Научная статья на тему 'Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через'

Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2352
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
WEB-САЙТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / WEB-КОНСТРУКТОР / ПЕДАГОГ ДОУ / WEBSITE / COOPERATION / WEB CONSTRUCTOR / PRESCHOOL FACILITYEDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

В представленной статье рассматриваются предпосылки к инновационной форме взаимодействия педагога ДОУ и родителей через Web-сайт. Проведен анализ информации размещенной на персональных Web-сайтах педагогов ДОУ, имеющихся онлайн конструкторов, как российских, так и зарубежных, профессиональных сетевых сообществ педагогов ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через»

собов организации времени. Поэтому эффективность управления зависит от ценностного единства коллективного субъекта, его руководителя, а также способов регуляции времени, важной характеристикой которого является своевременность.

Внешний критерий профессиональной компетентности руководителя ООУ выступает как предпосылка и условие адекватного (требованиям социального и личного времени) распределения времени взаимодействия.

Своевременность определяется К.А. Абульхановой-Славской как критерий выбора способа разрешения противоречия между социальным и субъектным личности, способа приведения в соответствие внешних (социальных) и внутренних (психологических) условий [Абульханова-Славская, 1991]. На основе данного определения в нашем исследовании можно говорить о соответствии внешнего и внутреннего критериев. В этом случае своевременность есть критерий оптимального уровня развития профессиональной компетентности руководителя ООУ, эффективности управления социальным взаимодействием в условиях ограничений и предписаний системы субъект-субъектных отношений.

Анализ эмпирических данных нашего исследования подтвердил значимость меры соотношения смысла времени и значения в решении управленческих задач, в регуляции межличностных субъект-субъектных отношений и уровня профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. - М. : Мысль, 1991. 299 с.

2. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2005. -№ 1. - С. 18-28.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2008. - 538 с.

4. Селезнева, Н. Т. Психологическая культура руководителя: методология, теория, исследование [Текст] / Н. Т. Селезнева, Л. Н. Дроздова, Т. Ю. Тоды-шева. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. - 232 с.

Детский сад: теория и практика Иванова Людмила Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 373 ББК 74.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ WEB-САЙТ

В представленной статье рассматриваются предпосылки к инновационной форме взаимодействия педагога ДОУ и родителей через Web-сайт. Проведен анализ информации размещенной на персональных Web-сайтах педагогов ДОУ, имеющихся онлайн конструкторов, как российских, так и зарубежных, профессиональных сетевых сообществ педагогов ДОУ.

Ключевые слова: Web-сайт; сотрудничество; Web-конструктор; педагог ДОУ.

INNOVATIVE INTERACTIVE FORMS OF PRESCHOOL FACILITY EDUCATORS AND PARENTS THROUGH WEBSITE

The article deals with the preconditions to the innovative form of interaction of preschool facility educators and parents through website. The author analyzes the information from personal websites of preschool facility educators, available online constructions, both Russian and foreign professional network communities of preschool facility educators.

Keywords: website; cooperation; web constructor; preschool facility educator.

Ранее мне уже приходилось рассматривать в своих статьях сложившиеся в отечественной практике подходы к повышению квалификации педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий, а также разработку персональных Web-портфолио педагога, Web-сайта педагога, виртуального консультационного кабинета педагога, проекта «Виртуальный детский сад» [Иванова, 2009; Иванова, 2011 и др.]. Пытаясь вновь проследить наиболее значимые события нашей общей истории в области реализации крупномасштабного проекта «Информатизация системы образования», я обращаюсь к страницам собственных сочинений прошлых лет, дополняя их более свежими впечатлениями.

Интеграция России в единое экономическое, политическое и образовательное мировое сообщество привела к концентрации всеобщего внимания ученых на качестве образования, поиске надежных средств, методов и технологий его реализации, соотносимых с международными стандартами, разработке альтернативных форм сотрудничества с родителями. Сотрудничество с родителями направленное, во-первых, на методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь, во-вторых, на организацию взаимной совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию ребенка — эти вопросы, актуальные для всех мировых образовательных систем. Большинство специалистов в области дошкольного образования не сомневаются, что традиционные формы взаимодействия уже не срабатывают в первой четверти XXI века. Однако признание того, что традиционные методы взаимодействия неэффективны, не мешает им доминировать в образовательном процессе ДОУ. В связи с разворачивающейся второй волной экономического кризиса, принципиально новыми явлениями и тенденциями, которые ярко проявляют себя на рынке труда в социально-экономических условиях современной России, ужесточения и изменения требований рабо-

