Научная статья на тему 'Тувинский мужчина в историко-этнографической литературе XIX – нач. XX вв. (историографический обзор)'

Тувинский мужчина в историко-этнографической литературе XIX – нач. XX вв. (историографический обзор) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное тувинское общество / тувинцы / тувинский мужчина / гендерные исследования / мужские исследования / историография / traditional Tuvan society / Tuvans / Tuvan man / hender studies / men's studies / historiograph

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Артыш М. Монгуш

Статья посвящена краткому историографическому обзору работ XIX – нач. XX вв., в которых рассматриваются хозяйственная деятельность и промыслы тувинских мужчин в традиционном обществе. В основном это работы российских военных, географов, путешественников, ученых, отправленных и профинансированных различными исследовательскими учреждениями, к примеру, Императорским Русским географическим обществом, не только с научными задачами, но и с целью разведки новой потенциальной территории, в будущем рассматривавшуюся как часть Российской империи. В контексте общей характеристики народа затрагивалась и мужская культура тувинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tuvan man in the historical and ethnographic literature of the XIX – beginning. XX centuries (historiographical review)

The article is devoted to a brief historiographical review of the works of the 19th – early XX centuries, which examine the economic activities and crafts of Tuvan men in traditional society. These are mainly works of Russian military personnel, geographers, travelers, scientists sent and funded by various research institutions, for example, the Imperial Russian Geographical Society, not only with scientific tasks, but also with the aim of exploring a new potential territory, in the future considered as part of the Russian Empire . In the context of the general characteristics of the people, the male culture of the Tuvans was also touched upon.

Текст научной работы на тему «Тувинский мужчина в историко-этнографической литературе XIX – нач. XX вв. (историографический обзор)»

Научная статья УДК 397

Тувинский мужчина в историко-этнографи-ческой литературе XIX - нач. XX вв. (историографический обзор)

^ _ ^ Тувинский институт гуманитарных и прикладных _ ^^^^ социально-экономическихисследованийириПравительстве В Тг Республики Тыва, главный специалист сектора этнографии,

Кызыл, Республика Тыва, Россия, art510@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена краткому историографическому обзору работ XIX - нач. XX вв., в которых рассматриваются хозяйственная деятельность и промыслы тувинских мужчин в традиционном обществе. В основном это работы российских военных, географов, путешественников, ученых, отправленных и профинансированных различными исследовательскими учреждениями, к примеру, Императорским Русским географическим обществом, не только с научными задачами, но и с целью разведки новой потенциальной территории, в будущем рассматривавшуюся как часть Российской империи. В контексте общей характеристики народа затрагивалась и мужская культура тувинцев.

Ключевые слова: традиционное тувинское общество, тувинцы, тувинский мужчина, гендерные исследования, мужские исследования, историография

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-18-20113 «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье».

Для цитирования: Монгуш А. М. «Тувинский мужчина в историко-этнографи-ческой литературе XIX - нач. XX вв.» // Азиатские исследования: история и

современность. 2023. № 2-3 (6-7). С. 134-145. DOI: 24412/2782-6139-2023-67-134-145.

Артыш М. Монгуш

The Tuvan man in the historical and ethnographic literature of the XIX - beginning. XX centuries (historiographical review)

Artysh M. Mongush

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Chief Specialist, Ethnography Sector, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia, art510@mail.ru

Abstract. The article is devoted to a brief historiographical review of the works of the 19th - early XX centuries, which examine the economic activities and crafts of Tuvan men in traditional society. These are mainly works of Russian military personnel, geographers, travelers, scientists sent and funded by various research institutions, for example, the Imperial Russian Geographical Society, not only with scientific tasks, but also with the aim of exploring a new potential territory, in the future considered as part of the Russian Empire . In the context of the general characteristics of the people, the male culture of the Tuvans was also touched upon.

Keywords: traditional Tuvan society, Tuvans, Tuvan man, hederic studies, men's studies, historiography

Funding. The reported study was funded by Russian Science Foundation, project no. 22-18-20113 'Comprehensive Ethnogenetic and Linguoanthropological Research into Clan/Tribal Groups of Tuva: Universal, Local, and Cross-Border Features'.

For citation: Mongush A .M. (2023) "The Tuvan man in the Historical and Ethnographic Literature of the XIX - beginning. XX centuries" // Asian Studies: History and Modernity, no. 2-3 (6-7), p. 134-145. DOI: 24412/2782-6139-2023-67-134-145.

