Научная статья на тему 'Творческая мотивация как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций'

Творческая мотивация как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / МОТИВАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / CREATIVE INTEREST / MOTIVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Евгений Александрович

В статье рассматривается влияние творческой мотивации на формирование профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций. В статье дана интерпретация таких понятий, как «интерес», «мотив», «творческие мотивации». Проанализированы вопросы влияния творческих мотиваций и существующие классификации мотивов, их общность и различия. Автор статьи доказывает, что основными причинами низкой эффективности самостоятельной работы студентов являются недостаточная мотивированность, отсутствие осознанности профессионального становления. В статье проанализированы мнения и рекомендации как отечественных, так и зарубежных учёных по способу формирования творческих мотиваций, сформулирована собственная трактовка понятия «творческий интерес» и раскрыты способы его влияния на процесс профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF CREATIVE MOTIVATIONS AS A FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALIZATIONS IN THE COURSE OF A VOCATIONAL EDUCATION

In article influence of creative motivation on formation of professional competences at students of choreographic specializations is considered. In article interpretation is given to such concepts as "interest", "motive", "creative motivations”. Questions of influence of creative motivations and the existing classifications of motives, their community and distinctions are analysed. The author of article convincingly proves that the insufficient motivation, lack of sensibleness of professional formation is the main reason for low efficiency of independent work. In article opinions and recommendations of both domestic, and foreign scientists about a way of formation of creative motivations are analysed, own interpretation of the concept "creative interest" is formulated and ways of its influence on process of vocational training are opened.

Текст научной работы на тему «Творческая мотивация как фактор формирования профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций»

ТЖвОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

УДК 37.02:793.3 Е. А. Кузнецов

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается влияние творческой мотивации на формирование профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций. В статье дана интерпретация таких понятий, как «интерес», «мотив», «творческие мотивации». Проанализированы вопросы влияния творческих мотиваций и существующие классификации мотивов, их общность и различия. Автор статьи доказывает, что основными причинами низкой эффективности самостоятельной работы студентов являются недостаточная мотивированность, отсутствие осознанности профессионального становления. В статье проанализированы мнения и рекомендации как отечественных, так и зарубежных учёных по способу формирования творческих мотиваций, сформулирована собственная трактовка понятия «творческий интерес» и раскрыты способы его влияния на процесс профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональные компетенции, хореография, самостоятельная работа, мотивации, творческий интерес.

E. A. Kuznetsov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

VALUE OF CREATIVE MOTIVATIONS AS A FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALIZATIONS IN THE COURSE OF A VOCATIONAL EDUCATION

In article influence of creative motivation on formation of professional competences at students of choreographic specializations is considered. In article interpretation is given to such concepts as "interest", "motive", "creative motivations". Questions of influence of creative motivations and the existing classifications of motives, their community and distinctions are analysed. The author of article convincingly proves that the insufficient motivation, lack of sensibleness of professional formation is the main reason for low efficiency of independent work. In article opinions and recommendations of both domestic, and foreign scientists about a way of formation of creative motivations are analysed, own interpretation of the concept "creative interest" is formulated and ways of its influence on process of vocational training are opened.

Keywords: professionalism, professional competences, choreography, independent work, motivations, creative interest.

Важнейшими составляющими понятия профессионализма хореографа в современных реалиях рынка труда являются следующие профессиональные знания, навыки и умения:

• знание теоретических основ хореографического искусства;

• знание основ педагогики и психологии;

• умение работать с коллективом;

КУЗНЕЦОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета СКД Московского государственного института культуры

KUZNETSOV EVGENIY ALEKSANDROVICH — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, The Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: evgenii_kuznecov89@mail.ru © Кузнецов Е. А., 2014

• умение видеть перспективы развития хореографического искусства, его развития;

• наличие практических навыков в постановочной, репетиторской, учебной работе;

• наличие высоких моральных и этических взглядов;

• умение сочинять хореографические произведения, творчески подходить к постановочной и преподавательской работе.

Взяв за основу вышеизложенные требования, в Московском государственном институте культуры была разработана основная образовательная программа высшего профессионального образования (направление подготовки 071200 — Хореографическое искусство) по двум профилям подготовки «Искусство балетмейстера» и «Педагог» (современного танца, народного танца, балета).

