КУЛЬТУРОЙ
ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ
2019/1(35)
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
ISSN 2222-2480
Электронное периодическое рецензируемое научное издание
■ыходит с 2010 года
Прикладная культурология
Джанджугазова Е.А.
Туристская привлекательность объектов культурного наследия на особо охраняемых туристских территориях
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей восприятия природного и культурного ландшафта туристами и экскурсантами в процессе прохождения туристских маршрутов по специальным экологическим тропам на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО -музея-заповедника «Кижи». В фокусе настоящего исследования лежит изучение пространственного поведения на маршруте и отзывов туристов, взятых из популярных и специализированных информационных источников. Использовался метод наблюдения и фиксации настоящего поведения туристов с учетом траектории их перемещения по территории заповедника с определением наиболее популярных точек обзора и ареалов осмотра. Для выявления отношения туристов к объектам показа на маршруте был применен метод контент-анализа электронных ресурсов, содержащих отзывы туристов о посещенных объектах в музее-заповеднике «Кижи».
Ключевые слова: экотуризм, туристская дестинация, природный и культурный ландшафт, музей-заповедник Кижи.
Природоориентированный туризм часто называют: мягким, природным, зеленым и экологическим (экотуризмом) [1]. В туристской теории и практики больше всего используют термин «экологический туризм», так как он более полно отражает основной смысл туристского путешествия - общение с природой с минимальной нагрузкой на экологические системы [2]. При этом экологический туризм ориентирован на реализацию программ экологического образования и просвещения и осуществляется на основе принципов экологической устойчивости [3].
Значительное внимание и поддержку оказывает экологическому туризму Всемирная туристская организация (UNWTO), определяющая «экотуризм» как туристскую деятельность на природе, приносящую прибыль для сохранения этой природной среды, а также способствующую
http://cr-joumaLm/ms/joumals/450.html&jJd=38
повышению жизненного уровня местного населения. В резолюции ООН «Содействие развитию экотуризма в интересах искоренения нищеты и охраны окружающей среды» от 21 декабря 2012г. были сформулированы направления развития экотуризма и предложены меры по укреплению его позитивного воздействия на формирование доходов, создание рабочих мест и образование. В документе было подчеркнуто, что экотуризм открывает широкие возможности для сохранения, охраны и устойчивого использования биоразнообразия и природных районов, побуждая как местные сообщества и общины коренных народов в принимающих странах, так и туристов сохранять и уважать природное и культурное наследие [4].
Следует подчеркнуть, что мировое туристское сообщество предлагает рассматривать экотуризм как сложное комплексное явление, позволяющее помимо экологических проблем решать проблемы экономические и социокультурные [5].
В мировой науке такой подход сложился во второй половине ХХ века. Так, в странах Европы, Великобритания и США туризм и рекреацию рассматривают в общем гуманитарном аспекте и, в том числе, как феномен современного мира, интегрирующий различные виды наук и видов деятельности: историю, географию, искусство, философию, религиозные и культурные традиции населения и др. [6].
Важной вехой в системе исследований в области туризма стало выделение понятия «дестинация» (1970-2010 гг.). Обоснование дестинации как важнейшего элемента туристской системы, представляющей территорию, оборудованную необходимыми удобствами для отдыха и туризма, позволило по-новому посмотреть на организацию туристской деятельности, а также территориально обозначить наиболее привлекательное для туристов место, создав позже его привлекательный имидж, который в дальнейшем становится основой для формирования территориальных туристских брендов, активизирующих развитие всей туристской системы [7,8].
Все это позволяет рассматривать экологический туризм как комплексную форму туристской деятельности, включающую в себя активный отдых, экологическое просвещения и культурное развитие.
Экотуризм в его комплексном понимании неразрывно связан с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), ценнейший ресурс которых - природный и культурный ландшафт, одновременно являющийся как «объектом», так и «средой», то есть, и объектом показа, и фоном, позволяющим более глубоко воспринимать памятники природы, истории и культуры. Особенно сильно эта черта проявляется на особо ценных территориях: музеях-заповедниках, национальных и природных парках [9].
