Научная статья на тему 'Творческая деятельность татарских профессиональных музыкантов на рубеже хiх-хх вв'

Творческая деятельность татарских профессиональных музыкантов на рубеже хiх-хх вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
459
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАДИДИЗМ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАНТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / НАРОДНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СЦЕНИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / DZHADIDIZM / ENLIGHTENMENT / MUSICIANS WITH PROFESSIONAL EDUCATION / PEOPLE''S PROFESSIONALISM / THE PROFESSIONALISM OF THE STAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайдашева З.Н.

С возникновением татарской буржуазной нации (ХIХ век) активное развитие получает просветительство, с которым связано зарождение и развитие новой художественной литературы, рост периодической печати, театрального, изобразительного и музыкального искусства. Впервые выходцы из татарских богатых семей получили возможность профессионального музыкального образования. Это скрипачи Исмаил Аитов, Вали Апанаев, флейтист Мансур Султанов. Город Казань с его парками, многочисленными трактирами, чайными, пивными, клубами, пароходами располагал к активному развитию любительской музыкальной деятельности музыкантов и певцов: одних влекла возможность заработать, других любовь к музицированию. Среди них особенно выделялись скрипач Гали Зайпин, пианист Загидулла Яруллин, гармонист Файзулла Туишев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative activity Tatar professional musicians at the turn of XIX-XX centuries

With the emergence of the bourgeois Tatar nation (XIX century) active development received the enlightenment, which is associated with the emergence and development of the new literature, the growth of the periodical press, the theaters, the visual and music arts. For the first time people from Tatar wealthy families had got an opportunity of professional music education. They are: the violinists Aitov Ismail, Wali Apana, the flutist Mansur Sultanov. The city of Kazan with its parks, numerous inns, teahouse, pubs, clubs, steamships condusive to active development of amateur musical activities of musicians and singers: ones attracted opportunity to make money, others a love for playing music. Among them are especially distinguished the violinist Ghali Zaypin the pianist Zagidullov Yarullin,the accordionist Faizullah Tuishev.

Текст научной работы на тему «Творческая деятельность татарских профессиональных музыкантов на рубеже хiх-хх вв»

УДК 78.03

З.Н.Сайдашева

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

С возникновением татарской буржуазной нации (XIX век) активное развитие получает просветительство, с которым связано зарождение и развитие новой художественной литературы, рост периодической печати, театрального, изобразительного и музыкального искусства. Впервые выходцы из татарских богатых семей получили возможность профессионального музыкального образования. Это скрипачи Исмаил Аитов, Вали Апанаев, флейтист Мансур Султанов. Город Казань с его парками, многочисленными трактирами, чайными, пивными, клубами, пароходами располагал к активному развитию любительской музыкальной деятельности музыкантов и певцов: одних влекла возможность заработать, других - любовь к музицированию. Среди них особенно выделялись скрипач Гали Зайпин, пианист Загидулла Яруллин, гармонист Файзулла Туишев.

Ключевые слова. Джадидизм, просветительство, музыканты с профессиональным образованием, народный профессионализм, сценический профессионализм.

Zemfira Saidasheva CREATIVE ACTIVITY TATAR PROFESSIONAL MUSICIANS AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES.

With the emergence of the bourgeois Tatar nation (XIX century) active development received the enlightenment, which is associated with the emergence and development of the new literature, the growth of the periodical press, the theaters, the visual and music arts. For the first time people from Tatar wealthy families had got an opportunity of professional music education. They are: the violinists - Aitov Ismail, Wali Apana, the flutist - Mansur Sultanov. The city of Kazan with its parks, numerous inns, teahouse, pubs, clubs, steamships condusive to active development of amateur musical activities of musicians and singers: ones attracted opportunity to make money, others - a love for playing music. Among them are especially distinguished the violinist Ghali Zaypin the pianist Zagidullov Yarullin,the accordionist Faizullah Tuishev.

Keywords. .Dzhadidizm, enlightenment, musicians with professional education, people's professionalism, the professionalism of the stage.

