Научная статья на тему 'Продвижение г. Тотьмы Вологодской области с помощью организации научно-практических конференций'

Продвижение г. Тотьмы Вологодской области с помощью организации научно-практических конференций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4785
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / ТОТЬМА / КОНФЕРЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ / TOURISM / CLUSTER / TOTMA / CONFERENCE / RESEARCH / PROMOTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеева Натэлла Аршаковна

В статье анализируются маркетинговые возможности научных конференций и форумов для исследования и продвижения туристских кластеров районного масштаба, каким является древний город Тотьма Вологодской области. Город Тотьма, датой образования которого принято считать 1137 год, представляет собой достаточно развитый туристский кластер, в состав которого входят административные органы управления, различные учреждения культуры, монастыри и храмы, организации транспорта, общественного питания, гостиничной сети, образования, торговли, досуга и развлечений, средства массовой информации, рекламы, памятники и заповедники. Отдалённость города от областного центра (г. Вологда) более 200 км, отсутствие с ним железнодорожного сообщения представляет определенную трудность для привлечения туристов. Тем не менее город Тотьму, население которого составляет всего 9915 чел. (на 2015 г.), ежегодно посещают более 130 000 туристов. В комплекс маркетинговых средств продвижения туруслуг этого кластера входит и организация научно-практических конференций и форумов, что показано на примере I Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки», проведённой в Тотьме 18-21 сентября 2014 г., II Всероссийского научно-практического форума «Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки», проведённого в сентябре 2015 г., регулярно организуемых научно-практических конференций, посвященных творчеству знаменитого земляка тотьмичей поэта Н.М. Рубцова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF THE TOWN OF TOTMA IN VOLOGDA REGION THROUGH ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCES

The article analyzes the marketing opportunities of scientific conferences and forums for the study and promotion of tourism clusters of regional scale, among which is the ancient town of Totma, Vologda Region. Town of Totma according prevailing opinion was founded in 1137. Today it is a sufficiently developed tourism cluster, which includes administrative authorities, a variety of cultural institutions, monasteries and churches, the organization of transport, food services, hotel chain, education, commerce, leisure and entertainment, the mass media and advertising, monuments and nature reserves. Distances from the regional center (Vologda) in more than 200 km, the lack of railway communication with it, make it difficult to attract tourists. Nevertheless, the town of Totma with a population of only 9915 people (as of 2015) is visited annually by more than 130 000 tourists. The complex of marketing means of the cluster’s tourism services promotion includes the organization of scientific and practical conferences and forums. This is confirmed by the examples of the All-Russian scientific and practical conference "Cultural and educational tourism as a factor of development of the Russian province", held in Totma in September 18-21, 2014, the II All-Russian scientific and practical forum "Museums and tourism as factors of development of the Russian province" conducted in September, 2015, and scientific-practical conferences dedicated to the works of the famous poet N. Rubtsov that are regularly held in the town.

Текст научной работы на тему «Продвижение г. Тотьмы Вологодской области с помощью организации научно-практических конференций»

УДК - 338.796.5(574) DOI: 10.12737/20106

ПРОДВИЖЕНИЕ Г. ТОТЬМЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ С ПОМОЩЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Михеева Натэлла Аршаковна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательства в туризме, nat-nat1909@mail.ru

Факультет туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье анализируются маркетинговые возможности научных конференций и форумов для исследования и продвижения туристских кластеров районного масштаба, каким является древний город Тотьма Вологодской области.

Город Тотьма, датой образования которого принято считать 1137 год, представляет собой достаточно развитый туристский кластер, в состав которого входят административные органы управления, различные учреждения культуры, монастыри и храмы, организации транспорта, общественного питания, гостиничной сети, образования, торговли, досуга и развлечений, средства массовой информации, рекламы, памятники и заповедники. Отдалённость города от областного центра (г. Вологда) более 200 км, отсутствие с ним железнодорожного сообщения представляет определенную трудность для привлечения туристов. Тем не менее город Тотьму, население которого составляет всего 9915 чел. (на 2015 г.), ежегодно посещают более 130 000 туристов.

