1920 - 1930-е гг. Требуются дальнейшее исследование проблемы, систематизация и сравнение различных типов школ и интернатов, с указанием принципиальных отличий в их образовательной и воспитательной деятельности. Подобная работа будет полезна для более целостного понимания политики советской власти в сфере борьбы с беспризорностью несовершеннолетних.
Литература
1. ГИА ЧР. Ф. Р-151. Оп. 3. Д. 191.
2. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1.
3. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национальнотерриториальных автономий (1920 - 1930-е гг.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 594 с.
4. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа: сб. док.: 1917 - 1973 /
сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 560 с.
5. Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. М.: Наука, 1987. 110 с.
6. Славко А.А. Детская беспризорность в России в первое десятилетие советской власти. М.: ИНИОН, 2005. 176 с.
7. Тимофеев В.Г. На страже правопорядка: становление, развитие и деятельность органов милиции Чувашии в предвоенные годы (1917 - 1941).Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 448 с.
8. Трофимов А.Т. Народное образование в Чувашии за 15 лет. Чебоксары, 1935. 52 с.
ДМИТРИЕВ АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).
DMITRIEV ANDREY - post-graduate student of Russian History Chair named after A.V. Ar-sentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).
MINEEVA ELENA - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 93/94 ББК 63.3
Б.Н. ЕРОФЕЕВ
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ XX ВЕКА
Ключевые слова: регион, перестройка, история Чувашии XX - XXI вв., культура, творческая интеллигенция.
Изучена тема становления и развития творческой интеллигенции Чувашии в начале 90-х гг. XX в. Рассмотрены вопросы формирования музыкальной жизни, деятельности композиторов и исполнителей, писателей и поэтов, художников республики в постсоветский период. Статья написана на основе разнообразных источников и историографии проблемы.
B. EROFEEV
CREATIVE INTELLIGENTSIA OF CHUVASHIA IN THE EARLY 90s OF THE 20th CENTURY
Key words: region, restructuring, history of Chuvashia of the 20th - 21s centuries, culture, intellectuals.
The article is concerned with the development of the creative intelligentsia of Chuvashia in the early 90s of the 20th century. The topics of formation of musical life, activities of composers and performers, writers and poets, artists of the Republic in the post-Soviet era receive full coverage. The article is based on a variety of the sources and historiography of the problem.
90-е годы XX в. стали переходным этапом в становлении государственного устройства России, который отразился на всех сферах жизни общества. Так, в 1991 г. Чувашия становится президентской республикой. С этого времени начинается новый период ее развития. Чувашия - национальная республика,
где преобладает коренной этнос. Рассматривая демографическую ситуацию в период с конца 1989 г. до начала 2002 г., можно увидеть, что численность жителей республики сократилась с 1338,0 тыс. человек, постоянно проживающих на территории Чувашии, до 1313,9 тыс. Свыше двух трети всего населения неизменно составляла коренная нация (в 1989 г. - 67,8%, в 2002 г. - 67,7%) [6. С. 6-7]. При проведении переписи в Чувашской Республике в 2010 г. насчитывалось 1251,6 тыс. человек, из них 814,7 (67,7%) - чуваши [24].
Чуваши бережно хранят ценности и достояния своего прошлого, которые создавались на протяжении всей их многовековой истории. Наследие народа нашло отражение в музыке, танцах и изобразительном искусстве. В то же время культурное развитие невозможно без творчески активных, профессиональных, грамотно мыслящих и креативно развивающихся людей, которых в обществе принято называть интеллигенцией.
Несмотря на то, что по истории формирования интеллигенции Чувашии написан ряд научных трудов, на сегодняшний день отсутствуют комплексные обобщающие работы, позволяющие всецело и объективно дать оценку противоречивому процессу становления творческой интеллигенции республики в обозначенный период. Актуальность темы исследования подтверждается еще и тем, что впервые в статье предпринята попытка рассмотреть деятельность, проанализировать проблемы, поиски и изменения в формировании творческой интеллигенции Чувашии в начале 90-х гг. XX столетия.
