Научная статья на тему 'Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе'

Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЕ / КОММУНИКАЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Майкова Валентина Петровна, Захарова Ольга Александровна

В статье рассматривается одна из практически важных социально-философских проблем, связанных с сохранением культурного многообразия, установлением мирных отношений на планете с учётом современных социальных процессов. Показано, что сохранение национальных и этнических черт, социальная гармонизация обеспечиваются диалогическим взаимодействием. Раскрыто содержание диалога в условиях глобализации как основы сохранения мира. Представлена роль туризма в формировании межкультурной коммуникации. Авторы приходят к выводу, что туристическая сфера является одним из факторов сплочения народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers one of the most important socio-philosophical problems related to the preservation of cultural diversity, the establishment of peaceful relations on the planet, taking into account modern social processes. It is shown that the preservation of national and ethnic traits, social harmonization is ensured by dialogical interaction. The content of the dialogue is revealed in the context of globalization as the main condition for preserving peace. The role of tourism in the formation of intercultural communication is presented. The authors come to the conclusion that the tourist sphere is one of the factors of the rallying of peoples.

Текст научной работы на тему «Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе»

УДК 1.30.2:379.857

DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-62-68

ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Майкова ВП, Захарова О.Н.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается одна из практически важных социально-философских проблем, связанных с сохранением культурного многообразия, установлением мирных отношений на планете с учётом современных социальных процессов. Показано, что сохранение национальных и этнических черт, социальная гармонизация обеспечиваются диалогическим взаимодействием. Раскрыто содержание диалога в условиях глобализации как основы сохранения мира. Представлена роль туризма в формировании межкультурной коммуникации. Авторы приходят к выводу, что туристическая сфера является одним из факторов сплочения народов.

Ключевые слова: диалог, культура, туризм, путешествие, коммуникации, культурное взаимодействие, культурный конфликт, социум.

TOURISM AS A FACTOR IN THE FORMATION OF DIALOGICAL INTERECTION IN MODERN SOCIETY

V. Ма1Ша, O. Zakharova

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article considers one of the most important socio-philosophical problems related to the preservation of cultural diversity, the establishment of peaceful relations on the planet, taking into account modern social processes. It is shown that the preservation of national and ethnic traits, social harmonization is ensured by dialogical interaction. The content of the dialogue is revealed in the context of globalization as the main condition for preserving peace. The role of tourism in the formation of intercultural communication is presented. The authors come to the conclusion that the tourist sphere is one of the factors of the rallying of peoples.

Key words: dialog, culture, tourism, travelling, communication, cultural interaction, cultural conflict, society.

Сегодня мир сложен и противоречив. Террористические и экстремистские настроения угрожают жизни всего человечества. Социальные конфликты, зачастую перерастающие в военные, разгораются во многих точках планеты. Земля стоит перед угрозой уничтожения. Формирование диалогического взаимодействия - основная задача современности. Это такой диалог, в основании которо-

© Майкова В.П., Захарова О.Н., 2017.

го должно быть положено понимание и осознание духовного единства народов. Это диалог мировоззрений, а также мировоззрения как некого целостного взгляда на мир. Сегодня взаимодействие разных культур является характерной чертой его развития. Наличие общего смыслового поля существует во всех сферах жизнедеятельности, поскольку диалектическим изменениям подвластны все без исключения: и каждый человек в отдельности, и общности, и страны. Люди учатся друг у друга, и это желание всегда присутствует. Проблема диалога - это своего рода социализированная диалектика Гегеля, которая лежит в основе всего мира, а, значит, диалог есть не только фактор развития, но и устойчивости, сохранности всего мирового пространства.

В условиях кризиса рациональности и деградации социальных коммуникаций поиск духовных смыслов через призму "Я" и "Другого" становится жизненно необходимым и выступает в качестве основания сохранности мира. Механизм взаимодействия личностей-культур в их концепциях вступает в диалогическую связь, которая интерпретируется учёными как форма общения отдельных людей и как способ коммуникации их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Постижение собственного «Я» происходит через общение с другими людьми [1].

Диалогическое взаимодействие -это мир проникновения в личность другого и через него - в самого себя, это способ снять с «Я» субъекта диалога социальную маску, едва ли не «намертво сросшуюся» с человеком в мире «отчуждения». В диалогическом

взаимодействии человек как бы освобождает себя от власти «отчуждения» и потому становится способным к сотворчеству. Диалогическое взаимодействие как мир субъект-субъектных отношений, «вырастающий» по мере диалектического «снятия» мира отчуждения. В таком мире человек становится способным вступать в общественные отношения и выступает прежде всего как личность, как свободный субъект, творящий мир по законам истины, добра и красоты.