В комплекс маркетинговых средств продвижения туруслуг этого кластера входит и организация научно-практических конференций и форумов, что показано на примере IВсероссийской научно-практической конференции «Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки», проведённой в Тотьме 18-21 сентября 2014 г., II Всероссийского научно-практического форума «Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки», проведённого в сентябре 2015 г., регулярно организуемых научно-практических конференций, посвященных творчеству знаменитого земляка тотьмичей поэта Н.М. Рубцова.

Ключевые слова: туризм, кластер, Тотьма, конференция, исследование, продвижение

В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы»1 подчеркивается необходимость кластерного подхода в развитии индустрии туризма.

Однако недостаточный опыт в данной сфере, связанный с относительной новизной этого подхода, отсутствием квалифицированных кадров не только в создании и

1 Постановление Правительства РФ от 2.08. 2011 г. № 644 «О Федеральной целевой Программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» URL: http://base.garant.ru/55171986/

управлении туристским кластером, но и в его продвижении, требует дополнительных исследований в данной области.

В статье ставится цель доказать, что научно-практическая конференция может быть методом продвижения на туристский потребительский рынок услуг туристского кластера. И это особенно важно и интересно для туристской дестинации малого размера, как, например, г. Тотьма Вологодской области.

Основоположник феномена кластеров М. Портер определял кластер как совокупность территориально соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, характеризующихся общностью деятельности в определенной сфере и дополняющих друг друга. В кластере может быть сформирована такая инновационная среда, которая способствует повышению уровня конкурентоспособности входящих в него фирм. «Таким образом, - пишет Майкл Портер, - кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей [1, с. 221].

Такой подход до определенного времени использовался сугубо для промышленного производства, и можно привести много подобных примеров по разным индустриальным отраслям в США, ФРГ, Италии, Швеции. Но со временем пришла необходимость использовать этот подход и для туристического сектора.

В индустрии туризма можно найти подтверждение не только общих закономерностей создания и функционирования кластеров, но и специфических особенностей их проявления в данной сфере.

К особенностям туризма можно отнести широту межотраслевых связей, фрагментарную структуру, нематериальный характер производства турпродукта в виде туруслуг (в основном в сфере малого и среднего бизнеса). Эти особенности характерны и для развития туристских кластеров.

Под туристским кластером следует понимать совокупность следующих структур:

- органы власти и государственные учреждения;

- предпринимательские фирмы и компании, действующие в сфере туризма;

- общественные организации, имеющие отношение к сфере туризма и смежным отраслям;

- средства массовой информации и рекламы.

Все они, совместно используя туристские ресурсы региона для разработки, продвижения и реализации туруслуг, добиваются цели удовлетворения культурно-познавательных и рекреационных потребностей населения, с одной стороны, и

повышения уровня своей конкурентоспособности и экономической эффективности - с другой.

Динамично развивающийся кластер включает и оптимизирует не только собственную цепочку добавленной стоимости, но и другие непосредственно связанные с ним цепочки, имеющие отношение к поставщикам и потребителям. Их совокупность М. Портер назвал системой накопления стоимости или value system, (т.е. «система ценностей») [1, с. 88].

В туристском кластере система накопления стоимости включает следующие цепочки добавленной стоимости:

- поставщики (в первую очередь транспортные компании);

- средства размещения, питания и развлечений;

- каналы сбыта туристских продуктов (туроператоры и турагентства);

- туристы как потребители турпродукта (рис.) [2].

система накопления стоимости в туристском кластере

Рисунок - Система накопления стоимости в туристском кластере [6]

Туристские кластеры могут быть различных масштабов. Они создаются не только в развитых центрах, но и в небольших городах и населенных пунктах.

Иногда туристский кластер малого города может стать составной частью областного туристского кластера, примером чему служит кластер Вологодской области.

В Государственной программе «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы»1 предусмотрена подпрограмма 2 «Развитие туристского кластера Вологодской области». Для реализации мероприятий этой подпрограммы - «Поддержка проектов, направленных на развитие туристского кластера на территории области» -

1 Государственная программа «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/423862174

предусмотрено выделение 2.319.5 тыс. руб. на 2015-2020 гг. В области создаются туристско-рекреационный и автотуристский кластеры.

В портфель внутрикластерных инвестиционных и инфраструктурных проектов входят и туркластеры небольших городов области - Череповца, Кириллова, Великого Устюга и Тотьмы. У них есть свои преимущества и особенности в виде богатой истории и культурных традиций, народных промыслов, ландшафтно-рекреационного потенциала, наличия историко-архитектурных памятников, учреждений культуры. Создается особый турпродукт, который представлен не только объектами обзора и посещения, но и различными событиями, т. е. событийный туризм начинает занимать достойное место благодаря своей привлекательности.

