ИСТОРИЯ
Николай ПЕТРОВ
ТУРЦИЯ КАК ПРОВОДНИК НАЦИОНАЛЬНЫХ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация
В исследовании изучаются исторические особенности существования Турции в рамках проявления национальных и интернациональных интересов в Центрально-Азиатском регионе. Актуальность обусловлена вниманием государства к сотрудничеству с другими соседствующими территориями, в рамках обеспечения культурного, исторического, религиозного, политического единства.
В результате исследования отражены аспекты значимости моделей соприкосновения политики и интересов Турции и центрально-азиатских государств. Выделены основные ориентиры обеспечения устойчивости региона и взаимной заинтересованности всех стран в противостоянии вызовам современности. Представлены авторские выводы, касающиеся поддержания и дальнейшей регионализации политических, интернациональных, международных взаимоотношений всех игроков на данной территории.
ПЕТРОВ Николай Дмитриевич - соискатель кафедры общей истории Государственного университета просвещения, Россия, Москва, email: [email protected].
Ключевые слова: Турция, Центральная Азия, Республика, соглашение, сотрудничество, образование, интерес, население.
DOI: 10.48137/23116412_2024_3_191
Введение
Турецкая Республика (далее ТР) -страна с богатым историческим наследием, которая играет ключевую роль в политической и культурной истории Центральной Азии (далее ЦА). Геополитическое положение на перекрестке континентов делает ее важным мостом между Востоком и Западом. История ТР охватывает эпоху существования могущественной империи, становления республики современного периода, при этом каждый этап оказал влияние на формирование национальных и интернациональных интересов в регионе ЦА. Значение Турции на данной территории обусловлено не только общими историческими и культурными корнями, но и стратегическими планами, которые проявляются в различных аспектах - от экономических связей до политического взаимодействия [1].
Целью исследования является проведение ретроспективного анализа становления Турции в качестве проводника национальных и интернациональных интересов в Центральной Азии.
Материалы и методы исследования. Основаны на ретроспективном анализе международных соглашений между Турцией и странами ЦА за 1990-2022 гг., сравнительном анализе, синтезе мнений.
Результаты исследования. В начале 90-х годов XX века Центрально-Азиатский регион стал местом сосредоточения активной деятельности ТР и проявления дипломати-
ческой активности. Изначально господствующая на данной территории идеология Советского Союза представляла серьезную угрозу для турецкой военной и политической элиты. С его распадом Россия оказалась ослабленной, отделенной от турецких границ странами Закавказья и лишенной большей части черноморского побережья. Совместно с этим, возникла угроза снижения роли ТР для Соединенных Штатов Америки (далее США). Это означало отдаление перспектив вступления Турции в Европейский союз, что являлось на тот момент главным направлением внешней политики страны. Случившиеся в период с 1990 по 2000 годы события позволили Турции развить более тесное взаимодействие с новыми независимыми территориями Закавказья и ЦА. При этом главным для Анкары являлось получение возможности закрепления собственных позиций в области ЦА на фоне ограничения возможности для России усиления сил на смежных рубежах. Ожидаемый эффект касался выделения значимости ТР для США и других лидеров среди западных стран [2, с. 84].
С поднятием знамени ТР в 1923 году под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка, страна начала укреплять свои позиции как ключевого игрока в регионе ЦА. Во время становления новой государственности ТР стремилась формировать связи с тюркскими народами ЦА, обращая внимание на общность
языка, культуры и исторических связей. Эти усилия обрели новый импульс после распада СССР и обретения независимости постсоветскими центральноазиатскими государствами в начале 1990-х годов. История становления отношений между ТР и странами ЦА имеет богатый потенциал, чему способствовали экономические достижения, этническое сходство и языковая близость между турками и тюркскими народами ЦА. Кроме того, для многих территорий данного региона «турецкая модель» развития является показательной, поскольку правительство Турции умело совместило прочную исламскую традиционность и советскую политическую систему с элементами западной демократической среды. В 1991-1992 гг., когда в ЦА господствовала идеологическая экспансия Ирана, США, Великобритания и руководство НАТО стремились оказать моральную и политическую помощь Анкаре в деле закрепления ее позиций в ЦА [3].
