Туристская отрасль в контексте цифровой экономики Tourism industry in the context of digital economy
l\ f "f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 338.2:004.9 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10321 Миронова Наталия Алексеевна,
к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: [email protected]
Mironova Nataliia Alekseevna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23
Аннотация. В работе анализируется изменение вектора развития туристской отрасли под влиянием глобальных тенденций. Отмечается, что цифровизация охватывает все отрасли, в том числе и туризм, обладающий высоким цифровым потенциалом. Представлена модель развития туризма в цифровой экономике «Туризм 4.0», в которой отмечены основные инновационные технологии отрасли. Определены основные возможности, возникновение которых провоцируют цифровизация в туризме. Сравниваются тенденции Западных стран и России, выявлено отставание российского туризма от ведущих мировых представителей по ряду параметров, в том числе по проникновению услуги онлайн-бронирования.
Summary. The paper analyzes the change in the development vector of the tourism industry under the influence of global trends. It is noted that digitalization covers all sectors, including tourism, which has a high digital potential. The tourism development model "Tourism 4.0" is presented, in which the main innovative technologies of the industry are noted. The main opportunities, the occurrence of which are stimulated by digitalization in tourism, are determined. The trends of Western countries and Russia are compared, and Russian tourism is
lagging the world's leading representatives in a number of ways, including the penetration of online booking services.
Ключевые слова: цифровая экономика, туристская отрасль, цифровизация, туризм. Keywords: digital economy, tourism, digitalization.
Введение
Ключевым фактором развития экономики в современных условиях являются данные, представленные в цифровой форме. В связи с этим, IT-технологии играют главенствующую роль в обеспечении конкурентоспособности компаний, отраслей и целых государств. Повсеместная цифровизация провоцирует фундаментальные изменения в процессе организации бизнеса. Первоочередное влияние цифровая экономика оказывает на сферу обслуживания: разнообразные торговые, транспортные организации, предприятия общественного питания, гостиницы и туризм претерпевают серьезную трансформацию. С помощью новейших цифровых технологий бизнесу удается в кратчайшие сроки расширить свою целевую аудиторию, рекламный охват, повысить качество обслуживания клиентов. Эти и иные достижения цифровизации позволяют развиваться бизнесу ускоренными темпами и оставаться конкурентоспособными, ведь в условиях четвертой промышленной революции, смогут эффективно и долгосрочно функционировать только те компании, в чьем арсенале будут задействованы самые передовые цифровые разработки.
В работе Фроловой Е.А. [1] поднимается проблема изменения туризма под воздействием глобальных экономических тенденций. Устинова Н.Г. [2] и Богомазова И.В. [3] анализируют процессы цифровой трансформации отрасли. Озиминой Л.А.[4] и Пастуховой А.Э. [5] рассматриваются и выделяются основные цифровые каналы продвижения туристских услуг. Осипова Н.И. [6] отмечает влияние цифровизации на развитие российского туризма. Крюковым В.Ю. [7], Ицаковым Е.Д. [8] и Алямкиной А.В. [9] оценивается переход к онлайн-бронированию туристов из Западных стран и России.
Методы исследования
Авторами произведено сопоставление тенденций проникновения цифровой экономики в туристскую отрасль в Европейских странах и России. Путем сравнительного анализа выделены основные достижения и негативные моменты, проанализированы векторы развития отрасли. Схематично представлена цифровая платформа сферы туризма «Туризм 4.0», в которой отмечены ключевые технологические возможности сектора экономики. Для наглядности в работе также представлена схема глобального онлайн-бронирования туристских услуг.
Результаты исследования
Туристская отрасль подвержена тенденциям мировой экономики. Важнейшим трендом, позволяющим компаниям осваивать новые туристские рынки и бизнес-модели, является повсеместное проникновение элементов цифровизации. Цифровизация предлагает технологии, подходы и инструменты, которые позволяют повысить ценность туристского продукта.
