Научная статья на тему 'Творческая личность в интернет-пространстве: самопрезентация и выстраивание границ'

Творческая личность в интернет-пространстве: самопрезентация и выстраивание границ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
643
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАНИЦЫ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА / БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / CREATIVE PERSONALITY / SELF-PRESENTATION / BOUNDARIES OF PERSONAL SPACE / BLOG / BLOGOSPHERE / GLOBAL NETWORK / SOCIAL NETWORK / INTERNET / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Злотникова Татьяна Семеновна, Слабая Анастасия Сергеевна

В статье изучается положение творческой личности в интернет-среде, рассматриваются способы самопрезентации, основанные на особенностях личности, проинтерпретированы причины выстраивания границ личного пространства, посредством которых конкретная личность определяет собственную меру конфиденциальности, тем самым ограждая остальную часть пользователей от того, что интерпретируется как личное, продемонстрированы способы преодоления диссонанса между социумом глобальной сети и личностными экзистенциями творческой личности на примере отечественных медиаперсон. Исследование темы позволяет понять, каким образом происходит эксперимент пользователя с собственной интернет-идентичностью, каковы варианты этого эксперимента, каким образом коммуникативный контекст влияет на творческую личность и ее поведение в интернет-среде (в каких формах эта личность будет осуществлять творческую деятельность, какие темы будет избирать, каким образом творчество будет предъявляться аудитории и, наконец, какой будет та самая аудитория).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Personality in the Internet Space: Self-Presentation and Establishment of Boundaries

In this article the position of the creative personality in the Internet is studied, ways of self-presentation and the reasons of establishment of the boundaries of personal space are investigated, features of overcoming dissonance between the Internet-society and the personal existence of the creative person on the example of the Russian media-persons are presented. The research theme allows us to understand how the user is experimenting with own Internet-identity, what the options of this experiment are, how communicative context influences the creative personality and its behaviour in the Internet-environment (in what forms this person will carry out creative work, what themes will be chosen, how it will be presented and finally, who will be the audience).

Текст научной работы на тему «Творческая личность в интернет-пространстве: самопрезентация и выстраивание границ»

УДК 008:316.42

Т. С. Злотникова, А. С. Слабая

Творческая личность в интернет-пространстве: самопрезентация и выстраивание границ

Выполнено по гранту Российского научного фонда № 14-18-01833

В статье изучается положение творческой личности в интернет-среде, рассматриваются способы самопрезентации, основанные на особенностях личности, проинтерпретированы причины выстраивания границ личного пространства, посредством которых конкретная личность определяет собственную меру конфиденциальности, тем самым ограждая остальную часть пользователей от того, что интерпретируется как личное, продемонстрированы способы преодоления диссонанса между социумом глобальной сети и личностными экзистенциями творческой личности на примере отечественных медиаперсон. Исследование темы позволяет понять, каким образом происходит эксперимент пользователя с собственной интернет-идентичностью, каковы варианты этого эксперимента, каким образом коммуникативный контекст влияет на творческую личность и ее поведение в интернет-среде (в каких формах эта личность будет осуществлять творческую деятельность, какие темы будет избирать, каким образом творчество будет предъявляться аудитории и, наконец, какой будет та самая аудитория).

Ключевые слова: творческая личность, самопрезентация, личное пространство, границы личного пространства, блог, блогосфера, глобальная сеть, социальная сеть, интернет, коммуникация.

T. S. Zlotnikova, A. S. Slabaya

Creative Personality in the Internet Space: Self-Presentation and Establishment of Boundaries

In this article the position of the creative personality in the Internet is studied, ways of self-presentation and the reasons of establishment of the boundaries of personal space are investigated, features of overcoming dissonance between the Internet-society and the personal existence of the creative person on the example of the Russian media-persons are presented. The research theme allows us to understand how the user is experimenting with own Internet-identity, what the options of this experiment are, how communicative context influences the creative personality and its behaviour in the Internet-environment (in what forms this person will carry out creative work, what themes will be chosen, how it will be presented and finally, who will be the audience).

Keywords: creative personality, self-presentation, boundaries of personal space, blog, blogosphere, global network, social network, Internet, communication.

