Научная статья на тему '"ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО" КАК ПОНЯТИЕ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ'

"ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО" КАК ПОНЯТИЕ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
989
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / TOURISM ECONOMY SECTOR / SPACE / TOURIST SPACE / REGIONAL TOURISM PRODUCT / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРОСТРАНСТВО / ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шарафутдинов Владимир Насибуллович, Онищенко Елена Васильевна

В статье предпринята попытка обобщения различных точек зрения зарубежных и отечественных ученых на понятие «туристское пространство», его потенциал и структуру как объект конструирования. Выявлены и систематизированы основные научные подходы к пониманию туристского пространства (географический, экономический, экономико-географический, социальный, социокультурный, междисциплинарный), определены их характерные особенности. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что наиболее целостно концепция туристского пространства может быть представлена в рамках междисциплинарного подхода с привлечением специалистов различных сфер и областей, участвующих в создании, обустройстве и развитии туристских пространств регионов мира. На основе соединения многочисленных критериев типологизации туристского пространства, предложенных учеными, выделены основные его элементы. В заключении выявлены проблемные направления в исследовании туристского пространства, на взгляд авторов, пока не отраженные в понимании его сущности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке базовой теории туризма, при формировании концепций и стратегий развития туризма в регионах России с целью повышения конкурентоспособности региональных турпродуктов и их продвижения на российском и международном рынке туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TOURIST SPACE” AS A CONCEPT: SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY

The article attempts to generalize various points of view of foreign and domestic scientists on the concept of “tourist space”, its potential and structure as an object of construction. The main scientific approaches to understanding the tourist space (geographical, economic, economic-geographical, social, sociocultural, interdisciplinary) have been identified and systematized, their characteristic features have been identified. Based on the analysis, it was concluded that the most holistic concept of the tourist space can be presented as part of an interdisciplinaryapproach with the involvement of specialists from various fields and areas involved in the creation, arrangement and development of tourist spaces of the worlds regions. Based on the combination of numerous typological criteria for tourist space proposed by scientists, its main elements are identified. In conclusion, the problem areas in the study of tourist space are identified which, in the opinion of the authors, not yet reflected in the understanding of its essence. The results of the study can be used in developing the fundamental theory of tourism, in developing concepts and strategies for the development of tourism in the regions of Russia to increase the competitiveness of regional tourism products and their promotion in the domestic and international tourism services market.

Текст научной работы на тему «"ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО" КАК ПОНЯТИЕ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.3

UDC 338.48 Submitted: 30.04.2020

LBC 65.04+75.81 Accepted: 15.05.2020

"TOURIST SPACE" AS A CONCEPT: SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY

Vladimir N. Sharafutdinov

Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Sochi, Russian Federation; Sochi State University, Sochi, Russian Federation

Elena V. Onishchenko

Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Sochi, Russian Federation

Abstract. The article attempts to generalize various points of view of foreign and domestic scientists on the concept of "tourist space", its potential and structure as an object of construction. The main scientific approaches to understanding the tourist space (geographical, economic, economic-geographical, social, sociocultural, interdisciplinary) have been identified and systematized, their characteristic features have been identified. Based on the analysis, it was concluded that the most holistic concept of the tourist space can be presented as part of an interdisciplinary approach with the involvement of specialists from various fields and areas involved in the creation, arrangement and development of tourist spaces of the worlds regions. Based on the combination of numerous typological criteria for tourist space proposed by scientists, its main elements are identified. In conclusion, the problem areas in the study of tourist space are identified which, in the opinion of the authors, not yet reflected in the understanding of its essence. The results of the study can be used in developing the fundamental theory of tourism, in developing concepts and strategies for the development of tourism in the regions of Russia to increase the competitiveness of regional tourism products and their promotion in the domestic and international tourism services market.

Key words: tourism, tourism economy sector, space, tourist space, regional tourism product.

Citation. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. "Tourist Space" as a Concept: Scientific Approaches to the Study. Journal of Volgograd State University. Economics, 2020, vol. 22, no. 2, pp. 28-39. (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.15688/ekjvolsu.2020.2.3

УДК 338.48 Дата поступления статьи: 30.04.2020

ББК 65.04+75.81 Дата принятия статьи: 15.05.2020

«ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК ПОНЯТИЕ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Владимир Насибуллович Шарафутдинов

Субтропический научный центр РАН, г. Сочи, Российская Федерация; Ц Сочинский государственный университет, г. Сочи, Российская Федерация

Ч, Елена Васильевна Онищенко

Д

pq Субтропический научный центр РАН, г. Сочи, Российская Федерация

«

§

|| Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения различных точек зрения зарубежных и отече-fc ственных ученых на понятие «туристское пространство», его потенциал и структуру как объект конструирования. Выявлены и систематизированы основные научные подходы к пониманию туристского пространства

О р

=3 (географический, экономический, экономико-географический, социальный, социокультурный, междисцип-

©

(N ©

(N

И

W

я

В

линарный), определены их характерные особенности. На основе проведенного анализа сделан вывод о том,

что наиболее целостно концепция туристского пространства может быть представлена в рамках междисциплинарного подхода с привлечением специалистов различных сфер и областей, участвующих в создании, обустройстве и развитии туристских пространств регионов мира. На основе соединения многочисленных критериев типологизации туристского пространства, предложенных учеными, выделены основные его элементы. В заключении выявлены проблемные направления в исследовании туристского пространства, на взгляд авторов, пока не отраженные в понимании его сущности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке базовой теории туризма, при формировании концепций и стратегий развития туризма в регионах России с целью повышения конкурентоспособности региональных турпродуктов и их продвижения на российском и международном рынке туристских услуг.

Ключевые слова: туризм, туристский сектор экономики, пространство, туристское пространство, региональный турпродукт.

