РАЗДЕЛ I
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 338.486:711.2(470.319)
Б01: 10.32340/2414-9101-2019-2-5-10
С. Н. Абакумов, кандидат исторических наук, доцент Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Орловское областное отделение (Орёл, Россия) abakumovstn@gmail. сот В. А. Абакумова
Московский государственный институт культуры (Москва, Россия)
touristica@inbox. ги
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Аннотация. Представлена авторская оценка вклада функционирования отечественных туристских кластеров в работу по популяризации объектов культурного наследия регионов Российской Федерации на примере Орловской области (Центральный федеральный округ). По заключению авторов, внедрение стратегий маркетингового продвижения отдельных российских территорий, имеющих выраженный туристский потенциал, на внутреннем рынке туристских продуктов и услуг способствовало появлению новых эффективных методов и технологий интеграции объектов культурного наследия в систему туристских ресурсов. Представлено описание продуктивного опыта создания туристских кластеров в Орловской области, пригодного для тиражирования в условиях других субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: туристский кластер, государственное финансирование туристских кластеров, предприятия малого и среднего бизнеса в сфере туризма, туристские территории, культура, туризм, событийный туризм, стратегии развития туристских кластеров, туристский продукт, культурное наследие региона.
Начало созданию сети туристских кластеров в Российской Федерации было положено в 2011 г. Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы). При этом под кластерным подходом государство подразумевает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1]. К регионам, в которых были запущены подобные туристско-рекреационные зоны, относятся: Ярославская, Ивановская, Рязанская, Псковская, Липецкая, Вологодская, Калужская, Костромская, Брянская, Тульская области и ряд других субъектов РФ. На территории Алтайского края создаётся туристско-рекреационный кластер «Белокуриха». Вместе с тем, в целом ряде регионов Российской Федерации, по разным причинам, инфраструктурные кластеры созданы не были. Наиболее распространённой причиной этого является отсутствие частных инвестиций и софинансирования туристского проекта со стороны областных бюджетов. К таким регионам относится и Орловская область, в которой, несмотря на богатейшее историко-культурное наследие и туристский потенциал, не нашлось финансовой поддержки.
В 2016 г. Министерство экономического развития Российской Федерации начало реализацию проекта по созданию в отдельных регионах маркетинговых туркластеров, которые не предполагают строительства новой туристской инфраструктуры. Финансирование таких кластеров осуществляется в рамках программы Министерства экономического развития России по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Стратегии развития маркетинговых кластеров предусматривают объединение предпринимательских структур туристской сферы с целью формирования инновационного туристского продукта и услуг на основе единого бренда территории. Сегодня в России создано 8 таких кластеров: в Ростовской, Вологодской, Новгородской, Орловской, Смоленской, Рязанской, Мурманской областях и Республике Саха (Якутия). Создание бренда и имиджа территории позволит в дальнейшем привлечь туристские потоки из соседних регионов, которые, при наличии привлекательного турпродукта, маршрутов, программ, событийных мероприятий и других туристских товаров и услуг, принесут значительный доход в бюджет города и конкретным бизнесменам.
В то же время формирование стратегии развития кластеров в различных областях России предусматривает максимальное включение в туристский оборот объектов культурного наследия. Это позволит с одной стороны сформировать современный и насыщенный туристский продукт, а с другой привлечь средства от туризма на восстановление и реставрацию памятников истории и культуры.
Хорошим примером развития туристского кластера служит Орловская область, богатая культурным и историческим наследием. В декабре 2016 г. была утверждена Стратегия развития туристского кластера Орловской области до 2020 г. [2]. Одним из авторов действующей стратегии развития туристского кластера Орловской области является Орловское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Принятие Стратегии способствовало подъёму интереса туристского сообщества к вопросам сохранения культурного наследия в регионе. В Стратегии предполагается достижение ряда взаимосвязанных задач, которые позволят включить имеющееся в регионе культурное наследие в путеводители, туристские маршруты, событийные мероприятия, проекты по созданию собственной туристской продукции, основанной на историческом и культурном наследии Орловщины и т. д.
