Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / КУРСАНТЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PRACTICE-ORIENTED TASKS / CADETS / MILITARY EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарев Андрей Игоревич, Ерофеев Андрей Николаевич, Карпов Александр Сергеевич, Поселенцев Валентин Александрович

В статье раскрыта значимость формирования профессионально значимых качеств у курсантов в условиях обучения в вузе Министерства Обороны Российской Федерации. Уделено внимание проявлению обучающимися творческой инициативы в научно-исследовательской деятельности, способствующей повышению уровня мотивации к овладению профессиональными компетенциями, качествами военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарев Андрей Игоревич, Ерофеев Андрей Николаевич, Карпов Александр Сергеевич, Поселенцев Валентин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INITIATIVE DURING THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS

The article reveals the importance of forming professionally significant qualities among cadets at the University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Attention is paid to the use of students' creative initiative in research activities, which helps to increase the motivation level to master professional competencies, qualities of a military specialist.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

Чеботарев Андрей Игоревич

курсовой офицер-преподаватель, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

andrey. chebotarew@gmail. com

Ерофеев Андрей Николаевич

кандидат технических наук, преподаватель, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Карпов Александр Сергеевич

начальник курса, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Поселенцев Валентин Александрович

курсант, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

УДК 355.231:37.032.5

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 268

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье раскрыта значимость формирования профессионально значимых качеств у курсантов в условиях обучения в вузе Министерства Обороны Российской Федерации. Уделено внимание проявлению обучающимися творческой инициативы в научно-исследовательской деятельности, способствующей повышению уровня мотивации к овладению профессиональными компетенциями, качествами военного специалиста.

Ключевые слова: практико-ориентированные задания, курсанты, военное образование, творческая инициатива, профессиональные качества.

В настоящее время роль военных вузов в подготовке компетентных специалистов как никогда велика. Этого требует и напряженная военно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и

политическая обстановка в мире, и повышение требований ведомств к будущим военным специалистам (в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего образования 3++), которые неукоснительно выполняются преподавательским составом вузов. Профессионально значимые качества формируются у курсантов военных вузов в процессе учебно-служебной, научно-исследовательской, рационализаторской, проектной деятельности.

Несмотря на внимание исследователей к проблеме формирования профессионально значимых качеств будущих военных специалистов, можно констатировать, что обнаруживается наличие противоречий между потенциалом научно-исследовательской деятельности, определяющим социальную значимость формируемых профессиональных компетенций обучающихся, и недостаточным его использованием в целях развития творческой инициативы курсантов при решении практико-ориентированных заданий. На основе выделенного противоречия сформулируем проблему, которая может быть представлена следующим образом: влияет ли проявление творческой инициативы на формирование профессиональных качеств курсантов в ходе их участия в научно-исследовательской деятельности в вузе?

Проблему формирования профессиональных качеств у будущих военных специалистов, обучающихся в вузе, исследовали в разные годы многие отечественные ученые-педагоги: В. П. Давыдов, Н. С. Орлова, А. О. Кошелева, Э. Е. Лукьянчиков и др.

Эта проблема интересовала и ученых-психологов (В. А. Петров, А. Г. Караяни и др.), которые пытались разобраться в том, как влияют психические процессы и свойства личности на формирование профессиональных качеств будущих военных специалистов и насколько важно организовывать мониторинг приобретаемых знаний, навыков, умений, компетенций, профессиональных привычек, приобретаемых в образовательной среде вуза [2]. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что ученые под профессиональными качествами будущего военного специалиста понимают качества, влияющие на успешность, эффективность, продуктивность, достижение высоких результатов в будущей деятельности и обеспечивающие реализацию на практике сформированных за период учебы в вузе универсальных и профессиональных компетенций специалиста. Удалось выявить и то, что в процессе формирования профессиональных качеств личности задействованы интеллектуальная, эмоционально-волевая, процессуальная, когнитивная сферы.

К интеллектуальной сфере личности относится: эрудированность, аналитические способности, профессиональное мышление.

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 268

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

К эмоционально-волевой - ответственность, исполнительность, целеустремленность, дисциплинированность, требовательность, настойчивость.

К процессуальной сфере следует отнести знание личностью целей, принципов, содержания, методов, форм и особенностей профессиональной деятельности; способность к организационной, штабной, эксплуатационной и ремонтной, конструкторской деятельности.

Когнитивная сфера личности предполагает формирование потребности в постоянном повышении знаний, умений, навыков, творческого (инженерного) мышления.

Эффективное формирование профессиональных качеств у курсанта достигается путем применения педагогических и дидактических средств обучения, выраженных в предоставлении учебного материала в форме практико-ориентированных заданий, принципов и методов, технологий обучения, преподавателями вуза.

Однако в педагогической литературе, как удалось установить из проведенного анализа, мало исследованы условия, при которых личность формирует профессиональные качества и проявляет творческую инициативу в научно-исследовательской деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности с курсантами военного вуза предполагает, прежде всего, выполнение обучающимися практико-ориентированных заданий, в рамках той или иной научно-исследовательской работы, под руководством преподавателя. Курсанты, совместно с преподавателями, на основе разных подходов рассматривают специфические профессиональные ситуации, им предлагается подобрать, исходя из их теоретической и практической подготовки, оптимальный вариант решения исследуемой проблемы. Именно в этих условиях совместного профессионального поиска и проявляется творческая инициатива личности. Преподавателю важно это заметить, наблюдать за проявлением курсантом творческой инициативы в научно-исследовательской деятельности, направлять его при поиске решений профессионально-ориентированных заданий, предоставить личности возможность самореализации. Специфика практико-ориентированных заданий требует соответствующей технологии обучения. Стоит отметить, что основная задача преподавателя состоит сегодня не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучающихся к объективным противоречиям и способам их решения [1]. При этом преподаватель создает условия для активного и адекватного проявления личности, раскрытия ее потенциальных возможностей в процессе формирования профессионально значимых качеств [3].

