Научная статья на тему 'Туристские кластеры в Узбекистане: проблемы, возможности, перспективы'

Туристские кластеры в Узбекистане: проблемы, возможности, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
379
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данилов С. В.

Реформы, проводимые в Узбекистане, в том числе и в сфере туризма, требуют внимательного изучения и эффективного использования всех инструментов и средств социально-экономического развития, имеющихся в арсенале мировой практики хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристские кластеры в Узбекистане: проблемы, возможности, перспективы»

V_/

Данилов С.В.

соискатель Института экономики АН Республики Узбекистан

ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Реформы, проводимые в Узбекистане, в том числе и в сфере туризма, требуют внимательного изучения и эффективного использования всех инструментов и средств социально-экономического развития, имеющихся в арсенале мировой практики хозяйствования.

Заинтересованность государства в повышении конкурентоспособности туризма и модернизация туристского сектора, проводимая в этой связи в нашей стране в настоящее время, а также относительно развитый рынок туристских услуг, создают необходимую основу для внедрения новых инновационных подходов для динамичного экономического роста сферы туризма, носящих как отраслевой, так и территориальный характер.

В этой связи представляет интерес изучение проблемы создания туристских кластеров в целях повышении конкурентных преимуществ национального туристского продукта туризма Узбекистана.

Основоположником создания отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. Согласно ему, кластерный подход предполагает, что любая отрасль должна рассматриваться системно, как часть комплекса взаимосвязанных секторов. При этом, становление базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей — поставщиков и потребителей, а также сегментов сопутствующих услуг, образуя кластер экономической активности.

Важнейшими элементами кластеров являются: крупные компании, производящие основные товары и услуги данного кластера; малые и средние высокотехнологичные фирмы, выступающие в качестве поставщиков для крупных компаний; технологические парки, университеты, центральные и региональные органы власти, общественные организации

(торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и альянсы).

Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». «Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Помимо традиционных факторов - конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств - на конкретной территории должны быть дополнительно созданы такие факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал.

Особо надо отметить, что для формирования и развития конкурентной среды необходимо обеспечить соответствующие институциональные основы, используя потенциальные возможности отдельных элементов каждого из институтов. Интеграция этой деятельности в единый процесс позволит создать эффективную конкурентную среду, которая будет способствовать наиболее полному удовлетворению интересов всех субъектов рыночной деятельности.

По М. Портеру, кластеры формируются только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным пре-

имуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса.

Согласно М. Портеру, правительство должно ориентироваться на усиление и развитие, а также совершенствование всех кластеров, в то время как общая экономическая ситуация выступает определяющим фактором для конкурентоспособности.

Однако, помимо заинтересованности во внедрении новых методов повышения конкурентоспособности национального туристского продукта и туризма, в целом, необходимо учитывать, как общие условия социально-экономического развития страны, так и состояние самого туристского сектора, а также готовность для этого непростого взаимодействия государства и турбизнеса.

Говоря о возможном создании туристских кластеров в Узбекистане, по мнению эксперта, важно определиться в терминологии и методологии, поскольку мировой опыт показывает, что кластеры, как форма взаимодействия уже действующих субъектов, не обязательно должна быть формализована и, зачастую, представляет собой совокупность благоприятных факторов для турбизнеса.

По мнению ряда исследователей работ по кластерной тематике, в настоящее время кластерами именуются совершенно разные по своему генезису объекты. Например, И. В. Пилипенко на основе изучения опыта кластеризации во многих странах мира пришёл к выводу, что географически выделяется два типа кластеров:

• пространственный, как группа географически сконцентрированных в определенном регионе компаний из смежных отраслей, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами - членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве (региональный, трансграничный и локальный кластеры);

• внепространственный (отраслевой), как группа родственных взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, наибо-

лее успешно специализирующихся в международном разделении труда (промышленный и национальный кластеры).

Если рассматривать туристский кластер как систему отраслевых связей между предприятиями и учреждениями сферы туризма и рекреации, то мировая практика имеет примеры такого успешного взаимодействия в формате туристско-рекреационных зон, имеющих особые экономические условия.

