Научная статья на тему 'Тушение крупных лесных пожаров с использованием средств навигации системы Глобального Позиционирования'

Тушение крупных лесных пожаров с использованием средств навигации системы Глобального Позиционирования Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
967
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Главацкий Г. Д., Груманс В. М., Королев Г. М.

Дан анализ по лесным пожарам за последнее десятилетие в странах Европы, Азии, Америки и других регионах планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тушение крупных лесных пожаров с использованием средств навигации системы Глобального Позиционирования»

21. Петров Н.Ф. Учет сохранившегося подроста и ле-соводственная оценка технологии лесосечных работ // Возобновление и формирование лесов Сибири- Красноярск: Институт леса и древесины им. В.Н.Сукачева СО АН СССР, 1969,-С. 169-172.

22. Побединский А.В. Влияние техники и организации лесозаготовок на сохранение подроста // Лесное хозяйство - 1951.-№ 6 - С. 53-55.

23. Побединский А.В. Изменение лесорастительной среды под влиянием тракторной трелевки // Лесное хозяйство - 1952 - №3 - С. 34-39.

24. Побединский А.В. Рубки и возобновление в таежных лесах СССР - М.: Лесная промышленность, 1973.

25. Сукачев В.Н. Избранные труды. Основы лесной типологии и биогеоценологии. Т.1.- Л.: Наука, 1972.-420 с.

26. Ткаченко М.Е. Концентрированные рубки, эксплуатация и возобновление леса. - М., Л.: Госиздат сельхоз- и колхозно-кооперативной литературы, 1931.- 173 с.

27. Ткаченко М.Е. Лесовозобновление на площади концентрированных рубок // Лесное хозяйство-1939,-№2,-С. 33-38.

28. Ткаченко М.Е. Общее лесоводство. Изд 2-е (дополнительный тираж)/ Под ред. И.С.Мелехова-М., Л.: Гослесбумиздат, 1955. - 599 с.

29. Шумаков B.C., Кураев В.Н. Охрана почв при работе многооперационной лесозаготовительной техники // Изменение свойств почв при хозяйственной деятельности/ Сб.научн. тр. ВНИИЛМ.- М.: ВНИИЛМ, 1983.-C.3-18.

ТУШЕНИЕ КРУПНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Г.Д. ГЛАВАЦКИЙ, ВНИИПОМлесхоз, академик РАЕН и МАНЭБ, к. т. н.,

В.М. ГРУМАНС, ВНИИПОМлесхоз, к. с.-х. н.,

Г.М. КОРОЛЕВ, ВНИИПОМлесхоз, к. с.-х. н.

Анализ информации по лесным пожарам [1] свидетельствует о том, что гори-мость лесов за последнее десятилетие существенно выросла. Такая тенденция изменения горимости отмечена не только в российских лесах. Участились случаи лесных пожаров в странах Европы, Америки и других регионах планеты. Это обусловлено, с одной стороны, глобальными изменениями климата, с другой - ростом антропогенной пожарной опасности в лесах. В нашей стране положение усугубляется также снижением финансирования лесной охраны. Вследствие этого территория авиационной охраны по регионам Сибири и Дальнего Востока сократилась на 25-40 %, кратность авиапатрулирования уменьшилась в 4 раза, численность региональных парашютно-десантных служб

- в 2-3 раза. Если в 1991 г. доля своевременно обнаруживаемых авиацией пожаров составила 85 %, то в 1997 г. - только 38 %.

При этом значительную часть пожаров обнаруживают на стадии крупных, что является одной из причин увеличения количества и площади этой категории лесных

пожаров. Число лесных пожаров в нашей стране в 60-80-е годы не превышало 15 тысяч в год. В 90-е годы этот рубеж преодолевается практически ежегодно. Так, например, в 1998 г. в лесах Рослесхоза возникло 23,5 тыс. пожаров, а средняя площадь одного пожара составила 104 га [2].

Очевидно, что в сложившейся хозяйственно-экономической ситуации задачи предотвращения крупных лесных пожаров, совершенствования организации и тактики их тушения становятся весьма актуальными. Решение их будет способствовать снижению горимости, экологического и экономического ущерба от пожаров в многолесных районах.

Крупные лесные пожары характеризуются следующими особенностями, отличающими их от мелких и средних пожаров:

- возникают в экстремальных погодных условиях (засуха, ветер) на фоне массовых вспышек мелких и средних пожаров;

- характеризуются высокой интенсивностью и скоростью распространения горения;

- легко преодолевают различные препятствия (дороги, небольшие реки, тропы, ручьи);

- для их тушения требуется привлечение значительных трудовых и материальных ресурсов.

