Научная статья на тему 'Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации'

Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников О.Н.

Мы уже неоднократно писали о том, что в связи с непрерывной интеллектуализацией бизнеса, включающей в себя все стороны решения предпринимательских задач (от маркетинговых исследований до производства, продвижения товаров и услуг на рынок и далее до поддержания и управления, в том числе, виртуальными запросами потребителей), основной проблемой сегодня становится формирование и целенаправленное руководство творческим потенциалом современных (часто высокотехнологичных) организаций. Анализ методов и приемов менеджмента интеллектуальных процессов показал, что они, в основном, сводятся к учету социально-психологических факторов, несомненно влияющих (но не более) на управление интеллектуально-креативными возможностями организаций. Однако они оставляют в стороне основные творческие характеристики сотрудников носителей, авторов и исполнителей всех материальных и духовных преобразований, необходимых для удовлетворения текущих, перспективных и даже виртуальных рыночных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации»

за пределами интеллекта

методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала

современной организации

Мы уже неоднократно писали о том, что в связи с непрерывной интеллектуализацией бизнеса, включающей в себя все стороны решения предпринимательских задач (от маркетинговых исследований до производства, продвижения товаров и услуг на рынок и далее до поддержания и управления, в том числе, виртуальными запросами потребителей), основной проблемой сегодня становится формирование и целенаправленное руководство творческим потенциалом современных (часто высокотехнологичных) организаций. Анализ методов и приемов менеджмента интеллектуальных процессов показал, что они, в основном, сводятся к учету социально-психологических факторов, несомненно влияющих (но не более) на управление интеллектуально-креативными возможностями организаций. Однако они оставляют в стороне основные творческие характеристики сотрудников - носителей, авторов и исполнителей всех материальных и духовных преобразований, необходимых для удовлетворения текущих, перспективных и даже виртуальных рыночных потребностей.

Сегодня уже широко признается тот факт, что не столько материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость организаций и фирм. «Настала эпоха, в которой все решают талант и время. Деньги делаются на продаже таланта и времени, на эксплуатации таланта и времени, на организации таланта и

Мельников О.Н.

канд. техн. наук, доцент кафедры "Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана

ЯМ к

я ъ

_ времени, на упаковке таланта и времени. Наи_ важнейший для производства ресурс расхажи-

_ вает в ботинках и ежедневно покидает рабочее

_ место ровно в 5 часов» [1]. Это не просто мета_ фора или яркая фраза талантливых экономис-

_ тов из Швеции, это суровая действительность

_ наших дней. Попробуем показать ее значимость с интеллектуально-творческих позиций в экономике, которые ранее были нами неод-

_ _____нократно сформулированы в журнале «Россий-

________ское предпринимательство», в других изданиях, в том числе, в монографиях автора данной

__«Талант - единственная новость, которая все_ гда нова», - сказал О. Табаков о знаменитом актере А. А. Попове 12 апреля т.г. «Слово «талант» значило первоначально «деньги» и обозначает способности, благодаря которым приобретают одобрение толпы и, следовательно, деньги»,

_ - писал выдающийся немецкий философ XIX

века А. Шопенгауэр. Однако с позиций креативных способностей человека, данных ему природой, развивая эту мысль, можно утверждать,

_ что талант - это максимальная сумма векторов

биологической и социальной составляющих _ его творческой (созидательной) энергии, которая воспринимается и экономически оценивается той самой «толпой», имеющей «деньги». Следует особо подчеркнуть, что способность человека, который, в отличие от других, за одно _ и то же время может вносить наибольшие изменения в окружающий человека духовный или предметный мир, всегда проявляется в конкретных областях его деятельности. То есть все люди по-своему талантливы, но только там, где _ «им начертано судьбой». Поэтому основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления таких условий, которые были бы способны _ каждому субъекту рыночных отношений обеспечить возможности максимального проявления своего «таланта».

По Шопенгауэру - при-талант - единственная знание этого выражается в денежном эквива-новость, которая всегда нова ленте. Но деньги - это

социально-экономиче- необходимо владеть ский инструмент, соотнесенный с величиной информацией _

средств материального

и духовного обмена в об интеллектуально-

обществе. Талант чело-

века, как экономическая личностном капитале каждого

категория, выражается в

максимальных измене- из сотрудников

ниях (3^тах), вносимых _

им в продукты своего труда, которые он предлагает к продаже потребителям в минимальное

£тт (конкурентоспособное) время. Однако сте- _

пень проявления таланта каждого человека, ко- _

торый представляет собой большую биосоциальную систему, зависит от огромного числа ежедневно меняющихся внешних факторов, способных низвести его до минимума или возвысить до максимума. В современной экономи- _

ке это обстоятельство является решающим, по- _

скольку в конечном итоге уровень проявления _

«таланта» (креативной, или творческой энер- _

гии) характеризует экономическую сущность

использования интеллектуальных ресурсов ор- _

ганизации.