Вопросы возникновения и развития интеллигенции в России начали активно изучаться учеными с XIX в. Например, Р.В. Иванов-Разумник выделял два основных подхода при изучении интеллигенции: социально-экономический (профессиональная принадлежность) и социально-этический (на первый план выдвигается духовно-нравственная составляющая личности) [14. С. 8]. В этот период наряду с гуманитарной интеллигенцией, которая всегда являлась базовой составляющей умственной жизни общества, выросли кадры технической интеллигенции (инженеры, технологи, агрономы).
Следует учесть, что все сферы жизни общества в советские годы протекали в рамках идейно-политической доктрины и, как указывает А.В. Ушаков [32. С. 122], большинство исследователей, определяя интеллигенцию как людей, професссионально занимающихся умственным трудом и имеющих минимум образования, опирались на терминологию В.И. Ленина, который, в свою очередь, понимал данную категорию как особый социальный слой (класс), лишенный форм собственности, занимающийся умственным трудом и выполняющий определенные социально-профессиональные функции в обществе [19. С. 309].
В 60-е гг. XX в. Л.К. Ерман выделял три профессиональных слоя интеллигенции: занятую в сфере материального производства, работающую в области культуры и служащую в государственном аппарате, помещичьих хозяйствах [11. С. 8]. Важный вклад в развитие и изучение отечественного интеллигентове-дения внес А.В. Квакин, высказавший в 1970-х гг. мысль о том, что интеллигенция не может быть не творческой: «Постоянное развитие, самосовершенствование, творческие поиски выделяют интеллигенцию из других социальных групп. Отказ от творчества и саморазвития приводит к потере интеллигентом своего основополагающего признака...» [16].
В настоящее время определение термина «интеллигенция» можно найти в различных справочниках и энциклопедиях: интеллигенция (от лат. ^еШдепэ -понимающий, мыслящий, разумный) - общественный слой людей, профессионально занятых умственным, по преимуществу сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.) [7. С. 270].
Если еще в начале XIX в. понятие «интеллигенция» ассоциировалось с определенной профессиональной деятельностью человека, то уже с XX в. данная дефиниция стала включать в себя более емкостную терминологию, вбирающую и нравственные характеристики. Определяя для себя окончательный вариант данного понятия, хотелось бы остановиться на комплексном междисциплинарном подходе В.С. Меметова: «Интеллигенция должна определяться как по социально-профессиональным чертам и свойствам, так и по духовноинтеллектуальным качествам. Это особая социокультурная общность, профессионально выполняющая функции субъекта духовной жизни и духовного производства, что и составляет ее сущностный критерий» [22. С. 11].
Рассматривая же термин «творческая интеллигенция», следует подчеркнуть, что большинство исследователей закономерно отождествляют его с понятием «художественной интеллигенции», т.е. социально-профессиональной группой людей квалифицированного умственного труда, профессионально занятых созданием художественных ценностей (литераторы, архитекторы, композиторы, художники, кинематографисты, артисты, режиссеры, журналисты, творческие работники средств массовой информации и т.д.) [30. С. 215].
Например, профессор В.В. Тепикин (один из основоположников и ведущих специалистов в области интеллигентоведения) указывает на обязательное наличие художественной интеллигенции на базе всех социальных слоев и наций, ее участие в сохранении, изучении, создании и распространении духовных ценностей. «Дефиницию “художественная интеллигенция”» я характеризую как социально-профессиональную группу людей, занимающихся художественнообразным творчеством, которое базируется на природном таланте, интуиции и освоенном в процессе жизни индивида интеллектуальном (прежде всего профессиональном) опыте» [31]. При этом ученый выделяет две группы художественной интеллигенции: представители свободных профессий и штатные работники организаций.
Можно прийти к выводу, что понятия «творческая» и «художественная» интеллигенция, при условии рассмотрения их в рамках интеллигентоведения, являются тождественными. Рассматривая же внутривидовые группировки, мы будем придерживаться более традиционного подхода и выделим литераторов (писателей, поэтов, журналистов), художников (архитекторов, скульпторов, дизайнеров), музыкантов, театральных деятелей и кинематографистов.
