РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Т.В. Черевичко ТУРИЗМ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ TOURISM AS A KIND OF ECONOMIC DIPLOMACY
В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в туристической сфере. Автор отмечает, что развитие международного туризма является одним из ключевых пунктов в области современной экономической дипломатии.
Ключевые слова: туризм, экономическая дипломатия, публичная дипломатия, туристические территории.
This article is devoted to issues of international cooperation in tourist sphere. The author marks that the development of international tourism is one of the key point in area of modern economic diplomacy.
Key words: tourism, economic diplomacy, public diplomacy, tourist territories.
Начало XXI столетия характеризуется тенденцией к дальнейшей глобализации туризма, которая согласуется со значительной интеграционной волной в мировом хозяйстве. К концу второго тысячелетия произошел ряд событий, которые несколько изменили социально-экономический ландшафт человеческой жизни. Технологическая революция с информационными технологиями в своей основе формирует новую материальную основу общества. Национальные экономики стали глобально взаимосвязанными, создав тем самым новую систему отношений, что привело, в конечном счете, к формированию экономики нового типа - глобальной.
Глобализация - это активное распространение практик, ценностей, технологий и других человеческих произведений по всему миру, когда глобальные практики всё сильней влияют на человеческие жизни, а фокусом или предпосылкой формирования человеческой деятельности становится земной шар [1]. Именно такое свободное трансграничное движение сетевых потоков придает всем процессам, протекающим в обществе, динамизм и разнообразие, что в полной мере относится и к международному туризму. Глобализация туризма позволяет рассматривать весь мир как единый туристический рынок, построенный на единообразии национальных, культурных, поведенческих и других характеристик рынка, а не на учете национальных особенностей.
Туризм в наше время представляет собой наиболее стабильный вид экономической деятельности. Об этом убедительно говорят данные и прогнозы Всемирной туристской организации ООН ^ЖО). Так, если в 1999 г. число туристов в мире составляло 663 млн (прирост 4,1 %), в 2010 г. - 1 млрд, то в 2020 г. их будет уже 1 млрд 600 млн. По данным UNWTO, в 2007 г. суммарные доходы всех стран мира от въездного туризма составили 850,4 млрд долларов США и в ближайшее время могут достигнуть фантастической суммы - 1 трлн долларов в год, что (с учетом существенного падения цен на энергоресурсы) превысит доходы от экспорта нефти всех стран.
Самым привлекательным регионом мира, в том числе и по доходам от иностранного туризма является, конечно, Европа - 415,6 млрд долл. в 2007 г. Страны-лидеры: Испания - 57,8 млрд, Франция - 54,2 млрд, Италия - 42,7 млрд, Великобритания - 37,7 млрд, Германия - 36 млрд долл. Регион Азия и Океания получил от туристов 183,1 млрд долл. (Китай - 37,2 млрд). Регион Америка - 171,3 млрд долл. (США - 96,7 млрд). На глобальные города приходится 13 из 20 самых популярных направлений международного туризма. Это свидетельствует о том, что туризм является одним из условий формирования глобального пространства. Что касается России, то она тоже не осталась в стороне от этих процессов. В 1999 г. ее посетили 18,8 млн иностранцев, что на 16 % больше, чем в 1998 г., за границу выехали 12,6 млн россиян (рост на 19 %). В 2020 г. Россию посетят 47 млн человек (это значит, что количественный ежегодный рост туристского потока составит 6,7 % по России, или 2,9 % мирового рынка).
Как известно, процессы глобализации в мировой экономике включают интенсификацию международной торговли и межстранового перемещения капитала в различных его формах, распространение деятельности транснациональных корпораций на все страны, прогрессирующие объединение национальных финансовых рынков и дальнейшее развитие глобальной финансовой сферы. В настоящее время общая сумма туристического экспорта составляет около 6 % общемирового экспорта товаров и услуг [2].
В свою очередь, рост объемов и значения мировой торговли туристическими услугами и иностранных инвестиций, появление новых возможностей финансирования деятельности компаний приводят к расширению туристических рынков, способствуют более эффективному распределению мировых производственных и финансовых ресурсов, что благоприятствует увеличению мирового производства туристических услуг.
