То есть, очевидно, что Россия не просто богатая страна, но, к тому же, имеет огромный потенциал для развития и прогресса, которого нет у Европы.
К тому же, не стоит забывать, что Россия обладает одним из самых больших на планете запасов газа и нефти - седьмое место в мире.
Таким образом, более эффективное использование богатства ресурсов нашей страны позволит не только расширить обьемы производсьва, но и улучшить благосостояние всего ее населения.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что наша экономика имеет ряд проблем, которые влияют на многие ее сферы. Необходимо их более глубокое осмысление, используя арсенал теоретичееских и институциональных концепций. Государственные органы должны решить их кардинально, избегая полумер. Иначе, игнорирование этих проблем может привести к экономическому и даже социальному кризису [2].
Использованные источники:
1. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник // Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010
2. Свиридов Н.Н., Грабова О.Н. Актуальные проблемы экономики современной России: наблюдения и рассуждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т.19. - №5
УДК 330.15
Трофименко Е.Н. старший преподаватель кафедра «Управления персонала» Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГРАНИЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. В данной статье нами было раскрыто понятие «туристской привлекательности» приграничного региона, как одной из важнейших составляющих развития сферы туризма. Детально рассмотрена взаимосвязь туристской привлекательности региона с категорией туристский потенциал, а также факторы туристской привлекательности. Отмечается, что туристская привлекательность основывается на туристском потенциале приграничного региона, направлена на рост ее конкурентоспособности.
Ключевые слова: туристская привлекательность приграничные территории, регион, туристский потенциал, туристские ресурсы, туристский спрос, туристское предложение, факторы.
UDK 330.15
Trofimenko EN, Senior Lecturer the department "PersonnelManagement" Belgorod State National University Research, Russia, Belgorod TOURIST ATTRACTION BORDER TERRITORY
Annotation. In this article, we have the concept of "tourist attraction" has been described the border region as one of the most important components of tourism development. We discuss the relationship of the tourist attractiveness of the region to the category of tourist potential and tourist appeal factors. It is noted that the tourist attraction is based on the tourist potential of the border region, it aims to increase its competitiveness.
Keywords: tourist attraction border territory, region, tourist potential, tourist resources, tourist demand, tourist offer, factors.
В настоящее время одним из источников пополнения бюджета любой страны является внутренний или внешний туризм. С интенсивным развитием общества социально-экономическая значимость этой отрасли только повышается и все больше пользуется спросом у населения РФ. Не секрет, что туризм имеет огромное влияние, как на экономику страны, так и на социальные и гуманитарные основы, от динамичного развития данной отрасли зависит развитие и жизнедеятельность многих фирм.
На сегодняшний день выделяют перечень значимых экономических функций данной сферы, а именно:
- функцию формирования дохода,
- производственную функцию,
- функцию обеспечения занятости населения,
- функцию сглаживания региональной специализации, которая в свою очередь влияет на формирование ВВП.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года идет речь о том, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики и влияет на инновационное развития не только конкретного региона, но и в целом всей страны [2].
Как известно, Российская Федерация имеет множество культурных, исторических ценностей и достопримечательностей, которые могут влиять на эффективное развитие как внутреннего, так и въездного туризма.
Весь перечень природных богатств и ресурсов нашей страны находятся на 4-ом месте, а объекты всемирного культурного наследия — на 13-ом. По результатам статистических данных, которые были опубликованы Всемирным экономическим форумом в 2012 г. Россия занимала 67 место среди 124 участников, в 2013 г. она заняла 53 место среди 133 государств, в 2014 г. — 49 среди 139 стран, а в 2015 Россия оказалась на 29 месте среди
140 участников, что говорит о ее развитии и привлекательности [1].
Таким образом, с 2000 г. по 2015 отрасль российского туризма развивается и востребована потребителями не в полном объеме. Такой результат можно объяснить тем, что наличие всего необходимого для развития как внутреннего, так и въездного туризма, используется не рационально и вследствие этого, преобладающим в Российской Федерации является выездной туризм. Современные туристические фирмы, расположенные на территории РФ получают свою прибыль за счет развития инфраструктуры и ресурсов других стран. Соответственно за границу и утекают деньги, которые могли бы внести особый вклад в формирование бюджета страны.