Введение

В настоящее время тендерные исследования являются важной частью гуманитарной науки. Такие проблемы, как взаимоотношение полов, трансформация института семьи и брака, феминизация и кризис маскулинности, ослабление отцовского начала - это только малая часть гендерной проблематики и в тувинском обществе. В зарубежной и российской науке в центре изучения тендерных исследований, преимущественно всегда находились «женщины» [Безрукова 2011, с. 204]. В

тувиноведении, «женский вопрос» и тему «раскрепощения» тувинской женщины рассматривали такие ученые, как Ю. Л. Аранчын, Г. А. Забелина, З. Ю. Доржу, С. М. Биче-оол и др. [Аранчын 1977; Забелина 2010; Доржу 2008; Биче-оол 2018 ]. Современные гендерные исследования в тувинской науке представлены работами О. Д. Натсак, С. М. Карашпай, Л. А. Даш и др. [Натсак 2021, 2022, 2023; Карашпай 2021; Даш 2017, 2018].

В условиях, когда «женские» исследования достаточно многочисленны, изучение мужской культуры тувинцев представляется актуаль-нымпо причине продолжающейся трансформации гендерных ролей в тувинском обществе. «Мужская проблематика» в современном тувинском обществе не получает достаточного освещения и анализа в научной литературе. Цель статьи - анализ научных публикаций XIX - нач. XX вв., посвященных этнографии тувинцев, в которых фрагментарно освещается и хозяйственная деятельность, промыслы тувинских мужчин в традиционном обществе. Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи: обзор исследовательской литературы; установление степени изученности данной темы.

Известный учёный С. И. Вайнштейн писал, что первые русские письменные источники, освещающие различные стороны жизни тувинцев, появились еще в XVII в. [Вайнштейн 1961, с. 6]. Начиная со второй половины XIX в. российская наука усиливает внимание на изучении тувинского этноса. Среди исследователей, работавших в Туве, были известные путешественники, лингвисты, географы, военные, этнографы, историки (в том числе и ссыльные поселенцы), которые создали первоначальный научный пласт знаний о тувинцах [Монгуш, Айыжы 2023, с. 577].

В трудах таких исследователей как В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. В. Потанина, Н. Ф. Катанов, М. И. Райков, Е. К. Яковлев, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кон отражены различные стороны жизни тувинцев, в которых содержатся конкретные этнографические материалы, в том числе и хозяйственные занятия, промыслы и роль тувинского мужчины в традиционном обществе.

Прежде чем перейти к основной части, нужно отметить, что историографический обзор литературы представлен в хронологическом порядке, а именно по времени посещения исследователями территории Тувы.

Историографический обзор литературы XIX- нач. XX вв.

В 1861 г. во время одной из своих экспедиций по Алтаю и Южной Сибири, востоковед-тюрколог В. В. Радлов знакомится с жизнью и бы-

том тувинских племен, населявших северо-западную часть Тувы, в районе оз. Кара-Холь и р. Алаш (совр. территория Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва). В своей работе «Из Сибири. Страницы дневника» он приводит сведения об административном делении Тувы, основных видах хозяйства, о материальной культуре тувинцев. Он отмечал, что «... все сойоны - кочевники и занимаются исключительно скотоводством», «.земледелием занимаются крайне редко и сеют исключительно просо» [Радлов 2007, с. 266]. Более подробно он описал охотничий промысел тувинских мужчин: «.охота - излюбленное занятие сойонов; они широко славятся как превосходные охотники», «.отправляются на охоту целыми группами, неделями блуждают в неприютных горах, летом на лошадях, а зимой на лыжах», «.построили во многих местах хижины из ветвей, и зимой охотники используют эти хижины для ночлега. Ружья они получают от монголов, а порох изготавливают сами» [Радлов 2007, с. 266].

