kraya na Krasnodarskiy kray i Rostovskuyu oblasf [Resolution of the Central Executive Committee of the USSR on the Division of the Azov-Black Sea Territory Into Krasnodar Krai and Rostov Oblast].
8. Mikhaylov, N.T. (1911) Spravochnik po Stavropol 'skoy eparkhii (obzor gorodov, sel, stanits i khutorov Stavropol'skoy gubernii i Kubanskoy oblasti) [Guide to the Stavropol Eparchy (An Overview of Cities, Villages, Stanitsas, and Farmsteads of Stavropol Province and Kuban Oblast)]. Ekaterinodar.
9. Tvalchrelidze, A. (1897) Stavropol'skaya guberniya v statisticheskom, geografic-heskom, istoricheskom i sel 'skokhozyaystvennom otnosheniyakh [Stavropol Province in Statistical, Geographical, Historical, and Agricultural Relations]. Stavropol: tipografiya M.N. Koritskogo.
10. Belyavskaya, I.V. (2014) Kul'turno-istoricheskoe nasledie - aktsent na traditsii, istoriyu, narodnyy fol'klor [Cultural and Historical Heritage: Emphasis on Traditions, History, Folklore]. Beloglinskie vesti. 01 April. 211.
11. Belaya Glina Official Website. [Online] Available from https://www.belaya-glina.ru/city/podrazdelen/department_of_culture/cultural_and_recreational_institutions_of_culture/ (Accessed: 12.12.2020).
12. Beloglinskie vesti. (2014) 45 - "Sudarushka" yagodka opyat'! [Sudarushka Turns 45]. [Online] Available from: https://bgvesti.ru/45406.html (Accessed: 14.11.2020).
13. Matsievskiy, I.V. (2020) Traditsionnoe pevcheskoe iskusstvo v XXI veke: ispolnitel'skaya problematika [Traditional Singing Art in the 21st Century: Performing Problems]. [Online] Available from: http://etmus.ru/tradicionnoe-pevcheskoe-iskusstvo-v-xxi-veke/ (Accessed: 14.11.2020).
14. Khristiansen, L.L. (1976) Ladovaya intonatsionnost' russkoy narodnoy pesni [The Modal Intonation of the Russian Folk Song]. Moscow: Sovetskiy kompozitor.
УДК 781
DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-4-77-83
А.С. Козубова
СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАДРЕ МАРТИНИ
Частные книжные музыкальные архивы XVIII века являются важной основой фондов Национальных библиотек Европы. Ярким примером этого может послужить Библиотека падре Мартини, насчитывающая к 1700 году уже более 17.000 томов различных трактатов, нотных изданий и всевозможных рукописей (не считая галерею портретов известных музыкантов). В данной статье рассматривается роль библиотеки падре Мартини в его научной деятельности музыковеда, историка, исследователя в области контрапункта и фуги, затрагиваются вопросы формирования данного собрания и его развития вплоть до настоящего времени. В выводах раскрывается важная сторона его деятельности ученого-коллекционера, не только пополняющего бесценными собраниями свою библиотеку, но и применяющего этот материал для собственных исследований в области теории музыки, ее истории и композиции.
Ключевые слова: Библиотека падре Мартини, частные библиотеки, музыкальные архивы XVIII века, коллекция Джованни Баттиста Мартини, Музей и Библиотека музыки Болоньи.
На протяжении многих столетий Библиотека являлась важнейшим социокультурным институтом и главным звеном в формировании фундаментальных знаний человека. Ее просветительская деятельность способствовала развитию образованного и духовного сообщества, о чем свидетельствовали многие великие мыслители и ученые. Одним из них был выдающийся советский академик Д.С. Лихачев: «Книги сохраняют человечеству знания, без которых остановилось бы дальнейшее развитие человеческой цивилизации, ее культуры» [1. С. 1].