Для достижения главной целевой установки необходимо комплексно решить несколько важнейших задач, касающихся осуществления программных мероприятий, а именно: выявить приоритетные направления развития туризма на территории кластера посредством проведения анализа туристского потенциала региона; дать характеристику туристско-рекреационных ресурсов Орловской области для отбора наиболее уникальных достопримечательностей, способных стать «ядром» кластера; провести рейтинговую оценку туристских территорий (субкластеров), исходя из ключевых аспектов аттрак-тивности, в том числе выявить ключевые центры, включающие совокупность наиболее интересных и привлекательных достопримечательностей; определить участников кластера, заинтересованных в повышении туристской активности в регионе и готовых взаимодействовать в рамках осуществления деятельности по внедрению и продвижению туристских продуктов кластера; сформировать и внедрить механизмы по развитию туристского бизнеса в регионе; разработать и внедрить механизмы по увеличению выручки резидентов кластера; создать условия для увеличения количества рабочих мест в сфере туристской деятельности в регионе; создать систему продвижения и реализации туристской продукции кластера, включающую конкретные направления маркетинговой политики Орловской области и участников кластера и способствующую выходу на новые рынки сбыта; предложить ряд мероприятий рекламно-информационного характера для позиционирования кластера на всероссийском и международном уровнях; разработать бренд и визуальное оформление кластера; проработать актуальные инвестиционные проекты, предполагающие внедрение принципиально новых форм, стратегий и технологий предоставления и потребления туристского продукта, основанного на местном колорите, историческом прошлом и традициях Орловской области; определить приоритетные направления сотрудничества в сфере туризма и в рамках продвижения кластера с руководством и туристскими администрациями соседних регионов; охарактеризовать инновационные туристские продукты и технологии, способные вывести традиционные предложения на новый уровень, и определить наиболее привлекательные из них; определить направления взаимодействия сотрудничества администрации Орловской области и кластера с образовательными и научными учреждениями региона
в целях продуцирования туристских инноваций для развития кластера; детально проработать финансовый механизм обеспечения стратегии кластера [2].
Важно отметить, что взаимодействие резидентов кластера основано на безвозмездном финансировании конкретных туристских проектов со стороны Центра кластерного развития из средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Министерством экономического развития России. При этом каждый участник или участники кластера реализует конкретный туристский проект на условиях софинансирования в размере 5-15 % по прогрессирующей шкале. Статьи расходов на проекты определены действующей Стратегией и включают: оказание маркетинговых услуг (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей предприятий кластеров; разработка и продвижение зонтичных брендов региональных кластеров и т. п.), услуг по брендированию, позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) предприятий малого и среднего бизнеса (далее - МСП), являющихся участниками кластеров; организация и проведение обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей (тренеров) в целях обучения сотрудников предприятий МСП, являющихся участниками кластеров; проведение информационных кампаний в средствах массовой информации для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров; подготовка бизнес-планов, технико-экономических обоснований совместных кластерных проектов предприятий МСП, являющихся участниками кластеров; организация участия предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, на отраслевых российских и зарубежных выставочных площадках (оплата организационного взноса, аренда выставочной площади и выставочного оборудования, застройка стенда); организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта (разработка единых стандартов); консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров; проведение вебина-ров, круглых столов для предприятий МСП, являющихся участниками кластеров и др. [2].
Таким образом, основным инструментом Стратегии для включения культурного наследия в туристский оборот являются совместные проекты резидентов туркластера Орловской области, не предполагающие строительства новой инфраструктуры.
В 2019 г. в Орловской области Туристско-информационным центром при Управлении культуры и архивного дела Орловской области впервые был создан Календарь туристских событий [3], который включил в себя наиболее значимые мероприятия зрелищного характера. В Календарь вошли, в том числе, и мероприятия, реализуемые туристским кластером. В свою очередь, руководство Центра кластерного развития с 2019 г. взяло за основу развитие событийного туризма в регионе, который способен интегрировать предпринимательские структуры, привлечь значительные финансовые средства и включить в туристский оборот большое количество объектов культурного наследия.
