Научная статья на тему 'Туризм во французской колониальной империи'

Туризм во французской колониальной империи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
926
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИМПЕРИЯ / ТУРИСТСКИЕ ПРАКТИКИ В КОЛОНИЯХ / АФРИКА / ФРАНЦУЗСКАЯ ИМПЕРСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / TOURISM / EMPIRE / TOURIST PRACTICES IN COLONIES / AFRICA / FRENCH IMPERIAL HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Моисеева Екатерина Николаевна

Данная статья посвящена проблеме изучения историками Франции туризма во французских колониях. Рассматриваются различные подходы к «имперскому туризму», особое внимание уделяется тому, как исследуется туризм во Французской Африке южнее Сахары. В статье анализируются работы французской исследовательницы Софи Дюлюк. Автор делает вывод, что изучение туризма в Африке новое исследовательское поле в рамках имперской историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the French historians' studies of tourism in French colonies. Different approaches to «imperial tourism» are considered, special attention is paid to the studies which regard tourism in French sub-Saharan Africa. The article analyzes works of French scholar Sophie Dyulyuk and comes to the conclusion that tourism in Africa provides a new field of research within the imperial historiography.

Текст научной работы на тему «Туризм во французской колониальной империи»

МОИСЕЕВА Екатерина Николаевна -

к.и.н., доцент кафедры менеджмента туристического бизнеса Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина.

410054, Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 [email protected]

ТУРИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ TOURISM IN THE FRENCH COLONIAL EMPIRE

Данная статья посвящена проблеме изучения историками Франции туризма во французских колониях. Рассматриваются различные подходы к «имперскому туризму», особое внимание уделяется тому, как исследуется туризм во Французской Африке южнее Сахары. В статье анализируются работы французской исследовательницы Софи Дюлюк. Автор делает вывод, что изучение туризма в Африке - новое исследовательское поле в рамках имперской историографии.

Ключевые слова: туризм, империя, туристские практики в колониях, Африка, французская имперская историография

This article is devoted to the French historians' studies of tourism in French colonies. Different approaches to «imperial tourism» are considered, special attention is paid to the studies which regard tourism in French sub-Saharan Africa. The article analyzes works of French scholar Sophie Dyulyuk and comes to the conclusion that tourism in Africa provides a new field of research within the imperial historiography.

Keywords: tourism, empire, tourist practices in colonies, Africa, French imperial historiography

Изучение туризма в колониальных империях — это новый взгляд на имперское прошлое, отдельное исследовательское поле, такое же, как изучение колониальных войн, колониальных идей, насилия в колониях, колониального города и т.д. Зарождение массового туризма во второй половине XIX в. совпало по времени с новым витком колониальной экспансии европейских держав, с промышленным развитием Европы. Организованный туризм в Африке, на Востоке возникает в то время, когда эти территории были в зоне колониального воздействия европейских держав. Вот почему изучение туризма в период активной колониальной экспансии открывает перед историками целый комплекс проблем, связанных с имперским прошлым Франции. Данная статья посвящена проблеме изучения историками Франции туризма во французских колониях. Небольшой объем статьи не позволяет охарактеризовать все работы, посвященные данной проблематике, вышедшие во Франции в начале XXI в. Остановимся на некоторых ключевых проблемах.

Надо отметить, что в нулевых годах

ряд крупных изданий в качестве сквозной темы исследования выбрали тему туризма и различных туристских практик, складывавшихся в странах Африки и Азии (на территориях бывших французских колоний) в ХХ в. Журнал Autrepart в 2006 г. посвятил специальный номер антропологии туризма, а именно современному культурному туризму в странах Востока и Африки, который изучается авторами публикаций как фактор воздействия на традиционные общества, один из факторов модернизации и формирования идентичности в странах Востока [Doquet, Le Menestrel 2006: 3-13].

Журнал Actes de la recherche en sciences sociales в 2007 г. в специальном номере «Новые(?) границы туризма» нацеливает авторов на изучение социальных и экономических условий формирования туризма, изучение тех групп, организаций, ассоциаций и т.п., которые были и остаются задействоваными в туристском процессе [Actes de la recherche... 2007]. В 2006 г. специализированный журнал по туристской проблематике TEOROS: revue de recherche en tourisme посвятил выпуск туристским практикам на Ближнем Востоке. В статье С. Гамблэн

«Томас Кук в Египте в Луксоре: изобретение современного туризма в XIX веке» говорится о первых инициативах Томаса Кука и его фирмы по созданию туристской инфраструктуры в Египте, в частности в Луксоре, в период с 1870-х гг. по начало ХХ в. Автор также выявляет связь между развитием туризма в Египте и перипетиями колониальной истории последней трети XIX в. Так, автор считает, что политический кризис в Египте 1881—1884 гг., который привел к снижению туристического потока в эту страну, вынудил агентство «Томас Кук и сын» помочь британским войскам с транспортом и продовольствием [Gamblin 2006: 19-25].

Журнал Civilisations в выпуске, посвященном туризму, ставит несколько исследовательских проблем. Одна из них — туризм в эпоху глобализации и связанные с ним проблемы локального и глобального характера. Вторая проблема — это взаимосвязь туризма и национализма, иными словами, туризм и его связь с конструированием национальной идентичности. Третья проблема, вокруг которой группируются исследования, — это фигура самого туриста, его поведение, причем речь идет не только о западных туристах, но и о туристах из стран Азии [Tourisme. 2008].

