestro Daniele Lombardi and His Futurist Music. (In Engl.). Available at: http://www.iitaly.org/ magazine/focus/art-culture/article/maestro-daniele-lombardi-and-his-futurist-music (accessed 01.05.2022).

22. Tommaso Evangelista. La dinamica sonora delle forme. Intervista postuma a Daniele Lombardi. (In Ital.). Available at: https://www.rivistasegno.eu/la-dinamica-sonora-delle-forme-intervista-postuma-a-daniele-lombardi (accessed 01.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.