Неопантюркизм во внешней политике Турции: направления взаимодействия с
государствами Центральной Азии
Neo-Pan-Turkism in Turkey's foreign policy: directions of interaction with the states of
Central Asia
Фесенко Екатерина Сергеевна.
Студент 3 курса, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь. e-mail: ekaterina.fesenko. [email protected]
Fesenko Ekaterina Sergeevna.
3rd year student, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol. e-mail: ekaterina.fesenko. [email protected]
Научный руководитель: Величко Людмила Николаевна.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений,
Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь.
Scientific supervisor: Velichko Lyudmila Nikolaevna.
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department of Foreign History, Political Science and International Relations,
North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol.
Аннотация.
Современный внешнеполитический курс Турецкой Республики отражает концепция неоосманизма, которая предполагает восстановление роли Турции как культурного, религиозного, политического, экономического и военного центра силы в многополярном мире. Одним из ключевых элементов стратегии является неопантюркизм (единство тюркских народов). Турция сегодня не упускает ни одной возможности, чтобы заявить о своих амбициях, в том числе о претензии на лидерство в том или ином регионе, исторически, этнически или культурно связанном с ней. Одним из ключевых направлений, где страна сосредотачивает значительную часть ресурсов влияния, является «тюркский мир». Ядро «тюркского мира» составляют государства Центральной Азии, и Турция на современном этапе уделяет особое внимание наращиванию и укреплению связей с республиками региона. В исследовании анализируется роль Турецкой Республики на пространстве «тюркского мира», рассматриваются ключевые направления взаимодействия с центральноазиатскими странами, а также оцениваются перспективы для углубления сотрудничества.
Annotation.
The modern foreign policy of the Republic of Turkey reflects the concept of Neo-Ottomanism, which assumes the restoration of Turkey's role as a cultural, religious, political, economic and military center of power in a multipolar world. One of the key elements of the strategy is Neo-Pan-Turkism (the unity of the Turkic peoples). Turkey today does not miss opportunities to declare its ambitions, including its claim to leadership in a particular region, historically, ethnically or culturally associated with it. One of the key areas where the country concentrates a significant part of its resources of influence is the "Turkic world". The core of the "Turkic world" is the states of Central Asia, and Turkey today pays special attention to building up and strengthening partnership with the republics of the region. The research analyzes the role of the Republic of Turkey in the space of the "Turkic world", examines the key areas of interaction with the Central Asian countries, and also assesses the prospects for deepening cooperation.
Ключевые слова: неоосманизм, пантюркизм, Турция, Центральная Азия, тюркский мир, региональное лидерство Турции, Армия Турана, турецкая «мягкая сила».
Key words: Neo-Ottomanism, Pan-Turkism, Turkey, Central Asia, Turkic world, Turkish regional leadership, Turan Army, Turkish "soft power".
Центральная Азия занимает важное место в современной внешнеполитической стратегии Турецкой Республики. В силу стремления Турции к восстановлению былого оттоманского величия и желания быть активным участником не только регионального, но и глобального баланса сил, большое значение для страны имеет наращивание присутствия и укрепление позиций на пространстве «тюркского мира», который является опорой для Анкары в достижении поставленной цели. Для государств центральноазиатского региона взаимодействие с Турецкой Республикой представляет особый интерес: страны Центральной Азии, проводящие многовекторную политику, стремятся к диверсификации отношений с внешним миром. Основываясь на идее единства тюркских народов, Турция взаимодействует с государствами региона во многих областях, варьирующихся от образовательной до военной сферы.