На современном постсоветском этапе историками Чувашии создано немало интересных и глубоких исследований, раскрывающих слабоизученные грани истории интеллигенции нашего края. Так, процесс формирования и деятельности творческой интеллигенции Чувашии нашел значительное отражение в научной литературе. В историографии данной проблемы нами были выделены ключевые темы, освещающие отдельные страницы истории чувашской интеллигенции: 1) переломный этап духовного развития и культурного строительства интеллигенции России конца XX и начала XXI вв. (А.М. Иванов [13], А.Н. Радиченко [25] и др.); 2) социальная и культурная обстановка в Чувашии в начале 90-х гг. XX в. (Т.С. Сергеев [27], И. Мишин [22] и др.); 3) история интеллигенции Чувашской Республики (Г.А. Александров [4], Е.В. Агаева и Т.С. Сергеев [3] и др.);
4) творческая интеллигенция Чувашии в период модернизации российского государства (А.П. Хузангай [34], Т.С. Сергеев и А.Н. Радиченко [28] и др.);
5) писатели и поэты Чувашии, издательская деятельность в республике в конце XX в. (Л. Ялгир [20], В.П. Комиссаров и А.И. Михайлов [12] и др.); 6) художники и архитекторы в процессе общественных изменений 90-х гг. XX в. (А.Н. Автономова [2], Г.И. Федоров [33] и др.); 7) деятельность композиторов и исполнителей, развитие театрального творчества Чувашии в 1990-е гг. (С.П. Ильин и Н.А. Зимин
[5], М.Г. Кондратьев [17] и др.); 8) публикации о выдающихся людях Чувашии (Н.И. Володина [9], А.А. Кондратьев [29] и др.); 9) автобиографические очерки и воспоминания современников - деятелей искусства (Л. Кутьина [18] и др.).
Конец XX в. оказался непростым временем для чувашского книгоиздания. С 1987 г. Чувашское книжное издательство начало работать в новых условиях хозяйствования. Тиражи чувашских книг упали до 4-5 тыс. экз. Для насыщения книжного рынка национальной литературой в местах компактного проживания чувашей за пределами республики в издательстве был создан специальный координационный отдел. В Чебоксарах открылся специализированный магазин «Чувашская книга» [15. С. 324]. Данные факты являются яркими примерами того, как в начале 1990-х гг. книга превратилась в коммерческий продукт. В результате с прилавков практически исчезла национальная литература. Рынок был заполнен продукцией, не отвечающей критериям «познавательного» чтения.
Следствием принятия в 1990 г. Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» явилось появление условий для более свободного высказывания мнений журналистов и открытия новых изданий. Если к концу 1980-х гг. в республике выпускалось 60 газет (причем все они, за исключением республиканских, с экономической точки зрения были убыточными), то в 1994 г. издавалось 27 районных и городских, 5 республиканских газет и 5 журналов, а в 2003 г. - 27 районных и городских, 23 республиканских газеты и 9 республиканских журналов. Печать Чувашии в условиях расширения информационного пространства и конкуренции со стороны других средств массовой информации стала переходить к изданию газет и журналов малыми тиражами, что привело к сокращению общего тиража республиканских и местных газет [15. С. 382-383]. Так, повышение самостоятельности советских организаций, отмена цензуры и либерализация средств массовой информации привели к количественному увеличению периодической печати.
У писателей республики перестройка нашла активный отклик. Многие из них считали своим долгом отразить в своих произведениях переход к новым принципам экономики, внедрение эффективных форм управления, а также осветить место и роль в этих процессах человека как руководителя, так и простого труженика. Такие авторы, как B.C. Алендей, Д.В. Гордеев, А.В. Емельянов, В.Г. Енеш, Г.Н. Желтухин, Г.В. Краснов, И.И. Лисаев, Н.Н. Максимов, В.П. Петров, В.И. Эн-
дип и др., стремились не только рассмотреть экономические и социальные процессы, но и раскрыть внутренний мир своих героев, дать их психологический анализ [15. С. 302].