Исследованию феномена туризма от стран Магриба до Южной Африки посвящен специальный выпуск Cahiers d>études africaines. После обретения независимости африканскими странами во второй половине ХХ в. туризм в Африке рассматривался как фактор разрушения традиционных локальных обществ, как форма неоколониализма. Отказавшись от проблематики, связанной с воздействием туризма на Африку, авторы статей сосредоточили свое внимание на межкультурном взаимодействии, а также на туристских практиках, которые местные участники туристского процесса и локальные власти одобряли или оспаривали.

Изучению культурного туризма во французской колониальной Африке в 1920—1950-х гг. посвящена работа Софи Дюлюк. Африка южнее Сахары на несколько десятилетий позднее была вовлечена в туристский бизнес, чем Северная Африка. Софи Дюлюк исследует первые шаги по включе-

нию местных африканских культур в сферу интересов европейских туристов [Би1исд 2009б: 29]. Это попытка вписать историю туристских практик в колониях в широкое исследовательское поле изучения взаимодействия культур, формирования колониальных знаний. Автор настаивает на неправомочности прямых сравнений современных туристских практик с теми, что осуществлялись в колониальную эпоху, и не ставит знак равенства между туризмом и неоколониализмом. Поднимается неоднозначный вопрос о роли местного населения в процессе вовлечения собственного культурного пространства в практику туризма. С. Дюлюк на основе разнообразных письменных источников делает вывод о том, что «вечная» и «самобытная» Африка стала такой благодаря деятельности колониальных властей [Би1исд 2009б: 30]. Развитие туризма в колониальной Африке до Второй мировой войны Дюлюк связывает с немногими инициативными чиновниками колониальной администрации, военными, любителями путешествий. Автор исследует дискурс туристских путеводителей. Первые туристские путеводители по Африке, публикуемые колониальной администрацией с 20-х гг. ХХ в., способствовали определению наиболее привлекательных направлений для туризма на Африканском континенте. Под воздействием путеводителей у туристов складывались стереотипи-зированные представления о местных жителях и об их традициях [Би1исд 2009б: 34]. С. Дюлюк пишет о вульгаризации исторических и этнографических знаний в процессе туристских практик [Би1исд 2009б: 33]. Туристам предлагалось не просто познакомиться с туземным населением, но изучить его, «открыть африканскую душу». По мнению исследовательницы, знания о колонизируемых народах, формировавшиеся в процессе туристских перемещений, формировали имперскую идентичность во Франции, а вовлечение в туризм локальных культур привело к их стандартизации.

Большое число нерешенных вопросов в рамках общей темы туризма в колониях подвигло коллектив историков на публикацию сборника «Туризм

во французской империи. Политика, практика, представления (XIX—XX вв.)» [Le tourisme dans... 2009]. Сборник разделен на три тематические рубрики: 1. От путешествия по колониям к туризму; 2. Туризм в колониальной ситуации: пропаганда, институты, люди; 3. От колониального туризма к современному туризму. Одна из центральных тем сборника — это проблемы конструирования африканской идентичности с помощью туризма и взаимодействие культур в эпоху колониализма. Авторы поднимают также вопрос о взаимосвязи туризма и колониальной идеологии. Исследуются современные туристские практики в Африке. С. Дюлюк в статье «Зарождение туризма во французской тропической Африке (1920— 1950-е гг.)» ставит целый ряд вопросов, которые позволяют историкам вести дальнейшие исследования в

новом проблемном поле. Это история развития сервиса и туристской инфраструктуры во французской тропической Африке; изучение деятельности колониальных властей по пропаганде туризма, публикации путеводителей и разработке туристских маршрутов в Африке; изучение туристских практик первых туристов на отдельных территориях; изучение различных вариантов ответов местного населения на туристское «вторжение» европейцев [Би1исд 2009а: 62]. Ответы на эти и другие вопросы помогут историкам не просто обогатить свои знания о туризме в колониях, но и ввести туристские исследования в проблемное поле имперской историографии, изучать многочисленные варианты имперского господства Франции в эпоху существования колониальной империи.

Литература

Actes de la recherche en sciences sociales. 2007. № 170, 5.

Doquet A., Le Menestrel S. 2006. Introduction. — Autrepart, № 40, 4. P. 3-13.

Dulucq S. 2009a. La naissance du tourisme en Afrique coloniale française. — Le tourisme dans l’empire français. Politiques, pratiques et imaginaires (XIXe-XXe siècles) (C. Zytnicki, H. Kazdaghli, dir.). Paris: SFHOM. Р. 61-72.

Dulucq S. 2009б. «Découvrir l’âme africaine». Les temps obscurs du tourisme culturel en Afrique coloniale française (années 1920-années 1950). — Cahiers d’études africaines, №193-194. P. 27-48.

Gamblin S. 2006. Thomas Cook en Égypte et à Louxor : l’invention du tourisme moderne au XIXe siècle. — TEOROS: revue de recherché en tourisme. Désirs d’Orient. № 25-2. Р. 19-25. URL:_http://teoros.revues.org/1476 Le tourisme dans l’empire français. Politiques, pratiques et imaginaires (XIXe-XXe siècles). (Zytnicki C., Kazdaghli H., dir.). 2009. Paris: SFHOM.

Tourisme, mobilités et altérités contemporaines. 2008. — Civilisations. Vol. LVII. № 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.