Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО ЛАНДШАФТА'

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО ЛАНДШАФТА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
791
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ / НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / ГОРНЫЙ ЛАНДШАФТ / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / NATIONAL ARCHITECTURE / EXTREME ENVIRONMENT / MOUNTAIN LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Полякова Е.А.

В работе рассматривается формирование туристско-рекреационных комплексов, общие принципы, приемы и методы их построения в условиях горного ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEXES IN MOUNTAIN LANDSCAPE

In a discussion are considered formation of tourist and recreational complexes, the general principles, receptions and methods of their construction in extreme conditions of a mountain landscape.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО ЛАНДШАФТА»

УДК: 728.54, 796.5

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО ЛАНДШАФТА

Е.А. Полякова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва

Аннотация

В работе рассматривается формирование туристско-рекреационных комплексов, общие принципы, приемы и методы их построения в условиях горного ландшафта.

Ключевые слова:

туристско-рекреационный комплекс, принципы построения туристско-ре-креационных комплексов, народная архитектура, горный ландшафт.

История статьи:

Дата поступления в редакцию 11.11.19 Дата принятия к печати 14.11.19

Испокон веков человек стремился освоить горные регионы и области, чтобы создать комфортные и безопасные условия для жизни. Его привлекали высокогорные пастбища, на которых можно было прокормить скот, труднодоступные укромные области, где можно было без труда прятаться от врагов, примером чему служили многочисленные поселения и аулы Кавказа, в частности Дагестана, Грузии, Ингушетии.

В настоящее время горные территории привлекают особое внимание, что обосновано возросшим интересом к спорту, туризму, отдыху, восстановлению и поддержанию здоровья, общему культурному развитию. Все популярнее становятся горнолыжные комплексы с совершенной развитой внутренней инфраструктурой и современным оборудованием. Если сравнивать отечественный опыт проектирования и строительства подобных комплексов в горных районах с зарубежным, например, с известными французскими и итальянскими Альпами, то на горных территориях нашей страны, в частности на Кавказе, много мест, требующих освоения и развития. Одним из них является регион Лаго-Наки Республики Адыгея, где находится большое количество памятников археологии, истории, природы, редких эндемичных растений. Эта территория богата горными массивами, красивыми, сложными, уникальными ландшафтами и заслуживает аккуратного обращения.

Для того, чтобы осваивать горные ландшафты наиболее разумно и успешно с точки зрения проектирования, необходимо помнить о многовековом опыте народной архитектуры горных районов Кавказа, Европы и других регионов. Этому вопросу посвящены работы известных авторов: Маскимова О. Г., Опо-ловниковой Е. А. [5], [6]. В магистерской диссертации «Туристско-рекреационные комплексы — архитектурный образ и морфология ландшафта» автора данной статьи многие принципы, сформулированные ранее, развиты и подробно описаны [8]. В частности, отмечается, что прежде всего необходимо анализировать морфологические, эстетические и социально-экологические особенности территории, выбранной для строительства. Здесь можно выделить ряд основных категорий анализа, таких как:

• отношение объекта к ландшафту — где важен учет горизонталей рельефа и гармонии проекти-

руемого объекта, его «врезание» в рельеф;

• отношение объекта к рельефу — где важны габариты проектируемого объекта, форма, объем, общее архитектурно-планировочное решение.

В случае отношения объекта к ландшафту возможно 2 основных варианта решения — вписывание объекта в природный окружающий ландшафт и противопоставление объекта окружающей среде.

Вписывание объекта в ландшафт — принцип, когда проектируемый объект повторяет очертания ландшафта, тем самым вписывается в него и формирует органичную уравновешенную композицию.

Примером такого решения может служить горнолыжный курорт «Трюсиль» в Норвегии — один из проектов, разработанный бюро «BIG» (рис. 1). Выразительные плавные линии корпусов подобны рельефу. Здание главного корпуса похоже по очертанию на холм и выразительно вписывается в окружающий ландшафт, не нарушая его.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Рис. 1. Проект горнолыжного курорта «<Трюсиль», Норвегия

Противопоставление объекта ландшафту — наличие резкого, заметного, чаще всего доминантно выделяющегося объекта или групп объектов, которые композиционно противопоставляются ландшафту.

В качестве примера может служить горнолыжный курорт Квитфьель в Норвегии, где жилая башня гостиницы не только выделяется в общей композиции всего комплекса и окружающего рельефа в целом, но и служит ориентиром для приезжающих туристов (рис. 2).

