Научная статья на тему 'Туристская индустрия РФ в 2019 году: проблемы, тенденции, экономическое и социокультурное влияние'

Туристская индустрия РФ в 2019 году: проблемы, тенденции, экономическое и социокультурное влияние Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2339
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / DEVELOPMENT / PROJECTS / INDUSTRY OF TOURISM / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игнатенков Г.К.

В статье рассматривается общая обстановка и текущее положение туристской индустрии и рынка в РФ на 2019 год. Статья раскрывает текущие проблемы в развитии туристской индустрии после проведения крупных мероприятий, связанных с индустрией туризма в РФ. Также, отмечаются текущие тенденции развития, которые могут повлиять на туризм в РФ в ближайшие 2-3 года. Кроме того, приведены некоторые статистические данные на 2018-2019 год и рассмотрено влияние индустрии туризма на экономику, социальную сферу и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Игнатенков Г.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the general situation and the current situation of the tourism industry and the market in the Russian Federation for 2019. The article reveals the current problems in the development of the tourism industry after major events related to the tourism industry in the Russian Federation. Also, there are current trends in development that may affect tourism in the Russian Federation in the next 2-3 years. In addition, some statistical data for 2018-2019 are presented and the impact of the tourism industry on the economy, social sphere and culture is considered.

Текст научной работы на тему «Туристская индустрия РФ в 2019 году: проблемы, тенденции, экономическое и социокультурное влияние»

УДК 338:379.85

Экономические науки

Игнатенков Г. К., магистр Факультет международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса ВГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Россия, г. Москва

ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РФ В 2019 ГОДУ: ПРОБЛЕМЫ,

ТЕНДЕНЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ

ВЛИЯНИЕ

Аннотация: В статье рассматривается общая обстановка и текущее положение туристской индустрии и рынка в РФ на 2019 год. Статья раскрывает текущие проблемы в развитии туристской индустрии после проведения крупных мероприятий, связанных с индустрией туризма в РФ. Также, отмечаются текущие тенденции развития, которые могут повлиять на туризм в РФ в ближайшие 2-3 года. Кроме того, приведены некоторые статистические данные на 2018-2019 год и рассмотрено влияние индустрии туризма на экономику, социальную сферу и культуру.

Ключевые слова: туризм, развитие, проекты, индустрия туризма, национальная экономика.

Annotation: The article discusses the general situation and the current situation of the tourism industry and the market in the Russian Federation for 2019. The article reveals the current problems in the development of the tourism industry after major events related to the tourism industry in the Russian Federation. Also, there are current trends in development that may affect tourism in the Russian Federation in the next 2-3 years. In addition, some statistical data for 2018-2019 are presented and the impact of the tourism industry on the economy, social sphere and culture is considered.

Key words: tourism, development, projects, industry of tourism, national economy.

Туризм является одной из стремительно развивающихся индустрий в национальной экономике многих стран. Туризм обладает быстрым темпом роста, особенно характерным для XX-XXI веков. Индустрия туризма играет важную роль в формировании ВВП страны, роста экономики, социальной сферы, а также развитием культуры и спорта, обеспечивает население новыми рабочими местами. В современной туристской индустрии один из образующих элементов туризма является туристская дестинация.

В России, как и во всем мире количество туристских дестинаций растёт. Однако после ЧМ-2018 году вероятно произойдёт переформатирование организованного туризма. По данным на декабрь 2018 года, в Едином федеральном реестре туроператоров находилось 4377 компаний, из них более 530 - туроператоры выездного туризма, более 2,5 тыс. - внутреннего. По данным на июль 2019 г. произошёл незначительных рост компаний, их стало 4394. Тенденции 2019 года говорят нам о снижении платежеспособного спроса населения, что может повлечь за собой в ближайшие 1 -2 года уходу части туроператоров.

По мнению аналитиков Ассоциации туроператоров России, Роль крупных игроков на туроператорском рынке возрастет, они выигрывают в степени диверсифицированности бизнеса, широте продуктового портфеля, технологиях и резервах. В наиболее опасной зоне будут находится мелкие и средние туроператоры, ориентированные на страны массового посещения, такие как Турция, Таиланд, Греция, Тунис и другие.

Произойдёт ускорения объединение компаний в турагентской среде. Постепенно рынок турагенов будет снижать свою долю на рынке туристских услуг. Это связано, прежде всего, с развитием электронной коммерции, использование туроператорами других каналов сбыта. По осторожным оценкам, сокращение количества юридических лиц, работающих в сфере

туризма, составит минимум 20%. В подавляющем большинстве случаев эти процессы будут незаметны для потребителей, так как основная причина происходящих процессов - серьезное ужесточение конкуренции, соответственно, дальнейшее укрупнение бизнеса.

Рассматривая внутренний туризм, можно отметить прирост турпотока на южные направления России на 8%, данная тенденция сохранится и в 2019 году. Это связано со снижением динамики роста выездного туризма, снижение потребительского спроса и покупательной способности населения, а также ростом роли операторов на внутренних направлениях. Ожидаемый рост по сравнению с 2018 годом составит порядка 5-10%. Одним из признаков данного роста служит успешный рост бронирования курортов на юге России [5].

