Научная статья на тему 'ТУРИСТСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ МАРШРУТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ'

ТУРИСТСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ МАРШРУТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ / ТУРЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Екатерина Николаевна, Семакина Анна Михайловна

Данное исследование посвящено изучению восприятия молодежи туристской привлекательности маршрутов на территории Пермского края. Выявление предпочтений молодежи в выборе туристских объектов, мероприятий позволит выработать рекомендации для разработки маршрутов на территории региона. В качестве методологии был выбран комплексный, междисциплинарный подход. Изучение предпочтений молодежи и туристской аттрактивности маршрутов в восприятии молодежи происходило при помощи методов анкетирования и включенного наблюдения во время тестовых поездок по территории Пермского края. Согласно результатам исследования молодежь с интересом относится не только к активным, но и к познавательным турам, зачастую выделяя именно историко-культурные объекты, музеи, архитектуру и пр. Интерактивные технологии, развлекательные компоненты туров привлекательны для молодых людей, особенно им запоминаются мастер-классы, но для них значимым остается и познавательный компонент, информативность тура. Чаще всего участникам туров запоминался именно информационный аспект, например, посещение музеев. Результаты исследования наглядно показывают, что стереотип в общественном сознании о склонности современной молодежи исключительно к развлечениям не соответствует действительности, чаще всего роль и значение театрализации, анимации в турах преувеличены. Также результаты исследования демонстрируют, что молодежь в целом позитивно воспринимает путешествия, высоко оценивая как программу тура, подбор объектов, так и уровень сервиса, качество питания и размещения. Отзывы большей части представителей молодежи об итогах поездок являются положительными. Данное исследование по изучению предпочтений молодежи является перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE PERM REGION’S ROUTES IN THE PERCEPTION OF YOUNG PEOPLE

This research investigates young people’s perception of tourist attractiveness of routes in the Perm region. The study of the youth’s preferences in the choice of tourist objects and events can help to work out recommendations for the development of routes in the region. Methodologically, the research is based on a complex interdisciplinary approach. The basic methods were questioning and observations in a tourist group during travelling on the territory of the Perm region. The study has shown that young people are interested not only in active but also in historical and cultural tours, in most cases showing particular interest in historical attractions, museums, architecture etc. Interactive technologies, amusement components of the tours are attractive to young people, who are especially impressed by master classes. However, the information component of the tours (for example, that provided by museums) is the most important. The study clearly shows that the social stereotype that young people are only interested in amusement is untrue. Thus, in most cases the importance of interactive methods is overestimated. Furthermore, the research demonstrates that young people generally perceive travelling in the Perm region in a positive way, highly estimating the tour programs, the tourist objects, the service and hospitality level, the quality of food and accommodation. The feedbacks of young people on the results of travelling are favorable. The majority of the respondents would recommend these tours to their friends. This investigation has a potential to be continued.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ МАРШРУТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ»

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

УДК 910.4:379.85

DOI: 10.17072/2079-7877-2021-1-119-133

ТУРИСТСКАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ МАРШРУТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ВОСПРИЯТИИ

МОЛОДЕЖИ

Екатерина Николаевна Шестакова

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4495-3781 e-mail: enshestakova@hse.ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь Анна Михайловна Семакина e-mail: annsemakina97@yandex.ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь

Данное исследование посвящено изучению восприятия молодежи туристской привлекательности маршрутов на территории Пермского края. Выявление предпочтений молодежи в выборе туристских объектов, мероприятий позволит выработать рекомендации для разработки маршрутов на территории региона. В качестве методологии был выбран комплексный, междисциплинарный подход. Изучение предпочтений молодежи и туристской аттрактивности маршрутов в восприятии молодежи происходило при помощи методов анкетирования и включенного наблюдения во время тестовых поездок по территории Пермского края. Согласно результатам исследования молодежь с интересом относится не только к активным, но и к познавательным турам, зачастую выделяя именно историко-культурные объекты, музеи, архитектуру и пр. Интерактивные технологии, развлекательные компоненты туров привлекательны для молодых людей, особенно им запоминаются мастер-классы, но для них значимым остается и познавательный компонент, информативность тура. Чаще всего участникам туров запоминался именно информационный аспект, например, посещение музеев. Результаты исследования наглядно показывают, что стереотип в общественном сознании о склонности современной молодежи исключительно к развлечениям не соответствует действительности, чаще всего роль и значение театрализации, анимации в турах преувеличены. Также результаты исследования демонстрируют, что молодежь в целом позитивно воспринимает путешествия, высоко оценивая как программу тура, подбор объектов, так и уровень сервиса, качество питания и размещения. Отзывы большей части представителей молодежи об итогах поездок являются положительными. Данное исследование по изучению предпочтений молодежи является перспективным.