Исходя из этого, проблема борьбы с крупными лесными пожарами состоит из двух этапов:

- предотвращение развития мелких и средних пожаров в крупные;

- тушение пожаров, отнесенных к категории крупных.

На первом этапе наряду с профилактическими мероприятиями и оперативным обнаружением лесных пожаров важнейшую роль играет их локализация на ранней стадии с использованием малогабаритных технических средств пожаротушения и ручных инструментов, что обеспечивает достаточно высокую эффективность и сравнительно небольшие затраты. На втором этапе на первый план выходят вопросы эффективного использования ресурсов пожаротушения, включая лесопожарные агрегаты различного типа, тактику их применения, организацию работ на пожаре.

Многолетний опыт охраны лесов от пожаров, накопленный наземной и авиационной охраной Сибири и Дальнего Востока, свидетельствует о том, что эффективным способом тушения крупных лесных пожаров является применение механизированных отрядов [3, 4]. Дальнейшие исследования по созданию новых эффективных лесопожарных агрегатов [5], оптимизации работы механизированных отрядов [6] свидетельствуют о том, что в современных условиях наиболее эффективной организационной формой борьбы с лесными пожарами в многолесных районах Сибири являются мобильные механизированные отряды (ММО), укомплектованные специальной техникой и обученным персоналом.

Наибольшие трудности возникают при тушении крупных пожаров в отдаленных труднодоступных районах. Проблема заключается в осуществлении оперативной доставки людей и техники в условиях без-

дорожья, отсутствия ориентиров при следовании к пожару. Серьезные трудности возникают и в процессе тушения крупного лесного пожара, поскольку основным методом борьбы с таким пожаром является его локализация путем создания минерализованных заградительных полос на фронтальной и фланговых частях пожара [6]. Исследования, выполненные ВНИИГЮМлесхо-зом в течение 1999-2000 гг., свидетельствуют о том, что реальным условием повышения эффективности работ по ликвидации крупных лесных пожаров является использование средств навигации Системы Глобального Позиционирования (GPS). Применение указанных средств навигации позволяет контролировать траекторию движения ММО, кратчайшим путем выводить его в заданную точку, осуществлять оптимальное взаимодействие технологических звеньев ММО и других лесопожарных подразделений непосредственно при выполнении работ на пожаре. Работа приемника GPS (в исследованиях использовали приемник Гармин GPS для определения координат местоположения) основана на приеме сигналов от 24 искусственных спутников Земли с периодом обращения около 12 часов. Поэтому для наилучшего приема необходима хорошая радиовидимость спутников, находящихся в данный момент над горизонтом (отсутствие препятствий на пути распространения сигнала от спутника до GPS приемника). От качества радиовидимости спутников зависит, насколько быстро приемник вычислит свое местоположение. Сигналы со спутников ослабевают или совсем не проходят сквозь горы, здания, металл, густой лес (полнотой более 0,9), поэтому для обеспечения наилучшего приема сигналов необходимо учитывать эти обстоятельства.

Питание приемника может осуществляться от бортовой системы электроснабжения технического средства или от четырех «пальчиковых» батареек с общим напряжением 6 В. Существует четыре основных метода измерений координат [7]. Они различаются по точности, продолжительности се-

анса измерений и числу приемников, принимающих участие в работе.

Автономные навигационные методы измерения выполняются при наличии только одного приемника. Систематические ошибки приемника влияют на точность определения географических координат. Точность измерений в плане составляет 3-5 м.

Преимущество этого способа, заключается в независимости от других приемников, а также в том, что сигнал поступает ежесекундно и обрабатывается как в статике, так и в движении. Измерения проводятся в трехмерных координатах (широта, долгота и высота). Навигация в реальном времени осуществляется от четырех спутников, а для двухмерных (широта и долгота) - от трех спутников. Блокирование сигнала на некоторое время не оказывает особого влияния на результат. Через некоторое время после потери сигнала прибор автоматически восстанавливает прием и получение новых данных.

Обычно, в любой точке Земли над горизонтом находятся от четырех до восьми спутников GPS. После определения местоположения приемник GPS непрерывно следит за всеми видимыми спутниками и выбирает лучшие из них для определения местоположения. Если какой-либо спутник становится «невидимым» или оказывается в «тени», приемник начинает использовать другой спутник для непрерывного определения местоположения.