Четыре из пяти государств, располагающихся на территории постсоветского региона ЦА, которые были организованы в период распада СССР, имеют подавляющее большинство тюркоязычных граждан. Когда образованные новые страны получили суверенитет, они начали усиленно интегрироваться в мировое сообщество. ТР в числе первых высказывалась о необходимости признания независи-
мости новых республик Азии (16 декабря 1991 г. Анкара признала независимость всех пяти постсоветских государств региона) и Кавказа. Подобные действия давали шанс ТР включить в свое поле влияния будущие мусульманские республики ЦА. С данного момента страна активно взаимодействовала и налаживала сотрудничество с представителями региона по различным направлениям развития. Министерство иностранных дел ТР поясняло собственную заинтересованность в данном процессе в виде необходимости обеспечения безопасности и устойчивости существования всего Евро-Атлантического региона, поскольку он обладает стратегическими запасами энергетических ресурсов, сосредотачивает в себе узлы нефте- и газопроводов1.
Утверждая свой статус в качестве главного проводника тюркской исламской культуры, ТР активно искала пути углубления экономических, политических и культурных связей, поддерживая проекты в области образования, инфраструктуры и торговли. Одним из ключевых элементов национальных интересов ТР в ЦА является продвижение концепции «пантюркизма», направленной на укрепление связей между тюрко-язычными народами. Анкара поддерживала развитие культурных и образовательных программ, стремясь сыграть роль моста между Западом и Востоком. Также значитель-
1 Turkey's Relations with Central Asian Republics // http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-relations-with-central-asian-repubUcs.en.mfa (дата обращения: 22.04.2024).
ное внимание уделялось экономическому сотрудничеству, особенно в энергетическом секторе, где ТР предпринимала усилия налаживания транспортировки энергетических ресурсов из ЦА в Европу, обходя территорию России. Этот подход позволяет Турции не только расширять свое влияние в регионе, но и способствует укреплению национальной экономики, обеспечивая энергетическую безопасность и открывая новые рынки для турецких товаров и услуг [4].
В начале 1992 года правительство ТР занималось выделением гуманитарной и кредитной помощи субъектам ЦА, налаживало теле- и радиовещание, устанавливало прямые воздушные сообщения между городами ЦА и ТР. Июль 1992 года ознаменовался подписанием контракта о разработке нефтяных месторождений на территории Республики Казахстан (далее РК). При этом главная инициатива ТР, касающаяся создания союза тюркских государств, не получила должной поддержки от представителей ЦА. Это подтверждают итоги встречи данных государств в октябре 1992 года. Поэтому Турция в то время еще не добилась должного влияния на регион, поскольку ее лидерство было оспорено другими сторонами процесса. Предложенные властями Анкары проекты (создание общего рынка для тюркских государств, организация банка развития) не получили поддержки и продолжения. Президент РК Н. А. Назарбаев на встрече подчеркнул нацеленность на поддержание отношений
в рамках существования Содружества Независимых Государств. Большинство государств высказали отказ в признании доминирования Турции в ЦА, а также категорически высказались о конфликтах в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине. Поэтому к середине 90-х годов эта инициатива отошла на задний план [5].
Несмотря на неудачи, ТР продолжила укреплять свои позиции в регионе, особенно в рамках воздействия на экономическую и культурную сферы. В своем стремлении расширить спектр влияния, она использовала различные инструменты, включая работу государственного агентства ТИКА, которое предоставляло техническую и финансовую поддержку, а также осуществляла активные капиталовложения турецких предпринимателей в проекты стран ЦА. Например, направленные в РК турецкие инвестиции позволили создать совместное предприятие «Казтуркмунай» и «Казмунайгаз» в 1993 году. По мере развития отношений между РТ и РК, объем турецких вложений в страну к середине 1990-х годов достиг 213 млн долл., что свидетельствует о постепенном укреплении экономических связей между этими двумя государствами [5, 6].
Особое внимание следует также уделить становлению турецко-киргизских взаимоотношений. Сотрудничество между Кыргызстаном и ТР за последние годы приобрело новый виток развития, причем его аспекты охватывают как экономические, так и полити-
ческие сферы. Геополитические изменения в регионе ЦА, особенно после того как страны НАТО разместили воинские контингенты, подтолкнули к глубокому переосмыслению международных отношений между представителями данной территории. В экономическом плане Турция оказалась важным инвестором для Кыргызстана. В республику были вложены значительные средства, которые направились на развитие ряда ключевых отраслей. Среди успешных проектов, реализованных на турецкие кредиты, стоит отметить развитие сферы обслуживания, включающей:
- открытие новых гостиниц;
- запуск сети кафе и ресторанов;
- создание магазинов, как местных, так и представляющих турецкие бренды;
- развитие туристических инфраструктурных объектов, призванных привлекать туристов со всего мира [5].
