Дорофеев Роман Викторович
проректор по научной работе E-mail: gelaman@mail.ru
Ташкентская духовная семинария
100020 Узбекистан, Ташкент, ул. Матлубот, д. 2, кв. 24
Туркестанский вояж митрополита Александра Введенского (весна — осень 1927 года)
В данной статье рассматривается «пастырское» путешествие по обновленческим епархиям Средней Азии и Казахстана важнейшего деятеля обновленческого раскола — митрополита Александра Введенского, состоявшееся весной — осенью 1927 года. Отдельно затрагиваются вопросы взаимодействия советской власти и обновленческого духовенства в регионе, а также непростых отношений между среднеазиатскими обновленцами и местными представителями староцерковного направления.
Ключевые слова: христианство в Средней Азии, Русская православная церковь в СССР, церковно-государственные отношения, обновленчество, раскол, староцерковники.
Для цитирования: Дорофеев Р.В. Туркестанский вояж митрополита Александра Введенского (весна — осень 1927 года) // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 64-73. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0050
Roman V. Dorofeev
Vice-Rector for Research E-mail: gelaman@mail.ru
Tashkent Theological Seminary
100020 Uzbekistan, Tashkent, st. Matlubot, d. 2, apt. 24
Turkestan voyage of Metropolitan Alexander Vvedensky (spring — autumn 1927)
This article discusses the «pastoral» journey through the Renovationist dioceses of Central Asia and Kazakhstan of the most important figure in the Renovationist schism, Metropolitan Alexander Vvedensky, which took place in the spring — autumn of 1927. Separately, the issues of interaction between the Soviet government and the Renovationist clergy in the region, as well as the difficult relationship between the Central Asian Renovationists and local representatives of the old church direction are touched upon.
Keywords: Christianity in Central Asia, Russian Orthodox Church in the USSR, church-state relations, renovationism, schism, old churchmen.
For citation: Dorofeev R.V. Turkestan voyage of Metropolitan Alexander Vvedensky (spring — autumn 1927). Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 64-73. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0050
-й, год пятилетнего юбилея обновленческого движения и десятилетней годовщины Октябрьской революции, был отмечен важными событиями в истории Ташкентской митрополии1. Галерею знаковых эпизодов юбилейного года пополнили окончательное обращение в обновленчество епископа Сергия (Лаврова), недавнего управляющего староцерковной Туркестанской епархией [Сергий, 1927. С. 30-31; Речь, произнесенная епископом Сергием (Лавровым)... 1927. С. 31-32], и торжественное, соборное богослужение в Ташкенте 7 ноября — верноподданническая акция, довольно скептически воспринятая местными активистами союза воинствующих безбожников [Бах, 1928]. Однако почетное место в этой галерее, несомненно, занимает беспрецедентный для советского Туркестана пастырский вояж одного из самых влиятельных функционеров обновленческой Синодальной церкви.
Состоялось это путешествие весной — осенью 1927 года, основным героем «бла-говестнического» турне выступил митрополит-апологет Александр Введенский. Для обновленческой Синодальной церкви 1920-1930 годов Введенский являл собой необыкновенно яркую фигуру, вобравшую черты партийного вождя, главного идеолога и официального медийного лица одновременно. При бесцветном председателе Синода митрополите Вениамине (Муратовском) он пользовался практически неограниченной властью [Левитин-Краснов, Шавров, 1996; Соловьев, 2009; Фирсов, 1999, 2014]. По этим причинам вояж Александра Ивановича по канонической территории Ташкентской митрополии был чрезвычайно важен для обновленческого руководства архидиоцеза, стремившегося принять московского гостя наилучшим образом.
Официальным поводом для среднеазиатского турне послужила основная специализация митрополита Александра — апологетическое служение. Введенский был широко известен своими диспутами с атеистами и сектантами, но в Средней Азии в его задачу входила также работа с местными староцерковниками. Неофициальной причиной могла служить проверка состояния обновленческого движения на отдаленной периферии. По материалам очередного пленума Синода, проходившего в январе — феврале 1927 года, две среднеазиатские епархии показали наибольший процент приходов в обновленческой церкви: Джетысуйская — 86,6%, Ташкентская — 63,5% [Кузнецов, 2002. С. 474-475]. Путешествие по азиатским диоцезам предоставляло прекрасную возможность для негласной инспекции епархиального начальства и выяснения правдивости отчетной статистики.