В числе 25 туристских проектов в данной подпрограмме 2 отдельно выделен и проект под названием «Тотьма - город купцов и мореходов».

Город Тотьма складывался как туристский кластер постепенно. Тотьма была основана в 1137 году и развивалась как северное поселение со своим доходным бизнесом: соледобычей и солеварением. Город знаменит своими путешественниками и мореходами - И. Кусковым, основавшим Форт Росс в Америке, Г. и П. Пановыми, А. Кузнецовым, купцами - С. Черепановым, А. Нератовым, П. Шишкиным, который в 1863 г. составил карту Алеутских островов. В 1780 г. Екатерина Пдаровала Тотьме статус уездного города и герб (черную алеутскую лисицу на золотом поле) в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Отдаленность Тотьмы от областного центра и других городов, отсутствие железнодорожного сообщения позволили сохранить многие уникальные достопримечательности этого города и стать туристской Меккой на Севере.

В туристский кластер этого города можно включить Администрацию Тотемского муниципального района (отдел туризма), МБУК «Тотемское музейное объединение» (в городе функционируют около десяти музеев, в т.ч. Краеведческий музей, основанный в 1915 г., музей Церковной старины, Дом-музей И. Кускова, Музей мореходов, Музейно-выставочный центр в б. храме Вознесения, Музей поэта Н.М. Рубцова в с. Никольское Тотемского района), семь церквей и Спасо-Суморин монастырь с открытым хранением фондов, Школу путешественников Федора Конюхова и музей его имени, МУП «Туризм и народные промыслы», МБУ «Молодежный центр «Тотьма».

Архитектура Тотьмы представлена ценным историко-архитектурным наследием в виде русского «тотемского» барокко, классицизма, «русского стиля», эклектики. Здесь даже создана школа храмового зодчества. В городе есть несколько памятников, в том

числе и русским мореходам, сделавшим открытия в Америке. На реке Сухоне сохранился Гром-камень, на котором во время путешествия отдыхал Петр I со своей свитой.

В Тотьме выпускаются одна информационная и три рекламных газеты, работает библиотека, здесь общедоступны пять телеканалов и четыре сотовых оператора -Мегафон, МТС, Билайн, Теле-2.

К инфраструктуре туризма можно отнести городские гостиницы: «Аляска» (названа в память о путешествиях жителей Тотьмы в Америку), «Варницы», «Рассвет», Монастырские кельи, Придорожный кемпинг «Аляска». Также есть ресторан «Сияние Севера», два кафе, 10 различных магазинов, включая торговлю книгами и сувенирами, автосервис, автовокзал, обслуживающий пригородные маршруты, и, конечно, служба такси.

Из турфирм в Тотьме действуют Муниципальное предприятие «Туризм и народные промыслы» («Тотьма-тур») - дипломант областного конкурса «Лидеры туриндустрии», ведущий туроператор по организации отдыха в Тотьме и Тотемском районе и Офис №2 ООО «Эдвейс Тур» (АёуеуБ-Тоиг), чей главный офис находится в г. Череповце.

Событийный туризм в городе представлен следующими ежегодными мероприятиями:

- «Настоящий Тотемский продукт» - выставка-ярмарка (проходит 12 июня);

- «Преображенская ярмарка», которая сопровождается телемостом с крепостью Форт-Росс в США и перезвоном колоколов (проходит во вторую субботу в августе);

- «Рубцовская осень» - межрегиональный фестиваль, проходящий в сентябре (в его организацию включаются библиотеки, кинотеатры, концертные и выставочные залы);

- «Здесь души моей родина» - межрайонный фестиваль-конкурс исполнителей песен и стихов, посвященный памяти поэта Н. Рубцова;

- «Сухонская регата» - конкурс водных путешественников, участвующих в сплавах по реке Сухоне.

Для туристов разработаны и организуются следующие мероприятия:

- познавательные туры для школьников «Курс юного путешественника»;

- молодёжные палаточные лагеря;

- туры делового и корпоративного характера, посвященные различным событиям;

- разнообразные экскурсии по городу и его достопримечательностям1.

