Научная статья на тему 'Туризм в пространстве культурных ландшафтов: зарубежный опыт и Российская практика'

Туризм в пространстве культурных ландшафтов: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1134
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кусков Алексей Сергеевич

В статье охарактеризованы географическая специфика и туристские возможности в пространстве культурных ландшафтов. На примере зарубежного опыта и российской праткики выявлены наиболее важные и актуальные проблемы туристского бизнеса, а также определена роль ландшафтов как ресурса равития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм в пространстве культурных ландшафтов: зарубежный опыт и Российская практика»

УДК 379.85

Алексей Кусков1

ТУРИЗМ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА*

TOURISM IN THE CULTURAL LANDSCAPE SPACE: FOREIGN EXPERIENCE AND

RUSSIAN PRACTICE

* Статья представлена на конференции, организованной при финансовой поддержке РГНФ и фонда «Дом наук о человеке» (Франция). Проект № 15-22-08501 «Организация и проведение научной конференции (с международным участием) «Ландшафт в нарративе памяти. Реальность. Образ. Моделирование».

В статье охарактеризованы географическая специфика и туристские возможности в пространстве культурных ландшафтов. На примере зарубежного опыта и российской праткики выявлены наиболее важные и актуальные проблемы туристского бизнеса, а также определена роль ландшафтов как ресурса равития туризма.

Ключевые слова: культурный ландшафт, региональный туризм, туристский потенциал, туристский продукт, позиционирование региона

The article describes the geographical specificity and tourism opportunities in the area of cultural landscapes. Оп the example of foreign and Russian experience the most important and topical issues of tourist business, and defined the role of the landscape as a resource ravitiya tourism are revealed.

Key words: cultural landscape, regional tourism, tourism potential, tourism product, positioning the region

Культурные ландшафты представляют собой гармоничное единение естественного природного и антропогенного привнесенного начал, феномен, связанный с проникновением элементов культуры в природное пространство. Именно в пространстве культурных ландшафтов достигается оптимальное состояние сотворчества человека и природы, формируются равновесный экологический баланс и специфический, наиболее близкий к идеальному, тип природопользования. Все это предопределило особую значимость культурных ландшафтов в качестве своеобразного ресурса для развития различных видов туристской деятельности, в первую очередь, эколого-культурного туризма.

1 Кусков Алексей Сергеевич, кандидат культурологии, профессор Саратовской государственной юридической академии. E-mail: askuskov@mail.ru Aleksey Kuskov, Candidate of ^^urology, Professor, Saratov State Law Academy.

Понятие культурного ландшафта не является новым для мировой и отечественной науки. Еще в 20-е гг. ХХ в. в Германии оформилась научная школа культурного ландшафтоведения, у истоков которой стоял О. Шлютер, объединивший в своей теории идеи А. Геттнера, Э. Реклю, П. Видаля де ла Блаша. И с данного момента в Западной Европе изучению и проектированию культурных ландшафтов придается исключительное значение.

В современной зарубежной литературе практически отсутствует понятие «natural landscape» («природный ландшафт»), вместо этого применяются термины «physical landscape» («физический ландшафт») и «cultural landscape» («культурный ландшафт»). Даже говоря о регионах, в целом характеризующихся сложными и часто неблагоприятными для хозяйственной деятельности природными условиями, в зарубежной науке используют понятие «культурный ландшафт», которое обращает внимание на важную роль культурных (в широком смысле) процессов в формировании ландшафтов. Поэтому не удивительно рассмотрение окружающей среды и природы как синонимов: происходит относительно постепенная во времени смена природной среды на окружающую.

Становление и развитие концепции культурного ландшафта в зарубежной научной практике чаще всего связывают именно с деятельностью ЮНЕСКО. Статус культурного ландшафта как объекта наследия зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 г., хотя тенденции к его выделению появились более 20 лет назад. Так, в ст. 1 Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия указано, что культурные ландшафты представляют совместные творения человека и природы. Они иллюстрируют эволюцию в веках человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/или благоприятных физических факторов естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов, и внешних и внутренних1.

Понятие «культурный ландшафт» выделено, но законодательно не закреплено в отечественной правовой практике. В частности, в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» культурные ландшафты фигурируют в ст. 2, 3 и отнесены к категории «достопримечательные места»2, однако определения данного понятия в указанном Законе нет.

