Научная статья на тему 'Туристская политика и институциональная экономика Российской Федерации как фактор роста туристского продукта города-курорта Сочи'

Туристская политика и институциональная экономика Российской Федерации как фактор роста туристского продукта города-курорта Сочи Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
443
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / TOURIST POLICY / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INSTITUTIONAL ECONOMY / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ / TOURIST PRODUCT OF A RESORT CITY SOCHI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пуручиди С., Боджгуа А. Ю.

Целью настоящего исследования является анализ эффективности проводимой туристической политики и существующего институционализма в Российской Федерации на основе роста туристического продукта города-курорта Сочи. Актуальность данной темы обусловлена существующим акцентом Правительства Российской Федерации на развитии туризма в России как существенной составляющей инновационного развития нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST POLICY AND INSTITUTIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE FACTOR OF TOURIST GROWTH IN THE TOURIST CITY OF SOCHI CITY

The purpose of this study is to analyze the effectiveness of the current tourism policy and the existing institutionalism in the Russian Federation on the basis of the growth of the tourist product of the Sochi resort. The relevance of this section: the history of events taking place in Russia.

Текст научной работы на тему «Туристская политика и институциональная экономика Российской Федерации как фактор роста туристского продукта города-курорта Сочи»

ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР РОСТА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ГОРОДА-КУРОРТА СОЧИ

С. Пуручиди, магистрант

Научный руководитель: А.Ю. Боджгуа, доцент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)

Аннотация. Целью настоящего исследования является анализ эффективности проводимой туристической политики и существующего институционализма в Российской Федерации на основе роста туристического продукта города-курорта Сочи. Актуальность данной темы обусловлена существующим акцентом Правительства Российской Федерации на развитии туризма в России как существенной составляющей инновационного развития нашей страны.

Ключевые слова: туристская политика, институциональная экономика, туристский продукт города-курорта сочи.

В настоящее время институциональная экономика, включающая междисциплинарное сочетание таких наук, как экономика, право, теория организаций, политическая теория, экономическая антропология и другие, все чаще используется при изучении социальной, политической и коммерческой сторон деятельности экономических институтов. Институциональная среда при этом является отправной точкой, определяющей организационную структуру институциональных единиц в различных секторах экономики. Это обуславливается тем, что важнейшая роль в экономике принадлежит именно государственным институтам, устанавливающим «правила игры» другим негосударственным институциональным единицам, ограничивая их в правах выбора тех или иных экономических действий. Это справедливо и в секторе туризма [3].

Учитывая то, что политика в области туризма представляет собой комплекс мер и мероприятий в области первичного и вторичного законодательства, она представляет собой сочетание ряда федеральных, региональных и местных экономических стратегий, направленных на развитие туризма. Институциональная экономика в сфере туризма определяет социально-экономическое развитие туризма в стране, виды и уровни туристских сборов, регулирует хозяйст-

венную деятельность организаций в туристическом секторе.

Туристская политика является неизбежным фактором устойчивого роста и развития туристического сектора в мире. В США институциональную экономику в сфере туризма определяет Консультативный совет по туризму и путешествиям. Совет консультирует секретаря по вопросам государственной политики и программ, влияющих на развитие американских путешествий и туризма, предложений по текущим вопросам развития, новых задач, и обеспечивает форум для обсуждения и предложения путей решения отраслевых проблем [1]. В Италии под председательством Совета министров в 2006 году был создан Департамент развития и конкуренции туризма. Позже, в 2013 году, правительство вернуло вопросы туризма в ведение Министерства, которое получило наименование Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма. Данный государственный аппарат был признан очень эффективным и отличающийся низкой бюрократией [2].

Основными федеральными государственными институтами Российской Федерации, оказывающими влияние на сектор туризма, являются Федерльное агентство по туризму (Ростуризм), Федеральное собрание Российской Федерации, Центральный банк Российской

Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации и другие. Правовая среда влечет за собой совокупность различных законов и подзаконный актов, регулирующих хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов и экономические процессы в сфере туризма. Основные законы, принятые государственными учреждениями, обязательными для всех институциональных единиц в туристическом секторе - это Федеральные законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Водный кодекс Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Постановление Правительства РФ Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» и другие [10].

Анализируя развитие экономического процесса в туристическом секторе города-курорта Сочи, можно сделать вывод, что институциональное развитие в туристическом секторе началось с 1919 года, когда В.И. Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения». В новейшей истории развитие институциональной экономики в туризме связано с образованием Министерства физической культуры и туризма, в составе которого создан Департамент по делам туризма в 1992 году [7].

В настоящее время на региональном и местном уровнях сектор туризма города-курорта Сочи регулируется такими государственными институтами как Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Правительство Краснодарского края, Администрация города Сочи. С этой целью действуют следующие законодательные и подзаконные акты: Закон Краснодарского края «О туристской деятельности в краснодарском крае», «О государственной поддержке сана-

торно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», Постановление администрации города Сочи «О развитии и упорядочении услуг турист-ско-экскурсионной индустрии на территории муниципального образования город-курорт Сочи», «О порядке благоустройства пляжей города Сочи» и другие [4].

Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» поставила цель превратить регион Большой Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристический центр международного уровня. Получение права называться столицей XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 года, а также дальнейшее их проведение явились своего рода катализатором для достижения поставленной цели [6]. Для реализации данной программы, в первую очередь, потребовались инвестиции в основной капитал. Для достижения поставленной целей был принят Закон Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», предусматривающий привлечение инвестиций в форме капитальных вложений посредством предоставления инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий Краснодарского края, бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий из краевого бюджета, предоставление информационной поддержки, бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 30 апреля 2013 года № 2717-КЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" установил льготу по ставке налога на имущество организаций в отношении объектов олимпийского наследия. Ставка налога на имущество была установлена в размере 0% в отношении спортивных олимпийских сооружений и объектов, обеспечивающих

их функционирование. Налоговая льгота также распространяется на транспортную и инженерную инфраструктуру, здания гостиниц и гостиничных комплексов, строительство которых осуществлялось в рамках федеральной и региональной целевых программ подготовки Сочи к Олимпиаде. Данную льготу в настоящее время законодательно изменили, постепенно повышая ставку налогу на имущество, начиная с 2018 года [8]. Таким образом, с приня-

тие данных законодательных актов инвестиции в основной капитала города-курорта Сочи за период 2011-2007 гг. возросли на 542,28%.

Стимулирование институциональной экономической базы и экономической политики в период проведения Олимпиады 2014, и в последующие года благоприятно повлияло на развитие туристического потока и оборота в Сочи (рисунок 1).

Рисунок 1. Туристический поток и оборот города-курорта Сочи за период 2011-2017 гг. [4]

Таким образом, за 7 лет турпоток города-курорта Сочи возрос на 57,9%, а туристический оборот от санаторно-курортной деятельности города увеличился на 132,2%.

Дальнейшее экономическое развитие города продолжится за счет проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, законодательное регулирование которого обеспечивается Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», Распоряжением Администрации города Сочи «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению на территории муниципального образования город-курорт Сочи чемпионата мира по футболу в 2018 году» и другими.

Для обеспечения качества услуг в туристической отрасти Президент РФ 5 февраля 2018 года подписал закон, предусматривающий введение обязательной классификации гостиниц и уточнение требований к классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. С 2019 года будет проводиться тотальная классификация всех средств размещения по всей стране, по единым стандартам, едиными органами, в единые сроки

[9].

Следующей задачей Правительства Российской Федерации в области туризма будет выведение из тени участников туристического рынка в целях достижения требуемого качества предоставляемых туристических услуг. Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи разработал также идеологическую платформу туризма. Согласно ей, въездной туризм на фоне сложившейся геополитической обстановки в мире в настоящее время будет призван избавлять от русофобии ино-

странных граждан, а внутренний туризм на развитие как въездного, так и внеш- от ксенофобии, повышать настроение него туризма, на примере города-и образовательный уровень граждан курорта Сочи, показало свою эффек-страны [5]. тивность на основе натуральных пока-

Таким образом, эффективность ин- зателей. Дальнейшая проводимая стра-ституциональной экономики и туристи- тегия позволит в долгосрочной пер-ческой политики Российской Федера- спективе повысить конкурентоспособ-ции в туристической отрасли, проводи- ность и привлекательность России как мая в последнее время Правительством туристического региона на мировом туи Президентом страны и направленная ристическом рынке.

Библиографический список

1. Goeldner C.R. & Ritchie B.J. Tourism: Principles, Practices, Philosophies. - Hobo-ken: John Wiley & Sons, Inc., 2012.

2. Studies on Tourism // OECD. Review of Issues and Policies. - Paris: Publishing, 2011.

3. Vucentic A. Tourism Policy and Institutional Economy in The Function of Growth and Development of The Destination Product of Montenegro // Montenegrin Journal of Economics, Vol. 8, No 3, 2012. - p. 79-84.

4. Администрации города Сочи. /Электронный ресурс/ https://www.sochi.ru/ (дата обращения: 28.04.2018).

5. ГД приняла закон об обязательной классификации объектов туристской индустрии / Электронный ресурс/ http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=966543 (дата обращения: 28.04.2018).

6. Епхиев А.Ч. Тенденции и потенциал развития спортивно-событийного туризма города Сочи Краснодарского края // Молодой ученый. - 2016. - №2. - с. 485-490. / Электронный ресурс/ https://moluch.ru/archive/106/25206/ (дата обращения: 28.04.2018).

7. К вопросу о создании курортного управления и госпитальной базы в г. Сочи // История и историки в контексте времени. - 2004. - №2. - С. 161-175.

8. Олимпийские объекты Сочи освобождены от налога на имущество. / Электронный ресурс/ https://www.vedomosti.ru/realty/news/2014/05/12/olimpijskie-obekty-v-sochi-osvobodili-ot-naloga-na (дата обращения: 28.04.2018).

9. Правительство России. /Электронный ресурс/ http://government.ru/ (дата обращения: 28.04.2018).

10. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). /Электронный ресурс/ https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 28.04.2018).

TOURIST POLICY AND INSTITUTIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE FACTOR OF TOURIST GROWTH IN THE TOURIST

CITY OF SOCHI CITY

S.K. Puruchidi, graduate student Supervisor: A.J. Bodzhgua, associate professor Sochi state university (Russia, Sochi)

Abstract. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of the current tourism policy and the existing institutionalism in the Russian Federation on the basis of the growth of the tourist product of the Sochi resort. The relevance of this section: the history of events taking place in Russia.

Keywords: tourist policy, institutional economy, tourist product of a resort city Sochi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.