тодателя к работающему персоналу, переходом на ненормированный рабочий день в контексте глобальной конкуренции, актуализируется проблема: А как организовать взаимодействие с родителями, когда нетрадиционные до недавнего времени формы типа встреча «За круглым столом», где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; «Вечера вопросов и ответов», «Устные журналы» уже более не могут собрать аудиторию родителей в силу их занятости?

Взаимодействие, которое проходит, как правило, в традиционных формах характерных для старой, архаичной парадигмы «ДОУ - семья», сужает диапазон общения, не позволяет преподавателю и родителям выявить западающие моменты в воспитании и образовании детей, а, следовательно, своевременно внести коррективы и оптимизировать образовательный процесс. На современном этапе эту цепочку необходимо дополнить еще одной составляющей «ДОУ - персональный Web-сайт педагога - семья». Можно предположить, что в ближайшем будущем Стратегией профессионального развития нового поколения специалистов, в том числе педагогов ДОУ, станет Web-сайт, а положение о порядке Аттестации, Лист оценки профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ будут расширены за счет введения Web-сайта. Возникают вопросы, введение Web-сайта в перечень аттестационного дела педагога ДОУ - дань моде или требование времени? Насколько оправдано такое увлечение конструированием персональных сайтов? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратились к анализу персональных Web-сайтов педагогов ДОУ, имеющихся онлайн конструкторов, и выяснили, что ценность Web-сайта педагога состоит в том, что:

1. Он служит инструментом непрерывного самообразования педагога.

2. Является творческим элементом в модели профессионального роста.

3. Является средством позволяющем позиционировать педагогу себя в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем и потребителем (т.е. родителями), т.к. он является своеобразным «паспортом компетенций и квалификаций».

4. Помогает педагогу любого, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, а также родителям выйти за рамки своих образовательных учреждений, групп и активно взаимодействовать с педагогами, родителями из других стран, а также общаться со всеми участниками международного Интернет полилога и международного образовательного процесса.

5. Помогает родителю отслеживать, как развивается его ребенок, как он принял участие в конкретном празднике, как он занимался, что ему удается, что «западает» и над чем ещё необходимо работать. Т.е. когда родители заняты, а так чаще всего происходит и не могут присутствовать на конкретных событиях в детском саду, стоит кликнуть мышкой, чтобы виртуально там присутствовать, быть в курсе как обстоят дела у ребенка и как профессионально работает над собой педагог. И быть уверенным, что педагога выбрал правильно и ребенку комфортно в группе. Выставленная в Интернет пространстве запись праздника - хорошая «память» для родителей, и такой под-

ход, безусловно, повысит интерес родителей к проводимым в ДОУ мероприятиям.

Следует отметить, что педагог работает над персональным Web-сайтом на разных ступенях своей профессиональной биографии от студенческого периода до квалифицированного уровня. Создание Web-сайта требует технических навыков и творческого подхода в разработке содержания и структуры. Модель содержания Web-сайта педагога ДОУ может быть представлена следующим образом (по материалам персональных сайтов: http://vds.rusobr.ru/p338aa1 .html ; http://nsportal.ru/aksenova-anna-ivanovna ; http://www.solnet.ee/about.html ; http://www.mediapreschooler.ru/ и др.)

Структура сайта Контент сайта

Персональная информация Мой профессиональный путь. Психологический портрет. Повышение квалификации. Достижения детей. Мои публикации. Мои фотографии. Моя любимая работа. Награды. Портфолио отзывов.

Преподавательская деятельность Конспекты занятий: • Комплексные занятия с детьми в ДОУ. • Занятия по ИЗО деятельности в ДОУ. • Занятия по математике в ДОУ. • Занятия в ДОУ по познавательному развитию. • Занятия по развитию речи в ДОУ. • Занятия по экологии в ДОУ. • Цикл занятий по патриотическому воспитанию «Моя малая родина». Видеосюжеты занятий: • Занятия по обучению грамоте «По страничкам Азбуки». • Цикл коррекционно-развивающих занятий «Играем и учимся» и др.

