6. Dulebová I., Cingerová N. Ruské lingvoreálie. Bratislava: Univerzita Komenského, 2017. 276 c.
7. Gajarsky L. Vyjadrenie postoja autora v publicistickom texte // Vzdelávanie - kultúra -duchovnost': od homo loquens k homo spiritualis, Presov: CUBE consulting, 2012. C. 435-441.
8. Stefancík R., Dulebová I. Jazyk a politika: jazyk politiky v konfliktnej struktúre spolocnosti. Bratislava: Ekonóm, 2017. 193 c.
«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И «СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК» В СОВРЕМЕННОМ КОРЕЙСКОМ ГОРОДСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ Чернявская Я.В. Email: [email protected]
Чернявская Яна Владимировна - магистрант, кафедра иностранных языков для гуманитарных специальностей, Институт магистратуры Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: жанровый состав современного корейского фольклора богат и разнообразен. Богатый микромир корейского анекдота или интернет-бывальщины -это особый пласт культуры, служащий основополагающей дидактической трактовке «человека» и его «личности» в эпоху постмодернизма. Фольклор, сам по себе - это первая литературная фиксация и художественное воплощение концептосферы «человек и личность». Современный корейский городской фольклор, отражая постмодернистские тенденции, «горько высмеивает» практически все сферы жизни современного человека, начиная от моды и заканчивая образом жизни и частными аспектами поведенческого модуса.
Ключевые слова: корейский фольклор, поэтическое наследие, личность, творчество, литература.
"CREATIVE PERSONALITY" AND "FREE MAN" IN MODERN KOREAN URBAN FOLKLORE Chernyavskaya Ya.V.
Chernyavskaya Yana Vladimirovna - Master's Student, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES FOR HUMANITIES, INSTITUTE OF MASTERS ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS (RINH), ROSTOV-ON-DON
Abstract: genre composition of modern Korean folklore is rich and diverse. The rich microcosm of the Korean anecdote or Internet byvalvalchiny is a special layer of culture serving as the basic didactic interpretation of the "man" and his "personality" in the postmodern era. Folklore, in itself, is the first literary fixation and artistic embodiment of the conceptosphere "man and personality. " Modern Korean urban folklore, reflecting postmodernist tendencies, "bitterly ridicules" almost all spheres of modern life, from fashion to the way of life and particular aspects of behavioral fashion. Keywords: korean folklore, poetic heritage, personality, creativity, literature.
УДК 1751
Литература - это особый вид искусства, реальное отображение действительности, преломлённое через призму авторского мировидения. Устное народное творчество в современном виде своим генезисом уходит в далёкое прошлое, неся в себе
совокупность религиозных воззрений и примитивных обожествлений «человека» и его духовной сути - «личности». Устное народное творчество - это обобщенный и систематизированный эмпирический опыт предшествующих поколений, отражающий сущностные характеристики их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По-другому устное народное творчество называют фольклором. К фольклору относят народные песни, сказки, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, поучительная бывальщина и многое другое. «Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, национальных идиом, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом, не обидев его. Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни» [1, с. 112]. У каждой народности есть свой фольклор, имеющий свои особенности и характер. Корейское устное народное творчество зародилось в глубокой древности с первыми протокорейцами, и по сию пору оно живо, преобразившись в новых сюжетах постмодернистского общества. «Исторически традиционным образцом корейской литературы являются народные сказки. Некоторые их образы были заимствованы, некоторые аутентичны, но общими служат концепции того, что прекрасный человек - сказочный персонаж - благороден, верен своим идеям, честен и смел. Что буквально может быть истолковано как то, что человек прекрасен и как личность - его внутренние мировоззренческие стержни» [2, с. 66]. Тем не менее, яркой чертой корейского фольклора является тенденция не возводить человека в абсолют и постоянно упоминать о том, что прекрасный человек не всегда является человеком счастливым.