Цитирование. Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В. «Туристское пространство» как понятие: научные подходы к исследованию // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2020. -Т. 22, №№ 2. - С. 28-39. - DOI: https://doi.org/10.15688/екггоки.2020.2.3

Введение

Активное развитие мирового и внутреннего туристских рынков, более широкий взгляд исследователей на феномен туризма как «динамически постоянно эволюциониру-ющегося целого» [Леухин, 2008] привели к усложнению используемого терминологического аппарата, где в последнее время стало особое внимание уделяться пространственным локациям туризма. Все термины, применяемые в устоявшейся профессиональной среде, например, такие как «туристская индустрия», «рекреационно-туристс-кий комплекс», «туристско-рекреационная система» и ряд других, порой пересекающихся друг с другом и не всегда в достаточной степени способных раскрыть все стороны и особенности туризма, теперь вполне логично стало принято рассматривать в рамках понятия «туристское пространство» (далее - ТП), состоящего из конструкций и элементов разной природы, в ряде случаев опирающихся на само понятие «пространство» и его сущность.

По мнению ряда ученых (Д.В. Никулин, М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов, И.Т. Касавин, В.С. Бернштейн, З.Е. Фомина), под пространством понимается «фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяженность его существования». Данное понятие, являющееся одной из базисных категорий философии и научного знания, «концептуализирует основное условие существования мира - наличие места, в котором существуют (сосуществуют) вещи (объекты, предме-

ты) и явления» [Фомина, 2016, с. 76; Пространство ... , 2020]. Они для нас предстают в различных формах: вещественных и невещественных, видимых и невидимых, материальных и духовных и т. д.

Но проблема изучения туристского пространства, как принято считать, возникшего на стыке географического, экономического и социального пространств, широта спектра применения как самого понятия «туристское пространство», так и его производных привели к совершенно различным точкам зрения понимания его сущности, смысла, формированию целого ряда взглядов на его структуру. Как подчеркивает американский ученый D. Harvey, «каждая форма деятельности определяет свое собственное пространство» [Harvey, 1973]. Это наводит на необходимость не просто системного обобщения, но и выработки современных подходов в данной области, тем более что ряд важных аспектов проблемы, касающихся пространственно-временных форм туристского пространства, продолжает вызывать живой интерес у теоретиков и практиков, что требует вернуться не только к самой дефиниции, но и к проведению дальнейших изысканий по ее концептуализации. На наш взгляд, это позволит обеспечить заполнение некоторых имеющихся лакун в теории туризма, а также поставить вопрос относительно перспектив и возможностей дальнейшего обустройства и развития непосредственно самого туристского пространства, как в регионах, так и в масштабе всей страны - формирование единого туристского пространства.

Материалы и методы

Работа основана на анализе научных трудов тех авторов, знакомство с которыми позволяет создать необходимую теоретическую основу для дальнейшего изучения туристского пространства как концепции и выявить описанные ниже подходы. При проведении исследования и изложения материала были использованы следующие методы: системный и структурно-функциональный анализ, позволившие осуществить систематизацию и структуризацию материала по выявлению сущности туристского пространства как объекта исследований в области экономики, социологии, философии, культурологии и других наук; ретроспективный метод, сделавший возможным рассмотрение исторического развития изучаемого процесса.

Обзор литературы и обсуждение

Согласно наиболее распространенному на Западе определению «туристское пространство, в самом общем виде - это область, в которой осуществляется туризм. Это могут быть зоны, специально спроектированные, проданные и предназначенные для туристов, или зоны, которые привлекают туристов и становятся пространствами, отданными туризму» [Metro-Roland, 2014].

Сама идея конструирования туристского пространства не нова. В зарубежной и отечественной науке существует несколько направлений научных концепций в соответствии с названной проблемой. Обзор литературы показывает, что среди ученых, проводящих исследования в этой области, существующие разногласия в основном связаны с различными представлениями о пространственном подходе к феномену туризма в современном обществе [Романова и др., 2019].

Первую группу представляют работы ученых, освещающие географический подход к исследованию туристского пространства и опирающиеся на теоретические положения рекреационной географии. Близость представлений о тенденциях и механизмах развития туристского пространства отсылает нас к работе В.С. Преображенского,

Ю.А. Веденина и др., раскрывающих базовую концепцию рекреационно-географичес-кого пространства с исследованием его морфологии, эволюции процессов и форм территориальной организации рекреационной деятельности, особо выделяя взаимосвязанные свойства пространства, такие как континуальность и дискретность [Преображенский и др., 1989].

Особого внимания здесь заслуживает методика изучения пространственно-временной локализации рекреационного процесса, касающаяся использования трехмерного пространства-времени, предложенная Ю.А. Ведениным [Веденин, 1982]. Следует отметить, что дальнейшие регионоведчес-кие исследования туристского пространства с комплексным изучением территории для развития туризма зачастую стали рассматривать ее как континуальное образование [Дунец, 2014; Александрова, 2018], акцентируя внимание на том, что жизнь общества протекает в пространственно-временном континууме, в геопространстве [Мажар, 2010]. Но не всем понятен данный подход. Например, по мнению В.В. Глущенко, туристское пространство - это лишь территориально-географическое место, где присутствуют туристские достопримечательности в виде ресурсов, которые могут удовлетворить потребности по восстановлению физических и духовных сил человека [Глущенко, 2014]. То есть в современных научных исследованиях присутствует и узкий географический взгляд на данное понятие.

