УДК / UDK 379.85
DOI: 10.12737/21102
Соломина Ирина Юрьевна
Самарская государственная областная академия (Наяновой)
(г. Самара, Российская Федерация);
канд. филос. наук, доцент; e-mail: siu@bk.ru
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО САМАРСКОГО КРАЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ1
Работа посвящена изучению мифологического туристского пространства Самарского края. Выявлены особенности мифологического туристского пространства, которое существует наравне с другими видами туристских пространств: культурно-историческим, рекреационным, сервисным, этническим, спортивным, научным и др. Мифологическое туристское пространство представлено как система, состоящая из географического пространства, мифологического культурного наследия территории и его использования в туристских практиках. Опираясь на системный подход, выявлены и представлены элементы мифологического туристского пространства применительно к Самарскому региону.
Распределив всё многообразие мифов на группы, в статье более подробно исследуются топологические, религиозные мифы о подземельях, фольклорные, исторические. Проанализировав ряд туристских практик, где возможно использование материалов мифов, можно прийти к выводу, что несмотря на обильную базу мифов и их разнообразных исследований, использование мифологического материала в туристских практиках Самарского края до сих пор незначительно, а само мифологическое туристское пространство находится в стадии первоначального развития. В связи с этим перед территориями Самарского края стоят важные задачи не только изучать мифы, но активно их включать в туристское пространство городов и поселений, так как развитие мифологического туристского пространства делает территорию уникальной и способствует увеличению потока туристов.
Ключевые слова: туристское пространство, мифологическое туристское пространство, мифо-география, «Жигулёвская кругосветка», культурно-историческое наследие Среднего Поволжья.
Введение. В постсоветское время туризм прошел ряд этапов, на которые оказывали влияние разнообразные факторы, сопряжённые как с внешними, так и внутренними рисками, определяющими функционирование туристской индустрии. По политическим и экономическим причинам 2014 г. оказался переломным для российского туризма. Олимпиада в Сочи, возвращение Крыма в состав Российской Федерации - все это привело к переоценке рекреационного потенциала России.
В 2015 г. курс на развитие внутреннего туризма продолжился в связи с закрытием туристских направлений в Турцию и Египет, которые пользовались большой популярностью у россиян. Из-за политики импортозамещения многие россияне по-новому взглянули на потенциал организации отдыха в пределах российской границы. Неосвоенность внутренних туристских
направлений, падение позиций рубля на мировом валютном рынке послужили поводом (в том числе для иностранных туристов) обратить внимание на российские предложения в области туризма. Исходя из этого, все территории России оказались вовлечёнными в процесс развития туризма, понимая, что данная отрасль экономики становится одной из ведущих.
Важным в организации и развитии рынка любых товаров и услуг является место или территория, где данный вид товара производится или где оказывается та или иная услуга. Развитие туризма заставляет конкурировать между собой и бороться за потребителя не отдельные организации, оказывающие туристские услуги, а территории, на которых осуществляется туристская деятельность. Поэтому проблема становления и развития туристского пространства территорий является актуальной. К проблеме исследова-
1 Исследование выполнено в рамках гранта № 14-03-00036 «Пространственно-временная диагностика города» Российского гуманитарного научного фонда.
ния туристского пространства обращались А.Ю. Баранова, А.С. Гализдра, Е.А. Джанджу-газова, Д.Н. Замятин, И.В. Зорин, Н.И. Кра-сильникова, О.А. Мечковская, Е.В. Мошняга, Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева и др.
Основная часть. Туристское пространство - это особый вид пространства, существующего как логическая форма, состоящая из элементов или конструкций разной природы, объединенных единой целью - удовлетворение потребностей людей в проведении досуга, отдыха и рекреации. Туристское пространство составляют разнообразные элементы: достопримечательности, туристская инфраструктура, туристские маршруты, продукты, услуги и многое другое. Исследуя туризм, Т.В. Черевичко представляет туризм как систему, обладающую свойствами становления и развития, которая при этом «остаётся идентичной самой себе» и обладает структурой со свойствами «устойчивости, стабильности, сохранения» [10].