Транснационализация как процесс формирования глобальных производственных сетей по созданию и продвижению туристического продукта со-
ставляет основу развития современного международного туризма. Для транснациональных корпораций (ТНК) мир существует без национальных границ и различий в потреблении туристических услуг. Крупнейшие ТНК включают многие страны, где базируются их зарубежные подразделения, в производственные цепочки, меняют внутрифирменное разделение труда, как бы накладывая его на традиционно существовавшие связи между странами, в определенной степени трансформируя их. Ярким примером ТНК в туристическом бизнесе являются интегрированные гостиничные и ресторанные цепи. В мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ.
Таким образом, глобальное лидерство основано на экономическом процветании и сотрудничестве, а содействие развитию международного туризма является ключевым пунктом повестки дня в области экономической дипломатии. И это неслучайно. В начале XXI в. идеологические противоречия в отношениях между государствами отходят на второй план, и во внешней политике возрастает роль экономической составляющей. Экономизация дипломатического процесса обусловлена более активным участием стран в международном разделении труда и более тесной интеграцией национальных экономик в мировое хозяйство в условиях глобализации [3].
В этой связи возникает необходимость уяснить современное значение термина «экономическая дипломатия». Существуют разные точки зрения в понимании ее содержания. Традиционно под экономической дипломатией в современной литературе понимается та часть дипломатической деятельности, которая направлена на реализацию экономических целей и интересов государства. В.Д. Щетинин определяет экономическую дипломатию как сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений, с помощью и при посредстве которых осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса [4].
Следует также отметить наличие различий в понимании целей и задач экономической дипломатии. Так, например, в качестве основной цели экономической дипломатии называют:
- продвижение торгово-экономических интересов национального бизнеса;
- возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах;
- продвижение за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит;
- передел рынков и сфер влияния в выгодном для этих элит ключе.
Сегодня на экономическую дипломатию и ее характер влияют процессы
глобализации и интеграции, возрастающее воздействие также оказывают научно-технический процесс и появление новых технологий в сфере коммуникации. Все эти факторы усиливают значимость экономической дипломатии в современном мире. Как отмечает Карро де ла Карьер, по мере увеличения открытости экономик отдельных стран вовне и углубления международного разделения труда роль экономической дипломатии неизбежно возрастает, заменяя собой традиционные, преимущественно силовые, способы разрешения межгосударственных конфликтов [5].
Экономическая дипломатия должна реализовываться применительно ко всем областям и направлениям международных экономических отношений. В этой связи особый интерес в настоящее время вызывает такой ее вид, как туристическая дипломатия.
Причина интереса очевидна: развитие глобального туристического рынка и активное формирование рынка туристических территорий. Каждая туристическая территория (будь то город или страна) стремится занять свое уникальное место в сознании потенциальных потребителей (инвесторов, туристов), сформировать конкурентные преимущества и идентичность, позволяющие в течение длительного времени быть инвестиционно и туристско привлекательной.
По мнению А.Г. Савойского, туристическая дипломатия - это средство в осуществлении внешней политики по координированию и предоставлению услуг в области туризма, в информационно-рекламном обеспечении, соответствии гостинично-ресторанного сервиса международным стандартам [6].
Как уже отмечалось, международный туризм развивается очень высокими темпами, его роль в национальной экономике различного уровня постоянно растет. При этом не следует забывать о влиянии традиционного туризма на деловой туризм, что обеспечивает привлечение инвесторов на туристические территории. Не участвовать в конкуренции за привлечение туристов -значит упустить возможности по привлечению потенциальных инвесторов. Иначе говоря, туризм представляет собой новый «инструмент» конкурентной состязательности.
В этой связи правомерно выделить следующие закономерности развития международного туризма: во-первых, постоянно усиливающаяся конку-
ренция между гео- и национальными турпродуктами на рынке международного туризма; во-вторых, глобализация туристического пространства расширяет конкурентное поле, включая в конкуренцию туристические территории.
Следует отметить, что одним из современных методов конкуренции является развитие бренда. Бренды территории становятся неотъемлемыми символами туристической индустрии. Они эмоционально привлекают туристов. Как показывает практика развития туризма, рекламные кампании зачатую способствуют не только повышению узнаваемости места, но и полному изменению его имиджа, что привлекает миллионы туристов, а также инвесторов. Сегодня многие страны и города выделяют специальные бюджеты на продвижение своего имиджа. Например, Сингапур тратит 60 млн долларов в год; Малайзия - 150 млн; Лондон в 2003 - 2004 гг. выделил 40 млн; Нью-Йорк в 2006 г. потратил 9 млн долларов из городского бюджета на финансирование агентства городского маркетинга, которое занимается привлечением в город туристов, а в 2009 г. бюджет городского агентства составил 38,7 млн долларов, из них 18,9 млн - средства городского бюджета. Такое увеличение средств позволило Нью-Йорку увеличить число туристов, приезжающих в город, до 50 млн человек (международный и внутренний туризм) [7].