Вторая группа работ в рамках экономического подхода представляет туризм и рекреацию в виде части экономического пространства с помощью таких категорий, как туристско-рекреационный комплекс, кластер, дестинация, где «туристско-рекреаци-онное пространство рассматривается в качестве совокупности субъектов экономической деятельности, то есть как отрасль экономики и источник пополнения бюджета [Грицай и др., 2012]. Представленная идея получила развитие в работах Е.А. Джанд-жугазовой, где автор уже представляет ту-ристско-рекреационное пространство в более широком смысле, как ряд регионов, где возникает спрос на туристские продукты,

удовлетворяется спрос, а также осуществляется взаимосвязь [Джанджугазова, 2006], таким образом определяя важность этого пространства с точки зрения развития рынков и экономики в целом.

Понимание туристского пространства, где происходит экономическая деятельность, безусловно, затрагивает и другие вопросы, рассматриваемые отечественными учеными в последние годы с выходом на междисциплинарное его осмысление. Они связаны не только с формированием сбалансированного спроса и предложения на туристские продукты, но и условиями и факторами, обеспечивающими структуру и качество туристского пространства. Речь идет о работах исследователей, посвященных проблемам рационального распределения и использования ограниченных туристских ресурсов (их туристского и производственного потребления), налаживания устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов во взаимосвязи с концепцией устойчивого развития туризма [Шарафутдинов, 2018; Сарян, 2019]. Следует отметить также исследования ученых о новых средствах удовлетворения потребностей в рамках туристских пространств, о формировании так называемой «экономики впечатлений», где впечатления предстают в качестве движущей силы и фактора создания условий для максимально эффективного удовлетворения этих потребностей [Афанасьева и др., 2019].

Третью группу составляют работы по изучению особенностей освоения туристского пространства с помощью экономико-географического подхода (превалирует в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе и в России). Его теоретико-методологической основой выступают концепции территориальных рекреационных систем и комплексов. Как отмечает О.А. Мечков-ская, при этом рекреационно-туристское пространство определяется как часть окружающей географической среды с сочетанием природных и антропогенных элементов и их взаимосвязей, на которые присутствует реальный эффективный спрос и есть система предоставления различных услуг по туристскому потреблению в свободное время.

«Тип пространства, его состояние (зарождение, становление, ассимиляция, колонизация и урбанизация) здесь зависит от характера освоения туристской территории, интенсивности туристских потоков» [Мечков-ская, 2011, с. 87] и их распределения по территории, выделенной рекреационно-турист-ской специализации, влияния туризма на окружающую среду и т. д.

К данному пониманию близка точка зрения Т.В. Черевичко, которая «в качестве основы туристского пространства» определяет «территориальную туристскую систему, включающую в себя объекты туристского назначения (туристские ресурсы, средства размещения, инфраструктуру и т. д.)» [Черевичко, 2015, с. 3]. Опираясь на идеи И.И. Пирожника [Пирожник, 2006], в своем исследовании автор указывает на ряд свойств, присущих туристскому пространству, такие как «неоднородность, упорядоченность, локализо-ванность, изменчивость, гетерогенность и комплексность, открытый характер по отношению к другим видам пространства, сезонность функционирования, целостный характер составных элементов», динамические процессы [Черевичко, 2015].

В четвертую группу следует включить работы социологов, полагающих, что «пространство представляет собой не столько территориальную, сколько сущностную характеристику условий и возможностей развития социальных субъектов» [Арсентьева, 2010, с. 21]. Отсюда понимание туристского пространства в рамках социального подхода в исследованиях ученых [Понукалина, 2010; Иванова, 2011; Ярская и др., 2011; Абу-льян и др., 2018 и др.], где их основное внимание концентрируется, прежде всего, на социальной функции туризма. В частности, И.В. Зорин поднимает аксиологические вопросы природы ценности туристского пространства, представляя его элементом «социально организованного пространства, основная функция которого - способствовать развитию личности путем использования специфических методов для расширения доступности социокультурной сферы и объектов природного и культурного наследия» [Зорин, 2000]. В этом же ключе понимание термина И.Ю. Соломиной, где туристское простран-

ство - «это особый вид пространства, существующего как логическая форма, состоящая из элементов или конструкций разной природы, объединенных единой целью -удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха и рекреации» [Соломина, 2016].

Следующую группу составляют исследования семиотического потенциала туристского пространства (в том числе виртуального) и технологий, связанных с его реализацией в рамках социокультурного подхода. В этом плане чрезвычайно интересна концепция семиотизации туристского пространства, предложенная А.Н. Леухи-ным, согласно которой развитие туризма в регионах зависит не столько от присутствия развитой инфраструктуры, сколько «от степени генерации и накопления в регионе туристских нарративов» как «корпуса сюжетов», который объединяет в себе наличие «реальной истории о достопримечательностях», «легенд и мифов», а также «транслируемых в средствах массовой информации образов-символов и имиджей территории», составляющих семиотическое пространство и «способных выступить ключом к пониманию уникального социокультурного кода города / региона» [Леухин, 2018, с. 41, 43]. Синтез всех этих элементов социального конструкта, согласно теории К. Левина, как раз и формирует энергетический потенциал поля (туристского пространства), его способность к притягиванию и отталкиванию.

Следует также отметить, что за рубежом имеются и другие подходы, основанные на междисциплинарном понимании туристского пространства. Так, ученые из Великобритании G. Shaw и A. Williams предпринимают попытки объединить экономические и культурные особенности туристского пространства для изучения различных его уровней (от локального до глобального). Исследование основано на обсуждении трех ключевых процессов: производство и потребление туристских пространств; потреб-

ление и коммодификация туристского опыта; строительство и реконструкция туристских пространств [Shaw et. al., 2004]. Экономисты, культурологи и ландшафтоведы США и Европы подходят к туристскому пространству, выделяя способы его дифференциации; утверждают, что туристские пространства имеют как материальные, так и символические аспекты, придающие им форму [MacCannell, 1976; Judd, 1999; Edensor, 2001; Cartier et al., 2005]. Китайские ученые разрабатывают пространственную эволюционную модель туристских дестинаций на основе теории сложных адаптивных систем [Yang et al., 2019]. Польский исследователь M. Wieckowski пытается определить туристское пространство как новую сущность, основанную на полифункциональности, много-масштабности, многослойности, а также мно-гомотивированности ее создателей и пользователей, мультирелятивности [Wieckowski, 2014]. И таких исследований, основанных на междисциплинарности, становится все больше и больше, они подталкивают к изучению данной проблемы не только специалистов указанных выше областей и сфер, но и антропологов, лингвистов, философов, литературоведов, архитекторов и т. д. - всех, кто участвует в создании, обустройстве и развитии туристских пространств по всему миру [Tourist Spaces ... , 2011].