В работах А.Ю. Барановой много места отводится туристскому пространству, которое, согласно автору, представляет собой совокупность нескольких пространств [2]: природного (сады, парки, водоемы, леса и т. п.); культурно-исторического (памятники истории, культуры, архитектуры, дворянские усадьбы, дачи, выставочные центры); рекреационного (объекты лечебного туризма - санатории, пансионаты, лечебницы, спортивные сооружения и объекты, бассейны и др.); сервисного (объекты размещения, питания, транспорта, торговли, быта и др.); этнического (этнокультурные центры, этнические деревни, этнопарки, центры и мастерские ремесел, народные художественные промыслы); событийного (выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны); мифологического; научного.
Из представленного разнообразия типов туристских пространств хотелось бы поподробнее остановиться на мифологическом туристском пространстве. Мифологическое туристское пространство - это тип туристского пространства, основанный «на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории. Основой для формирования мифологического пространства являются
легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и местах (благоприятные и опасные, в т.ч. «гиблые» места)» [10].
Хотелось бы заметить, что каждый тип туристского пространства представляет собой систему, и мифологическое туристское пространство здесь не является исключением. Туристское пространство территории (страны, области, города, поселения) есть совокупность туристских систем, которая в том числе включает в себя и мифологическое туристское пространство.
Мифологическое туристское пространство как система складывается из следующих элементов: географического пространства, мифологического культурного наследия территории, использования мифов (их интерпретации) в туристских практиках. Рассмотрим подробнее каждый элемент представленной этой системы на примере туристского пространства Самарского края.
Самарская область относится к территории Среднего Поволжья, для которого характерно особое своеобразие природных условий: по территории Самарского края проходит граница лесов и степей, протекает крупнейшая река Европы, здесь расположена Самарская Лука с особым уникальным микроклиматом. Особенностью Самарского края является многовековое малоконфликтное соседство на достаточно ограниченной территории людей разных национальностей, вероисповедания, разных укладов жизни, культур. Для развития туризма в Самарской области есть все необходимые природные, историко-культурные, экономические факторы, деловой потенциал и др. Важным элементом туристского пространства Самарского края является мифология.
Мифология (греч. Mu0oЛoyía от цО0о^ - предание, сказание и Лоуо^ - слово, рассказ, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т.п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, в сравнительной мифологии. Миф - это образная (символи-
ческая) система взглядов человека, которая существует как абстракция, имитирующая окружающую среду. Мифологическое пространство в человеческом сознании целиком и полностью идентифицируется с окружающей средой. Мифологическая система имитирует окружающую среду и направлена на организацию общественной жизни и управление ею.
Мифология представляет собой раннюю форму общественного сознания, предшествовавшую наряду с религией философии. Однако именно в рамках философского мировоззрения началась рефлексия по отношению к мифу. К теме мифа обращались философы разного времени: в античности - Платон, в XIX в. - Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт, М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Д. Харрисон, Ф. Корнфорд, А. Кук, Г. Марри, Б. Малиновский, Э. Дюрк-гейм, Л. Леви-Брюль, в ХХ в. - В. Вундт, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Леви-Строс, и многие другие. В российской науке XX в. изучение мифологии шло в основном по двум руслам [4]: 1) работы этнографов и исследования филологов - преимущественно «классиков»
A.Ф. Лосева, И.М. Тронского, И.И. Толстого, M.M. Бахтина, 2) лингвистов-семиотиков, обращавшихся к мифологии при разработке проблем семантики - работы В.В. Иванова,
B.И. Топорова, Е.М. Мелетинского.
Начиная с кон. 80 гг. XX в., большое значение приобретает проблема осмысления мифологического пространства территории. Данные установки выдвигают на передний план географические исследования как источник гуманитарных знаний. По мнению Д. Замятина, в географических исследованиях зарождаются новые направления, связанные с интерпретацией пространственных представлений и мифов, конструирующих имидж регионов [3, с. 126].
Пространство современной культуры -это информационное пространство, в котором в огромных количествах и с невиданной быстротой продуцируются социальные, политические, художественные, религиозные и прочие мифы, которые, несмотря на свой иллюзорный характер, выступают в качестве факторов социальной жизни
и оказывают вполне ощутимое воздействие на жизнь сообществ и отдельного человека. Современная культура продолжает интенсивно продуцировать всевозможные мифы, которые призваны связывать и канализировать общественную энергию, удовлетворять запросы общества массового потребления. Информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чувственно-выразительную конкретность, легко запоминается, эстетизирует жизненный мир современного человека [11].
