Научная статья на тему 'Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры'

Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10480
1447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТРАКЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА / ТУРИЗМ / ATTRACTION / POTENTIAL / RECREATION / RESOURCES / STRUCTURE / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Статья посвящена вопросам концептуального определения понятий «туристский потенциал» и «ресурсы», а также проблематике их структурирования. В качестве основы в начале статьи представляются классические определения понятий «рекреационный потенциал» и «ресурсы», а также подходы к их структурированию. Далее предлагается определение понятия «туристский потенциал территории» как пространственно-временное сочетание природных, общественных и общественно-природных ресурсов, резервов и возможностей, которые могут быть использованы для организации и осуществления туристской деятельности. Туристский потенциал является субъективным понятием и может рассматриваться с позиций туриста, предпринимателя и власти/общества. Целью деятельности в туристской сфере для каждого из субъектов выступают аттракции. Важную роль в туристской сфере выполняет инфраструктура, охватывающая часть общественной и природно-общественной сфер. Фундаментом туристского потенциала выступает территория как «вместилище» и местоположение. Результатом стало выражение структуры туристского потенциала в форме схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST POTENTIAL OF A TERRITORY: THE PROBLEMATICS OF DEFINING THE ESSENCE AND THE STRUCTURE

The paper deals with the conceptual definitions of a tourist potential and resources, as well as with issues of their structuring. As a basis, in the beginning of the article the classical definitions of a recreational potential and resources are presented; approaches to their structuring are mentioned. Then the definition of a tourist potential of a territory is determined as a space-time combination of natural, social and natural-social resources, reserves and opportunities that can be used for the organization and the implementation of tourist activity. The tourist potential is a subjective concept and can be viewed from the standpoints of tourists, businessmen and government/society. The purpose of activities in the field of tourism for each of the subjects is the attractions. An important role in the tourism is played by infrastructure which covers a part of social, natural and social spheres. The foundation of the tourist potential is a territory that serves as space and location. The result of the study was the expression of the essence of the concept "tourist potential" in the form of its structure scheme.

Текст научной работы на тему «Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры»

134_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 1 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 914/919 (045) М.А. Саранча

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ: ПРОБЛЕМАТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ

Статья посвящена вопросам концептуального определения понятий «туристский потенциал» и «ресурсы», а также проблематике их структурирования. В качестве основы в начале статьи представляются классические определения понятий «рекреационный потенциал» и «ресурсы», а также подходы к их структурированию. Далее предлагается определение понятия «туристский потенциал территории» как пространственно-временное сочетание природных, общественных и общественно-природных ресурсов, резервов и возможностей, которые могут быть использованы для организации и осуществления туристской деятельности. Туристский потенциал является субъективным понятием и может рассматриваться с позиций туриста, предпринимателя и власти/общества. Целью деятельности в туристской сфере для каждого из субъектов выступают аттракции. Важную роль в туристской сфере выполняет инфраструктура, охватывающая часть общественной и природно-общественной сфер. Фундаментом туристского потенциала выступает территория как «вместилище» и местоположение. Результатом стало выражение структуры туристского потенциала в форме схемы.

Ключевые слова: аттракции, потенциал, рекреация, ресурсы, структура, туризм.

Туристско-рекреационный (туристский, рекреационный) потенциал и ресурсы являются одними из самых используемых понятий в отечественной туристской науке и практике, однако до сих пор проблематика определения их сущности и структуры является актуальной. Так, А.М. Сазыкин [1] отмечает, что бурное развитие туризма в России сопровождалось внедрением новой терминологии, которая нередко противоречит устоявшейся и хорошо разработанной терминологии, принятой в СССР и России. Согласно классическому определению по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову [2], «рекреационный потенциал территории - это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности». В качестве определения рекреационных ресурсов А.М. Сазыкин [1] предлагает переработанную следующую дефиницию: «это элементы и явления географической среды, которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности».

Представленные определения довольно верно отражают сущность понятий, однако имеются и недоработки, например: в определении непонятно выделение культурно-исторических и социально-экономических предпосылок в отдельные категории, поскольку первые в концептуальном понимании относятся ко вторым; использование слова «предпосылки» выводит за пределы рекреационного потенциала ресурсы, которые уже используются; использование в обоих определениях слова «организации» рекреационной деятельности выводит за пределы понятия ее «осуществление».

Таким образом, целью исследования является концептуальное определение сущности понятия «туристский потенциал территории» и раскрытие на его основе структуры туристского потенциала территории.