Проведенный обзор литературы по проблеме исследования за рубежом и в России позволяет нам систематизировать представленные в науке подходы к изучению туристского пространства как понятия, отдельно выделив географический, экономический, экономико-географический, социальный, социокультурный и междисциплинарный подходы (см. табл. 1).

Для наибольшего понимания элементов (структуры) туристского пространства, опираясь на анализ зарубежной и отечественной научной литературы, нами предпринята попытка соединения многочисленных критериев его типологизации, предложенных учеными (см. табл. 2).

Таблица 1

Научные подходы к изучению туристского пространства

Научные подходы Дисциплины Характеристика научного подхода Исследователи

1. Географический (антропоцентрический) Рекреационная география, география туризма Объект исследования - рекреационно-географическое пространство, связанное с организацией рекреационной деятельности. Цель - рациональное использование пространственных ресурсов, постепенно переходящих в категорию дефицитных; поиск направлений устойчивого развития S. Liszewski, В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, A.Ю. Александрова, Л.С. Филиппович, И.П. Чалая, B.В. Глущенко и др.

2. Экономический Экономика, региональная экономика Объект исследования - туризм и рекреация как часть экономического пространства (ТРК, дестинации, кластеры). Цель - обеспечение экономического развития туристского сектора экономики регионов, страны М.А. Грицай, Д.П. Маевский, Е.В. Кулагина, Е.А. Джанджугазова и др.

3. Экономико-географический География туризма, экономика Исследование сосредоточено на территориально-рекреационных системах, территориально-рекреационных комплексах, а также зонах отдыха и туризма. Цель - освоение и преобразование рекреационного пространства региона или страны S. Liszewski, B. Wlodarczyk, О.А. Мечковская, И.И. Пирожник и др.

4. Социологический Социология Объектом исследования является поведение туристов и жителей города, социальные факторы, их влияние на образ жизни, ценностные ориентации личности. Цель - удовлетворить потребности людей в отдыхе, оздоровлении и отдыхе А.С. Орлов, И.В. Зорин, И.Ю. Соломина и др.

5. Социокультурный (культурологический) Культурология, социология Объект исследования - туристские наррати-вы, посредством которых достопримечательные места воспринимаются туристами и местным населением в качестве объектов туристского интереса. Цель состоит в том, чтобы спроектировать структуру многоуровневого туристского пространства, энергетический потенциал которой зависит от особенностей структуры системы рыночных коммуникаций, число участников которой подключено к этой системе Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, A.Н. Леухин, О.В. Понукалина, B.Н. Ярская, О.В. Лысикова и др.

6. Междисциплинарный География, экономика, региональная экономика, социология, философия, культурология, архитектура и др. Объект исследования - туристское пространство как объединение всех пространств, участвующих в создании и потреблении туристских продуктов. Цель -моделирование туристского пространства в соответствии с потребностями туристов и местных жителей G. Shaw, A Williams, C. Cartier, A Lew, T. Edensor, D. Judd, S. Fainstein, D. MacCannell, M. Wieckowski, Z. Yang, M Yin, J. Xu, W. Lin и др.

Примечание. Составлено авторами.

Таблица 2

Подходы зарубежных и отечественных исследователей к типологизации туристского пространства по разным критериям

Исследователи Критерии к типологизации ТП Элементы ТП

S. Liszewski, Т. В. Черевичко, В.В. Глущенко, А.Ю. Баранова, М. Wi§ckowski Туристско-рекреацион-ные цели территории 1. Природное туристское пространство. 2. Рекреационное туристское пространство (лечебно-оздоровительное, физкуль-турно-спортивное, познавательное, развлекательное). 3. Туристское пространство в крупных городах и населенных пунктах. 4. Событийное туристское пространство. 5. Мифологическое туристское пространство

Цикличность развития ТП 1. Исследование ТП. 2. Проникновение в ТП. 3. Пространственно-туристская ассимиляция. 4. Пространственно-туристская колонизация. 5. Пространство туристской урбанизации

А.Н. Дунец, М. Wi§ckowski Ландшафты 1. Равнинное пространство. 2. Горное пространство. 3. Береговое пространство. 4. Водное пространство. 5. Другие виды ландшафтов

А.Н. Дунец, М. Wi§ckowski Особенности освоения / доминирующий сектор экономики туризма 1. Организованное ТП / официальное (режимная или плановая туристско-рекреационная деятельность). 2. Неорганизованное ТП / неформальное (стихийная или самодеятельная туристско-рекреационная деятельность)

А.С. Кусков Принцип ресурсообеспеченности 1. Пространство с преобладанием «тропического» влияния (основные факторы: солнце и пляжи). 2. Малоизмененное естественное пространство (основной мотив для посещения - природа и др.). 3. Культурное пространство. 4. Антропологическое пространство. 5. Городское пространство и др.