Ландшафт как самостоятельный элемент окружающей среды принято рассматривать через призму ряда параметров: экологических, эстетических, функционально-инфраструктурных, а также аутентичности. В свою очередь, именно аутентичность ландшафта, раскрывающая его
оригинальность и соответствие «атмосфере» места, становится одним из главных критериев его ценности [10].
Вместе с тем ключевые характеристики ландшафта разными специалистами понимаются по-разному.
Географы, экологи, историки, искусствоведы и организаторы туризма, как правило, имеют разные точки зрения на формирование туристских маршрутов в пределах особо охраняемых и заповедных территорий. Вместе с тем возникает необходимость формирования обобщенного восприятия природных и культурных ландшафтов, что требует длительных и эффективных коммуникаций между специалистами разного профиля, осуществляемых на основе межпредметного подхода. Подобный подход реализуется не только при выявлении неких «знаковых» признаков ландшафта, но и посредством изучения особенностей восприятия ландшафта различными целевыми группами туристов. Исследование особенностей восприятия ландшафтов в ходе реализации экскурсионных программ в рамках особо охраняемых территорий позволяет формировать бережное отношение к природе на основе не только специально установленных правил поведения и существующих ограничений, но и живого интереса туристов к объектам показа.
В фокусе настоящего исследования лежит изучение восприятия ландшафтов музея-заповедника «Кижи» туристами и экскурсантами, а также изучение отзывов туристов с привлечением специализированных информационных источников.
В первом случае методом наблюдения были выделены особенности «географии поведения» туристов с учетом траекторий их перемещения по территории заповедника, определением наиболее популярных точек обзора и ареалов осмотра вокруг притягательных объектов. Этот подход дает возможность определить наиболее посещаемые и интересные для туристов объекты, а также выявить основную туристско-рекреационную нагрузку на отдельные территории заповедника [11].
Во втором случае проводился контент-анализ электронных ресурсов, на которых размещены отзывы туристов и экскурсантов об изучаемом объекте (музее-заповеднике «Кижи»). К ним относятся прежде всего официальные сайты, туристско-информационные порталы, социальные медиа и блогинг.
Главной целью предлагаемых исследований выступает изучение туристской привлекательности объектов показа на основе анализа «географии поведения» и коммуникационных каналов, аккумулирующих совокупность отзывов и оценок туристов. Выявленные в ходе изучения поведения туристов на маршруте предпочтения являются объективной основой формирования сбалансированной нитки маршрута, позволяющей сочетать интересы туристов и оптимальную антропогенную нагрузку на особо охраняемую природную территорию.
Как уже упоминалось выше, в качестве объекта изучения был выбран музей-заповедник «Кижи», являющийся памятником деревянного зодчества, включенным в 1990 г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Кижский погост («Кижи») - это архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», который является концептуальным ядром всей экспозиции, расположенной на острове Кижи в северной части Онежского озера на территории Кижского зоологического заказника. Площадь заказника (500 кв.км.) включает острова Кижского архипелага Онежского озера с прибрежными зонами, где под государственную охрану взяты места обитания редких видов животных и растений. Также в границах заказника находятся музей-заповедник «Кижи» и региональные геологические памятники природы - остров Южный Олений, болота у деревни Боярщина, губы Петрикова и Замошье.
Фактически музей-заповедник «Кижи» - это комплексный туристско-рекреационный объект, неразрывно связанный с пропорциональными деревянными постройками бытового и хозяйственного назначения, которые идеально сочетаются не только с главным объектом -«Кижским погостом», но и с окружающим природным ландшафтом. Всего собранная на острове коллекция деревянных памятников архитектуры насчитывает 87 построек, которые композиционно объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы». Главным в музее-заповеднике Кижи является сектор «Русские Заонежья», который расположен на самом острове Кижи и является основой для большинства туристских маршрутов.