В свое путешествие митр. Александр отправился вскоре после Пасхи, в конце апреля 1927 года. Маршрут турне был действительно грандиозным. Введенский посетил четыре советские республики центральноазиатского региона, возникшие в результате
1 Ташкентская митрополия (Ташкентско-Самаркандская митрополия, Среднеазиатский митрополи-
чий округ) — архидиоцез в составе обновленческой Российской Православной церкви. Учрежден в 1924 г. и просуществовал примерно до 1931 г. В 1924-1928 гг. в состав митрополии входили Ташкентская, Джетысуйская и Ашхабадская викарная епархии. При этом Джетысуйский диоцез функционировал на правах полуавтономии, а в Ашхабаде административная работа была возложена на председателя местного викариального епархиального управления прот. Василия Хильтова. Запланированные обновленческим Синодом в составе митрополии викарные кафедры в Аулие-ате (Таразе) и Караколе (Пржевальске) так и не были открыты.
1927
национального размежевания 1924-1925 годов: Казакскую и Киргизскую АССР2, а также Узбекскую и Туркменскую ССР. Большую часть пути Введенский проделал по двум веткам построенной еще до революции железной дороги — Оренбург-Ташкентской и Закаспийской. Лишь изредка ему приходилось пользоваться каким-то другим видом транспорта (однажды ему был предоставлен автомобиль). Проезжая через Казакскую АССР в сторону Ташкента, митр. Александр останавливался в Актюбинске (Актобе), Кзыл-Орде — столице Казахстана того времени, и в городе Туркестане [Александр Введенский, митрополит, 1927. С. 11-12]. Далее он отправился в Ташкент — центральный город бывшего Туркестанского края, сохранивший статус столицы региона после его разделения на союзные и автономные республики.
Делясь впоследствии своими путевыми впечатлениями перед обновленческой аудиторией, митрополит Александр отзывался о Ташкенте с большим пиететом:
«Ташкент — город в высшей степени своеобразный. Кто бывал в Ташкенте, тот знает этот город-сад на фоне снежных гор. Вас поражают красотой карагачи, особые круглые деревья, которых почти нет нигде, кроме Средней Азии, огромные арыки (каналы), фруктовые сады, виноградники и множество населения. В старом городе живет очень много народа, немало имеется жителей и в новом, в котором имеется только одно трехэтажное здание, так как там бывают частые землетрясения. В городе имеется государственный и коммунистический университеты, центральное бюро партии, на каждом шагу электричество. Ташкент — это город, который является некоронованной столицей Средней Азии...» [там же. С. 12].
Александр Иванович с удовлетворением отмечал сильное влияние обновленческой партии в «некоронованной» столице, хотя и добавлял, что в городе «...есть и старо-церковничество» [там же. С. 12-13]. Введенский уделил время краткой характеристике тихоновских архиереев — епископа Луки (Войно-Ясенецкого), недавно ушедшего с Ташкентской кафедры, и митрополита Арсения (Стадницкого), находившегося в Ташкенте в ссылке. О двух староцерковных иерархах он говорил с большой долей уважения — отметил обаяние личности и незаурядное красноречие владыки Луки, а также высокую богословскую квалификацию митр. Арсения. Но при этом Александр Иванович не смог удержаться от пересказа местного анекдота о чудачествах Войно-Ясенецкого [там же].
Введенский намеревался пригласить епископа Луку и митрополита Арсения для участия в публичном диспуте, но оба архиерея отказались. По мнению ташкентского историка В.А. Германова, такая предосторожность не была излишней. Материалы од-
2 В 1918 г. на территории бывшего Туркестанского края было образовано три советских республики: Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР), Бухарская Народная Советская Республика (БНСР) и Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). После национального размежевания 1924-1925 гг. территории ТАССР и БНСН и ХНСР были расчленены по этногеографическому признаку. Сначала были организованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР — и четыре автономии: Таджикская АССР (в составе Узбекской ССР), Горно-Бадахшанская АО (в составе Таджикской АССР), Кара-Киргизская АО (в составе РСФСР) и Кара-Калпакская АО (в составе Казакской/Казахской АССР). В дальнейшем ряд автономий получили статус союзных республик: 1929 г. Таджикская АССР была выведена из состава Узбекистана и преобразована в Таджикскую ССР. В 1926 г. — Кара-Киргизская АО была преобразована в автономную республику. А в 1936 г. Киргизская АССР была выведена из РСФСР и преобразована в Киргизскую ССР. Несколько иной была судьба каракалпакской автономии: в 1932 г. она была передана Узбекской ССР с преобразованием в Каракалпакскую АССР. Земли современного Южного и Юго-Восточного Казахстана вошли в состав Киргизской/Казакской АССР также в результате национального размежевания 1924-1925 гг. В 1936 г. Казакская АССР была преобразована в союзную республику — Казахскую ССР.
