Научная статья на тему 'Туризм на особо охраняемых природных территориях как фактор развития Республики Тыва'

Туризм на особо охраняемых природных территориях как фактор развития Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
335
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / REPUBLIC OF TYVA / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ / LOCAL TRADITIONS / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Монгуш Алла Лоспановна, Намдан Сайзана Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы развития туризма на особо охраняемых природных территория Республики Тыва. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются очень перспективным местом для удовлетворения возрастающих потребностей людей в познавательном отдыхе на природе. Важной и сложной задачей для сотрудников ООПТ является то, чтобы во время пребывания на охраняемой территории посетители были осведомлены о природных ценностях и сохраняли их. Выполнить такую задачу можно путем создания целевых программ, возможно в союзе с частным бизнесом, которые бы и повышали привлекательность территории, и должным образом управляли бы потоком туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM ON SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article deals with the development of tourism in the specially protected natural areas of the Republic of Tyva. PAs are a very promising place to meet the growing needs of people in cognitive recreation in nature. An important and difficult task for PA staff is that during their stay in the protected area visitors should be aware of and preserve natural values. Such a task can be achieved through the creation of targeted programs, possibly in conjunction with private business, which would increase the attractiveness of the territory, and properly manage the flow of tourists.

Текст научной работы на тему «Туризм на особо охраняемых природных территориях как фактор развития Республики Тыва»

Монгуш Алла Лоспановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процессаТувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail:alla-mongush@yandex.ru

Mongush Alla Lospanovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Civil Law and Process Department of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: alla-mongush@yandex.ru

Ондар Лидия Шуртуевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail:olsh06@mail.ru

Ondar Lydia Shurtuevna - candidate of historical sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:olsh06@mail.ru

УДК 911.3: 338.48: 502.4 (571.52)

ТУРИЗМ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш А.Л, Намдан С.С.

Тувинский государственный университет, Кызыл

TOURISM ON SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TYVA

Mongush A.L., Namdan S.S

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматриваются вопросы развития туризма на особо охраняемых природных территория Республики Тыва. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются очень перспективным местом для удовлетворения возрастающих потребностей людей в познавательном отдыхе на природе. Важной и сложной задачей для сотрудников ООПТ является то, чтобы во время пребывания на охраняемой территории посетители были осведомлены о природных ценностях и сохраняли их. Выполнить такую задачу можно путем создания целевых программ, возможно в союзе с частным бизнесом, которые бы и повышали привлекательность территории, и должным образом управляли бы потоком туристов.

Ключевые слова: туризм, особо охраняемые природные территории, Республика Тыва, стратегия развития, местные традиции, культурное наследие, планирование.

The article deals with the development of tourism in the specially protected natural areas of the Republic of Tyva. PAs are a very promising place to meet the growing needs of people in cognitive recreation in nature. An important and difficult task for PA staff is that during their stay in the protected area visitors should be aware of and preserve natural values. Such a task can be achieved through the creation of targeted programs, possibly in conjunction with private business, which would increase the attractiveness of the territory, and properly manage the flow of tourists.

Keywords: tourism, specially protected natural territories, the Republic of Tyva, development strategy, local traditions, cultural heritage, planning.

Стратегия развития туризма Республики Тыва исходит из перспектив социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года и является основой для выработки государственной политики в сфере туризма, определяет

основные направления развития данной отрасли на территории Республики Тыва на период до 2030 года, формирует перспективы ее развития органами государственной власти, бизнесом и обществом, создает принципиальную основу для разработки целевых программ в сфере туризма, рассматривается как база создания механизмов государственного управления и регулирования в данной отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства Республики Тыва и законотворческой деятельности Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва[1].

Федеральное агентство по туризму Российской Федерациина основании данных и прогноза развития туризма в мире, составленного ЮНВТО, одной из ведущих тенденций выделяет усиление внимания к охране окружающей среды. Для развитых стран, которые являются лидерами по числу международных прибытий, характерно повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте, которое создает предпосылки и условия для появления новых туристских продуктов в Республике Тыва. Мировые тенденции развития туристской деятельности, безусловно, будут сказываться на формировании спроса на туристские продукты в России, а также будут определяющими для развития сферы туризма в Республике Тыва. Часть этих тенденций будет непосредственно согласовываться с намерениями по развитию туризма в Туве, способствовать успешному расширению туристской деятельности. В этой связи долгосрочный план действий по становлению и развитию туризма на территории Республики Тыва будет строиться с опорой на эти тенденции и максимально использовать их позитивные стороны с адаптацией к условиям Республики Тыва.