В отечественной науке развитие теории культурного ландшафта увязывается, в первую очередь, с именем Л. С. Берга, ставившего конечной целью любого исследования изучение не только природных, но и культурных ландшафтов. В первой половине ХХ в. теория культурного ландшафта получила также развитие в трудах

1 Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. - UNESCO, 1972; Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. - UNESCO, WHC-99/2, 1999 (February).

2 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 (в ред. От 08.03.2015 г. № 50-ФЗ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002. - № 26. - Ст. 2519; Собрание законодательства РФ, 2015. - № 10. - Ст. 1420.

А.И. Воейкова, С.С. Неуструева, В.П. Семенова-Тян-Шанского, В.И. Вернадского и др., итоги которого подвел Ю.Г. Саушкин в середине ХХ в., дав первое определение культурного ландшафта. Развитие теории культурного ландшафта от Л.С. Берга до Ю.С. Саушкина наглядно иллюстрирует тезис о том, что понятие «культурный ландшафт» применяется к любому ландшафту, измененному хозяйственной деятельностью.

В период с 60-х гг. ХХ в. до начала 90-х гг. ХХ в., главным образом благодаря работам Ф. Н. Милькова, понятие «культурный ландшафт» было вытеснено менее удачным понятием «антропогенный ландшафт». И только в 90-х гг. ХХ в. начинается формирование современного представления о культурных ландшафтов, синтезирующего как естественнонаучные, так и гуманитарные знания о них. Особое участие в разработке теории культурных ландшафтов в настоящее время принимают Ю.А. Веденин, В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская, Г.А. Исаченко, Б.Б. Родоман, В.Л. Каганский, Е.Ю. Колбов-ский, П.М. Шульгин, М.Е. Кулешова и др., в трудах которых природа и человек - не антиподы, а равноправные компоненты ландшафта и участники природопользования.

В настоящее время, в самом общем виде можно выделить несколько позиций в отношении вышеуказанного понятия:

1. Культурный ландшафт - хороший антропогенный ландшафт, обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

2. Культурный ландшафт есть историческая местность - место длительного обитания группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

3. Культурный ландшафт - ландшафт в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые из поколения в поколение в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других материальных компонентов ландшафта.

4. Культурный ландшафт - всякое земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей при условии, что это пространство одновременно цельно и дифференцированно, а группа освоила его утилитарно, семантически и символически1.

5. Культурный ландшафт - культура этнического сообщества, сформировавшаяся в определенных природно-географических условиях, взятая в ее целостности, наиболее полно отражающая при этом суть этнокультурной концепции самого ландшафта2.

6. Культурный ландшафт - исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только являются фоном или фактором воздействия одного элемента этой системы по отношению к другому3.

Под культурным ландшафтом вслед за Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой и В. Л. Ка-ганским будем понимать природно-культурный территориальный комплекс, сфор-

1 Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - Москва : НЛО, 2001.

2 Калуцков В.Н. и др. Культурный ландшафт Русского Севера. - Москва : Институт наследия, 1998.

3 Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. - Москва : ЦОДП, 1999.

мировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и местного сообщества людей, рационально осваивающих (утилитарно, семантически и символически) и преобразующих пространство согласно своим духовным и материальным потребностям.

Любой культурный ландшафт характеризуется целой системой признаков и свойств, которые имеют особую значимость при задействовании данных территорий в туристской деятельности. Ниже в таблице 1 представим основные свойства культурных ландшафтов с их туристской интерпретацией.

Таблица 1

Свойства культурных ландшафтов и их туристская интерпретация1

Свойство Содержание Туристская интерпретация

Адаптивность Оптимальное сочетание хозяйства с природой, что позволяет населению сохранять равновесное состояние ландшафта в процессе занятий производственной деятельностью Традиционные типы природопользования - один из важнейших аттракторов культурных ландшафтов

Целостность Завершенность, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих - и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования Гармоничное сочетание элементов культурного ландшафта и степень их сохранности привлекают туристов и экскурсантов

Аутентичность Своеобразие, уникальность, подлинность, достоверность ландшафта, неразрывно связанная со свойством целостности Только своеобразие и подлинность ландшафта способны пробудить интерес у туристов к ландшафту

Образность В процессе длительного освоения территории в общественном сознании формируется специфический ментальный образ ландшафта, маркируемый особыми символами Ментальный образ ландшафта -высшая степень его восприятия туристами, что повышает значимость культурных ландшафтов