В соответствии с определением Т. Блу-ма и М. Нилсона, миф в туризме видится как относящийся к месту ментальный опыт. Мифы формируют аттракции, они являются неотъемлемой частью сознания потребителей туристского продукта. Важность целевой установки относится к пониманию образа места как создаваемого намеренно для привлекательности. Сегодня известны даже музейные учреждения, создаваемые с целью ретрансляции местных мифов и легенд [1].
По мнению И.И. Митина, именно география (территория, место) выступает определяющим началом для формирования туристского пространства, где «каждый регион, каждый город и каждая местность более низкого ранга становится не просто звеном в административной системе страны, но получает какие-то свои особенные мифы и представления... В рамках мифо-географии (пространственных мифов) возможна разработка модели системы пространственных смыслов, соответствующих каждому отдельному месту - палимпсест», то есть каждому пространству присущ не один смысл, а множество [5].
Основой мифологии Самарского края является культурно-историческое наследие Среднего Поволжья, зафиксированное в документах и литературе. Опорными источниками мифологии являются «Сказки и предания Самарского края», собранные писателем Д.Н. Садовниковым в 1887 г. (переиздание 1997 г.). Во вт. пол. ХХ в. группой самарских авторов был издан сборник «Жемчужины Жигулей», в нач. XXI в. краевед Ю.К. Рощев-ский издал книгу «Народная проза Самарской Луки» (Тольятти, 2002 г). Этнографические исследования К.И. Серебренитского представлены в книгах «Чудотворные источ-
ники Самарской Епархии» (1993 г.); «Древнейший язык Поволжья» (1996 г.); «Последние отшельники Самарской области» (1997 г.); «Предания о подземных старцах» (1998 г.). В настоящее время эстафета исследований мифологии Самарского края подхвачена И.Л. Павловичем и О.В. Ратником. Они принимают активное участие в археологических, этнографических, историко-кра-еведческих экспедициях, организовывают и проводят конференции и семинары краеведческой и экологической направленности, возглавляют работу самарской научно-исследовательской группы «Авеста», являются авторами книг «Миражи над Жигулями» (2002 г.), «Тайны и легенды волжских подземелий» (2003 г.), «Играющие тени» (2005, 2010 гг.), «Легенды Самарского Заречья. Маяки времён» (2011 г.), «Неизвестная Самара. Рассказы, не вошедшие в городскую историю» (2012 г.). Существуют исследования мифологии Самарского края и других авторов (Т.В. Макарова, Г. Алексушина, В. Ерофеева и др.).
Всё многообразие мифов Самарского края можно разделить на несколько групп: топологические (мифы о происхождении мест и поселений), религиозные, мифы о подземельях, фольклорные, исторические, об НЛО, «ино-реальности», о призраках и духах, литературные мифы, мифы о жизни «гениев места», былички. Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых
группах мифов и представить в статье топологические, религиозные мифы о подземельях, фольклорные, исторические, показать их включенность в туристские практики.
Топологические мифы Самарского края - это мифы о происхождении мест и поселений, названий географических объектов. Топологические мифы могут быть представлены по-разному в мифах отдельных народов, населявших Самарский край. Материал данных мифов используется в туристских маршрутах, связанных с посещением данных мест.
Наиболее известным маршрутом по значимым географическим местам Самарского края является «Жигулёвская кругосветка» - водный туристский маршрут по рекам Волга и Уса вокруг Самарской Луки (рис. 1), а также ежегодное спортивное мероприятие в виде прохождения этого маршрута на ялах и байдарках (рис. 2). Данный туристский маршрут стал очень популярным у самарской молодежи еще во вт. пол. XIX в. Феномен этого турмаршрута объясняется уникальной географической особенностью Самарского края, подобного которому больше нигде в мире нет. Образует его излучина Волги в среднем течении (Самарская Лука) в сочетании с впадающей в нее речкой Усой. Это и есть знаменитое волжское кольцо «Жигулевская кругосветка». Существуют разнообразные формы прохождения данного маршрута - есть пе-
Рис. 1 - Маршрутная карта «Жигулёвской кругосветки»
Fig. 1 - The road map of «Zhiguli Circumnavigation»
Рис. 2 - Участники «Жигулёвской кругосветки», байдарочный маршрут (фото автора, июль 2013 г.)