Для начала рассмотрим понятие самого слова «потенциал» (от лат. potential - мощь, сила), которое возникло в физике, и в современной литературе ему придают смысловые значения мощности, возможностей, совокупности средств, способностей, резервов, источников, запасов, ресурсов и т. п., которые могут быть использованы в каких-либо целях [3].

Потенциал имеет несколько проявлений, которые в совокупности и выражают его сущность [4]:

- потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности накопленных свойств, обусловливающих способность к какой-либо деятельности и достижения каких-либо целей (потенциал принимает значение «ресурс»);

- потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»);

- потенциал развития (будущее), в процессе которого сформируются новые способности (потенциал имеет значение «возможности») (рис. 1).

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2015. Т. 25, вып. 1

Потенциал

''*-... Прошлое ***.,.. Настоящее ...**' Будущее ..••*"

Рис. 1. Составляющие понятия «потенциал»

Исходя из сказанного, туристский потенциал представляет собой пространственно-временное сочетание природных, общественных и природно-общественных ресурсов, резервов и возможностей для организации и осуществления туристской деятельности. Таким образом, с концептуальных позиций туристские ресурсы представляют собой уже освоенную совокупность элементов и явлений действительности для организации и осуществления туристской деятельности человеком с целью удовлетворения его потребностей.

Рис. 2. Структура туристского потенциала территории по А.С. Кускову [5]

Имеется множество подходов к выражению структуры туристского потенциала территории. Приведем примеры. Так, А.С. Кусков [5] туристский потенциал делит на ресурсы (природные, культурно-исторические и социально-экономические) и туристскую инфраструктуру, которую одновременно относит к социально-экономическим ресурсам (рис. 2), отдавая дань существенной значимости туристской инфраструктуры в туристской сфере.

С несколько других позиций (экономических) структуру туристского потенциала рассматривает Г.Н. Захаренко [6], выделяя в нем три составляющие: потенции производства туристского продукта (делится на объекты туристского интереса и инфраструктуру); управления, контроля, развития производства и потребления туристского продукта; непосредственно потребления туристского продукта (рис. 3). Однако подобный срез позволил подойти к проблематике не только экономически, но и выявить как минимум двух субъектов туристских отношений, которые туристский потенциал и ресурсы будут рассматривать с разных позиций: производителя и потребителя.

Рис. 3. Структура туристского потенциала, исходя из происхождения и функционального назначения

потенций по Г.Н. Захаренко [6]

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2015. Т. 25, вып. 1

Тем не менее согласно данному выше определению туристский потенциал территории состоит из органичного единства туристских ресурсов, резервов и возможностей (РРВ) (рис. 4), которое выражает хронологичность понятия, что незаслуженно упускается в большинстве работ. Фактически любая совокупность имеющихся ресурсов и резервов территории сложилась в прошлом, а свое использование и реализацию возможностей получит в будущем, в зависимости от сложившихся факторов и условий. Таким образом, туристский потенциал территории динамичен во времени. Его структура и величина изменяются под влиянием общественного прогресса (в том числе и научно-технического) и развития самой территории. Эти изменения могут проявляться как через вовлечение в функционирование туристкой системы новых ресурсов (за счет вовлечения резервов, перераспределение ресурсов между подсистемами территории, трансформации возможностей в резервы и ресурсы через развитие новых технологий и т. д.), изменения соотношения используемых ресурсов, так и через изъятие ресурсов из функционирования туристской системы, например, по причине нерационального использования или их исчерпания. Кроме того, такие категории, как «сроки», «сезонность», «цикл», «даты» и т. п., являются определяющими в большинстве процессов и явлений в туристской сфере территорий.

Туристский потенциал территории является субъективной категорией, так как его величина и ценность качеств зависят от целей его использования. Цели, в свою очередь, зависят от их носителей, которых в туристской сфере можно разделить на три группы: туристов, предпринимателей и власть/общественность (рис. 4). С точки зрения первой группы туристский потенциал объекта (или территории) рассматривается с позиций его туристской аттрактивности, способности и результатов удовлетворения исходных потребностей, побудивших человека к путешествию. Предприниматели рассматривают туристский потенциал с позиций выгод организации и осуществления бизнеса, власть/общественность - возможностей развития, благополучия населения и т. д. В конкретных ситуациях позиции субъектов могут как совпадать, быть нейтральными, так и противоположными. Поэтому определение и оценка обобщенного туристского потенциала территории являются сложной научной и практической проблемой.