Пейзажность Ландшафт должен иметь эстетически привлекательный пейзажный облик Эстетическая красота ландшафта - основной аттрактивный элемент

Многослойность Ландшафт имеет сложную морфологическую структуру, в которой выделяются следующие слои-компоненты: 1) природный ландшафт; 2) хозяйство; 3) селение; 4) сообщество людей; 5) языковая система; 6) духовная культура Сочетание компонентов культурного ландшафта позволяет грамотно планировать и организовывать туристские маршруты в зависимости от предпочтений туристов

Универсальность Ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трех контекстах - географическом, историческом и культурном Позволяет туристам путешествовать в трех измерениях -изучая географическую среду территории, ее историю и культурные особенности

1 Кусков А. С. Культурные ландшафты как элемент комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала территории // Известия Алтайского государственного университета. Серия Биологические науки. Науки о земле. Химия. - 2011. - № 3-1(71).

Культурные ландшафты имеют ряд серьезных преимуществ перед прочими территориальными комплексами, которые позволяют рассматривать их как важную ресурсную базу для развития не только культурно-познавательного, этнографического, сельского, но и эколого-культурного туризма. В качестве таких преимуществ можно выделить следующие1:

- культурные ландшафты решают задачи экологического воспитания и просвещения, которые часто реализуются в рамках эколого-культурных туров;

- культурные ландшафты насыщены привлекательными объектами, выступающими в качестве туристских доминант и имеющими самостоятельное значение как объекты наследия;

- культурный ландшафт - наиболее удачный пример сотворчества природы и хозяйственной деятельности человека, которое в различных формах может быть экспонировано туристам и экскурсантам;

- функционирование культурного ландшафта поддерживается местным сообществом, так как развитие туризма в его пределах воспринимается населением как их местный вид хозяйственной деятельности, а не как чуждый элемент, внедряемый извне и ограничивающий доступ к привычным ресурсам;

- структурность и динамизм культурного ландшафта определяют его туристскую привлекательность, так как, специфически переплетаясь в конкретном ландшафте, «слои» определяют его индивидуальность и уникальность, а развитие ландшафта обогащает его, делает его интересным.

В нашей работе рассмотрим российский опыт развития туризма в пространстве культурных ландшафтов на примере одного из регионов страны - Саратовской области. Саратовская область - типичный «нетуристский» регион в туристском окружении, расположенный в пределах волжского бассейна в условиях континентального климата степей. Незначительный туристский потенциал в купе со слабым развитием инфраструктуры препятствуют развитию туризма в регионе, а основной поток туристов образуют лишь круизеры, останавливающиеся в трех важнейших туристских локалитетах области не более чем на 5-6 часов общего времени пребывания.

Основу туристского потенциала Саратовской области представляют: десять исторических городов; курорт им. В. И. Чапаева; туристский комплекс Хвалынского муниципального образования, в состав которого входят г. Хвалынск с его музеями, Национальный парк «Хвалынский», курортная местность «Черемшаны», горнолыжный курорт «Ривьера»; туристские базы и базы отдыха, тяготеющие к Волге и ее притокам; отдельные туристско-экскурсионные объекты природного и историко-культурного характера. Указанный потенциал продвигают всего девять туристских фирм области из 170 существующих на туристском рынке.

1 Кусков А.С. Культурные ландшафты как ресурсная основа развития эколого-культурного туризма (на примере Саратовской области) // Эко- и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях : материалы III международной научно-практической конференции. - Барановичи : БарГУ, 2011.

В Саратовской области достаточной для развития туризма степенью зрелости отличаются только культурные ландшафты Хвалынского муниципального образования, включающие целый комплекс интересных природных и историко-культурных объектов, гармонично сосуществующих в пределах относительно локальной территории. К таким объектам относятся: г. Хвалынск - старейший город области с множеством памятников архитектуры, а также тремя музеями федерального значения (картинная галерея, музей К. С. Петрова-Водкина, краеведческий музей); Хвалынские горы с уникальными родниками и массивами меловой сосны; Хвалынский национальный парк с точечными объектами природного и историко-культурного наследия (родники, пещера монаха, объекты культовой архитектуры, остатки старообрядческих монастырей); горнолыжный курортный комплекс «Ривьера»; курортная местность «Черемшаны».