В результате был создан список событийных мероприятий туркластера, который включает ряд ежегодных фестивалей, форумов и выставок туристского характера. К наиболее перспективным ежегодным совместным проектам туристского кластера относятся: Образовательный историко-этнографический фестиваль «Орловская крепость»; Литературно-гастрономический фестиваль «Тургеневский бережок»; Спортивно-патриотическая игра «Тропа героев»; Форум в сфере туризма и индустрии гостеприимства «Regional Tourism Trends» (RTT); Региональная туристская выставка «Regional Tourism Trends»; IT-конференция «Тургенев Digital»; Деловой слёт «Business Insight».
Одним из примеров слаженного взаимодействия резидентов туркластера является совместное создание, продвижение и проведение образовательного историко-этнографического фестиваля «Орловская крепость», который более, чем на 75 % финансируется из средств Фонда президентских грантов [4]. Часть средств на проведение рекламной кампании выделяет Центр кластерного развития Орловской области, а также спонсоры и партнёры мероприятия, многие из которых являются резидентами кластера.
Фестиваль пройдёт 22 сентября 2019 г. на территории Орловского детинца - месте основания в 1566 г. города Орла, памятнике археологии федерального значения. Организатором фестиваля выступает Орловского областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Содержательная часть праздника предусматривает демонстрацию в разных частях территории Орловского детинца поэтапную хронологию формирования города, путём демонстрации на соответ-
ствующих площадках исторических эпох в военно-историческом контексте, с момента основания Орла до современного периода. Предполагается последовательно освятить исторические события на следующих площадках: 1) «Основание Орла и борьба с набегами крымских татар»; 2) «Смутное время на Орловщине»; 3) «Орловские военачальники и воинские подразделения в военных кампаниях ХУШ в.»; 4) «Орловская губерния в Отечественной войне 1812 г.»; «Участие орловцев в Первой мировой и гражданской войнах»; 5) «Великая отечественная война на Орловщине»; 6) «Участие орловцев в локальных военных конфликтах новой и новейшей истории».
Каждая площадка подразумевает проведение мастер-классов с участием детей и взрослых. В рамках мастер-классов гости фестиваля смогут стать участниками исторических событий, произошедших во временном периоде, представленном на площадке. Создание качественного событийного мероприятия способно в дальнейшем привлечь туристов из соседних регионов. На каждой площадке будут размещены информационные стенды с исторической справкой об эпохе и роли в ней Орловского края. Образовательная часть фестиваля включает проведение со специальной экскурсионной программой групп школьников и студентов по историческим площадкам. Предполагается принять до 20 групп школьников и студентов из Орла и области, для которых будут проведены образовательные экскурсии, с целью знакомства с военной историей Орловской области [4].
Взаимодействие резидентов туристского кластера осуществляется на основе взаимопомощи и взаимовыгоды. Для этого внедряются механизмы сотрудничества участников, основанные на создании, продвижении и реализации совместных туристских продуктов или услуг. К таким продуктам могут относиться: туристские маршруты; событийные мероприятия деловой, развлекательной, культурной и иной направленности; путеводители и туристские карты; видеоролики о туристском потенциале Орловской области и др. Любое взаимодействие участников кластера, соответствующее целям и задачам настоящей стратегии, находит поддержку туристского кластера. Кластер проводит необходимую работу по подбору партнёров для совместной реализации проектов и инициатив его участников, а также изыскивает возможные пути их осуществления. Одним из инструментов объединения участников кластера является туристский портал Орловской области, созданный в 2017 г. [5].
Формирование продукта и реализация проектов резидентами туристского кластера предполагают максимально комфортные условия для их создания, продвижения и реализации со стороны остальных участников, имеющих прямое или косвенное отношение к данному процессу.