С XIX века культура татар-мусульман постепенно переходит в иное «измерение» - в период развития её как динамического типа цивилизации1 с ориентацией «от Востока - к Западу». Силами прогрессивно настроенной интеллигенцией активно развивается татарское просветительство, явившееся знаменосцем общественного движения, получившего название джадидизм. Начался он с реформы мусульманского образования и получил название от арабского усул джадид - новый метод, основанный на фонетическом принципе обучения как альтернатива старому (кадим) -бездушной зубрежке Корана. Одни сторонники этого движения концентрировали свое внимание лишь на реформе мусульманского образования, другие - значительно шире, т.е. на всей культуре, истории, просветительстве. Поэтому с деятельностью джадидистов мы связываем зарождение и развитие новой художественной литературы, рост периодической печати, театрального, изобразительного искусства.

В музыкальном искусстве данный процесс реализовался в обращении к новым европейским инструментам (гармонь, фортепиано, мандолина), в исполнении татарскими народными музыкантами (преимущественно скрипачами) на праздниках «Джиен» русских и украинских песен, европейских бытовых танцев (кадриль, мазурка, вальс, полька и т.д.), в постепенном приближении к освоению уже профессионального концертного исполнительства и творчества, получившее наиболее активное развитие в XX веке.

Возможность профессионального музыкального образования получали, в основном, выходцы из татарских богатых семей. Быть первым профессиональным скрипачом из татар выпало на долю Исмаила Аитова.2 Его исполнительская деятельность нашла признание не только в России, но и за рубежом. В русской периодической печати 2-ой пол. X1X века отмечались успешные гастроли скрипача в Берлине, Париже, Лондоне и других городах Европы. Ислам Аитов был родом из дворянской семьи. Его отцу было пожаловано дворянское звание и чин майора за отличную службу в Бугульминском, затем - в Оренбургском земских судах. Он один из первых среди татар получил возможность профессиональ-ного образования (Высшая школа в Берлине). Возвратившись в Казань, И.Аитов работал концерт-мейстером оркестра Казанской оперной труппы антрепризы П.М.Медведева. Кроме того, занимался организаторской и исполнительской деятельностью в

1 Завадский ЗА., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.

2 Монасыпов Ш. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства устной традиции на рубеже Х1Х-ХХ веков /Страницы истории татарской музыкальной культуры. - Казань, 1991. - С.30-32.

«Кружке» любителей музыки при Казанском от-делении РМО, проводившем ежемесячные концерты хоровой, симфонической, камерно-инструмен-тальной и вокальной музыки. При «Кружке» функционировала музыкальная школа, где Аитов препо-давал на струнных и духовых инструментах, а также выступал как солист.3

Активно работал в этом клубе и другой музыкант (скрипач, мандолинист, гармонист) - Вали Апанаев (1889-1922/ Он родился в богатой семье, где ещё его прадед - Муса Апанаев был потомственным почётным гражданином, богатым промышленником, одним из первых мусульман Казани, занимавшим выборные должности в городских органах управления. Его отец, будучи сторонником светского образования, отдал сына в частную музыкальную школу Р.Гуммерта (класс скрипки И.И.Русса). Во время учебы он посещал лекции в Казанском университете. Среди его друзей были Г.Тукай, Ф. Амирхан, С.Рахманкулов, Г.Рахим и др. Совместно с гармонистом И.Галиакберовым и скрипачом Г.Зай-пиным, ГАпанаев организовал при Восточном клубе инструментальный ансамбль (милли оркестр) и драматический кружок.