А.И. Зырянов Иерархия туристских территорий Туристская территориальная система как компонент ТП, где выделяются: 1. Туристский район (микроуровень). 2. Тури-стско-географический район (мезоуровень). 3. Туристско-географический пояс (макроуровень)

М. Wi§ckowski Сферы географического пространства 1. Геосфера (литосфера, гидросфера, атмосфера) - природные активы, используемые в туризме. 2. Техносфера (сфера вмешательства человека в природу) - инфраструктура туризма, технологии, инфосфера. 3. Социосфера (сфера межличностных отношений, психика человека) - отношения людей с другими людьми в рамках ТП. 4. Ноосфера - включает в себя перцептивно-ментальные и метафорические подходы к ТП (виртуальному пространству, духовному, космосу и т. д.)

Предмет обсуждения (аналитический подход) 1. Пространство человеческого туризма (индивидуальный, групповой). 2. Туристское пространство области (сайт, регион, страна, континент, земной шар)

Виды / способы восприятия 1. Реальное. 2. Перцептивно-ментальное. 3. Виртуальное. 4. Духовное

Этапы становления интереса к заданному пространству 1. Пространство действия. 2. Пространство деятельности

Функции и основные виды туризма 1. Развлекательное. 2. Мыслительное. 3. Активное. 4. Культурное. 5. Бизнес-пространство. 6. Другое

Примечание. Составлено авторами.

Заключение

Как было отмечено многими авторами, туристское пространство не является однородным понятием. В нашей статье мы постарались представить системное обобщение подходов исследователей к понятию «туристское пространство», свести воедино критерии его типологизации, раскрыть соответствующие структурные элементы. Генезис сложившихся концепций в рамках исследуемой проблемы (географический, экономический, экономико-географический, социальный, социокультурный, междисциплинарный) свидетельствует о поэтапном повышении интереса специалистов различных отраслей и сфер к феномену туризма, изначально исследуемому только в рамках географической науки. Возникновение междисциплинарного подхода, на наш взгляд, как наиболее прогрессивного является закономерным следствием того, что среди ученых все более появляется сторонников с пониманием, что туризм -это не отдельная отрасль, а сектор экономики, в котором задействовано более 50 отраслей и сфер, прямо участвующих в создании, обустройстве и развитии туристских пространств по всему миру. И эти пространства должны быть не только обустроенными, безопасными, интересными, привлекательными для туристов, но и экологически чистыми и комфортными для проживания в них местного населения.

На наш взгляд, широта представленных подходов к изучению туристского пространства обусловлена не только широким спектром объекта исследования ученых и их специализацией, но и отсутствием единого мнения среди них о понятии «пространство» вообще, имеющего философские корни и вышедшего сегодня в центр внимания научного сообщества в связи с разработкой стратегии пространственного развития Российской Федерации и других стратегических документов, где туризму отводится соответствующее место в целях сохранения и наращивания человеческого потенциала нации.

Проведенный анализ позволяет выявить проблемные направления изучения туристского пространства, пока не находящие своего места в понимании его сущности:

- категория туристского пространства недостаточно философски осмыслена;

- малоизученным остается вопрос трансформации туристского пространства в новых геополитических и социально-экономических условиях;

- дискуссионным остается вопрос особенностей и отличий туристского от рекреа-ционно-туристского и рекреационного пространств, равно как и самой структуры ТП;

- вопросы территориального планирования и управления туристским пространством остаются не исследованными [Sharafutdmov е* а1., 2019].

Все это нацеливает на поиск новых граней его сущности, формирование других теоретических предложений, выдвижение новых научных гипотез, связанных с современным характером и пониманием туристского пространства, особенно в современный период трансформации мировой экономики в связи с пандемией коронавируса.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Александрова, А. Ю. Современные особенности пространственного развития туризма / А. Ю. Александрова // География и туризм. -2018. - №№2. - С. 12-16. Абульян, Ю. И. К подходу о понимании туристского пространства как единства аттрактивности / Ю. И. Абульян, Л. А. Старостина // Курорты. Сервис. Туризм. - 2018. - №№ 1 (38). - С. 8-12. Арсентьева, И. И. Регионализация пространственной организации России в целях обеспечения национальной безопасности : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / Арсентьева Ирина Ильинична. - М., 2010. - 42 с. Афанасьева, О. Е. Экономика впечатлений в туристской индустрии: инновации и тренды отрасли / О. Е. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2019. - Т. 13, №2 2. - С. 5-6. Веденин, Ю. А. Динамика территориальных рекреационных систем / Ю. А. Веденин. - М. : Наука, 1982 - 190 с. Глущенко, В. В. Модели концепции рекреации, ее фундамента и функций, сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинации и кластера / В. В. Глущенко // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. - 2014. - № 3. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://uecs.ru/

uecs63-632014/item/2791-2014-03-01-07-30-42. -Загл. с экрана.

Грицай, М. А. Функциональные перспективы создания туристско-рекреационных кластеров в условиях единого экономического пространства / М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина // Омский научный вестник. - 2012. -№ 4 (111). - С. 78-81.

Дерябина, М. А. Теоретические и методологические основания самоорганизации социально-экономических систем / М. А. Дерябина // Вопросы экономики. - 2019. - № 7. - С. 83-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий / Е. А. Джанджугазова. - М. : Академия, 2006. - 224 с.

Дунец, А. Н. Регионоведческие исследования туристского пространства: теоретические и методологические аспекты / А. Н. Дунец // Туризм и региональное развитие : сб. ст. Т. 7. -Смоленск : Универсум, 2014. - С. 29-31.

Зорин, И. В. Аксиологическое пространство как предметная область педагогики туризма / И. В. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С. 10-15.

Иванова, Т. П. Социологические дискурсивные поля туризма / Т. П. Иванова // Наука и современность. - 2011. - № 13-2. - С. 136-140.