Совместная деятельность участников кластера распространяется на реализацию крупных областных и городских проектов в сфере туризма, таких как: организация и проведение фестивалей, форумов, иных событийных мероприятий. Любое масштабное событие (съезд, форум, конференция и т.п.) предполагает культурную программу для участников и гостей из других регионов. В этой связи кластеру необходимо создать свой собственный брендовый туристский продукт, который будет предлагаться гостям города, привлечённым резидентами и не резидентами кластера. Этот туристский продукт должен включать набор экскурсий по городу (тематических и обзорных), маршруты по области; посещение музеев и иных культурных объектов.
В настоящее время туристский кластер Орловской области активно расширяется и привлекает к совместной работе сувенирные магазины, а также иные предприятия, реализующие товары орловских производителей и формирует свой набор сувенирной продукции и иных товаров и услуг. В будущем, ходе проведения экскурсий для организованных групп туристов, планируется в состав показа включать посещение сувенирных и иных магазинов гостями Орловской области. Это должны быть магазины сладостей, сувениров, одежды и др. Отдельно запланировано посещение кафе и ресторанов, принадлежащих резидентам кластера, где для организованных групп туристов должны быть заранее подготовлено питание (завтраки, обеды, ужины, дегустации, презентации и т.п.). Таким образом, кластер фактически развивает единую крупную самодостаточную туроператорскую компанию, в общем смысле этого слова, работающую по системе создания и реализации туристского продукта по принципу формирования добавочной стоимости на туристский продукт.
Важнейшим механизмом взаимодействия резидентов кластера является реализация совместных проектов на основе грантовой поддержки. Резиденты могут объединяться в команды для подачи общей заявки на соискание гранта. Тематика заявки должна иметь туристский или смежный с туризмом
характер. Основными грантодателями по подобным проектам являются: Фонд президентских грантов, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по делам молодёжи, Министерство Культуры Российской Федерации, Министерство экономического развития и др. ведомства. Совместная реализация туристских проектов резидентами предполагает также участие в ежегодном конкурсе для получения субсидий на реализацию социально значимых инициатив Орловской области, а также федеральных органов власти.
Резиденты туристского кластера организуют собственные мероприятия для других участников, с целью знакомства, укрепления сотрудничества, а также обсуждения совместных проектов. К таким мероприятиям относятся: деловые завтраки, обеды и ужины с приглашением представителей органов власти; корпоративные встречи в кафе для обсуждения накопившихся вопросов и проблем кластера; презентация своей продукции и новых проектов; проведение совместного дня туризма; совместные туристские и экскурсионные поездки с использованием возможностей резидентов кластера (автобусы, экскурсоводы, предприятия питания и размещения) и др.
В свою очередь руководство кластера принимает участие в данных мероприятиях, а также занимается продвижением совместных проектов и продуктов резидентов на телевидении и иных средствах массовой информации Орловской и соседних областей.
Необходимо продвигать конкретные перспективные направления и формы туристской деятельности: промышленный, культурно-познавательный туризм литературной направленности, гастрономический, экологический, религиозный, событийный, спортивный и другие перспективные виды туризма. При этом следует формировать совместный турпродукт, который позволит при нехватке туроператорских компаний конкретного профиля восполнить этот недостаток путём точечного включения конкретных поставщиков туристских услуг в создание, продвижение и предоставление туристических услуг конечному потребителю. Следует создать набор своих уникальных продуктов, популярных у гостей города и области. Для этого по принципу общности интересов и направления резиденты должны объединяться в рамках единых проектов по разработке и совместного производства туристских продуктов питания: 1) пряники; 2) сувенирные конфеты (тургеневские, лесковские, бунинские и т. п.); 3) сувенирный орловский хлеб; 4) орловский мёд и т. п.
Любое событийное мероприятие, проводимое в Орловской области, предполагает совместное участие в его подготовке и проведении резидентов кластера. Для этого кластер рассылает всем аннотацию события и формирует необходимые предложения по участию предпринимателей в его подготовке.
