УДК 008(091)
Н. Т. Тарумова
Научно-образовательные практики НИВЦ МГУ имени М.В. Ломоносова в системе работы
российских культурологических сайтов
В статье анализируются культурологические сайты, разработка которых была в разные годы поддержана Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и осуществлена в НИВЦ МГУ. Такая эмпирическая база исследования обусловлена тем, что в Internet существует большое количество информационных ресурсов, посвященных отечественному культурному наследию, отличающихся функциональной ограниченностью структуры, не соответствующей современным гуманитарным задачам. Мы считаем, что объединение усилий специалистов в области информационных технологий и гуманитарного знания (культурологии, истории, лингвистики, журналистики, библиотечного и музейного дела), позволило создать продукт, наиболее адекватно и полноценно отражающий отечественное культурное наследие в Internet.
Ключевые слова: культура, историческая память, информационные технологии, Internet, сайт, аутентичная публикация, Московский университет.
N. T. Tarumova
Scientific and educational practices of Research Computing Centre (RCC) of Moscow State University in the framework of Russian websites for Cultural Studies
The article analyses websites devoted to Cultural Studies, the development of which has been supported by Russian Humanitarian Scientific Foundation (RHSF) and implemented in the Research Computing Centre (RCC) of Moscow State University. This empirical base of the research is due to the fact that in the Internet there is a large number of information resources devoted to Russian cultural heritage, with different functional limitations of the structure that does not correspond to modern humanitarian problems. We believe that combined efforts of specialists in the field of information technology and of the Humanities (cultural studies, history, linguistics, journalism, library and museum work) allowed us to create a product that will most adequately and fully reflect national cultural heritage in the Internet.
Keywords: culture, historical memory, information technologies, Internet, website, authentic publication, Moscow University.
В связи с тем, что культурология как академическая наука сложилась позже других гуманитарных дисциплин, ее задача - обобщение всего предшествующего культурного опыта в самых разнообразных областях творческой деятельности: литературе, поэзии, философии, искусстве и естествознании. Рассматривая культуру как феномен и как континуум, культурология позволяет изучать один и тот же предмет с разных точек зрения. Говоря о литературе, И. В. Кондаков отмечает, что «...современная история литературы может быть успешно выстроена только в широком контексте культуры (в связи с критикой и публицистикой, другими видами искусства, философскими и религиозно-нравственными, социальными и конкретно-научными идеями, теориями, концепциями, эстетическими и политическими идеалами, в связи с обыденной культурой, включая сюда образ жизни, тип поведения и общения, быт и т. п.). В этом отношении традиционно филологический, литературоведческий подход должен быть дополнен культурологическим» [2, с. 49-58].
© Тарумова Н. Т., 2017
То же самое можно сказать и о других феноменах российской культуры, о других видах творческой активности, которые, будучи представленными на сайтах в Internet, в свою очередь становятся объектами пристального внимания современной культурологической науки.
Особого внимания в силу разнообразия своей тематики и все возрастающего количества заслуживают культурологические сайты, под которыми в контексте статьи мы будем понимать сайты, контент которых направлен на комплексную концептуализацию тех или иных явлений, событий, существенных с точки зрения истории и развития культуры. В свою очередь термин «концептуализация» рассматривается автором, как система взглядов на процессы связанные с актуализацией личного и коллективного творческого опыта, выбор путей решения данной задачи средствами современных информационных технологий.
В данной статье на примере архивных, музейных, библиотечных материалов, собранных и представленных на Internet-сайтах: «Мемориаль-
ная квартира А. Белого на Арбате» (URL: http://kvartira-belogo.guru.ru,), «Московский университет на рубеже XIX-XX вв.: литературная среда, семейные традиции», (URL: http://newserv.srcc.msu.ru/MIU_XIX/), «Музей российской печати» (URL: http://mediamuseum.guru.ru/), «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...» (URL: http://poesis.ru) анализируется возможность не только актуализировать исторические и научные реалии, но и реконструировать на их основе картину культурной жизни в Московском университете в период с середины XVIII в. до начала ХХ в.