Рис. 2. Горнолыжный курорт Квитфьель, Норвегия Системные технологии 4 (№33) 2019

и х

ш ^

с Z

о *

ф

г г

о

S

ГО

(U

tt m

v ГО

§ Ü V ?

о Го

И

I-

о р

О

£ х

К к |§

< > ш m

По отношению объекта к рельефу наблюдается два основных направления — «повторение» рельефа и «слияние» с рельефом.

Архитектуре, которая «повторяет» рельеф свойственно, главным образом, учет движения горизонталей горной местности, скалы, долины и ландшафта в целом. Главные и второстепенные объемы зданий размещаются параллельно горизонталям рельефа, с учетом строения горных масс и тем самым «повторяют» рельеф, выстраиваясь в уравновешенную композицию.

Ярким примером является проект современного горнолыжного комплекса «Ведучи» в Чечне от проектной компании «АЛЬФАПРОЕКТ» со своеобразными трапециевидными корпусами, выполненные в стиле вернакулярной архитектуры кавказских мест (рис. 3).

Рис. 3. Горнолыжный комплекс «Ведучи», Чечня, Россия

«Слияние» с рельефом — подход для решения задач, связанных с возможностями использования рельефа в объемно-пространственной композиции всего комплекса. Для того, чтобы объект полностью «слился» с рельефом недостаточно одного движения за горизонталями и основными массами горной местности. Прежде всего объект должен отличаться архитектурно-объемным замыслом в сочетании с окружающим ландшафтом, иногда полностью «раствориться» и представлять с ним единую функциональную и выразительную систему.

Современное проектирование насчитывает множество примеров, в частности, можно выделить горнолыжный курорт Лиллехаммера в Норвегии, разработанный архитектурным бюро «BIG» (рис. 4). Комплекс включает в себя несколько уровней, плавно и зигзагообразно спускающихся по склону, которые «следуют» за рельефом.

^1 ' '

Рис. 4. Горнолыжный курорт Лиллехаммера, Норвегия

В результате анализа данных категорий можно в процессе проектирования переходить к принципам планировочного и объемно-пространственного построения туристско-рекреационного комплекса с определенными вариантами его решения.

Авторами определяются приемы планировочных решений и принципы объемно-пространственного построения комплексов.

Планировочные решения:

• свободное размещение объектов;

• «наслоение».

Свободное размещение наиболее часто встречается на практике, обусловлено это тем, что не везде возможно устройство целостного, а особенно протяженного объекта. Объясняется это особенностями рельефа, где предполагается проектирование. Свободное размещение представляет собой рассредото-ченность объектов, что с одной стороны выгодно, так как независимые объемы проще строить и в меньшей степени нарушается рельеф, а с другой, вызывает неудобство у туристов, потому что данное планировочное решение требует наличие большого числа связей между объектами комплекса (подъемники, канатные дороги, асфальтированные дороги, внутренний легковой курсирующий транспорт и т. д.).

В горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи определенное количество функционально значимых объектов находятся на разных отметках склона. Для удобного передвижения по комплексу на «Роза Хутор» запроектированы два основных подъемника, которые останавливаются на разных уровнях, где возможно сделать пересадку (рис. 5).

Рис. 5. Горнолыжный курорт на «Роза Хутор», Сочи, Россия

«Наслоение» — принцип объединения основных функциональных объемов (связей) и объектов здания. Связи могут формироваться на различных уровнях здания с учетом рельефа и характера окружающего горного ландшафта. Это могут быть коридоры, различные переходы или даже значительные по размерам рекреационные пространства, функциональные «паузы». Стоит отметить, что связи могут

Рис. 6. Горнолыжный комплекс Лез Арк 1600, Франция Системные технологии 4 (№33) 2019

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

А

и х

ш ^

с

о ¡е

V А X X

о

го и

^ т

V ГО

А

§ I

V ?

0 го

И

I-

^ о

1 *

О

£ х

К к

формироваться как горизонтально, так и вертикально вверх или вниз по склону. В пример можно привести комплекс «Лез Арк 1600» во Франции. Ступенчато расположенные корпуса отеля, где каждый блок поднимается («наслаивается») на несколько этажей вверх, сообщаются с корпусами, расположенными на террасах крутого склона, образованными путем членения на уровни (рис. 6).

Принципы объемно-пространственного построения:

• единична форма объекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• групповая форма объекта.