Научная рефлексия относительно современных реалий информационного общества стала одним из центральных сюжетов многих областей наук. Изучение особенностей присутствия личности и ее интернет-самопрезентации в пространстве сети является актуальной исследовательской задачей, поскольку личностная самопрезентация в массовых коммуникациях еще далеко не изучена. В центре внимания здесь оказываются не технологии, а антропологический и психологический аспекты проблемы.

Исследование данного вопроса позволяет понять, каким образом происходит своего рода эксперимент пользователя с собственной интернет-идентичностью, которая зачастую отличается и от персональной идентичности, и от самопрезентации пользователя в обыденной профессиональной среде. Internet обеспечивает человеку возможность «уйти» из собственного тела не

только как от внешнего облика, но и как от репрезентативных индикаторов, подменяя тем самым ряд основных социальных категорий: пол, возраст, этническая принадлежность, социальный статус и др.

В отличие от материально фиксированной повседневности, глобальная сеть в силу своей динамичности характеризуется гораздо большей социальной неопределенностью и принципиальной безграничностью огромного разнообразия возможностей для самопрезентации. Если бытие человека в реальном социальном мире детерминировано традиционными условиями и связями, то его виртуальная сторона, не имеющая рамок для самокатегоризации, кажется практически неограниченной.

Таким образом, становится актуальным выяснение вопроса о богатстве возможностей самопрезентации, которые предоставляет глобальная

© Злотникова Т. С., Слабая А. С., 2016

сеть, а также изучение вариативности самопрезентации в рамках интернет-среды, которая может коррелировать с такими аспектами самосознания, как «Я-Идеальное» и «Я-Реальное» [9]. Этот аспект, в свою очередь, интересен и важен тем, что диалектика устойчивости и/или изменчивости самобытного «Я» и вариативных трансцендентных характеристик как раз и определяет пограничность личности в глобальной сети.

В связи с этим рассмотрим самопрезентацию и самореализацию человека в глобальной сети. Самореализация в интернете осуществляется через диалектику устойчивости и изменчивости, предполагающую существование в человеке ядра, так называемого самобытного «Я», и вариативных характеристик. В современном мире вариативность «Я», его способность быть динамичным, оперативно реагировать на изменяющуюся действительность становится актуальной. Идентифицируя себя с «Я-Идеальным», человек привносит в «Я-Реальное» самость, некоторую новизну. Кроме того, глобальная сеть предоставляет возможность прописать «черновой вариант» некоторых жизненных ситуаций, когда человек, представ в образе «Я-Идеального», самостоятельно моделирует ситуацию. Интернет, образованный совокупностью виртуальных коммуникаций, отношений, людей, является своеобразной «копией» мира реального, в которой должен научиться существовать каждый новый пользователь.

Обращаясь непосредственно к вопросу о самопрезентации личности в интернете, необходимо отметить, что актуально изучение и другого ракурса. Речь идет о выстраивании границ (психологических, юридических, физиологических), посредством которых конкретная личность определяет собственную меру конфиденциальности, тем самым ограждая остальную часть пользователей от того, что интерпретируется как личное. Рефлексия относительно данного феномена дает возможность определить соотношение доступности или недоступности, открытости или закрытости личности. В психологии установление границ личного пространства - это потребность человека обеспечить неприкасаемость к зоне индивидуального комфорта [5]. Радиус этой зоны варьируется в зависимости не только от характера личности, но и от среды, которая его окружает. Глобальная сеть как среда пребывания человека не исключение, поскольку сегодня она - неотъемлемая часть повседневности. В рамках этой среды работают аналогичные принципы и нор-

мы, которые находят отражение в виртуальной коммуникации.

Ракурс рассмотрения присутствия творческой личности в интернет-пространстве интересен самим феноменом отличности экзестенций человека творческого от общей массы. Именно их особенности дают возможность выявить способы самопрезентации и выстраивании границ в пространстве глобальной сети. Их репрезентация и ограничение доступа к собственной персоне будет осуществляться за счет определенных качеств, которые характерны для творческой личности. В связи с этим необходимо обратиться к психологии. В. Н. Дружинин справедливо отмечает [5], что творческим людям присущи некоторые личностные черты, синтез которых и дает уникальность. Сошлемся на приводимый исследователем перечень черт:

— Первая особенность личности - независимость, то есть способность ставить личностные стандарты выше стандартов группы. В рамках этого качества неконформность оценок и суждений творческих людей выступает основополагающей.

