Научная статья на тему 'Туристские ресурсы и их значение при оценке туристского потенциала региона'

Туристские ресурсы и их значение при оценке туристского потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2277
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимошевская А.Ю.

Статья раскрывает сущность понятий «туристский потенциал» и «туристские ресурсы», их взаимосвязи и роли при оценке региона для целей туризма. Рассмотрены существующие классификации туристских ресурсов, предложены подходы к их оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристские ресурсы и их значение при оценке туристского потенциала региона»

Список литературы:

1. «Третий сектор» России: оценка влиятельности / АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН). - М., 2007.

2. Протасова Е.В. Субъекты потребительского рынка и учреждения образования: взаимовыгодное сотрудничество / Е.В.Протасова, Е.Р. Мин-газинова // Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. - Ч. 2. - С. 288-290.

ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© Тимошевская А.Ю.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья раскрывает сущность понятий «туристский потенциал» и

«туристские ресурсы», их взаимосвязи и роли при оценке региона для

целей туризма. Рассмотрены существующие классификации туристских ресурсов, предложены подходы к их оценке.

Важнейшими понятиями, используемыми для определения ценности территорий для туризма, являются «туристские ресурсы» и «туристский потенциал».

Несмотря на смысловую близость данных понятий между ними существует ряд существенных отличий. Во-первых, потенциал, в отличие от ресурса, с точки зрения его формирования является результирующей многих составляющих. Так, с учетом макроэкономических характеристик региона, туристский потенциал можно свести к восьми частным потенциалам:

- ресурсному (обеспеченность туристскими ресурсами);

- производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности туристских предприятий в регионе);

- инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

- трудовому (трудовые ресурсы и образовательный уровень);

- финансовому (объем налоговых поступлений от туризма и прибыльность туристских предприятий региона);

- институциональному (степень развития ведущих институтов, оказывающих влияние на развитие туризма);

- потребительскому (совокупная покупательская способность);

- инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

* Аспирант кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Во-вторых, туристский потенциал определяется для решения четко поставленных задач, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определена [1].

В-третьих, описание потенциала какого-либо объекта (территории), как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта (территории) [1].

Таким образом, понятие «туристские ресурсы» значительно более узкое по смыслу чем «туристский потенциал». Кроме того, туристские ресурсы является важнейшим компонентом туристского потенциала.

С учетом рассмотренных выше различий под туристским потенциалом автор понимает совокупность туристских ресурсов и туристской инфраструктуры конкретного региона, обладающих способностью к максимально возможному производству услуг туризма в условиях их наилучшего использования.

Оценка туристского потенциала проводится с целью определения возможностей, средств и ресурсов региона, необходимых для развития туризма, а также степень их освоенности и использования на данный момент.

Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо:

- выявление потенциала;

- оценка потенциала;

- оценка современного уровня его использования;

- определение приоритетных направлений развития;

- оценка возможностей интенсификации использования туристского потенциала;

- определение сдерживающих факторов;

- выявление способов сокращения влияния сдерживающих факторов;

- подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.

Базой для оценки туристского потенциала служит анализ туристских ресурсов. Туристские ресурсы автор рассматривает как природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и другие объекты и явления, способные удовлетворить туристские потребности человека и стать причиной посещения данной территории с туристскими целями.

Наиболее важным свойством туристских ресурсов является аттрак-тивность - способность ресурса привлекать к себе туристов.

Аттрактивность включает 3 блока: топологические, функциональные и эстетические свойства.

К топологическим свойствам относятся такие свойства как уникальность (т.е. неповторимость), определяемая прилагательным «самый» (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.).

Как правило, функциональные свойства учитывают потребительские запросы человека в отношении природы. Места с такими свойствами обладают благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной, ягодный, охота, рыбалка).

Наиболее трудной в оценке являются эстетические качества туристских ресурсов, которые проявляются способностью территории или объекта воздействовать своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу туриста. В данном случае, определяющим является фактор возникновения положительных эмоций [2].

Кроме этого, к важнейшим свойствам туристских ресурсов относят их доступность, целостность, надежность, уникальность, познавательную ценность, выразительность, сохранность, безопасность.

