о, креатив моей души!
творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе
С развитием цивилизации и расширением границ знаний, позволяющих человечеству переходить к использованию в хозяйственных целях все новых и новых видов энергий, предметный мир, создаваемый и непрерывно совершенствующийся человеком, все больше «вбирает» в себя энергию окружающего мира. При этом нельзя забывать, что то, что уже создано людьми является не просто продуктом их труда, а объектом затрат корпоративной творческой (созидательной) энергии всех тех, кто участвовал в создании и продвижении на рынок всего многообразия предметов потребления.
Поскольку номенклатура создаваемого предметного мира стремится к бесконечному множеству, напрашивается вывод о том, что для полного обеспечения своей жизнеспособности каждый отдельный человек не может вырабатывать достаточного количества личной творческой энергии, которое удовлетворило бы все его потребности. Поэтому, покупая товары или услуги, он не просто удовлетворяет свои потребности в общепринятом сегодня понятии, а приобретает тот уровень недостающий ему творческой энергии, сконцентрированный в получаемых товарах или услугах, который необходим ему для восстановления или поддержания своего биоэнергетического баланса. Отсюда следует, что товары и услуги одновременно являются и носителями творческой энергии (созидательных действий) их создателей, и объектом экономических, в том числе рыночных, отношений.
Мельников О.Н.
докт. экон. наук, профессор кафедры «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» МГТУ им. НЭ. Баумана
область экономических Важно подчеркнуть, что
наблюдающаяся сегод-
отношений объединяет ня интеллектуализация __экономики является аб-
в единую экосистему солютно объективным
__процессом расширения
_самого человека зоны использования
__творческой энергии.
и окружающий его мир Это приводит к тому, __что в рамках производства товаров и услуг постепенно происходит своеобразное «вытес-_ нение» затратных и экологически опасных видов энергии.
_ Можно утверждать, что область экономических отношений объединяет в единую экосистему самого человека и окружающий его мир.
, _ _ _ Другими словами, они формируют условия,
__обеспечивающие сохранение человека как од___ного из биологических видов, живущих на Зем-
____ле. При этом, чем выше уровень проявления
творческой энергии каждым субъектом (работником), тем большее развитие получают экономические отношения. Поэтому стремление ловека к социальному развитию своей ген-ой творческой энергии (прежде всего через олучение образования, квалификации и навыков работы) является естественной и объективной необходимостью его существования. Роль «регулятора» в обеспечивающих жизнеспособность человека экономических отношениях играют социальные взаимоотношения как на государственном, так и на корпоративном уровнях. Отсюда следует, что любое искусственное (например, в результате несовершенных законов) сдерживание процесса формирования «нормальных» экономических отношений между человеком и обществом (предприятием) приводит к тому, что человек вынужден с этим бороться различными социальными средствами (вплоть до социальных революций).
Из вышеизложенного ясно, что степень контакта человека с окружающим и предметным миром, определяется уровнем снижения у него того или иного вида энергии, необходимого
ему для поддержания своей жизнеспособности _
(тепловой, биохимической и т.д.). Это, в свою очередь, определяется защитными биоэнергетическими процессами, возникающими в че- _
ловеческом организме и проявляющимися в виде ответной реакции на происходящие внешние (природные, социальные, техногенные и т.п.) изменения окружающей среды.
Такой ответной реакцией является генериро- _
вание человеком творческой (созидательной) энергии, которую, на наш взгляд, следует отнести к основному источнику экономических
и социальных преобразований в обществе. То _
есть творческая энергия - это объективно существующая природная субстанция, которая _
через общественно-полезную деятельность
человека по преобразованию окружающего _
мира в материальные и духовные экономические продукты, связывает его биоэнергетику с _
энергиями окружающего мира. _
В результате использования новых (возможно,
не известных сегодня) видов энергии, а, следо- _
вательно, и более высоких технологий во всех
видах экономических продуктов увеличивает- _
ся интеллектуальная составляющая творческой
энергии. А это всегда приводит не только к _
большей «интеллектуализации» производимых
продуктов, но и к снижению их материало- и _
энергоемкости, повышению экологической чистоты и стремительному (в соответствии с
законом повышения степени идеальности1) _
«сближению» с природными свойствами окружающего мира. Это подтверждает наше заключение о том, что с технологическим развитием материальные экономические продукты все больше вбирают в себя черты интеллектуальных экономических продуктов. Мы хорошо понимаем причины существующего особого положения
человека и человечес- все люди по-своему кой популяции, в частности: талантливы, - это совершенствующийся Разум, ответ- но только там, ственный за сохранение нас как биовида и где «им начертано судьбой»
основной задачей бизнеса
является создание таких
условий, которые смогли
отношений обеспечить
возможности
стремящимся ради этого «подчинить себе» природные стихии; - это накапливающийся и передающийся из поколения в поколение бы каждому субъекту рыночных (наследующийся - ом.)
опыт преобразования физической и творческой энергии человека в экономические продук-
__ты, необходимые ему
для максимального проявления для обеспечения своей
__жизнеспособности;
своего «таланта» - это неизбежное производство нового знания и ретроспективный взгляд, который позволяет
_ понять, что с появлением человека произошла
_ величайшая биологическая революция с непредсказуемыми последствиями для судьбы са-_____мой биосферы2.