В помощь родителям Рекомендации родителям по воспитанию детей общего характера: • Как заучивать наизусть стихотворения с детьми? • Как избавить ребёнка от страхов? • Чтобы ребёнок слушался? • Чем занять ребенка или потанцуем? Рекомендации родителям по воспитанию детей индивидуальные: • Занятия.

• Физические упражнения. • Индивидуальная карта обследования. • Индивидуальное меню. Медицинская карта. Разное: • Какой ваш ребёнок? • Как организовать день рождения ребёнка? • Дидактические игры по математике, рекомендуемые для

проведения их дома?

Методическая работа Аттестация педагогических работников в детском саду: • Анкета «Воспитатель детского сада глазами родителей». • Квалификационные требования ДОУ: вопросы для собеседования, заведующий ДОУ, старший воспитатель, вос-

питатель, физрук, муз. руководитель. • Критерии оценки занятия. • Выписка из «Положения о порядке аттестации». • Рецензия на опыт. • Самоанализ занятия. Педсоветы в детском саду: • «Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада». • «Проблемы взаимодействия детского сада и семьи». • «Информационная безопасность и здоровье наших детей». • Г ражданско-патриотическое воспитание детей до-

школьного возраста. Семинары в детском саду: • Дидактические игры. • Игра. • Методическая разработка мастер-класса по формированию медиаграмотности Передовой педагогический опыт в детском саду: • Организация работы с родителями в современном ДОУ. • На пути к творчеству (из опыта работы воспитателя). • Организация работы по повышению профессиональной

квалификации педагогов. • Организация методического сопровождения при формировании имиджа воспитателя детского сада. • Самоанализ деятельности учителя-логопеда. • Развитие графомоторных навыков у детей старшего до-

школьного возраста. • Предметно развивающая среда в раннем возрасте.

Оздорови- • Закаливание детей.

тельная работа • Оздоровление детей в ДОУ. • Профилактические гимнастики для детей ДОУ. • Физическая культура для детей ДОУ. • Прогулки в ДОУ.

Игротека • Дидактические игры для дошкольников. • Подвижные игры для дошкольников. • Сюжетно-ролевые игры в ДОУ.

Проведение праздников • Сценарии праздников. • Поздравления в стихах. • Песни.

Детям • Детская литература. • Стихи для детей. • Загадки для детей. • Конкурсы и викторины для детей. • Виртуальная школа для малышей. • Сказки на ночь. • Пальчиковые игры. • Компьютерные игры. • Мультипликация. • Детская пресса. • Интернет сайты для дошкольников и их родителей. • Видео, аудио сказки.

Родительский опыт Форумы.

Разработка структуры Web-сайта педагога зависит от выбора программной оболочки в качестве мультимедийного контейнера. Форматы Web-сайта педагога могут отличаться разнообразием: от простых конструкторов HTML (Hyper Text Markup Language - язык гипертекстовой разметки), до высокого уровня PHP или ASP с системами управления контентом интернет-ресурса (англ. CMS[1] - content managing system, программное обеспечение, которое позволяет разрабатывать и поддерживать динамические информационные веб-сайты различной направленности). Главные преимущества конструкторов последнего поколения - это возможность использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео. Так например, в отсканированном плане занятия по ИЗО деятельности можно вставить видеозапись с самого занятия. Система гиперссылок может связывать этапы занятия с образцами готовых рисунков детей.

Для создания Web-сайта на сегодняшний день существует большое число онлайн конструкторов, как российских, так и зарубежных, как платных, так и бесплатных: http://www.edicy.com/ ; http://www.sauropol.com/ ;

http://www.easysite.com/ ; http://www.devhub.com/ ; http://www.weebly.com/ ;

http://www.webs.com/ ; http://www.easysite.com/ ; http://www.webnode.com/ и

др.

Но одной из широко распространенных является система uCoz.

Рис. 1 Главная страница бесплатного конструктора сайтов uCoz

uCoz — это бесплатный конструктор и хостинг для сайтов, созданных с его использованием. Этот проект, призван помочь любому желающему создать свой собственный сайт. При этом не требуется владеть профессиональными навыками Web-дизайна, а предоставляемые услуги бесплатны. uCoz работает по принципам Web 2.0 и позволяет создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и скоростью и имеет огромные возможности:

250 готовых шаблонов;

21 модуль, сотни виджетов, 1000 гаджетов; домен вида site.ru; резервное копирование; современная CMS.