Леухин, А. Н. Семиотический потенциал туристского пространства: особенности конструирования /А.Н. Леухин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18, вып. 1. - С. 41-46. - DOI: 1йр8:// doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-41-46.

Леухин, А. Н. Феномен туристско-институциональ-ного пространства: опыт социологического анализа в регионе / А. Н. Леухин. - Астрахань : Изд-во Астрахан. ун-та, 2008. - 232 с.

Мажар, Л. Ю. Концептуальные основы изучения территориальных туристско-рекреационных систем / Л. Ю. Мажар // Страноведение и ре-гионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. - СПб. : ВВМ,

2010. - С. 61-65.

Мечковская, О. А. Особенности освоения туристского пространства стран Центральной и Восточной Европы / О. А. Мечковская // Вестник БГУ Серия 2, Химия. Биология. География. -

2011. - №2. - С. 87-97.

Основные концепции и модели рекреационной географии / В. С. Преображенский [и др.] // Теоретические проблемы рекреационной географии. - М. : [б. и.], 1989. - С. 47-67.

Пирожник, И. И. Трансформация туристско-рекре-ационного пространства в эпоху глобализации / И. И. Пирожник // Туризм и региональ-

ное развитие. Вып. 4. - Смоленск : Универсум, 2006. - С. 136-138.

Понукалина, О. В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте кон-сьюмеризма : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Понукалина Оксана Викторовна. - Саратов, 2010. -38 с.

Пространство / Д. В. Никулин [и др.] // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. - 2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// gtmarket.ru/concepts/6948 (дата обращения: 20.04.2020). - Загл. с экрана.

Романова, Г. М. Об экономических основах туризма как объекта философии / Г. М. Романова,

B. Н. Шарафутдинов, Е. В. Онищенко // Профессорский журнал. Серия: рекреация и туризм. - 2019. - № 1 (1). - С. 3-29.

Сарян, А. А. Пространственное развитие туризма как направление его экстенсивного развития / А. А. Сарян // Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода : материалы I Междунар. науч. конф. - Кара-чаевск : КЧГУ 2019. - С. 271-275.

Соломина, И. Ю. Мифологическое туристское пространство Самарского края: реальность и возможности / И. Ю. Соломина // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - № 3, Т. 10. - С. 64-67. - DOI: https://doi.org/10.12737/ 21102.

Фомина, З. Е. Природа как пространство в русской пословичной картине мира в аспекте отражения национального мировосприятия / З. Е. Фомина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидакти-ческие исследования. - 2016. - № 4 (32). -

C. 76-92.

Черевичко, Т. В. Туризм как система: методология исследования / Т. В. Черевичко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № 7. - С. 6-10.

Шарафутдинов, В. Н. Перспективные направления научных исследований в сфере туризма: новое концептуальное видение / В. Н. Шарафут-динов, Е. В. Онищенко // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 4. - С. 24-27.

Ярская, В. Н. Туризм в поле социального дискурса / В. Н. Ярская, О. В. Лысикова // Журн. исследований социальной политики. -2011. - Т. 9, № 4. - С. 543-547.

Cartier, C. Seductions of Place: Geographical Perspectives on Globalization and Touristed Landscapes / C. Cartier, A. Lew. - London : Routledge, 2005.

Edensor, T. Performing Tourism, Staging Tourism: Reproducing Tourist Space and Practice / T. Edensor // Tourist Studies. - 2001. - № 1. - Р. 59-81.

Harvey, D. Social Justice and the City / D. Harvey. -London, 1973.

Judd, D. Constructing the Tourist Bubble / D. Judd, S. Fainstein // The Tourist City. - New Haven : Yale University Press, 1999. - Р. 35-53.

Liszewski, S. Urban Tourist Penetration Space: an Industrial City Case Study / S. Liszewski // Economic Problems of Tourism. - 2014. -Vol. 4 (28). - № 836. - Р. 307-324.

MacCannell, D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class / D. MacCannell. - N. Y. : Schocken Books, 1976.

Jafari, J. Tourist space / J. Jafari, H. Xiao // Encyclopedia ofTourism. - Cham : Springer, 2014. - DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-01669-6.

Sharafutdinov, V. N. Key Problems of Improving the Tourism Development Management System in the Regions of Russia / V. N. Sharafutdinov, E. V Onishchenko // Sochi Journal of Economy. -2019. - № 13 (4). - P. 413-426.

Shaw, G. Tourism and Tourism Spaces / G. Shaw, A. Williams. - London : Thousand Oaks ; New Delhi : Sage Publications, 2004. - 311 р. - DOI: https://doi.org/10.4135/9781446220528.

Tourist Spaces Between Practices and Theories. International Conference. University of Palermo, July 7-8-9, 2011. Deadline for receiving abstracts: June 10, 2011. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.fabula.org/actualites/ tourist-spaces-between-practices-and-theories_ 44525.php. - Title from screen.

Wieckowski, M. Tourism Space: an Attempt at a Fresh Look / M. Wieckowski // Tourism. - 2014. -№ 24/1. - Р. 17-24. - DOI: https://doi.org/ 10.2478/tour-2014-0002. - Загл. с экрана.

Wlodarczyk, B. Space in Tourism, Tourism in Space: on the Need for Definition, Delimitation and Classification / B. Wlodarczyk // Tourism. - 2014. -№ 24/1. - Р. 25-34.

Yang, Z. Spatial Evolution Model of Tourist Destinations Based on Complex Adaptive System Theory: A Case Study of Southern Anhui, China / Z. Yang [et al.] // Journal of Geographical Sciences. - 2019. - Vol. 29. -P. 1411-1434.

REFERENCES

Aleksandrova A.Yu. Sovremennye osobennosti prostranstvennogo razvitiya turizma [Modern Features of Spatial Development of Tourism].