XVII и XVIII века считаются «золотым веком библиотек», поскольку именно на данное время приходится основание многих ведущих библиотек Европы - Библиотеки Святой Женевьевы в Париже, Австрийской национальной библиотеки в Вене, Национальной центральной библиотеки во Флоренции, Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге и многих других. Их частью являются музыкальные собрания, которые с течением времени перерастают в целые отделы с архивами музыкально-теоретических трактатов, исторических очерков, фолиантов, манускриптов (в XX веке музыкальные отделы библиотек пополняются аудио- и видеозаписями различных произведений, исполнителей, концертов).
На протяжении нескольких столетий наблюдается одна закономерность - многие музыкальные архивы библиотек и музеев мира базируются на личных собраниях частных коллекционеров, среди которых немало выдающихся деятелей культуры и искусства [2]. Зачастую эти собрания каталогизируются самими владельцами, а затем передаются в дар библиотекам (на данный момент цифровизация отечественных и зарубежных архивов позволяет получить к ним доступ из любой точки мира1). В качестве подобного примера можно привести библиотеку французского композитора и историка музыки Себастьяна де Броссара (1655-1730), которая содержала редкие рукописи произведений итальянских и немецких композиторов XVII века. С 1724 года названная библиотека, вкупе с составленным самим композитором ценным каталогом, была подарена Людовику XV. Впоследствии библиотека де Броссара стала частью Национальной библиотеки Франции в Париже (Bibliothиque nationale de France). Стоит отметить, что коллекционирование композитором манускриптов не было случайностью: ведь именно эти ценные исторические источники составили фундамент для ценнейшего научного труда де Броссара - его знаменитого музыкального словаря «Dictionnaire de musique» (1701).
Очевидно, что частные коллекции являются особым феноменом культурной жизни. Но существует ли связь между тягой к научной деятельности и собирательством книг, разумеется, книг определенной направленности? Краткие штрихи из жизни и деятельности итальянского композитора, музыкального теоретика, знаменитого педагога, священнослужителя Джованни Баттиста Мартини показывают, что такая связь существует. Кстати показательно, что годы его жизни (1706-1784) совпали с «золотым веком библиотек».
Будучи всесторонне развитой личностью в области искусства и науки, падре Мартини черпает свои знания из многочисленных редких первоисточников, включая древние рукописи и уникальные нотные издания. Ограниченный доступ к этим источникам способствуют тому, что он самостоятельно добывает внушительное количество различных манускриптов, инкунабул и всевозможных книг, реализуя, таким образом, еще один свой талант - коллекционера, создателя научной библиотеки определенной направленности [3, 4, 5]. Исходя из собственного личного опыта и мировоззрения ученого, историка, композитора, церковнослужителя, Мартини собирает по крупицам материал своей постоянно расширяющейся библиотеки, формируя, таким образом, фундамент собственной научной деятельности. Иными словами, библиотека
1 Среди современных музыкальных онлайн-коллекций востребованы, например, библиотеки О. Пет-руччи (IMSLP / Petrucci Music Lybrary), Б. Тараканова (Нотный архив Бориса Тараканова).
для падре Мартини становится не только одним из направлений его творческой деятельности, но и основой для написания собственных трудов.
Среди главных научных трудов Мартини - «История музыки» в четырех томах: первый том (1757) включает в себя исторические сведения о музыке Царства Израиля и Древнего Египта, халдеев и восточных племен; второй том (1770) повествует о музыке Античной Греции на празднествах, свадьбах, погребениях, музыкальных играх и состязаниях; третий том (1781) предоставляет информацию о театральной музыке Древней Греции и деятельности философов-музыкантов. Четвертый том исследования Мартини (не опубликован и сохранился лишь фрагментарно) раскрывает особенности музыки древнего Рима и средневековой Италии, включая становление и развитие контрапункта.