Стоит отметить деятельность замечательного флейтиста - выпускника Московской консерватории им. П.И.Чайковского - Мансура Султанова (1875-1919). Представляет интерес творческая биография этого первого профессионального татарского флейтиста. Он родился в семье дворян в имении Мастеево Мензелинского уезда. В 1897 году поступает в Московскую консерваторию в класс флейтиста В.В.Крейчмана Музыкально-теоретические дисциплины Султанов изучал у таких известных музыкантов того времени, как Г.Э.Конюс, Н.М.Ладухин, С.И.Танеев. Уже во время учебы он работал в частной опере Солодовникова. В 1906 г. по конкурсу был принят в оркестр Большого театра. В 1912 году Султанов был приглашен профессором в только что открывшуюся в Саратове консерваторию, где вел класс флейты, историю музыки и сольфеджио. В 1916 году он опубликовал сборник для курая "Татарские и башкирские мелодии", явившийся по существу первым собранием чисто инструментальных мелодий. Приезжая на родину, в Мензелинский уезд, он занимался записью народных песен. В сборнике представлены всего 10 наигрышей, услышанных автором на родине, в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Данное издание вызвало определенный резонанс среди музыкальной общественности. М.Султанов, как профессиональный инструменталист, каждую мелодию обозначил точными темповыми указателями, тщательно выписав штрихи и динамические оттенки.

Стоит отметить и скрипача Абдрахмана Симакова (1894-1922) - выпускника Петербургской консерватории. С декабря 1921 года (всего за несколько месяцев до смерти) он вел в Восточной кон-серватории Казани класс скрипки и одновременно являлся членом Этнографической научной ассо-циации. Им были записаны песни крымских, касимовских и казанских татар4.

Город Казань с его парками, многочисленными трактирами, чайными, пивными, клубами, пароходами располагал к активному развитию любительской музыкальной деятельности музыкантов и певцов: одних влекла возможность заработать, других - любовь к музицированию. В этих увеселительных заведениях звучала развлекательная музыка, удовлетворяющая эстетические потребности, жизненные интересы различных слоев городского населения. Подъем городской музыки этого периода заставил говорить о «звучащем искусстве» так называемой «трактирно-ресторанной практики» (Маклыгин), которое заиграло новыми красками. Так зарождалась концертная деятельность, в которой особенно важное место принадлежало инструментальной музыке. Наряду с небольшими ансамблями (скрипичные дуэты, инструментальные трио) функционировали «милли оркестрлар» (национальный оркестры), состоявшие, в основном, из скрипок, мандолин, домбр, кураев (флейт), кубызов, гароник, фортепиано. Фактически именно эти коллективы выполняли функцию национальных музыкальных школ, в которых «начинающие музыканты имели возможность ознакомиться с основами музыкальной грамоты, непосредственно на национальном музыкальном материале приобрести навыки игры на инструменте, а также изучить народные исполнительские традиции»5.

В этих условиях национальная музыка постепенно выходит из пространства «народного» профессионализма в практику «сценического» исполнительстваб. История сохранила имена некоторых популярных музыкантов и певцов, деятельность которых была связана именно с этой

3 Последние сведения о нём датируются 1908 годом. В письме к вАпанаеву ИАитов сообщает, что благополучно доехал до Коканда». Дальнейшая судьба его неизвестна.

4 Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки музыки. - Казань, 1991.

5 Монасыпов Ш. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства на рубеже XIX - ХХ веков / Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. - С.45.

бМаклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. - Казань, 2000.

областью профессионализма.7 На рубеже веков среди исполнителей появляются певцы, которые пели под собственный аккомпанемент (гармонь). Яркий след среди них оставил Мирфайза Бабаджанов. Его исполнительская деятельность также была связана с выступлениями на ярмарках. По-видимому, он занимался и сочинительством, ибо ему приписывается авторство популярной песни «Мирфайза»8. Таким образом, некоторые музыканты наряду с исполнительской практикой, по выражению С.Габяши, «являлись творцами-композиторами и сочиняли от себя новые мелодии - «квй», которые назывались по имени сочинителя»9. Среди них можно назвать скрипачей ХАхмадуллина, М.Яушева, Г.Макар-джа, 10 который был автором опубликованной и названной его именем мелодии «Бай баласы» (Дитя богача).11 История сохранила имя замечательного скрипача «Ончы Фахри» (т.е. Фахри по прозвищу «Ончы» - «Мучник», «Мельник»), явившегося автором одноименной протяжной песни12. Широкую популярность получило искусство скрипачей - М.Мустафина, признанного мастера-импровизатора, и знатока старинных протяжных песен Г.Ижбулдина.13