Одним из направлений является социально-экономическое взаимодействие. Во-первых, необходимо отметить тот факт, что в современную эпоху Турецкая Республика является вторым после России центром притяжения трудовых мигрантов Центральной Азии. Страна установила безвизовый режим с центральноазиатскими республиками и приняла лояльные нормы и правила для пребывания мигрантов на территории государства. Так, если ранее максимальный срок проживания без визы в Турции для граждан Казахстана и Узбекистана составлял 30 дней, то, согласно изменениям 2018 г., он был продлен до 90 дней [9]. Кроме того, важную роль играет культурная, этническая, религиозная и языковая близость обществ Турции и республик Центральной Азии, в результате чего мигранты меньше сталкиваются с проблемами адаптации и дискриминации. На данный момент в Турции находится около 500 тысяч мигрантов-выходцев из Центральной Азии. По данным Турецкого Статистического Института, в 2020 г. из центральноазиатских государств в Турецкую Республику прибыло около 127 тыс. человек, что составляет 18,8% от числа всех прибывших мигрантов. При этом, Туркменистан и Узбекистан занимают лидирующие позиции [6]. Таким образом, миграционная политика, проводимая Турцией в отношении центральноазиатских государств, способствует укреплению с ними связей и содействует формированию благоприятного имиджа страны в регионе.
Во-вторых, Турецкая Республика выступает в качестве важнейшего источника инвестиций и квалифицированных специалистов, которые участвуют в реализации крупных проектов в центральноазиатских странах. Если обратить внимание на показатели турецких инвестиций в Центральную Азию, то за период 20152019 гг. их общий объем превысил 6,9 млрд. долларов, а среднегодовой рост за это время составил около 15%. Стоит отметить, что Анкара, в отличие от других региональных игроков, таких, как ЕС, США и Иран, формирует равномерные, распределённые и динамично прирастающие инвестиционные связи между центральноазиатскими республиками, что иллюстрирует комплексный региональный подход турецкой внешней политики [2]. Основными сферами турецких инвестиций являются строительство инфраструктурных объектов, торговля, транспорт и энергетика. В качестве примера можно назвать заключение контрактов на строительство в Туркменистане международного морского порта в г. Туркменбаши и нового международного аэропорта в Ашхабаде. Другим примером может служить финансирование Турцией строительства Центральной мечети в г. Бишкек, открытие которой состоялось в 2018 году.
В-третьих, наблюдается рост взаимной торговли Турции и стран Центральной Азии. Несмотря на отсутствие общих границ, Турецкая Республика является одним из важнейших торговых партнеров региона. В последние годы страна существенно увеличила экспорт в центральноазиатские государства. В 2010 году экспорт Турции в Центральную Азию составил 2,6 млрд. долларов, а в 2020 году - 3,5 млрд. долларов. Ее экспорт в регион диверсифицирован и варьируется от текстильных изделий до промышленных товаров и оборудования. Импорт в 2010 году составил 2,9 млрд. долларов, а в 2020 году - 2,7 млрд. долларов. Импортируются в основном топливо,
металлы и сельскохозяйственные продукты [5]. Турецкая Республика в настоящее время имеет положительный торговый баланс с регионом, и прослеживается тенденция к увеличению объёмов взаимной торговли.