Стоит отметить, что и теоретические работы падре Мартини по контрапункту и фуге были созданы на базе фундаментального знания музыкально-теоретической литературы. Главным образом, к ним относится его двухтомный труд «Образец, или Основной практический очерк по Контрапункту»: первый том - «Esemplare o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo» - был опубликован в 1774 году (издательство La Volpe), второй том - «Образец, или Основной практический очерк о Фугированном Контрапункте» («Esemplare, o sia Saggio fondamentale Pratico di Contrappunto Fugato» - опубликован тем же издательством в Болонье в 1776 году. В вышеуказанном «Образце» Джованни Баттиста подчеркивает важность изучения трактатов и различных пособий известных теоретиков - А. Кирхера «Всеобщая музургия» («Musurgia universalis», 1652-1654), И.Й. Фукса «Ступени к Парнасу» («Gradus ad Parnassum», 1725), Ф.В. Марпурга «Учение о фуге» («Abhandlung von der Fuge», 1753-1754), C. де Броссара «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique»; 1701, переизд. 1703) и многих других [6].
Помимо этого, важнейшим оригинальным качеством теоретических работ падре Мартини, включая вышеуказанный «Очерк о контрапункте и фуге», является введение им в свои исследования большого количества нотных примеров различных композиторов (К. Монтеверди, К. Джезуальдо, Л. Маренцио, Дж. А. Перти и других), что также оказалось возможным благодаря мощному собранию нотных текстов его библиотеки [7].
Весь путь коллекционирования и копирования редких книг связан с историческими факторами и жизнью самого Джованни Баттиста. Одним из них является феодальная раздробленность в Италии XVIII века, когда существование отдельных городов-государств затрудняло не только разрешение на копирование, но и доступ в архивы. Однако невероятное упорство, авторитет, слава великого ученого и педагога позволяют падре Мартини получить доступ в частные коллекции, одной из которых была библиотека Папы Римского в Ватикане, практически недоступная для простых смертных. На тот момент верховный пост Католической церкви занимал Папа Бенедикт XIV, который не только разрешил скопировать ценные рукописи, но и предложил Мартини пост капельмейстера Сикстинской Капеллы [8]. Ввиду хрупкого здоровья, Мартини не принимает данное предложение, объясняя причину отказа в письме своему другу падре Феличе Маси: «Меня сильно смутила новость, что Вы избрали меня капельмейстером базилики Ватикана, место, подходящее более для Вас; увы, могут возникнуть последствия, которые сумеют скверно повлиять на мое здоровье, из-за воздуха более разреженного в Риме...» [9. P. 56].
Благодаря эпистолярному наследию Джованни Баттиста (на данный момент сохранилось около 5000 его писем), мы имеем возможность проследить различные этапы жизни композитора и ученого, включая поиск редких изданий для своей библиотеки. Из них только 600 принадлежат самому Мартини, а остальные - Римским Папам, кардиналам, Главам Францисканского Ордена, королям и принцам, историкам, музыковедам, поэтам, ученикам [10]. Даже в конце своей жизни, переписываясь с
архиепископом Болоньи, он просит допустить к личным архивам своих учеников (главным образом - Станислао Маттеи), которые будут продолжать работу не только в пополнении его библиотеки, но и научных исследованиях: «Ибо ниспосылает мне Создатель свое безграничное сострадание, предоставляя приемника в лице Падре Станислао Маттеи, способного каждый раз восполнять мое отсутствие ввиду лет, отягощенных нездоровьем и невозможностью окончания Истории Музыки. Поэтому я прошу Вашу Милость молить Всевышнего о вышеуказанном Священнослужителе 32 лет от роду и предоставить ему право на изучение недоступных книг и вероятности их извлечения из библиотеки, необходимых в продолжении этого труда...» [9. Р. 74].
Помимо собственноручного копирования рукописей и получения в дар многих трудов, библиотека падре Мартини пополнялась за счет немалых личных средств самого маэстро. Некоторые приобретенные им издания стоили более 1000 цехинов, что немало поразило Ч. Берни, посетившего Мартини в Болонье в 1770 году и познакомившегося с его книжной сокровищницей [11. P. 202]. Одним из подобных дорогих изданий был труд «Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке» («El melopeo y Maestro: tractado de mъsica theorica y pratica») неаполитанского теоретика Пьетро Чероне (1566-1625). Рукопись этого трактата включала в себя 22 тома (1160 страниц) на испанском языке, что было связано с политической ситуацией - в этот период Испания властвовала над Неаполем. Редкость и высокая цена этого трактата были обусловлены неудачным стечением обстоятельств - при перевозке книг шлюпка с копиями трактата была потоплена.