Сегодня Internet стал необходимым атрибутом обыденных практик и исследовательской деятельности как в плане презентации и распространения научных знаний, так и в плане коммуникации с разнородной аудиторией пользователей Internet-ресурсов. Начало XXI века, с точки зрения получения новых знаний, характерно тем, что большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего, стремятся получить сведения об истории отечественной культуры, прибегая к услугам Internet. Но чем более широко распространяется возможность доступа к ресурсам Internet, тем более острой становится проблема наполнения российских ресурсов сети достоверной научной информацией и ее популяризация в соответствии с различными научными дискурсами, в частности - культурологическим. Значимость культурного просвещения, основанного на результатах исследовательских работ, консолидированных и представленных с использованием современных информационных технологий приобретает все большую актуальность. Тезис Ю. А. Лотмана о том, что «... новые тексты создаются не только в настоящем срезе культуры, но и в ее прошлом» [5, с. 200-202] подтверждает возродившийся в последнее время интерес к работам русских философов начала XX века. Но их тексты, как и тексты авторов XVIII-XIX веков, зачастую просто непонятны современному читателю вне конкретного исторического контекста, вне описания культурной среды, внутри которой они были созданы. Современная парадигма восприятия культурно значимых событий российского прошлого сильно отличается от представлений 70-80-х годов XX в., в первую очередь, вследствие развития средств массовых коммуникаций и глобальной информационной сети Internet. По этой же причине открытие практически неограниченного доступа к хаотически размещенной информации оборачивается потерей современным российским
обществом объединяющих его культурных кодов. Существовавшая во времена СССР идеологическая направленность любых научных работ, связанных с изучением истории и истории культуры в частности, ставит перед современной культурологией задачи по исследованию и восстановлению культурных традиций, существовавших в России, реконструкции ее культурного пространства, и актуализации его с использованием современных информационных технологий. Совокупность актуальных методов презентаций в коммуникационном пространстве Internet позволяет пользователю сети быть одновременно и читателем, и зрителем, и слушателем собранных в рамках одного ресурса информационных материалов.
Рассматриваемые в статье варианты формирования структуры Internet-ресурсов, созданных в рамках завершенных проектов: «Мемориальная квартира А. Белого на Арбате», «Московский университет на рубеже XIX-XX вв.: литературная среда, семейные традиции», «Музей российской печати», «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...», на технической базе НИВЦ МГУ, основываются на изучении системы актуализации памяти о культурных традициях и творческом опыте профессоров и студентов, выпускников Московского университета, который и сегодня является крупнейшим образовательным центром России. Предметом культурологического анализа стала презентация культурфилософских и историографических концепций, позволяющих в междисциплинарной научной парадигме показать значение сообщества выпускников и преподавателей Московского университета в целом, семейно-дружеских сообществ, сообщества поэтов, отдельно взятой личности.
Разнородность составляющих элементов цифровых коллекций диктует особые требования к их презентации, к их целостному восприятию для широкой аудитории Internet. Организация свободного доступа к ранее неизвестным материалам: текстам, биографическим данным, фотодокументам и др. - является важным фактором при реализации Internet-проектов. Богатый и нигде ранее не представленный материал стал доступным для пользователей.
Объединяет сайты общий системный подход к формированию контента и его презентации (своего рода Internet-идеология), общие принципы построения, методика представления материалов, общие технологии исполнения. В рамках проектов создан инструментарий, позволяющий пользователям удобно и эффективно проводить научную
работу с культурным наследием и обеспечивающий качественный доступ ко всем материалам, как для исследователя, так и для рядового пользователя.
Длительное время значительные по объему музейные коллекции, содержащие, в том числе, и образчики поэтического творчества, какими, например, обладал Музей-квартира Андрея Белого на Арбате, не имели своего отражения (представительства) в Internet. Богатейшие архивные материалы, хранящиеся в фондах Научной библиотеки МГУ: письма, фотодокументы, тексты статей, периодические издания - прямые свидетельства культурно-исторического развития России, оставались вне поля зрения, как рядовых читателей, так и ученых-исследователей.