Дифференциальный и точный методы измерений выполняются при стационарно установленной референц-станции и мобильной станции, поддерживающих между собой связь с помощью радиозвена. Метод позволяет значительно повысить точность определения координат в реальном времени при использовании одного приемника.

Метод относительных измерений. доступный для гражданского пользования, позволяет определять координаты с точностью порядка 100 м. Этот метод носит название - способа с « пост-обработкой». Один из приемников постоянно остается на месте, его называют базой или референц-станцией,

а другой - мобильный приемник перемещается по определенным точкам. При использовании этого способа данные обрабатываются после выполнения полевых работ. Возможна также обработка данных в реальном времени. В этом случае необходимо радиозвено для передачи поправок. Два приемника - это минимальное число, при котором можно определять координаты с высокой точностью методом относительных измерений.

Разработаны также другие методы определения координат с использованием GPS - «статика», «быстрая статика», «кинематика», «псевдокинематика» и другие. Эти методы в меньшей степени подходят для выполнения лесопожарных работ по доставке сил и средств на лесной пожар и тушению крупных лесных пожаров. Как показали результаты наших исследований, в наибольшей степени для выполнения лесопожарных работ подходит метод автономной навигации с использованием приемников Гармин GPSII или Гармин GPSIII Плюс. С мая 2000 г. правительство США сняло ограничение на прием сигналов GPS для гражданского пользования, поэтому приемник стал выдавать более точные координаты. Приемник GPS лег ко настраивается как в лесу, так и на открытом пространстве в течение 3-5 минут.

Опыт применения приемника GPS показывает, что он с успехом может использоваться при наземной разведке и определении координат пожара с фиксацией достаточного количества точек (250). Также GPS позволяет создать и запомнить до 20 маршрутов с тридцатью точками на каждом из них. Точность определения координат приемником GPS в таежных условиях составляет несколько метров, что вполне достаточно для определения местоположения пожара и его площади. Поэтому можно применять автономный метод измерений с использованием только одного приемника. Определение контура пожара и его площади также возможно с вертолетов и самолетов.

Не меньший практический интерес представляет возможность использования

GPS для доставки сил и средств на лесные пожары. Эта проблема наиболее остро стоит в Сибири и на Дальнем Востоке, где не развита дорожная сеть, а крупные лесные пожары возникают на значительных расстояниях от населенных пунктов и транспортных путей. Проведенные работы по использованию прибора при выходе на заданную точку по странице компаса подтвердили реальную возможность выхода на лесной пожар по кратчайшему пути, при этом указательная стрелка прибора постоянно указывает направление на выбранную путевую точку. Кроме того, прибор дает дополнительную информацию: расстояние до точки назначения, скорость движения и отклонение от курса.

Как отмечалось выше, чтобы не допустить перерастания небольших и средних по размерам пожаров в крупные, необходимо их локализовать на возможно меньшей площади. Поскольку площадь пожара главным образом зависит от времени его свободного распространения и продолжительности локализации, то основная цель сил и средств оперативной борьбы с лесными пожарами заключается в минимизации следующей функции:

Т

распр

F(tобн> tdocm> i.'unj•

СО

где Т распр - продолжительность раснросгра-нения пожара с момента возникновения до полной локализации;

t06n - период распространения пожара до его обнаружения;

tdocm - продолжительность доставки на пожар сил и средств пожаротушения;

UoK - время локализации пожара. Параметры t„eH, tdocm, tJIOK 4ок являются функциями ряда управляющих параметров, в числе которых - маршруты и кратность патрулирования, режимы наблюдения, территориальное распределение дорожно-транспортной сети, технико-тактические характеристики средств доставки и пожаротушения и другие показатели. Из-за многообразия условий распространения и развития лесного пожара представить функционал (1) в аналитическом виде достаточно сложно, и при решении конкретных задач целесооб-

разно пользоваться численными методами с их компьютерной реализацией. Однако для иллюстрации взаимосвязи основных параметров процесса борьбы с пожаром можно воспользоваться другим соотношением, полученным при некоторых упрощающих предположениях относительно однородности условий распространения пожара:

Т

распр

(to6n> tдосщ) ехр

(2)

где Уц - периметрическая скорость распространения пожара;

У-)ф - суммарная эффективная скорость локализации сил и средств пожаротушения [8].