Туристическая дипломатия, будучи по сущности экономической, в настоящее время осуществляется всё в большей степени методами публичной дипломатии. Традиционно публичная дипломатия понимается как действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом.
Современная публичная дипломатия для обеспечения равного диалога в мировом сообществе основывает свою деятельность на принципах вовлечения, взаимности и использовании современных информационных технологий. В этой связи в рамках публичной дипломатии реализуются следующие задачи:
- продвигаются национальные интересы, и обеспечивается национальная безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует;
- осуществляется работа с массовой аудиторией, при этом используются соответствующие этой аудитории язык и образы.
«Выход из тени» публичной дипломатии в определенной степени изменил и деятельность экономической дипломатии. Представляется, что в настоящее время классического инструментария экономической дипломатии недостаточно для решения глобальных проблем. Следует отметить, что про-
изошло расширение круга участников процесса экономической дипломатии: наряду с традиционными позициями, отводимыми профессиональной дипломатической службе, к экономической дипломатии подключаются и другие общественные образования.
В определенной степени туристическая дипломатия отражает гуманизацию международных отношений и является инструментом «мягкой силы» государства и народа. Дж. Най называет три источника мягкой власти любого государства: его политические действия, культура и ценности.
Туристическая дипломатия - это инструмент, с помощью которого государство может рассказать миру о себе. К.И. Косачев отмечает: «Успеха достигает тот, кто умеет задействовать все имеющиеся ресурсы: язык, образование, туризм, национальная кухня, кинематограф, бренды - все то, что мы видим в арсенале тех, кто использует инструментарий "мягкой силы" уже годы и десятилетия либо стремительно овладевает этим инструментарием сейчас» [8].
Брендинг туристических территорий, являясь инструментом «мягкой силы», повышает эффективность туристической дипломатии в частности, а экономической дипломатии в целом. Это проявляется в том, что бренд территории подает «сигнал» об открытости для бизнеса и туризма.
Для динамичного развития российской дипломатии, на наш взгляд, необходима реализация следующих стратегий:
- всесторонняя реклама России как мирового лидера, где безопасность и процветание обеспечиваются не только в залах заседаний советов директоров и на торговых площадках, но и в процессе дипломатических переговоров;
- обеспечение и облегчение туристических и деловых поездок, в результате упрощения процесса получения визы и улучшения условий въезда в страну для людей, приезжающих в Россию со всего мира;
- обеспечение положительного имиджа России при обслуживании приезжих из-за рубежа;
- улучшение координации действий между правительственными учреждениями России и внедрение общего подхода к деловым поездкам и туризму на уровне правительства в целом;
- разработка методики исследования оценки и эффективности туристической дипломатии.
Таким образом, туристическая дипломатия в настоящее время приобрела открытый характер, стала по сути публичной, что в свою очередь расширило круг экономической дипломатии.
Литература
1. Зегберс К. Сшивая лоскутное одеяло... // Проблемы глобализации. - 1999. - Т. 4. - С. 120.
2. Литвин Ю.Ю. Анализ отдельных особенностей развития туризма // Вестник национальной академии туризма. - 2008. - № 3 (7). - С. 6.
3. Дегтерев Д. Экономическая дипломатия зарубежных государств в Западной Африке: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008.
4. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. - М.: Международные отношения, 2001.
5. Каррон де ла Карьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок. - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 27.
6. Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене. - М.: РИА-КМВ, 2011. - С. 78
7. Никифорова Г.Ю., Мазуренко А.В. Брендинг и публичная дипломатия как факторы устойчивого развития территории в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 (4б).
8. Косачев К.И. Россия поддерживает свой авторитет в мире «мягкой силой» // Голос России. - 03.09.2012. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/65446337/86815347/
Коротко об авторе
Черевичко Татьяна Викторовна - доктор экономических наук, директор Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: cherevichko@inbox.ru
Briefly about author
Cherevichko Тatiana Victorovna - Doctor of Economies, Director of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: cherevichko@inbox.ru