Благодаря грамотному ландшафтному планированию Кижи выглядят как живописный зеленый остров с россыпью великолепных деревянных построек, от церквей до крестьянских усадеб с мельницей, баней, амбарами и огородами. Кроме того, пространство музейного острова усилиями сотрудников музея, одетых в традиционную крестьянскую одежду, выглядит живо и интересно, а главное, создана особая атмосфера неспешной крестьянской жизни Русского Севера 18-19 веков.
Обросший легендами «Кижский погост», безусловно, является для туристов центром притяжения, но нельзя не отметить, что разнообразие аутентичных деревянных построек, вокруг которых созданы естественные очаги активности, делают музейный остров живым и потому наиболее интересным. В экспозициях каждого крестьянского дома сидят девушки в ярких сарафанах, демонстрируя традиционные женские ремесла, над погостом разносится колокольный звон, воссоздавая традиционный звуковой ландшафт, в огородах зреет урожай овощей, а в мастерских под открытым небом плотники показывают свое умение работать нехитрым инструментом.
Все это движение создают сами сотрудники музея, формируя рукотворный ментальный ландшафт. Обычно туристы продвигаются по сектору «Русские Заонежья» от объекта к объекту по специально оборудованным экологическим тропам, задерживаясь дольше возле обычных хозяйственных построек. Там они живо интересуются хозяйственной утварью, традиционными крестьянскими приспособлениями и инструментами, которыми пользовались наши предки. Все это наводит на мысль, что Кижи - это не просто музей древнерусского деревянного зодчества, но
еще и хранилище народной памяти и эталонов мастерства трех народов: русских, карелов и вепсов.
В ходе исследования было отмечено, что пространственное поведение туристов на маршруте формируется на основе времени пребывания возле разных объектов и, в том числе, в рамках лимита свободного времени туриста, которое составляет примерно 40-60 мин (это около 1/3 от всего времени пребывания на территории музея-заповедника). Рассмотрим особенности поведения туристов и экскурсантов на примере сектора «Русские Заонежья», раскрывающие особенности проявленного интереса к музейным объектам (Табл. 1).
Таблица 1. Особенности поведения туристов на примере сектора «Русские Заонежья»
Тип объекта показа Характеристика
Памятники деревянного зодчества: Церковь Преображения Господня, 1714 г.; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1764 г.; Колокольня, 1862-1874 гг.; ограда Кижского погоста. Туристы/экскурсанты созерцают, внимательно слушают рассказ экскурсовода, делают видовые фото.
Церковь Воскрешения Лазаря, часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро. Южный двор (усадьба Ошевнева), амбар Судьина из деревни Липовицы (усадьба Ошевнева), баня из деревни Мижостров (усадьба Ошевнева). Туристы/экскурсанты рассматривают детали, слушают, интересуются деталями, обмениваются впечатлениями, задают вопросы, делают предметные фото и видео.
Дом Елизарова из деревни Середка, баня из деревни Усть-Яндома (у дома Елизарова), ветряная мельница из деревни Волкостров, водяная мельница из деревни Берёзовая Сельга, рига из деревни Березовая Сельга. Мастерские, кузница, магазины сувениров. Туристы/экскурсанты знакомятся, рассматривают, сравнивают, задают вопросы, покупают сувениры, катаются на лошадях, делают фото и видео.
Приведенные в таблице результаты наблюдения за поведением туристов в ходе прохождения маршрута показывают, что интересы туристов влияют на их поведение и позволяют сделать вывод, что большее количество свободного времени они проводят вокруг разнообразных деревянных построек и, в том числе, возле мастерских, где демонстрируются умения и ремесла.