Потенциал цифровизации бизнеса в сфере туризма зависит от финансовых и технологических возможностей каждого субъекта и отрасли в целом. За последние годы российский рынок туризма заметно нарастил свои объемы. Сервисы онлайн-бронирования в нашей стране имеют серьезные перспективы роста, при этом классические туристские агентства также продолжат свое существование.
Туризм на сегодняшний момент является одной из крупнейших и наиболее перспективных отраслей мировой экономики. Он играет значительную роль в создании рабочих мест, экспортных поступлений большого ряда стран, в общем объеме вклада в ВВП. Несмотря на существующие политические разногласия, введение санкций, региональные конфликты, число международных туристских направлений планомерно растет с каждым годом.
Как неотъемлемая часть общей экономической конъюнктуры, туристская отрасль подвержена основным долгосрочным тенденциям мировой экономики: изменение климата, демографических показателей, смещение спроса на товары. Данные факторы вкупе с цифровой революцией не только открывают новые возможности перед отраслью, но и ставят совершенно новые задачи. Новой устойчивой тенденцией туризма является пристальное внимание к мировым трендам, а также оперативная разработка стратегических подходов, адаптации к динамичным переменам в обществе, модернизации нормативно-правовой базы и т.д.
Для понимания вектора развития туризма в ближайшие десятилетия, необходимо выделить мировые тенденции, оказывающие наибольшее влияние на отрасль. В первую очередь, это старение населения и рост доходов в развивающихся странах. Специалисты считают, что именно данные факторы приведут к значительным сдвигам на туристском рынке. Основную часть турпотока будут составлять представители среднего класса и старшего возраста, в связи с чем, необходимо предусмотреть набор товаров и услуг, которые будут адаптированы для данного сегмента потребителей. [10] Еще одной тенденцией, оказывающей влияние на туризм, является формирующийся в экономике акцент на ресурсоэффективность. Стремление к сокращению объемов использованных
ресурсов значительно меняет индустрию туризма, что заключается в использовании инновационных технологий: «умный дом», альтернативной энергетики, переработанных материалов и т.д. Уже сегодня ведущие гостиничные бренды используют интеллектуальные автоматизированные системы, которые позволяют значительно сократить издержки посредством экономии ресурсов, энергии, а также снизить нагрузку на сотрудников. [1]
Одним из важнейших трендов, позволяющих компаниям осваивать новые туристские рынки и бизнес-модели, является повсеместное проникновение элементов цифровизации. Развитие цифровой экономики в сфере туризма является сложным процессом, затрагивающим все субъекты: клиентов, домохозяйства, органы государственного управления, компании туристской отрасли, деятельность которых регулируется нормативно-правовыми актами. Основным фактором развития отрасли в условиях формирования цифровой экономики является информационное обеспечение туристской деятельности, т.е. информация, которую может получить потенциальный потребитель услуг. Конечным же результатом деятельности в сфере туризма являются впечатления, полученные клиентами компании в процессе путешествий. [11]
Цифровая экономика базируется на интеграции происходящих бизнес-процессов на всех уровнях, путем предоставления доступа к информации о деятельности всех систем, зачастую в режиме реального времени. Для обеспечения функционирования единой информационной системы необходимо соответствовать всем требованиям к информационно-коммуникативной среде и используемым сервисам. Однако следует понимать, что туристский сектор значительно фрагментирован, в связи с чем, многие составляющие сектора (жилье, рестораны, транспорт, общепит) сталкиваются со значительным количеством проблем, когда заходит речь о цифровизации отрасли. Это связано со значительными различиями в финансовых возможностях, людских ресурсах, разном уровне осведомленности и цифровых навыков. [12]
При этом туризм сегодня обладает высоким цифровым потенциалом. Цифровизация предлагает технологии, подходы и инструменты, которые позволяют повысить ценность туристского продукта. Внедрение инноваций может быть эффективным лишь в том случае, если они основаны на сильной туристской отрасли, которая обладает устойчивыми связями, разделяет единые стратегические ценности, создает возможности для партнерства, наставничества и обучения. [2] Опыт развитых стран, которые достигли положительных результатов в цифровизации сферы туризма и гостеприимства показывает, что для реализации туристского потенциала страны необходимо
сформировать обобщенную цифровую платформу отрасли. Чаще всего её создание базируется на основе концепции «Индустрия 4.0» и «умная фабрика», используемой в промышленности (рис. 1).