Интенсивно на рубеже XX - XXI вв. развивалось чувашское изобразительное искусство. А.Н. Автономова отмечает: «В чувашской живописи наряду с реализмом появились символическая и авангардная тенденции, предполагающие безусловное стремление к новизне, открытости чувств и мыслей, раскованности, свободе художественного языка, обращению к различным историческим темам» [1. С. 25-26]. Свидетельством являются успехи О. Ксенофон-това (декоративная ваза «Памяти Миттова»), В. Зотикова (скульптурная композиция «Прометей»). В станковых формах искусства преуспели в разработке «чувашской темы» В. Агеев, К. Владимиров, Н. Енилин, С. Кадикин, Ф. Маду-ров, Ю. Матросов, С. Михайлов, В. Петров, А. Розов [8. С. 65-67].' Глубокий смысл творений этих мастеров неразрывно связан с древней историей родного народа, его миропониманием и философией, богами, мифами и легендами, а также с сохранившимися до наших дней традициями.
Показателем успехов, достигнутых мастерами, являлись художественные выставки, посвященные, например, 150-летию со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа И. Яковлева (1998), 100-летию поэта-трибуна М. Сеспеля (1999), 55-летию Великой Победы (2000). Значительными собы-
тиями в художественной жизни стали выставки произведений П. Кипарисова и Н. Овчинникова (1998), Р. Терюкаловой, К. Владимирова и Н. Енилина (1999), Н. Карачарскова, академика Р. Федорова и В. Бритвина (2000) [23. С. 7-8]. Указанные мероприятия характеризуют с положительной стороны творческую деятельность живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства республики и свидетельствуют о слаженной работе их профессиональных союзов с Министерством культуры и межнациональных отношений Чувашской Республики и выполнении одной из основных функций - сохранения имеющихся, развития и распространения культурных ценностей.
Необычен опыт работы творческих бригад художников, которые начали образовываться в Чувашии еще с 1970-х гг. Например, творческая бригада художников «Ибресионисты», сформированная в 1992 г., (в которую входили М.Ф. Харитонов, В.С. Семёнов, А.А. Самарин, П.М. Меркурьев, Н.В. Федоров, Н.И. Пана-сюк, Ю.В. Викторов под руководством В.Л. Немцова) выполняла виды с пейзажами посёлка Ибреси, написала портреты знатных ибресинцев - ветеранов войны и труда. Эти произведения, а также творения В.И. Агеева, Г.А. Алексеева,
B.И. Белова, А.И. Брындина, В.А. Зотикова, Н.П. Карачарскова, В.А. Леонтьева, П.В. Сизова, В.В. Федорова, В.С. Шведова, Э.М. Юрьева и других авторов в 1993 г. были представлены на юбилейной выставке в Ибресинской картинной галерее [35. С. 195]. При этом вызывает интерес не только идея создания подобных объединений, но и их цель, а также результаты совместной творческой деятельности - а это создание огромного количества произведений, посвященных жизни чувашского народа.
В конце XX столетия в творчестве мастеров изобразительного искусства республики прослеживается смена историко-революционной темы новой - историко-философской. Наряду с камерными портретами появляются парадный и групповой. Художники все больше увлечены созданием национальных образов. Набирает развитие исторический пейзаж.
Значительными объектами творческой деятельности архитекторов данного периода являются: здание Чувашсоцбанка, расположенного по бульвару Купца Ефремова г. Чебоксары (1994 г., архитектор А.Л. Ибрагимов), реконструкция Свято-Троицкого мужского монастыря (1996 г., архитекторы А.А. Исаев, А.Г. Ме-фодьев, А.П. Скворцов), административное здание регионального филиала Агропромбанка (1996 г., архитекторы И.Л. Аристова, Т.В. Ижанова, инженер О.П. Давидович), «Дорога к храму» -транспортно-пешеходная дамба, соединяющая историческое ядро города с современным центром (1996 г., авторский коллектив под руководством С.П. Лукиянова), жилой дом в юго-западном районе г. Чебоксары (1999, архитектор В.В. Цыпленков, инженеры Н.И. Сусарин,
C.В. Муращенко), соборная площадь в г. Новочебоксарск (2000 г., архитектор Н.А. Рожков) [26]. Архитекторы республики в конце XX - начале XXI вв. в своем творчестве обращаются к этническим корням, о чем свидетельствует возрождение исторических зон в Чебоксарах, Алатыре, Мариинском Посаде и Цивильске. Развитие архитектуры также связано с расширением типологии проектирования, т.е. возникновением новых архитектурных объектов: офисов, банков, культовых зданий, особняков, и характеризуется использованием существующего фонда застройки.