Fig. 2 - Participants of « Zhiguli Circumnavigation», canoe route (author's photo, July 2013)
шеходный, велосипедный, байдарочный варианты, которые организуются не только в летнее, но и в зимнее время и в которых участвуют разные по возрасту туристы, не только проживающие в Самарской области, но и за её пределами.
Из Самары «кругосветное» путешествие начинается от одного из причалов Самарского речного вокзала. Из представленной карты видно, что данный маршрут охватывает много мест географического пространства Самарской области. Каждое место связано с мифологией, однако данная информация не всегда доступна участникам кругосветки. На наш взгляд, все места, по которым проходит маршрут, необходимо снабдить информационными баннерами, на которых были бы представлены мифы и краткая историческая справка о посещаемом месте или поселении.
Религиозные мифы в настоящее время приобретают всё большее распространение. Наиболее известным является миф о духовном покровителе города Самары митрополите Московском и всея Руси Святом Алексии. По преданию, в августе 1357 г. на пути в Золотую Орду св. Алексий останавливался на ночлег в скиту монаха-отшельника у Самарского урочища (недалеко от будущей крепости), где предсказал основание города и предрёк ему большое будущее. В этом путешествии св. Алексий предупредил очередное разорительное нашествие Золотой Орды и вылечил от сле-
поты красавицу Тайдуллу, жену хана Бер-дибека [7, с. 9]. На территории Самарской области много культовых религиозных объектов, сопровождаемых мифами.
Из Самарских городских религиозных мифов большой известностью пользуется миф «О каменной Зое», или «Стояние Зои». Дом № 84 по ул. Чкалова стал знаменитым после случая, произошедшего в 1956 г. По легенде, работница трубного завода, девушка по имени Зоя, решила встречать Новый год в компании друзей. Собрались все близкие, кроме ее жениха Николая. Обидевшись на него, Зоя взяла икону святителя Николая и стала танцевать с ней вокруг комнаты. Через несколько минут она окаменела и простояла неподвижно 128 дней2. По легенде, именно после визита св. Николая в ночь перед Пасхой, девушка ожила. Эта легенда прославила Самару на всю Россию, а в 2009 г. российский режиссер Александр Прошкин снял по ее мотивам фильм «Чудо». В 2012 г. в честь «Стояния Зои» на ул. Чкалова установили памятник Николаю Чудотворцу (рис. 3).
Использование религиозных мифов в экскурсионных и туристских программах будет способствовать сакрализации пространства и положительно влиять на отношение жителей и гостей к территориям Самарской области.
2 Легенда «Стояние Зои» лишится адреса URL:
http://63.ru/text/news/822403.html (Дата обращения 28.04.2016).
Мифы о подземельях исследуют И. Павлович и О. Ратник. Легенды-рассказы о различных объектах подземного мира Поволжья по содержанию подразделяются ими на две условные группы, имеющие как смысловое, так и территориальное различие повествования. К первой группе относятся рассказы о пещерах и их обитателях: «подземные старцы», Рахи, «подземные матросы», Айнуры, и ценности, укрытые в этих местах - клады Степана Разина, сокровища Пугачева, «сталинское наследие». Территориально около 70% мифов и легенд о подземных объектах Среднего Поволжья проецируется на Самарскую Луку (включая и территорию г. Самары). Оставшиеся 30% распределяются по территории области довольно неравномерно. Исключение составляет лишь рассказ о пещере Животворной Сергиевского района [6]. Количество мифов о подземном пространстве Самарской области значительно, следовательно, может служить основой экскурсионных и туристских программ.
Фольклорные мифы - это мифы о 12 сестрах воинов, живших в районе Девьих гор, Хозяйке гор, предание о русской бо-
Рис. 3 - Памятник Николаю Чудотворцу на ул. Чкалова в Самаре
Fig. 3 - Monument to St Nicholas the Wonderworker, Chkalov Street, Samara
гатырке Бориславне, о колдуньях Матрёне Водяной и Маринке. Много народных сказаний о Степане Разине, Емельяне Пугачёве, причем не только в русском фольклоре, но и в чувашском.