ного из публичных диспутов, в котором участвовал Войно-Ясенецкий в начале 1920-х годов, всплыли среди обвинительных документов, послуживших основанием для его первой ссылки [Германов, 2004. С. 58].
Ташкентские обновленцы произвели на митрополита Александра благоприятное впечатление. Он тепло отозвался о ключевых функционерах регионального обновленчества — протоиерее Сергии Уклонском, которому к тому времени исполнилось 72 года, а также о прот. Григории Брицком, которого именовал не иначе, как «пастырем-молитвенником» и «душой и волей нашего движения» [Александр Введенский, митрополит, 1927. С. 12-13, 16].
Пробыв в Ташкенте несколько дней, Введенский отправился далее по Узбекской и Туркменской ССР. Посетил Бухару, а оттуда поехал в Чарджуй (Чарджоу), Мерв (Мары), Ашхабад.
В Ашхабаде он познакомился с туркменистанским благочинным протоиереем Василием Хильтовым, священнослужителем, обладавшим огромным влиянием на обновленческую общину города:
«В Ашхабаде в центре нашего движения стоит прот. Хильтов... Он новгородец... привык к северу, но блаженствует на жаре и никуда не хочет ехать, в то время как его жена и дети чуть не умирают от жары. Своим благополучием в Ашхабаде обновленчество. много обязано культурной и прекрасной работе. о. Хильтова, который 40 лет священствует и имеет прекрасную святительскую наружность.» [там же. С. 14].
В качестве не вполне обычной особенности ашхабадского обновленчества Введенский отметил присутствие среди местных обновленцев монахов и монахинь, что было крайне нетипично для Синодальной церкви:
«Состав обновленчества там [в Ашхабаде. — Р.Д.] не совсем обыкновенный, так, в рядах обновленцев находятся даже монахи и монахини. Я сам видел, что монахи являются жаркими почитателями о. Хильтова. Одна из тамошних монахинь преподнесла мне своей работы носки ярко-голубого и ярко-розового цвета, должно быть, она считала эти цвета самыми прекрасными, поэтому самое прекрасное, что было у нее, она преподнесла мне. Не знаю, чем я сумел так расположить ее к себе. Кроме того, она очень приглашала меня приехать к ним в монастырь, говоря: «Если вы приедете, то за вами все пойдут». Во всяком случае, то явление, что монахини стоят за обновленцев, очень характерно» [там же].
Из Ашхабада митрополит Александр, опасаясь усиливающейся майской жары, повернул на север.
Примерно в середине мая Введенский посетил Самарканд — столицу Узбекской ССР после национального размежевания. В городе его торжественно встречало самаркандское обновленческое духовенство: действующий благочинный протоиерей Матфей Авдашкевич, а также прот. Константин Емельянов, бывший областной благочинный царского времени. О православном Самарканде у митр. Александра остались благожелательные впечатления. Введенский служил в обновленческих храмах города — Покровском городском соборе и Никольском храме. Городское духовенство он характеризовал как «очень квалифицированное», а также полностью уверился в том, что в
Самарканде староцерковников нет вообще и обновленчество составляет здесь сто процентов [там же].
В реальности эти данные несколько прегрешали против объективной истины. На Братском кладбище Самарканда в часовне проводила богослужения единственная староцерковная община города, перешедшая сюда в 1925 году из закрытого властями Георгиевского храма. Игнорировать существование Георгиевской общины о. Авдашкевич явно не мог, но теперь уже трудно выяснить точно, ввели ли в заблуждение высокопоставленного вояжера местные функционеры, или он сам не вполне корректно воспринял предоставленную ему информацию.
В начале июня митрополит Александр отправился из Самарканда в Фергану, посетив большинство городов Ферганской долины. В своем выступлении он делился приятными впечатлениями:
«Фергана — наиболее живописная область Средней Азии, центр хлопководства и шелководства, долина верховьев Сыр-Дарьи, окруженная снежными цепями Памиро-Гималайской горной системы... Один за другим мелькают благословенные города незабываемой Ферганы: Скобелев, Андижан, Наманган, Коканд... Наши блистательные работники: о[тцы] Микулин, Николаев, Соболев, Куфаев, Антонов, Петрович и др. Множество интеллигенции (этим особенно отличается Андижан)» [там же].