Во второй половине 1980 - начале 1990-х гг. центральное место в музыкальной культуре Чувашской Республики занимали деятельность профессиональных композиторов, исполнителей и самодеятельное творчество. В 1990-е гг. стремительное развитие получил жанр национальной поп-музыки. Это направление приобрело двоякую оценку, поскольку, с одной стороны, одобрялось обществом, а с другой - вызывало негативные оценки со стороны профессиональных музыкантов.
Успешно развивалось песенно-хоровое творчество чувашских композиторов. В этой сфере сочиняли Ф.М. Лукин и А.Г. Орлов-Шузьм, Ф.С. Васильев. Значительный вклад в развитие хоровой музыки принадлежит А.Г. Васильеву (сюита «Тари» и Концерт «£ёлен эрни»). Начало чувашской эстрадной музыки связано с деятельностью Н.Н. Казакова, являющегося автором и зачастую исполнителем собственных песен. Развитие в композиторском творчестве получил кантатно-ораториальный жанр («Октябре мухтав» А.Г. Васильева, «Октябрь, революция, Ленин» Т.И. Фандеева). В симфоническом жанре создаются «Торжественная увертюра» А.Г. Васильева, «Торжественная увертюра» В.А. Хо-дяшева, «Концерт для трубы с оркестром» Т.И. Фандеева, «Концерт-рапсодия» А.В. Асламаса, «Концерт для струнных и ударных», «Концерт для валторны с оркестром» Ю.П. Григорьева, «Симфониетта» В.Г. Салиховой. В камерных жанрах интересными были работы молодых композиторов - Л.Л. Быренковой, А.Н. Лоцевой, В.Г. Саховой [15. С. 305]. В 1990-е гг. национальное направление оставалось приоритетным в творчестве композиторов республики. Рассматривая становление творческого пути музыкальных исполнителей, следует отметить, что их созидательная деятельность в большей степени не была направлена на поддержку местных произведений.
Важное значение в развитии музыкального творчества Чувашии имели межрегиональные и международные контакты. Так, в ноябре 1990 г. в Чебоксарах состоялся IX фестиваль творчества композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья, в работе которого участвовали представители Марийской и Мордовской республик, Татарстана, Удмуртии и Чувашии [15. С. 306]. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики сохранилась справка о гастрольных поездках эстрадно-фольклорного ансамбля «£авал» за 1994 г., в которой отмечено, что артисты ансамбля с большим успехом выступали в Польше, а также заслужили самую высокую оценку жюри и завоевали диплом на X Международном фольклорном фестивале, проходившем в г. Завоя [10. Д. 297. Л. 13]. В 1990-е гг. республика обогатилась значимыми фестивалями, ставшими визитной карточкой культуры Чувашии, среди которых - традиционно проводившийся ежегодный международный оперный фестиваль имени народного артиста СССР М.Д. Михайлова, в котором принимали участие солисты из Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Китая, Франции, Эстонии, Японии и др. Благодаря подобным мероприятиям жители и профессиональные музыканты республики получили возможность ближе познакомиться с творчеством деятелей культуры и исполнительскими коллективами России и зарубежья, а также позволили музыкальному искусству Чувашии выйти на новый уровень развития.