В 1876 и 1879 гг. известный исследователь Центральной Азии и Сибири Г. Н. Потанин совершил две большие экспедиции в Северо-Западную Монголию и в Туву, результаты которых были отражены в четырех выпусках «Очерков Северо-Западной Монголии» [Потанин 1881а; Потанин 1881&; Потанин 1883а; Потанин 1883&]. Во втором и четвертом выпусках, посвященных этнографии, приводятся данные о монгольских и тюркских народах, в том числе, и о тувинцах, об их расселении, о семейном и общественном быте, религиозных воззрениях, сказках и легендах, поверьях, загадках, записанные по пути следования экспедиции. Так, к примеру, он описал обряд принесения клятвы «дацгырак »: «.те кто выполнял обряд, давали клятву «ай XYн квруп тур» (видит солнце и луна), при этом лижут конец ружья, лезвие ножа «доцгурак», пьют воду, в которую положен череп медведя со словами «как я пью эту воду, так пусть съест меня медведь» если нарушу клятву» [Потанин 1883&, с. 145].

В экспедициях Г. Н. Потанина активное участие принимала и его супруга А. В. Потанина, которая подробно записывала свои заметки. Она отметила, что среди тувинцев наблюдается резкая имущественная разница: «.князья тувинские живут богато, их окружает многочисленная челядь, в их сундуках много ценностей. В то же время, многие ничего не имеют, питаются только тем, что добудут охотой или собиранием в лесу кореньев, орехов» [Потанина 1895, с. 50]. В ее работе интересны описания внешнего вида и одежды тувинских мужчин. По предположению проводника экспедиции, возможно, это были конокрады: «. Несмотря

на осеннее время, на них были короткие замшевые куртки и такие же, до крайности короткие кожаные панталоны, похожие скорее на трубы, едва скрепленные вверху и не достающие далеко до колен; живот тоже до половины оставался открыт, штаны были подвешены к поясу на ремнях; к поясу же на ремнях прикреплялись и сапоги, сделанные из кожи ног горного козла; они были выше колен и под коленками подвязывались ремешками» [Потанина 1895, с. 51]. Здесь же мы встречаем описание внешности тувинцев: «...лица урянхайцев были красивее монгольских, несколько татарского типа; черные, живые глаза и черные же усы даже стариков делали красивыми, а между молодежью встречались настоящие красавцы» [Потанина 1895, с. 51].

Сведения о жизни тувинцев конца XIX в., их духовной и материальной культуре собрал в своем труде «Очерки Урянхайской земли» хакасский ученый Н. Ф. Катанов. В Туве он проводил исследования с декабря 1888 г. до осени 1889 г., изучая язык, обычаи, народное творчество. Он детально описывал все увиденное и услышанное от тувинцев и русских, зарисовывал все, что представляло интерес для этнографа: предметы быта, формы головных уборов, музыкальные инструменты, тамги, узоры и орнаменты. О тувинских мужчинах он писал следующее: «. Мужчины у сойотов пасут скот, сеют хлеб, ходят на охоту, занимаются мастерствами» [Катанов 2011, с. 31]. Он описал способы рыбной ловли и охоты, сватовство и женитьбу, формы традиционный клятвы мужчин, тувинские мужские игры.

В 1897 г. М. И. Райков, хакасский краевед, работавший в составе экспедиции П. Е. Островских, находясь на религиозном празднике «майдыр» в Тоджинском монастыре, описал элементы борцовской экипировки, правила, ритульный танец и процедуру награждения во время проведения соревнования по национальной борьбе тувинцев «хуреш». Он писал, что «борцы надевали на себя особые костюмы, или скорее раздевали себя до наготы, так как костюм для борцов прикрывал только половые части тела их и образовывал вокруг талии пояс, за который они могли хватать друг друга» [Райков 2007, С. 197]. О роли секундантов «мвге салыкчызы», которых в то время называли «тарга», он приводит следующие данные: «Тарга одной стороны, имея стоящего за ним борца, выкрикивал по-монгольски вызов противной стороне. И тогда тарга другой стороны, держа за собою борца своей стороны, выкрикивал также по-монгольски ответ на вызов» [Райков 2007, С. 197]. По-видимому, обязательным элементом после исполнения борцами танца «девиг» были поклоны небу и чиновникам: «оба тарги в одно время выталкивали впе-

ред борцов, которые, как бы по команде, проделав движения руками и ногами подобно тому, как это делают балетные танцовщицы, кланялись по направлению восхода солнца и огурде, затем они нападали друг на друга» [Райков 2007, С. 197]. Относительно правил М. И. Райков пишет, что борцы «нападают друг на друга совершенно так, как петухи; при этом редко когда схватывают друг друга в охапку за пояс, а большею частью стараются опрокинуть противника, схватив его за ноги или за какую-нибудь другую часть тела» [Райков 2007, С. 197]. Проигравшим считался тот, «кто из борющихся коснется рукою земли или вовсе повалится на землю», а победителям после окончания борьбы раздавали награды [Райков 2007, С. 197].