На данный момент в этой системе создано уже более 1.000.000 активных сайтов всевозможной тематики.

Заполнив форму регистрации, пользователь получает глобальный профиль в системе и№1 и может создавать любое количество сайтов в системе иСог.

Рис. 2 Фрагмент страницы «Регистрация пользователя»

Специальные онлайн-оболочки позволяют размещать вэб-форматы на образовательных и публичных сайтах. Среди них такие, как «Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/», «Конструктор е-РиЪШН - образовательно-информационной среды детского сада http://vds.rusobr.ru/p292aa1.html», «Виртуальный детский сад 1Мр://гшоЬг. ги/у(к» и др. _______________________

ЧІяДіМ-И У •) І ГТІІ-П*ИІ *М-йы.р | Й» И-р- В* ІЛТП ІІ..ГЛ ї^*г

р '

ИМ* г. £ііл» £и.-»>-г< *• г; 4 : 4-

* 5рс С.чіиііо-с:- і.* с рзСи игкиб •.0|;«і'мт'и гир-.г ,а1 •«.

------^1™^.^*... -

{■аимиТіїмм^к м.1. :л >м<«..

. В.Ат \ -,и^ Сцнги. т (>т "

ЬЗ

социальная сеть работников

боазования п

gportal.ru

«к с<м-'-:ад ►Ач^ім-ліи.ко.и

иіІ'ЛУ-«ЛЧ-»

• П£»:»тіпподзр:ніихдстсі >Алиспгщсл» :ЛМІ ЛІ'ДМЗД*'* 1 Ч ЛЛ-ЛЛ >Ь. Іі №N1

гго: истр и:« результаты гостиш аудію еудео

Ольховик Тамара Дмитриевна Сайт педагоге дошкольного образовательного учреждения

КІІ(Л' -?Т«1*ПТНГ, к ц:«?Є.и:[.

йад-і:- о:;)іи.'ь

;др::да и: ^кні.’

с:о:рдсісга:оіч<.» :лч:*у Ьад: **ч я:-:й ікви $.т. г/лшиг ісдіі:сг

■4 ^>Ч.ЧіЛ1'Си"Ь

V - ми 1./Іупіи, ~Н <уіи<т> П|ш;'П№ ««и». Л я «гпмі мм пмм *|ииі ізбрмии, »Ч‘І

«їслс лсшт,р:с<тспск.тгссслсса її:•из.'Э]сссссло....ттхсисани:іссох.’з».ііуіх Г'ііуп. иви», этзглтве. п»зтз<даі:тз:шїм,теге \як хэт:гссв<

та:гс дзісіг.--. 'Ля стрэкв о зал С :.і:схсстч 'Щд ссааїтьі: сс рзя- я ттпіг.і. кзгза тю." ісі: шкале. і сгяаг

іиіш'и к лі 'иммміи, иі»уимииі«-і»иі> імччтжий иж.імі^г. іпт.і -іитн мини .цкіи> .і^і»

С:ипалпи. чп“»та гт -тпт-тпг<' -гттт-.т-т гтяти Л ттг.пгм '-у- ітин* ґчт У2ССТ1П. Я і:іх:ДИЙ ЗСС1 НПГ.'С ТБ:Т П2

ззщ>>:~. зіса:ттги, дст:4 :ас;<ашк кикшпг. кіа^ршан рв&ш.а :.шсм пюлаша І кж:і ист. ііз:жкас. с :гсм яэа:эс :сш:аяа. пр:шзр:пш ах з хязт а пх<гг:я :ма:.<: с<4<:аа З5:шпат:лс.

КНИГИ. КОТОРЫЕ СФОРМИРОВАЛИ МОЙ ВНУТР-ЕМНИЙ МИР

лхгт?ш,з: <-':<хг Л:з):псрп»:іг-<п.-.яа прчтттт »____їхіг.уй. этэ щоа: гсд:свс >хклп: с стлілих. п^соїтшЕдхжхзк і

ІІИПКЧН 1 ЧІМ • л жі у кнн у ем«>м* міміаи ,'п и:мк'мм |ик, «мани І >І'»|ІМ К Н .їм ; і. ■ м гкГін Ч'НКіа ЮНХЬ «ТиіііМ : 'КІЧІ »

етамчзітгх. к >гспряр'.-ттії ' >:та:т£пмеям,г:зв:€ма>:с2зт!