Ключевые слова: туристская аттрактивность, туры для молодежи, предпочтения молодежи, внутренний туризм, региональный туризм.

TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE PERM REGION'S ROUTES IN THE PERCEPTION OF

YOUNG PEOPLE

Ekaterina N. Shestakova

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4495-3781

e-mail: enshestakova@hse.ru

HSE Perm

Anna M. Semakina

e-mail: annsemakina97@yandex.ru HSE Perm

This research investigates young people's perception of tourist attractiveness of routes in the Perm region. The study of the youth's preferences in the choice of tourist objects and events can help to work out recommendations for the development of routes in the region. Methodologically, the research is based on a complex interdisciplinary approach. The basic methods were questioning and observations in a tourist group during travelling on the territory of the Perm region. The study has shown that young people are interested not only in

О Шестакова E.H.. Семакина A. M„ 2021

© ®

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

active but also in historical and cultural tours, in most cases showing particular interest in historical attractions, museums, architecture etc. Interactive technologies, amusement components of the tours are attractive to young people, who are especially impressed by master classes. However, the information component of the tours (for example, that provided by museums) is the most important. The study clearly shows that the social stereotype that young people are only interested in amusement is untrue. Thus, in most cases the importance of interactive methods is overestimated. Furthermore, the research demonstrates that young people generally perceive travelling in the Perm region in a positive way, highly estimating the tour programs, the tourist objects, the service and hospitality level, the quality of food and accommodation. The feedbacks of young people on the results of travelling are favorable. The majority of the respondents would recommend these tours to their friends. This investigation has a potential to be continued.

Keywords: tourist attractiveness, tours for young people, young people's preferences, regional tourism.

Введение

Изучение предпочтений молодежи в выборе туристских маршрутов и объектов - тема интересная, многогранная, актуальная. Понимание интересов молодежи позволяет разработать востребованные туры, оптимизировать и популяризовать молодежный туризм.

В декабре 2018 г. при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках проекта «Не сиди дома» были организованы выезды по семи маршрутам региона с целью изучения, наблюдения реакции молодежи на туристские объекты региона. Среди участников поездок были представители всех крупных вузов Перми, таких как III НИУ, ВШЭ-ПЕРМЬ, ПНИПУ, Институт культуры, Фармацевтическая, Сельскохозяйственная, Медицинская академии, Академия ваяния и зодчества и др. Работающая молодежь была сотрудниками таких компаний и организаций Пермского края, как Пермские моторы, ОАО «Соликамский магниевый завод», «Уралкалий», Молодежный парламент Кунгура, ЗАО «Сталагмит», Координационный совет молодёжи и др. [1].

Поездки были организованы туроператорами Пермского края совместно с муниципальными районами.

Процесс изучения предпочтений молодежи, который был многоступенчатым, включал в себя следующие этапы:

1. Заочный этап. Конкурсный отбор среди муниципальных образований Пермского края для разработки лучшего туристского маршрута для молодежи, организованный Министерством культуры Пермского края.

2. Изучение и анализ заявок экспертами в сфере туризма. Из 31-й заявки было отобрано 17. Эти проекты были рекомендованы к очному этапу конкурса.

3. 24 октября 2018 г. состоялась очная защита туристских маршрутов: по итогам голосования и оценки экспертов было отобрано 7 маршрутов, специально разработанных для молодежи.

4. На следующем этапе при консультировании с туроператорами маршруты были доработаны, выбраны средства размещения, питания, объекты показа для тестовых маршрутов.

5. В ноябре организованы выезды экспертов и представителей туроператора и министерства в семь муниципальных районов для проверки готовности территорий к приему групп молодежи в рамках тестовых туров.

6. В период с 1 по 15 декабря проведено семь тестовых выездов по туристским маршрутам-победителям. Среди них были специально разработанные для молодежи туры в Чердынь, Чайковский, Березники и Усолье, Кунгур, Чусовой, Губаху, Осу [8].