Таким образом, формирование маркетинговых туристских кластеров в России, основанных на добровольном сотрудничестве представителей малого и среднего бизнеса, будет способствовать с одной стороны реализации туристского потенциала региона, а другой включению в туристское пространство историко-культурного наследия. Увеличение туристских потоков путём разработки современного привлекательного туристического продукта туркластерами позволит привлечь дополнительное финансирование на сохранение и восстановление памятников истории и культуры в Российской Федерации.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - Текст : электронный // Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/28 (дата обращения: 20.04.2019).
2. Об утверждении стратегии развития туристского кластера Орловской области : распоряжение Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 г. № 585-р. - Текст : электронный // Консорциум «Кодекс», электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : сайт. - URL: http://docs.cntd.ru/document/444912430 (дата обращения: 20.04.2019).
3. Орловская область. 2019. Календарь туристских событий. - Текст : электронный // Правительство Орловской области : официальный сайт. - URL: https://orel-region.ru/sendfilen.php?id=19762 (дата обращения: 20.04.2019).
4. Орловское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры проводит историко-этнографический фестиваль. - Текст : электронный // Всероссийское обществе охраны па-
мятников истории и культуры : официальный сайт. - URL: http://voopik.ru/istoriko-etnograficheskyfest.php?bitrix_include_areas=Y&bitrix_show_mode=edit&clear_cache=Y (дата обращения: 20.04.2019).
5. Визит Орёл : официальный туристический портал Орловской области : [сайт]. - Орёл : Центр кластерного развития Орловской области, 2017- . URL: http://visit-orel.ru/ (дата обращения: 20.04.2019). - Текст : электронный.
Stanislav N. Abakumov, Ph. D. in History, Associate Professor All-Russian Society for the Preservation of Historical and Cultural Monuments, Oryol Oblast Branch (Oryol, Russia)
abakumovstn@gmail.com Viktoria A. Abakumova Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia)
touristica@inbox.ru
TOURISTIC CLUSTER IN ORYOL OBLAST, RUSSIA, AS A TOOL FOR INCLUSION OF OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE INTO SPHERE OF TOURISM
Abstract. The article gives the authors' assessment of contribution that touristic clusters make to popularization of objects of cultural heritage located in regions of the today's Russian Federation (a case of Oryol Oblast, Central Federal District). On the authors' conclusion, incorporation of marketing strategies in promoting various Russian areas with significant touristic potential in domestic market of touristic resources helped to find new methods and technologies for integration of objects of cultural heritage into a system of touristic resources of Russia. Also, the paper describes a useful experience in building touristic clusters in Oryol Oblast that is fit for spreading in various regions of the Russian Federation.
Keywords: touristic cluster, governmental funding for touristic clusters, small and medium-sized businesses in touristic sphere, touristic territories, culture, tourism, event-tourism, strategies of touristic clusters development, a product in tourism sphere, cultural heritage of a region.
УДК 7(571.53/.55)[=512.1+512.3+16] DOI: 10.32340/2414-9101-2019-2-10-15
Н. Б. Дашиева, доктор исторических наук, профессор Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Россия)
dashieva-n@yandex. т
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА)
Аннотация. Сохранение ценностно-смыслового единства системы традиционной художественной культуры этнических сообществ и укрепление её способности к самостоятельному развитию - ключевые условия воспроизводства культурного многообразия в мировом, общероссийском и региональном масштабах. Автор излагает собственный вариант концепции сохранения и развития традиционной художественной культуры тюркских, монгольских и славянских этносов, населяющих сельские территории современной Южной и Восточной Сибири. Активная популяризация образцов народной художественной культуры в сетевых межкультурных пространствах рассматривается автором в качестве ценного ресурса социального и экономического роста наименее развитых в хозяйственном и инфраструктурном отношении провинциальных территорий азиатской части современной России.
Ключевые слова: традиционная художественная культура, народная художественная культура, полиэтничный российский регион, проблемы сохранение традиционной художественной культуры, художественно-культурный заповедник, тюркские народы, монгольские народы, славянские народы, алтайцы, тувинцы, тофалары, эвенки, русские.