Единичная форма объекта представляет собой сосредоточенность одного крупного функционального объекта. На примере комплекса «Refuge du Gouter» на Монблане, авторами которого являются инженер Томас Бюхи и архитектор Эрви Дессизом, возможно проследить сосредоточенность одного главного объема здания, представляющего собой единичную форму (рис. 7).

Рис. 7. Комплекс ««Refuge du Gouter», Монблан, Италия.

Групповая форма — объединенная группа объектов, связанных между собой функционально. Горнолыжный комплекс «Ла Плань — Солей» — это комплекс, где объединились нескольких шале и корпусов в один курорт на одной территории на отметке 2050 метров над уровнем моря (рис. 8).

Рис. 8. Горнолыжный комплекс «Ла Плань — Солей», Франция

В настоящее время произошли большие изменения, связанные с появлением разработок в сфере инженерного и транспортного оборудования (усовершенствованные подъемники), современных машин для создания и расчистки трасс и трамплинов, новых архитектурных конструкций и строительных материалов, которые используются при реализации горнолыжных комплексов. Но при этом, возник ряд других вопросов, связанных с экологией и охраной окружающей среды, влиянием того или иного материала на природу, людей, животных, что в настоящее время является очень важной проблемой.

В рамках магистерской диссертации автора (науч. руководитель — док. архитектуры, проф. Максимов О. Г.) был проведен анализ морфологии рельефа и архитектурного образа рекреационного комплекса в горном ландшафте, что стало основой для разработки туристско-рекреационных комплексов в Лаго-Наки Республике Адыгея [8]. В этих объектах прослеживается зависимость характера планировочных решений комплексов от окружающего ландшафта.

Подробно было разработано две концепции туристических комплексов, одна из них на территории приюта «Партизанская поляна», которая выполнена на основе приема террасирования, так как существующий крутой рельеф позволяет разместить корпуса поднимающимися ступенями, где кровля каждого последующего объема служит террасой для другого (Рис. 9). Как традиционное жилье в Дагестане, блоки террасированных жилых корпусов, объединенных одним криволинейным корпусом обслуживания, организуют единый компактный комплекс, органично связанный с природным ландшафтом.

1 2 Рис. 9. Концепция туристско-рекреационного комплекса «Партизанская поляна».

1 — панорама, 2 — план

Вторая концепция — на свободной территории, прилегающей к приюту «Фишт», разработан туристско-рекреационный комплекс «Фишт 1» (Рис. 10). Рельеф на этом участке довольно плоский, с небольшими перепадами, а в плане участок представляет собой четырехугольник. Все эти условия позволили создать довольно яркую геометрическую композицию с криволинейными корпусами, объединенными общим блоком обслуживания, размещенным над рекой Белой.

1 2 Рис. 10. Концепция туристско-рекреационного комплекса «Фишт 1». 1 — панорама, 2 — план

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

А

и х

ш ^

с

о *

г г

о ^

га и

й т

V ГО

А

§ I

V ?

о го

И

I-

о р

О

£ * К к

В основу данных решений также легли приемы образования комплексов, выделенных в научной работе автора. Эти приемы можно разделить на две категории: архитектоническое и/или пластическое образование и пространственное образование.

К категории архитектонического и/или пластического образования относятся комплексы, где основное внимание уделяется самой форме и пластике объекта, его объем и решения деталей, к ней соответственно относят: компактность, дисперсность или рассредоточенность, линейность или протяженность, пунктирность или прерывистость, динамичность, точечность, доминанта, «гнездо».

Ко второй категории, где главным фактором является пространственная композиция образования комплексов, его главных и второстепенных корпусов, инженерных коммуникаций, протяженность территории комплекса, сформулированы следующие приемы: «площадь», «амфитеатр», «улица открытая», «улица перекрытая», ступенчатость или террасирование, архитектурная форма следует в соответствии с рельефом или против рельефа.

В основе этих приемов, принципов и методов лежит опыт народной архитектуры в условиях горного ландшафта, когда строительные решения были проверены годами, их рациональность и надежность не подлежит сомнению. Применение этих приемов на предпроектных изысканиях и/или на ранних стадиях проектирования позволит в условиях высокогорных районов добиться эстетической и пластической выразительности организации архитектурной формы, будет способствовать наиболее грамотному и четкому решению главных вопросов по организации комплексов, их слаженной работе в период эксплуатации.