возможности

Рис. 4. Структура туристского потенциала территории по М.А. Саранче Примечания: п-о - природно-общественные объекты и явления; субъекты: т - турист, п - предприниматель, в/о - власть/общественность

Для каждой из групп субъектов указанные интересы и являются аттракциями (рис. 4), побуждающими их к действию. В качестве аттракций могут выступать отдельно или в совокупности практически любые элементы и явления природы и общества, в том числе и сами субъекты. Исходя из функций и значимости, аттракции можно разделить на целевые (являются целью и главным мотиватором деятельности), сопутствующие (аттракции кратковременного и поверхностного интереса, например, широко используются для насыщения программ пребывания туристов), навязанные (аттракции, не интересующие субъекта, однако в силу обстоятельств субъект вынужден на них ориентироваться; например, включение их в пакет тура) и дополнительные (вызвавшие интерес у субъекта уже в процессе деятельности, например, путешествия).

Говоря об аттракциях, необходимо упомянуть и о таком понятии, как туристское впечатление -это процесс (переживания) и результат воздействия (психический и духовный «след») на туриста комплекса физических, психических и духовных его состояний, возникших или достигнутых им в результате туристской деятельности. Туристское впечатление в целом складывается из многих компонентов и является сугубо субъективным, поскольку зависит от особенностей восприятия конкретного человека. Туристские впечатления в современной туристской практике все более выступают в качестве фундамента и ориентира, поэтому и новую формирующуюся модель туристской экономики нередко называют экономикой туристских впечатлений.

РРТ относятся к двум сферам: природе и обществу, на контакте которых формируются природ-но-общественные элементы и явления (рис. 4).

Природные РРВ делятся на:

- физические (атмосферно-климатические, геоморфологические, гидрологические, геологические;

- биологические (флористические, фаунистические);

- биофизические (почвенные, прочие продукты взаимодействия абиотических и биотических факторов);

- палеонтологические;

- энергоинформационные (энергетические, информационные);

- комплексные (геосистемы различного уровня (от географической оболочки до фации, сочетания отдельных элементов природы)).

Общественные РРВ можно подразделить на политико-правовые, экономические, технологические, социальные, демографические и культурно-исторические, инфраструктурно-коммуникационные.

При контакте природы и общества формируется такая группа элементов и явлений, как экологические и природоохранные, а природно-общественные РРВ могут приобретать самые различные формы в зависимости от пересекающихся РРВ природы и общества. Например, культурные ландшафты, особо-охраняемые территории, гидросооружения.

Отдельно стоит выделить категорию туристской суперструктуры (инфраструктуры, созданной и ориентированной на обслуживание туристов: размещения, питания, транспортная, производственно-сбытовая, досуга, развлечений, оздоровления и др.), которая представляет собой совокупность организаций и учреждений сферы услуг, обеспечивающих функционирование и развитие туристкой сферы территории. Туристская инфраструктура охватывает часть общественной и природно-общественных сфер (рис. 4), кроме того, может выступать и в качестве аттракций. Непосредственно туристскую инфраструктуру делят на основную, дополнительную, сопутствующую и поддерживающую. Основная инфраструктура необходима для предоставления основных туристских услуг, например: размещения, питания, экскурсионных, транспортных услуг, услуг туристских фирм. Дополнительная инфраструктура обеспечивает дополнение основных туристских услуг, увеличивает разнообразие туристской деятельности и позволяет обеспечить повышение качества всей совокупности предоставляемых туристу услуг: информационные, анимационные, продажа сувенирной продукции и т. п. Сопутствующая инфраструктура преимущественно ориентирована на обслуживание местного населения, однако благодаря туристам она расширяет свои функции и количество потребителей, кроме того, создает существенные условия для пребывания туристов в пределах дестинации: торговые, банковские, страховые, медицинские, телекоммуникационные и другие учреждения; поддерживающая инфраструктура необходима для поддержки функционирования основной и дополнительной туристской инфраструктуры: научные и образовательные учреждения, органы управления туристской сферой, представительства иностранных государств (посольства, консульства и т.п.), органы безопасности и правопорядка, предприятия и сети коммунального обслуживания, транспорт, дорожное хозяйство и т. п. [3].

БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2015. Т. 25, вып. 1

Наряду с туристской инфраструктурой стоит отметить предпринимателей и/или кадры, которые в современных реалиях играют огромнейшую роль, так как именно передовой опыт создания и обеспечения туристских услуг является основой конкурентоспособности туристских территорий и объектов. Их творческий потенциал способен перекрыть значительное число структурных пробелов в туристском потенциале территории, а креативность является основой формирования нового и уникального туристского продукта даже на «пустом месте».