Так, в 1990-е гг. в музыкальной жизни республики проявились определенные трудности, в частности в композиторском искусстве, связанные в большей степени с нехваткой или отсутствием исполнителей, которые могли бы претворить в жизнь их произведения. В то же время складывались и новые жанры -поп-музыка.
Исследование показало, что на рубеже XX - XXI вв. произошли качественные изменения в сфере культуры, обусловленные социально-экономическими изменениями общества. Культурное развитие невозможно без творческих, профессиональных людей, т.е. представителей интеллигенции, поэтому в данной статье мы постарались рассмотреть творческую активность, специфику работы и результаты интеллектуального труда писателей, издателей, композиторов и музыкантов, художников и архитекторов Чувашии в 90-е гг. XX столетия. Таким образом, в 1990-е гг. история Чувашии приобрела новый вектор в культурном пространстве России. Представители творческой интеллигенции республики
стали известны и востребованы не только на Родине, но и за рубежом. Культурное развитие Чувашской Республики имеет богатое наследие, активно развивается в современном мире и накапливает опыт для последующих поколений.
Литература
1. Автономова А.Н. Историческая живопись в республиках Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в XX веке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. 30 с.
2. Автономова А.Н. Тенденции развития исторической живописи в изобразительном искусстве республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1. С. 3-7.
3. Агаева Е.В., Сергеев Т.С. Художественная интеллигенция Чувашии в 1920 - 1991 гг. / Чуваш. гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2005. 205 с.
4. Александров Г.А. Чувашские интеллигенты: биографии и судьбы. Чебоксары: [Б.и.], 2003.
214 с.
5. Ассоциации композиторов Чувашской Республики / сост. С.П. Ильин, Н.А. Зимин. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. 164 с.
6. Бойко И.И., Марков Ю.К., Харитонова В.Г Перепись 2002 года в Чувашской Республике: организация, этническая идентичность, родной язык. Чебоксары: [Б.и.], 2006. 68 с.
7. Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1955. Т. 18. 630 с.
8. Викторов Ю.В. Чувашское изобразительное искусство в 1994 г. (Обзор) // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории / ЧГИГН. Чебоксары, 1996. Вып. 2. С. 65-89.
9. Выдающиеся люди Чувашии: в 4 т. / под ред. Н.И. Володиной. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002. Т. 1. 239 с.
10. Государственный исторический архив Чувашской Республики Ф. 1604. Оп. 2.
11. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966. 374 с.
12. Журналисты Чувашии: сб. ст. и очерков / сост. В.П. Комиссаров, А.И. Михайлов / ЧГИГН. Чебоксары, 2005. 207 с.
13. Иванов А.М. Духовность российской интеллигенции: (история и современность). Чебоксары: Изд. В.С. Шипилевский, 2006. 152 с.
14. Иванов-РазумникР.В. Об интеллигенции. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1910. 220 с.
15. История Чувашии новейшего времени: в 2 кн. / ред. кол.: И.И. Бойко и др. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. С. 324.
16. Квакин А.В. Современные подходы к изучению истории интеллигенции России [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Пр//\м«\«.гуакт.ги/Ооситеп18/ро<^о<1<^ос (дата обращения: 19.11.2013).
17. Кондратьев М.Г. О периодизации чувашской музыки // Чувашское искусство / ЧГИГН. Чебоксары, 1996. Вып. 2. С. 3-11.
18. Кутьина Л. Писатель с душой художника [о писателе публицисте Валентине Прокофьевиче Буриневском] // Почтовый экспресс. 2010. № 49. С. 2.
19. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1967. Т. 8. 666 с.
20. Литературный мир Чувашии / сост. Л. Ялгир. Чебоксары: Чувашия, 2005. 160 с.
21. Меметов В.С. О некоторых методологических подходах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии // Интеллигенция и мир. 2008. № 2. С. 7-26.
22. Мишин И. Интеллигенция и власть // Лик. 2010. № 2. С. 67-90.
23. Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики / под ред. И.С. Илларионова / НАНИ ЧР. Чебоксары, 2002. 368 с.
24. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Чувашской Республике [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.edu.cap.ru (дата обращения: 19.12.2013).
