ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Творческая направленность, личность руководителя, профессиональная самореализация, субъекты образовательного процесса, самоактуализация личности.
Коренное переустройство сферы образования в стране невозможно без кардинального изменения позиций педагогов и руководителей образовательных учреждений в отношении инновационной деятельности. Инновационная деятельность развивает творческий потенциал субъектов образовательного процесса, позволяет самоактуализироваться личности, «окультуривает» образовательную среду, «выращивает» творческую личность и т. п. [Селезнева, Дроздова, Тодышева, 2008].
В условиях перехода к новой образовательной парадигме специально организуемая инновационная деятельность в педагогических коллективах создает предпосылки не только для распространения новшеств, но и для раскрытия субъектных ценностей и смыслов. Новая парадигма функционирования педагогической системы ориентирует всех специалистов, педагогов на профессиональное и личностное развитие, которое требует управления.
Одним из подходов, обеспечивающих успешность управления профессиональным развитием членов педагогического коллектива, является деятельностный подход, который позволяет анализировать инновационную деятельность педагогов и управлять ею как условием, детерминирующим творческую направленность личности руководителя образовательного учреждения. Выделение в исследовании системной организации труда членов педагогического коллектива позволяет представить образовательное учреждение в виде многомерного смыслового и функционального образовательного пространства, основой которого является творческая направленность руководителя [Селезнева, Дроздова, 2008].
Результаты проведенного нами исследования руководителей образовательных пространств указывают на то, что их знания и способности оцениваются педагогическими коллективами всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов коллектива. Отсюда следует, что руководитель группы (педагогического коллектива) полномочен решать те или иные групповые ситуации, проблемы, задачи, аккумулировать в себе наиболее значимые для данной группы личностные качества и управлять ценностями, обеспечивающими групповое самосознание, направленность труда всех членов группы.
В исследованиях В.А. Попкова и А.В. Коржуева выделены зависимости характера выполняемой деятельности руководителя (универсальной, ситуативной), ее содержания (вдохновитель, исполнитель, деловой, эмоциональный) и стиля руководства (авторитарный, демократический) [Попков, Коржуев, 2004].
Цель нашего исследования — выявление взаимосвязи творческой направленности и профессиональной самореализации личности в образовательном пространстве.
В исследовании приняли участие 30 руководителей, 50 педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных лицеев и общеобразовательных учреждений г. Красноярска. Оценка деятельности руководителей педагогических коллективов в условиях модернизации системы образования производилась на основе целостного изучения личности направленности и эффективности деятельности. В исследовании использовался ряд методик. Первый блок методик представлен интервью, беседой с руководителями, анкетированием. Второй блок методик касается исследования оценки и самооценки способностей, компетентностей руководителей, самоанализа успешности инновационной деятельности, определения чувствительности к проблемам в процессе модернизации образовательного пространства. Третий блок предназначен для исследования творческой направленности руководителей и членов педагогического коллектива.
Анализ внедрения инновационных управленческих технологий в образовательных учреждениях показал, что большинство руководителей работают без ориентации на творческий стиль организации деятельности, около 45 % руководителей не знают сущности новых управленческих концепций, их отличий и преимуществ по сравнению с традиционными. При самооценке профессиональных умений и навыков руководители чаще всего выделяют традиционные показатели деятельности, имеющие отношения к педагогической деятельности, например: знание своего предмета (87,0 %), умение его преподавать (79,0 %), однако есть и такие показатели, которые характеризуют деятельность руководителя: культу!)а общения (64,0 %), организационные и коммуникативные умения (87,0 %) [Куркотова, 2009].
В ходе исследования руководителям образовательных учреждений предлагалось ответить на ряд вопросов, определяющих их творческую направленность и компетентность в управлении. На вопрос «Каким должен быть основной критерий компетентности руководителя?» 57 % респондентов ответили, что критерий знаний, 30 % руководителей подчеркнули значимость технологического критерия и лишь 13 % актуализировали стратегическую деятельность руководителя, направленную на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности.