Особого внимания заслуживают работы Е. К. Яковлева, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона. Следует отметить, что самому Е. К. Яковлеву так и не удалось побывать в Туве, так как, являясь политическим ссыльным, он не имел возможности выехать за пределы Российского государства. В его работе «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела музея», выпущенной в 1900 г. в Минусинске, материалы, касающиеся тувинцев, были записаны в основном со слов информантов. Он собрал важные материалы по духовной и материальной культуре тувинцев и их общественному быту. Е. К. Яковлев описал одежду, жилище, семейные отношения, питание, религию тувинцев, хозяйственную деятельность тувинских мужчин [Яковлев 1900].

Исследователь Г. Е. Грумм-Гржимайло, посетивший Туву в 1903 и 1914 гг., в своей работе отмечал, что «...тоджинцы существуют, главным образом, за счет двух промыслов: оленеводства и охоты на зверя» [Грумм-Гржимайло 1926, с. 46]. Охотничий промысел играл настолько важную роль в жизни тоджинцев, что мужчины занимались им практически все время, кроме летних месяцев. «Охота на зверя составляет почти единственное и во всяком случае главное занятие мужской части населения Тоджинского хошуна, и к этому промыслу они приучаются с юных лет» [Грумм-Гржимайло 1926, с. 49]. Он писал, что мальчики приучались к охоте с малых лет, а подростки, не достигшие 15 лет, могли отправиться на охоту без сопровождения взрослых мужчин. По его материалам, между охотничьими сезонами тоджинские мужчины занимались также собирательством (сбором кедровых орехов, копанием корнеплодов), ремонтом и изготовлением различных орудий труда и домашнего инвентаря, необходимых для нормального функционирования оленеводческого хозяйства. По мнению Г. Е. Грумм-Гржимайло

домашние олени не требовали особого ухода, зимой и летом сами добывали корм. Однако необходимо было их подкармливать солью, что являлось обязанностью тоджинских женщин [Грумм-Гржимайло 1926, с. 48]. Мужчины-тувинцы западной Тувы занимались скотоводством, коневодством, земледелием. Исследователь писал, что мужчины участвовали в традиционных спортивных состязаниях, таких, как стрельба из лука, скачки и борьба. Он отмечал также и характер тувинских мужчин, их трудолюбие, живость ума, музыкальность, высокий уровень тувинских мастеров-ремесленников, продукцию которых приобретали даже в Монголии [Грумм-Гржимайло 1926, с. 56]. Он заметил, что в тувинском обществе холостяк не считался полноценным зрелым мужчиной и не обладал высоким статусом «.мужчину при живой матери делает правомочным только его брак, а до тех пор он не считается дееспособным и слывет обыкновенно под презрительной кличкой «живущего в юрте матери» [Грумм-Гржимайло 1926, с. 120].

Политический ссыльный Ф. Я. Кон, совершивший по поручению Восточного отдела Русского географического общества в 1902-1903 гг. исследовательскую экспедицию в Туву, представил существенные данные по этнографии тувинцев. Собранные материалы исследователя характеризуют хозяйство, быт и культуру тувинцев. Ф. Я. Кон описал такие мужские сферы хозяйственной деятельности тувинцев как охота, скотоводство, земледелие, ремесло, а также мужские игры, и роль мужчин в празднествах. Он описал инструменты и орудия труда тувинских ремесленников. О кузнечном ремесле писал следующее: «.сугубо мужским и уважаемым занятием, передающимся по родственной мужской линии, считалось кузнечное ремесло. Когда кузнец за работой, а в юрту входит чиновник, мастер не должен отрываться от работы для его приветствия: «работа кузнеца старше». По Хемчику кузнечные изделия поражают своей красотой» [Кон 1936, с.112]. Ф. Я. Кон отметил такой факт между супругами: «.к мужу, ударившему жену, все соседи относятся с пренебрежением» [Кон 1936, с. 134]. Из этого можно сделать вывод, что мужчины к женам относились довольно мягко, не позволяя грубости, самоуправства в отношении к своим домочадцам. Также он заметил, что дети, которые рождались в браке, закреплялись за родом отца, и в случае развода оставались с отцом. Ф. Я. Кон пишет, что «. даже при желании отец не мог передать сына матери, так как мальчики считались будущими плательщиками «албана»» [Кон 1936, с. 143].