Постепенно частная библиотека падре Мартини достигла объемов в 17000 томов и состояла из различных трактатов, инкунамбул, брошюр, и фолиантов, начиная с эпохи Средневековья и заканчивая Классицизмом. Коллекция стала занимать несколько комнат - в одной хранились рукописи, в двух других - печатные книги со всеми существующими на тот момент изданиями, а в четвертой - все, что касалось практической музыки. Таким внушительным объемом ценных исторических и художественных ценностей частной коллекции восхищались многие видные деятели того времени, одним из которых был английский историк музыки Ч. Берни: «...падре Мартини обладал оригинальными манускриптами, представляющими большую ценность [...], десятью различными копиями известного Micrologus Гвидо Аретинского и другими, сделанными из манускриптов Иоанна де Мумриса и древних ценных трактатов и манускриптов [...] [11. P. 202].
Бесспорно, частная коллекция падре Мартини обладала мультикультурной ценностью, ведь она пополнялась не только книжными рукописями и изданиями представителей многонациональных школ, но и произведениями изобразительного искусства, а именно - портретами различных европейских музыкантов XVI-XVIII веков. Их авторство принадлежало многим известным художникам - например, Томасом Гейнс-боро был написан портрет И.Х. Баха, Анджело Крешимбени - портреты И.Г. Вальтера и падре Мартини, Луиджи Креспи - Д. Корсини, Джошуа Рейнольдсом -Ч. Берни, Коррадо Джакуинто - Фаринелли. Ценность библиотеки падре Мартини еще больше возрастает после его смерти - она не только сохраняется, но и преумножается за счет собственных произведений (более 1000 композиций и около 20 научных работ), а также трудов, собранных его учеником Станислао Маттеи (впоследствии - директором Музыкального лицея Болоньи). Большую роль в приобретении ценных рукописей для собрания падре Мартини сыграл и библиотекарь данного Лицея - Гаэтано Гаспари, который не только обогатил ее, но и составил каталог всех собранных материалов.
Дальнейшая судьба невероятного по объему и ценности собрания падре Мартини развивалась под влиянием временных исторических и политических преобразований. С 1942 года сам Музыкальный лицей был переименован в Консерваторию под названием «Regio Conservatorio di Música», которая стала носить имя Джованни Бат-
тиста Мартини. Болонская община сохранила за собой право собственности не только на Библиотеку падре Мартини, но и на его картинную галерею, обе они с 1959 года переходят в распоряжение Музыкального Библиографического Музея (Civico Museo Bibliografico Musicale). С 2004 года этот Музей переименовывается в Международный Музей и библиотеку музыки в Болонье (Museo internazionale e bilioteca della musica di Bologna), который открывается в Палаццо Сангинетти. Изначально все содержимое библиотеки Мартини находилось в разрозненном состоянии: собрание рукописей и редких изданий, а также картин и музыкальных инструментов было выставлено в музейных залах на улице Маджоре, 34, в Палаццо Сангинетти, а большая часть библиографических материалов - на площади Россини, 2 (бывший монастырь Сан-Джакомо), в помещениях, примыкающих к Консерватории Дж. Б. Мартини. C 2014 года вся библиотека падре Мартини была полностью перенесена в Палаццо Сангинетти [12, 13]. Каталог произведений падре Мартини, составленный Гаспари, носит теперь название Gaspari-online и помещен на сайт Международного Музея и библиотеки музыки Болоньи.
Научная деятельность падре Мартини, его взгляды и навыки, прославившие его как непревзойденного музыкального ученого, педагога, знатока контрапункта и фуги, основаны на коллекционировании исторических ценностей, главными из которых были теоретические или практические (нотные) тексты. Их внушительное количество, разнообразие и бесценное содержание демонстрируют невероятный труд и упорство маэстро в получении фундаментальных знаний. Несомненно, собранный им разнообразный материал является отражением ключевых тенденций музыкального искусства и науки на протяжении многовековой истории своего развития. Его библиотека стала не только фундаментом исследований последующих поколений, но и сыграла куль-турообразующую роль в развитии и процветании жизни общества в целом.