Планирование и развитие туризма должно быть нацелено на использование заинтересованности туристов для улучшения экономических показателей ООПТ, сохранения природного и культурного наследия и повышения уровня жизни всех вовлеченных в процесс людей.

Для получения экономической выгоды должны выполняться два условия:

-нужно создать такой продукт и сервис, за которые туристы готовы будут платить деньги;

-необходимо свести к минимуму «отток капитала» с данной территории.

Руководители ООПТ должны стремиться к разработке такой политики в области туризма, которая поддерживала бы долгосрочное экономическое развитие и способствовала бы повторным визитам туристов. Нужно стараться максимально увеличивать занятость местных жителей, стремиться к максимальным социально-культурным выгодам для местных сообществ путем поощрения потребительской активности туристов и сокращения оттока капитала с мест.

Туризм на ООПТ может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счет взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюджет и за счет других поступлений. Эти финансовые ресурсы могут напрямую использоваться для возмещения расходов на охрану природы, поддержание культурных традиций и повышение уровня образования. Опосредованно, через демонстрацию экономической значимости охраняемых территорий для региона или страны в целом, можно получить

общественную и государственную поддержку в вопросах сохранения природного наследия.

Существуют тысячи примеров, показывающих взаимосвязь между сохранением биоразнообразия и развитием туризма на ООПТ.

Правильно управляемый туризм может содействовать охране или восстановлению культурного наследия, как на местном, так и на региональном уровне. ООПТ играют важную роль в уважительном отношении к памятникам старины. На многих ООПТ расположены значимые исторические, архитектурные и археологические объекты.

Туризм может обеспечить дополнительные доходы для содержания и ремонта исторически ценных зданий и ландшафтных особенностей. Средства могут собираться напрямую через взимание платы за посещение, либо опосредованно, через уплату местных налогов.

Культурное наследие также присутствует в местных традициях. Время от времени туристы ищут подлинных впечатлений. Поэтому важно содействовать местным сообществам в проведении или воссоздании культурных фестивалей и других традиционных событий и даже в восстановлении исторических зданий. Такие мероприятия обогащают впечатления туристов от посещения ООПТ и тем самым поощряют их более длительное пребывание на территории. Демонстрация культурного богатства помогает изменять поведение и взгляды туристов, тем самым они становятся сторонниками охраны памятников старины и народных традиций. Кроме того, сохранение местных традиций и памятников на должном уровне развивают в местных жителях чувство гордости своим краем.

Туризм следует развивать таким образом, чтобы сохранить лучшее, что есть у местных жителей и выявлить то, что требует улучшения. Один из способов -развивать инфраструктуру и сервис для туристов так, чтобы приносить пользу местным жителям.

ООПТ, устойчиво развивающиеся на основе доходов от туризма, не только создают рабочие места, повышающиено доходы местных жителей, и используются для удовлетворения таких потребностей местных сообществ как:

- улучшение коммуникации: развитие дорожной сети для туризма дает местным жителям новые возможности взаимодействия с внешним миром;

- образование: многие ООПТ организуют занятия по языкам, грамоте и математике для сотрудников. Такие знания могут быть полезны и для развития местных сообществ;

- тренинги: тренинги для сотрудников ООПТ, например, по обслуживанию транспортных средств или по гигиене питания, будут полезны и для местного населения;

- здравоохранение: медицинская помощь, организованная для сотрудников ООПТ, может предоставляться и местным жителям.

Таким образом, туризм на сухопутных или морских ООПТ можно рассматривать, как инструмент по поддержанию или улучшению уровня жизни местных жителей. Это может проявляться в:

- в улучшении школьного образования;

- в снижении детской смертности;

- в сокращениино загрязнения воздуха и воды;

- в улучшенииеще доступа к местам отдыха, ООПТ и жизненно важным ресурсам;

- в лучшем доступе к услугам, как, например, к программам ООПТ по экологическому образованию, что полезно и самим местным жителям.

ООПТ могут быть использованы также для повышения уровня жизни целой страны, если система охраняемых территорий станет основой национальной политики в области экологии.