Заключение

Дореволюционные авторы без сомнения оставили нам ценные материалы о традиционном обществе и культуре тувинцев Они создали первоначальный научный пласт знаний о тувинцах.. Анализ работ этих авторов показывает насколько они были необходимы для написания последующих фундаментальных работ ученых-тувиноведов. Такие известные ученые как С. И. Вайнштейн, В. И. Дулов, Л.П. Потапов и др. также опирались на исследования дореволюционных авторов. Благодаря существенным собранным данным по этнографии тувинцев, мы можем рассмотреть каким был тувинский мужчина того времени. Как они занимались скотоводством, коневодством, земледелием, оленеводством, каким образом проходили традиционные мужские спортивные состязания, как охотились и какими ремеслами владел тувинский мужчина.

Таким образом, материалы исследователей дают нам некоторые представления и о роли мужчины в традиционном тувинском обществе. В кочевых обществах мужчина занимал главенствующую роль в семье и обществе, так как самые трудоемкие и тяжелые работы, промысловая деятельность и основные хозяйственные мероприятия по жизнеобеспечению семьи ложились на его плечи. Женщина была главным человеком в юрте, в бытовом и семейном плане ее роль была всегда высокой. Такие вопросы как роль мужчины в политике, управлении, судопроизводстве, религиозных воззрениях рассматриваемого периода, и в целом, историография данной темы безусловно требует дальнейшего изучения и раскрытия.

Литература:

1. Аранчын 1977 - Аранчын Ю. Л. РСТК и ТНР // Великий Октябрь и проблемы новейшей истории Тувы / отв. ред. Ю. Л. Аранчын. Кызыл : Тувин. науч.-исслед. ин-т языка, лит. и истории, 1977. 147 с.

2. Безрукова 2011 - Безрукова А. А. Гендерные исследования в России : проблемы становления и развития // Новые технологии. 2011. № 1. С. 203-206.

3. Биче-оол 2018 - Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их трансформация в советский период. Абакан : Журналист. 2018. 126 с.

4. Вайнштейн 1961 - Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: Ист.-этногр. очерки. М.: Вост. лит., 1961. 218 с.

5. Грумм-Гржимайло 1926 - ГруммГржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край [электронный ресурс] // Т. 3. Вып. 1. Антропологический и этнографический очерк этих стран / составлен Г. Е. Грумм-Гржимайло. 1926. 412 с.

6. Даш 2017 - Даш Л. А. Роль и место женщины в семейно-бытовых праздниках тувинского народа // Научные труды ТувГУ : материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной Году экологии в Российской Федерации и Году молодежных инициатив в Туве,

Кызыл, 21 октября 2017 года. Том Выпуск XVI. - Кызыл: ФГБОУ ВПО "Тувинский государственный университет", 2017. - С. 157-158. - EDN YQEYJO.

7. Даш 2018 - Даш Л. А. Обряд приучения матери к ребенку в традиционной тувинской семье // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2018. - № 1(31). - С. 82-86. - EDN YWZSTS.

8. Доржу 2008 - Доржу З. Ю. Женщины Тувы : от прошлого к будущему. Кызыл, Изд-во Тув. гос. ун-та, 2008. 118 с.

9. Забелина 2010 - Забелина Г. А. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине ХХ века. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН, 2010. 118 с.

10. Карашпай 2021 - С. М. Гендерные особенности семейных ценностей населения Республики Тыва (по данным социологического опроса) // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII Международной научной конференции "Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий", посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и Году хакасского эпоса в Республике Хакасия, Абакан, 23-25 сентября 2021 года. - Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2021. - С. 213215. - EDN AABWYM.

11. Катанов 2011 - Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии наук и Императорского Русского географического общества / отв. ред. К. А. Бичелдей. Кызыл: Журналист, 2011. 384 с.

12. Кон 1936 - Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. 2-е изд. Т. 3-4 / отв. ред. М. Чечановский. М.: Сов. писатель, 1936. 356 с. [электронный ресурс] // URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01005139953#?page=1 (дата обращения: 20.07.2020).

13. Монгуш, Айыжы 2023 - Монгуш А. М., Айыжы Е. В. Тувинский род монгуш. К историографии вопроса // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 3. С. 575-583. DOI: 10.22162/2619-0990-2023-67-3-575-583.