Ежегодно Россия в рамках въездного туризма могла бы принимать на своей территории может около 70 млн. туристов, но на сегодняшний день
данный потенциал используется не в полном объеме и составляет всего 30 %.
Одной из важных задач в сфере развития туристической отрасли Белгородской области, как одного из приграничных регионов ЦФО, является рост въездного и внутреннего туризма, что позволяет обеспечивать приток денежных средств, необходимых для роста и развития региональной экономики [3].
Главной проблемой роста въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации является повышение туристской привлекательности её территорий, в связи с этим более подробно рассмотрим данный термин.
Изучая, более детально категорию туристская привлекательность приграничного региона, многие ученые обратили внимание на то, что необходимо проводить градацию между понятиями туристский потенциал и туристская привлекательность.
Далее проанализируем понятие «туристская привлекательность» в работах разных авторов.
В своих трудах Барсукова О. Н., Буяльская А. К. под туристским потенциалом какой-либо территории понимают совокупность расположенных на данной территории природных и рукотворных объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, необходимых и пригодных для формирования привлекательного и востребованного туристского продукта [2].
На рисунке 1 наглядно представим структуру туристской привлекательности приграничных регионов.
Рис. 1. Структура туристской привлекательности приграничного
региона
Что касается С. К. Волкова, то он отмечает, что туристская привлекательность территории может быть определена, как совокупность визуальных, вербальных и эмоциональных характеристик, которые направлены на формирование отношений туриста к конкретной территории. В своих трудах, он также отмечает тот факт, что туристская привлекательность на прямую зависит от количества достопримечательностей или фотографируемых мест, расположенных на определенной территории.
А авторы Е. В. Фролова и Е. Е. Кабанова в своих работах отмечают, что туристический потенциал — это только основа организации и развития туристической деятельности, а туристическая привлекательность является результатом соответствующей деятельности по совершенствованию туристического потенциала и созданию благоприятной туристкой инфраструктуры. Она непосредственно связана с актуальным состоянием ресурсов и инфраструктуры туристической отрасли, а также с анализом настоящего возможного спроса и предложения на туристический товар [4].
Туристическая привлекательность может способствовать изменению туристского предложения в спрос. И, несмотря на такое разнообразие понятий, туристский потенциал и туристская привлекательность нужно отметить, что они взаимосвязаны между собой. Без качественного и конкурентного туристского потенциала трудно создать востребованную туристскую привлекательность той или иной территории РФ. Следовательно, туристскую привлекательность и туристский потенциал часто характеризуют идентичными факторами.
На наш взгляд, туристская привлекательность приграничной территории, представляет собой совокупность характеристик, которые
влияют на приток туристов на определенную территорию, тем самым способствуют повышению ее статусности и формируют высокий спрос на предлагаемые ею туристские услуги.
Использованные источники:
1. Россия в цифрах 2016 г.: Краткий статистический сборник. — М: Росстат, 2016. — 543 с.
2. Волков, С. К. Анализ туристской привлекательности г. Волгограда с точки зрения теории Джона Урри/ С. К. Волков // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — № 17(120). — С. 113-118.
3. Глебова, И. С. Анализ туристской привлекательности города и возможности ее повышения (на примере г. Белгород) / И. С. Глебова // Ученые записки Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. —2015. — Том 152, кн. 4. — с. 214-227.
4. Фролова, Е.Г. Маркетинг как инструмент повышения туристической привлекательности территории/Е. Г. Фролова // Молодой учёный. — 2016. — № 11 (58). — с. 259-262.
Трубин О.А. старший преподаватель СОФ НИУ «БелГУ» Россия, г. Старый Оскол СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В
СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТБО Аннотация. В работе проведена оценка степени экологической безопасности Белгородской области на основе диагностики системы управления ТБО на территории региона.
Ключевые слова: экологическая безопасность, загрязнение городских территорий, санитарная очистка, диагностика системы управления.
Сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку населенных мест за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Организация работ по усовершенствованию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях:
- усиление государственного финансового и технического контроля за сбором, вывозом и захоронением ТБО;
- совершенствование и корректировка существующих и разработка новых нормативных документов, отвечающих реальной ситуации;