Иностранный поток туристов в Россию продолжит рост в 2019 году, несмотря на проведения Чемпионата Мира 2018 года. Аналитики полагают, что рост въездного иностранного турпотока при отсутствии геополитических потрясений прогнозируется на уровне 10-15%. Основные факторы - слабый рубль и инициативы Минэкономразвития и МИД по облегчению визового режима. Опыт введения электронных виз на Дальнем Востоке оценивается как довольно эффективный. С 1 января 2019 года по электронным визам стало возможно приезжать в Калининград, что уже оценили иностранные туристы. Возможно масштабирование этого опыта на Москву и Санкт-Петербург При отсутствии негативных внешнеполитических факторов данный темп роста вполне вероятен.

По прогнозам, в 2019 году продолжит рост организованный въездной турпоток из Китая, Южной Кореи, Франции, ряда европейских и арабских стран, в меньшей степени - стран Латинской Америки. В круизном сегменте прогнозируется рост числа иностранцев из Европы и США[4; 5].

Россия имеет достаточно весомый туристско-рекреационный потенциал, доля турима в ВВП страны, по данным Ростуризма, на данный момент 3,47%, однако есть перспектива для дальнейшего роста до 5% и более к 2026 году при

реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы [3].

Существенное влияние на турпоток в РФ оказал ЧМ-2018. Суммарный поток иностранных болельщиков, которых обслужили российские инкаминговые туроператоры за время ЧМ-2018, составил свыше 70 тысяч человек (одну десятую от потока фанатов). Болельщикам удалось несколько заменить классических экскурсионных туристов, но не полностью. Существенно вырос из-за ЧМ-2018 поток туристов из Латинской Америки. Только из Мексики, Аргентины и Бразилии в период проведения мундиалю нашу страну с использованием FAN ID приехали 100 тыс. человек. При этом совокупный годовой въездной поток из этих трех стран Латинской Америки за весь 2017 год был на 9% меньше, составив 91 тыс. человек. На более 30% снизился туристский поток из Ирана, который активно рос в 2017 году. Причины - дефицит мест в отелях на время чемпионата мира и падение курса местной валюты. Часть прибывших иностранных гостей не станет возвратными туристами. Особенно это касается таких направлений, как страны Азии и Латинской Америки. С 2019 года, по мнению аналитиков Ассоциации туроператоров России, ожидается большая неоднородность в туристском спросе между мегаполисами и более мелкими населёнными пунктами в РФ, что можно отнести к одной из текущих проблем и тенденции развития туристской индустрии в РФ. Кроме того, предпочтения по направлениям традиционно будут отличаться друг от друга в регионах западнее и восточнее Урала.

Рост числа иностранных туристов также влияет на развитие культуры в РФ, а также кросс культурных коммуникаций. В связи с этим растут затраты на содержание, сохранении и восстановлении объектов культурного наследия. (рисунок 1). Данные объекты вносят весомый вклад в развитие внутреннего туризма в РФ [2, c. 153] Большинство объектов культуры привлекает не только наших сограждан, но и жителей других стран.

I Российская Федерация, тысяча рублей

Рисунок 1 Ассигнования РФ на проведение работ по сохранению культурного наследия

Индустрия туризма в РФ связывает различные отрасли. По статистике Правительства РФ, в среднем при создании 1 рабочего места в туристской индустрии, в среднем появляется ещё 5 рабочих мест в смежных отраслях, связанных с индустрией туризма.

К основным проблемам и рискам в индустрии РФ в 2018 году можно отметить:

1) Нестабильность внешнеполитической обстановки [1, с. 116];

2) Слабо развитая культура сервисного обслуживания в РФ, нехватка квалифицированных кадров;

3) Сильная неоднородность рынка, концентрация туристских денежных потоков в мегаполисах;

4) Снижение потребительской спроса на фоне снижение покупательной способности населения;

5) Уход с рынка мелких и средних компаний может привести к монополизации рынка туристских услуг, что может привести к снижению конкурентоспособности туристского рынка РФ.

Подводя итоги, можно сказать о том, что туристская индустрия в РФ имеет огромный потенциал к росту и развитию, что говорит нам положительная динамика въездного и выездного туризма, однако существует ряд возникающих проблем и рисков, которые необходимо решать, как органам власти, так и туристскому бизнесу.

Источники литературы

1. Беликова М. Н. Россия как экспортер туристических услуг/ М. Н. Беликова // Интеграция наук. - 2018. - № 8 (23). - С.114-117.

2. Тульская А. С. Культурное наследие российских городов как фактор развития внутреннего туризма/ А. С. Тульская // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2018. - № 10. - С. 153-157.

3. Федеральное агентство по туризму «Ростуризм» [Электронный ресурс]. URL: https://russiatourism.ru (Дата обращения: 17.07.2019).

4. «ЕМИСС» — государственная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru (Дата обращения: 17.07.2019).

5. Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс]. URL: https://atotus.ru (Дата обращения: 17.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.