Рисунок 1. Цифровая платформа сферы туризма «Туризм 4.0»
«Туризм 4.0» содержит в себе все те же основные принципы, что и концепция «Индустрия 4.0», а именно: максимальный удельный вес НИОКР, стремление к предельной автоматизации всех звеньев индустрии, необходимость создания автономной системы с использованием интернета вещей для управления всех подсистем и звеньев.
Потенциал цифровизации бизнеса в сфере туризма зависит от финансовых и технологических возможностей каждого субъекта и отрасли в целом. Из представленной концепции стоит выделить ключевые технологические возможности, которые способны вывести компанию на новый уровень. В первую очередь, это использование нейронных сетей, анализирующих данные о клиенте, его предпочтения и особенности. На основе информации искусственный интеллект позволяет выдать максимально персонализированное предложение по планированию путешествия, что упростит организацию отпуска, а также позволит сэкономить.
Интернет вещей уже сегодня является важнейшим элементом туристского сервиса, обеспечивающим «бесшовный» отдых, т.е. гостиница, заказ машин, перелет, трансферт способны обмениваться данными между собой. Подобный подход минимизирует многие проблемы (отсутствие парковочных мест, потеря ориентации в незнакомой местности), а также сокращает до минимума всевозможные ожидания туриста в процессе отдыха. Роботизация в туризме является еще одним перспективным направлением развития. Технологии роботов-гидов, способных понимать людей, выполнять необходимые им функции, сегодня становятся уже реальным инструментом. Уборочные
роботы уже прочно вошли в обиход, сократив потребность в персонале, в первую очередь в небольших семейных гостиничных бизнесах.
Голосовые технологии, основанные на цифровом распознавании речи, позволяют оптимизировать большое количество процессов. Даже малый бизнес сможет обеспечить всех своих клиентов круглосуточным сервисом, исключив языковой барьер. А за надежность заказов, бронирования, безопасность проведения платежей и прочих элементов цифровой среды отвечают блокчейн-технологии. [3]
Важнейшей составляющей адаптации туристских компаний к деятельности в современной экономике является продвижение туристских услуг. В маркетинге продвижение представляет собой любой тип коммуникации, используемый для информирования целевой аудитории или убеждения потенциальных покупателей о достоинствах предлагаемых продуктов или услуг. Цифровизация маркетинговых подходов обеспечивает бизнес разнообразными способами и инструментами продвижения, применяемыми в разных цифровых каналах. Основными каналами, используемыми в туристской отрасли, сегодня являются: поисковые агрегаторы, партнерские интернет-ресурсы, социальные сети, мобильные каналы продвижения, видео-хостинги и прочие инструменты. Целесообразность использования того или иного канала определяется самим субъектом рынка, зачастую используются различные комбинации инструментов. [4]
Развитие туристской индустрии предлагает широкий набор новых возможностей, но при этом и оголяет серьезные проблемы. Сегодня туризм становится доступным для всех слоев населения, однако некоторые слои населения не имеют возможности отправиться в путешествие по причине физических ограничений, а не по причине финансового неблагополучия. Особо остро проблема доступности среды для лиц с ограниченными возможностями стоит в России, что можно нивелировать путем интеграции цифровых технологий в процесс оказания туристских услуг для данной категории граждан. В качестве яркого примера таких технологий можно привести дополненную и виртуальную реальность, позволяющую человеку с ограниченными возможностями изучать мир. В целом среда туризма становится с развитием новых технологий все более интерактивной. [5]
За последние годы российский рынок туризма заметно нарастил свои объемы. Причиной значительного увеличения числа иностранных туристов, посещающих нашу страну, являются спортивные события мирового уровня, проводимые на территории России. В первую очередь это Олимпиада по зимним видам 2014 года в Сочи, а также