Из всех перечисленных скрипачей особенно выделялся Гали Зайпин (1873-1918). Его музыкальную одарённость и активную концертно-просветительскую деятельность отмечали многие прогрессивные деятели культуры начала ХХ века. В 1906 году Зайпин создаёт трио, куда помимо него входили скрипач Х.Ахмадуллин и пианист Алексеев, а затем и струнный оркестр, который существовал при театральной труппе «Сайяр». Оркестр играл в перерывах между действиями и по окончанию спектакля. Г.Зайпин был незаурядным организатором первых татарских ансамблей, создателем «Милли оркестр» (национального оркестра). Основу репертуара Зайпина составляла татарская народная музыка. Именно в исполнении родных ему мелодий проявлялось подлинное мастерство артиста. По словам Козлова, он мастерски украшал мелодии «специфическими пассажами, форшлагами и руладами в пределах пятизвучных татарских гамм», демонстрируя «блестящую технику, особенно в левой руке».14

Не менее важная сторона его деятельности - собирание татарского фольклора и его нотация. Он часто выполнял заказы музыкальных обществ и меценатов по нотированию татарских народных мелодий. И.Козлов в письме к председателю московской этнографической комиссии В.В.Пасхалову советует обратиться к Г.Зайпину по поводу записи татарских песен, «который может записать свою игру лучше меня, русского человека, которому труднее схватить мусульманский дух. <...> Меценаты из Троицка, Ташкента и других городов часто дают ему огромные заказы по 80 мелодий и больше, и остаются довольны ясностью его записей».15

Исполнительская деятельность Гали Зайпина не ограничивалась пределами Казани. Он был, как отметил АЛ. Маклыгин,16 одним из создателей «национальной гастрольной практики» наряду с певцами К. Мутыги, Ф.Латыповым и гармонистом Ф.Туишевым. Вместе с ними он в качестве солиста и аккомпаниатора гастролировал по городам, где имелись национальные «общества любителей театра и музыки». Их принимали в Москве, Петербурге, Уфе, Оренбурге, Петропавловске и других городах.

Репертуар Зайпина не ограничивался только татарской музыкой. Занимаясь у И.Русса -преподавателя музыкальной школы Гуммерта (чеха по национальности) - Гали Зайпин приобщился к русской и западноевропейской музыке. В программу своих концертов он часто включал пьесы из классического скрипичного репертуара, а также обработки популярных русских песен и романсов17. Большое место в репертуаре занимали его собственные сочинения. По свидетельству И.Козлова, это фантазия на темы из оперы «Травиата» Дж.Верди18 и «Марш» для

7 Монасыпов Ш. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства на рубеже XIX - XX веков / Страницы истории татарского музыкальной культуры. Казань, 1991. С. 45.

8 Инструментальный вариант этой песни под названием «Троицк Мирфайза» опубликован в сборнике А.Ключарева (Ключарев,1986,с. 194).

9 Габяши С. Милли моцнар. Терки-татар кейлэре (С.Габэши язмалары буенча) / Тез.-авт. Г.ММакаров. - Казан, 2002. С.44,45.

10 Макарджа - прозвище, данное по названию Макарьевской ярмарки в Нижнем Новгороде.

11 Милли моцнар. Терки-татар кейлгре (СГабэши язмалары буенча) / Тез.-авт. Г.Макаров. - Казан: Мэгариф, 2002. - 65 б. В сборнике А.Ключарева (с. 438) данный напев зафиксирован как «Яца Мжэржр» (Новая Макарджа), что свидетельствует о его большой популярности.

12 Музафаров М, Виноградов Ю., Xайруллина З. Татарские народные песни. Под общей ред. А.Абдуллина. М., 1964. [№, с.23].