7. В ходе проведения тестовых туристских поездок представители туроператоров и Министерства культуры Пермского края, Агентства по туризму при помощи метода включенного наблюдения, интервью и опросов изучали реакцию молодежи на туристские объекты и интерактивные технологии на выбранных маршрутах.

8. По итогам проведения туров представители молодежи заполнили анкеты, написали отзывы о программе тура, туристских объектах, средствах размещения, питания и анимации.

Анкеты, заполненные участниками туров, представляют интерес для анализа восприятия аттрактивности туристских маршрутов молодежью Пермского края. Кроме того, интересны отчеты, составленные на основе метода включенного наблюдения сотрудниками туристских компаний и Агентства по туризму.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Категория молодежи для изучения была выбрана неслучайно. Психологические особенности этой социальной группы проявляются в стремлении изучать большой объем информации, они легко усваивают услышанный материал, любят путешествия. Это одна из самых благоприятных и позитивно настроенных категорий туристов [4].

Степень проработки проблемы. Историографический обзор

Вопрос аттрактивности туристской дестинации/маршрута для молодежи в разной степени проработан в регионах России и в мире. Активное изучение молодежи как целевой аудитории и молодежного туризма Всемирной туристской организацией началось в 2008 г.

Зарубежные исследования в первую очередь рассматривают мотивацию молодежи в целом и как она влияет на формирование их предпочтений в выборе способа путешествия и пункта назначения. Множество исследований опираются на пирамиду потребностей Маслоу: в частности, труд Пирса и Ли, в котором они разработали туристско-карьерный подход, доказав, что мотивация прямо зависит от опыта путешествий (2005) [19]; статья А. Уильямса и В. Балажа о влиянии фактора безопасности на аттрактивность туристской дестинации (2014) [10], статья Х. Гибсон и Э. Яннакиса о взаимосвязи потребностей и жизненного пути с моделью поведения туриста (2002) [6], а также исследование влияния потребности в принадлежности на дестинации, выполненное С. Вейгой и др. (2017) [12].

В международных исследованиях многие авторы обращаются к тематике молодежного туризма с позиции типологического анализа. К примеру, в тексте Т. Дементера и Г. Брануцу проводится аналитическая работа по структуризации и выделению специфических черт в молодежном туризме, Авторы выделяют 6 типов молодежного туризма - «educational tourism», «volunteering», «work and travel», «cultural exchange», «sports and adventure tourism» и «leisure tourism», подкрепляя каждый подробным описанием [13].

Зарубежные исследователи уделяют внимание вопросам мотивации туристов. Г. Ричардс на основе исследования мотивов молодежи выделил типы туристского поведения (2015) [14]. Ф. Буффа, работая над мотивацией молодежи в сфере экотуризма, обнаружила, что в выборе места назначения наиболее важными мотивами являются: открытие новых культур и ландшафтов, созерцания природного и художественного наследия, а также контакт с местным сообществом через мероприятия, организованные им (2015) [11]. Вклад в исследование факторов, привлекающих и мотивирующих молодежь к путешествиям, также внесли И. Бизирджиани и П. Дионисопулу, рассмотрев влияние социальных сетей и информационно-коммуникационных технологий на тенденции молодежного туризма (2013) [17]. Коллектив авторов из Малайзии рассмотрели отношение молодежи к событийному туризму в своем регионе [15].

Написаны работы с явным превалированием статистической информации о молодежном туризме по всему миру [20; 21]. Помимо количественных данных в этих сборниках содержится множество упоминаний о различных проектах и кейсах в этой сфере.

В отечественной практике чаще всего встречаются исследования аттрактивности определенных территорий/регионов для молодежи. В большей степени тема молодежного туризма проработана в исследованиях, привязанных к южным регионам России: монография Б. Гринлоу, А.В. Арташева и др. о повышении туристской привлекательности Туапсинского района (2017) [7], работа А.О. Вернигоры и А.А. Бодня "Рекомендации по повышению туристской привлекательности Краснодарского края на основе развития туристского кластера" (2017) [3] и др.

Большой вклад в развитие темы аттрактивности дестинации для молодежи внесло маркетинговое исследование предпочтений молодежи в области туризма, проведенное С.В. Булганиной и др. (2016) [2]. Н. Косарева и Е. Коновалова в своей работе "Развитие молодежного туризма в России" рассматривают бренд территории как определяющий фактор в молодежном туризме (2016) [6]. Наконец, множество исследований, затрагивающих вопрос аттрактивности регионов и малых городов в восприятии молодежи, опубликовано в сборниках конференции "Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы" [6].