Тем не менее, в сравнении с другими государствами региона, объем турецких инвестиций в Кыргызстан пока что остается скромным. Основной причиной этому является политическая нестабильность в Кыргызстане, что выступает отталкивающим фактором для иностранных инвесторов, в том числе и для турецких бизнесменов. Отсутствие политической устойчивости подрывает их доверие и тормозит процесс «вливания» новых средств в экономику страны. Укрепление кыргызско-турец-
ких отношений с середины 90-х годов идет на пользу не только двусторонним связям, но и вносит вклад в стабилизацию и развитие Центрально-Азиатского региона в целом. К середине 1990-х годов общий объем инвестиций от турецких компаний в ЦА достиг впечатляющего показателя в 3,7 млрд долл. Подобные действия показали реальный и долгосрочный интерес турецкого правительства в закреплении влияния на ЦА, что дало результаты в виде стимулирования роста занятости и повышения качества жизни населения территорий. Турецкий государственный Экспортно-импортный банк выделил кредит в размере около 350 млн долл. В конце 1990-х годов Турция была ведущим инвестором в Туркменистане, занимала по объемам вложенных средств четвертое место среди иностранных инвесторов в Казахстане и второе - в Кыргызстане [7, 2].
Еще для одной из ведущих государств ЦА - Туркменистана, Турция стала главным внешнеторговым союзником. Например, в 2000 году товарооборот между странами составлял более 9%, в 1998-1999 гг. ТР являлась главным партнером страны в рамках обеспечения торговых отношений. Тогда как с Казахстаном и Узбекистаном товарооборот имел меньшую значимость. При этом экспорт товаров во много раз превосходил импорт, ТР отправляла в ЦА продукты производства легкой и пищевой промышленности, поставляя себе хлопок, черные металлы и т.д.
В 1993 году было подписано соглашение о создании Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРК-СОЙ). Это положило начало взаимодействию стран в области культуры и образования, происходил обмен знаниями и студентами, открывались образовательные учреждения, совместно проводились различные культурно-образовательные мероприятия. Турция выступала содействующим лицом в деле перевода письменности стран ЦА на латынь. Турецкие неправительственные учреждения создавали в ЦА лицеи, в которых к концу 90-х годов обучалось более 2500 туркменских, казахских и киргизских студентов [8].
Особое внимание историков и аналитиков привлекает политика узбекского руководства в отношении усиления образовательного влияния ТР в регионе. В 1997 году оно приняло решительные меры, выразившиеся в массовом возвращении студентов из-за рубежа. Преобладала обеспокоенность тем, что учебные заведения за границей, в частности в Турции, могут служить плацдармом для распространения радикальных исламистских идей. По этой причине из ТР было отозвано порядка двух тысяч узбекских студентов. В последующие годы власти страны приняли меры, закрыв все турецкие лицеи и официально аннулировав существующее соглашение о студенческом обмене с Анкарой. Эти действия были направлены на укрепление внутренней образовательной
политики и предотвращение внешнего воздействия. Соседние субъекты ЦА при этом продолжали укреплять связи с ТР в сфере образования. Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан приветствовали расширение сети турецких образовательных институтов на своей территории [5, 9, 10].
Особое внимание также уделялось построению военной образовательной стратегии, что обуславливало результативность взаимодействия между Анкарой и странами ЦА. В частности, значительное число военнослужащих из Туркменистана получало знания и навыки в турецких военных заведениях - в то время насчитывалось 212 обучающихся. Казахстан и Кыргызстан также активно сотрудничали с Турцией в данном направлении, отправив соответственно 90 и 46 своих представителей для военной подготовки в турецких университетах. Эта статистика отражает тактическую цель ТР в укреплении военного, культурного и интернационального сотрудничества с государствами, имеющими общие лингвистические и исторические корни.