Вернувшись на краткое время в Ташкент, Введенский двинулся затем в Семиречье, которое еще воспринималось как единое целое, несмотря на административное разделение между двумя автономными республиками: Казакской и Киргизской АССР. Митрополит Александр останавливался в двух городах южного Казахстана - Чимкенте и Аулие-ата, затем направился в столицу советской Киргизии г. Фрунзе (Бишкек), где высоко оценил деятельность благочинного священника Гавриила Ольховика [Дорофеев, 2017. С. 30-64]:
«Дальше я еду в Пишпек. Это — столица Кара-Киргизии. Там же живет наш священник о. Ольховик, без законченного среднего богословского образования, но один из самых интересных работников, которых мне пришлось встретить в Средней Азии. Он сумел сцементировать вокруг себя простой народ, который является ревностным обновленцем» [Александр Введенский, митрополит, 1927. С. 15].
Во Фрунзе Введенский случайно пересекся с епископом Мелхиседеком (Аверченко), недавно принявшим на себя управление приходами староцерковной Пишпекской викарной епархии [там же. С. 11-12, 15]. Подробнее о биографии и деятельности епископа Мелхиседека (Аверченко) [Заславский, 2001; Озмитель, 2014; Дорофеев, Озмитель, 2022].
Из Фрунзе митрополит Александр на автомобиле поехал в Алма-Ату, бывшую столицу Семиречья, и оттуда через Кескелен, Узун-агач и Мерке вернулся в Ташкент, завершив это длинное, утомительное турне [Александр Введенский, митрополит, 1927. С. 11-12, 16].
По всему маршруту своего путешествия Введенский совершал богослужения и молебны, а в крупных городах проводил лекции на апологетические темы и диспуты со староцерковниками.
Заключающим аккордом туркестанского турне митрополита Введенского стало торжественное богослужение, совершенное 12 сентября (30 августа по старому стилю), вероятнее всего, в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Служба в праздник перенесения мощей св. князя Александра Невского и на день ангела Введенского задумывалась ключевыми функционерами архидиоцеза — митрополитом Николаем Федотовым и протоиереями Уклонским и Брицким не только в качестве приятного бонуса для московского вояжера, но и как демонстрация стабильного положения обновленческой церкви в среднеазиатском регионе.
По этой причине праздничная литургия 12 сентября, несмотря на будний день, была отслужена с максимальной торжественностью. Митрополиту Александру сослужил владыка Николай Федотов и два епископа, возможно, правящий архиерей полуавтономной Джетысуйской епархии и заштатный епископ Зосима (Александр Сидоров-ский), сосланный в Среднюю Азию еще в 1924 году. В богослужении приняло участие многочисленное по тем временам обновленческое духовенство (24 священника и 6 диаконов), загодя приглашенное в Ташкент функционерами епархиального управления [там же. С. 16]. После обедни состоялся крестный ход, который, если богослужение действительно совершалось в кафедральном соборе, находившемся в административном центре Ново-Городской части Ташкента, должен был наглядно показать успехи лоя-листской обновленческой церкви по контрасту с туркестанской староцерковной «оппозицией», не совсем оправившейся после правительственных притеснений и раздираемой внутренними расколами.
Визит А.И. Введенского в Ташкентскую митрополию имел для нее далеко идущие последствия. Митрополит Александр вынес из поездки самые благоприятные впечатления. В своем выступлении перед обновленческой аудиторией он восторженно называл митрополию «одной из самых блестящих», с которой могут соперничать разве что епархии, возглавляемые «корифеями» обновленческого движения, такими как «митрополит Петр Кавказский, Михаил Кубанский, Виталий Тульский» [там же]. Воздавая похвалу архидиоцезу, Введенский отзывался лестно и о правящем архиерее — митрополите Николае Федотове.
Высокой оценки удостоилось и обновленческое духовенство митрополии:
«В самой глубине Ср[едней] Азии, на границе Индии3, там, где староцерковничество сорганизовало все свои силы для того, чтобы сокрушить наше дело, есть наши пастыри с большой внутренней спайкой, которой они достигли того, что целый край стал подлинно религиозно-обновленческим» [там же. С. 11-12, 16].