Литература
1. Павлова Н.Б., Циделко Т.А. Роль библиотек в развитии цивилизации и духовной жизни общества. URL: https://repo.odmu.edu.ua/xmlui/bitstream/handle/123456789/ 4480/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D 1 %8C%20%D0%B 1 %D0%B8%D0%B 1 %D0%BB% D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.11.2021).
2. Лиховцева A.B. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия: автореф. дис. ... канд. иск-я. МГХПА им. С.Г. Строганова. М., 2019. 31 c.
3. Moreschi G.B. Orazione in lode del padre maestro Giambattista Martini, recitata da Giambattista Alessandro Moreschi nella solenne accademia de' Fervidi l'ultimo giorno dell' anno 1784. Bologna: S. Tommaso d'Aquino, 1786. 38 p.
4. Restani D. Martini studioso di musica greca, in Padre Martini. Musica e cultura nel. Settecento europeo, a cura di A. Pompilio. Firenze: Olschki, 1987. P. 27-54.
5. Rostirolla G., Szpadrowska M. Una biblioteca musicale del Settecento: il fondo Compagnoni Marefoschi della Biblioteca Casanatense di Roma, storia e catalogo. Roma: Torre d'Orfeo, 1995. 810 p.
6. Martini G.B. Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto fugato. Parte 2. Bologna: Lelio dalla Volpe, 1775. XXXXVIII+328 p.
7. Martini G.B. Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto. Parte 1. Bologna: Lelio dalla Volpe, 1774. XXXII+260 p.
8. Pasquini E. In quell'aria p^ bassa di Roma: attorno a un (presunto) incarico a padre Martini, in: Atti del Congresso internazionale di Musica sacra. Vaticano: Libreria editrice vaticana, 2013. P. 959-966.
9. Zaccaria V. Padre Giambattista Martini: compositore musicologo e maestro. Con il catalogo di tutte le opere. Padova: Il Messaggero di S. Antonio, 1969. 140 p.
10. Schnoebelen A. Padre Martini's Collection of Letters in the Civico Museo Bibliografico Musicale in Bologna: an annotated index. New York: Pendragon, 1979. 721 p.
11. Burney C. The Present State of Music in France and Italy (2nd, corrected edition). London: T. Becket & Co. Strand, 1773. 437 p.
12. In museo. Le collezioni. URL: http://www.museibologna.it/musica/collezioni/53092 (accessed: 25.11.2021).
13. Sartori C. Il Conservatorio di musica «G.B. Martini» di Bologna. Firenze: Le Monnier, 1942. 206 p.
Creation of a Private Music Library as One of the Scholarly Activities of Padre Martini
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 4 (83), 77-83. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-4-77-83
Alevtina S. Kozubova, Rachmaninov Rostov State Conservatory (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: goldenringlet@mail.ru
Keywords: Library of Padre Martini, private libraries, music archives of 18th century, collection of Giovanni Battista Martini, International Museum and Library of Music of Bologna.
Private book music archives of the 18th century are a special phenomenon of cultural life since most of them become an important basis for the collections of the National Libraries of Europe. Scholars and musicians compiled collections and used them as a basis for writing their own large-scale research works. The brief strokes from the life and work of the Italian composer, music theorist, famous teacher and clergyman Giovanni Battista Martini confirm all of the above. The library of Padre Martini, which by 1700 already had more than 17,000 volumes of various treatises, sheet music and all kinds of manuscripts (not counting the gallery of portraits of famous musicians), follows a special path of formation and development up to the present time. The analysis of the research activities of Padre Martini shows that his fundamental knowledge, which numerous musicians, politicians, clergymen, poets, and historians admired, was directly related to an irresistible craving for collecting rare literature. As a specific phenomenon of the Bologna musical culture of the 18th century, Padre Martini had a tremendous influence not only on many of his contemporaries, but also on future generations since his activities, research, and the collected valuable material grew into the current International Museum and Library of Music of Bologna. Undoubtedly, the private collection of Padre Martini determined his scholarly contribution to the world history of music, its theory and composition.
