Научная статья на тему 'Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet'

Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
659
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / POPULARIZATION / РОССИЯ / RUSSIA / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURAL AND HISTORICAL KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / MUSEUM COLLECTIONS AND ARCHIVE FUNDS / АРХИВНЫЕ ФОНДЫ / CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарумова Наталья Тимофеевна

В настоящее время растет число проектов, направленных на эффективное использование и популяризацию объектов культурного наследия как части информационно-просветительской работы. При сохранении ставших традиционными методов популяризации знаний с помощью научно-популярной литературы, передач телевидения различных жанров, современные общество и массовая аудитория получают запрашиваемую популярную информацию, в первую очередь, в сети Internet. Для обзора в рамках статьи отобраны позитивные примеры разработки и реализации Internet-ресурсов, презентующих культурно-исторические знания. Их создание поддерживается грантами РГНФ, министерством культуры РФ и другими общероссийскими организациями. Идеология проектов может быть разной: от стремления осветить тему с максимальной широтой до сознательного ограничения диапазона с целью глубокого анализа проблемы. Развитие отдельных проектов может предоставить научным коллективам виртуальные площадки для проведения исследовательской работы и коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Popularization of Cultural and Historical Knowledge in the Internet

At the present time a number of projects in the field of preservation and access to cultural heritage, effective use and promotion of this heritage as a part of the educational activity, is growing. Keeping traditional knowledge popularization methods such as popular scientific literature and TV emissions of different genres, modern society and mass auditorium get the popular asked information from the Internet. For further observation we have selected positives examples of sites, which present culture-historical knowledge. Their creation is supported by the Russian Humanities Fund, the Ministry of Culture of the Russian Federation and other organizations. The main idea of these projects may be different: from intention to clear theme using maximum wide exploitation to wilful limitation in order to analyse the problem in a more deeper way. The development of some independent projects can propose the virtual places to make scientific investigations and communication for research groups.

Текст научной работы на тему «Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet»

УДК 008

Н. Т. Тарумова

Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet

В настоящее время растет число проектов, направленных на эффективное использование и популяризацию объектов культурного наследия как части информационно-просветительской работы. При сохранении ставших традиционными методов популяризации знаний с помощью научно-популярной литературы, передач телевидения различных жанров, современные общество и массовая аудитория получают запрашиваемую популярную информацию, в первую очередь, в сети Internet. Для обзора в рамках статьи отобраны позитивные примеры разработки и реализации Internet-ресурсов, презентующих культурно-исторические знания. Их создание поддерживается грантами РГНФ, министерством культуры РФ и другими общероссийскими организациями. Идеология проектов может быть разной: от стремления осветить тему с максимальной широтой до сознательного ограничения диапазона с целью глубокого анализа проблемы. Развитие отдельных проектов может предоставить научным коллективам виртуальные площадки для проведения исследовательской работы и коммуникаций.

Ключевые слова: современные информационные технологии, популяризация, Россия, культурология, личность, культурно-исторические знания, музейные коллекции, архивные фонды.

N. T. Tarumova

Popularization of Cultural and Historical Knowledge in the Internet

At the present time a number of projects in the field of preservation and access to cultural heritage, effective use and promotion of this heritage as a part of the educational activity, is growing. Keeping traditional knowledge popularization methods such as popular scientific literature and TV emissions of different genres, modern society and mass auditorium get the popular asked information from the Internet. For further observation we have selected positives examples of sites, which present culture-historical knowledge. Their creation is supported by the Russian Humanities Fund, the Ministry of Culture of the Russian Federation and other organizations. The main idea of these projects may be different: from intention to clear theme using maximum wide exploitation to wilful limitation in order to analyse the problem in a more deeper way. The development of some independent projects can propose the virtual places to make scientific investigations and communication for research groups.

Keywords: modern information technologies, popularization, Russia, culture, identity, cultural and historical knowledge, museum collections and archive funds.

Популяризация науки - доступное, рассчитанное на широкую аудиторию, изложение фундаментальных научных знаний, является важным компонентом образовательного процесса. И если рассматривать термин «образование» не в узкопрофессиональном смысле, а в расширенном его толковании, как процесс формирования общественно доступных каналов коммуникации между фундаментальными знаниями и рядовыми потребителями, то отдельно следует отметить его культурно-исторической аспект [1].