Сама территория также выступает в качестве специфического ресурса, который структурно можно разделить на два класса: ресурсы пространства, которые характеризуются определенной метрикой и топологией и выражаются через известные параметры площади, протяженности, формы; ресурсы местоположения по отношению к другим объектам, фактически представляют собой категории географического положения. Выгодное географическое положение является важным пространственным ресурсом, оно обладает инерцией или потенциальной энергией, которая легко высвобождается и ускоряет развитие на проторенных путях, но тормозит необоснованные новации [7].

Кроме перечисленной классификации РРВ их можно подразделить и по другим основаниям, например: по выполняемым функциям, отраслевой принадлежности, хронологическому, характеру использования, масштабам и т. д.

Возможность реализации и развития туристского потенциала объекта (территории) зависит от факторов и условий. По генезису факторы и условия делят на географическое положение, исторические, пространственные, природные, экономические, политико-правовые, экологические, медико-санитарные, демографические, социальные, культурные, инфраструктурные, технологические, организационно-управленческие, инновационные и кадрового обеспечения. По принадлежности к территории факторы и условия делятся на внутренние (эндогенные), внешние (экзогенные) и внутренне-внешние (эндогенно-экзогенные). Также их можно разделить на генерирующие туристские потребности и спрос и реализующие их, на статичные во времени и динамичные, на системообразующие и системоразрушающие, на позитивные, негативные и нейтральные, на управляемые, слабоуправляе-мые и неуправляемые, на латентные (скрытые) и очевидные и т. д. [8; 9].

Заключение

Таким образом, туристский потенциал территории представляет собой предел человеческих познаний о максимально эффективном использовании ресурсов, резервов и возможностей в идеальных условиях для организации и осуществления туристской деятельности при максимальном удовлетворении потребностей субъектов, увязанных с данным процессом, сохранении природы и окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сазыкин А.М. Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме // Туризм на Дальнем Востоке: бизнес, инвестиционные стратегии, образование и экология: материалы регион. науч.-практ. конф. Дальтур-2001. Владивосток, 2002. С. 306-310.

2. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: МГУ, 1981. 208 с.

3. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 220 с.

4. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Международный науч.-исслед. журн. 2012. № 7-2. С. 14-15.

5. Кусков А.С., Иванов А.В., Яшков И.А., Ширинкин П.С. Туристское ресурсоведение: учебник. М.: Университетская книга, 2011. 348 с.

6. Захаренко Г.Н. Туристский потенциал региональной дестинации и эффективность его использования в индустрии туризма (на примере Пермского края): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2011. 23 с.

7. Рубцов В.А. Концептуальные основы сбалансированного развития территориальных систем: дис. ... д-ра географ. наук. Казань, 2003. 377 с.

8. Саранча М.А. Из размышлений о развитии туристских систем // Вестн. ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8, № 3. С. 103-110.

9. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 24-38.

Поступила в редакцию 18.01.15

M.A. Sarancha

TOURIST POTENTIAL OF A TERRITORY: THE PROBLEMATICS OF DEFINING THE ESSENCE AND THE STRUCTURE

The paper deals with the conceptual definitions of a tourist potential and resources, as well as with issues of their structuring. As a basis, in the beginning of the article the classical definitions of a recreational potential and resources are presented; approaches to their structuring are mentioned. Then the definition of a tourist potential of a territory is determined as a space-time combination of natural, social and natural-social resources, reserves and opportunities that can be used for the organization and the implementation of tourist activity. The tourist potential is a subjective concept and can be viewed from the standpoints of tourists, businessmen and government/society. The purpose of activities in the field of tourism for each of the subjects is the attractions. An important role in the tourism is played by infrastructure which covers a part of social, natural and social spheres. The foundation of the tourist potential is a territory that serves as space and location. The result of the study was the expression of the essence of the concept "tourist potential" in the form of its structure scheme.

Keywords: attraction, potential, recreation, resources, structure, tourism.

Саранча Михаил Александрович,

доктор географических наук, профессор кафедры

бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве

ФГБОУ ВПО «Российский государственный униве] туризма и сервиса»

141221, Россия, Московская обл., Пушкинский р-н, Черкизово, Главная улица, 99 E-mail: sma77@rambler.ru

Sarancha M.A.,

Doctor of geography, Associate professor.

Russian State University of Tourism and Service 99, Glavnaya ulitsa, Cherkizovo, Pushkino district, Moscow region, 141221 E-mail: sma77@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.