Научная статья на тему 'ТУРКМЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ'

ТУРКМЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмова Алтын, Аманова Улькер

В истории туркменской культуры, насчитывающей века, огромное место занимают народные музыканты, которые всегда совершенствовались за счет народных талантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKMEN MUSICAL ART AND MUSICAL INSTRUMENTS

In the history of Turkmen culture, dating back centuries, a huge place is occupied by folk musicians, who have always improved at the expense of folk talents.

Текст научной работы на тему «ТУРКМЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№12 / 2022

Каюмова Алтын

студентка Аманова Улькер

студентка

Международный университет гуманитарных наук и развития

Ашхабад, Туркменистан

ТУРКМЕНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация

В истории туркменской культуры, насчитывающей века, огромное место занимают народные музыканты, которые всегда совершенствовались за счет народных талантов.

Ключевые слова:

музыкальное искусство, музыкальный инструмент, монументальное произведение.

Annotation:

In the history of Turkmen culture, dating back centuries, a huge place is occupied by folk musicians, who have always improved at the expense of folk talents.

Key words:

musical art, musical instrument, monumental work.

В истории туркменской культуры, насчитывающей века, огромное место занимают народные музыканты, она всегда совершенствовалась за счет народных талантов. Созданные ими музыкальные произведения послужили стержнем будущего туркменского профессионального искусства, своим острым талантом они передавали туркменскую национальную музыку из поколения в поколение, с языка на язык и донесли ее до нашего времени. В репертуаре народных певцов большое место отводится песням на различные темы.

Первый том сборника богатых материалов о нашей национальной музыке исследователя туркменской музыки В. А. Успенского был издан в 1928 г. под названием «Туркменская музыка» В. М. Беляевым, который собрал эти материалы на научной основе и дополнил их научной информацией. о них. Книга этих двух людей «Туркменская музыка» остается единственным монументальным произведением о древних туркменских музыкальных памятниках по своему объему, убедительности и художественности в научном контексте.

Музыкальный инструмент дутар издавна был распространен у народов Средней Азии, можно с уверенностью сказать, что это основной музыкальный инструмент туркмен. На дутаре играют не только как сольный инструмент, но и как основной инструмент в групповой музыке. Исполнительские особенности игры на дутаре у туркмен отличаются от других среднеазиатских народов. Используемые у нас элементы стука, нажатия, такие как «закрытие», «накатка», «щелкание», «отвлечение», «плавление», у других народов используются очень мало или совсем не используются. Тот, кто разбирается в исполнительских особенностях нашей уникальной народной музыки, может осознать это, сравнив ее с народной музыкой братских среднеазиатских народов. Несмотря на то, что дутар является основным музыкальным инструментом в Туркменистане, его техника исполнения, громкость, сложность музыки, созданной для дутара, и игра на нем в регионах нашей республики также различны.

Совершенство возникает из сочетания трех основных стадий развития музыки, которые Виктор Александрович Успенский в своих научных трудах называл «творением», «ширванством» и

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

«выходом». Конечно, эти три стадии присутствуют и в песнях, но в музыке Макама каждая стадия видоизменяется и совершенствуется по-разному.

В качестве примера можно привести масштабные песни, такие как «Нелер динди», «Айралык мукамы», «Мукамлар башы», «Ынджытма». Она присутствует и в песнях, но в мукамной музыке она преображается несколькими способами и кипит в таланте мастеров Энхема, совершенствуемом в результате их неустанных усилий, чтобы наша национальная классическая музыка, являющаяся душой народа, дошедшей до наших дней с «проверкой на прочность», наши учителя посвятили свое мастерство и всю свою жизнь этому искусству. Несмотря на многочисленные жизненные трудности, они не жалели сил, чтобы передать ее следующему поколению, заучивая музыку, для развития музыкального искусства, являющегося духовным достоянием народа. Наше нынешнее богатое музыкальное наследие - результат благородного труда этих мастеров.

Техника исполнения в мире музыки Заставить музыкантов из разных музыкальных дисциплин играть в ансамбле было, конечно, непростой задачей. Однако в 1925-26 годах был основан Ансамбль туркменских народных музыкальных инструментов радио. Его первым руководителем был назначен Пюрли Сариев.

В 1927 году приглашение в столицу мастеров-представителей различных направлений нашего национального музыкального искусства, таких как Сары Багшы, Гарлы Багшы, Нобат Багшы, Тачмаммета Сухангулыева, Мыллы Тачмырадова, в столицу способствовало удовлетворению духовных потребностей народа. Творчество этих мастеров не только продолжило наше национальное искусство, не утратив его, но и создало новую музыку и донесло ее до наших дней.

Один из основных музыкальных инструментов, используемых музыкантами туркменского народа, знаменитый багшы, также служит музыкальным инструментом. Дутар, известный музыкальный инструмент туркменского народа, является музыкальным инструментом, более распространенным среди народов Средней Азии. Он присутствует у узбеков, казахов, кыргызов, уйгуров и ряда других народов. Но они отличаются друг от друга своими размерами, шторами и даже входами.

Основа оригинального туркменского бубна изготавливается путем выдолбления внутренней части тутового дерева. Вот почему дутара еще называют «тамдыра». Дутар имеет две стороны, поэтому у восточных народов его называют дутаром. «Ду» означает «два» и «тар» на арабско-персидском языке. Одним из самых известных из них является игра Бабагаммара с лошадьми.

Список использованной литературы:

1. Ахмедов А. Долина Дутары - музыка нашего народа. Ашхабад, 1983.

2. Акмухаммет Асыров. Туркменские народные сказки. Ашхабад, 1993.

© Каюмова А., Аманова У., 2022

УДК 398.32/33:598.8(575.4)

Овезова Б., студентка, Туркменский Государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан

ТУРКМЕНСКИЕ КОШМЫ КАК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация

Сегодня туркменские кошмы являются важным изделием народного творчества и ремесла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.