Список литературы:
1. «Третий сектор» России: оценка влиятельности / АНО «Социологическая мастерская Задорина» (группа ЦИРКОН). - М., 2007.
2. Протасова Е.В. Субъекты потребительского рынка и учреждения образования: взаимовыгодное сотрудничество / Е.В.Протасова, Е.Р. Мин-газинова // Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. - Ч. 2. - С. 288-290.
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
© Тимошевская А.Ю.*
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Статья раскрывает сущность понятий «туристский потенциал» и
«туристские ресурсы», их взаимосвязи и роли при оценке региона для
целей туризма. Рассмотрены существующие классификации туристских ресурсов, предложены подходы к их оценке.
Важнейшими понятиями, используемыми для определения ценности территорий для туризма, являются «туристские ресурсы» и «туристский потенциал».
Несмотря на смысловую близость данных понятий между ними существует ряд существенных отличий. Во-первых, потенциал, в отличие от ресурса, с точки зрения его формирования является результирующей многих составляющих. Так, с учетом макроэкономических характеристик региона, туристский потенциал можно свести к восьми частным потенциалам:
- ресурсному (обеспеченность туристскими ресурсами);
- производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности туристских предприятий в регионе);
- инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- трудовому (трудовые ресурсы и образовательный уровень);
- финансовому (объем налоговых поступлений от туризма и прибыльность туристских предприятий региона);
- институциональному (степень развития ведущих институтов, оказывающих влияние на развитие туризма);
- потребительскому (совокупная покупательская способность);
- инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
* Аспирант кафедры «Экономика и экономическая безопасность»
Во-вторых, туристский потенциал определяется для решения четко поставленных задач, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определена [1].
В-третьих, описание потенциала какого-либо объекта (территории), как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта (территории) [1].
Таким образом, понятие «туристские ресурсы» значительно более узкое по смыслу чем «туристский потенциал». Кроме того, туристские ресурсы является важнейшим компонентом туристского потенциала.
С учетом рассмотренных выше различий под туристским потенциалом автор понимает совокупность туристских ресурсов и туристской инфраструктуры конкретного региона, обладающих способностью к максимально возможному производству услуг туризма в условиях их наилучшего использования.
Оценка туристского потенциала проводится с целью определения возможностей, средств и ресурсов региона, необходимых для развития туризма, а также степень их освоенности и использования на данный момент.
Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ином регионе необходимо:
- выявление потенциала;
- оценка потенциала;
- оценка современного уровня его использования;
- определение приоритетных направлений развития;
- оценка возможностей интенсификации использования туристского потенциала;
- определение сдерживающих факторов;
- выявление способов сокращения влияния сдерживающих факторов;
- подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристской сферы региона.
Базой для оценки туристского потенциала служит анализ туристских ресурсов. Туристские ресурсы автор рассматривает как природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и другие объекты и явления, способные удовлетворить туристские потребности человека и стать причиной посещения данной территории с туристскими целями.
Наиболее важным свойством туристских ресурсов является аттрак-тивность - способность ресурса привлекать к себе туристов.
Аттрактивность включает 3 блока: топологические, функциональные и эстетические свойства.
К топологическим свойствам относятся такие свойства как уникальность (т.е. неповторимость), определяемая прилагательным «самый» (самый большой, самый высокий, самый глубокий и т.д.).
Как правило, функциональные свойства учитывают потребительские запросы человека в отношении природы. Места с такими свойствами обладают благоприятными условиями для любительских промыслов (грибной, ягодный, охота, рыбалка).
Наиболее трудной в оценке являются эстетические качества туристских ресурсов, которые проявляются способностью территории или объекта воздействовать своими качествами на нервную систему человека, на психоэмоциональную сферу туриста. В данном случае, определяющим является фактор возникновения положительных эмоций [2].
Кроме этого, к важнейшим свойствам туристских ресурсов относят их доступность, целостность, надежность, уникальность, познавательную ценность, выразительность, сохранность, безопасность.
Существует несколько подходов к классификации туристских ресурсов.
Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные.
К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и культурно-исторические ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими.
Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые могут подразделяться на трудовые, инвестиционные, технические и др. [3].
По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяются на оздоровительные, познавательные и спортивные.
По скорости исчерпания туристские ресурсы подразделяются на быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые.
По возможности к самовосстановлению ресурсы можно подразделить на восстанавливаемые и невосстанавливаемые.
Технологическая классификация отражает способы и особенности использования различных туристских ресурсов.
С точки зрения целей путешественников туристские ресурсы можно подразделить на четыре группы: культурологические, рекреационные, религиозно-культурологические, информационно-деловые [3].
По мнению автора, туристские ресурсы целесообразно классифицировать по видам туризма, в которых они могут быть использованы. Согласно, данной классификации все туристские ресурсы могут быть подразделены на 3 группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические туристские ресурсы.
Природные туристские ресурсы могут быть поделены следующим образом:
- лечебные и курортные ресурсы (гидроминеральные, бальнеологические, водные ресурсы, климат);
- ресурсы экологического и спортивного туризма (памятники природы, заповедники, национальные парки, спелеоресурсы);
- ресурсы рыболовного и охотничьего туризма (охотничьи заказники, рыболовные объекты).
Культурно - исторические ресурсы подразделяются на:
- ресурсы паломнического туризма (храмы и соборы, монастыри, святыни);
- ресурсы познавательного и экскурсионного туризма (можно условно разделить на материальные и нематериальные): к материальным ресурсам относятся памятники истории, культуры, архитектуры, искусства, археологии, исторические места, музеи, другие объекты познавательного интереса.
К нематериальным ресурсам можно отнести: обряды, традиции, обычаи, нравы, национальные праздники, фольклор.
К социально-экономическим ресурсам относится:
- трудовые ресурсы;
- информационные ресурсы;
- инвестиционные ресурсы;
- образовательные ресурсы.
Важнейшие характеристики туристских ресурсов должны рассматриваться как с точки зрения производителей туристского продукта, так и их потребителей.
С точки зрения производителей, использующих туристские ресурсы для производства туристского продукта, важнейшими их характеристиками будут являться:
- условия эксплуатации туристского ресурса (возможность приобретения в собственность или долгосрочной аренды);
- уровень капиталоемкости и эксплуатационная стоимость;
- объем запасов, необходимый для определения потенциальной емкости туристской территории, оптимизации туристских нагрузок и определения пропускного потенциала;
- площадь распространения туристского ресурса, позволяющей определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;
- период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегания стойкого снежного покрова), определяющей сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
- сроки использования, уровень восполнимости и возобновляемо-сти ресурса, а также возможность многократного использования.
Для потребителей туристских услуг важнейшими являются следующие характеристики:
- возможность использования природных ценностей;
- усвоение культурных ценностей;
- возможность занятия спортом;
- любительские занятия.
Анализ туристских ресурсов должен проводиться не только с учетом требований рынка туристских услуг, но и с учетом приоритетных направлений развития туризма.
Анализ туристских ресурсов позволяет определить объемы и виды туристской инфраструктуры, необходимые для создания конкурентоспособных туристских комплексов в регионе. Таким образом, данный анализ является важнейшим аспектом при оценке туристского потенциала, позволяет определить возможные направления регионального туризма и составить прогнозные оценки возможных объемов продаж.
Список литературы:
1. Дроздов А.В. Как организовать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. - М.: Изд. Экол.-просвет. центра «Заповедники», 2000.
2. Кумова Н.А. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона (на примере Курской области) / Дис. на соискание ученой степени канд. геогр. наук. - Курск: Изд-во МЭБИК, 2004.
3. Туристские ресурсы Псковской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.turbooks.ru/public/397-turistskie-resursy-pskovskojj-oblasti.html.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ НА БАЗЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© Щукин А.Н.*
Саранский кооперативный институт Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Саранск
В статье рассматривается возможность создания интегрированного формирования в региональном мясном подкомплексе на базе перерабатывающего предприятия.
* Аспирант