До возникновения телевидения основным средством популяризации была научно -популярная литература и периодические издания. В качестве примеров можно привести журналы «Знание - сила», «Техника - молодежи», «Наука и Жизнь». Причем следует отметить, что последний из упомянутых в 2015 г. отмечает свой 125-летний юбилей. Журналы были ориентированы на широкий круг читателей, на различный уро-

вень их знаний, поэтому пользовались заслуженной популярностью. На школьников были ориентированы такие издания, как, например, «Юный техник» и/или «Юный натуралист». В состав редакций и авторские коллективы этих изданий входили известные ученые и писатели - популяризаторы научных знаний.

Что же касается изданий, ориентированных на гуманитарные области, то, например, искусство кино освещалось в журнале «Советский экран», какие-то знания по истории и этнографии читатели могли найти в журнале «Вокруг света». Довольно часто статьи, посвященные памятным датам, связанным с выдающимися деятелями культуры, публиковал еженедельник «Литературная газета». Здесь надо особо отметить, что практически вплоть до середины 80-х гг. прошлого столетия подобные материалы подвергались весьма строгой идеологической цензуре, а что касается популярного освещения развития

© Тарумова Н. Т., 2015

западной культуры и истории, его практически не было. И пробелы часто восполнялись художественной литературой, например, беллетризо-ванными биографиями деятелей западной культуры и исторических персонажей, например, таких авторов, как А. Моруа или С. Цвейг. Возобновленная в 19331 г. М. Горьким книжная серия «Жизнь замечательных людей» также может восприниматься как популярная литература в культурно-историческом аспекте. Как отмечал Ю. М. Лотман, «умение живо и ярко передать характер отдаленной от читателя эпохи исключительно важно для биографа и не только будит читательский интерес, но и позволяет понять характер лица, стоящего на первом плане повествования» [3].

С развитием телевидения информация образовательной направленности появляется в более широком доступе. Всем современникам хорошо известны познавательные передачи «Клуб путешественников», «В мире животных». Во второй половине 60-х гг. XX в. на советском телевидении начинает вещание образовательный канал, а в 70-е появляются научно-популярные рубрики «Человек. Земля. Вселенная», «Наука сегодня» «Здоровье» с ведущей Ю. Белянчиковой, «Музыкальный киоск» с Э. Беляевой и др. Отдельно следует упомянуть особенно популярную передачу «Очевидное - невероятное» и ее создателей, С. П. Капицу и Л. Н. Николаева, освещавшую доступным для телезрителя языком современные достижения мировой науки. Тогда же, в 70-е гг. на центральных (а других и не было) каналах можно было увидеть записи бесед с выдающимися деятелями культуры Д. Лихачевым, С. Гейченко, И. Андронниковым и многими другими.

С переходом современного общества в новое информационное состояние, с развитием сети Internet, центральные российские телевизионные каналы (Первый, Россия 1, 2, НТВ) изменили свой статус. Научно-популярные передачи о достижениях естественных наук «ушли» на другие каналы, или показываются в столь позднее время (например, передачи рубрик «Наука 2.0», «Эволюция»), что массовому зрителю просто не попадаются на глаза. Телеканал «Культура» больше ориентирован на пользователей, уже интересующихся событиями в мире культуры, то есть на свою постоянную аудиторию, а циклы принадлежащих к разным жанрам популярных передач, таких как «Культурная революция» (автор и ведущий М. Швыдкой), «Культ кино» (автор и ве-

дущий К. Разлогов), «Тем временем» (автор и ведущий А. Архангельский) или «Игра в бисер» (автор и ведущий И. Волгин) требуют от аудитории определенной подготовки.

В отличие от печатных изданий и телевизионных передач сеть Internet всегда готова предоставить пользователю любую информацию, а современные технологии позволяют собирать на одном ресурсе и тексты, и аудиозаписи, и визуальные ряды. Практически все упомянутые выше научно-популярные издания имеют в сети свои сайты: https://www.nkj.ru2 («Наука и жизнь»), http://technicamolodezhi.ru («Техника молодежи»), http://www.znanie-sila.su («Знание - Сила»), причем некоторые из них, используя технологические возможности, функционируют в совершенно новом качестве - научно-популярных информационных порталов. Здесь же, в сети, в свободном доступе можно посмотреть записи заинтересовавших зрителя программ телеканала «Культура» и др.