Основные ресурсы фирмы или предприятия, которые согласно общепринятому мнению объединяют в себе человеческие ресурсы, капитал, материалы, технологию и информацию

[2]., являются и всегда останутся базовыми для _

нынешних и будущих предприятий и фирм. Однако сегодня все большее смещение акцента

и «весового» значения происходит не просто в _

сторону человеческих, а именно интеллектуальных ресурсов организации, от которых зависит, в том числе, и реализация вышеуказанной формулы, когда рыночный успех фирмы определяют «талант и время». Все группы ресурсов мертвы без соприкосновения с интеллектуально-креативными центрами организации. При этом только креативная составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижения экономических целей организации. Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организа-

Рис. 1. Синергия формирования ресурсов современной организации

цией, которые правильнее было бы перевести в более высокий ранг и называть «креативными», зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов (Рис. 1). Интеллектуальные ресурсы, как и любой другой вид запасов, необходимых организации для реализации ее деятельности, имеют свой механизм формирования. Поэтому возникает вопрос, каким образом можно управлять интеллектуальными ресурсами современных организаций.

Понятно, что к настоящему моменту имеются результаты многочисленных и достаточно глубоких и разносторонних исследований в области формирования и управления материальными, финансовыми, трудовыми, технологичес-

кими и информацион- уровень проявления таланта

ными ресурсами, в то

время как интеллекту- каждого человека зависит

альные ресурсы стали

предметом интенсивно- от огромного числа внешних

го изучения только в по-

следние два или чуть факторов, способных его

больше десятилетия.

Однако в большинстве низвести до минимума,

своем эти исследования

проводились психоло- или возвысить до максимума

гами, социологами, фи- _

зиологами и другими специалистами, напря- _

мую не связанными с решением чисто эконо- _

мических задач. Понятно, что результаты их ра- _

боты чрезвычайно важны, но они относятся _

лишь к исследованию факторов, оказывающих _

влияние на экономические показатели. Основ- _

ным же, центральным параметром, определяющим экономическую суть интеллектуальных ресурсов организации, является ее способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Причем все

проекты строятся на принципе привнесения в _

результате маркетинговых исследований заданной или предлагаемой новизны (Д№) в ми- _

нимально возможное время (t). _

В обществе, которое действует в режиме реаль- _

ного времени, способность работать на опережение исключительно важна. Необходимо по- _

стоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера [1].. Или _

как сказал глава Northen Telecom Давид Вайс: «В _

будущем будет только два вида компаний - быс- _

трые и мертвые» [3]. Ответить на этот вызов вре- _

мени способны не просто интеллектуально развитые личности, а те, кто способен свой интеллект, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально _

значимые экономические и социальные результаты, которые проявляются только через ту _

новизну (0,N), которая требуется на рынке в _

данное конкурентоспособное время (t). _

Отношение которое ранее [4] мы называ- _

ли коэффициентом творческой энергии личности, одновременно отражает решение про-

ЯМ к

я ъ

блемы удовлетворения рыночных потребностей (Д№) в тот единственный и экономически оправданный период времени, когда они должны быть реализованы. Таким образом, мы видим, насколько важное экономическое значение приобретает это выражение сегодня. Чтобы управлять интеллектуальными ресурсами организации, т.е. целеустремленно воздействовать на людей с целью направления их действий в единственно верное русло получения желаемых результатов, необходимо владеть информацией об интеллектуально-личностном капитале каждого из сотрудников. Для этого во всех организациях должен быть создан банк данных интеллектуальных ресурсов, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации. Методологически это достигается в результате выполнения следующих задач:

_ I. Проводится анализ человеческого актива

предприятия. Разрабатывается интеллектуаль-_ но-креативная карта (ИКК) организации. Создается банк данных ее интеллектуально-лич-

_ ностного капитала. Разработка ИКК включает в

себя два этапа:

1 этап. Проводятся специальное тестирование вновь принимаемых сотрудников и перио-

_ дическая экспертная оценка сотрудников,

_ проработавших в организации не менее 3-х

месяцев, с целью выявления векторного пространства, определяюще-чтобы управлять го параметры коэффициентов творческой энергии каждого из сотрудников [5, 6]. организации, необходимо 2 этап. Разрабатываются персональные карты владеть информацией об интеллектульно-креа-__тивного ресурса сотрудников, оценивающие творческие способности каждого сотрудника с учетом их возможного применения во всех на-

интеллектуальными ресурсами

интеллектуально-личностном

капитале каждого из

сотрудников

правлениях деятельности организации (независимо от занимаемой должности, подразделения и выполняемой по штату работы).