При моделировании представленных в Internet сайтов: «Мемориальная квартира А. Белого на Арбате», «Московский университет на рубеже XIX-XX вв.: литературная среда, семейные традиции», «Музей российской печати», «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...», учитывалось их целевое назначение, различные аспекты контента и особенности аудитории. Анализ процесса разработки сайтов и их современного состояния позволяет считать, что общий смысл формирования структуры и оформления состоял в том, чтобы сделать сайты целостными, и внешне и внутренне отвечающими своему функционально-целевому назначению, а также определенному типу пользовательского / читательского восприятия, характеру информации и условиям использования.
Для изучения каждого отдельного Internet-ресурса составлялась детальная схема презентации, причем основное внимание уделялось необходимым для конкретного проекта сторонам представляемого культурологического материала.
Анализ сайтов позволяет обнаружить, что при разработке макета учитывались многие факторы: логичность иллюстративного материала, его художественная, документальная и фактическая ценность, качество предложенных графических моделей. Принимались во внимание также особенность формирования интерфейса, специфики визуального восприятия вербального и иконографического текстов в Internet, всего оформления сайтов. При этом обращалось внимание на основные функции иллюстративного материала - информационная и эстетическая. После того как была сформирована концепция и структурная модель сайтов приступали к разработке макета: каждой его странице, отдельных значимых элементов,
оформлением разделов и подразделов, формами организации материалов на странице. Далее работа была направлена на оформление макета: цвет фона, шрифта, рамок и графических элементов в целом, расположение панелей информации, навигации, текстовых полей, тематических особенностей иллюстрирования. Из выше сказанного следует, что каждый сайт должен быть единой, закономерно построенной структурой, обеспечивать целостность и наилучшее восприятие представленного материала, что является основной задачей, визитной карточкой сайта и работы творческого коллектива.
Сегодня очевидно, что в процессе последовательной работы над проектами создалась общая архитектурная Мегпе^платформа для формирования сайтов, в которую входят: структура (разделы, подразделы, рубрики, подрубрики и страницы), дизайн, стиль, экскурсии, система навигации, карта сайта. Архитектурное построение сайтов представляет распределение материалов по разделам с учетом информационной, логической и визуальной взаимосвязи между разделами, а также предполагают «ширину» и «глубину», то есть разработан макет линейной и углубленной системы навигации. Размещение материала на сайтах не только линейно (раздел и подраздел), но каждый раздел имеет определенную степень углубления для размещения научного исследования. Линейная часть представленной информации предполагает общее знакомство посетителей с разделами, а подразделы, рубрики, подрубрики и страницы дают возможность углубления для исследовательской работы.
Особое внимание уделялось общему дизайну каждого сайта и в частности главной, титульной странице, являющейся их визитной карточкой. При оформлении сайтов использовался ретро-стиль, но в подборе материала строго учитывалась индивидуальность персоналий и период исследуемой эпохи. Например, на титульной странице сайта «Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате» были использованы фотографии засушенных листьев из гербария, который любил собирать поэт, цветовую гамму (лазурно-голубой) и фотодокументы из архива научного отдела музея. Для подраздела Летопись жизни использовалась фотография оригинала парадной лестницы в доме писателя, ведущей на третий этаж его квартиры.
Титульная страница сайта «Московский университет на рубеже Х1Х-ХХ вв.: литературная среда, семейные традиции» отражает традиции семейных литературных альбомов к. XIX - н. XX
веков. Как правило, альбомы заполнялись рисунками, фотографиями, дружескими записями знакомых, стихами и небольшими литературными произведениями. Определяя принципы представления материалов на сайте, было решено следовать содержанию подобных альбомов, воссоздавая элементы культурной среды и семейных традиций Московского университета того времени.