Диалогическое взаимодействие является не преддверием к действию, а самим действием. Оно и не средство раскрытия, обнаружения как бы уже «готового» характера человека; нет, здесь человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, кто он есть не только для других, но и для себя самого.

Переход из внутреннего диалога во внешний. Понять, осмыслить, раскрыть данный переход, исходя лишь из одного диалога, невозможно, поскольку диалог есть лишь «внешнее выражение процесса». Переход из внутреннего диалога во внешний глубоко диалектичен, и осмыслен может быть только с позиций диалектики.

Духовный диалог культур - это своего рода взаимодействие цивилизаций, каждая из которых считает необходимой постановку вопроса о собственном бытии духовно-нравственных ценностей как «завершёнными» и «целостными» перед опытом бытия ценностей других цивилизаций. В таком диалоге нет и не может быть никакого рода притязаний стать эталоном прогресса [7].

Необходимо подчеркнуть, что в основе диалогического взаимодействия

лежит особый механизм общения, обеспечивающий связь между духовно-нравственными ценностями культуры и создающий общее коммуникационное поле. Общение здесь, даже если оно вполне реально происходит между индивидами, не является полностью индивидуальным, поскольку сам индивид представляет собой продукт социокультурных обстоятельств, а культура - это понятие коллективное.

В принципе «диалогичности» проявляется «внутренняя» характеристика культуры, которая «диалогична» уже в силу наличия в ней двух находящихся во взаимодействии культур. Диалог внутри самой культуры осуществляется в оппозиционном единстве «верхней» и «низовой» культур.

Диалогическое взаимодействие -это средство формирования духовно-нравственных ценностей личности, которое определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию коллективных структур, имея конечной целью сформировать устойчивые нравственные отношения к негативным явлениям общества, групп и коллективов. Природа диалога заключена в изначальной обращённости сознания к другому сознанию, диалогу имманентно присущ принцип понимания, децентризм, поиск возможного компромисса, позволяющие реализовать диалогическое взаимодействие. Деятельностный характер, основанный на взаимопонимании и адекватной интерпретации субъектами духовно-нравственных ценностей, выделяет диалогическое взаимодействие из других коллективных отношений. Диалогическое взаимодействие имеет своим началом коммуникативную деятельность, общение, а его про-

должение реализуется в совместном действии.

Диалогическое взаимодействие осуществляется на всех уровнях духовного бытия, т. к. диалог имманентно присущ личности. Субъектами реализуется выработка стратегии совместных действий через включение их в сложившиеся коллективные отношения и процесс личностной самореализации.

Смыслы рождаются в результате диалогического взаимодействия, коммуникации, интерсубъективности, что ставит эти понятия на одно из важнейших мест среди других, которые необходимы при анализе феномена осмысленности мира, поиске фундаментальных ценностей, жизнеутверждающих констант, а также в диагностике духовной ситуации современности [6].

Построить диалог - целое искусство и наука гуманизма, справедливости, милосердия, демократии и равноправия. Это очень трудно, иногда кажется невозможным, но необходимо, а значит возможно. Диалог предполагает: во-первых, наличие общего смыслового поля, и такое поле всегда есть - территориальная целостность государства, сохранение планеты Земля; во-вторых, желание учиться у другого, посмотреть на себя как бы со стороны, другими глазами.

Перспективной в решении этой проблемы представляется туристическая сфера. Многоаспектность туристических практик, глубокая смысловая наполняемость концепта «путешественник», включение в эту сферу различных субъектов: индивидов, социально-политических, культурных общностей, социальных институтов во взаимосвязи с окру-

жающей природной и социальной средой - показали возможность формирования весьма содержательного конструктивного диалога народов как духовно согласованного, объединяющего, направленного на созидание, а не разрушение, на взаимоуважение, взаимный интерес.

Впервые осмысление аутентичности туризма с точки зрения социально-философского анализа и социологического подхода предпринял в 60-е гг. прошлого столетия Д.Дж. Бурстин. Он охарактеризовал туризм как «псевдособытие», как «бесконечную систему иллюзий» [10]. Для Д. Маккенела туризм являлся новой теорией досугово-го класса. Он считал, что турист - это модель современного человека «вообще» [11]. По мнению Ж. Бодрий-яра и Дж. Урри, туризм инициирует создание новых туристических пространств.

