Научная статья на тему 'Туркмения: газ и демократия'

Туркмения: газ и демократия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мергенов Ишан

«Туркменская искра» (интернет-версия), Ашхабад, 28 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туркмения: газ и демократия»

альные реформы в стране находятся лишь в начальной стадии. Соответственно и характер отношений между правительством и народом не слишком изменился. С одной стороны, налицо весьма существенные общественные ожидания того, что государство должно заботиться о благосостоянии людей и удовлетворять их экономические потребности. С другой - ожидания людей в отношении правительства намного превышают способность и желание последнего отвечать на вызовы постсоветского развития. Альтернативу государственным программам социального обеспечения люди все чаще видят в возвращении к таким традиционным соответствующим институтам, как семья, которые помогают им обеспечивать свои бытовые потребности и преодолевать трудности нынешнего этапа экономического развития. Это отчетливо проявилось в высокой приверженности респондентов своей семье и родственникам, а также в их пожеланиях относительно своих детей. Связи внутри семьи и родственного круга укрепляются в условиях, когда слабеет общественное доверие и растет неуверенность в своем экономическом положении. Эта неуверенность проявляется в обеспокоенности людей своим жизненным уровнем, охраной здоровья и удовлетворением других социальных потребностей. Все это, в свою очередь, означает трансформацию системы ценностей из социалистической модели, в рамках которой высоко оценивались общественные интересы и общее благо, в такую систему ценностей, в которой все большее значение приобретают частные интересы, интересы семьи и близких родственников.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2006 г., № 4, с. 148-157.

Ишан Мергенов,

публицист

ТУРКМЕНИЯ: ГАЗ И ДЕМОКРАТИЯ

Не так давно Ниязов договорился с Россией о новой цене на туркменский газ, теперь он продается по цене 100 долл. за 1 м3. Ниязов сказал, что туркменская сторона будет получать около 7 млрд. долл. в год за продажу газа России. О каких деньгах вообще может идти речь, если говорить о всей схеме в целом? Учитывая, что цена этого газа в Европе составляет более 250 долл. за 1 тыс. м3, можно предположить, что и посредники, в случае прода-

97

жи газа в Европу, могут получать более 7 млрд.долл. год. Таким образом, этот газовый контракт может приносить чистой прибыли более 14 млрд. в год, или более 1,2 млрд. долл. в месяц.

Общественности не известны условия этого контракта. Поскольку об этом нет открытой информации, то неизвестно, как распределяются эти деньги между участниками газового контракта. Говорят, что Ниязовым «разработана какая-то схема». Когда кто-то пытается во всем винить Ниязова, он хочет всю ответственность за существующие проблемы возложить на него. Это не только несправедливо, это еще и порочный, вредный подход. Как будто Ния-зов единолично создал эту систему. Это создает иллюзию, что, если Ниязова не будет у власти, то все проблемы решатся сами собой. А это совсем не так.

Даже если на месте Ниязова окажется, образно выражаясь, какой-нибудь Мурадов, то он будет Мурадов только по фамилии, а по должности он останется Ниязовым. Ведь сохраняются внутренние и внешние условия. То есть, с одной стороны, остается безропотное преклонение перед властью и принцип «туркменчилик» при управлении государством внутри страны - и это приводит к концентрации власти в одних руках. С другой стороны, остается газовое соглашение с Россией, соответственно протекторат Россией существующего в Туркменистане режима. В этих условиях Туркменистан и будет продолжать оставаться тем, что называют «банановой республикой». То есть когда страна живет от экспорта природных ресурсов, население нищее, а элита жирует. Это вообще типично для слаборазвитых в политическом отношении стран -когда кучка наиболее активных и циничных людей старается захватить контроль над имеющимися природными ресурсами страны и выжимать из этого как можно больше и как можно быстрее. В этом смысле природный газ - яд для демократии.