14. Натсак 2021 - Натсак О. Д. Особенности гендерной асимметрии в современной тувинской семье // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. - 2021. - № 2. - С. 120-143. - DOI 10.22162/2587-6503-2021-2-18-120-143. - EDN VCRJUX.

15. Натсак 2022 - Натсак О. Д. Распределение гендерной власти в современной тувинской семье // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 2(168). - С. 28-36. - DOI 10.24158/tipor.2022.2.3. - EDN COWIGH.

16. Натсак 2023 - Натсак О. Д. Женщины в публичном дискурсе в период Тувинской Народной Республики (историко-социологический анализ по материалам периодической печати) // Новые исследования Тувы. - 2023. - № 1. - С. 208-227. - DOI 10.25178/nit.2023.1.12. - EDN YRHQUY.

17. Потанин 1881 (a) - Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 г. по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1881. Вып. 1: Дневник путешествия и материалы для физической географии и топографии С.-з. Монголии. 425 с.

18. Потанин 1881 (b) - Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 г. по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1881. Вып. 2: Материалы этнографические. [8], 182, 87, [3] с.

19. Потанин 1883 (а) - Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты

путешествия, исполненного в 1876-1877 г. по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: В. Безобразова и К°, 1883. Вып. 3: Дневник путешествия и материалы для физической географии и топографии С.-з. Монголии. 372 с.

20. Потанин 1883 (b) - Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. Вып. 4: Материалы этнографические. 1026 с.

21. Потанина 1895 - Потанина А.В. Из Путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю / Москва, 1895. - 301 с.

22. Радлов 2007 - Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника (извлечения) // Урян-хай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае-Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы (II тысячелетие до н. э. - первая половина XX в.): в 7 т. Т. 2 / редкол.: К. Д. Аракчаа, К. С. Шойгу. М.: Слово, 2007. С. 221-281.

23. Райков 2007 - Райков М. И. Отчет о поездке, совершенной в 1897 году. Санкт-Петербург, 1898. Извлечения. Текст : непосредственный // Тыва Дептер. Урянхайский край: от Урянхая к Танну Туве (конец XIX-первая половина ХХ вв.) Москва : Сло-во/Slovo, 2007. С. 188-201.

24. Яковлев 1900 - Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела Музея. Минусинск: тип. В. И. Корнакова, 1900. 357 с.

References:

1. 1. Aranchyn, Yu. L. (1977) "RSTK i TNR" [RSTK and TNR], Velikij Oktyabr' i prob-lemy novejshej istorii Tuvy, otv. red. Yu. L. Aranchyn, Kyzyl, Tuvin. nauch.-issled. in-t yazyka, lit. i istorii, p. 147. (In Russ.).

2. 2. Bezrukova, A. A. (2011) "Gendernye issledovaniya v Rossii : problemy stanov-leniya i razvitiya" [Gender studies in Russia: problems of formation and development], Novye tekhnologii, no. 1, p. 203-206. (In Russ.).

3. 3. Biche-ool, S. M. (2018) "Tradicionnye brachno-semejnye otnosheniya u tuvincev i ih transformaciya v sovetskij period" [Traditional marriage and family relations among Tuvans and their transformation in the Soviet period], Abakan, Zhurnalist, p. 126 (In Russ.).

4. 4. Vajnshtejn, S. I. (1961) "Tuvincy-todzhincy: Ist.-etnogr. ocherki" [Tuvans-Todzhins: Historical and ethnographic essays], M., Vost. lit., p. 218 (In Russ.).

5. 5. GrummGrzhimajlo, G. E. (1926) "Zapadnaya Mongoliya i Uryanhajskij kraj" [Western Mongolia and Urianhai Region], [elektronnyj resurs], vol. 3, Vyp. 1, Antropo-logicheskij i etnograficheskij ocherk etih stran, sostavlen G. E. Grumm-Grzhimajlo, p. 412 (In Russ.).

6. 6. Dash, L. A. (2017) "Rol' i mesto zhenshchiny v semejno-bytovyh prazdnikah tuvin-skogo naroda" [The role and place of women in family and household holidays of the Tuvan people], Nauchnye trudy TuvGU, materialy ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, sotrudnikov i aspirantov TuvGU, posvyashchennoj Godu ekologii v Rossijskoj Federacii i Godu molodezhnyh iniciativ v Tuve, Kyzyl, 21 okty-abrya 2017 goda, vol. Vypusk XVI. Kyzyl, FGBOU VPO, "Tuvinskij gosudarstvennyj universitet", p. 157-158, EDN YQEYJO. (In Russ.).