Таким образом, зависимость времени распространения пожара по лесной территории от соотношения периметрической скорости пожара и количества сил и средств пожаротушения выражается экспонентой. В то же время продолжительность действия пожара прямо пропорциональна параметрам гобн, + ^дост- Поэтому минимизация периода доставки к месту пожара сил и средств пожаротушения является важнейшим фактором как в предотвращении перерастания пожаров в крупные, так и в более оперативной локализации пожаров, уже достигших категории крупных. Анализ отчетных материалов о тушении крупных лесных пожаров в Восточной Сибири показывает, что доставка сил и средств, осуществляемая наземным путем, проводилась более, чем в 50 % случаев в 1,5-2 раза медленнее по сравнению с расчетными показателями. Опыт работы механизированного отряда в Богучанском районе Красноярского края подтверждает ненадежность традиционных методов движения по заданному маршруту с использованием картографических материалов и геодезических приборов, установленных на транспортном средстве.

Одной из причин такого положения является отсутствие эффективных методов ориентирования самоходных технических средств при движении по лесу. В ряде случаев отклонения от заданного направления даже при корректировке маршрута движения

отряда с помощью летательных аппаратов превышали 20°, а потери времени вследствие этих отклонений составляли, в среднем 25-30 %, что недопустимо при выполнении лесопожарных работ, поскольку при отсутствии дополнительных ориентиров можно вообще не попасть на пожар.

Для поиска эффективных методов ориентирования самоходных технических средств в лесу нами в 1989-91 гг. были проведены экспериментальные исследования по использованию радиопеленгационных методов при проведении лесопожарных работ, которые дали положительные результаты [9]. Метод основан на использовании радиомаяка, расположенного в точке назначения. Однако трудности доставки радиомаяка в заданную точку, установки радиопеленгационных устройств на лесопожарные агрегаты и другие организационные причины стали препятствием для широкого использования этого метода в лесном хозяйстве.

Основная проблема, возникающая при движении по лесу, заключается в необходимости многократного изменения направления движения из-за встречающихся на пути препятствий. Вследствие этого малоэффективно движение по заранее заданному направлению, а применение системы СРБ позволяет постоянно корректировать направление движения. При планировании маршрута следования к месту пожара (рис.1) координаты точки назначения Е заносятся в память приемника, который определяет направление движения и показывает местонахождение механизированного отряда. Прохождение расстояния от дороги до точки Е по кратчайшему пути невозможно из-за препятствий (ручей, озеро, болото), поэтому определяются промежуточные точки маршрута: точка А (переправа через ручей), точка В (правая граничная точка озера), точка С (граница болота на пути к точке назначения), точка Д (левая граничная точка болота). В периоды засухи границы территории по условиям проходимости существенно изменяются, поэтому нет смысла заранее определять конечную точку маршрута. Достаточно двигаться вдоль границы непроходи-

мой для технических средств части территории, при этом всегда сохраняется возможность движения в направлении точки Е.

При использовании лесной охраной геоинформационных технологий в сочетании со средствами навигации GPS можно решать задачу оптимизации маршрута по критерию минимума времени следования к пожару. При этом в качестве основных ограничений должны рассматриваться представленные в аналитическом виде условия, которые бы учитывали расположение непроходимых для механизированного отряда пре-пягствий.

Возможности прибора позволяют использовать его при тушении крупных лесных пожаров косвенным методом, создавая заградительную полосу на достаточном расстоянии от кромки пожара за счет определения маршрута движения по заранее намеченным путевым точкам.

Функция навигации маршрута по намеченным путевым точкам позволяет планировать и определять направление от одного места к другому, когда неэффективно, небезопасно или невозможно по проходимости транспортных средств прямое тушение лесного пожара.

Таким образом, записанные в память прибора расписание номеров спутников и параметры их орбит позволяют приемнику, используя эту информацию, выполнять следующие функции:

- определить собственное местоположение;

- выйти в заданную точку;

- запомнить маршрут движения;

- вернуться по старому маршруту;

- двигаться строго по прямой;

- двигаться по заранее намеченному маршруту;

- вернуться по этому же маршруту;

- вычислить расстояние до путевой

точки;

- определить время движения между путевыми точками;

- определить скорость движения;

- двигаться по компасу и т.д.

