Научная статья на тему 'Туризм как средство реабилитации детей с сенсорными нарушениями'

Туризм как средство реабилитации детей с сенсорными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
763
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПАТОЛОГИЯ СЛУХА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарзулаев Сулейман Батырович, Петухов Николай Александрович, Петров Евгений Александрович, Похоруков Олег Юрьевич

В настоящее время недостаточно полно используются возможности туризма как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем, и в частности с нарушением слуха. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристических походах люди закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нарзулаев Сулейман Батырович, Петухов Николай Александрович, Петров Евгений Александрович, Похоруков Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм как средство реабилитации детей с сенсорными нарушениями»

УДК 378.02

Нарзулаев Сулейман Батырович

Доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет, batyr-54@mail.ru, Томск

Петухов Николай Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск

Петров Евгений Александрович

Аспирант, Томский государственный педагогический университет, Томск

Похоруков Олег Юрьевич

Доцент кафедры физического воспитания Кузбасская государственная педагогическая академия

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Narzulaev Sulejman Batyrovich

The doctor of medical sciences, the professor, Tomsk state pedagogical university, batyr-54@mail.ru, Tomsk

Petukhov Nikolay Aleksandrovich

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Tomsk slate pedagogical university, Tomsk

Petrov Yevgeny Aleksandrovich

Graduate student, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Pohorukov Oleg Jurevich

The senior lecturer of chair ofphysical training, The Kuzbass state pedagogical academy

TOURISM AS A TOOL FOR REHABILITATION OF CHILDREN

WITH SENSORY DISORDERS

В Законе РФ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 04.12.2007 N Э29-ФЗ, особое внимание обращается на содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.

В настоящее время используются недостаточно полно возможности туризма как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, с нарушением слуха. Возможность противостоять воздействию различного вида внешних нагрузок, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности, особенно необходима детям с ограниченными возможностями здо-

ровья. Адаптированный к воздействиям внешней среды организм обладает большими резервами и способен их лучше использовать, то время как туризм является эффективным средством рекреации, реабилитации, оздоровления, социализации и адаптации.

Формирование системы реабилитации и социальной адаптации людей с отклонениями в развитии сенсомоторной, психомоторной и интеллектуальной сфер ориентировано на общечеловеческие принципы обеспечения для этой категории людей гражданских прав, на профилактику инвалидизации и основано на следующем научном положении: любое отклонение в здоровье, любая патология или расстройство ведет к временным или устойчивым нарушениям двигательных, координационных и других функциональных качеств. Совершенствование режимов индивидуальной двигательной активности является определяющим фактором всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, пожилых и престарелых людей.

Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристических походах люди закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные павыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Выделяют следующие виды туризма: пеший, лыжный, горный, водный, спелео, конный, парусный, велосипедный, автомото и комбинированный. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности походы подразделяются на степенные и категорийные (1-6 к. с.). Федерация спортивного туризма России пересматривает разрядные требования раз в четыре года. На данный период действуют разрядные требования по длинным дистанциям (спортивным походам) на 2006- 009 гг.

В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» выделяют, следующие виды туризма:

- туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

- туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

- туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

- туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

По целям туризм можно разделить на: оздоровительный, познавательный, профессионально - деловой, спортивный, религиозный.

Классификация туристских спортивных походов, принятая СССР, заключается в разделении их по видам туризма и последовательным катего-

риям сложности. Любые другие путешествия с применением иных средств передвижения, как бы оригинальны и интересны они не были, классификацией не охватываются. Критерием включения вида в классификацию может быть только массовость, ежегодное проведение сотен и тысяч походов этого вида.

По форме и содержанию туристическая деятельность очень разнообразна: прогулки, походы, экскурсии, экспедиции, лагеря. слеты.

Прогулка - представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширение кругозора, общего культурного развития человека.

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской и др. целью.