7. 7. Dash, L. A. (2018) "Obryad priucheniya materi k rebenku v tradicionnoj tuvinskoj sem'e" [The rite of accustoming a mother to a child in a traditional Tuvan family], Prob-lemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri, no. 1(31), p. 82-86, EDN YWZSTS. (In Russ.).

8. 8. Dorzhu, Z. Yu. (2008) "Zhenshchiny Tuvy : ot proshlogo k budushchemu" [Women of Tuva: from the past to the future], Kyzyl, Izd-vo Tuv. gos. un-ta, p. 118 (In Russ.).

9. Zabelina, G. A. (2010) "Zhenshchiny Tuvy v sem'e i obshchestve v pervoj polovine XX veka" [Women of Tuva in the family and society in the first half of the twentieth century], Kyzyl, TuvlKOPR SO RAN, p. 118 (In Russ.).

10. Karashpaj, S. M. (2021) "Gendernye osobennosti semejnyh cennostej naseleniya Re-spubliki Tyva (po dannym sociologicheskogo oprosa)" [Gender characteristics of family values of the population of the Republic of Tyva (according to a sociological survey)], Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma hakasskogo eposa, VIII Mezhdun-arodnoj nauchnoj konferencii "Narody i kul'tury Sayano-Altaya i sopredel'nyh terri-torij", posvyashchennoj 300-letiyu otkrytiya pamyatnikov enisejskoj pis'mennosti i Godu hakasskogo eposa v Respublike Hakasiya, Abakan, 23-25 sentyabrya 2021 goda, Abakan, Hakasskij nauchno-issledovatel'skij institut yazyka, literatury i istorii, p. 213215, EDN AABWYM. (In Russ.).

11. Katanov, N. F. (2011) "Ocherki Uryanhajskoj zemli. Dnevnik puteshestviya, ispolnen-nogo v 1889 godu po porucheniyu Imperatorskoj Akademii nauk i Imperatorskogo Russ-kogo geograficheskogo obshchestva" [Sketches of the Uriankhai land. Diary of a journey performed in 1889 on behalf of the Imperial Academy of Sciences and the Imperial Russian Geographical Society], otv. red. K. A. Bicheldej, Kyzyl, Zhurnalist, p. 384 (In Russ.).

12. Kon, F. Ya. (1936) "Za pyat'desyat let. 2-e izd. T. 3-4" [For fifty years. 2nd ed. Vol. 3-4], otv. red. M. Chechanovskij, M., Sov. pisatel', p. 356 [elektronnyj resurs], URL, https:// dlib.rsl.ru/viewer/01005139953#?page=1 (data obrashcheniya: 20.07.2020). (In Russ.).

13. Mongush, A. M., Ajyzhy, E. V. (2023) "Tuvinskij rod mongush. K istoriografii voprosa" [The Tuvan Mongush clan. To the historiography of the question], Oriental Studies, vol. 16, no. 3, p. 575-583, DOI: 10.22162/2619-0990-2023-67-3-575-583. (In Russ.).

14. Natsak, O. D. (2021) "Osobennosti gendernoj asimmetrii v sovremennoj tuvinskoj sem'e" [Features of gender asymmetry in the modern Tuvan family], Byulleten' Kalmy-ckogo nauchnogo centra RAN, no. 2, p. 120-143, DOI 10.22162/2587-6503-2021-2-18120-143, EDN VCRJUX. (In Russ.).

15. Natsak, O. D. (2022) "Raspredelenie gendernoj vlasti v sovremennoj tuvinskoj sem'e" [Distribution of gender power in the modern Tuvan family], Teoriya i praktika obsh-chestvennogo razvitiya, no. 2(168), p. 28-36, DOI 10.24158/tipor.2022.2.3, EDN COW-IGH. (In Russ.).

16. Natsak, O. D. (2023) "Zhenshchiny v publichnom diskurse v period Tuvinskoj Narod-noj Respubliki (istoriko-sociologicheskij analiz po materialam periodicheskoj pechati)" [Women in public discourse during the period of the Tuvan People's Republic (historical and sociological analysis based on the materials of the periodical press)], Novye issle-dovaniya Tuvy, no. 1, p. 208-227, DOI 10.25178/nit.2023.1.12, EDN YRHQUY. (In Russ.).