_ ____Как справедливо отмечают Кирсанов К.А., Буя____ нов В.П., Михайлов Л.М.: «Переход к интеллекту__альному труду - это не просто смена вида деятельности, это глобальная трансформация тру-™а в рамках биосферы к труду в рамках ноосфе-ы. Если традиционным трудом занимается представитель биологического вида homo sapiens, то интеллектуальным трудом занимается интеллектуальная система. Субъектом труда становится не человек, рассматриваемый с позиций его физических возможностей (все современные теории труда в той или иной степени возводят этот атрибут в рамки доминанты), а интеллектуальная система, грешащая индивидуализмом и субъективностью в поле глобальных объективных преобразований, которые требуют пересмотра моделей субъектов труда» 3. На основании вышеизложенного рассмотрим вопрос о грани, которая разделяет понятия «интеллект» и «созидательная деятельность» человека («творческая энергия»). Интеллект (ум) - это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая внешнюю информацию, принимаемую от самых различных источников во
время образовательных и других квалификационных процессов. Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются интеллектуальным капиталом, или интеллектуальным потенциалом творческих возможностей человека, который по аналогии с понятиями традиционной экономики можно соотнести с основным капиталом. _
Созидательная деятельность, активность _
(синонимом данного выражения является сло- _
восочетание творческая энергия4) - это внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) во время практического использования интеллектуального капитала человека с целью изменения (улучшения, преобразования и т.п.) экономических _
или социальных объектов, на которые данная энергия направлена. Возникающие в результате такого воздействия перемены, зафиксированные материальным, или духовным (интеллектуальным) экономическим продуктом, являются предметом или объектом всех последующих экономических или социальных операций. _
Следует особо подчеркнуть, что способность _
конкретного человека к внесению в одно и то же время наибольших или наименьших изменений в окружающий духовный или предметный мир всегда проявляется в конкретных областях его деятельности. То есть все люди по-своему талантливы, но только там, где «им начертано судьбой». Поэтому основной социаль- _
но-экономической задачей бизнеса является все группы ресурсов создание через свои
структуры управления (материальные, финансовые,
(например, через использование организа- управленческие и др.) ционно-структурного
капитала предприятия) мертвы без соприкосновения
таких условий, которые были бы способны с интеллектуально-
каждому субъекту рыночных отношений (в креативными том числе работнику
предприятия) обеспе- ресурсами организации
только креативная чить условия и возможности для максималь-
(созидательная) составляющая ного проявления свое__го «таланта».
интеллектуальных ресурсов Нельзя отрицать тот
факт, что основные
способна обеспечивать экономические ресурсы фирмы или предп-
достижение экономических риятия, которые, как
__известно, объединяют
целей организации в себе капитал, матери__алы, технологию, ин-
__формацию и челове-
_ ческие ресурсы, являются сейчас и всегда оста_ нутся базовыми для ныне действующих и буду_ щих компаний. Однако на высокотехнологичных предприятиях сегодня происходит все _ большее смещение акцента и «весового» значения не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит практическая реализация всех задач экономической деятельности предприятия, а рыночный успех фирмы
_ ____определяют «талант и время» ее работников.
Все группы ресурсов (материальные, финансовые, управленческие и др.) мертвы без соприкосновения с интеллектуально-креативными ресурсами организации (рис. 1). При этом только креативная (созидательная) составляю-интеллектуальных ресурсов способна чивать достижение экономических целей организации.
При этом, по мнению автора, человеческие ресурсы следует рассматривать как совокупность его неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных, или духовных, по К. Марксу, ресурсов), которые принадлежат любому человеку на правах личной собственности, которую можно соотнести с «основным капиталом», и отчуждаемой собственности. Последняя проявляется в виде затрат физической и творческой энергии человека, «и которые пускаются им в ход, когда он производит какие-либо потребительские стои-мости»5, отраженные в экономических продуктах его труда.
----С ^ ^^^— ш ........ш"
щая ин
обеспеч
Рис. 1. Экономическая сущность проявления и использования ресурсов человека
Очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуально-креативных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов. Поэтому важно знать природу не только интеллектуальных, но и креативных ресурсов предприятия, а также механизмы формирования и управления этими ресурсами.
Выводы
1. Для экономики главным является реальное, то есть практическое воплощение в экономических продуктах интеллектуальных способностей каждого работника
2. Знания (явные и неявные, осознанные и неосознанные), навыки и умения выступают в качестве составляющих интеллектуального (основного) капитала личности работника, в то время как созидательные действия, проявляемые в виде творческой энергии, яв-
ляются его креативным (оборотным) капиталом.
_ 3. Важно знать природу, роль и место не только
интеллекта, но и тех созидательных действий, которые олицетворяют фактическую экономи-
_ ческую и социальную роль специалиста на
предприятия и человека в окружающем его ми_ ре в целом.
_ 4. Предметный мир является не только продуктом труда, но и объектом затрат корпоративной творческой энергии всех, кто участвовал в создании и продвижении указанного продукта на рынок.
_ 5. Реакцией на различные внешние (природные, социальные, техногенные и т.п.) явления окружающей среды служит генерирование че-овеком его творческой энергии, которую можно назвать первоисточником экономичес-их и социальных преобразований в обществе. 6. Все группы ресурсов (материальные, финансовые, управленческие и др.) «мертвы» без соприкосновения с интеллектуально-креативными ресурсами организации.
1 Иванов ГИ. Формула творчества, или как научиться изобретать. - М..: Просвещение, 1994 - 208 с.
2 Железнов ЮД,, Абрамян ЭА., Новикова С.Т Человек в природе и обществе: Учебник. - М: МНЭПУ, 2000. -300 с.
3 Кирсанов КА,, Буянов ВП, Михайлов ЛМ. Теория труда: Учебное пособие. - М: Экзамен, 2003. - 416 с.
4 в соответствии со «Словарем синонимов русского языка» - М: Русский язык, 1989. - С. 12,414,492
5 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала. Серия «Выдающиеся экономисты». - М: ОАО «»ЦСЭ», 2001. - 800с.
6 Мельников ОН. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Машиностроение, 2004. - 400 с.