Стоит уделить особое внимание военно-политическому и военно-техническому взаимодействию Турции с Центральной Азией. Большую значимость такое сотрудничество приобрело в условиях нарастания угроз, в частности в связи с осложнением и неопределенностью ситуации в Афганистане. Комплексная поддержка Азербайджана в ходе вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 году стала подтверждением того, что Турецкая Республика может выступать в качестве надежного союзника. На современном этапе активно обсуждается идея создания «Армии Турана» - военного блока с участием тюркских государств, шагами к которому служат наращивание и укрепление двусторонних контактов. В контексте военно-политического и военно-технического сотрудничества с центральноазиатскими странами для Анкары важнейшими направлениями являются содействие модернизации вооружённых сил государств региона и организация обучения и переподготовки местных военнослужащих. В рамках соглашений о военном сотрудничестве Турция оказывает финансовую помощь республикам Центральной Азии. К примеру, военная помощь Кыргызстану к 2013 году составила 13 млн. долларов. При равном финансировании со стороны правительств Турции и Казахстана турецкая оборонная компания ASELSAN заключила в 2013 году соглашение на 44 миллиона долларов с компанией Kazakhstan Engineering о совместном производстве военного оборудования [8, с. 147]. Военнослужащие сил специального назначения Казахстана и Узбекистана ежегодно принимают участие в организуемых Турцией тактических учениях «Анатолия». Что касается поставок вооружения, то стоит сказать о том, что в последние годы особую популярность приобрели беспилотные летательные аппараты турецкого производства. Так, Казахстан заключил соглашение с Анкарой на поставку беспилотников Anka производства TUSA§. В сентябре 2021 года ударный беспилотник Bayraktar TB-2 был представлен на параде в Ашхабаде, приуроченном к 30-летию «нового Туркменистана», а в октябре 2021 года о намерении войти в число импортеров Bayraktar TB-2 заявил Кыргызстан [1]. Итак, сотрудничество Турции с Центральной Азией в военной сфере активно развивается и охватывает различные направления. Тем не менее сегодня ввиду некоторых факторов сложно говорить о возможности реализации амбициозной инициативы создания «Армии Турана». Во-первых, другие влиятельные игроки в Центральной Азии - Россия, Китай, Иран - могут рассматривать формирование «Армии Турана» как угрозу своей безопасности. Во-вторых, не стоит забывать о том, что Казахстан и Кыргызстан являются членами ОДКБ, а сама Турция - членом НАТО. При вступлении этих стран в новый блок неизбежно возникнет вопрос, какой статус они сохранят в традиционных альянсах и сохранят ли его вообще. Наконец, перед созданием «Армии Турана» Турции необходимо достигнуть еще большего прогресса в других областях сотрудничества со странами Центральной Азии. К тому же отсутствие соответствующего уровня ресурсного обеспечения в широком его понимании - преграда на пути военной интеграции [3].
Важно отметить распространение турецкого влияния в странах центральноазиатского региона посредством «мягкой силы», главными инструментами которой выступают язык, образование, культура и религия. В рамках реализуемой политики Анкара преследует цель конструирования «новой тюркской идентичности», основанной, прежде всего, на идее культурной и религиозной общности, формирующей единый комплекс ценностей, которые лежат в основе мировоззрения населения тюркоязычных стран. Это в перспективе послужит основой эффективного взаимодействия как в экономическом, так и в политическом плане [3]. Характерным примером проводника «мягкой силы» Турции является Фонд имени Юнуса Эмре, который открывает Центры турецкой культуры в мире и координирует их деятельность. Его миссия заключается в знакомстве различных народов с турецким языком, культурой и искусством. В марте 2010 года такой Центр был открыт в Казахстане [4, с. 131-132]. Если говорить о взаимодействии в образовательной сфере, то стоит отметить,