С легкой руки Введенского за Средней Азией закрепилась слава одной из цитаделей обновленческого движения.
3 Митр. Александр несколько сместил географические реалии. Средняя Азия непосредственно граничит с Ираном, Афганистаном и Китаем. Естественным географическим барьером между Средней Азией и Индийским субконтинентом служит Памиро-Гиндукушская горная система.
Визит митр. Александра имел не только определенный пропагандистский эффект, но и вызвал ощутимые административные изменения. 9 октября 1927 года с подачи Веденского в Захарие-Елизаветинском соборе Ленинграда состоялось рукоположение протоиерея Алексия Микулина во епископа Ферганского, викария Ташкентской митрополии [ГАФО. Ф. 631. Оп. 1. Д. 4. Л. 91]. Новорукоположенный архиерей состоял в браке, став единственным на тот момент женатым епископом-обновленцем в среднеазиатском регионе.
В июне 1927 года на канонической территории Ферганского благочиния Синод учредил викарную епархию с подчинением ташкентскому митрополиту. 28 октября того же года в Фергане прошло пастырское совещание местного духовенства под председательством новопоставленного епископа Алексия Микулина, на котором был избран первый состав Ферганского церковного управления (ФЦУ) [там же. Л. 56, 78].
20 сентября 1927 года Ташкентская митрополия была несколько переформатирована: Синод постановил открыть на ее базе Среднеазиатский митрополичий округ с центром в г. Ташкенте. В состав округа должны были войти Ташкентская, Ашхабадская и Джетысуйская епархии [там же. Л. 90]. В этот же день митр. Николай Федотов был освобожден от управления Ташкентской епархией «в связи с образованием Средне-Азиатской митрополии» [там же]. Вскоре он был назначен на одну из кафедр в центральной России, а затем занял место обновленческого Бакинского митрополита.
Через два дня новым главой архидиоцеза был назначен митр. Иоанн (Звездкин, 1875-1939) [там же] — архиерей-монах, кандидат богословия и выпускник дореволюционной Московской духовной академии [Мануил, 2002. С. 768-769].
В Ташкент третий обновленческий архиерей4 прибыл через месяц, примерно в конце октября 1927 года. Правление митрополита Иоанна выпало на рубеж двух эпох в истории обновленческой церкви. Период синодальной стабильности сменился искусственно навязанным системным кризисом, и владыке пришлось с горечью наблюдать развал митрополичьего округа, его практически полную фрагментацию до состояния рыхлой ассоциации немногочисленных разрозненных общин.
Литература
Александр Введенский, митрополит. По Средней Азии // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 9-10 (22-23).
Бах. Забытый участок — безбожная работа // Комсомолец Востока. 1928. № 29. 7 ноября.
ГАФО (Государственный архив Ферганской области). Ф. 631. Оп. 1. Д. 4.
Германов В.А. Миссия «красного митрополита» в Туркестан. Епископ Лука и «красный митрополит» Александр Введенский: несостоявшийся диспут // Восток свыше. 2004. № 7.
Дорофеев Р. «Труды и дни» обновленческого епископа Гавриила Ольховика // Восток свыше. 2017. Т. 44. № 3. С. 30-64.
4 Первым обновленческим архиереем на Туркестанской (Среднеазиатской) кафедре был епископ Нико-
лай Коблов (1923-1924), вторым — митрополит Николай Федотов (1924-1927). Оба архиерея были выходцами из белого духовенства и получили епископскую хиротонию без пострижения в монахи.
Дорофеев Р.В., Озмитель Е.Е. Преосвященный Мелхиседек (Аверченко): епископ «Общин Туркестанской епархии», «Андреевский», Уразовский, Пишпекский, Челябинский, Курганский // Тимоновские чтения. Материалы I Православной международной научно-практической конференции. — Костанай, 2022. С. 16-35. Заславский В.Б. По смирению своему // Восток свыше. 2001. № 1. С. 117-120. Кузнецов А.И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол — материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). — М., 2002.
Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты: Материалы по истории Церкви. Книга 9. — Москва: Крутицкое Патриаршее подворье; Kusnacht: Inst. Glaube in der 2. Welt, 1996. — 670 с.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Каталог русских архиереев-обновленцев. Материалы для Словаря русских архиереев-обновленцев (1922-1944) // «Обновленческий» раскол — материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. — М., 2002.