В настоящее время в нашей стране довольно большой процент людей, имеет ограниченные возможности здоровья. Это заметно снижает возможности их в общении и передвижении, что, в свою очередь, препятствует их гармоничному развитию и познанию окружающего мира. Особенно, от этого страдают дети. В данных обстоятельствах простой выезд на природу для них будет весьма полезен и интересен. Мировой опыт показывает, что общение с природой, является мощным фактором реабилитации инвалидов. Лучшего средства для общения с ней, чем туризм, придумать трудно. Доступный, организованный туризм привлекает внимание многих инвалидов. Активный отдых в естественной природной среде, закаляет организм, дарит здоровые эмоции, привлекает к занятиям физической культурой, помогает преодолеть многие психологические барьеры.

Школьники с патологией слуха, помимо проблем со здоровьем, имеют нарушения двигательной сферы:

- недостаточно точная координация и неуверенность движений;

- относительная замедленность овладения двигательными умениями и навыками;

- трудность сохранения статического динамического равновесия;

- замедленная реагирующая способность;

- отклонение в развитии моторной сферы, нарушение координационных способностей;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей -силовых, скоростно-силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Одной из важнейших физических способностей, необходимых для обеспечения безопасности в туристическом походе, является координация дви-

жений. Нами были проведены исследования координационных способностей детей школы интерната № 38 г. Новокузнецка Кемеровской области II вида (для детей с нарушением слуха). Дети экспериментальной группы (6 человек) на переменах между уроками занималась физической культурой по методике, направленной на коррекцию и развитие координационных способностей. В нее вошли следующие упражнения:

1. Ходьба по дорожке по прямой и по кругу: в холе на полу мелом (или цветной изолентой) рисовались следы ног (стоп) в произвольном порядке, причем, ребенок должен идти по дорожке, наступая на эти следы. Упражнение усложнялось в процессе эксперимента: 1) через каждую неделю менялась конфигурация ходьбы по дорожке и по кругу; 2) к следам дополнялись препятствия (гимнастическая скамейка, обруч, набивные мячи и т. д..); 3) прохождение дорожки с различными предметами в руках: гимнастическая палка, скакалка, обруч, мячи разных размеров и др.; 4) остановка с изменением направления движения; 5) прохождение дорожки на время.

2. Метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель, расположенную в холе. Упражнение усложнялось в процессе эксперимента: 1) менялось расположение цели; 2) изменялся размер цели.

3. На ватмане (или на стене) рисовались кисти рук в произвольном порядке (10 прономерованных отпечатков) и ребенок должен, следовать согласно номеру быстро переставляя руки на эти следы. Упражнение усложнялось в процессе эксперимента: менялась конфигурация отпечатков кисти рук.

4. Упражнение циклического характера с перекрестной координацией, выполняемое со сменой плоскостей:

И. п. - о. с., правую руку в сторону, левую вниз.

1 - правую руку вниз, левую вперед;

2 - правую руку вперед, левую вниз;

3 - правую руку вниз, левую в сторону;

4 - и. п.

5. Последовательное упражнение, выполняемое со сменой плоскостей:

И. п. - о. с., правую руку в сторону, левую вниз.

1 - правую руку вверх, левую в сторону;

2 - правую руку вперед, левую вверх;

3 - правую руку вниз, левую вперед;

4 - и. п.

6. Разноритмичное упражнение, выполняемое по фронтальной плоскости:

И. п. - о. с., правую руку вверх, левую вниз.

1 - правую руку вниз, левую вверх;

2 - правую руку вверх;

3 - правую вниз;

4 - правую вверх, левую вниз;

5 - левую вверх;

6 - правую вниз;

7 - правую вверх;

8 - и. п.

В тёплое время года упражнения проводились на свежем воздухе.

Время выполнения упражнений на всех переменах составило от 20 до 25 минут в зависимости от количества и продолжительности перемен. Упражнения № 4-6 выполняются не менее 5 раз за перемену.

Эффективность применения, методики развития координационных способностей слабослышащих детей.

В результате проведенного эксперимента выявлены достоверные отличия следующих изучаемых показателей координационных способностей слабослышащих школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной: проба Ромберга - пяточно-носочная поза и проба Ромберга -поза «аист».