На вопрос «Что повлияло бы на ваше решение интенсивнее заниматься внедрением в образовательное пространство инновационных управленческих технологий?» 38 % руководителей со стажем до 10 лет ответили, что это трудности в работе. Со стажем свыше 10 лет работы более половины руководителей определяют значимость проблем, требующих творческого разрешения.
В целях изучения интересов субъектов образовательных пространств нами была разработана специальная карта интересов. Анализ интересов проводился по трем параметрам: стержневые, широкие, аморфные. Результаты анализа позволяют говорить о значимости в основном широких интересов респондентов к инновационным управленческим, педагогическим технологиям, а также об их зависимости от уровня квалификации, компетентности руководителей, сопряженности со стажем педагогической и руководящей деятельности.
При ответе на вопрос «Считаете ли вы себя готовым к применению новых технологий в управлении?» 48 % респондентов-руководителей считают, что им необходимо еще поучиться, 4 % — новые технологии не для них.
Анализ деятельности руководителей образовательных учреждений и работы образовательных учреждений показывает, что у руководителей имеются большие трудности в освоении механизмов введения новшеств в управление, которые оказывают существенное влияние на результат деятельности педагогического коллектива в целом и конкурентоспособность образовательного учреждения.
Диагностика творческой направленности руководителя осуществлялась на основе изучения креативности и общей направленности личности как некое творческое отношение к любой жизненной ситуации.
Для оценки креативности руководителя был избран предложенный В.В. Ери-ным адаптированный вариант тестов Д. Гилфорда и Е. Торранса, направленный на выявление креативности через определение и восприимчивость, открытость проблемам [Ерин, 2004].
Чувствительными к проблемам оказались 40 % руководителей. Назвали проблемы управления в образовательном учреждении 45 % руководителей. 40 % руководителей прогнозируют решение проблемы и результаты своих управленческих действий. Использование в управленческой деятельности информационных средств выделяют 60 % руководителей.
Применение кейсовых и практических методов при анализе управленческих действий руководителей позволило оказать не только стимулирующее воздействие на их личности, в частности направленность, но и способствовало ее развитию. Процесс развития творческой направленности руководителей осуществлялся за счёт освоения эвристических технологий: методов «мозгового штурма» и «синекти-ки», технологий решения творческих задач, нормативной творческой деятельности, решения творческих задач посредством организационно-деятельностных игр, моделирования и делегирования управленческих полномочий членам педагогического коллектива.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что эффективность управления образовательным пространством обеспечивается прежде всего творческой направленностью руководителя, его способностью выстраивать многомерную модель развития творческой направленности, креативности педагогического коллектива.
Материалы нашего исследования позволяют определить влияние творческой направленности личности руководителя образовательного учреждения на продуктивность деятельности педагогического коллектива. Творческая направленность руководителя, с одной стороны, обусловлена креативностью деятельности педагогического коллектива, с другой — способствует самореализации творческой индивидуальности его личности, способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи управления, диагностировать и прогнозировать внедрение инноваций в образовательный процесс, а также владеть общей технологией творчества; анализом исходной ситуации взаимодействия в педагогическом коллективе.
Творческая направленность руководителя является условием самореализации в управлении образовательным пространством, реализации творческого потенциала личности руководителя, ценностного единства педагогического коллектива в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ерин В.В. Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном колледже. Ставрополь, 2004.
2. Куркотова Е.А. Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода в модернизации образовательного процесса // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Субъектно-развивающий под-
ход в модернизации систем образования» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2009.
3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004. 426 с.
4. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А. Методологические основы психологии: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 224 с.
5. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Тодышева Т.Ю. Психологическая культура руководителя: методология, теория исследования: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. 222 с.
6. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н. Управление командой: гендерный подход: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008. 225 с.