Хвалынское муниципальное образование является наиболее важной стратегической точкой роста туризма в Саратовской области, в основе которой - комплекс г. Хвалынска и Хвалынского национального парка. Культурный ландшафт Хвалынского национального парка представляет собой гармоничное сочетание первозданной природы с уникальными объектами историко-культурного наследия, которых насчитывается более 50 только на территории резервата (урочища, пещеры, родники, монастырские комплексы, городища, усадьбы, памятники сельской архитектуры).

На территории национального парка размещаются следующие историко-культурные памятники: Угро-финское городище «Аринкина гора», Могильник у Старой Яблонки, Городище № 13, Сосново-Мазинский клад, Липовое городище, Буддинское городище «Лысая гора», Подлесненское городище № 10, Урочища «Жилье» и «Пещера монаха», Женский старообрядческий монастырь, Мужской старообрядческий монастырь, Старообрядческое кладбище со склепами купеческих родов и др.

Данный культурный ландшафт формировался в течение трех тысячелетий и активно развивался на протяжении последних полутора веков. Под влиянием г. Хвалынска на территорию буферной зоны национального парка были вытеснены садово-парковые культурные ландшафты - в частности, знаменитые на всю Россию хвалынские яблочные сады, на базе которых и по сей день существует производство знаменитых хвалынских плодоовощных консервов. Монастыри старообрядцев, основанные в XIX в. в ущельях Черемшана, получили часть этих угодий в виде пожертвований или наследства, и гармонично вписались в окружающий ландшафт.

Действующее натуральное хозяйство, патриархальный и монашеский уклад, удаленность от крупных городов способствовали тому, что вплоть до середины XX в. на этой территории сохранялась уникальность природы, гармония ее с окружающим антропогенным пейзажем. В первые годы советской власти на базе монастырей Че-ремшана и купеческих дач в пределах современных границ национального парка были организованы санатории и дома отдыха, открыты детские оздоровительные лагеря, что привело к выделению на данной территории курортной местности регионального значения «Черемшаны». Тогда же появляются первые попытки туристского использования сложившихся культурных ландшафтов.

В настоящее время культурные ландшафты данной территории стали основой для развития в ее пределах эколого-культурного туризма, а в области активно лоббируется проект придания этой территории статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа или туристского кластера. Эколого-культурный туризм в пределах хвалынского культурного ландшафта развивается в трех основных формах:

1. Эколого-культурный туризм культурно-познавательной специализации реализуется, в первую очередь, в ходе туристского использования экскурсионных объектов г. Хвалынска, представленных краеведческим музеем, картинной галереей К.С. Петрова-Водкина, домом-музеем К.С. Петрова-Водкина (оба музея ныне составляют Хвалынский художественно-мемориальный музей), музеем поэта С.С. Наровчатова, Кресто-Воздвиженской церковью конца XIX в., объектами купеческой архитектуры. В настоящее время Хвалынск входит практически во все туристско-экскурси-онные программы по саратовской области, посещение его всегда комбинируется с посещением национального парка.

2. Эколого-культурный туризм ландшафтно-экскурсионной специализации развивается на основе природных и историко-культурных объектов, образующих культурный ландшафт национального парка «Хвалынский». Данные объекты охвачены целой системой из 13 экологических маршрутов и троп, ориентированных на группы туристов от 8 до 12 человек. Из 13 действующих в настоящее время экотроп, три имеют своей целью ознакомление туристов и экскурсантов с культурными ландшафтами парка - «Пещера монаха», «Родник Святой» и «Гора Беленькая».

Экотропа «Пещера Монаха» проходит по ущелью «Черемшаны», где были основаны старообрядческие монастыри, до самой пещеры монаха. В ходе экскурсии рассказывается о духовных традициях края, его истории, культуре, ведется повествование о самой пещере как о месте уединения отшельника. «Пещера монаха» - сакральный природный памятник, имеющий культовое значение, был создан человеком в VII в. до н. э. Последний ее обитатель - монах-отшельник отец Серафим, который жил в ней до 20-х гг. XX в.

Экотропа «Родник Святой» начинается у родника «Благодатный», проходит у подножия гор «12 братцев» от места бывшего старообрядческого скита, внутри часовни которого выбивал родник Святой до дачи купца Хренова, мецената этого скита и мимо закрытого родника «Радищевский». Экскурсия содержит в себе сведения об истории хвалынского старообрядчества и об особенностях гидрологии хвалынских родников. Перед родником расположен Поклонный крест, на поляне высится белокаменная часовня, а чуть ниже - купель.