References
1. Pavlova, N.B. & Tsidelko, T.A. (n.d.) Rol' bibliotek v razvitii tsivilizatsii i dukhovnoy zhizni obshchestva [The Role of Libraries in the Development of Civilization and of the Spiritual Life of Society]. [Online] Available from: https://repo.odmu.edu.ua/ xmlui/bitstream/handle/123456789/4480/%D0%A0%D0%BE%D00/oBB%D1%8C%20%D0% B1%D0%B8 %D0 %B 1%D0 %BB%D0 %B8 %D 0 %B E %D 1%82 %D 0 %B 5 %D 0%BA.p df? sequence=1&isAllowed=y (Accessed: 25.11.2021).
2. Likhovtseva, A.V. (2019) Chastnye kollektsii proizvedeniy iskusstva kak ob"ekt kul'turnogo naslediya [Private Art Collections as a Cultural Heritage Object]. Abstract of Art History Cand. Diss. Moscow.
3. Moreschi, G.B. (1786) Orazione in lode del padre maestro Giambattista Martini, recitata da Giambattista Alessandro Moreschi nella solenne accademia de ' Fervidi l'ultimo giorno dell' anno 1784. Bologna: S. Tommaso d'Aquino.
4. Restani, D. (1987) Martini studioso di musica greca. In: Padre Martini. Musica e cultura nel. Settecento europeo, a cura di A. Pompilio. Firenze: Olschki. pp. 27-54.
5. Rostirolla, G. & Szpadrowska, M. (1995) Una biblioteca musicale del Settecento: il fondo Compagnoni Marefoschi della Biblioteca Casanatense di Roma, storia e catalogo. Roma: Torre d'Orfeo.
6. Martini, G.B. (1775) Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto fugato. Parte 2. Bologna: Lelio dalla Volpe.
7. Martini, G.B. (1774) Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto. Parte 1. Bologna: Lelio dalla Volpe.
8. Pasquini, E. (2013) In quell'aria pi^ bassa di Roma: attorno a un (presunto) incarico a padre Martini. In: Atti del Congresso internazionale di Musica sacra. Vaticano: Libreria editrice vaticana. pp. 959-966.
9. Zaccaria, V. (1969) Padre Giambattista Martini: compositore musicologo e maestro. Con il catalogo di tutte le opere. Padova: Il Messaggero di S. Antonio.
10. Sshnoebelen, A. (1979) Padre Martini's Collection of Letters in the Civico Museo Bibliografico Musicale in Bologna: An Annotated Index. New York: Pendragon.
11. Burney, C. (1773) The Present State of Music in France and Italy. 2nd, corrected edition. London: T. Becket & Co. Strand.
12. Museo internazionale e biblioteca della musica di Bologna. (n.d.) In museo. Le collezioni. [Online] Available from: http://www.museibologna.it/musica/collezioni/53092 (Accessed: 25.11.2021).
13. Sartori, S. (1942) Il Conservatorio di musica "G.B. Martini" di Bologna. Firenze: Le Monnier.
УДК 75.03
DOI: 10.24412/2070-075X-2021-4-83-92
Ю.Ю. Гудыменко
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ О.А. КИПРЕНСКОГО
В статье рассматриваются три портрета работы О.А. Кипренского 1820-х годов: Е.С. Авдулиной, А.М. Голицына и А.С. Пушкина. Анализируются их содержательные и формальные особенности. Учитывая образную усложненность этих произведений, отличных от большинства портретной продукции этого времени, предлагается считать подобные портреты символическими. Кратко рассматривается отличие аллегории от символа в романтическую эпоху. Предпринимаются попытки расшифровать идею указанных работ, выявляются возможные источники, повлиявшие на создание портретных образов. На основе журнальной литературы 1820-х годов рассматривается восприятие его творчества современниками, как необычное по содержанию и исполнению. Основными методами исследования в настоящей статье стали формально-стилистический и сравнительный.
Ключевые слова: О.А. Кипренский, символический портрет в эпоху романтизма, аллегория и символ, портрет А.С. Пушкина, портрет Е.С. Авдулиной, портрет Голицына.