Что же касается популяризации гуманитарного знания, в частности, презентации работ культурологической направленности, сложность, в первую очередь, заключается в том, что само понятие «культура» имеет множественное толкование, а научные исследования носят, как правило, междисциплинарный характер, что требует от пользователя Internet-ресурса (в недавнем прошлом - читателя и зрителя) определенного уровня эрудиции. Как справедливо замечает А. Я. Флиер, «конечно, культурология - это междисциплинарная область знаний, что предполагает известную структурную сложность и большое концептуальное разнообразие, но системность ее познавательной архитектоники еще очень далека от композиционной ясности» [8].

В российском сегменте сети Internet существует большое количество ресурсов, посвященных научным работам в области культурологии и смежных наук, представляющие информацию для ученых и исследователей в этих областях. Например, журнал «Культура и Искусство» (http://www.nbpublish.com/camag/); журнал «Вопросы Культурологии» (http://panor.ru/journals/culturolog/); сайт журнала «Личность. Культура. Общество» (http://www.lko.ru); электронные издания «Культура культуры» (http://cult-cult.ru); «Культурологический журнал» (http://cr-journal.ru/); «Международный журнал исследований культуры» (http://culturalresearch.ru/) и др. Можно считать, уровень презентации научной информации в

этих изданиях фундаментальным и, следовательно, предназначенным для ограниченного круга пользователей (научной элиты), чьи исследовательские интересы лежат в области объекта презентации. Процесс популяризации такой информации должен приводить к тому, что, изложенная в упрощенном виде, она была бы понятна и доступна рядовому пользователю сети Internet. Чем шире используются в презентации общепринятые понятия и термины, тем шире аудитория конкретной презентации, и такой уровень презентации можно назвать популярным. И если постоянно увеличивающаяся (особенно в России) аудитория сети Internet формирует новый тип массовой, а точнее - популярной культуры, то одновременно преобразуется и «элитарная» культура [2].

Остается открытым вопрос, как сделать сайт популяризирующий сайтом популярным по меркам сети Internet, например, поднять его на лидирующие позиции в запросах поисковых машин методами SEO («search engine optimization»), привлекая к нему, таким образом, массового пользователя. Разумеется, за последние годы в этом направлении сделаны существенные шаги. Например, создан и активно развивается ресурс http://www.museum.ru, содержащий информацию о российских музеях и ссылки на музейные сайты. Фактически, можно говорить о популярном сетевом сообществе российских музеев. Его создание существенно расширяет присутствие в сети экспонатов музейных коллекций. Такую же объединяющую функцию в отношении архивов выполняет сайт http://www.rusarchive.ru, содержащий информационную базу данных по российским архивам разного уровня, включая ссылки на архивные сайты и их описи при их наличии. Интенсивное обновление базы делает его удобным инструментом для широкого круга посетителей. В данном случае популярность ресурсов, презентующих культурно-исторические знания, которые содержатся в музейных и архивных коллекциях, достигается за счет объема предоставляемой пользователю информации, объединения большого количества «привлеченных» сайтов в единое целое.

Очевидно, что, помимо интегративных характеристик сайта существенным фактором, влияющим на его популярность, является тематика контента. Если сайт посвящен обстоятельствам жизни и творчества известной исторической личности, ее упоминание само по себе является своеобразным генератором популярности сайта.

Стремление к созданию таких персонифицированных сайтов находит свое подтверждение в обзоре, приведенном ниже.

Современные тенденции применения информационных технологий в гуманитарных науках хорошо прослеживаются на примере работ, выполненных по грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) по разделу «Информационные ресурсы» [6]. Основной корпус завершенных в 2011-2014 гг. проектов составляют электронные научные издания (ЭНИ), электронные энциклопедии, электронные базы данных архивных документов по гуманитарной тематике, включающие публикацию их электронных копий, мультимедийные справочники. Например, «Создание веб-платформы для формирования базы данных и предоставления информационных услуг по истории российских печатных средств массовой информации» (http://mediamuseum.guru.ru, руководитель

В. В. Воеводин, 2014) [7], или Web-энциклопедия «Выдающиеся деятели науки и культуры - представители коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России»

(http://www.etnosib.ru/, руководитель

А. М. Кулемзин, 2014), или Современная мультимедийная энциклопедия философских, культурологических и религиоведческих знаний (http: //summa.rhga.ru, руководитель