Этот факт указывает на то, что активное и созерцательное поведение людей с учетом временного фактора находится в соотношение (3:1), что, несомненно, требует грамотного управления поведением туристов на объекте Всемирного наследия Кижи. Несмотря на особые требования к сохранности и эксплуатации такого объекта, необходимо создавать все необходимые условия для пребывания туристов: развитую транспортную и сервисную инфраструктуру, эффективные
информационно-коммуникационные системы, безопасные экскурсионные маршруты, а также готовить квалифицированные кадры [12].
Все эти меры необходимы для создания эффективной туристской дестинации на базе бренда «Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО», так как, несмотря на его силу и привлекательность, без диверсифицированного турпродукта сделать музей-заповедник Кижи привлекательным для современных туристов будет довольно сложно, что и подтверждает контент-анализ отзывов туристов и экскурсантов, посетивших Кижи в последние два года.
В целом статистика посещений музея-заповедника «Кижи» достаточно позитивная. Так в 2017г. его посетили 180 тыс. туристов, что на 7% больше, чем в 2016 г. Увеличение связано с интенсификацией заходов круизных теплоходов. Заход круизных судов в Кижи есть практически во всех рейсах, следующих по водным путям северо-запада.
В настоящее время туристам в заповеднике предлагаются две экскурсионные программы: обзорная пешеходная экскурсия по государственному историко-архитектурному музею «Шедевры острова Кижи», а также «Деревни острова Кижи». Следует отметить, что доля иностранцев в общем потоке посетителей за год увеличилась с 30 до 44% [13].
Среди зарубежных гостей преобладали посетители, говорящие на немецком, английском и французском языках, одновременно увеличивается поток туристов из Китая и Японии, о чем свидетельствуют данные популярного информационного туристского портала TripAdvisor [14].
В ходе исследования было проанализировано более 400 отзывов, результаты анализа отзывов туристов приведены на рис.1.
Рис. 1. Результаты анализа отзывов туристов о посещении музея-заповедника «Кижи»
I усско1о
Севера
Переоцененн ый новодел
Интерес
красиво, самобытно
Прекрасный туристский объект
Мешает реставрация
стория народного мастерства
Отзывы туристов
Источник: TripAdvisor.
На рисунке видно, что подавляющее большинство отзывов (суммарно 85%) - позитивные, однако часть посетителей отмечают неудобства, связанные с реставрационным процессом и плохим сервисом, при этом только 2% туристов не оценили идею музея и посчитали его недостаточно зрелищным. В этой связи необходимо отметить, что такие отзывы обычно дают неподготовленные экскурсанты или люди, не имеющие основ экологического и эстетического воспитания. В данном случае требуется обращать большее внимание на программы экологического просвещения и на патриотическое воспитание молодого поколения и, в том числе,
за счет развития разнообразных просветительских туристских маршрутов.
* * *
Совершенно очевидно, что изучение поведения туристов в ходе эколого-просветительских и культурно-познавательных маршрутов, проложенных в рамках территории комплексных туристских дестинаций, к которым относится музей-заповедник на острове Кижи, дает возможность получить информацию о восприятии туристами разных объектов показа, что, несомненно, послужит основой для совершенствования существующих и формировании новых маршрутов. Кроме того, полученная информация позволит проанализировать и критически переосмыслить логистику проложенных экологических троп, а также полноту и качество существующей туристской навигации. Вместе с тем подобные экскурсионные маршруты являются эффективными курсами экологического просвещения, раскрывающими основы гармоничных отношений человека и природы.
Подводя итоги, следует отметить, что музей-заповедник «Кижи» воспринимается туристами и экскурсантами как комплексная и гармонично сформированная туристская дестинация, сконцентрированная вокруг объекта ЮНЕСКО «Кижский погост».
При этом в фокус восприятия туристов попадают не только главные объекты, которые включены в список Всемирного наследия, но и другие - периферийные объекты, помогающие туристам воссоздать картину народной жизни Русского Севера, что подчеркивает важность продуманной туристской политики и научно-исследовательской работы, удачное сочетание которых создает основу для успешного проектирования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] География туризма : учебник : 3-е изд., исп. / кол. авторов; ред. Александрова А.Ю. -М.: Кнорус, 2016. - 592 с.