Основанием фольклорных мифов также являются сказки и сказы, которые были собраны фольклористами, писателями, педагогами, этнографами, лингвистами, любителями российской словесности: в XIX веке - В.Г. Варенцовым, П.В. Киреевским, А.Ф. Леопольдовым, братьями Языковыми, П.И. Якушкиным, Д.Н. Садовниковым, П.В. Шейном, А.А. Коринфским. В XX в. были опубликованы сборники Е.Н. Елеонской, Н.Е. Ончукова, М.А. Рыбниковой, М.А. Емельянова, В.М. Сидельникова, В.Ю. Крупян-ской, Н.П. Колпаковой, И.А. Касьяновой, В.А. Малаховского, В.В. Митрофановой, Ю.Б. Орлицкого, Н.П. Павперовой, Э.В. Померанцевой, Ю.К. Рощевского и др. [9, с. 49]. Среди плеяды собирателей фольклора Самарского края выделяется имя Дмитрия Николаевича Садовникова (1847-83 гг.), который был разносторонней личностью -поэтом, переводчиком, литературным критиком, этнографом, фольклористом и кра-
Рис. 4 - Музей-усадьба А.Н. Толстого на ул. Фрунзе в Самаре (Фото Самарского литературно-мемориального музея им. Горького)
Fig. 4 - A. N. Tolstoy Memorial Estate, Frunze street, Samara
еведом-просветителем, написавшим книгу «Сказки и предания Самарского края». Книга содержит 183 рассказа, собранные в Самарском крае и близлежащих местностях в 60-70-х гг. XIX в. В 1884 г. книга была издана в 12-м томе Записок русского географического общества и вошла в число лучших фольклорных сборников. Ценность сказок, собранных Д.Н. Садовниковым, заключается в том, что они представляют не только «общерусскую традицию», но сказочную традицию среднего Поволжья.
Важную роль играют не только народные сказки, но и сказки, которые написаны писателями С.Т. Аксаковым и А.Н. Толстым, являющимися в буквальном смысле литературными гениями мест Самарского края. А.Н. Толстой жил в Самаре с 1889 по 1903 гг. Дом-музей А.Н. Толстого (рис. 4) и памятник главному герою Буратино в настоящее время являются достопримечательностями Самары. 16 сентября 2013 г. в Самаре установили памятник Буратино. Бронзовый Бу-ратино высотой 170 см установлен на ул. Фрунзе рядом с музеем Алексея Толстого, автора сказки «Золотой ключик» (рис. 5). Памятник появился в год 130-летия со дня рождения писателя. Автором памятника стал тольяттинский скульптор Степан Карс-лян. Бронзовый Буратино держит в высоко поднятой руке золотой ключик, а у его ног лежит большая книга. В церемонии откры-
тия скульптурной композиции принял участие Дмитрий Иосифов, сыгравший Буратино в фильме постановки 1975 г.
Исторические мифы возникают и формируются в результате исследования и интерпретации истории как объекта познания, не выходя за рамки истории. Исторический миф может создать своё смысловое поле, но это «поле» органично встроено в историческое пространство и живёт в нём, переплетаясь и встраиваясь в другие смысловые поля. Но всё это - пусть и по-разному понятая, но история [8]. Примером исторической мифологии служит организация трансляции исторических фактов, событий, которые происходили на территории Самарского края. Известно, что на территории Среднего Поволжья находилось монголо-татарское феодальное государство Золотая Орда (в вост. источниках - Улус Джучи), существовавшее с нач. 40-х гг. XIII в. до 1480 г. Русские княжества входили в состав этого государства на условиях вассалитета, что является формой взаимной ассимиляции. По мнению Л.Н. Гумилева, Древняя Русь и Великая степь вместе составляли единое этногеографическое пространство, а развитие русской государственности неизбежно шло в тесном взаимодействии с южными и восточными соседями. В ходе сложных этносоциальных и этно-конфессиональных процессов обобщались и синтезировались сущностные особенности
Таблица 1 - Особенности организации и проведения военно-исторического фестиваля «Битва Тимура и Тохтамыша» в Самарской области
Table 1 - Features of the organization and conducting of military-historical festival «Battle of Timur and Tokhtamysh» in Samara region
№ Даты проведения Участники, зрители Особенности проведения фестиваля
1 17-20 июля 2003 г. 20 военно-исторических клубов из 14 городов России и Украины. Общее число участников - 136 чел. Число зрителей достигало 3 тыс. чел. Вследствие участия гостей из Украины мероприятие стало международным
2 16 июля 2005 г. 24 военно-исторических клуба из 9 городов России. В заключительный день фестиваля присутствовало более 5000 зрителей Гости увидели турнирные бои, посетили археологическую выставку из фондов СОИКМ «Битва на р. Кондурче в 1391 г.», восточный базар («Этнографическая деревня»), в котором приняли участие около 100 ремесленников