Системная учебно-служебная деятельность, конечно же, формирует профессионально значимые качества личности при решении проблемных задач в

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 268

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

ходе лекций, в условиях самостоятельного поиска решения проблемы на семинарских занятиях, работы на учебных тренажерах и лабораторных макетах и др.

Но достижение положительного (высокого уровня) результата в научно-исследовательской деятельности требует от обучающегося активности и приложения усилий, инициативы и творческого подхода.

Мы понимаем творческую инициативу личности, в условиях научно-исследовательской деятельности, как активную деятельность курсанта, направленную на создание нового, оригинального с помощью интеллекта и профессиональных качеств. Вместе с тем, немаловажно отметить, что увлечение обучающегося решением нестандартных задач, проявление его исследовательских способностей при выполнении задач курсовой и дипломной работ, является важным предпосылкой его дальнейшего саморазвития в качестве профессионала.

На основе компетентностного подхода (В. П. Беспалько, А. Д. Гонеев, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя и др.), реализуемого в современных условиях высшей школы, авторы статьи спланировали и провели пилотное исследование.

Средством достижения этого исследования стала авторская анкета, предназначенная для курсантов военного вуза. В нее были включены задания на выявление мотивации курсантов к проявлению творческой инициативы в процессе научно-исследовательской деятельности, оценка обучающимися суждений, относящихся к будущей профессии, самооценка сформированности профессиональных качеств, присущих личности курсанта и др.

Для оценки пунктов анкеты использовалось ранжирование, пятибалльная система оценки, анкетируемым возможно было высказать личное мнение, написав его в соответствии с конкретным заданием анкеты.

Пилотное исследование было проведено в двух учебных группах, в которых обучение проводится по одной и той же специальности и специализации, обучающиеся имеют, приблизительно одинаковые успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности. Отнесем это к неварьируемым условиям.

Анализируя ответы респондентов, принявших участие в анкетировании, делаем вывод, что наиболее значимыми качествами успешного проявления творческой инициативы при участии в научно-исследовательской деятельности курсантами служат интеллектуальные, проектировочные, технические способности, настойчивость в достижении цели, умение преподнести результаты работы. Эти качества выделили 76,5% всех принявших участие в анкетировании.

Что касается мотивации курсантов к проявлению творческой инициативы, можно констатировать то, что 67,0% респондентов имеет стремление полнее

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 268

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

реализовать свои способности в научно-исследовательской деятельности, они уверены, что это повлияет на их профессиональный авторитет. Анализируя суждения курсантов по одному из пунктов анкеты, можно отметить, что наибольшее количество баллов было присвоено курсантами следующим суждениям: «служба по этой специальности позволяет защищать национальные и государственные интересы» (указали 100 % курсантов); «позволяет быстрее достичь интеллектуальной зрелости и совершенства» (87,3 %), «дает возможность для научно-технического творчества» (56,4%). Многие респонденты выбрали следующие утверждения «у меня часто возникают идеи, как можно по - новому делать те или иные вещи» (71,5 %), «я испытываю воодушевление, когда мне удается привести других к конкретному решению» (85,5%).

Обобщение и анализ эмпирических данных проведенного анкетирования свидетельствует о том, что необходимо создавать и реализовывать педагогические условия, нацеленные на проявление творческой инициативы в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов. Это поможет преподавателям «воссоздать предметное и инструментальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов» [2, с. 30]. У курсантов, в процессе научно-исследовательской деятельности будет проявляться активность, целеустремленность, ответственность, развиваться самокритика.

При создании необходимых педагогических условий, у обучающегося в вузе будут формироваться профессиональные качества и способности, развиваться творческая инициатива.

Это очень важно учитывать при подготовке в военных вузах специалистов, компетентных и конкурентоспособных, мобильных и умеющих принимать решения в изменяющейся обстановке, согласно оперативным данным.

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2020. № 4. ID 268

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 4. ID 268

Список использованных источников

1. Военная дидактика : учебник. 2-е изд., перераб. / Под общ. ред. В. Г. Михайловского. М. : ИД «Куприянова», 2010. 503 с.

2. Н. В. Кузовлева, В. П. Кузовлев, А. О. Кошелева. Психология педагогической деятельности. Ч. 2. Педагогическая деятельность. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. 74 с.

3. Кошелева А. О., Шевченко О. И. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе // Наука и образование: современные тренды : кол. Монография / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С 153-167.

Chebotarev Andrey

recruit discipline officer, teacher, Air force military training and research center of "N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin air force Academy", Voronezh

Erofeev Andrey

PHD in engineering, lecturer, Air force military training and research center of "N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin air force Academy", Voronezh

Karpov Alexander

course Director, Airforce military training and research center of "N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin air force Academy ", Voronezh

Poselentsev Valentin

cadet, Air force military training and research center of "N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin air force Academy", Voronezh

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 4. ID 268

CREATIVE INITIATIVE DURING THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS

The article reveals the importance offorming professionally significant qualities among cadets at the University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Attention is paid to the use of students' creative initiative in research activities, which helps to increase the motivation level to master professional competencies, qualities of a military specialist.

Keywords: practice-oriented tasks, cadets, military education, research activities, professional qualities.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Чеботарев А. И., 2020 © Ерофеев А. Н., 2020 © Карпов А. С., 2020 © Поселенцев В. А., 2020

Учредитель и издатель журнала:

E-mail: redactor@anopartner.ru

О журнале

Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов / А. И. Чеботарев, А. Н. Ерофеев, А. С. Карпов, В. А. Поселенцев. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2020. № 4. ID 268

^ Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.