Далее, в 1998 году, укрепляя международные связи, ТР открыла в Анкаре центр подготовки офицеров. Учебное учреждение было создано в рамках международной инициативы «Партнерство ради мира», что стало значимым шагом в поддержании стабильности и закреплении позиций ТР в ЦА. Данный центр предоставил уникальную возможность для офицеров из различных стран в улучшении сво-
их профессиональных навыков и расширении международного военного сотрудничества. Всего в течение 1990-х гг. в Турции было обучено около 1800 военнослужащих из тюркоязычных стран [11].
Начиная с 2000-х годов XXI века Турция также поддерживала высокий уровень активности в направлении центральноазиатских территорий. Это было связанно не только с общей заинтересованностью, но и с разочарованием страны в европейской модели внешнеполитического союзничества. С того момента инициативы ТР и стран ЦА были совместно ориентированы на компенсацию недостатка динамизма со стороны сохранения контакта с Европейским союзом. В перспективе укрепление позиций ТР в ЦА в современное время трактовано многими исследователями в качестве сохранения роли глобального игрока на политической арене. В центре этих усилий находится стратегическая задача - содействие единению тюркских государств ЦА под единой координацией и лидерством Анкары. Для осуществления этой амбициозной цели ТР сыграла ключевую роль в формировании Организации тюркских государств (далее ОТГ), официально созданной в 2009 году. К списку учредителей ОТГ присоединились не только ТР, но и другие крупные страны региона: Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, что знаменовало на-
чало новой эры во взаимоотношениях тюркских народов. Узбекистан при этом только в 2018 году стал полноправным членом ОТГ, в то время как Туркменистан в 2021 году присоединился к организации в качестве наблюдателя [12].
Как было описано выше, уже с 1990-х годов ТР пытается заручиться политической поддержкой от стран ЦА по вопросу признания независимости Северного Кипра, но продвижений до сих пор не отмечалось. В ноябре 2022 года ТР предприняла новую попытку давления на представителей региона, министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу написал в соцсети Twitter, что Северный Кипр был принят в качестве члена-наблюдателя ОТГ. При этом другие субъекты, входящие в ОТГ, не давали официальных комментариев касаемо вышесказанного2. Исключением явилось проявление открытой позиции Узбекистана, члены министерства которого заявили об отсутствии оснований для признания Северного Кипра в качестве независимой территории [12].
Обсуждение и выводы. Таким образом, построенная с 90-х годов XX века стратегия Анкары по объединению тюркских государств ЦА вокруг общих интересов и ценностей показала свою эффективность в решении многих вопросов. Содействие развитию тесных связей между этими странами в рамках ОТГ отражает не только желание укре-
2 Анкара и Ташкент поспорили о роли Северного Кипра в тюркской организации // https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/636e20969a7947 fa2fb978aa (дата обращения: 05.10.2023).
пить региональное влияние, но и стремление к созданию сильного и сплоченного сообщества тюркских народов, способного вместе противостоять вызовам современности. Важно подчеркнуть, что стратегия диверсификации внешнеполитических связей позволяет республикам региона ЦА укреплять свои позиции на мировой арене, обеспечивая более широкий спектр выбора в отношениях с разными странами. Это, в свою очередь, способствует формированию более устойчивых и взаимовыгодных контактов. На наш взгляд, главной предпосылкой усиления позиций Турции в ЦА является совпадение исторически сложившихся фактов, таких как:
- распад Советского Союза, который до 90-х годов считался беспрекословным лидером на данной территории;
- вложение огромных усилий правительства ТР в отношении экономического, политического и военного усиления, что позволило ей
заявить о своих лидерских позициях в ЦА;
- ослабление других стран в ЦА, что вынудило их искать стороннюю поддержку;
- национальное и интернациональное единство, культурная, языковая близость турецкого народа с тюркским населением ЦА;
- поддержка турецкой политики со стороны Америки и Западных стран.
История показывает, что основные усилия ТР были направлены на расширение спектра экономических и военно-политических отношений, на изучение рыночных условий для инвестирования и создания взаимовыгодных торговых союзов. Описанные выше перспективы дали толчок турецкому предпринимательству, образованию и инвестиционной активности, что благоприятно сказалось на трансформации позиции всего Центрально-Азиатского региона в мировом сообществе.
Список литературы
1. Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы: очерки о Турции и турках. М.: Наука. 1980. 238 с.
2. Троицкий Е. Ф. Политика Турции в Центральной Азии (19922000 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2009. №328. С. 84-88.
