кующийся с официальной информацией. Все мои собеседники представляли одну страну — Киргизию. И мне очень трудно предположить, что эти люди окажутся вовлечены в серьезное массовое противостояние, в революцию того или иного цвета. Хотя, может быть, это обманчивое впечатление приезжего.
«Известия», М., 21, 22, 24, 25 февраля 2005 г.
Д.Файзуллаев,
кандидат экономических наук
ТУРКМЕНИСТАН: СТРАТЕГИЯ
И ТАКТИКА ОСВОЕНИЯ ГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ
Среди государств Центральной Азии Туркменистан занимает особое положение по запасам природных ресурсов. Его недра содержат самые разнообразные запасы полезных ископаемых, в числе которых природный газ, нефть, сульфат натрия и др. Минерально-сырьевые ресурсы этого государства оцениваются как уникальные не только в рамках региона, но и в мировом масштабе. Только разведанные запасы газа в Туркмении составляют около 3 трлн. куб. м. Однако большая часть ресурсов природного газа носит оценочный характер и нуждается в доразведке и подтверждении. Экономика Туркмении ориентирована почти исключительно на разработку этих полезных ископаемых. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) занимает ключевое место в экономике страны. В 2000 г. в Туркменистане была принята Комплексная программа развития экономики страны в целом и топливно-энергетического комплекса в частности, названная «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Предполагается, что ТЭК останется основным источником поступления валютных средств.
Согласно Комплексной программе, к 2005 г. предусматривается довести добычу газа до 85 млрд. куб. м, к 2010 г. — до 120 млрд. куб. м. При этом экспорт газа в 2005 г. должен составить 70 млрд. куб. м, а в 2010 г. — 100 млрд. куб. м. Важнейшим условием для достижения этих высоких показателей является развитие трубопроводной инфраструктуры. Программа предусматривает модернизацию и расширение существующей трубопроводной системы, осуществление новых проектов транснациональных газовых магистралей в
направлении Восток — Запад Туркменистана (Шатлык—1Туркмен -баши), а также газопроводов для подключения новых месторождений к трассе Туркменистан—Иран (Корпедже—Сурт Куй). Следуя принятому принципу многовариантности, руководство Туркмении планирует строительство газопроводов по нескольким направлениям.
Один из важнейших, но и самых противоречивых — Транскаспийский проект. В ноябре 1999 г. на саммите ОБСЕ было подписано соглашение о строительстве нефте- и газопроводов, соеди-няющих Каспийское побережье с Турцией. В феврале 2000 г. прези-дент Туркмении и представитель американского консорциума «Пи Эс Джи Интернэшнл» подписали контракт на строительство транс-каспийского газопровода. В консорциум входят такие известные компании, как «Шелл Ойл Компании», «Дженерал Электрик Компани» и «Bechtel Group». Стоимость проекта — 2,7 млрд. долл. Трубопровод длиной в 2000 км должен пройти по дну Каспия, затем по территории Грузии и Азербайджана — в Турцию. Предполагается, что объем поставок газа по этому трубопроводу составит 30 млрд. куб. м в год. Межправительственное соглашение между Ашхабадом и Анкарой предусматривает ежегодную поставку в Турцию 16 млрд. куб. м туркменского газа в течение ближайших 30 лет. Подписание этого контракта вызвало негативную оценку со стороны России и Ирана. Москва считает, что прокладка газопровода по дну Каспия может отрицательно повлиять на экологическую безопасность в этом регионе. Россия требует от Ашхабада либо согласовать проект со всеми прикаспийскими странами, либо ускорить определение статуса Каспия. Еще более неприятной для Туркмении является негативная реакция на этот проект одного из ближайших партнеров республики — Ирана. Основная причина — Туркменистаном был изменен маршрут прокладки транскаспийского газопровода. Первоначально предполагался экспорт туркменского газа через иранскую территорию. Иран, как и Россия, ссылается в своей оценке на неурегулированность статуса Каспийского моря. Тегеран выступает за совместную эксплуатацию ресурсов Каспия всеми государствами региона и отрицательно относится к идее секторального деления моря.
Кроме Транскаспийского, в республике разработано еще несколько проектов газопроводов, имеющих стратегическое значение для экспорта туркменского газа. Самые важные из них — следующие три.