Существует несколько подходов к классификации туристских ресурсов.

Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные.

К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и культурно-исторические ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими.

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые могут подразделяться на трудовые, инвестиционные, технические и др. [3].

По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяются на оздоровительные, познавательные и спортивные.

По скорости исчерпания туристские ресурсы подразделяются на быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые.

По возможности к самовосстановлению ресурсы можно подразделить на восстанавливаемые и невосстанавливаемые.

Технологическая классификация отражает способы и особенности использования различных туристских ресурсов.

С точки зрения целей путешественников туристские ресурсы можно подразделить на четыре группы: культурологические, рекреационные, религиозно-культурологические, информационно-деловые [3].

По мнению автора, туристские ресурсы целесообразно классифицировать по видам туризма, в которых они могут быть использованы. Согласно, данной классификации все туристские ресурсы могут быть подразделены на 3 группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические туристские ресурсы.

Природные туристские ресурсы могут быть поделены следующим образом:

- лечебные и курортные ресурсы (гидроминеральные, бальнеологические, водные ресурсы, климат);

- ресурсы экологического и спортивного туризма (памятники природы, заповедники, национальные парки, спелеоресурсы);

- ресурсы рыболовного и охотничьего туризма (охотничьи заказники, рыболовные объекты).

Культурно - исторические ресурсы подразделяются на:

- ресурсы паломнического туризма (храмы и соборы, монастыри, святыни);

- ресурсы познавательного и экскурсионного туризма (можно условно разделить на материальные и нематериальные): к материальным ресурсам относятся памятники истории, культуры, архитектуры, искусства, археологии, исторические места, музеи, другие объекты познавательного интереса.

К нематериальным ресурсам можно отнести: обряды, традиции, обычаи, нравы, национальные праздники, фольклор.

К социально-экономическим ресурсам относится:

- трудовые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- инвестиционные ресурсы;

- образовательные ресурсы.

Важнейшие характеристики туристских ресурсов должны рассматриваться как с точки зрения производителей туристского продукта, так и их потребителей.

С точки зрения производителей, использующих туристские ресурсы для производства туристского продукта, важнейшими их характеристиками будут являться:

- условия эксплуатации туристского ресурса (возможность приобретения в собственность или долгосрочной аренды);

- уровень капиталоемкости и эксплуатационная стоимость;

- объем запасов, необходимый для определения потенциальной емкости туристской территории, оптимизации туристских нагрузок и определения пропускного потенциала;

- площадь распространения туристского ресурса, позволяющей определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;

- период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегания стойкого снежного покрова), определяющей сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

- сроки использования, уровень восполнимости и возобновляемо-сти ресурса, а также возможность многократного использования.

Для потребителей туристских услуг важнейшими являются следующие характеристики:

- возможность использования природных ценностей;

- усвоение культурных ценностей;

- возможность занятия спортом;

- любительские занятия.

Анализ туристских ресурсов должен проводиться не только с учетом требований рынка туристских услуг, но и с учетом приоритетных направлений развития туризма.

Анализ туристских ресурсов позволяет определить объемы и виды туристской инфраструктуры, необходимые для создания конкурентоспособных туристских комплексов в регионе. Таким образом, данный анализ является важнейшим аспектом при оценке туристского потенциала, позволяет определить возможные направления регионального туризма и составить прогнозные оценки возможных объемов продаж.

Список литературы:

1. Дроздов А.В. Как организовать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. - М.: Изд. Экол.-просвет. центра «Заповедники», 2000.

2. Кумова Н.А. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона (на примере Курской области) / Дис. на соискание ученой степени канд. геогр. наук. - Курск: Изд-во МЭБИК, 2004.

3. Туристские ресурсы Псковской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.turbooks.ru/public/397-turistskie-resursy-pskovskojj-oblasti.html.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ НА БАЗЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Щукин А.Н.*

Саранский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Саранск

В статье рассматривается возможность создания интегрированного формирования в региональном мясном подкомплексе на базе перерабатывающего предприятия.

* Аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.