і

»кв...УліЛммїотклівстзіттгір:сси к

Рис. 3 Фрагмент персонального Web-сайта Матросовой Ольги Валентиновны - заведующего МДОУ д/с № 57 г. Костромы на платформе «Социальная сеть работников образования»

Сайт Медиадошкольник.ру, созданный организатором-методистом дошкольного образования д. Кулиш Чунского р-на Иркутской области, членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Анастасией Алексеевной Немирич, победил во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в педагогическом процессе 2011 (http://www.konkurs-eor.rU/workcat/l 1/)

Л1 ».>-• 1Г.1,-М'ИВ I ,П1И1>*> «.у|У(И11ГНН.> . Ч/ г»-<т.\г I-гг--# I |

Рис. 5 Фрагмент сайта Медиадошкольник.ру

Рис. 6 Итоги Российского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе сентябрь 2011

Работа над созданием веб-сайта весьма трудоемкая, необходимо соблюдать алгоритмы его создания, но это тема отдельной статьи. В итоге, отвечая на вопрос, поставленный в начале данной статьи, с очевидностью можем утверждать: персональный Web-сайт педагога ДОУ как форма сотрудничества с родителями - это требование времени.

Библиографический список

1. Иванова, Л. А. WEB-портфолио как альтернативный способ формирования и оценивания профессиональной компетентности будущего Лингвиста-преподавателя [Текст] / Л. А. Иванова // Инновационные направления в образовании: сб. материалов Международной научно-практической конференции : в 4 ч. - Ч. 4 / под науч. ред. А.С. Белкина; под общ. ред. Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. - Екатеринбург : УрГПУ, 2009. - 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванова, Л. А. Медиакомпетентность педагога дошкольного образовательного учреждения: вопросы теории [Текст] / Л. А. Иванова // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 6 (42). - С. 35-43.

3. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будуще-

го учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс] / Л. А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - №1, URL:

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ivanoval.a. 0.pdf

4. Иванова, Л. А. Аутентичное оценивание с помощью WEB-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения [Текст] / Л. А. Иванова // В мире научных открытий. - 2011. - № 5. - С. 399 - 410.

5. Иванова, Л. А. Медиакомпетентность как неотъемлемое качество нового учителя для новой школы [Текст] / Л. А. Иванова // Современные тенденции развития образования взрослых: материалы II Международной научно-практической конференции. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2011. - С. 25 - 27.

Гавриленко Маргарита Владимировна

Воспитатель НДОУ «Детский сад № 223 ОАО «РЖД», Иркутск, Россия Кузнецова Татьяна Петровна

Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе НДОУ «Детский сад № 223 ОАО «РЖД», Иркутск, Россия

УДК 373 ББК 74

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье описан процесс развития мотивационной сферы ребёнка, представлен опыт педагогов НДОУ «Детского сада № 223 ОАО «РЖД» г. Иркутска по развитию мотивации старших дошкольников в игровой деятельности.

Ключевые слова: мотивационная сфера; доминирующие установки; мотивация поведения и деятельности; мотиваторы; мотивированное поведение ребёнка; система поощрения.

MOTIVATION DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN’S COGNITIVE ACTIVITY

The article deals with the development of child’s motivational sphere. The teachers’ experience to develop the motivation of the senior preschool children in the game activity in «JSC Russian Railways Kindergarten № 223» of Irkutsk is given.

Key words: motivational sphere; dominating installations; motivation of behavior and activity; motivators; child’s motivated behavior; encouraging system.

В психологии развития ребенка дошкольного возраста становление мотивационной сферы является основополагающей темой. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования, сталкиваются с тем, что у детей порой отсутствует мотивация к учению, узнаванию нового.

Основополагающая проблема психологии развития ребенка дошкольного возраста - становление его мотивационной сферы. Именно мотивация определяет направленность личности и побуждает ее к деятельности. Мотивационная сфера ребенка изменяется вместе с изменением самой личности, с из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.