25. Радиченко А.Н. Интеллигенция в гражданском обществе современной и будущей России // Ученые записки. 2006. Т. 10. С. 60-63.
26. Рахимов Р.К. Фестиваль «Зодчество» [Электронный ресурс] // Чувашская энциклопедия: сайт. иР1_: Ь|йр://епс.сар.ги^=риЫ&1пк=5002 (дата обращения: 10.12.2013).
27. Сергеев Т.С. Культура Чувашии: (1917 - 1990): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Свердловск, 1991. 31 с.
28. Сергеев Т.С., Радиченко А.Н. История интеллигенции Чувашии в современных исследованиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2007. № 4. С. 129-135.
29. Сердцу близкие имена: краеведческий сборник / сост. А.А. Кондратьев. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1996. 234 с.
30. Советская интеллигенция: словарь-справочник / под ред. Л.В. Ивановой. М.: Политиздат, 1987. 221 с.
31. Тепикин В.В. Некоторые актуальные проблемы исследования художественной интеллигенции [Электронный ресурс]. УРЬ: http//www.samlib/t/tepikin_w_w (дата обращения: 19.11.2013).
32. Ушаков А.В. Вопросы состава дореволюционной российской интеллигенции в отечественной историографии // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии: тез. докл. VI межгос. науч.-теор. конф. Иваново: [Б.и.], 1995. Т. 1. С. 120-126.
33. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (некоторые аспекты) // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. С. 173-188.
34. Хузангай А. Культура как информация наивысшего качества: Чувашская интеллигенция ныне и прежде // Республика. 2002. № 29-30. С. 4.
35. Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. Т. 4. 494 с.
ЕРОФЕЕВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EROFEEV BORIS - post-graduate student of Russian History Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 339.9(09)(470.344-22)«1991/2013»
ББК Г3(2Рос.Чув.)64-62
А.М. КИРИЛЛОВА, О.Н. ШИРОКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ЧУВАШИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ
Ключевые слова: развитие экономических отношений с зарубежными партнерами, участие в международных организациях и конференциях, сельский туризм и историко-культурное взаимодействие.
Расширение международных связей является важным фактором развития региона, источником ее экономического развития и доступа региональных компаний к зарубежным технологиям и финансовым ресурсам. В течение последних лет Чувашия остается надежным партнером для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами. Важным институциональным изменением в современной истории региона стало формирование института торгово-экономических представителей Чувашской Республики в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день Чувашская Республика сотрудничает в торгово-экономической сфере с 75 странами мира, работает по договорным отношениям с 38 субъектами Российской Федерации.
A. KIRILLOVA, O. SHIROKOV INTERNATIONAL RELATIONS OF RURAL SETTLEMENTS OF CHUVASHIA AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES
Key words: development of economic relations with foreign partners, participation in international organizations and conferences, rural tourism and historical and cultural interaction.
The expansion of international relations is an important factor of region development, a source of its economic development and an access of regional companies to foreign technologies and financial resources. For the last years the Chuvash Republic has still been a reliable partner for the mutually beneficial co-operation with foreign states. The formation of the institute of trade and economic representatives of the Chuvash Republic in the regions of the Russian Federation has become an important institutional modification in the modern region history. Today, the Chuvash Republic co-operates with 75 countries of the world in trade and economic sphere, has contractual relations with 38 constituents of the Russian Federation.
Расширение международных связей является важным фактором развития региона, источником ее экономического развития и доступа региональных компаний к зарубежным технологиям и финансовым ресурсам. В течение последних лет Чувашия остается надежным партнером для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами. Современная Чувашия активно встраивается в общую архитектуру межрегиональных и международных связей. Так, к примеру, начиная с 1993 г., органами государственной власти республики было подписано 7 Договоров, 90 Соглашений в различных областях, 22 Протокола по реализации Соглашений и Договоров с 79 субъектами Российской Федерации. Развитие межрегионального сотрудничества способствует развитию торгово-экономического, научно-технического, социально-культурного взаимодействия с регионами России, а также поиску зарубежных партне-