1 Тотьма. иКЬ: ЬИрвУ/ги^Мре&а.ога/^кд/Тотьма (дата обращения: 12.03.2016)

Все субъекты туристского кластера работают как партнеры, и при организации турпотоков каждый из них вносит свою лепту. Организаторы туризма в Тотьме используют многие известные им способы продвижения услуг туристского кластера и привлечения туристов. Например, доступна информация на таких хорошо разработанных сайтах:

- Администрации города. URL: http://www.totma-region.ru;

- Муниципального бюджетного учреждения культуры «Тотемское музейное объединение». URL: http://tourizm-totma.ru/museum;

- Муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр «Тотьма». URL: http://www.gorodtotma.ru/mctotma.html;

- туристском портале Вологодской области. URL: www.vologdatourinfo.ru .

Благодаря слаженной работе всех субъектов туристского кластера количество

путешественников в городе постоянно возрастает. Например, если в 2013 г. Тотемский район посетило 125 тыс. чел., то за первое полугодие 2014 г. в Тотьме побывало 45 тыс. экскурсантов и свыше 24 тыс. туристов, которые воспользовались ночлегом в гостиницах. При этом следует учесть, что в Тотьме проживает не более 10 000 человек1. То есть, на каждого жителя г. Тотьмы приходится примерно 13, 8 туристов в год. Для сравнения - в Москве (2015 г.) - 1,4 туриста на одного жителя2, в Санкт-Петербурге - 1,24 туриста на одного жителя3. В этих цифрах демонстрируется эффективность деятельности туристского кластера, которая предопределена двумя факторами - богатыми историко-культурными ресурсами и активным их использованием в работе всех совместно действующих субъектов Тотемского туристского кластера под руководством городского отдела по туризму.

В определенной мере организаторы туризма в Тотьме могут участвовать и во многих запланированных маркетинговых мероприятиях Вологодского туристского кластера:

- подготовка и распространение рекламных буклетов об основных брендах туристского кластера Вологодской области;

- проведение презентационной деятельности на международных, российских, областных туристских и специализированных выставках (Межрегиональная выставка

1 Тотемский туризм: от А до Я. URL: http://vologdatourinfo.ru/ru/totemskiy-turizm-ot-do-ya (дата обращения: 12.03.2016)

2 В 2015 году Москву посетили 17 млн. туристов. URL: gazeta.ru>business/news/2016/02/25/n_8295395.shtml (дата обращения: 12.03.2016)

3 В 2015 году Санкт-Петербург принял рекордное число туристов: 6,5 млн. человек. URL: http://www.gazeta.spb.ru/1922212-0/ (дата обращения: 12.03.2016)

туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера», г. Вологда; Международные туристские выставки «Интурмаркет» (ITM), MITF, «Отдых - Leisure», Москва; Международные туристские выставки «Inwetex-cis», Intourfest, Лентрэвел, Санкт-Петербург; Выставка «Kazan International Exhibition of Tourism & Sport - 2015», г. Казань);

- участие в конкурсе видеороликов на тему «Россия - территория туризма» (организатор конкурса Федеральное агентство по туризму);

- проведение информационных кампаний для участников кластера в средствах массовой информации;

- создание молодёжного интерактивного онлайн-проекта «Народный туризм»;

- создание и продвижение зонтичного бренда туристского кластера Вологодской области;

- разработка и изготовление туристской карты кластера;

- организация рекламно-информационных туров для журналистов-блогеров по субкластерам Вологодской области;

- проведение презентаций инвестиционных проектов туристского кластера;

- создание передвижной рекламно-выставочной композиции;

- участие в конкурсе «Лидеры туриндустрии Вологодской области»;

- представление на Официальном сайте Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (www.russiatourism.ru), Сайте торгово-промышленной палаты (http://tpprf.ru/ru/)1.

В подпрограмме развития туристского кластера Вологодской области уделяется внимание и вопросам его исследования. Например, запланированы следующие мероприятия:

- выявление потребностей и содержания запроса на туруслуги (внутренний туризм) резидентов - жителей Вологодчины;

- исследование медиаобразов вологодских турпродуктов в пространстве региональных и федеральных СМИ;

- проведение мониторинга качества услуг, предоставляемых предприятиями, которые в основном должны проводить Совет кластера, ЧГУ, ИСЭРТ РАН.