[2] Dzhandzhugazova E.A. New form and possibilities for promotion of Russian national parks in the internet environment // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - Т. 16. - № 9. - P. 12381244.
[3] Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий : учеб. пос., 3-е изд., исп. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017. - 223 с.
[4] Генеральная Ассамблея ООН: экотуризм имеет важное значение для искоренения нищеты и защиты окружающей среды [Электронный ресурс]. - URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-01-09/generalnaya-assambleya-oon-ekoturizm-imeet-vazhnoe-znachenie-dlya-iskorenen (дата обращения: 20.03.2019).
[5] Lankford S., Howard D. Developing a Tourism Impact Attitude Scale // Annals of Tourism Research. -1994. - Р. 121-139.
[6] Jafari J. Encyclopedia of Tourism. - L.; N.Y: Routledge World Reference, 2003. - 720 p.
[7] Leiper N. The framework of tourism: towards a defi nition of tourism, tourist, and the tourist industry // Annals of Tourism Research. - 1973. - № 6(4). - P. 390-407.
[8] Tribe J. The Economics of Leisure and Tourism. - Oxford: Butterworth-Heinemann Ltd, 1995. -186 p.
[9] Колбовский ЕЮ. Ландшафтное планирование и экологическое проектирование в России: проблемы, возможности, рынок услуг. Ч. 2 // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1 -Т. 3 (Ест. науки). - С. 185-189.
[10] Колбовский ЕЮ. Географические информационные системы для управления ландшафтами на территориях выдающейся природно-исторической ценности / Колбовский ЕЮ., Брагин П.Н., Медовикова У.А. // Ярославский педагогический вестник - 2012. - № 4 - Т. 3 (Ест. науки). - C. 224231.
[11] Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: проект ФГОУВПО РГУТИС «Живая карта России» // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - № 3. - С. 66-72.
[12] Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Андреева Т.С., Валькова Т.М.; ред. Джанджугазова Е.А. - М.: РГУТИС, 2012. - 92 с.
[13] В Кижах подвели статистику по туристам за 2017 год: количество судозаходов увеличилось на 97% [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cruiseinform.ru/news/places/1601/ (дата обращения: 20.03.2019).
[14] Кижи Государственный Историко-Архитектурный и Этнографический Музей-Заповедник -Kizhi State Open-Air Museum of History, Architecture and Ethnography [Электронный ресурс]. -URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g1816343-d320379-Reviews-
Kizhi_State_Open_Air_Museum_of_History_Architecture_and_Ethnography-Kizhi_Republi.html (дата обращения: 10.03.2019).
© Джанджугазова Е.А., 2019. Статья поступила в редакцию 15.02.2019.
Джанджугазова Елена Александровна,
доктор экономических наук, профессор,
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова (Москва), e-mail: [email protected]
Dzhandzhugazova E.
Tourist attractiveness of cultural heritage sites in specially protected tourist areas
Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the perception of the natural and cultural landscape by tourists and sightseers in the process of passing tourist routes along special ecological paths in the UNESCO World Heritage Site - the Kizhi Museum-Reserve. The focus is on the study of spatial behavior on the route and the feedback of tourists taken from popular and specialized information sources. As a method of studying tourist behavior, we used the method of observing and recording the real behavior of tourists, taking into account the trajectory of their movement throughout the reserve, with the definition of the most popular points of view and viewing areas. To identify the attitude of tourists to the objects of display on the route, a method of content analysis of electronic resources containing feedback from tourists about the objects visited in the Kizhi Museum-Preserve was applied.
Key words: ecotourism, tourist destination, natural and cultural landscape, Kizhi Museum-Reserve.
Dzhandzhugazova Elena Alexandrovna,
D. in Economics, full professor,
G. Plekhanov Russian Economic University (Moscow)