По всем другим показателям координационных способностей наблюдаются достоверность различий конечных данных с исходной величиной только в экспериментальной группе (р<0,05), исключение составляет теп-пинг-тест, где нет достоверных различий (таблицы 1-3).

Таким образом, применение предложенной нами методики привели к улучшению координационных способностей у детей нарушением слуха.

Таблица 1 - Динамика координационной способности экспериментальной группы

№ Тест «ловля линейки», см Тест «фишки», с Проба Ромберга: пяточноносочная поза, с Проба Ромберга: поза «аист», с теппинг-тест, кол-во движений за 5 с тест: «попадание в цель», кол-во раз

В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года в конце года В начале года В конце года В начале года В конце года

1. 27.3 19 15 9.5 9 16 1.5 3.8 20 25 6 10

2. 27 17.8 14.6 8 7.5 32 2.4 6.5 27 35 6 8

31.2 18.2 16 11.6 2.7 12.5 2 7 26 29 7 10

4. 27 20.4 16.5 12.5 8.1 28.1 3.2 11.5 20 26 8 10

5. 22.8 15.5 14.9 11 11.4 21.4 3.8 10 23 28 6 9

6. 27 19 16.2 9.1 5 14 о :> 9 19 26 7 9

Таблица 2 -Динамика координационной способности контрольной группы

№ Тест «ловля линейки», см тест «фишки», с проба Ромберга: пяточноносочная поза, с проба Ромберга: поза «аист», с геппинг-тест, кол-во движений за 5 с тест: «попадание в цель», кол-во раз

В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года В начале года В конце года

1. 29.6 18 16 12.8 5.5 12.8 1 2.5 24 32 7 9

2. 25 21.7 13 11.2 12 15.6 1.5 3 17 22 8 10

3. 26.5 23 14.5 12 1.9 5 1.8 4.2 19 21 6 7

4. 28.5 20.4 14 11.1 9.2 11.8 3.5 6 25 27 5 7

5. 27 25.8 12.9 10.5 10 14 4 7 27 31 8 9

6. 21 26 15.5 13 4.5 8 2 5.5 22 25 7 8

Таблица 3 - Показатели координационной способности испытуемых в начале и в конце педагог ического эксперимента

№ Показатели Х±т

Экспериментальная группа п=6 Контрольная группа п=6

В начале года В конце года В начале года В конце года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тест «ловля линейки», см 27.05±2.66 18.32±1.64 26.27±3.03 22.48±3.12

Р <0,05 >0,05

2. Тест «фишки», с 15.53±0.79 10.28±1.69 14.32±1.27 11.77±1.00

Р <0,05 <0,05

о Э. Проба Ромберга: пяточно-носочная поза, с 7.28±3.06 20.67±7.96* 7.18±3.82 Il.2--t3.96

Р <0,05 >0,05

4. Проба Ромберга: поза «аист», с 2.65±0.84 7.97±2.76* 2.3±1.18 4.7±1.77

Р <( 3,05 >0,05

5. Теппинг-тест, кол-во движений за 5 с 22.5±3.39 28.17±3.65 22.33±3.78 26.33±4.55

Р >0,05 >0,05

6. тест: «попадание в цель», кол-во раз 6.67±0.82 9.33±0.81 6.83±1.17 8.33±1.21

Р <0,05 >0,05

Достоверность различий между экспериментальной и контрольной группой (р<0,05).

Библиографический список

1. http://www.tssr.ru/main/docs/razrydi/625/.

2. http://www.tssr.ru/invalid/news/412/.

3. http://www.tssr.ru/invalid/news/425/.

4. http ://turizm.lib.ru/t/turism/turlaw.shtml.

5. http://www.sch38nvkz.narod.ru/.

6. Выгодский, JI. С. Основы дефектологии [Текст]/ JI. С. Выгодский. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с.

7. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. НемытовМ.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

8. Специальная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Составители: С. Б. Ыарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова, Е. В. Ширенкова, О. К). Похо-руков. - Томск: Полиграфическая фирма «STAR», 2006. - 147 с.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-фз «О физической культуре и спорте в российской федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.