Однако парадоксально, что совершенно не предполагается проведение научно-практических форумов, конференций и семинаров с участием представителей науки и

1 Подпрограмма 2 «Развитие туристского кластера Вологодской области» государственной программы «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/423862174

ППС (профессорско-преподавательского состава) высших учебных заведений в сфере туристского сервиса. И это тем более удивительно, что организация таких конференций, семинаров и форумов как раз и предлагается со стороны МУП «Туризм и народные промыслы» г. Тотьмы [3]. И они действительно проводятся.

Такой вид продвижения услуг туркластера, как конференции, которые стали ежегодно проводиться в Тотьме, - это не только способ обобщения результатов изучения развития туризма и туркластеров, но и относительно новый способ продвижения города и его туруслуг. Этому способствуют следующие факторы:

- объявление о конференции и его рассылка в определённые научные и высшие учебные заведения России;

- участие в конференции конкретных представителей науки, образования и культуры различных городов, которые становятся одновременно и потребителями туруслуг, а также носителями информации для потенциальных посетителей города;

- размещение материалов конференции на сайтах г. Тотьмы и их распространение на дисках;

- привлечение к мероприятиям конференции (форума) внимания не только учёных, но и жителей города и района, работников его учреждений культуры.

Развернутая программа I Всероссийской научно-практической конференции была рассчитана на 4 дня (18-21 сентября 2014 г.) и включала в себя следующие мероприятия:

18 сентября - день регистрации, знакомства и заселение в гостиницы;

19 сентября - день заседаний четырех секций («Развитие культурно-познавательного туризма в регионах России», «Новые и нетрадиционные методы развития туризма в российской глубинке», «Современные ресурсы управления культурно-познавательным туризмом в российской глубинке», «Актуальные вопросы музееведения в контексте туризма»;

20 сентября - день мастер-классов;

21 сентября - день знакомства с сельской территорией.

Кроме заседаний секций, были организованы две параллели мастер-классов и интерактивных сессий семи участников конференции. Была предусмотрена и культурная программа - концерт в день открытия конференции, несколько экскурсий по городу и осмотр его достопримечательностей, экскурсии в музеи города, несколько интерактивных программ для знакомства со Спасо-Сумориным монастырем и артефактами народной культуры, проведение мастер-классов в Петровской ремесленной школе и Интерактивном центре народной культуры по изготовлению тотемских сувениров и выпечки. Кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этого, участникам конференции были предложены поездка в Школу путешественников Ф. Конюхова и музей его имени, посещение Дедова острова. В последний день была организована поездка в с. Никольское с посещением музея поэта Н.М. Рубцова, Никольской общеобразовательной школы, где он учился, Николаевской Толшменской церкви в этом селе [4].

Автором был проведен опрос 12 участников этой конференции (всего их было более 40) с целью выяснения оценки подобного способа познания возможностей внутреннего туризма (посредством участия в конференции и ее культурной программе). Данное участие подразумевало все составные элементы обычного тура - размещение в гостинице (были предложены три гостиницы на выбор), питание - в кафе и ресторане, столовой о/о школы в с. Никольское, трансфер - от ж/д вокзала в г. Вологда до г. Тотьмы (200 км), далее - до Дома - музея Ф. Конюхова (8 км), позже - до с. Никольское (70 км) и обратно, отъезд в г. Вологду (200 км). Организация концерта, экскурсий, посещение сувенирных лавок и магазинов также входили в программу данного мероприятия.

Ответы свидетельствовали о положительном отношении к этой конференции, её великолепной организации, желании посетить в будущем в качестве туристов и другие города Вологодской области - Великий Устюг, Кириллов, Ферапонтово, Череповец, Вологду, Устюжну.

Не менее успешно в г. Тотьме был проведен в сентябре 2015 г. и II Всероссийский научно-практический форум «Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки», в котором приняли участие деятели науки и культуры. Данный форум был посвящен 100-летию создания Тотемского музейного объединения и стал свидетельством достойного продолжения удачно начатой традиции проведения форумов и конференций в таком отдаленном от цивилизационных центров городе, как г. Тотьма [5].

В Тотьме регулярно проводятся и научно-практические конференции, посвященные творчеству знаменитого земляка тотьмичей поэта Н.М. Рубцова. В конце января 2016 г. в г. Тотьма и с. Никольском была проведена юбилейная научно-практическая и творческая конференция «Рубцовские чтения - 16», посвященная 80-летию со дня рождения поэта.