1. Газопровод Туркменистан—Иран—Турция—Европа (Болгария). Соглашения о строительстве этого газопровода были подписаны в 1997 г. между правительствами Туркменистана, Ирана и Турции. Стоимость проекта оценена в 7,6 млрд. долл. В 1998 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Туркменистана и компанией «Шелл», которая должна осуществить строительство. Предполагаемые объемы поставок природного газа по этому газопроводу в 2005 г. должны были составить 23 млрд. куб. м, а в 2010 г. — 30 млрд. куб. м. В настоящее время реализация данного проекта не представляется возможной ввиду принятой Конгрессом США поправки д'Амато, запрещающей американским компаниям, а также компаниям с участием американского капитала участвовать в любых топливно-энергетических проектах на территории Ирана. Поэтому сейчас любые проекты в топливно-энергетической сфере с участием американских и иранских компаний невозможны.
2. Газопровод Туркменистан—Афганистан—Пакистан. Разработка маршрута и оценка данного проекта выполнены компаниями «Юнокал Корпорейшн» (США) и «Дельта Ойл Компани» (Саудовская Аравия). Соглашение об образовании международного консорциума для строительства газопровода было подписано в 1997 г. Стоимость проекта была оценена в 2 млрд. долл. Правительства Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Узбекистана договорились об оказании всемерной поддержки в его реализации. Объем поставок природного газа по этому газопроводу на первом этапе составит 15 млрд. куб. м. Главным препятствием для его строительства стала военно-политическая нестабильность на территории Афганистана. Осенью 1998 г. американцы приостановили свое участие в консорциуме. Государственный департамент США заявил тогда, что обстановка в Афганистане не благоприятствует инвестициям. Таким образом, строительство газопровода по маршруту Туркменистан—Афганистан—Пакистан было заморожено.
3. Газопровод Туркменистан—Китай—Япония. Общая стоимость капитальных затрат оценивается в 11 млрд. долл., строительство, как предполагается, будет осуществлять международный консорциум, включающий такие компании, как «Мицубиси» (Япония), «Эксон» (США) и Китайская национальная нефтяная компания. В 2000 г. возникла идея строительства еще одного газопровода, соединяющего Туркменистан и Европу. Румынская газовая компания «РОМГАЗ» и Румынское национальное агентство
по минеральным ресурсам подписали соглашение с компанией «Рой-ал Дач Шелл» (Великобритания/Нидерланды) о предваритель-ном изучении возможности строительства газопровода из Туркмении в Румынию и далее в Европу через Турцию. Однако планы строительства газопровода по данному маршруту представляются достаточно призрачными, так как полностью зависят от реализации транскаспийского проекта, который позволит доставить туркменский газ в Турцию. Следует отметить, что ни один из предлагаемых проектов новых транснациональных газопроводов так и не дошел до стадии реализации. Причин тому несколько. Это и финансовые причины — нерешительность иностранных инвесторов относительно вложения средств в данные проекты, и политические — нестабильность обстановки в Центрально-Азиатском и Ближневосточном регионах, противоречивые оценки предлагаемых проектов, а также их маршрутов. Но главное — низкий уровень инвестиционной привлекательности Туркменистана, обусловленный большим количеством факторов, из которых, прежде всего, хотелось бы назвать некоторую неопределенность внешнеполитического курса, проводимого руководством Туркмении, а также нечеткое выполнение им принятых договоренностей и обязательств.
Нерешенность вопросов по строительству новых транснациональных магистралей, а также подписание в апреле 2003 г. соглашения между ГТК «Туркменнефтегаз» и российской компа-нией «Газэкспорт» (дочерняя компания «Газпрома») выдвинули на первый план задачу модернизации существующей трубопроводной системы. «Газпром» проявляет заинтересованность в решении этой задачи, так как, начиная с 2009 г., ежегодный объем поставок турк-менского газа в Россию составит 70—80 млрд. куб. м в год. В на-стоящее время четыре ветки газотранспортной системы «Средняя Азия—Центр» могут пропустить 40—45 млрд. куб. м газа в год по территории Туркмении, Узбекистана и Казахстана и около 70 млрд. куб. м — по территории России. С 2009 г. законтрактованные по-ставки среднеазиатского газа в целом составят около 100 млрд. куб. м газа в год с учетом 10—12 млрд. куб. м газа, закупаемого «Газпромом» в Узбекистане по соглашению, подписанному в декабре 2002 г. Из этого следует, что мощность среднеазиатского участка трубопровода нужно увеличить на 60 млрд. куб. м, а российского — на 30 млрд. куб. м.