На всех сайтах в разделе Библиография не просто перечислены работы персон, которым посвящены сайты, а представлены полные библиографические данные произведений персон и исследовательские работы о них. Размещены прижизненные издания, показанные как в виде текста с возможностью поиска и копирования, так и в виде оцифрованных изображений страниц, что дает возможность работать одновременно и с распознанным текстом, и с оригиналом документов с полными выходными данными произведения в виде сканированного изображения. Структура библиографических списков создана таким образом, что посетитель сайта самостоятельно может производить отбор материалов по типологии произведений (проза, поэзия), по названию, автору и году. Такая презентация материала предоставляет возможность исследователю находить нужные места в текстах большого количества изданий, исследовать язык авторов (в частности, употребление слов и словосочетаний), а также увидеть исходное форматирование текста автором или редактором - целостное авторское видение того или иного документа, изданного при жизни автора.
Востребованность сайтов очень важный вопрос. Статистика посещаемости - необходимый инструмент для понимания эффективности работы сайтов и анализа аудитории, а это - два основополагающих фактора успешного Internet-ресурса. Число посещений сайта - свидетельство его популярности, а главный критерий в оценке выполнения им просветительских функций - регистрация повторных посещений.
В реальной структуре описанных сайтов присутствует обратная связь, имеются почтовые ящики, установлены счетчики посещаемости.
Сайт музея «Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате» создавался в НИВЦ МГУ совместно со специалистами-музейщиками на базе реального музея [7]. Концептуальным основанием проекта явилась интеграция в Internet историко-культурного знания о личности и деятельности поэта, одного из ведущих деятелей русского символизма, с помощью современных информационных технологий. Результатом реализации такой
концепции стало создание единого информационного ресурса, содержащего основные сведения о музейных предметах и музейных коллекциях фондов реально существующего музея, обеспечение механизмов свободного и эффективного доступа к информации о культурном наследии, предоставление информационных услуг. В данном ресурсе используется способ презентации материалов (прижизненных изданий писателя) в виде электронных копий в формате jpg-файлов. А. Белый питал особое пристрастие к визуальным эффектам. Для него фигурное оформление текста - дополнительное средство подчеркивания смысла. Этим и обусловлено «двойное» представление текста: пользователь одновременно видит изображение страницы и ее текстовую копию. Тематически сайт разделен на три главных блока: Биография, Музей, Библиография. В блоке Музей регулярно публикуются результаты научной деятельности сотрудников музея, анонсируется проведение семинаров, лекций и презентаций книг в рамках музейной программы.
Сайт «Музей российской печати» отличается от вышеописанного ресурса, в первую очередь тем, что реального прототипа у этого музея не существует [9]. Документальной базой для наполнения контента сайта послужили раритетные периодические издания из отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, выходившие в свет в России, начиная со второй половины ХУШ в. Электронные копии их страниц, размещенные на сайте в открытом доступе, сопровождаются историческими справками по каждому изданию. В разделе Медиаперсоны размещены биографии редакторов, издателей и основателей презентованных журналов и газет, указы, статьи М.В. Ломоносова о журналистике.
Представление периодических изданий в полном объеме, ссылки на их наличие в местах хранения, публикация материалов в хронологическом порядке позволили представить достаточно полную картину истории книгопечатания и журналистики не только Московского университета, но и России в целом.
В работе над проектом «Московский университет на рубеже Х1Х-ХХ вв.: литературная среда, семейные традиции» следует отметить контент, который скомпонован таким образом, чтобы максимально достоверно воспроизвести персональные портреты профессоров Московского университета, как в личном, так и семейном статусе. Структура ресурса ориентирована на логичное преставление их творческих и литературных кон-
тактов, дружеских отношений и традиций и, в конечном счете, на реконструкции тех человеческих отношений, которые формировали и формируют культурное пространство Московского университета.
Презентация творческого опыта преподавателей и выпускников Московского университета в аспекте архивных материалов, презентуемых на сайте «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до.» принципиально отличается от рассмотренных предыдущих сайтов: его контент носит монографический характер по своей проблематике и посвящен исключительно поэтическому творчеству преподавателей и студентов университета. Но если рассматривать его в культурологическом ракурсе, как коллективный творческий феномен, необходимо отметить его очевидную многоаспектность [8].