В этой связи напомним, что в Узбекистане попытки создания особых туристских территорий в административных границах основных турцентров страны были предприняты еще в 1993 году. Тогда Указом Президента Узбекистана «О мерах по активизации участия Узбекистана в возрождении Великого шелкового пути и развитии международного туризма» было предусмотрено создание в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и Хиве «специальных открытых экономических зон по международному туризму (СОЭЗМТ)». И уже в следующем году в республике был принят Закон «О свободных экономических зонах», создавший реальную нормативную и правовую базу для как успешной реализации Указа по созданию СОЭЗМТ, так и возможного создания других видов туристско-рекреационных зон.

Несмотря на то, что образовать «специальные открытые экономические зоны по международному туризму» в тот период в полной мере не удалось, были приняты меры по активизации туристского рынка. В частности, субъектам турбизне-са были предоставлены ряд льгот и привилегий. Это позволило в первые годы независимости заложить необходимые основы для создания единых региональных туристских комплексов в основных туристических центрах страны, а по сути, сформировать некое подобие туристских мини-кластеров.

При этом, повышение предпринимательской активности способствовало появлению туроператорских фирм в Бухаре и Самарканде и резкому увеличению количества небольших частных гостиниц, а также поставщиков других туристических услуг и повышению их качества, придав этому процессу некий синергетический эффект. В результате, действующие региональные туроператоры, например, в Са-

марканде, сегодня сформировались как региональные предприятия-лидеры, занимающие ведущие позиции на рынке въездного туризма Узбекистана.

Сегодня опыт создания таких зон, в сочетании с дополнительными законодательными, организационными и другими мерами, может быть использован в новых экономических условиях при существующих особенностях национального туристского продукта.

К ним относятся значительная доля культурно-познавательного туризма во въездном туристском потоке, резкая сезонность и неравномерная концентрация объектов и инфраструктуры туризма на территории страны, а также определенная зависимость от состояния и стоимости авиаперевозок.

В настоящее время, по инициативе НК «Узбектуризм», ведется работа по совершенствованию туристского законодательства, готовятся изменения в Закон Республики Узбекистан «О туризме», где среди прочих, планируется законодательно закрепить возможность создания туристских культурно-рекреационных зон.

Предполагается, что это позволит повысить эффективность как уже действующих мини-кластеров на основе историко-культурных ресурсов в туристских центрах Узбекистана, а также активнее развивать рекреационный туризм на природных территориях. В частности, в На-воиской, Хорезмской областях и в Республике Каракалпакстан, что позволит ча-

стично снизить сезонную зависимость от культурно-познавательного туризма.

Комплексный подход в развитии туристских культурно-рекреационных зон в нашей стране необходимо учесть при разработке новой программы развития туризма до 2020, которая в настоящее время готовится в НК «Узбектуризм».

В дальнейшем в рамках этой работы могут быть созданы необходимые условия для внедрения туристских кластеров в нашей стране. В их числе, наличие адекватных институтов реализации кластерной модели туризма, развитие научно-исследовательской деятельности и повышение эффективности туристского образования, появление на практике новых знаний и туристских технологий, совершенствование деятельности профессиональных туристских ассоциаций, а также повышение внутреннего спроса на туристско-рекреационные услуги.

При этом планы по развитию туристских кластеров должны быть согласованы со стратегией регионального развития, в которой повышается роль государства в поддержке не отдельных компаний, а общих проектов в интересах всех участников таких кластеров.

Все это может привести к качественным изменениям в структуре национального туристского продукта и будет способствовать формированию конкурентоспособной индустрии туризма в нашей стране.

Список литературы:

1. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2006.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

3. Тростянский Д.В. Институциональные основы формирования конкурентной среды в национальной экономике: теория, методология и практика. - Т.: Изд-во «Иктисодиет», 2010, 196 с.

4. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма. Вест.. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. - 2007. - № 5.- М.: Издательство Московского университета, 2007.

5. Данилов С.В., Создание СЭЗ - шаг на пути инновационного развития отрасли, экономический еженедельник «Бизнес Вестник Востока», Т., 27 октября 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.