Модернизация и реконструкция существующих газопроводных систем уже запланированы в Узбекистане и Казахстане. Их будет проводить «Газпром», поэтому, как заявила пресс-служба этой компании, «приступая к развитию мощностей в транзитных государствах (Узбекистан, Казахстан) и непосредственно в России, мы должны быть уверены, что в самой Туркмении с транспортом газа будет полный порядок. С этой целью было проведено совместное обследование объектов газотранспортной системы «Средняя Азия—Центр» на территории Туркменистана, определены оптимальные маршруты новых газотранспортных мощностей, подготовлено обоснование инвестиций по реконструкции, расширению и строительству объектов этой системы. В частности, было определено, что за счет ее модернизации пропускную способность на среднеазиатском участке можно увеличить до 60 млрд. куб. м газа в год. Следовательно, необходимо строить новый трубопровод с пропускной способностью 40 млрд. куб. м газа ежегодно. С точки зрения «Газпрома», экономически эффективной представляется прокладка газопровода в рамках существующего маршрута. В этом случае инвестиции в проект не превысят 2 млрд. долл.
Туркменская сторона поддерживает другой маршрут прокладки газопровода — из Туркмении по восточному побережью Каспия через Казахстан в Россию. В этом случае его протяженность из Туркмении в Россию сокращается до 700 км и стоимость проекта составит не более 1 млрд. долл. — объем, который вполне по силам двум странам. Однако этот маршрут пролегает в обход Узбекистана, что, возможно, не вполне устроит «Газпром» ввиду значительного числа контрактов между Россией и Узбекистаном.
Хотя маршрут нового газопровода еще не определен, модернизация туркменского участка газопровода «Средняя Азия—Центр» уже осуществляется.
Комплексная программа развития экономики Туркмении до 2010 г. предусматривает активное привлечение инвестиций не только в строительство газопроводов, хотя это направление является одним из приоритетных, но и в газодобычу, геологоразведку газоносных территорий и газопереработку.
Общий объем иностранных инвестиций, который Туркменистан рассчитывает привлечь в разработку газовых проектов, достаточно велик (около 25 млрд. долл.), однако большинство крупных
инвестиций, в частности в проекты строительства всех крупных газопроводов, пока находится в стадии обсуждения и подготовки.
В газовой отрасли республики наблюдается крайне неравномерное распределение инвестиций. Практически все средства привлекаются на строительство газопроводов, и лишь незначительная часть идет на газопереработку и проведение геологоразведочных работ. Стремление Туркменистана к созданию собственной газопроводной системы определяется желанием обеспечить себе независимость в вопросах транспортировки природного газа, прежде всего, от России. Отметим, что до настоящего момента Туркмения не имеет собственных экспортных газотранспортных магистралей, кроме трубопровода, поставляющего газ в Иран (Корпедже—Курт Куй), и вынуждена использовать газопроводные системы Узбекистана, России, Украины, Казахстана и Беларуси для транзита собственного газа.
Основные проблемы с привлечением иностранных инвестиций в газовую отрасль касаются газодобычи. Добычу газа в Туркмении в настоящее время осуществляют только государственные компании — «Туркменгаз» и «Туркменнефтегаз». Иностранные специалисты считают, что Туркмении настоятельно необходимо привлекать значительные инвестиционные средства в газодобычу и геологоразведку нефтегазовых месторождений. Подтверждением правильности такого мнения служат противоречивые оценки газовых запасов в республике, а также низкие темпы роста показателей добычи и экспорта газа в Туркменистане. Пока, несмотря на все усилия Ашхабада, иностранные инвесторы не вкладывают свои средства в геологоразведку и газодобычу, считая, что риск потери инвестиций в данном случае слишком велик. Это, безусловно, отрицательным образом сказывается на инвестиционной привлекательности республики.
«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 1, с. 21—24.
М.Арунова,
историк
АФГАНИСТАН НА ПЕРЕПУТЬЕ
Нынешний переходный этап в афганской истории, который был ключевым элементом программы, провозглашенной в декабре