Отсутствие в научной литературе полной и систематически разработанной истории поэтического творчества преподавателей, студентов и выпускников Московского университета, начиная с его образования и до наших дней, делало такую работу необходимой. Представленные на сайте материалы о поэтах Московского университета позволили вернуть в культурный оборот многие давно забытые имена и события. Очевидно, что найти материалы о поэтических фигурах первого ряда было значительно проще, чем выполнить полноценный поиск информации о тех авторах, кто лишь промелькнул на поэтическом небосклоне. Поэтому новизна данной работы состояла в том, что впервые был создан стремящийся к полноте перечень поэтов Московского университета, включающий примеры их творчества, и исследованы связи их университетского «багажа» и поэтической практики.
Ценность и значение разработанного сайта была связана с известной и важнейшей чертой отечественной культуры - ее литературоцентрично-стью, которая выявлена и проанализирована ведущими отечественными культурологами недавнего прошлого и современными исследователями (И. А. Едошина, Т. С. Злотникова, Н. Н. Летина, Д. С. Лихачев, И. В. Кондаков, Г. Ю. Стернин, Н. А. Хренов) [1, 4, 11]. Подобная установка, имплицитно присутствовавшая в концепции сайта, дала возможность рассматривать поэтическую личность как культурный рубеж, то есть «исследовательский ракурс, позволяющий соотнести российский культурный опыт XVШ-XX вв. со специфической культурной парадигмой» [5, с 233]. При этом, рассматривая рубеж как «время,
место и состояние встречи различных интенций, явлений, процессов в культуре, а значит, и в человеке, результатом которой является опыт обновления, развития или гибели» [5, с. 238]. Культурологический подход к творчеству поэтов, связанных с Московским университетом с XVIII в. и по настоящее время означает, что поэтическое творчество разных авторов можно и нужно было рассматривать и как единый текст [3, с. 3-44], описывающий эволюцию Московского университета в ее культурно-историческом контексте.
Что дают такие ресурсы конкретным категориям потребителей информации и как они могут быть использованы в научных, образовательных и просветительских целях? Просветительская направленность ресурсов ориентирована на широкую аудиторию: школьников, студентов, аспирантов. Цифровые реплики изданий, справочные, исторические, биографические и библиографические материалы, сведения об архитектуре сайта и специфики навигации - все это в совокупности составляет научно-обоснованный, выверенный образец презентации объекта культурного наследия для использования в образовательном процессе. Свободный доступ к историческим текстам, система управления контентом, оптимизированная схема внутренних гиперссылок между разделами представляет интерес для специалистов в разных областях гуманитарного знания. Дизайн сайтов, визуальные и цветовые решения интерфейса ресурсов ориентированы на новые отношения между информационным наполнением и аудиторией, на поддержание высокого уровня коммуникации при сохранении традиционного читательского статуса пользователя [10].
Библиографический список
1. Злотникова, Т. С. Симптомы конца века (Типологический подход к русской культуре конца XIX и конца XX вв.) [Текст] / Т. С. Злотникова // Ярославский педагогический вестник. - 1996. -№ 2. - С. 58-63.
2. Кондаков, И. В. От истории литературы - к поэтике культуры [Текст] / И. В. Кондаков // «Вопросы литературы». - М., 1997. - № 2. - С. 49-58.
3. Кондаков, И. В. Где ангелы реют [Текст] / И. В. Кондаков // Русская литература ХХ века как единый текст. - М. : «Вопросы литературы», 2000. - № 5. - С. 3-44.
4. Кондаков, И. В. По ту сторону слова [Текст] / И. В. Кондаков // Кризис литературо-центризма в России XX-XXI веков. - «Вопросы литературы». - М., 2008. - № 5. - С. 5-49.
5. Летина, Н. Н. Теоретико-методологические основания изучения проблемы «рубежности» как культурфилософского концепта [Текст] / Н. Н. Летина // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 1. - № 3. - С. 233-238.
6. Лотман, Ю. М. Живое лицо [Текст] / Ю. М. Лотман // Новый Мир. - 1985. - № 2. -С.228-236.