Разумеется, необходимо проявить необыкновенный энтузиазм и недюжинные организаторские способности, иметь сильную поддержку от административных органов и спонсоров, чтобы проводить подобные конференции. Тем не менее, подобный опыт уже существует и в других малых городах России (например, в Торжке и Суздале), и его стоит

изучать, поддерживать и повсеместно пропагандировать для реализации содержательного ресурса внутреннего туризма в России.

Литература

1. Портер Майкл Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

2. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. - №1. - С. 51-61.

3. Тотьма. 2014: Информационное издание. - Тотьма: МУП «Туризм и народные промыслы», 2014. - 24 с.

4. Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки: сб. материалов и Программа 1 Всероссийской научно-практической конференции -Тотьма, МБУК «Тотемское музейное объединение», 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://tourizm-totma.ru/wp-content/uploads/2015/01/SBORNIK-MATERIALOV-KONFERENTSII1.pdf (дата обращения: 12.03.2016).

5. Музейное дело и туризм как факторы развития российской глубинки: сб. материалов II Всероссийского науч.-практ. форума. - Тотьма, МБУК «Тотемское музейное объединение», 2015. [Электронный ресурс]: URL: http://turist.edu.yar.ru/publikatsii/2015_totma/sbornik_materialov_forum_totma_2015.pdf (дата обращения: 12.03.2016).

6. Pudlic-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness / WTO Business Council. - Madrid: WTO, 2000. - P.88.

PROMOTION OF THE TOWN OF TOTMA IN VOLOGDA REGION THROUGH ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCES

Natella Mikheeva, PhD (Dr.Sc.) in Sociological sciences, Professor, e-mail: nat-

nat1909@mail.ru

Saint Petersburg State University of Economics Saint Petersburg, Russian Federation

The article analyzes the marketing opportunities of scientific conferences and forums for the study and promotion of tourism clusters of regional scale, among which is the ancient town of Totma, Vologda Region.

Town of Totma according prevailing opinion was founded in 1137. Today it is a sufficiently developed tourism cluster, which includes administrative authorities, a variety of cultural institutions, monasteries and churches, the organization of transport, food services, hotel chain, education, commerce, leisure and entertainment, the mass media and advertising,

monuments and nature reserves. Distances from the regional center (Vologda) in more than 200 km, the lack of railway communication with it, make it difficult to attract tourists. Nevertheless, the town of Totma with a population of only 9915 people (as of 2015) is visited annually by more than 130 000 tourists.

The complex of marketing means of the cluster's tourism services promotion includes the organization of scientific and practical conferences and forums. This is confirmed by the examples of the All-Russian scientific and practical conference "Cultural and educational tourism as a factor of development of the Russian province", held in Totma in September 18-21, 2014, the II All-Russian scientific and practical forum "Museums and tourism as factors of development of the Russian province" conducted in September, 2015, and scientific-practical conferences dedicated to the works of the famous poet N. Rubtsov that are regularly held in the town.

Keywords: tourism, cluster, Totma, conference, research, promotion

References:

1. Porter М.E. Konkurencija [On Competition]. Мoscow: Williams, 2005. 608 p.

2. Alexandrova A.Yu. Turistskie klastery: soderzhanie, granicy, mehanizm funkcionirovanija [Tourist Clusters: Contents, Limits, Functioning] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2007. №1. Pp. 51-61.

3. Tot'ma. 2014: Informacionnoe izdanie [Totma. 2014: information publication]. Totma: MUP «Tourism and handicrafts», 2014. 24 p.

4. Kul'turno-poznavatel'nyj turizm kak faktor razvitija rossijskoj glubinki [Cultural and educational tourism as a development factor of the Russian Russian province]: Collection of materials and Program of the I All-Russian scientific-practical conf. Totma: MBUK "Totma Museum Association", 2014. 258 p.

5. Muzejnoe delo i turizm kak faktory razvitija rossijskoj glubinki [Museum affair and tourism as development factors of the Russian province]: Collection of materials I All-Russian scientific and practical forum. Totma: MBUK "Totma Museum Association", 2014. 349 p.

6. Pudlic-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness / WTO Business Council. Madrid: WTO, 2000. Pp. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.