Негативные воздействия могут происходить и происходят из-за посещений туристов, многие из них могут быть полностью управляемыми и их можно минимизировать. Заинтересованные в развитии ООПТ стороны всегда соотносят позитивные и негативные последствия туризма и определяют допустимые уровни негативного воздействия и способы его контроля. Издержки от туризма состоят из трех частей: финансово-но экономической, социокультурной и природоохранной.

Развитие туризма несет с собой рост спроса на товары, услуги, инфраструктуру - гостиницы, рестораны и т.д. По мере того, как растет число туристов, увеличивается и потребность в базовых услугах, таких как обеспечение правопорядка, пожарной безопасности, местных налогов. В некоторых случаях налоги становятся столь высокими, что население не в состоянии проживать на этой местности. Это происходит в первую очередь там, где доходы местного населения ниже, чем у посетителей ООПТ. Например, иностранные туристы, посещающие ООПТ в развивающихся странах, могут увидеть свои экономические интересы и получить контроль или купить местный бизнес. Так туризм может привести к росту иностранного влияния и повышению стоимости недвижимости.

Рост числа посещений также означает повышение расходов на управление ООПТ, так как появляется необходимость в увеличении числа сотрудников и развитии инфраструктуры для обслуживания туристов. Издержки от туризма должны сопоставляться с доходами от него.

Поэтому национальные службы ООПТ должны иметь возможность использовать доходы от туризма для компенсации издержек местному населению.

Рост числа туристов может мешать жизни местных жителей, создавая конкуренцию по использованию мест отдыха и в иных сферах. Плохое планирование туризма может привести к большим скоплениям людей, замусоренности, вандализму и нарушениям правопорядка. Правительственные структуры могут обострять эти проблемы, если они ставят краткосрочные экономические интересы выше всего остального, например, поддерживая сооружение неподходящей инфраструктуры или игнорируя потребности местного населения. Когда происходят такие ситуации, поддержка ООПТ со стороны местных жителей проблематична.

Часто туризм на ООПТ обеспечивает лишь сезонную занятость местного населения, оставляя жителей безработными во время межсезонья. Там, где ограничения по пребыванию на ООПТ касаются не только туристов, и местных жителей, могут возникать негативные социально-оно культурные последствия. Иные

негативные эффекты возникают тогда, когда местные традиции становятся объектом коммерции, теряют свою чистоту и подлинность. Негативные явления чаще всего происходят тогда, когда местным жителям не оставляют выбора, не дают им возможностей принимать участие в туристическом бизнесе. Посторонние часто видят скрытый негативный подтекст в происходящих культурных изменениях, в то время как сами местные жители могут быть положительно настроены к новым веяниям. Поэтому важно, чтобы те, кто испытывает культурные изменения, имели бы возможность самостоятельно решать, допустимы такие изменения или нет.

Туризм всегда оказывает воздействие на окружающую среду, даже при малой интенсивности и несмотря на усилия сотрудников ООПТ. Такие воздействия имеют как локальный уровень, так и распространяются на большие территории. Так как туризм на ООПТ развивается на территориях, по своей сути являющихся особо чувствительными, важно производить тщательную оценку воздействия до того, как будет приниматься решение о его допустимости.

Стратегия развития экотуризма и устойчивого туризма состоит в управлении процессом посещения ООПТ таким образом, чтобы получать максимальную пользу и минимизировать негативные экологические воздействия до того, как они произойдут. Этого легче всего достичь через хорошо разработанные стратегические планы развития. Ключевыми элементами в них являются: уделение особого внимания кумулятивным воздействиям; применение адаптивного менеджмента; достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами относительно допустимого уровня и места воздействия на ООПТ.

Каждая ООПТ должна иметь план развития туризма и сопряженных с ним видов деятельности. В плане должно быть отражено ожидаемого состояния ООПТ в будущем и наиболее эффективные и реальные способы его достижения. Такой план содержит детальное описание целей и задач ООПТ, которые были официально приняты при его учреждении, описание задач в области развития туризма, конкретных мероприятий по их достижению, включая бюджетно-финансовые аспекты и особенности зонирования территории. В определенном смысле план развития туризма на ООПТ нужен для максимизации выгод при минимизации издержек. Стратегия развития туризма является важным компонентом плана управления.