3 15 июля 2006 г. Более 200 чел. из 18 военно-исторических клубов Самары и 6 других городов. В реконструкции Битвы участвовали более 120 чел. Битва прошла по сценарию (со встречами ханов, маневрами войск и лучной перестрелкой) и была качественно озвучена. Стихотворный текст комментария к битве написали на основе русского перевода татарского народного эпоса «Идегей»
4 19 июля 2008 г. Исторические клубы из Самары, Тольятти, Казани, Йошкар-Олы, Магнитогорска, Москвы, Санкт-Петербурга. Гостей насчитывалось примерно 3500 чел. Главными событиями фестиваля стали реставрация в поле части битвы силами примерно около 100 чел. и штурм воинами Тамерлана деревянной крепости (укрепленного лагеря), который провели участники показательных боев из исторических клубов
и черты культур и религий разных народов. На территории Самарского края происходили не только исторические события локального значения, но и мирового. Так, ключевым для организации военно-исторического фестиваля на р. Кондурче в Красноярском районе у с. Старый Буян стало историческое событие - битва армий великого полководца Тимура (Тамерлана) и хана Золотой Орды Тохтамыша, произошедшая в этих местах. Организатором фестиваля выступил Самарский областной историко-краеведческой музей им. П.В. Алабина. Фестиваль проводился четыре года (табл. 1).
Данный проект был направлен на актуализацию историко-культурного наследия Самарской области, воспитание патриотизма, развитие уважения к национальным культурам народов Евразии. Несмотря на большой народный интерес к фестивалю, в настоящее время он не проводится. На наш взгляд, необходимо восстановить традицию проведения данного фестиваля на территории Самарской области, так как данное мероприятие будет способствовать единению народов, проживающих как на территории Самарской области, так и других народов соседствующих культур, способствовать развитию туризма.
Выводы. Таким образом, Самарская область обладает широкими возможностями для организации и развития мифологического туристского пространства, но пока ещё не использует в полной мере данный потенциал в региональном туризме. Исходя из циклической модели развития туристского пространства, мифологическое турпростран-
Рис. 5 - Скульптура Буратино в Самаре, скульптор С. Карслян (фото с сайта http://ria. ru/society/20130915/963306708.html, 2013)
Fig. 5 - the Buratino monument in Samara, sculptor S. Karslian
ство Самарского края находится на первоначальной стадии развития. Мифологические тексты включаются в туристские практики фрагментарно, тематических туристских программ на мифологической основе пока не организуется, хотя очевидна значимость и пространства, и мифологии, которая, являясь органичным продолжением данного пространства, выступает одновременно и туристской достопримечательностью, мобилизующей туристскую мотивацию для посещения территории региона.
1.
2.
Список источников:
Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 38-46. DOI: 10.12737/19502. Баранова А.Ю. Туристское пространство как место взаимодействия предпринимательских структур. // Материаль^Ш Международной научно-практической конференции «Дни науки», 27.03. -05.04.2012 г. Praha: Publishing house «Education and science», 2012. С. 30-36. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 126-138.
Мелетинский Е.М. Мифология // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Митин И.И. Туристские мифы и комплексные характеристики территории в гуманитарной географии // Туризм и культурное наследие. Вып. 3. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. С. 103-110.
Павлович И.Л., Ратник О.В. Тайны и легенды волжских подземелий. Самара, 2003. 145 с. Самара. Культура провинции / Под ред. В.П. Скобелева. Самара: IBT International, 1995. 184 с. Ставицкий А.В Исторический и литературный миф: опыт сравнительного анализа. Запоздалая рецензия на одну кандидатскую диссертацию. URL: http://rusprostranstvo.com/article/view/1157 (Дата обращения: 28.04. 2016).
9. Старостина М.Е. Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 12. № 3. 2010. С. 49-54.
10. Черевичко Т.В. Туризм как система: методология исследования // Концепт. 2015. № 07 (июль). URL: http://e-koncept.ru/2015/15224.htm (Дата обращения: 28.04.2016).