— Вторая особенность говорит о готовности поверить своим и чужим фантазиям, своеобразная открытость ума. Она дает возможность быть более восприимчивым к новому и необычному в целом.

— Третья черта - высокая толерантность. С нашей точки зрения, эта категория заслуживает более пристального изучения. Данная проблема связана как с поведением самого человека, так и с восприятием его интернет-сообществом. Выстраивание границ - это как раз вопрос толерантности. Однако продолжим и отметим, что в нашем случае речь идет о терпимости не только к окружающим, но и к неопределенным и неразрешимым ситуациям. Генри Дэвид Торо придерживался мнения о том, что если человек шагает не в ногу с остальными - это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. И это не лояльность, это способность принять и понять, именно об этом говорит Дружинин.

Отсюда возникает ряд вопросов: каким образом данные черты влияют на присутствие творческой личности и ее самопрезентации в интернете, как очерчиваются границы личного пространства?

Прежде чем дать ответы на поставленные вопросы, необходимо подчеркнуть, что человек творящий - это, с нашей точки зрения, прежде всего, человек коммуницирующий.

В 2014 г. центр «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского) опубликовал итоги социокультурного опроса по изучению состояния сферы межличностной и массовой коммуникации [11]. В результате был продемонстрирован феномен смещения нравственно-психологических стремлений в социальную сферу в связи с подавлением человека потоками информационного шума, недостатком качественной коммуникации и, как следствие, - возникновением у людей ощущения одиночества, непонятости и усталости.

Творческая личность погружена в данный контекст ровно так же, как и остальные участники коммуникации. Однако в силу характера своей деятельности она переживает его воздействия более остро, ведь творчеству свойственна рефлексия, более пристальное внимание к фактам и законам окружающей действительности. Творческая личность склонна к психологическому истощению в ходе не только творческой, но и коммуникационной активности. Действующие по принципу обратной связи эмоциональное состояние и творческая мотивация ослабевают. Вследствие этого наступает истощение психофизиологических ресурсов [7].

Далее мы переходим непосредственно к рассмотрению выстраивания границ (прежде всего психологических) в интернет-среде, посредством которых творческая личность определяет собственную меру конфиденциальности, тем самым ограждая остальную часть пользователей от того, что интерпретируется ею как личное. По нашим наблюдениям, есть прямая связь коммуникативного контекста с тем, каким образом строит свою жизнь творческая личность в глобальной сети: какие формы коммуникации избирает, какие действия совершает, каким образом формирует окружающую аудиторию и, наконец, насколько ограничивает доступ последних к своей персоне.

Подчас ощущение диссонанса между собственной персоной и социумом стимулирует творческую личность к преодолению. Преодоление может происходить двумя способами: ограничение доступа окружающих к собственной персоне до минимума (речь идет о предоставлении формальных данных: Ф. И. О., сфера деятельности, электронный адрес) или полная открытость, доступность для каждого пользователя и готовность коммуницировать с аудиторией.

Особенности выбора одного из путей преодоления диссонанса З. Фрейд объяснял типологи-зацией творческих личностей, а точнее особен-

ностью взаимодействия сознания и бессознательного (в нашем случае - субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта) [9].

Чтобы продемонстрировать особенности самопрезентации творческой личности в интернет-пространстве, мы выбрали две персоны: известный в относительно узких кругах блогер-фотолюбитель Илья Варламов и известный широкой публике писатель-беллетрист Борис Аку-нин.

Творческая личность, взаимодействуя с обществом и транслируя продукты своего творчества, неизбежно оказывается в коммуникативном поле. Любой творческий акт эксплицирует акт прямой или косвенной коммуникации по той причине, что представляет собой своего рода сознательно заложенное отрефлексированное сообщение. Коммуникативный контекст не просто формирует и отражает творческую личность, но и вносит в ее поведение коррективы, которые могут влиять на ее самопрезентацию и выстраивание границ в интернет-пространстве: в каких формах эта личность будет осуществлять творческую деятельность, какие темы будет избирать, каким образом творчество будет предъявляться аудитории и, наконец, какой будет та самая аудитория.