В данной программе был сформирован и систематизирован ряд первостепенных задач, решение которых позволит выпускнику стать конкурентоспособным, востребованным специалистом. Необходимо учитывать, что в настоящее время в России в данном секторе культуры конкуренция среди специалистов чрезвычайно высокая. Ежегодно только лишь вузы Москвы и Московской области (ГИТИС, МГИК, Государственная академия славянской культуры (ГАСК), Институт современного искусства, Московская государственная академия хореографии) в среднем выпускают 350—400 специалистов — бакалавров хореографов и педагогов. В связи с этим с каждым годом всё более ужесточаются требования к уровню профессиональной подготовки выпускника.

Мы считаем, что такая ситуация благоприятна для развития профессионального и любительского хореографического искусства, поскольку повышение требований к профессионализму хореографов и педагогов хореографического искусства даёт шанс искоренить дилетантизм в этой области.

В то же время, по мнению доктора педагогических наук В. Ю. Никитина, наблюдается ряд структурных «несуразностей, недоработок, с которыми столкнулись в учебной работе ву-

зы и ссузы культуры и искусств» [7]. В статье «Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы» [7] он указывает на несогласованность и недоработанность стандартов по направлению подготовки «Хореографическое искусство».

рассмотрим задачи, сформулированные в основной образовательной программе ФГОС:

• вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками создания хореографического произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств хореографического искусства;

• научить анализировать факторы формирования и закономерности развития пластического языка, а также современное состояние, особенности и перспективы развития хореографического искусства;

• овладеть методикой создания традиционных форм композиционных построений хореографического произведения (спектакля, номера, сюиты);

• сформировать творческое мышление в области танцевального движения;

• подготовить к усвоению и применению практических навыков самостоятельной работы с первоисточниками, научной и информационно-справочной литературой по искусству в интересах профессиональной деятельности.

Как видим, поставленные задачи и требования подразумевают немалые физические, психологические и временные затраты в процессе обучения.

При этом достаточно большая часть в учебных планах вузов отводится самостоятельной работе студента. Считается, что студент должен быть заинтересован в самостоятельном становлении и работать над своим мастерством после лекций, практических занятий, закреплять пройденный материал, совершенствовать исполнительскую технику, расширять кругозор посредством посещения концертов, спектаклей, конкурсных мероприятий, выполнять задания, предложенные преподавателем для самостоятельной работы.

Однако по многим причинам (среди которых основные — это недостаточная осознанность студентом необходимости самостоятельной работы, неумение самостоятельно организовать себя, нехватка самодисциплины) студент не работает самостоятельно, и от этого страдает процесс обучения, так как преподаватель вынужден не только давать предусмотренный программой материал, но и выполнять работу тьютора, то есть обеспечивать разработку индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождать процесс его индивидуального образования. Педагог буквально должен заставлять студента учиться. В профессиональном хореографическом сленге даже существует даже такое понятие, как «вводить искусственно в пот».

Одной из причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, следует считать слабую мотивированность студента. «Мотивация (от лат. movere) — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин, мотивация, взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека» [4]. Сегодня этот термин понимается учёными по-разному. Например, мотивация, по В. К. Вилюнас, это «совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность» [2]. К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, которую разрабатывали ведущие советские психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [5].

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.

Существуют различные классификации мотиваций, среди них:

• внешняя мотивация (экстринсивная) —

мотивация, обусловленная не содержанием определённой деятельности, но внешними по отношению к субъекту обстоятельствами;

• внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

В педагогической работе со студентами преподаватели воздействуют в первую очередь на внутреннюю мотивацию: это и требования к студентам, и оценка их деятельности, похвала, замечания, и дифференцированные задания.

Существует классификация мотиваций и по степени устойчивости: устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления [6].

По нашему мнению, потребность в творчестве, потребность в создании хореографических произведений, быть творчески реализованным — есть творческая мотивация в хореографическом искусстве.

К. Изард, профессор Невадского университета, ведущий специалист в области когнитивной психологии, считает, что интерес — это «главный мотиватор человека в работе и является важнейшим элементом творческой деятельности» [1].

отсюда следует, что творческий интерес должен помочь студенту оценить важность самостоятельной работы. Но творческий интерес требует постоянного контроля преподавателя — через задания для самостоятельной работы: сочинение этюдов, комбинаций, замысла, написание и составление либретто, анализ музыки, анализ творческих работ, как своих сокурсников, так и признанных мастеров хореографического искусства.

И только достаточно устойчивый интерес к собственному творчеству будет заставлять студента работать над повышением своего мастерства. Для того чтобы сформировать устойчивость творческого интереса, студенту необходима конструктивная оценка будущей практической профессиональной деятельно-

сти, а именно: четкое понимание и конкретизация приоритетов своей будущей профессиональной деятельности. Прежде чем творчество станет для студента потребностью, необходимостью в профессиональной работе, он должен пройти определенные стадии становления.