Geografiya i turizm, 2018, no. 2, pp. 12-16.

Abulyan Yu.I., Starostina L.A. K podkhodu o ponimanii turistskogo prostranstva kak edinstva attraktivnosti [On the Approach to Understanding the Tourist Space as a Unity of Attraction]. Kurorty. Servis. Turizm, 2018, no. 1 (38), pp. 8-12.

Arsentyeva I.I. Regionalizatsiya prostranstvennoy organizatsii Rossii v tselyakh obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti: avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk [Regionalization of the spatial organization of Russia in order to ensure national security. Dr. polit. sci. abs. diss.]. Moscow, 2010. 42 p.

Afanasyeva O.E. Ekonomika vpechatleniy v turistskoy industrii: innovatsii i trendy otrasli [The Economy of Impressions in the Tourism Industry: Innovations and Industry Trends]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 5-6.

Vedenin Yu.A. Dinamika territorialnykh rekreatsionnykh sistem [Dynamics of Territorial Recreational Systems]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 190 p.

Glushchenko V.V. Modeli kontseptsii rekreatsii, ee fundamenta i funktsiy, sushchnost i sootnoshenie rekreatsionnogo i turistskogo prostranstv, kurorta, destinatsii i klastera [Models of the Concept of Recreation, Its Foundation and Functions, the Nature and Ratio of Recreational and Tourist Spaces, a Resort, a Destination and a Cluster]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2014, no. 3. URL: http://uecs.ru/uecs63-632014/item/ 2791-2014-03-01-07-30-42.

Gritsay M.A. Maevskiy D.P., Kulagina E.V. Funktsionalnye perspektivy sozdaniya turistsko-rekreatsionnykh klasterov v usloviyakh edinogo ekonomicheskogo prostranstva [Functional Prospects for Creating Tourist and Recreational Clusters in a Single Economic Space]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2012, no. 4 (111), pp. 78-81.

Deryabina M.A. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovaniya samoorganizatsii sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Theoretical and Methodological Foundations of Self-Organization of Socio-Economic Systems]. Voprosy ekonomiki [Economic Issues], 2019, no. 7, pp. 83-84.

Dzhandzhugazova E.A. Marketing turistskikh territoriy [Tourist Territory Marketing]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 224 p.

Dunets A.N. Regionovedcheskie issledovaniya turistskogo prostranstva: teoreticheskie i metodologicheskie aspekty [Tourist Space as a Scientific Category in Tourism Research]. Turizm

i regionalnoe razvitie: sb. st. T. 7 [Tourism and Regional Development. Collection ofArticles. Vol. 7]. Smolensk, Universum Publ., 2014, pp. 29-31.

Zorin I.V. Aksiologicheskoe prostranstvo kak predmetnaya oblast pedagogiki turizma [Axiological Space as a Subject Area of Tourism Pedagogy]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Education], 2000, no. 8, pp. 10-15.

Ivanova T.P. Sotsiologicheskie diskursivnye polya turizma [Sociological Discursive Fields of Tourism]. Nauka i sovremennost [Science and Modernity], 2011, no 13-2, pp. 136-140.

Leukhin A.N. Semioticheskiy potentsial turistskogo prostranstva: osobennosti konstruirovaniya [The Semiotic Potential of the Tourist Space: Design Features]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 41-46. DOI: 10.18500/1819-76712018-18-1-41-46.

Leukhin A.N. Fenomen turistsko-institutsionalnogo prostranstva: opyt sotsiologicheskogo analiza v regione [The Phenomenon of Tourism and Institutional Space: The Experience of Sociological Analysis in the Region]. Astrakhan, Astrakhanskiy universitet, 2008. 232 p.

Mazhar L.Yu. Kontseptualnye osnovy izucheniya territorialnykh turistsko-rekreatsionnykh sistem [Conceptual Basis for the Study of Territorial Tourist and Recreational Systems]. Stranovedenie i regionovedenie v reshenii problem ustoychivogo razvitiya v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Country and Regional Studies in Solving the Problems of Sustainable Development in the Modern World: Proceedings of the International Scientific Conference]. Saint Petersburg, VVM, 2010, pp. 61-65.

Mechkovskaya O. A. Osobennosti osvoeniya turistskogo prostranstva stran Tsentralnoy i Vostochnoy Evropy [Features of the Development of the Tourist Space of the Countries of Central and Eastern Europe]. Vestnik BGU. Seriya 2, Khimiya. Biologiya. Geografiya, 2011, no. 2, pp. 87-97.

Preobrazhenskiy B.C., Vedenin Yu.A., Filippovich L.S., Chalaya I.P. Osnovnye kontseptsii i modeli rekreatsionnoy geografii [Basic Concepts and Models of Recreational Geography]. Teoreticheskie problemy rekreatsionnoy geografii [Theoretical Problems of Recreational Geography]. Moscow, [s. n.], 1989, pp. 47-67.

Pirozhnik I.I. Transformatsiya turistsko-rekreatsionnogo prostranstva v epokhu globalizatsii [Transformation of Tourist and Recreational Space in the Era of Globalization].

Turizm i regionalnoe razvitie. Vyp. 4 [Tourism and Regional Development. Issue 4]. Smolensk, Universum Publ., 2006, pp. 136-138.

Ponukalina O.V. Sotsiokulturnoe prostranstvo dosuga rossiyskogo obshchestva v kontekste konsyumerizma: avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk [Sociocultural Leisure Space of Russian Society in the Context of Consumerism. Dr. sociol. sci. abs. dis.]. Saratov, 2010. 38 p.

Nikulin D.V, Akhundov M.D., Bazhenov L.B., Kasavin I.T., Bernshteyn V.S.. Prostranstvo [Space]. Gumanitarnaya entsiklopediya: Kontsepty [Humanitarian Encyclopedia. Concepts]. 2020. URL : https: //gtmarket.ru/concepts/6948 (accessed 20 April 2020).