3. Winrow G. Turkey in Post-Soviet Central Asia. L., 1995. Robins Ph. Turkey's Ostpolitik: Relations with the Central Asian States // Central Asia Meets the Middle East. L. Portland. Or. 1998. P. 129-149.
4. Sozen A. A paradigm shift in Turkish foreign policy: transition and challenges // Turkish studies. Essex. 2010. Vol. 11. N 1. P. 103-123.
5. Кунтубаева А. А. Исторический анализ сотрудничества Турции со странами Центральной Азии в постсоветский период //
Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 12. С. 157-159.
6. Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы. 1996. 285 с.
7. Айдаркул К. Международные отношения кыргызов и Кыргызстана: история и современность. Бишкек. 2002. С. 292.
8. Вейцель Р. Влияние Турции на культуру и образование стран Центральной Азии // Ислам в современном мире. 2014. №1. С.26-32.
9. Грозин А. В. Политика Турции в Постсоветской Азии: подходы, институты, перспективы // Постсоветский материк. 2021. № 2(30). С. 25-48.
10. Йылдырым М. Политика Турции в Центральной Азии после распада СССР и образования в суверенных республик в регионе // Вестник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики. 2017. № 1. С. 107-114.
11. Токаев К. К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы. 1997. 736 с.
12. Гарбузарова Е. Г. Турция и страны Центральной Азии: акценты сотрудничества в меняющемся мире // Вестник КРСУ. 2024. Т. 24. № 3. С. 133-139.
PETROV Nikolay D. - Candidate of the Department of General History of the State University of Education, Russia, Moscow, email: [email protected].
Keywords: Turkey, Central Asia, Republic, agreement, cooperation, education, interest, population.
TURKEY AS A CONDUCTOR OF NATIONAL AND INTERNATIONAL INTERESTS IN CENTRAL ASIA
Annotation
The study examines the historical features of Turkey's existence within the framework of the manifestation of national and international interests in the Central Asian region. The relevance is due to the state's attention to cooperation with other neighboring territories, within the framework of ensuring cultural, historical, religious, and political unity.
As a result of the study, aspects of the significance of the models of contact between the policies and interests of Turkey and the Central Asian states were reflected. The main guidelines for ensuring the stability of the region and the mutual interest of all countries in confronting the challenges of our time are highlighted. The author's conclusions concerning the maintenance and further regionalization of political, international, and international relations of all players in this territory are presented.
References
1. Yeremeyev D.E. At the junction of Asia and Europe: essays on Turkey and Turks. M.: Nauka. 1980. 238 p.
2. Troitsky E.F. Turkey's policy in Central Asia (1992-2000) // Bulletin of Tomsk State University. 2009. No.328. pp. 84-88.
3. Winrow G. Turkey in Post-Soviet Central Asia. L., 1995. Robins Ph. Turkey's Ostpolitik: Relations with the Central Asian States // Central Asia Meets the Middle East. L. Portland. Or. 1998. P. 129-149.
4. Sozen A. A paradigm shift in Turkish foreign policy: transition and challenges // Turkish studies. Essex. 2010. Vol. 11. N 1. P. 103-123.
5. Kuntubayeva A. A. Historical analysis of Turkey's cooperation with Central Asian countries in the post-Soviet period // Science, new technologies and innovations of Kyrgyzstan. 2017. No. 12. pp. 157-159.
6. Nazarbayev N. On the threshold of the XXI century. Almaty. 1996. 285 p.
7. Aydarkul K. International relations of Kyrgyz and Kyrgyzstan: history and modernity. Bishkek. 2002. C. 292.
8. Weitzel R. The influence of Turkey on culture and education in Central Asian countries // Islam in the modern world. 2014. No.1. pp. 26-32.
9. Grozin A.V. Turkey's policy in Post-Soviet Asia: approaches, institutions, prospects // The post-Soviet continent. 2021. No. 2(30). pp. 25-48.
10. Yildirim M. Turkey's policy in Central Asia after the collapse of the USSR and the formation of sovereign republics in the region // Bulletin of the Institute of Philosophy and Political and Legal Studies of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic. 2017. No. 1. pp. 107-114.
11. Tokaev K.K. Under the banner of independence. Essays on Kazakhstan's foreign policy. Almaty. 1997. 736 p.
12. Garbuzarova E.G. Turkey and the countries of Central Asia: accents of cooperation in a changing world // Bulletin of the KRSU. 2024. Vol. 24. No. 3. pp. 133-139.