В прошлом управление ООПТ осуществлялось бессистемно: частные задачи развития не соотносились с общей политикой и стратегическими задачами территории. Когда ограниченность такого подхода стала очевидной, ООПТ стали разрабатывать единый план действий, обычно называемый мастер планом или генеральным планом по аналогии с генпланами городов. В 80-х годах стали применять более системный подход: составлялся перечень целей, задач и направлений деятельности. Это так называемой «планирование через видение». Такие документы стали называться менеджмент планами. В 90-е годы в поисках более простых моделей планирования от использования менеджмент -планов отошли. Не смотря на это, значение планов управления постоянно возрастало, и сегодня ООПТ многих стран обязаны создавать такие планы и следовать им на основании закона и других директивных документов.

Для процесса планирования важно сделать процедуры принятия решений понятным, а дискуссии по важнейшим для ООПТ вопросам - открытыми. Крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны были включены в эти процессы обсуждения. Принятие управленческих решений по вопросам развития туризма на ООПТ не является простым делом: в него включены не только сотрудники ООПТ, и все заинтересованные граждане - местные жители, посетители, частные туроператоры и ученые. Чтобы быть уверенным, что каждая группа лиц имеет возможность поделиться своими знаниями и участвовать в принятии решений, необходимо разработать программу участи общественности в управлении ООПТ, которая может осуществляться на разном уровне, в зависимости от потребностей конкретной территории.

Многие службы ООПТ публикуют руководства и лучшие управленческие практики в помощь по подготовке менеджмент-еще планов. Например, Совет по Охране Окружающей Среды Австралии и Новой Зеландии издал множество отчетов о лучших практиках в области управления ООПТ и все они доступны в Интернете. В публикациях из серии «Основы успешной природоохранной практики», изданных Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП, также уделяет много внимания различным аспектам планирования - в частности, таким вопросам, как:

- управление морскими охраняемыми природными территориями;

- финансирование ООПТ;

- оценка эффективности управления ООПТ;

- управление трансграничными ООПТ.

Развитие туризма на ООПТ в более глобальном контексте определяется политикой и тематическими программами национального и регионального уровней, в том числе:

- национальными или региональными отраслевыми планами, затрагивающими развитие и воздействие туризма на ООПТ. Это могут быть планы развития регионов, целевые программы использования ресурсов, национальный план по развитию туризма, и стратегия развития транспорта, и др.

- национальной стратегией развития туризма на ООПТ, которая во многих странах утверждается правительством.

Решение вопроса о целесообразности разработки отдельного плана развития туризма на ООПТ, масштаб и степень детальности этого плана зависят от сложности рассматриваемых проблем конкретной территории. В этом плане могут быть представлены специфические управленческие решения, описано расположение объектов туристической инфраструктуры, политика парка в области экскурсионного обслуживания, стоимость входных билетов и т.п.

В свою очередь, каждый из этих вопросов может получить дальнейшую детализацию в специализированных планах и стратегиях. Примерами таких документов могут быть: план работы с посетителями, процесс управления работой с посетителями, модель оптимизации управления туризмом, методика расчета предельно допустимых нагрузок, план управления рекреационными нагрузками и пр.

Понимая сложность процессов планирования, важно добиваться взаимного соответствия планов и задач разных уровней. Взаимоотношения между ними должны быть ясными, а все управленческие действия - скоординированными.

Всем типам ООПТ необходима туристическая инфраструктура. Ее уровень может варьироваться от простого информационного аншлага до специально воссозданного городка или деревни. Любой элемент инфраструктуры должен создаваться с особым вниманием, чтобы не быть чуждым данной ООПТ. Туристические объекты также должны проектироваться и управляться очень внимательно, отражая уникальные черты ООПТ и соответствуя политике управления территорией.

Сотрудникам ООПТ необходимо осознавать, что они управляют территорией, природа и культура которой могут сильно отличаться от того, что было на этом месте века назад. Многие ООПТ представляют собой «но островки» в океане цивилизации. Туробъекты и услуги, которые создаются для современных посетителей, также часто разнится с тем, что было приемлемо в прошлом. Современная инфраструктура парков должна обеспечивать достойный уровень санитарии, питания, проживания, транспорта и безопасности. Ключевая задача ООПТ - обеспечение туристов такими услугами, которые более всего отвечают их запросам при минимуме негативного воздействия на природные комплексы.