Иногда задаются вопросом, если Туркменистан находится под покровительством России, то Россия может сделать так, чтобы Туркменистан, как Абхазия или Северная Осетия, тоже стал «проситься в Россию»? Думаю, такому развитию событий препятствуют два обстоятельства. Во-первых, Россия, еще не настолько консолидирована и крепка, чтобы иметь на то политическую волю. А во-вторых, и это самое главное, возможно для лиц, влияющих на принятие подобных глобальных решений в России, это невыгодно в экономическом плане. Да и тот, кто будет находиться у власти в Туркменистане, в этом не будет заинтересован. Почему же не заин-

98

тересована туркменская сторона? У меня создалось впечатление, что значительная часть людей, стремящихся к власти в Туркменистане, ориентирована, прежде всего, на то, чтобы занять пост Ния-зова и использовать эту власть в корыстных целях, а не проводить реформы в интересах страны и народа. То есть смена власти в Туркменистане, скорее всего, будет идти под известным французским лозунгом: «Король умер, да здравствует король!». Нельзя сказать, что среди туркменистанцев мало людей, искренне желающих процветания страны. Их не мало. Их много, их даже, безусловно, большинство. Но, к сожалению, мне кажется, не это большинство будет делать «погоду в доме». Эти люди не объединены, они не так активны, и среди них не редкость пессимистические настроения...

Говоря о незаинтересованности России в присоединении Туркменистана, можно очень условно разделить частные и государственные интересы. Если предположить такую фантастику, что Туркменистан войдет в состав России, то пенсии и зарплаты бюджетников в Туркмении надо будет повышать до российских. Не говоря об инвалидах, детских пособиях и стипендиях. А средняя зарплата в России сейчас, по официальным данным Росстата, приближается к 400 долл. Откуда такие деньги взять? Это же будет идти из бюджета России. Ведь в этом случае Россия уже будет нести ответственность за благополучие туркменистанцев. Казалось бы, есть же вот те самые «газовые деньги». Однако тогда этот 1 млрд. 200 млн. долл. в месяц надо будет тратить «на народ Туркменистана». А эти деньги сейчас, возможно, какие-то очень влиятельные «дяди» делят промеж собой. И что же - они добровольно согласятся отдать их «народу»? Вот потому ни власть в Туркменистане, ни влияющие на власть люди в России в этом не заинтересованы. Положение с нищими и бесправными туркменистанцами всех устраивает. Россия после Ниязова останется, скорее всего, той же, и ее подход к «хозяину» Туркменистана не изменится.

Нельзя сказать, что нет никакого выхода. В ближайшее время может представиться возможность для политических реформ. Надо вернуть в Туркменистане парламентскую форму правления, упразднить должность президента и сделать несколько центров власти, «распылить власть», чтобы никто и никакая группа не могла доминировать. Это может снизить скорость реформ и преобразований. Ведь придется все со всеми обсуждать и согласовывать. Но у нас в Туркменистане могут быть реализованы только два сценария. Либо согласованно и продуманно проводить позитивные реформы

99

в интересах большинства населения, либо быстро перезапускать коррупционные и воровские схемы в интересах властвующей группировки...

«Туркменская искра» (интернет-версия), Ашхабад, 28 ноября 2006 г.

Аждар Куртов,

политолог

ТУРЦИЯ УСИЛИВАЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Сегодня никакой турецкий лидер не может вытащить ятаган и, подобно султану Мехмеду II, призвать соотечественников к войне с гяурами. Однако и у нынешних правителей в Анкаре есть варианты действий, направленных, по сути, в то же русло. Осенью 2006 г. в Турции состоялись сразу два крупных мероприятия, целью которых была попытка консолидировать потенциальных сателлитов Анкары. Сначала в курортной средиземноморской Анталье 18-20 сентября прошел 10-й международный тюркский курултай (съезд). Этот форум собрал порядка 600 делегатов из так называемых «тюркских государственных образований»: Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Монголии, Республики Северного Кипра, а также ряда субъектов Российской Федерации - Татарстана, Чувашии, Тувы, Якутии, Алтая, Карачаево-Черкесии. Были представлены и тюркские диаспоры из стран Европы, США, Ирана, Сирии. Своих делегатов послали Украина и Молдавия.

17 ноября 2006 г. в той же Анталье состоялся менее продолжительный и представительный, но более высокий по уровню 8-й саммит глав тюркских государств. В его работе приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции. Туркменистан был представлен послом этой республики в Турции. А Узбекистан вовсе не делегировал своего представителя на данный форум.

На том и другом мероприятии турки искусно скрывали свои подлинные замыслы. Дело в том, что еще в 90-е годы проявилась пантюркистская направленность в турецкой внешней политике. Турецкие власти восприняли крушение и распад Советского Союза как счастливый шанс на «исторический реванш». Именно тогда в

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.