что число студентов из Центральной Азии в турецких учебных заведениях ежегодно увеличивается, чему дополнительно способствует действие стипендиальной программы «Turkey Scholarships». С 2013 по 2019 гг. количество студентов, обучающихся в Турции, выросло с 10 до 23 тысяч человек. Кроме того, на территории стран региона представлены совместные образовательные учреждения, к примеру, международный казахско-турецкий университет имени Ахмеда Ясави в Туркестане и кыргызско-турецкий университет «Манас» в Бишкеке [7, с. 88]. Более того, необходимо сказать о таком влиятельном инструменте «мягкого влияния» Турции, как кинематограф. Турецкие фильмы и сериалы в настоящее время вызывают большой интерес у жителей региона. Они представляют страну за рубежом, формируют ее имидж, а также демонстрируют турецкий образ жизни, историю, семейные ценности и традиции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современную эпоху Центральная Азия, которая является ядром так называемого «тюркского мира», занимает важное место во внешнеполитической стратегии Турецкой Республики. Посредством создания механизмов сотрудничества и развития отношений с центральноазиатскими государствами, Турция стремится добиться достижения стратегических задач: активизировать политику на региональном и более широком международном уровне и повысить ее геостратегическое значение в глазах других акторов мировой политики. В настоящее время Анкара выступает в качестве влиятельного игрока в центральноазиатской географической зоне и выстраивает взаимодействие с государствами региона в социально-экономической, военно-политической, военно-технической, культурной, образовательной сферах. Перспективы для наращивания сотрудничества и увеличения турецкого присутствия в Центральной Азии, опорой которого служит идея единства этнически родственных народов, бесспорно, существуют и обусловлены ростом взаимного интереса государств друг к другу. Тем не менее, необходимо помнить о том, что Турции при проведении внешнеполитического курса в Центральной Азии приходится считаться с интересами двух других региональных игроков - России и Китая. Для центральноазиатских государств взаимодействие с этими державами имеет большое значение. Если КНР выступает ведущей экономической силой региона, то РФ занимает лидирующие позиции в построении архитектуры безопасности Центральной Азии. Безусловно, центральноазиатские республики стремятся диверсифицировать свои отношения с Россией и Китаем и видят альтернативу в лице Турецкой Республики, однако в ближайшее время ввиду недостатка ресурсов (финансовых, военных, технологических и т.д.) она не сможет занять место лидирующей державы в Центральной Азии и останется лишь влиятельным региональным игроком.
Список используемой литературы:
1. Арешев А. Стамбульский саммит: от Тюркского совета - к Организации тюркских государств // Фонд стратегической культуры. 2021. URL: https://www.fondsk.ru/news/2021/11/16/stambulskij-sammit-ot-turkskogo-soveta-k-organizacii-tjurkskih-gosudarstv-54914.html (дата обращения: 01.05.2022).
2. Борисов Д. Кто «вкладывается» в страны Центральной Азии - рейтинг // Информационно-аналитический Центр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 2021. URL: https://ia-centr.ru/experts/denis-borisov-/kto-vkladyvaetsya-v-strany-tsentralnoy-azii-reyting/ (дата обращения: 01.05.2022).
3. Лукьянов Г., Кулиева Н., Миронов А. Политика Турции в ЦА: обоснованы ли амбиции? // Российский совет по международным делам. 2022. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politika-turtsii-v-tsa-obosnovany-li-ambitsii/ (дата обращения: 01.05.2022).
4. Москаленко В. А. «Мягкая сила» Турции в интеграционных процессах в Центральной Азии // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2021. № 4-1. С. 128-132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-turtsii-v-integratsionnyh-protsessah-v-tsentralnoy-azii/viewer (дата обращения: 01.05.2022).
5. Хитахунов А. Торговля между Турцией и Центральной Азией // Eurasian Research Institute. 2021. URL: https://www.eurasian-research.org/publication/trade-between-turkey-and-central-asia/?lang=ru (дата обращения: 01.05.2022).
6. Immigration to and from Turkey by country of citizenship, 2020 // Turkish Statistical Institute. URL: https://data.tuik.gov.tr/Search/Search?text=g%C3%B6%C3%A7 (date accessed: 01.05.2022).
7. Sucu Ali Emre, Iskandarov Q.I., Mahmudov R.B., Chernov D.N. Does Turkey have a Central Asian Project? // MGIMO Review of International Relations. 2021. № 14 (3). P. 82-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/does-turkey-have-a-central-asian-project/viewer (date accessed: 01.05.2022).
8. Turkey's Nationalist Course: Implications for the U.S. - Turkish Strategic Partnership and the U.S. Army // The RAND Corporation. 2020. 276 p. URL: https://www.rand.org/pubs/research reports/RR2589.html (date accessed: 01.05.2022).
9. Visa Regime Subject to Foreigners // Official Site Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: https://www.mfa.gov.tr/yabancilarin-tabi-oldugu-vize-rejimi.tr.mfa (date accessed: 01.05.2022).