13 Известность которому в народе принесла песня «Ижбулдин». См. Монасыпов Ш. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства на рубеже XIX - XX веков / Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. - С.45.

14Козлов И. Доклад «О народной музыке северных мусульман». - 1921 г. / Архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. - С.15, 20.

15 Государственный музей музыкальной культуры СССР им. Глинки. Ф. 134, инв. 953, п.3793.

16 Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья. Становление профессионализма. Казань. 2000.С. 67

17 Козлов И. Козлов И. Доклад «О народной музыке северных мусульман». - 1921 г. / Архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова. - С.15, 20.

18 Козлов И. Там же С. 15

скрипки и фортепиано в трёх частях, где основой послужили две песни «Первая Сада» и «Вторая Сада», служивших песнями-гимнами татарской демократической молодёжи.

Гали Зайпин не получил классического музыкального образования, но, по существу, был настоящим профессиональным мастером. К сожалению, ранний уход из жизни (1918) не дал возможности оправдать тех надежд, которые возлагали на него известные деятели культуры. Но его вклад в развитие татарского профессионального музыкального искусства - огромен и неоценим .

К числу самых первых музыкантов-исполнителей на фортепиано из татар нужно отнести Загидуллу Яруллина (1888-1964), талантливого самоучку, творческий путь которого начался с игры в ресторанах, трактирах, чайханэ.19

С 1905 по1908 гг. Загидулла странствовал по разным городам России (Нижний Новгород, Мензелинск, Оренбург, Уфа, Самара, Симбирск), зарабатывая себе на жизнь игрой на фортепиано, починкой инструментов и настройкой их. В ярмарочные сезоны выступал на ярмарках, как и многие народные татарские музыканты-самоучки. На Мензелинской ярмарке З.Яруллин познакомился со скрипачом Г.Ижбулдиным, и по окончанию ярмарки они вместе уехали в Уфу. В Уфе Загидулла, уже как музыкант, выбравший музыку в качестве своей основной профессии, играет в национальных оркестрах, участвует в музыкально-литературных вечерах, заводит дружбу с художественной татарской интеллигенцией, например, с татарским писателем и поэтом М.Гафури. Оттачивая свои навыки игры на фортепиано, он одновременно формирует свой импровизационный стиль исполнения, становится известным под именем «пианист Загид».

В конце 1908 г. З.Яруллин приезжает в Казань. Окунувшись в бурно развивавшуюся татарскую концертную жизнь Казани, он не затерялся среди прославленных татарских исполнителей, а наоборот - открыл здесь для себя немало возможностей для самореализации как пианиста. Познакомившись с Г. Каримовым - режиссёром театральной труппы «Сайяр», стал работать и у него. Кариев познакомил молодого талантливого пианиста с деятелями передовой татарской интеллигенции - Г.Тукаем, С. Рамеевым, Ф.Амирханом, М.Файзи, Г.Камалом и др. С этого времени З.Яруллин стал постоянным участником концертов и в «Восточном клубе». Большинство музыкантов устной традиции, как правило, играли на нескольких инструментах, однако у каждого из них был наиболее любимый инструмент, которому отдавалось особое предпочтение. Так и З. Яруллин остался в памяти современников как пианист. По-видимому, его исполнительский уровень был несколько выше других татарских музыкантов-пианистов, выступавших на концертных площадках в качестве концертмейстеров, а также и соло. В прессе начала ХХ века его имя упоминается как «пианист З.Яруллин».

Развитию импровизационного таланта З.Яруллина способствовала его работа в качестве тапёра в кинотеатрах «Свет», «Буфф», «Искра», которая отличалась большой сложностью и требовала творческого подхода, широкого знания музыкального материала, быстрой реакции на смену картин и соответственно адекватной эмоциональной реакции.