Ампере права (брод)

румеи

Рис. 1. Маршрут движения механизированного звена к месту пожара с применением средств навигации GPS

В составе технологического звена ММО, выполняющего работы по тушению на отдельных участках крупного лесного пожара, должно быть не менее 2-х единиц тяжелой техники (например, лесопожарные агрегаты АЛТ-55 с клином, тракторы типа Т-130, ЛХТ-4, ТЛП-4 и другие с клином или бульдозерным оборудованием) и приемника для определения местоположения. В соответствии с тактическим планом тушения крупного лесного пожара основной задачей такого механизированного звена является остановка и локализация распространяющегося с высокой скоростью фронта пожара (рис. 2). Лесопожарный агрегат на базе военной техники позволяет осуществлять пробивку коридора со скоростью более 5 км/ч. Второй агрегат в проложенном коридоре создает минерализованную полосу на ширину базового агрегата (до 4 м).

Применение средств навигации GPS обеспечивает получение оперативной информации о контуре пожара с достаточно высокой точностью, что является основой для определения местоположения заградительной полосы и траектории движения лесопожарных агрегатов. Причем, наличие нескольких контуров пожара, зафиксированных в разное время, дает возможность оценить скорости распространения горения в различных лесопирологических выделах и тем самым откорректировать соответствующие значения, полученные расчетным путем. На основе информации о контуре пожара, скорости распространения горения, производительности средств тушения определяются расстояния, на которых должны быть расположены противопожарные барьеры.

&

Рис. 2. Схема локализации фронта лесного пожара механизированным звеном с применением средств навигации GPS

Помимо задачи определения местоположения барьеров при составлении плана тушения в силу рассмотренных выше особенностей движения по лесу существует проблема прохождения технических средств по заданному маршруту. Обычно этот маршрут предварительно обозначается на местности путем прорубки просеки, что требует дополнительных затрат и приводит к потерям времени - важнейшего фактора при организации борьбы с лесными пожарами. Для корректировки движения технических средств при выполнении лесопожарных работ используются также летательные аппараты, в результате чего затраты на тушение существенно возрастают. По сравнению с этими методами применение современных навигационных средств обеспечивает экономию затрат времени, трудовых и ма териальных ресурсов.

Фронт пожара, представленного на схеме (рис. 2), имеет два ярко выраженных выступа, продвижения которых следует учитывать прежде всего при определении трассы прокладки минерализованной полосы. Механизированное звено, находящееся в момент начала работ в точке А, должно выйти на противоположный фланг (точка Н). создав заградительную полосу перед фронтом пожа-

ра. При этом местоположение точек Р и в должно определяться из условия, что соответствующие им выступы фронта пожара (Б* и О*) должны достигнуть минполосы не ранее, чем эти точки будут пройдены механизированным звеном. Кроме того, к рассчитанным расстояниям прибавляется некоторая установленная величина (Н), чтобы снизить риск досрочного приближения пожара к минполосе. Расстояние от первого выступа до точки Р определяется с использованием тригонометрических соотношений из треугольника ЕРТ* с учетом условия:

FF * -Н EF

V

(3)

крх скорость распространения горения

где уч на участке I выступа;

¥лт. - скорость локализации (производительность) механизированного звена.

Расстояние вв* определяем из треугольника Рвв*, используя соотношение:

Св*-Н ЕЕ + FG

крг

V,,.

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где V ~ скорость распространения горения на участке II выступа.

Определенные с помощью соотношений (3) и (4) точки Б и в являются опорными точками траектории движения механизированного звена при создании заградительной полосы. После достижения точки в направление движения звена на левый фланг пожара (точка Н) устанавливается на основе дополнительной информации о контуре пожара на участке ОН, скорости кромки и условий работ. По мере удаления технических средств от фронтальной части осуществляется переход от косвенных методов тушения к прямым, которые предполагают движение вдоль горящей кромки пожара.

Таблица 1

Расчетные формулы

Наименование параметров Вид формулы

Периметр пожара, км Р = 0,5 sfS

Площадь пожара, га S — АР2

Время доставки сил и средств на пожар, ч ,*ч. и

Прирост периметра пожара на период доставки, км 5 І! с?1

Прирост пройденной огнем площади за период доставки, га AS = &PVptd + 4V;t2d

Ущерб от пожара за период доставки, руб. А У = ylrAS

Затраты на доставку сил и средств по данному маршруту, руб. з>= -(о ■Пі І

Обозначения величин:

Ь - протяженность маршрута следования к пожару, км;

к - коэффициент, учитывающий потери времени, связанные с корректировкой маршрута; Уд - скорость движения лесопожарных агрегатов по лесу, км/ч;

У гг - удельный ущерб от пожара, руб/га;

с;,_ч - стоимость машино-часа лесопожарного агрегата /-го типа, руб/ч; и, - количество агрегатов /'-го типа в составе механизированного звена.