11. Чернышёва А.В. Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества // Гуманитарный вестник. 2014. Вып. 1. DOI: 10.18698/2306-8477-2014-1-157. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/cult/hidden/157.Html (Дата обращения: 28.04.2016).
Irina Yu. Solomina
Samara State Oblast Academy (Nayanova) (Samara, Russia); PhD in Philosophy, Assistant Professor; e-mail: siu@bk.ru
MYTHOLOGICAL TOURISM SPACE OF SAMARA LAND: REALITIES AND OPPORTUNITIES
Article is devoted to the study of mythological tourism space of Samara land. Mythological tourism space exists equally with other types of tourism spaces of the region: cultural and historical, recreational, service, ethnic, sporting, scientific to and other. The author reveals the mail features of the mythological tourism space. It is a system consisting of geographical space, mythological cultural heritage of territory and it use in tourism practices. Based on the system approach all elements of mythological tourism space are identified and presented as applied to Samara region. All variety of myths is divided on the groups; in more detail the topological, religious, myths about caves, folklore, and historical myths are researched in the article. The author analyzes certain tourism practices, where the use of myths is possible and makes the conclusion that, in spite of abundant base and various studies of myths, their use in tourism of Samara land still insignificantly, and mythological tourism space is on the early stages of development. In this connection, Samara land needs to not only study the myths, but actively to involve them in tourism space of cities and settlements, because development of mythological tourism space makes territory unique and contributes to increasing the tourist flows. The study was supported by Russian Humanitarian Research Foundation Grant 14-03-00036 «Spatial-Temporal Diagnostics of a City».
Keywords: tourism space, mythological tourism space, mythogeography, «Zhiguli Circumnavigation», cultural and historical heritage of Middle Volga Region.
References:
1. Afanasiev O.E., Afanasieva A.V. Museums of myths and legends in the global tourism space. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.2, pp. 38-46. DOI: 10.12737/19502. (In Russ.).
2. Baranova A.Yu. Tourism space as a place of interaction of enterprise structures. Proceedings of the VIII International scientific-practical conf. «Science Days», 27.03. -05.04.2012. Praha: Publishing house «Education and science», 2012, pp. 30-36. (In Russ.).
3. Zamyatin D.N. Humanitarian Geography: Object of learning and the main trends of development. Obshhestvennye nauki i sovremennost' [Social Studies and Modernity], 2010, No.4, pp. 126-138. (In Russ.).
4. Meletinskiy E.M. Mythology. New philosophical encyclopedia. Moscow: Mysl', 2010. (In Russ.).
5. Mitin I.I. Tourism myths and complex characteristics of humanitarian geography. Turizm i ku'turnoe nasledie [Tourism and cultural heritage]. Interuniversity collection of scientific articles. Vol. 3. Saratov, Saratov University Publishing House, 2006, pp. 103-110. (In Russ.).
6. Pavlovich I.L., Ratnik O.V. Mysteries and legends of the Volga caves. Samara, 2003. 145 p. (In Russ.).
7. Samara. Culture of the province / Ed. by V.P. Skobeleva. Samara: IBT International, 1995. 184 p. (In Russ.).
8. Stavitskiy A.V. Historical and literary myth: experience of comparative analysis. A belated review of one PhD thesis. URL: http://rusprostranstvo.com/article/view/1157 (Accessed on April 28, 2016). (In Russ.).
9. Starostina M.E. Folklore of Samara land as the content of the regional component of literary education in middle grades. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], vol.12, No.3, 2010, pp. 49-54. (In Russ.).
10. Cherevichko T.V. Tourism as a system: methodology of research. Concept, 2015, No.07. URL: http://e-koncept. ru/2015/15224.htm. (Accessed on April 28, 2016). (In Russ.).
11. Chernysheva A.V. Mythologization of reality and the reality of the myth in the culture of information society. Humanities Bulletin, 2014, vol.1. DOI: 10.18698/2306-8477-2014-1-157. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/cult/ hidden/157.html (Accessed on April 28, 2016). (In Russ.).
Соломина И.Ю. Мифологическое туристское пространство Самарского края: реальность и возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 64-72. DOI: 10.12737/21102. Дата поступления статьи: 01 мая 2016 г.
Solomina I.Yu. Mythological tourism space of Samara land: realities and opportunities. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 64-72. DOI: 10.12737/21102. Received 01 May 2016