Чемпионат мира по футболу 2018 года, Кубок конфедераций, Чемпионат мира по хоккею в 2016 году и иные мероприятия. Инновационные технологии и подходы, применяемые во время проведения этих соревнований и опыт работы с иностранными туристами на самом высоком уровне обслуживания, позволил достичь определенных успехов и в развитии внутреннего туризма.[6]
При этом сегодня туристы становятся все более подкованными, способны самостоятельно изучать предложения по турам онлайн, анализировать форумы, социальные сети, делиться различной информацией о путешествиях, что провоцирует изменения в характере и специфике каналов сбыта в туристском секторе. Ранее туроператоры обслуживали своих клиентов непосредственно в офисе продаж, где сотрудники лично взаимодействуют с целевой аудиторией, предлагают различные варианты поездок, проводят презентации, предлагают раздаточный материал, брошюры и т.д. Сегодня же ведущую роль играет комплекс маркетинговых коммуникаций туристской компании в сети Интернет. [13]
В связи с этим, покупка большинства продуктов отрасли постепенно уходит в режим онлайн. Например, в США более 80% всего объема туристских продуктов приобретается в сети Интернет - через специализированные агрегаторы или сайты непосредственного поставщика услуг. В странах Европы эта цифра несколько ниже, но при этом показывает стремительный рост. При этом реальная доля продаж услуг уступает интернет-бронированию. Это касается как гостиничных услуг, так и бронирования авиаперевозок.
Суть интернет-бронирования - резервирование номера или билета необходимой категории на определенную дату под конкретную заявку клиента, осуществляемое онлайн. Бронирование осуществляется в случае возможности оказания необходимой услуги, а также согласия бронирующей стороной с условиями, тарифами и правилами. Популярность услуги бронирования объясняется объективными факторами. В первую очередь бронирование предоставляет возможность клиенту выбрать свободную дату и гостиничный номер, моментально подтвердить свой выбор, а также возможность отменить бронирование без общения с сотрудниками гостиницы. Еще одним достоинством является возможность сравнить тарифы разных гостиниц, отелей, авиакомпаний, выбрать подходящее по перечню услуг и стоимости предложение. [7] Системы бронирования туристских услуг имеют длительную историю. Первые глобальные системы бронирования (GDS) появились еще в середине прошлого века в виде систем бронирования авиабилетов. С развитием сети Интернет, они трансформировались в интернет-системы бронирования, предоставляющие частным лицам возможность
бронирования широкого перечня туристских услуг. Процесс международного онлайн-бронирования представим схематично на рисунке 2.
Процесс развития онлайн-туризма в России имеет единый характер с мировыми тенденциями. Несмотря на рост рынка онлайн-бронирования (до 42% в 2017 году), в нашей стране пока остается популярной так называемая модель ROPO, при которой клиент самостоятельно находит всю информацию о поездке в Интернете, подбирают необходимые им услуги или даже готовые предложения от туроператора, после чего идут в агентство для бронирования. Причин для подобного поведения несколько, в целом покупатели все-таки предпочитают обращаться в офлайн-агентства, так как к ним накоплен больший кредит доверия. Кроме того, Россия остается индустриальной страной, в сравнении с постиндустриальными странами сервисы онлайн-бронирования у нас развиты слабее. [8]
Системы бронирования российских гостиниц и туристских баз имеют свои особенности. Ввиду большой протяженности страны и, зачастую, нестабильной работы Интернета, специалистами предлагается создание единой автоматизированной системы с возможностью использования мобильного приложения. Кроме того, необходимо обеспечить не только бронирование места размещения, но и возможность подбора транспорта, различных дополнительных услуг, развлечений, наличие информационной базы по туристическим местам. [14] Только в этом случае ресурсы [9] для онлайн-бронирования будут востребованы и коммерчески выгодны.