Один из популярных мотивов сказок Кореи, отраженный, например, в «Сказании о Синси», - смерть прекрасной невесты, желающей остаться непорочной. Синси описывается как молодая женщина, «красавица и умница», тем не менее томящаяся от горя потери возлюбленного мужа. Она не просто отказывает желающему жениться на ней ученому, но и дает ему невыполнимое, как ей кажется, задание - совершить поход до Сеула и обратно в высоких бамбуковых башмаках. Когда ученый все-таки преодолевает все трудности на пути и возвращается, Синси бросается в море, чтобы присоединиться к возлюбленному. Синси - цельная натура, личность верная своим идеалам любви, ведь только цельная личность способна самоотверженно любить до смерти. Дело всё в том, что особый корейский фольклорный мотив «смерти прекрасного и невинного человека» произрастает из случаев в истории, когда во время захвата Кореи или ее оккупации, юные девушки кончали жизнь самоубийством, дабы не стать женами врагов-интервентов. Самоубийство было свойственно сильной личности, воле которой подчинялась природа человека (пренебрежение инстинктом самосохранения). Вторым по популярности фольклорным мотивом, связанным с человеком, является «неприкосновенность красоты человека». «Прекрасными чертами обычно обладали светлые духи и небожители, которые не могли или не должны были контактировать с обычными земными людьми. Так, в едва ли не самой известной корейской сказке «Об олене и лесорубе» лесоруб получает возможность жениться на небесной деве, украв у нее платье, служащее ей для обращения в птицу, но, по ходу повествования, он теряет и жену, и доступ на небеса, совершив ряд необдуманных поступков, пойдя вопреки своей совести - то бишь - личности» [2, с. 67]. Все идеальное связанное с духовностью личности в корейском фольклоре удаленно, недоступно, или скоротечно. Человек же и человеческая порочная природа, земные вещи, обычно, остаются неизменными и носят печать прочности. Личность (как духовная сфера) как бы остаётся некой мечтой, божественной прерогативой, ибо несёт в себе чистоту и совершенство, ключ к абсолютному счастью и спокойной жизни. Но это прерогатива только для избранных, и даже избранные не все способны
в силу искушений и ошибок достичь этого идеального мира, в котором бы сочетались гармонично человек и личность. Обычный человек с его страстями - это обыденность, связанная с несовершенством мира, её создаёт не природа, а человек, его греховность, его бессознательная страсть к разрушениям. В фольклорном поэтическом наследии корейского народа также немало отсылок к непрочности гармонии человека и личности, как антитезы красоты и уродства. За весной приходит осень и суровая зима, за молодостью - отрешенность и увядание. Смерть становится апофеозом «человека», вершиной уродства греховного мира, но и ключом к свободе «личности» в иной жизни или её перерождению в человеке. Сюжеты сегодняшнего городского фольклора во многом упростились, хотя сохранили в себе, пусть и трансформированную в угоду постмодернистской моде смысловую суть. Сегодня «личность», как суррогат, созданный человеком новой формации и её социальная значимость, возведена в новый абсолют: модификация внешности, посредством медицинских манипуляций, гендерное самоопределение и прочие прелести общества постмодерна. Но, во всём этом провозглашается свобода личности и всё ради человека, но человек перестаёт быть человеком, а личность из творческого духовного начала перерождается в облигаторную субстанцию - «прислугу» страстей.
Подобное отношение человека к самому себе и к своей личности вызывает не у всех одобрение, и консервативно настроенный протестный электорат создаёт разного рода анекдоты, высмеивающие новомодные постмодернистские тенденции в восприятии homonovus (лат. Новый человек). В сборниках корейских анекдотов и своеобразных этнокультурных баек собранных Ли Сен Ченом, нам встретились очень интересные образцы, к примеру, рассмотрим фрагменты: «...он так долго пытался создать себе идеальный нос, что потерял его вовсе.» Ср: «.Пак думал, что новое лицо и цвет волос станут пропуском в новую жизнь, и началась новая жизнь, интересная и спокойная на кладбище.» [3, С. 13]. Парадоксально, но если в стародавние времена героями фольклора были войны, а чаще возвышенные духом девушки, то сегодня можно смело констатировать, что героями фольклора стали молодые мужчины - представители провокационных субкультур, политики и законодатели моды. Причём сюжетные линии городских баек стали слишком простыми, чаще злыми, утратив в большинстве своём какой-либо поучительный характер и личностные ориентиры.
Список литературы /References
1. Белинский В.Г. Разграничение поэзии на роды и виды. Собр. соч. в 12 томах. М.-Л.,
1971. Т. 4. 232 с.
2. Милорадов В.Д. К вопросу о сущностной значимости корейской эстетики.
Хабаровск, 2010. С. 66-67.
3. Пак М.Н. О некоторых вопросах изучения истории корейской культуры // Major
Issues in History of Korean Culture. М., 1997. С. 12-14.
4. ПетровД.О. Эстетика постмодернизма. Уч. пособие. М., 2010. 54 с.
5. Платонова Э.А. Конспект лекций по культурологии. М., 2003.