Большое значение туризму как социальной практике придавал Дж. Урри. Он считал, что туристическая практика - это современный путь познания мира.

Анализируя паломнические, бро-дяжеские, игровые, фланерные, туристические опыты в философской интерпретации, З. Бауман пришёл к выводу, что эти практики становятся яркими парадигмальными образцами социокультурного пространства. Туризм с обочины социального действа, основанного на практике бродяг, переместился в центральную часть, став типажом деятельности. С психологической точки зрения, по мнению Ф. Пирса, мотивацией к путешествиям являются личные желания, образ жизни, ценностные ориентации, мировоззрение людей [8].

Как считает Д. Кэмпбелл, для путешествий характерно олицетворение ритуалов инициации, воспроизводство разнообразных обрядовых форм перехода из одного личностного сознания к другому. Это процесс, соответствующий пограничному состоянию, когда формируется новая личностная идентичность.

По мнению отечественных исследователей туризма Д.Н. Замятина, В.Л. Каганского, К.С. Пигрова и некоторых других учёных, туристическая деятельность - это специфический социальный опыт включения географических метаобразов в сознание в результате психологического, физического, рационального освоения новых пространств. Путешествие можно рассматривать в некоторых случаях в качестве частного случая миграции.

В теории Д.Н. Замятина туристическая практика может стать индикатором резких социальных изменений [3].

По мнению В.Л. Каганского, туризм - одна из разновидностей пространственного освоения мира, в результате которого личность самоидентифицируется. Путешествия про-блематизируют через репрезентации, актуализации и соотношения границ, а также смыслообразуют определённое туристическое пространство [4].

К.С. Пигров систематизирует путешествие сквозь призму динамики развития мировой цивилизации [8].

Согласно И. Касавину, путешествие сопровождается определённой работой сознания по гештальт-переключе-нию с одного способа видения на другой [5].

Для Б.В. Маркова туризм является формой глобализации, а путешествия появились как социальная практика

намного раньше, и поэтому необходимо разделять эти понятия: туризм и путешествия [9].

По мнению С.П. Гурина, инициацией путешествий является устремление к "Другому". Это бесконечный поиск идеала, в том числе и с помощью образов неизвестной культуры [2].

В современной науке нет единого представления о туризме, история которого тесно переплетена с антропо- и социогенезом. Поэтому и нет единого понимания туризма, а есть попытки его осмыслить как особую форму жизнедеятельности людей, как исторически изменчивую форму познания мира. Эта такая жизнедеятельность, которая служит средством понимания и объяснения мира и содержит побуждающие к социальным действиям поведенческие установки, выражающиеся во взаимодействии культур, диалоге народов через систему общечеловеческих ценностей и норм. Это социальная практика взаимодействия разнообразных культур, динамичной внутрисущностной личностной диалектики на основе межкультурного и межличностного диалогического взаимодействия. Любые туристические перемещения, в том числе и транспортные, расширяют пространственные границы восприятия, наполняя смыслом всё пространство, в котором путешествующий готов и жаждет новых знакомств, познания иной культуры, иной социальной и семиотической реальности. Наполняются смыслом не только вещи, пространства, но даже время через смысл мгновений.

Туризм - это мощная форма социальной и межличностной коммуни-

кации, поэтому многие исследователи рассматривают туристическую сферу жизнедеятельности социума как форму межкультурной коммуникации, где включены и функционируют вербальные и невербальные средства общения. Поведение и действия, предметы и природа, всё окружающее пространство становится символом, знаком, передающим семиотику иной культуры.

Туризму характерна аккумулирующая функция через накопление ассоциативных кодов, преемственности культуры. Охранительная функция туристической сферы проявляется в сохранении и передаче культурных традиций. Межнациональный характер туристической практики тождествен гражданскому обществу как упорядоченной социальной системе гармонического существования разнородных элементов.

Как социальный феномен туризм имеет гетерогенный характер. Как бы одобряя сосуществование разных культур через индивидуальный опыт, туристическая деятельность предполагает их взаимодействие через сохранение плюрализма, как бы противодействуя глобализационным процессам приведения мира к единообразию. Мировые проблемы современности - сохранение культурного разнообразия, как национального, так и этнического, установление мировой духовной гармонии разнородного -всё это можно решить с помощью неисчерпаемых возможностей туризма, генезис которого предполагает дух толерантности, взаимное признание, интерес к иному.