Илья Варламов как активный деятель интернет-среды органично вписан в ее пространство: ведет блог в «Живом Журнале», имеет аккаунты во всех популярных социальных сетях: facebook, twitter, vkontakte, instagram, icq, google talk, skype. Вообще, творческая личность погружена в интернет-среду ровно так же, как и остальные участники коммуникации.

Борис Акунин, несмотря на менее регулярное присутствие в глобальной сети, тоже ведет блог в «Живом Журнале», имеет персональный сайт, аккаунты в facebook и twitter.

Для Варламова глобальная сеть - среда существования, времяпрепровождения. Для Акунина жизнь - это среда существования, а сеть - ответственная деятельность. В силу характера профессиональной деятельности он переживает воздействие глобальной сети острее, ведь творчество является инвариантом рефлексии, более пристального внимания к фактам и законам окружающей действительности.

По нашим наблюдениям, есть прямая связь коммуникативного контекста с тем, каким образом строит свою жизнь творческая личность в глобальной сети: какие формы коммуникации избирает, какие действия совершает, каким обра-

зом формирует окружающую аудиторию и, наконец, насколько ограничивает доступ последних к своей персоне. Подчас ощущение диссонанса между собственной персоной и интернет-социумом стимулирует творческую личность к его преодолению, это выражается двумя способами. Первый способ - пребывание, то есть лаконичность в самопрезентации и ограничение в доступности. К данной категории можно отнести личность Бориса Акунина. Второй способ - демонстрация, то есть полная открытость, доступность для каждого пользователя и готовность коммуницировать с аудиторией. К этой категории можно отнести Варламова.

Напомним, что особенности выбора одного из путей преодоления З. Фрейд объяснял типологи-зацией творческих личностей, а точнее - особенностью взаимодействия сознания и бессознательного (в нашем случае - субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта).

Творческая личность склонна к психологическому истощению в ходе не только творческой, но и в коммуникационной активности. Взаимодействующие по принципу обратной связи эмоциональное состояние и творческая мотивация ослабевают. Вследствие этого наступает истощение психофизиологических ресурсов. Именно эта тенденция дает объяснение способу самопрезентации и выстраивания границ Бориса Акунина (низкая активность в предложенных интернет-сообществом поводах, отсутствие «отклика» на реплики аудитории и т. д.).

Существует общепринятое мнение, согласно которому отсутствие границ или крайне условное их обозначение - прерогатива более молодых поколений. В связи с этим становятся понятны способы самопрезентации вышеупомянутых персон (Борису Акунину - 59 лет, Илье Варламову - 31 год). Довольно важна еще одна особенность: более активную самопрезентацию в интернете (а в связи с этим и минимум зон запрета) предпочитают осуществлять менее известные широкой публике персоны. Избранные нами для характеристики люди в данном случае сопоставлены не случайно. Мы установили: как только творческая личность переступает через определенный психофизический и возрастной порог, способ самопрезентации, а в связи с этим и границы доступности меняются, переходя на первый способ преодоления, о котором мы уже говорили.

Таким образом, подобные векторы исследовательского интереса (от рассмотрения творческой личности и характерных для нее черт к изучению способов и причин выстраивания в интернет-пространстве границ, посредством которых творческая личность определяет собственную меру конфиденциальности) являются актуальными, поскольку позволяют продемонстрировать ракурсы личностных экзистенций, сопряженных с модусом имиджа творческой личности.

Библиографический список

1. Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. Е., Смыслова, О. В. Internet: воздействие на личность [Текст] / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в интернете. - М. : Мо-жайск-Терра, 2000. - 431 с.

2. Белинская, Е. П., Жичкина, А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты [Текст] / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина // Образование и информационная культура. - М. : Центр социологии образования, 2000. - С. 395-431.

3. Брюсов, В. Я. Ремесло поэта [Электронный ресурс] / В. Я. Брюсов. - URL: http://omiliya.org/article/remeslo-poeta-valerii-bryusov\ Проверено 12.02.2016

4. Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в интернете [Текст] / Т. Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. - Казань : Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 63-67.

5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин ; 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.