Озмитель Е.Е. Роль «первого епископа Киргизии» Мелхиседека (Аверченко) в жизни Туркестанской епархии в 1920-х гг. // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Т. 14. № 11. — С. 64-67.
Речь, произнесенная епископом Сергием (Лавровым) при вступлении в братское во Христе общение с Преосвященным Митрополитом Николаем и духовенством г. Ташкента за всенощным бдением в неделю сыропустную (20 февраля), в Кафедральном Преображенском соборе // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 4 (17). — С. 31-32.
Сергий (Лавров), епископ. По поводу моего перехода в обновленчество // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. № 4 (17). — С. 30-31.
Соловьев И. Штрихи к историческому портрету обновленческого митрополита А.И. Введенского // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2009. № 19-1. — С. 300-307.
Фирсов С.Л. «Романтик православия» (К характеристике обновленческого митрополита Александра Введенского) // Новый Часовой. Русский военно-исторический журнал. 1999. № 8-9. — С.279-293.
Фирсов С.Л. Власть и огонь. Церковь и советское государство 1918-1940 гг. — М., 2014. — 474 с.
References
Alexander Vvedensky, Metropolitan. In Central Asia. Bulletin of the Holy Synod of the Orthodox Russian Church, 1927, no. 9-10 (22-23). (In Russian)
Bach. Forgotten site — godless work. Komsomolets of the East, 1928, no. 29, november 7. (In Russian) Dorofeev R. «Works and Days» of the Renovation Bishop Gabriel Olkhovik. East Above, 2017, vol. 44, no. 3, pp. 30-64. (In Russian)
Dorofeev R.V., Ozmitel E.E. His Grace Melchizedek (Averchenko): Bishop of the «Communities of the Turkestan Diocese», «Andreevsky», Urazovsky, Pishpek, Chelyabinsk, Kurgan. Timonov Readings. Materials of the 1st Orthodox International Scientific and Practical Conference. Kostanay, 2022, pp. 16-35. (In Russian)
Firsov S.L. «The Romantic of Orthodoxy» (On the Characteristics of the Renovationist Metropolitan Alexander Vvedensky). New Clockwork. Russian military history magazine, 1999, no. 8-9, pp. 279-293. (In Russian)
Firsov S.L. Power and fire. Church and Soviet state 1918-1940 Moscow, 2014, 474 p. (In Russian) Germanov V.A. Mission of the «Red Metropolitan» to Turkestan. Bishop Luke and the «Red Metropolitan» Alexander Vvedensky: a dispute that did not take place. East Above, 2004, no. 7. (In Russian)
Kuznetsov A.I. Renovationist schism in the Russian Church. «Renovationist» schism — materials for church-historical and canonical characteristics. Moscow, 2002. (In Russian)
Levitin-Krasnov A., Shavrov V. Essays on the history of Russian church turmoil: Materials on the history of the Church. Book 9. Moscow, Krutitsy Patriarchal Compound; Kusnacht: Inst. Glaube in der 2. Welt, 1996, 670 p. (In Russian)
Manuel (Lemeshevsky), Metropolitan. Catalog of Russian Renovation Bishops. Materials for the «Dictionary of Russian Renovation Bishops» (1922-1944). «Renovation» schism — materials for church-historical and canonical characteristics). Moscow, 2002. (In Russian)
Ozmitel E.E. The role of the «first bishop of Kyrgyzstan» Melchizedek (Averchenko) in the life of the Turkestan diocese in the 1920s. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 2014, vol. 14, no. 11, pp. 64-67. (In Russian)
Sergius (Lavrov), Bishop. Regarding my transition to renovationism. Bulletin of the Holy Synod of the Orthodox Russian Church, 1927, no. 4 (17), pp. 30-31. (In Russian)
Solovyov I. Strokes to the historical portrait of the Renovationist Metropolitan A.I. Vvedensky. Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, 2009, no. 19-1, pp. 300307. (In Russian)
Speech delivered by Bishop Sergius (Lavrov) upon entering into fraternal communion in Christ with His Grace Metropolitan Nikolai and the clergy of Tashkent during the All-Night Vigil on Cheesefare Week (February 20), in the Cathedral of the Transfiguration. Bulletin of the Holy Synod of the Orthodox Russian Church, 1927, no. 4 (17), pp. 31-32. (In Russian)
State Archive of the Fergana region (GAFO). F. 631. Op. 1. D. 4. (In Russian)
Zaslavsky V.B. By my humility. East Above, 2001, no. 1, pp. 117-120. (In Russian)