Таблица 2

Показатели вариантов доставки мобильного механизированного звена к месту пожара

Показатели к to АР, км AS, га А У, тыс. руб. Зд, тыс. руб.

Базовый вариант 1,2 7,02 2,81 233,76 107,53 3,59

Новый вариант 1,05 6,14 2,46 200,96 92,44 ЗД4

Экономическая эффективность применения навигационных средств GPS обусловлена сокращением затрат на доставку сил и средств на пожар и на его тушение. Кроме того, достигается существенное снижение ущерба от пожара за счет уменьшения пройденной огнем площади.

Для расчета величины экономического эффекта нами использованы следующие формулы, отражающие основные связи параметров процесса тушения лесных пожаров (табл. 1).

В рассматриваемом нами случае (рис. 1) протяженность маршрута движения к пожару по лесу составляет 38 км. Другие параметры имеют следующие значения: Р = 9 км; Vp - 0,4 км/ч; V& = 6,5 км/ч; Уц — 460 руб/га;

С'м_ч = 256 руб/ч (в составе звена два

лесопожарных агрегата АЛТ-55). Значения коэффициентов к в базовом варианте приняты равными 1,2, а в новом (с использованием GPS)-1,05.

По формулам табл. 1 определены основные показатели по сравниваемым вариантам. Результаты расчетов приведены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что вследствие более быстрого прибытия на пожар пройденная огнем площадь к началу тушения по новому варианту на 32,8 га меньше по сравнению с базовым, а ущерб от пожара снизится на 15,09 тыс. руб. Экономия затрат на доставку за счет сокращения маршрута движе ния составит 0,45 тыс. руб., а экономический эффект от использования средств навигации GPS при доставке сил и средств тушения на пожар достигнет 15,54 тыс. руб.

Применение средств навигации при создании заградительных полос позволяет локализовать фронт пожара (см. рис. 2) с меньшими затратами, благодаря более высокой производительности работ по сравнению с базовым вариантом, в котором требуются дополнительные затраты по разметке и обозначению трассы прокладываемой полосы. Проведенные исследования и расчеты показали, что затраты на создание заградительной полосы по новому варианту уменьшатся на 0,62 тыс. руб., а пройденная огнем площадь сократится на 22,3 га, что соответствует предотвращенному ущербу, равному 10,26 тыс. руб. Суммарный экономический эффект от применения средств навигации GPS, достигаемый в процессе доставки сил и

средств пожаротушения на крупный лесной пожар (рис. 1) и его непосредственного тушения (рис. 2), оценивается величиной 26,42 тыс. руб.

Следовательно, использование средств навигации Системы Глобального Позиционирования позволяет ускорить доставку сил и средств на лесной пожар, а также оптимизировать технологию лесопожарных работ на кромке пожара и, таким образом, существенно снизить затраты на тушение, экологический и экономический ущерб.

Литература

1. Главацкий Г.Д. Горимость лесов Красноярского края // Профилактика и тушение лесных пожаров. Красноярск: ВНИИПОМлесхоз, 1998. - С. 38-45.

2. Одинцов Д.И. Охрана лесов на рубеже века //Лесное хозяйство,- 2000- №3,- С. 2-7.

3. Телицын Г.П. Рекомендации по борьбе с крупными лесными пожарами на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1987 - 48 с.

4. Телицын Г.П. Лесные пожары, их предупреждение и тушение в Хабаровском крае - Хабаровск, 1988.- С. 62-93.

5. Главацкий Г.Д., Филимонов Э.Г., Мартыщенков В.В. Орловский С.Н. Агрегат АЛТ-55 на тушении лесных пожаров // Лесное хозяйство - 1996 - № 3 - С. 26-27.

6. Главацкий Г.Д. Обоснование параметров механизированных отрядов для таежных условий Сибири // Эколого-экономическое развитие России (анализ и перспективы).- М., 2000 - С. 169-182.

7 Франк Ван Дигилен. Методы работы GPS // Геодезические системы-1998. №4.- С. 2-5.

8. Овчинников Ф.М., Груманс В.М. Скорость локализации в тактических расчетах тушения лесного пожара //Лесное хозяйство - 1988 - № 8. - С. 52-53.

9. Кручек А.Д., Королев Г.М. Липина Л.А., Стель-махович С.В. Устройство сети противопожарных полос в лесных массивах с использованием комплекта радиоориентирования // Красноярский ЦНТИ, Информ. листок.- № 762-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.