^ббу

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

2. Гурин С.П. Философия идентичности [Электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал: [сайт]. URL: http://www.topos.ru/article/6727 (дата обращения 06.05.2017).

3. Замятин Д.Н. Постгеография: Капитал(изм) географических образов. СПб.: Гуманитарная академия, 2014. 592 с.

4. Каганский В.Л. Путешествие в ландшафте культуры // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. 2001. Вып. 2. С. 3-18.

5. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РГХИ, 1999. 408 с.

6. Интерсубъективность в науке и философии / отв. ред. Н.М. Смирнова. М.: Канон+, 2014. 416 с.

7. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 5. С. 3-5.

8. Пигров К.С. Человек осциллирующий: к исследованию контрапункта социального развития // Социальная аналитика ритма: сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 144-157.

9. Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры: коллективная монография / отв. ред. М.В. Бирюкова, А.В. Ляшко, А.А. Никонова. СПб.: РХГА, 2014. 368 с.

10. Boorstin D. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America. 25. ed. New-Jork: Vintage Books, 1992. 319 p.

11. MacCannell D. Empty Meeting Grounds. New-Jork: Routledge, 1999. 248 p.

REFERENCES

1. Bibler B.C. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat'pervyy

vek [From the Science of Learning to the Logic of Culture: Two Philosophical Introductions into the Twenty-First Century]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 413 p.

2. Gurin S.P. [The Philosophy of Identity]. In: Topos: literaturno-filosofskii zhurnal [Topos: a Literary and Philosophical Journal]. Available at: http://www.topos.ru/article/6727 (accessed: 06.05.2017).

3. Zamyatin D.N. Postgeografiya: Kapital(izm) geograficheskikh obrazov [Postgeography: Capital(ism) of Geographical Images]. St. Petersburg, Humanitarian Academy Publ., 2014. 592 p.

4. Kaganskii V.L. [A Journey in the Landscape of Culture]. In: Kul'tura v sovremennom mire:

opyt, problemy, resheniya [Culture in the Modern World: Experience, Problems, Solutions], 2001, no. 2, pp. 3-18.

5. Kasavin I.T. Migratsiya. Kreativnost'. Tekst. Problemy neklassicheskoi teorii poznaniya [Migration. Creativity. Text. Non-Classical Problems of the Theory of Knowledge]. St. Petersburg, Russian Christian Humanities Institute Publ., 1999. 408 p.

6. Smirnova N.M., ch. ed. Intersub'ektivnost' v nauke i filosofii [Inter-Subjectivity in Science and

Philosophy]. Moscow, Kanon+ Publ., 2014. 416 p.

7. Mironov V.V. [Science and the "Crisis of Culture" (or the Prolonged Carnival)] In: Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Bulletin of Moscow University. Series 7: Philosophy], 1996, no. 5, pp. 3-5.

8. Pigrov K.S. [People Oscillating: the Study of Counterpoint Social Development]. In: Sotsial'naya analitika ritma: sbornik materialov konferentsii [Social Intelligence Rhythm. The

Conference Proceedings], St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2001. pp. 144-157.

9. Biryukov V.M., Lyashko V.A., Nikonov A.A. ch. eds. Fenomen odinochestva. Aktual'nye voprosy gigieny kul'tury [The Phenomenon of Loneliness. Topical Questions of the Hygiene of Culture]. St. Petersburg, Russian Christian Humanities Academy Publ., 2014. 368 p.

10. Boorstin D. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America. New-Jersey, Vintage Books, 1992. 319 p.

11. MacCannell D. Empty Meeting Grounds. New-Jork, Routledge, 1999. 248 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Майкова Валентина Петровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Захарова Ольга Александровна - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Valentina P. Maykova - Doctor of Philosophy, professor at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Olga A. Zakharova - postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Майкова В.П., Захарова О.А. Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. С. 62-68 DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-62-68

FOR CITATION

Maikovа V.M., Zakharova O.A. Tourism as a Factor in the Formation of Dialogical Interaction in Modern Society. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2017, no. 4, рр. 62-68 DOI: 10.18384/2310-7227-2017-4-62-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.