ПРИМЕЧАНИЕ. ИЛЛЮСТРАЦИИ, ПРИВЕДЕННЫЕ В СТАТЬЕ ВЗЯТЫ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ: Рис. 1. Проект горнолыжного курорта «Трюсиль», Норвегия (ski.ru // будущее горнолыжных курортов — думы и мечты) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ski.ru/az/blogs/post/buduschee-gornolyzhnykh-kurortov-dumy-i-mechty/

Рис. 2. Горнолыжный курорт Квитфьель, Норвегия (makemytravel.ru // Лучшие горнолыжные курорты Норвегии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://makemytravel.ru/oteli/luchshie-gornolyzhnye-kurorty-norvegii. html

Рис. 3. Горнолыжный курорт «Ведучи» в Чечне (THE INSIDER.ru // новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://theins.ru/news/89397

Рис. 4. Горнолыжный курорт Лиллехаммера в Норвегии (allTravels.com.ua // новости туризма) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alltravels.com.ua/2008/02/11/kopeng-otel/

Рис. 5. Горнолыжный курорт на «Роза Хутор», Сочи, Россия (pilot hub.ru // Роза-хутор) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pilothub.ru/folio/9411-roza-xutor

Рис. 6. Горнолыжный комплекс Лез Арк 1600, Франция (largange-holidays.co.uk // Les Arcs 1600) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lagrange-holidays.co.uk/holidays-rental-sea-mountain,accommodation-ARC160-L-FACE-residence,20110108,20110115.html#.XejwatUzbIUresidence

Рис. 7. Комплекс «Refuge du Gouter», Монблан, Италия (architectonic.com // architectonic_) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://architectonic.com.au/portfolio/refuge-du-gouter/

Рис. 8. Горнолыжный комплекс «Ла Плань — Солей», Франция (clubmed.ru // Aime La Plagne) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.clubmed.ru/r/Aime-La-Plagne/y?utm_medium=SEA&utm_campaign=SEA_GN_SKI_ DESTINATION_FRANCE_RU_AIME_LA_PLAGNE&utm_source=Yandex.Direct&utm_term=%D0%BB%D0%B0%20 %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8C&utm_content=3T&CMCID=PS16705855678&cm_id=20592373_394471

2135_7960751366_18189764430_none_search_type1_no_desktop_premium_213&yclid=7244445572016147708

Рис. 9, 10 — выполнены Поляковой Е. А., Максимовым О. Г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буров А. К. Об архитектуре. — М.: Стройиздат, 1960 г. -148 с.

2. Курбатов Ю. И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 134 с.

3. Лозовой С. П. Лагонакское нагорье. — Краснодар: Книжное издательство, 1984. — 160 с.

4. Лукьянова Л. Г., Цибух В. И. Рекреационные комплексы: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Федорченко. — К.: Вища шк., 2004. — 346 с.

5. Максимов О. Г. Курортно-рекреационные комплексы в горном ландшафте: автореферат дис. ... канд. арх. наук: 18. 00. 02 / Мос. ордена Трудового Красного Знамени арх. ин-т — М., 1973. — 38 с.

6. Максимов О. Г., Ополовникова Е. А. Горно-рекреационный комплексы. — М.: Стройиздат, 1981. — 120 с., ил. — (Архитектору-проектировщику).

7. Полякова Е. А. Особенности развития туристско-рекреационной системы региона Лаго-Наки, Республика Адыгея. — Системные технологии. — 2019. — N0 32. — С. 69—75.

8. Полякова Е. А. Туристско-рекреационные комплексы — архитектурный образ и морфология ландшафта: дис. .магистра архитектуры: 07. 04. 01 / Мос. арх. ин-т (гос. академия) — М.: 2017. — 90 с.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.А. Полякова. Туристско-рекреационные комплексы в условиях горного ландшафта. — Системные технологии. — 2019. — № 33. — С. 62—69.

TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEXES IN MOUNTAIN LANDSCAPE E. Polyakova

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ос

э

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Abstract.

In a discussion are considered formation of tourist and recreational complexes, the general principles, receptions and methods of their construction in extreme conditions of a mountain landscape.

Key words:

tourist and recreational complex, principles of construction of tourist and recreational complex, national architecture, extreme environment, mountain landscape. Date of receipt in edition: 11.11.19 Date of acceptance for printing: 14.11.19

.a

и x

и ç

с

z

0 ¡e

v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M

1 I

о s J

ГО

(U

^ m

v ГО

§ I £ ?

0 го

И

I-

^ о

1 * О

£ х

К к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.