Romanova G.M., Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. Ob ekonomicheskikh osnovakh turizma kak obyekta filosofii [On the Economic Foundations of Tourism as an Object of Philosophy]. Professorskiy zhurnal. Seriya: rekreatsiya i turizm, 2019, no. 1 (1), pp. 3-29.

Saryan A.A. Prostranstvennoe razvitie turizma kak napravlenie ego ekstensivnogo razvitiya [Spatial Development of Tourism as a Direction of Its Extensive Development]. Aktualnye napravleniya sbalansirovannogo razvitiya gornykh territoriy v kontekste mezhdistsiplinarnogo podkhoda: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. [Actual Directions of Balanced Development of Mountain Territories in the Context of an Interdisciplinary Approach. Proceedings of the 1st International Scientific Conference]. Karachaevsk, KChGU, 2019, pp. 271-275.

Solomina I.Yu. Mifologicheskoe turistskoe prostranstvo Samarskogo kraya: realnost i vozmozhnosti [Mythological Tourist Space of the Samara Region: Reality and Opportunities]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern Problems of Service and Tourism], 2016, no. 3, vol. 10, pp. 6467. DOI: 10.12737/21102.

Fomina Z.E. Priroda kak prostranstvo v russkoy poslovichnoy kartine mira v aspekte otrazheniya natsionalnogo mirovospriyatiya [Nature as Space in the Russian Proverbial Picture of the World in the Aspect of Reflection of the National Perception of The World]. Nauchnyy vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. Seriya: Sovremennye lingvisticheskie i metodiko-didakticheskie issledovaniya, 2016, no. 4 (32), pp. 76-92.

Cherevichko T.V. Turizm kak sistema: metodologiya issledovaniya [Tourism as a system: research methodology]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept», 2015, no. 7, pp. 6-10.

Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. Perspektivnye napravleniya nauchnykh issledovaniy v sfere turizma: novoe kontseptualnoe videnie [Promising Areas of Research in the Field of Tourism: A New Conceptual Vision]. Turizm: pravo i ekonomika, 2018, no. 4, pp. 24-27.

Yarskaya V.N., Lysikova O.V Turizm v pole sotsialnogo diskursa [Tourism in the Field of Social Discourse]. Zhurn. issledovaniy sotsialnoy politiki, 2011, vol. 9, no. 4, pp. 543-547.

Cartier C., Lew A. Seductions of Place: Geographical Perspectives on Globalization and Touristed Landscapes. London, Routledge, 2005.

Edensor T. Performing Tourism, Staging Tourism: Reproducing Tourist Space and Practice. Tourist Studies, 2001, no. 1, pp. 59-81.

Harvey D. Social Justice and the City. London, 1973.

Judd D., Fainstein S. Constructing the Tourist Bubble. The Tourist City. New Haven, Yale University Press, 1999, pp. 35-53.

Liszewski S. Urban Tourist Penetration Space: An Industrial City Case Study. Economic Problems of Tourism, 2014, vol. 4 (28), no. 836, pp. 307-324.

MacCannell D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. New York, Schocken Books, 1976.

Jafari J., Xiao H. Tourist Space. Encyclopedia of Tourism. Cham, Springer, 2014. DOI: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-01669-6.

Sharafutdinov VN., Onishchenko E.V Key Problems of Improving the Tourism Development Management System in the Regions of Russia. Sochi Journal of Economy, 2019, no. 13 (4), pp. 413-426.

Shaw G., Williams A. Tourism and Tourism Spaces. London, Thousand Oaks, New Delhi, Sage Publications, 2004. 311 p. DOI: https://doi.org/ 10.4135/9781446220528.

Tourist Spaces Between Practices and Theories. International Conference. University of Palermo, July 7-8-9, 2011. URL: https:// www.fabula.org/actualites/tourist-spaces-between-practices-and-theories_44525.php.

Wieckowski M. Tourism Space: An Attempt at a Fresh Look. Tourism, 2014, no. 24/1, pp. 17-24. DOI: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0002.

Wlodarczyk B. Space in Tourism, Tourism in Space: On the Need for Definition, Delimitation and Classification. Tourism, 2014, no. 24/1, pp. 25-34.

Yang Z., Yin M., Xu J., Lin W. Spatial Evolution Model of Tourist Destinations Based On Complex Adaptive System Theory: A Case Study of Southern Anhui, China. Journal of Geographical Sciences, 2019, vol. 29, pp. 1411-1434.

Information About the Authors

Vladimir N. Sharafutdinov, Candidate of Sciences (Economics), Leading Researcher, Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Yana Fabritsiusa St, 2/28, 354002 Sochi, Russian Federation; Leading Researcher, Sochi State University, Plastunskaya St, 94, 354000 Sochi, Russian Federation, 398993@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8549-2419

Elena V. Onishchenko, Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher, Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Yana Fabritsiusa St, 2/28, 354002 Sochi, Russian Federation, elon@list, https://orcid.org/0000-0002-1120-3909

Информация об авторах

Владимир Насибуллович Шарафутдинов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Субтропический научный центр РАН, ул. Яна Фабрициуса, 2/28, 354002 г. Сочи, Российская Федерация; ведущий научный сотрудник, Сочинский государственный университет, ул. Пластунская, 94, 354000 г. Сочи, Российская Федерация, 398993@gmai1.com, https://orcid.org/0000-0001-8549-2419 Елена Васильевна Онищенко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Субтропический научный центр РАН, ул. Яна Фабрициуса, 2/28, 354002 г. Сочи, Российская Федерация, e1on@1ist, https://orcid.org/0000-0002-1120-3909

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.