Экотропа «Гора Беленькая» проходит по хр. Каланчевский, г. Беленькой - самой высокой точке Приволжской возвышенности (379 м), и дальше до археологических раскопок городищ, месте поселений древних угро-финнов. Экскурсия включает в себя сведения по географическому положению, формированию ландшафтов края и заселению края.

3. Эколого-культурный туризм рекреационно-оздоровительной и лечебной специализации в своем развитии связан, в первую очередь, с рекреационными лечебно-оздоровительными ресурсами территории. Существующая в окрестностях Хвалынска климатическая курортная местность (в составе которой три санатория) «Че-ремшаны» специализируется на лечении и оздоровлении больных с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем. Местный воздух и климат благоприятны также для оздоровления больных с заболеваниями органов дыхания.

В последние 15 лет развернулось строительство первого в Поволжье и области горнолыжного курорта на базе дома отдыха «Ривьера». Первая очередь курорта с подъемником были введены в строй в 2005 г. в пределах буферной рекреационной зоны национального парка «Хвалынский». В силу того, что в настоящее время большинство туристских программ предполагают посещение комплекса как в экскурсионных, так и в спортивно-развлекательных целях, то можно говорить о развитии в рамках культурного ландшафта и четвертого направления - туризма спортивной и развлекательной специализации, зачастую предполагающего также и деятельность в форме эколого-культурного туризма.

Однако, несмотря на активные действия администраций национального парка «Хвалынский», г. Хвалынска, Хвалынского муниципального района, современное состояние туризма в рамках культурных ландшафтов территории остается в зачаточной стадии, что связано с рядом причин, среди которых: а) недостаточное позиционирование территории и ее туристского потенциала на российском и международном туристских рынках; б) отсутствие туристской инфраструктуры приемлемого уровня, соответствующей действующим международным и российским стандартам; в) нигилистическое отношение туристских фирм региона и страны к продвижению туристских возможностей муниципального образования; г) относительная дороговизна предлагаемых в регионе туристско-экскурсионных программ; д) незначительное количество качественной сувенирной и печатной (путеводители, справочники, карты, краеведческая литература) продукции и т.д.

Итак, развитие туристского бизнеса в пределах культурных ландшафтов - дело, несомненно, необходимое и способное принести существенную прибыль. Однако для этого необходимо выполнение целого ряда условий. Так, на уровне Хвалынского муниципального образования необходимо:

1. Придать вышеназванной территории определенный «туристский» статус - то есть закрепить ее статус в качестве особой экономической зоны туристско-рекре-ационного типа, формирующегося туристского кластера, культурного ландшафта, с соответствующим установлением особого режима ресурсопользования в пределах указанной территории.

2. Разработать и территориально маркировать в пределах культурных ландшафтов района систему туристских маршрутов и экскурсий, содержащих как рекреа-ционно-оздоровительный, так и эколого-культурный и культурно-познавательный компоненты.

3. Выработать комплексную стратегию позиционирования района и его туристских возможностей с использованием соответствующего маркетингового инструментария: подготовка и распространение сувенирной и печатной продукции; разработка и реализация рекламных и пресс-туров; формирование экологических лагерей для школьников и студентов; ведение образовательной и просветительской работы; формирование туристских брендов и т.д.

4. Исправить сложившуюся ситуацию с развитием туризма сможет смена приоритетов в социально-экономическом развитии региона и реализация ряда крупных инвестиционных проектов в сфере регионального туризма (например, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня) на основе государственно-частного партнерства.

5. Краеугольным камнем развития туризма в любом регионе России, в том числе и в Саратовской области, является состояние ее туристской инфраструктуры. В силу того, что за последние годы наблюдается достаточно быстрое развитие инфраструктурной составляющей туризма в пределах хвалынского культурного ландшафта, следует продолжить работу в данном направлении, а также предусмотреть дополнительные вложения в туристскую инфраструктуру.

6. Реализация вышеуказанных направлений немыслима без программирования туризма - то есть без разработки региональных и муниципальных программ развития сферы внутреннего и въездного туризма. Если на региональном уровне такие программы существуют, то на муниципальном уровне положительных примеров разработки таких программ - единицы, причем не только на уровне области, но и на уровне всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.