II. Проводится анализ и синтез всех возможных вариантов реализации проектных задач, закрепленных за организацией. Опираясь на результаты, зафиксированные в ИКК, создается банк данных проектных решений, учитывающих интеллектуально-креативные возможности организации.

III. Анализируются структурные активы организации, отражающие техническое, технологическое, информационное и организационное обеспечение реализации креативного потенциала фирмы на практике.

IV. Разрабатывается множество возможных вариантов оперативных изменений (перестройки) структурного капитала, обеспечивающих гибкость управления интеллектуальными ресурсами организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Разрабатываются методы оперативного управления интеллектуально-креативными системами организации, являющимися интегрированными системами диверсификации ее интеллектуальных ресурсов. Основным рычагом, направляющим функционирование ИКС в нужном организации направлении, является система управления развитием и использованием личностного интеллектуального потенциала сотрудников, главной задачей которой является генерирование их креативных способностей с целью достижении корпоративных, в том числе, экономических целей фирмы.

VI. Разрабатывается математическое и программное обеспечение оперативного управления использованием ИКС. Цель - подготовка объективированных предложений руководству по оптимизации (практически ежедневной) корректировки структуры управления интеллектуальными ресурсами организации в зависимости от внешних факторов, влияющих на ежедневное изменение величины коэффициента творческой энергии каждого сотрудника (Кэ).

Литература

1. Нордстрем КА, Ридер-стралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Сантк-Пе-тербурге, 2001.

2. Борисов АБ. Большой экономический словарь. - М..: Книжный мир, 2002.

3. Peters T., Liberation Management? Alfred PKnopf? New York, 1992

4. Мельников ОН. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. - М.: МЕЛАП, 2000.

5. Селиванов СН, Мельников ОН. Детерминированные модели оценки творческого потенциала организации // Интеллектуальный капитал как основной фактор развития информационной экономики России: Тез. докл. всероссийской научно-практ. конф. 11-12 янв. 2002. -Изд-во УРАО, 2002.

6. Мельников ОН. Неоплаченное богатство. Но-

ния трудовыми ресурсами предприятия // Российское предпринимательство, № 8,2001.

российское предпринимательство — всероссийский ежемесячный научно-практический журнал о том, как добиться успеха на рынке, наладить эффективное управление

на фирме, организовать производство конкурентоспособных товаров и услуг, правильно решать вопросы финансов и организации финансирования бизнес-проектов, соблюдая правовые нормы вести

эффективную предпринимательскую деятельность, получить второе высшее экономическое образование, "не выходя" из офиса.

Условия подписки на второе полугодие 2003 года:

Через АО "Роспечать"

Стоимость одного номера — 390 руб. (индекс 79495) + доставка, без учета НДС

Через ООО "Агентство Книга-Сервис"

Стоимость одного номера — 390 руб. (индекс 27859 в объединенном каталоге«Пресса России») + доставка, без учета НДС Через редакцию (дешевле) Стоимость одного номера — 390 руб. Доставка — за счет редакции. Получатель: Издательский Дом "МЕЛАП"

ИНН 7706199165 Сбербанк России г. Москва Краснопресненское ОСБ №1569/01696 г. Москва р/с 40702810938200102181 кор. сч. 30101810400000000225

БИК 044525225 ОКПО 51088640 ОКОНХ 87100, 19400 117049 Москва, Якиманский пер., д. 6, стр. 4

При оформлении платежного поручения в графе "Основание" необходимо указать срок подписки и полный (с индексом) адрес и телефон фирмы-подписчика

Постоянным подписчикам предоставляются: значительные скидки (до 50%) при выполнении заказов по разработке имиджевых печатных материалов и элементов фирменного стиля

льготы (до 30%) при организации платных лекций-консультаций с выездом на фирмы или в редакции журнала

индивидуальная помощь на льготных условиях предпринимателям или фирмам в решении сложных вопросов в области бухгалтерского учета, аудита, дизайна, рекламы, налогооблажения, финансовых рисков, организации производства и т.д.

Телефон: (095) 284-5669. Тел./факс: 284-5669 e-mail: melap-edit @ mtu-net. ru адрес для писем: 123103 Москва, а/я 44

Отпечатано в ООО "Связь-Принт" (103064, Москва, ул. Казакова, 8а, стр. 3). Тираж 4000. Заказ 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.