Методические рекомендации по формированию творческого интереса у студентов хореографических специализаций детально рассмотрены Н. Ф. Спинжар и Е. Л. Рябинкиной в учебном пособии для студентов вузов культуры и искусств «Педагогика в профессиональной подготовке хореографа» [8].

В данном пособии даны методические рекомендации для создания индивидуально творческих задач, выделен такой важный элемент, как система педагогической поддержки, без которого «к творческой самореализации студенту практически трудно прийти в одиночку» [8]. Кроме того, указаны наиболее важные критерии проявления творчества в хореографическом искусстве.

Также имеет большое значение научное видение вопроса о мотивациях хореографа профессора Д. Зайфферта, известного немецкого хореографа и режиссера. В труде «Педагогика и психология танца» [3] он поэтапно и методично рассмотрел такие вопросы, как «мотив; формирование готовности у танцовщиков / учеников успешно работать; сила мотивации» [3].

д. Зайфферт выделил две группы мотивов. В первую группу он включил такие понятия, как стремления, умения добиться признания, стремление к власти, интересы. Здесь он дает рекомендации по формированию интереса: «надо увлекать танцем, подчеркивать его

красоту, очень много внимания уделять его художественной стороне, объяснять ученику, что танец укрепляет здоровье и служит хорошему самочувствию и т.д. Если есть заинтересованность, проявится и работоспособность, стремление творить, жажда знаний» [3].

Во вторую группу д. Зайфферт включил чувства, «но всегда в связи с мнениями, пониманием и убеждениями (содержание сознания)» [3]. Однако он подчеркнул тот факт, что на чувства можно повлиять только отчасти или косвенно. При этом важную роль играют глубина чувств, их переработка в сознании или в структуре личности.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что творческий интерес занимает одну из основных позиций в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов хореографических специализаций. Творческий интерес — это важнейший катализатор в деятельности студента, это помощник и побудитель к учебно-практической работе. И только под чутким руководством педагога возможно формирование творческого интереса. Поскольку творческий интерес является процессом, который управляется сознательными представлениями о цели и контролируется сознанием, постольку формирование сознания является главной задачей планомерного влияния на мотивацию.

Формирование мотивов, влияние на сознание посредством педагогических приемов и методов должно проходить планомерно, с соблюдением их взаимосвязи, с учетом физиологических и психологических возможностей студентов — так, чтобы не создавать разногласий между требованиями, предъявляемыми к студентам, и учебными заданиями.

Примечания

1. Большой психологический словарь / под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 4-е изд., расш. Москва; Санкт-Петербург : АСТ ; Москва ; Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. Москва : Изд-во МГУ, 1990. 283, [2] с.

3. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа : учебное пособие / [пер. с нем. В. Шта-кенберга]. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2012. 127 с. : ил., табл.

4. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. стер. Москва : Академия, 2005. 352 с.

6. Маслоу А. г. Мотивация и личность / [пер. с англ. А. М. Татлыбаева]. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. 479 с.

7. Никитин В. Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы // Вестник Московского Государственного Университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 282—287.

8. Спинжар Н. Ф, Рябинкина Е. Л. Педагогика в профессиональной подготовке хореографа : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2011.

References

1. Zinchenko V. P., Meshcheryakova B. G., ed. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Significant psychological dictionary]. Moscow, St. Petersburg, AST Publ., Prime-Evroznak Publ., 2009. 811 p.

2. Vilyunas V. K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, Publishing house of Moscow State University, 1990. 285 p.

3. Zaiffert D. Pedagogika i psikhologiya tantsa [Pedagogy and Psychology of the Dance]. St. Petersburg, etc, Lan Publ., Music Planet. 2012. 127 p.

4. Karpenko L. A., compiler Kratkiy psikhologicheskiy slovar [Brief psychological dictionary]. Rostov-on-Don, Phoenix+, 1998.

5. Leont'ev A. N. DeyateTnost'. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Academia Publ., 2005. 352 p.

6. Maslou A. G. Motivatsiya i lichnost [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Eurasia Publ., 1999. 479 p.

7. Nikitin V. Yu. Choreographic education and training: trends and prospects. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 282—287. (in Russian)

8. Spinzhar N. F., Ryabinkina E. L. Pedagogika v professional'noy podgotovke khoreografa [Pedagogy in the training of choreographer]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.