Ясно, что достойный уровень сервиса стимулирует большее использование ООПТ людьми и определяет характер этого использования. Всегда, когда это возможно, объекты инфраструктуры должны способствовать пониманию посетителями ценностей данной ООПТ. Хорошее проектирование позволяет туристам чувствовать себя более комфортно и ответственно в тех уникальных местах, которые они посещают. Посетители, которые чувствуют себя комфортно, будут выше ценить территорию и, скорее всего, будут готовы оказать помощь в ее сохранении. Фокус на удовлетворение потребительских желаний стал особенно усиливаться в последние десятилетия. Потребности посетителей теперь более внимательно изучаются на этапе планирования, проводится мониторинг с помощью карточек пожеланий и опросов мнений туристов. В итоге, свидетельством эффективного управления ООПТ является планирование инфраструктуры и услуг, основанное на понимании текущих и потенциальных запросов посетителей.

Хорошее проектирование важно для Тувы, так как хорошо спланированная деятельность приносит наибольший успех. Такие территории лучше функционируют и привлекают больше посетителей. Однако хорошее проектирование не означает, что проект становится обязательно дорогостоящим. Часто успех основан на простых решениях и несложен во внедрении.

Культурно ориентированное проектирование и управление ООПТ очень важно при оказании услуг посетителям. Качества, необходимые менеджерам ООПТ -вежливость, толерантность, чувство справедливости и самое главное - ответственное отношение к культурному наследию и кноккккк5ккккккккценностям территории. Наследие - это широкое понятие, которое включает не только дикую природу, ландшафты, также и исторические места, археологические памятники, коллекции,

культурные и исторические традиции, такие как церемонии, ритуалы, фестивали и даже просто родной язык, народные поверья и опыт. Более того, разные народы и отдельные личности по-оно разному трактуют наследие: для кого-то это здания и сооружения; для других - стиль жизни и культура общежития.

Поскольку наследие включает и культурную составляющую, нужно приложить все усилия к созданию культурных ценностей данной местности до того, как начнется проектирование ООПТ. Развитие туризма может стимулировать охрану культурных ландшафтов и, через повышение степени общественного интереса, обеспечивать финансирование, поэтому сотрудники ООПТ должны особенно внимательно подходить к управлению культурными памятниками. Объекты культуры, выделенные в качестве участков наследия законодательно, требуют повышенного внимания, воздействие туризма не ограничивается пределами наиболее ценных участков, поэтому нужно особенно внимательно изучать все виды этого воздействия и управлять ими.

Нужно отметить, что если на хорошо известных охраняемых территориях развитых стран поток туристов велик, то недавно созданные парки часто борются за посетителей. Это особенно верно для развивающихся стран, где деятельность ООПТ часто напрямую зависит от туристических доходов, число посетителей столь невелико, что не может обеспечить даже минимально необходимое для ООПТ финансирование.

Таким образом, в некоторых случаях необходима стратегия управления большими потоками посетителей, в других, напротив, комплекс мер по привлечению туристов на территорию[2].

Существует широкий спектр стратегий по управлению воздействиями туризма на ООПТ. Выбор подходящей осуществляется с учетом имеющихся нормативных требований и ограничений и на основе оценки эффективности стратегии и существующих ресурсов.

Существует четыре принципиально разных подхода, которые можно использовать для сокращения негативного воздействия туризма на ООПТ:

-управление предложением в области турпродуктов или возможностей для посещения, например, путем увеличения мест для посещения или времени пребывания;

-оно управление спросом, например, через ограничение времени пребывания, численности посетителей или вида использования территории;

-управление ресурсами, в том числе способностью выдерживать воздействие, например проведение защитных мероприятий или развитие инфраструктуры;

-управление воздействием, например,но снижение негативного воздействия через изменение типа использования или рассредоточение нагрузки.

Отсутствие систематического полномасштабного сбора экономических данных о функционировании ООПТ означает, что важный сектор экономики остается незамеченным. Отсутствие адекватных статистических данных создает информационное «онобелое пятно»; такие природные ресурсы на языке экономики имеют нулевую цену. Это приводит к разрушению природных территорий, что влияет на снижение темпов экономического развития в настоящем и будущем.