Д. К. Богатырев, 2014). В качестве одного из направлений отдельно можно выделить стремление к созданию объединенных информационных ресурсов, своеобразных кластеров, связывающих в единое информационное пространство результаты исследовательских работ, архивные и музейные коллекции и другие материалы по различным направлениям гуманитарных наук [4, 5]. Например, на базе сайта Российского Государственного Архива Литературы и Искусства созданы кластеры «Комплексная мультимедийная информационная система «Творческое наследие Анны Ахматовой». РГАЛИ - РНБ - Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме» (http://www.akhmatova-rgali.ru, руководитель Н. Ю. Грякалова, 2014) и «Объединенный архив Вячеслава Иванова: РГАЛИ (Москва) - Исследовательский Центр В. И. Иванова (Рим)» (http://www.ivanov-rgali.ru, руководитель

Н. А. Богомолов, 2014).

Другую тенденцию в развитии представляют электронные ресурсы, презентующие результаты научных исследований по конкретной тематике, например, сайты, созданные в рамках проектов

Мультимедийная геоинформационная система «Финно-угры Лужской губы: материальная культура и среда обитания XV-XIX веков» (http://laukaa.spbu.ru/history/history.html, руководитель А. В. Бехтер, 2014); История Петербургского университета в виртуальном пространстве (культурное наследие, музейные коллекции, биографика) (http://history.museums.spbu.ru, руководитель Е. А. Ростовцев, 2014); или Информационная система «Культурные ресурсы Омской области: прошлое и настоящее» (http://sfrik.omskreg.ru/page.php?id=379, руководитель П. А. Ремнев, 2013). Немаловажным обстоятельством, на наш взгляд, является то, что весьма существенное количество проектов (около 10 %) носят персонифицированный характер, то есть проекты так или иначе связаны с презентацией жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и науки, например, сайт http://kpfu.ru/radlov (руководитель Ф. Ю. Юсупов, 2014) посвящен основоположнику российской тюркологии В. В. Радлову; сайт http: //ngchernyshevsky.ru (руководитель К. Л. Киселева, 2014) - творчеству Н. Г. Чернышевского; сайт http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=108 23, «Русские писатели 1860-1880-х гг. в забытых воспоминаниях, записных книжках и дневниках. Электронные коллекции» (руководитель С. А. Кибальник, 2014), представляет уникальную базу данных персональных архивных фондов Пушкинского Дома, включая оцифрованные копии текстовых единиц хранения.

Уровень и качество популяризаторской работы в отношении культурно-исторических знаний в сети Internet существенно зависит от объекта презентации и от формы его представления. Популярность персонифицированных сайтов обеспечивается интересом массового пользователя к феномену конкретной личности, которой посвящен сайт. Создателям Internet-ресурсов необходимо предпринять определенные действия, чтобы преобразовать фундаментальную научную информацию в форму, доступную рядовому потребителю.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время при активной поддержке научных фондов, в частности Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), растет число проектов в области сохранения и расширения доступа к объектам культурного наследия, направленных на его популяризацию и эффективное использование в сфере образования и просветительской ра-

боты. Учитывая предыдущий опыт популяризации научных знаний в печати и на телевидении, распространяя его в область Internet-пространства, информационное общество интенсивно развивает новые способы коммуникации между культурно-историческими источниками и аудиторией. В сети Internet можно обнаружить и музейные экспозиции, и архивные коллекции, и адаптированные к презентации на сайтах творческие биографии «замечательных» людей. Совмещение в едином информационном поле текстовых, аудио и визуальных материалов, баз данных и мультимедийных технологий позволяет существенно расширить круг пользователей информационного ресурса от узкого круга специалистов до практически массового потребителя.

Библиографический список

1. Злотникова, Т. С. Образование в системе кодов массовой культуры [Текст] / Т. С. Злотникова. // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 2. -Том I (Культурология) - С. 46-51.

2. Злотникова, Т. С. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России [Текст] / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 211-219.

3. Лотман, Ю. М. Живое лицо [Текст] / Ю. М. Лот-ман // Новый Мир. - 1985. - № 2. - С. 228-236.

4. Несговорова, Г. П. Организация историко-культурного пространства в интернете [Текст] / Методы и инструменты конструирования программ [Под ред. д-ра физ.-мат. наук, профессора, чл.-корр. РАЕН В. Н. Касьянова] // Серия «Конструирование и оптимизация программ». - Новосибирск, 2007. - С. 163173. Режим досту-па:http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_15_nesgo vorova.pdf, свободный. Проверено август 2015.