17. Potanin, G. N. (1881) "Ocherki Severo-Zapadnoj Mongolii: Rezul'taty puteshestviya, ispolnennogo v 1876-1877 g. po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo Geografich-eskogo Obshchestva" [Essays of North-Western Mongolia: The results of the journey performed in 1876-1877 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society], SPb., Tip. V. Bezobrazova i K°, Vyp. 1, Dnevnik puteshestviya i materialy dlya fizicheskoj geografii i topografii S.-z. Mongolii, p. 425 (In Russ.).

18. Potanin, G. N. (1881) "Ocherki Severo-Zapadnoj Mongolii: Rezul'taty puteshestviya,

ispolnennogo v 1876-1877 g. po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo Geografich-eskogo Obshchestva" [Essays of North-Western Mongolia: The results of the journey performed in 1876-1877 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society], SPb.: Tip. V. Kirshbauma, Vyp. 2: Materialy etnograficheskie, p. [8], 182, 87, [3] (In Russ.).

19. Potanin, G. N. (1883) "Ocherki Severo-Zapadnoj Mongolii: Rezul'taty puteshestviya, ispolnennogo v 1876-1877 g. po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo Geografichesk-ogo Obshchestva" [Essays of North-Western Mongolia: The results of the journey performed in 1876-1877 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society], SPb., V. Bezobrazova i K°, Vyp. 3, Dnevnik puteshestviya i materialy dlya fizicheskoj geografii i topografii S.-z. Mongolii, p. 372. (In Russ.).

20. Potanin, G. N. (1883) "Ocherki Severo-Zapadnoj Mongolii: Rezul'taty puteshestviya, ispolnennogo v 1879 godu po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva" [Essays of North-Western Mongolia: The results of a trip performed in 1879 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society], SPb., Tip. V Kirshbauma, Vyp. 4: Materialy etnograficheskie, p. 1026. (In Russ.).

21. Potanina, A.V. (1895) "Iz Puteshestvij po Vostochnoj Sibiri, Mongolii, Tibetu i Kitayu" [From Travels in Eastern Siberia, Mongolia, Tibet and China], Moskva, p. 301. (In Russ.).

22. Radlov, V. V. (2007) "Iz Sibiri. Stranicy dnevnika (izvlecheniya)" [From Siberia. Diary pages (extracts)], Uryanhaj. Tyva depter: antologiya nauchnoj i prosvetitel'skoj mysli o drevnej tuvinskoj zemle i ee nasel'nikah, ob Uryanhae-Tannu-Tuve, uryanhajcah-tu-vincah, o drevnostyah Tuvy (II tysyacheletie do n. e. - pervaya polovina XX v.), v 7 t, vol. 2, redkol., K. D. Arakchaa, K. S. Shojgu, M., Slovo, p. 221-281. (In Russ.).

23. Rajkov, M. I. (2007) "Otchet o poezdke, sovershennoj v 1897 godu" [Report on a trip made in 1897], Uryanhaj, Tyva Depter, Uryanhajskij kraj, ot Uryanhaya k Tannu Tuve (konec XIX-pervaya polovina XX vv.) Moskva, Slovo, p. 188-201. (In Russ.).

24. Yakovlev, E. K. (1900), "Etnograficheskij obzor inorodcheskogo naseleniya doliny Yu-zhnogo Eniseya i ob"yasnitel'nyj katalog Etnograficheskogo otdela Muzeya" [Ethnographic review of the non-native population of the Southern Yenisei Valley and explanatory catalog of the Ethnographic Department of the Museum], Minusinsk, tip. V. I. Kornakova, p. 357. (In Russ.).

Информация об авторе:

Артыш М. Монгуш, главный специалист сектора этнографии, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия; Россия, Республика Тыва, 667000, ул. Кочетова, д.4. е-mail: art510@mail.ru. Author ID РИНЦ: 965003

Information about the author:

Artysh M. Mongush, Chief Specialist of the Ethnography Sector, Tuvan Institute of

Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of

the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia; 4 Kochetov St., Kyzyl, 667000, the Republic of

Tuva, Russia.

e-mail: art510@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID ID: 0000-0003-1732-0601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.