6. Злотникова, Т. С. Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию [Текст] : учебное пособие / Т. С. Злотникова. - Издание 3-е, дополненное и переработанное. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 332 с.

7. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены [Текст] / А. Олах // Общественные науки за рубежом. - Р. Ж. Серия Науковедение. - 1968. - № 4. -С. 69-73.

8. Фимин, А. Ю. Социально-философский анализ виртуальной реальности [Электронный ресурс] / А. Ю. Фимин. - URL: http://diss.rsl.ru Проверено 12.02.2016

9. Фрейд, З. «Я» и «Оно» [Текст] / З. Фрейд // «Я» и «Оно». - Тбилиси : Мерани, 1991. - Т. 1. -С. 351-392.

10. Черняева, К. О. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей [Текст] / К. О. Черняева : автор. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06. - Саратов, 2010. - 22 с.

11. Шапошников, В. А. Влияние коммуникативного контекста XXI в. на творческую деятельность [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.panor. ru/list/2015/voprkult_4/files/assets/basi c-html/page97.html Проверено 12.02.2016

flpoc^aBCKHH negarorH^ecKHH BecTHHK - 2016 - № 2

Bibliograficheskij spisok

1. Babaeva, Ju. D., Vojskunskij, A. E., Smyslova, O. V. Internet: vozdejstvie na lichnost' [Tekst] / Ju. D. Babaeva, A. E. Vojskunskij, O. V Smyslova // Gumanitarnye issledovanija v internete. - M. : Mozhajsk-Terra, 2000. - 431 s.

2. Belinskaja, E. P., Zhichkina, A. E. Sovremennye issledovanija virtual'noj kommunikacii: problemy, gipotezy, rezul'taty [Tekst] / E. P. Belinskaja, A. E. Zhichkina // Obrazovanie i informacionnaja kul'tura. - M. : Centr sociologii obrazovanija, 2000. -S. 395-431.

3. Brjusov, V. Ja. Remeslo pojeta [Jelektronnyj resurs] / V Ja. Brjusov. - URL: http://omiliya.org/article/remeslo-poeta-valerii-bryusov\ Provereno 12.02.2016

4. Vinogradova, T. Ju. Specifika obshhenija v internete [Tekst] / T. Ju. Vinogradova // Russkaja i soposta-vitel'naja filologija: lingvokul'turologicheskij aspekt. -Kazan' : Kazan. gos. un-t, 2004. - S. 63-67.

5. Druzhinin, V N. Psihologija obshhih sposobnostej [Tekst] / V. N. Druzhinin ; 3-e izd. - SPb. : Piter, 2007. -368 s.

6. Zlotnikova, T. S. Chelovek. Hronotop. Kul'tura. Vvedenie v kul'turologiju [Tekst] : uchebnoe posobie / T. S. Zlotnikova. - Izdanie 3-e, dopolnennoe i pererabo-tannoe. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - 332 s.

7. Olah, A. Tvorcheskij potencial i lichnostnye peremeny [Tekst] / A. Olah // Obshhestvennye nauki za rubezhom. - R. Zh. Serija Naukovedenie. - 1968. -№ 4. - S. 69-73.

8. Fimin, A. Ju. Social'no-filosofskij analiz virtual'noj real'nosti [Jelektronnyj resurs] / A. Ju. Fimin. - URL: http://diss.rsl.ru Provereno 12.02.2016

9. Frejd, Z. «Ja» i «Ono» [Tekst] / Z. Frejd // «Ja» i «Ono». - Tbilisi : Merani, 1991. - T. 1. - S. 351-392.

10. Chernjaeva, K. O. Kul'turnaja identifikacija v uslovijah globalizacii: sluchaj social'nyh setej [Tekst] / K. O. Chernjaeva : avtor. dis. ... kand. soc. nauk: 22.00.06. - Saratov, 2010. - 22 s.

11. Shaposhnikov, V. A. Vlijanie kommunikativnogo konteksta XXI veka na tvorcheskuju dejatel'nost' [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http ://www.panor. ru/list/2015/voprkult_4/files/assets/basi c-html/page97.html Provereno 12.02.2016

188

Т. C. 3nomnuKoea, A. C. Cnaôax

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.