5. Несговорова, Г. П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях [Текст] / Г. П. Несго-ворова // Информатика в науке и образовании : сб. статей [под ред. д. физ.-мат. наук, профессора, чл.-корр. РАЕН В. Н. Касьянова]. - Серия «Конструирование и оптимизация программ». - Новосибирск, 2012. - С. 90-105.

6. РГНФ, Архив результатов. Информационные ресурсы. Проекты создания программного обеспечения, завершившиеся в 2011-2014 гг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfh.ru/mdex.php/ru/rezultaty/katalog-informatsionnykh-resursov-sozdannykh-pri-podderzhke-rgnf, свободный. Проверено август 2015.

7. Тарумова, Н. Т. Виртуальный музей российской печати как репрезентация коллективного и культурного опыта [Текст] / Н. Т. Тарумова // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре : сборник научных статей : материалы XVII

Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2014. - СПб., 2014. - С. 81-89. - Режим доступа: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/issue/archive, свободный. Проверено август 2015.

8. Флиер, А. Я. Культурология как научная парадигма [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/cultural-studies-as-a-research-paradigm/, свободный. Проверено август 2015.

Bibliograficheskij spisok

1. Zlotnikova, T. S. Obrazovanie v sisteme kodov massovoj kul'tury [Tekst] / T. S. Zlotnikova. // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 2. -Tom I (Kul'turologija) - S. 46-51.

2. Zlotnikova, T. S. Dialog o metodologii sociokul'turnogo issledovanija massovoj kul'tury v Rossii [Tekst] / T. S. Zlotnikova, L. P. Kijashhenko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 3. - S. 211-219.

3. Lotman, Ju. M. Zhivoe lico [Tekst] / Ju. M. Lot-man // Novyj Mir. - 1985. - № 2. - S. 228-236.

4. Nesgovorova, G. P. Organizacija istoriko-kul'turnogo prostranstva v Internete [Tekst] / Metody i instrumenty konstruirovanija programm [Pod red. d-ra fiz.-mat. nauk, professora, chl.-korr. RAEN V N. Kas'janova] // Serija «Konstruirovanie i optimizacija programm». - Novosibirsk, 2007. - S. 163-173. Rezhim dostu-

pa:http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_15_nesgo vorova.pdf, svobodnyj. Provereno avgust 2015.

5. Nesgovorova, G. P. Informacionnye tehnologii v gumanitarnyh issledovanijah [Tekst] / G. P. Nes-govorova // Informatika v nauke i obrazovanii : sb. statej

[pod red. d. fiz.-mat. nauk, professora, chl.-korr. RAEN V. N. Kas'janova]. - Serija «Konstruirovanie i optimizacija programm». - Novosibirsk, 2012. - S. 90-105.

6. RGNF, Arhiv rezul'tatov. Informacionnye resursy. Proekty sozdanija programmnogo obespechenija, zaver-shivshiesja v 2011-2014 gg [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.rfh.ru/index.php/ru/rezultaty/katalog-informatsionnykh-resursov-sozdannykh-pri-podderzhke-rgnf, svobodnyj. Provereno avgust 2015.

7. Tarumova, N. T. Virtual'nyj muzej rossijskoj pechati kak reprezentacija kollektivnogo i kul'turnogo opyta [Tekst] / N. T. Tarumova // Tehnologii informacionnogo obshhestva v nauke, obrazovanii i kul'ture : sbornik nauchnyh statej : materialy XVII Vserossijskoj ob#edinennoj konferencii «Internet i sovremennoe ob-shhestvo» IMS-2014. - SPb., 2014. - S. 81-89. - Rezhim dostupa: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/issue/archive, svobodnyj. Provereno avgust 2015.

8. Flier, A. Ja. Kul'turologija kak nauchnaja paradigma [Jelektronnyj resurs] / A. Ja. Flier // Kul'tura kul'tury. -2015. - № 2. - Rezhim dostupa: http://cult-cult.ru/cultural-studies-as-a-research-paradigm/, svobod-nyj. Provereno avgust 2015.

1 «Жизнь замечательных людей» - серия биографических и художественно-биографических книг, выпускавшихся в 1890-1924 гг. издательством Ф. Ф. Павленкова (1839-1900). С 1915 г. осуществлялись только переиздания уже вышедших ранее книг. В 1933 г. по инициативе Максима Горького серия была возобновлена «Журнально-газетным объединением».

2 Здесь и долее дата просмотра электронных адресов 29.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.