При этом практически повсеместно наблюдается недостаточное финансирование охраны природы. Большинство ООПТ в мире не получают необходимых финансов; некоторые из них буквально «голодают», даже несмотря на то, что они являются ключевыми элементами в развитии местной туристической отрасли.

Туризм на ООПТ в большинстве случаев рассматривается как источник прямых материальных доходов для территории. Однако туризм на ООПТ вносит вклад и в другие ценности. После посещения ООПТ туристы становятся более осведомленными о территории и поэтому более расположены делать пожертвования, они ратуют за ее лучшее сохранение для будущих поколений. Фактически, они выказывают свое понимание как материальных, так и нематериальных ценностей ООПТ.

Экономическая выгода - это та выгода, которую ООПТ привносят в локальную, региональную или национальную экономику. Выгода определяется по повышению уровня благосостояния данной территории. Выгода - это больше чем чистая прибыль: в нее также входят нерыночные ценности, которые обычно можно выразить в денежном эквиваленте. На этапе создания ООПТ потенциальная экономическая выгода должна сравниваться с иными доходами, которые могут быть получены при альтернативном использовании территории. Эти результаты должны использоваться в любом экономическом анализе при принятии решения об использовании земли.

Когда государственное ведомство по управлению ООПТ на национальном уровне расходует бюджетные деньги на развитие той или иной ООПТ, это создает выгоду для местной экономики: деньги приходят извне региона и, тем самым, повышают его благосостояние. Однако на национальном уровне никакого повышения благосостояния не происходит, а происходит лишь его перераспределение. В этом случае мы можем говорить о получении выгод на местном уровне, не национальном. Это также применимо в тех случаях, когда служба ООПТ полностью или частично финансируется за счет налогов, так как эти деньги привлекаются и расходуются внутри региона. Однако когда финансы поступают из международных источников, например, программ развития Глобального экологического фонда, то они приносят реальную выгоду местной экономике.

Возможности управления ООПТ определяются финансированием. Основой финансирования деятельности многих ООПТ был и продолжается оставаться государственный бюджет. К сожалению, многие ООПТ получают недостаточное финансирование для организации работы по охране природы и развитию туризма на должном уровне. В настоящее время большинство правительств не финансируют ООПТ в полном объеме. В целом по миру, суммарное бюджетное финансирование всех ООПТ соответствовало их потребностям примерно на 24%; причем в большинстве стран наблюдается тенденция дальнейшего его снижения. Даже в развитых странах, имеющих продолжительную историю развития охраняемых территорий, получать нужное бюджетное финансирование становится с каждым годом все труднее.

Как правило, в развивающихся странах сотрудники ООПТ получают мизерную зарплату, инвестирование в ООПТ носит ограниченный характер, тогда как другие типы землепользования считаются более выгодными. Однако развивающиеся страны могут получать финансирование и иную поддержку от программ международной помощи, проектов НПО и от других доноров. Как и в других развивающихся странах, средства, необходимые для развития инфраструктуры и приобретения техники и оборудования для ООПТ. ООПТ также предоставляют широкие наборы иных важных для общества услуг, которые должны получать государственную поддержку.

Таким образом, есть все основания для развития туризма на особо охраняемых природных территориях Республики Тыва.

Перечень сокращений:

ООПТ - особо охраняемые природные территории; Ростуризм - Федеральное агентство по туризму; ЮНВТО - Всемирная туристская организация ООН; МСОП - Международный союз охраны природы.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Республики Тыва от 28 декабря 2017 г. № 596 «Об утверждении стратегии развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года».

2. Филипс А. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. М., 2005. Bibliograficheskij spisok

1. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Tyva ot 28 dekabrya 2017 g. 596 "Ob utverzhdenii strategii razvitiya turizma v Respublike Tyva na period do 2030 goda".

2. Filips A. Ustojchivyj turizm na okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh. M., 2005.

Монгуш Алла Лоспановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail:alla-mongush@yandex.ru

Намдан Сайзана Сергеевна - старший преподаватель кафедры гражданского прав и процесса Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail:namdan.s@yandex.ru

Mongush Alla Lospanovna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Department of Civil Law and Process of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:alla-mongush@yandex.ru

Namdan Sayzana Sergeevna - Senior Lecturer, Department of Civil Rights and Process, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:namdan.s@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.