7. Тарумова, Н. Т. Актуализация личного и коллективного творческого опыта средствами информационных технологий на материале русской культуры XIX-XX веков [Текст] / Н. Т. Тарумо-ва. // Ярославский педагогический вестник -2013 - Т.1, № 3. - С. 236-242.
8. Тарумова, Н. Т. Презентация творческого опыта университетских поэтов в сети Internet [Текст] / Н. Т. Тарумова // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XVIII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2015. -Санкт-Петербург : ИТМО, 2015. - С. 234-245.
9. Тарумова, Н. Т. Цифровая коллекция текстов российской периодической печати [Текст] / Н. Т.Тарумова // «МедиаАльманах». 2016. -№ 5.- С. 124-132.
10. Тарумова, Н. Т. Цифровая музеефикация [Электронный ресурс] / Н. Т. Тарумова // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XIX Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2016. - Санкт-Петербург : ИТМО, 2016. - С. 00-00. URL: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/issue/archive.
11. Хренов, Н. А. Избранные работы по теории и истории культуры [Текст] / Н. А. Хренов. -М. : Согласие, 2014. - 527 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Zlotnikova, T. S. Simptomy konca veka (Tipologicheskij podhod k russkoj kul'ture konca XIX i konca XX vv.) [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 1996. -№ 2. - S. 58-63.
2. Kondakov, I. V. Ot istorii literatury - k po-jetike kul'tury [Tekst] / I. V. Kondakov // «Voprosy literatury». - M., 1997. - № 2. - S. 49-58.
3. Kondakov, I. V. Gde angely rejut [Tekst] / I. V. Kondakov // Russkaja literatura HH veka kak edinyj tekst. - M. : «Voprosy literatury», 2000. -№ 5. - S. 3-44.
4. Kondakov, I. V. Po tu storonu slova [Tekst] / I. V. Kondakov // Krizis literaturocentrizma v Rossii XX-XXI vekov. - «Voprosy literatury». - M., 2008. -№ 5. - S. 5-49.
5. Letina, N. N. Teoretiko-metodologicheskie os-novanija izuchenija problemy «rubezhnosti» kak kul'turfilosofskogo koncepta [Tekst] / N. N. Letina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. -T. 1. - № 3. - S. 233-238.
6. Lotman, Ju. M. Zhivoe lico [Tekst] / Ju. M. Lotman // Novyj Mir. - 1985. - № 2. - S. 228236.
7. Tarumova, N. T. Aktualizacija lichnogo i kollektivnogo tvorcheskogo opyta sredstvami infor-macionnyh tehnologij na materiale russkoj kul'tury XIX-XX vekov [Tekst] / N. T. Tarumova. // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik - 2013 - T.1, № 3.- S. 236-242.
8. Tarumova, N. T. Prezentacija tvorcheskogo opyta universitetskih pojetov v seti Internet [Tekst] / N. T. Tarumova // Tehnologii informacionnogo obshhestva v nauke, obrazovanii i kul'ture: sbornik nauchnyh statej. Materialy XVIII Vserossijskoj ob#edinennoj konferencii «Internet i sovremennoe obshhestvo» IMS-2015. - Sankt-Peterburg : ITMO, 2015.- S. 234-245.
9. Tarumova, N. T. Cifrovaja kollekcija tekstov rossijskoj periodicheskoj pechati [Tekst] / N. T. Ta-rumova // «MediaAl'manah». 2016. - № 5. -S.124-132.
10. Tarumova, N. T. Cifrovaja muzeefikacija [Jelektronnyj resurs] / N. T. Tarumova // Tehnologii informacionnogo obshhestva v nauke, obrazovanii i kul'ture: sbornik nauchnyh statej. Materialy XIX Vserossijskoj ob#edinennoj konferencii «Inter-net i sovremennoe obshhestvo» IMS-2016. - Sankt-Peterburg : ITMO, 2016. - S. 00-00. URL: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/issue/archive.
11. Hrenov, N. A. Izbrannye raboty po teorii i istorii kul'tury [Tekst] / N. A. Hrenov. - M. : Soglasie, 2014. - 527 s.
Дата поступления статьи в редакцию: 08.02.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2017