Активно выступал З.Яруллин и в качестве аккомпаниатора татарским певцам и инструменталистам. С ним охотно играли гармонист Файзулла Туишев, скрипач и гармонист Файзи Биккинин, профессиональный скрипач Илларион Козлов, певцы Фатыма Гумерова, Амина Бахтизина, Абруй Сайфи, Фаттах Латыпов и др. Их привлекала своеобразная манера концертмейстера, который относился к аккомпанементу творчески, не обходился простым дублированием мелодии, а обогащал его «самостоятельными, красивыми и проникновенными звучаниями, свободными пассажами, которые вплетал в мелодию песни» (Из воспоминаний певицы Г.Сулеймановой).20

Татарская интеллигенция, по-видимому, высоко ценила З.Яруллина как пианиста. Об этом говорит тот факт, что просвещённый издатель и общественный деятель Шигабутдин Ахмеров пригласил его в качестве учителя на фортепиано для младшего брата своей жены Амины - будущего

19 З.Яруллин родился 12 октября 1888г. в деревне Малые Суни Мамадышского уезда Казанской губернии. В пять лет остался сиротой, а в 10 лет его отдали в услужение к купцу в Чистополь; но он недолго проработал на купца - мальчика за провинность выгнали на улицу. Но, как говориться, не было бы счастья, но несчастье помогло. Изголодавшегося подростка приютил Иосиф Шнейдер - еврей из Петербурга, сосланный в Чистополь. Шнейдер, часовщик, был ещё и музыкальным мастером - настраивал, чинил музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны. Работы было много, и подобранный им подросток стал помощником, освоил ремесло, которым владел Шнейдер. Постепенно хозяин Загидуллы обучил смыленного подростка основам музыкальной грамоты, и, самое главное, дал ему первые навыки игры на фортепиано. Таким образом, был предопределён дальнейший жизненный путь мальчика, связавшего свою судьбу с этим музыкальным инструментом.

20 Валеева Ф. Халыкка багышланган тормыш. Казан, 1990. - С.21.

композитора С. Сайдашева. Именно З.Яруллин познакомил Салиха со многими музыкантами, привлёк к работе в оркестре. С этих пор началась творческая дружба двух музыкантов, длившаяся до конца жизни С.Сайдашева.

К сожалению, граммофонные записи с исполнением З.Яруллина на фортепиано не сохранились. Однако младшему сыну композитора М.Яруллину удалось сделать аудиозаписи в 1964 году, когда музыканту было уже 76 лет. По его воспоминаниям отец постоянно поддерживал пианистическую форму занятиями на инструменте до самого преклонного возраста.21

В памяти потомков З.Яруллин остался не только как пианист, но и как автор знаменитого «Марша Тукая», написанного в 1913 году и посвящённого памяти знаменитого соотечественника.

Творческая деятельность известного татарского гармониста Файзуллы Туишева (18841958), несмотря на жизненные трудности, блестяще реализовалась благодаря его огромному таланту.22

Первые его выступления связаны с музыкальным сопровождением городских аттракционов. «Карусель - вспоминал Туишев, - это для меня консерватория и музыкальный техникум». Среди музыкантов, которые приняли его в свой круг, были и гармонисты, обучившие мальчика навыкам игры на инструменте. В 11 лет Файзулла поступает в качестве 2-го гармониста на службу к одному хозяину карусели. Люди быстро оценили его способности, и вскоре он стал известным в городе под именем «Файзулка - гармонист». В то время его репертуар состоял из танцевальных пьес (полька, вальс, кадриль и т.д.) и татарских мелодий. Отец, видя, что сын зарабатывает деньги для себя и семьи, к радости мальчика разрешает ему заниматься этой деятельностью. С этого времени началась гастрольная жизнь Ф.Туишева, которая не прекращалась до самой смерти. В качестве гастролера Туишев объездил Россию, а также Китай, Японию, Монголию, Америку.В бесчисленных гастролях, часто похожих на скитания в поисках лучшей доли, формировался его талант. Его исполнение отличалось необыкновенной виртуозностью, а также широким спектром репертуара. Так Ф.Туишев в личной беседе с музыковедом Г.М.Кантором в 50-х гг. поделился воспоминаниями, что ещё до революции играл перед публикой Фантазии на темы из опер Верди, «Кармен» Бизе, «Половецкие пляски» Бородина и др.23