В целом, сервисы онлайн-бронирования в нашей стране имеют серьезные перспективы роста, при этом классические туристские агентства продолжат свое существование. Они должны диверсифицировать собственную деятельность, предлагать
услуги высочайшего качества, работать с людьми должны только высококвалифицированные менеджеры. Онлайн-бронирование на текущий момент является возможностью для людей-новаторов, которые способны самостоятельно найти информацию о месте пребывания, способны рисковать, уверены в том, что смогут сэкономить и найти лучший вариант, чем им предложит агентство. [15]
В данных условиях необходимо [16] озаботиться оптимизацией процесса подготовки специалистов по туризму для их соответствия требованиям цифровой экономики. В первую очередь, специалисты должны обладать перечнем цифровых навыков, умений и компетенций, высоким уровнем цифровой грамотности. Для этого предполагается проведение углубленной компьютерной подготовке, интенсивное использование профессиональных сервисных и туристских программ и систем автоматизированного проектирование, применение облачных систем автоматизации туристского бизнеса. Только специалист, обладающий исчерпывающим перечнем навыков, сможет эффективно участвовать в развитии цифровой экономики страны в секторе туризма.
Заключение
Таким образом, в ближайшей перспективе большинство отраслей мировой экономики будут претерпевать серьезные преобразования в связи со сменой бизнес-моделей, лидеров, вызванных внедрением цифровых инноваций. Игрокам рынка туристских услуг в новых условиях придется конкурировать за клиентов в цифровом пространстве. В качестве инструмента адаптации выступает переход в онлайн-среду и интеграция в глобальные каналы продаж. Ведущими компаниями отрасли станут туристские агентства с полностью кастомизированным процессом взаимодействия с путешественником.
Список литературы
1. Фролова Елена Андреевна Тенденции и проблемы развития мирового туризма // Вестник ГУУ. - 2019. - №3. - с. 61-65.
2. Устинова Н.Г., Шевченко М.В. Индустрия гостеприимства в эпоху цифровизации // Эпоха науки. - 2019. - №20. - С. 453-457.
3. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. -2019. - №3 (85). - С. 34-47.
4. Озимина Л.А. Цифровые каналы и методы продвижения комплексных туристских услуг // Известия СПбГЭУ. - 2019. - №2 (116). - С. 146-151.
5. Пастухова А.Э. Цифровые технологии как драйвер развития предприятий индустрии туризма в России (accessible tourism) // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2019. -№2. - С. 150-166.
6. Осипова Н.И., Иванова Н.В., Аксенова Л.А. Инновационное развитие российского туристского рынка: цифровой аспект // Вестник РМАТ. - 2019. - №1. - С. 130-135.
7. Крюков В.Ю. Рынок интернет-бронирования гостиниц в современной России: особенности и актуальные тенденции развития // КЭ. - 2014. - №10 (94). - С. 139-146.
8. Ицаков Е.Д. Туристический бизнес России: переходим на он-лайн бронирования // Российское предпринимательство. - 2012. - №16. - С. 93-96.
9. Алямкина А.В., Кицис В.М., Тесленок С.А. Технология онлайн-бронирования на примере системы Horse // Современные проблемы территориального развития. - 2018. -№4. - с. 2
10. Герчикова Е.З., Спиридонова Е.П. Социологические аспекты трансформации сферы рекреации и туризма в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - №3 (72). - С. 185188.
11. Рзаева Ругия Эльдар Кызы, Кулакова Людмила Ивановна. Цифровое развитие туристской сферы // European science. - 2019. - №7 (49). - С. 31-35.
12. Тешев В.А., Хамуков А.А., Нехай В.Н. Социально-экономические аспекты использования цифровых технологий в экономике республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2018. - №2 (219). -С. 120-125.
13. Шпырня О.В., Коренева М.В. Современные тренды функционирования рынка OTA (Online Travel Agency) // Научный вестник ЮИМ. - 2019. - №4. - С. 27-30.
14. Куклина М.В. Обоснование разработки туристического сервиса электронного бронирования мест на турбазах Байкала // Вестник ИрГТУ. - 2014. - №12 (95). - С. 413416.
15. Ухина Т.В., Шабаков А.А., Снегова К.В., Кульбейкин А.С. Travel agencies in competition with modern online-booking services // Сервис +. - 2017. - №2. - С. 30-36.
16. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Замара Е.В. Оптимизация процесса подготовки специалистов по туризму в условиях цифровой экономики // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - с. 29-32.