Как артист, немалую часть жизни отдавший цирку, он во время игры использовал акробатические приемы - подбрасывание инструмента, быструю смену различных видов гармоник от больших до самых маленьких, которых у него было до 50 штук.24 Известный дрессировщик Владимир Дуров писал ему в шутливом послании: «Я хочу, чтобы в моих руках мои лисицы и кошки были послушны, как в ваших руках послушны гармошки». Известно его совместное выступление в 1915 г. с Ф.Шаляпиным в Петрограде. В исполнении великого баса под аккомпанемент Ф.Туишева звучали русские народные песни «Стенька Разин», «Есть на Волге утёс», «Эй, ухнем!».

Талант Туишева признавали и многие видные деятели татарского народа, среди них -Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Камал, С.Гиззатуллина-Волжская, АФайзи и др. С созданием в 1937 г. Татарской государственной филармонии, Туишев становится активным её солистом и организует там ансамбль гармонистов. В 1939 г он занимает 2-е место на Всероссийском смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве.

В репертуаре Туишева имелись и собственные - авторские сочинения. Особой популярностью пользовались песни: «Халкыма», «Ике туган», «Дустыма». А также полька для фортепиано «Винтовка». Всего у него насчитывалось свыше 30-ти сочинений.

В первые годы организации ТАССР активизируется деятельность мандолиниста и скрипача Мухамета Яушева (1893-1969). На выбор жизненного пути повлияла любовь к музыке его

21 По этим материалам была написана дипломная работа выпускницы консерватории Загдиевой А.Р. на тему «Загидулла Яруллин (1888 - 1964): личность и творчество. К проблеме становления европейского профессионализма в татарской музыкальной культуре начала ХХ века», в которой автор не ограничилась очерками жизни и творчества музыканта, а обогатила научный уровень исследования анализами особенностей его устного профессионализма и раскрытием феномена гармонического языка его импровизаций как начальной стадии обретения многоголосного стиля татарской музыки.

22 Родился музыкант в многодетной семье в деревне Старая Тюгальбуга Мелекесского уезда Самарской губернии. С раннего детства испытал нужду, нищету и побои. Отец - батрак в поисках лучшей доли перевёз семью в г. Мелекесс (ныне Дмитровоград), где мальчик работал на постоялом дворе. Его с детства очень интересовала музыка, особенно нравилась гармонь. Отец не имел возможности приобрести инструмент сыну, и Файзулла сам научился играть русские и татарские мелодии, выпрашивая инструмент у знакомых и родственников. Позднее Файзулла приобрёл гармошку на ярмарке. Увидев гармонь у сына, отец поломал инструмент, но отбить тягу к музицированию ему не удалось. Биографические сведения о Туишеве см. взяты из Нац. архива РТ (ф - р 3682, оп.1, д. 1351, л. 110-114.), Национального музея РТ, из книги Г.Кантора «Народные артисты» (Казань, 1980) и т.д.

23 Кантор Г.М. «Из истории русско-татарских музыкально-театральных связей дооктябрьского периода». Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания.К.,1975. - С.20.

24 В настоящее время часть коллекции гармоней Туишева хранится в Национальном музее РТ.

родителей, по примеру которых он также решил стать музыкантом. В 1912 году М.Яушев познакомился в синематографе «Свет» с З.Яруллиным, работавшим там тапёром, который представил его С.Сайдашеву, личность которого, несомненно, оказала на М.Яушева огромное влияние и во многом определила выбор его жизненного пути.

Активная творческая практика профессиональных музыкантов ускорила процесс выведения татарской музыки как искусства устного творчества в русло профессионального исполнительского и композиторского творчества. Историческую миссию основоположника данного процесса блестяще выполнил уже в 20-х годах Салих Сайдашев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.