Материалы и методы исследования

Процесс изучения предпочтений молодежи был многоступенчатым, включая в себя этапы, которые были описаны выше. Основными методами при проведении исследования являются методы анкетирования и включенного наблюдения. Анкетирование проводилось среди представителей молодежи во время тестовых выездов по Пермскому краю.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Вопросы анкеты составляли сотрудники Министерства культуры Пермского края. Каждая анкета включала в себя 14 вопросов как открытого, так и закрытого формата. Туристы заполняли анкеты в бумажном варианте.

Всего было проанализировано 134 анкеты [1], заполненные представителями молодежи -участниками туристских поездок. К сожалению, в анкетах не были предусмотрены вопросы, касающиеся пола и возраста. Анкеты разрабатывались Министерством культуры Пермского края, авторы статьи не могли влиять на процесс подбора вопросов.

Известно, что отбор всех участников производился по возрастному принципу (молодежь в возрасте до 30 лет). Списки составлялись представителями вузов и организаций. Гендерный состав мы можем определить по спискам групп, но нет возможности провести корреляционный и факторный анализы, проследить, как возраст и пол влияют на характер ответов респондентов. Это первое подобное анкетирование, проведенное на территории Пермского края.

Результаты и их обсуждение

Обсуждение результатов исследования происходило в рамках всероссийской научно-практической конференции «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристский менеджмент» (12-13 марта 2019 г.), Внутривузовской научной конференции НИУ ВШЭ - Пермь «Соседи по науке» (12 мая 2020 г.), в рамках научно-исследовательского семинара «Актуальные направления исследований в культурном и событийном туризме», организованного НИУ ВШЭ-Пермь совместно с Агентством по туризму и молодежной политике Пермского края, Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта и НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, НИУ ВШЭ (20 июня 2020 г.).

По результатам анкетирования абсолютное большинство респондентов остались довольны программой тура и в целом путешествиями по разработанным маршрутам, 99,25% представителям молодежи было интересно посетить выбранное место, что свидетельствует о высоком познавательном интересе участников туров [1 ].

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы данное направление интересным для самостоятельного путешествия» 90,30% опрошенных ответили утвердительно (121 чел.) и только 9,7% (13 чел.) -отрицательно. При этом большинство в анкетах указывали, что интереснее посещать эти места не самостоятельно, а с экскурсоводом и компанией.

На вопрос «Вернетесь ли Вы в качестве самостоятельного туриста» 89,5% (120 чел.) ответили утвердительно, 8,2% (11 чел.) - отрицательно. Некоторые отмечали, что им понравился тур, но одного раза было достаточно.

И на вопрос «Будете ли Вы рекомендовать своим друзьям, родственникам данное направление» 95,5% (128 чел.) опрошенных ответили утвердительно и только 2 чел. - отрицательно 1,49% [1].

Абсолютное большинство туристов остались довольны качеством размещения. Как отличное его оценили 48,5% (65 чел.), как хорошее - 35% (47 чел.), как среднее - 9,7% (13 чел.), как плохое - 6,7% (9 чел.). При этом в основном замечания относились к размещению на базе «Такман», где в номерах оказалось прохладно, не было мыла и туалетной бумаги. Это отразилось на отзывах. Уровень размещения в Чусовом на базе «Такман» на «отлично» оценили 0%, на «хорошо» - 20%, на «средне» 35%, «плохо» -45% [1]. В Кунгуре гостиница «Старая башня» особых нареканий не вызывала. Отмечалось только, что не хватает зеркал в комнате, мало розеток и тумб в номерах, плохая звукоизоляция. В то же время многие отмечали ее удобное расположение в центре города, чистые, просторные и удобные номера, наличие всего необходимого, хороший сервис.

Качество питания в целом устраивало студентов. 65,5% (88 чел.) отметили его как отличное, 26,87% (36 чел.) как хорошее, 6,7% (9 чел.) как среднее и никто не отметил как плохое. Чаще всего невысокая оценка качества питания зависела от факта, что не были учтены индивидуальные особенности питания на маршруте, часто у организаторов отсутствовала такая информация перед началом поездки. В случае, если человек не ел мясо, был вегетарианцем или по национальным причинам не ел свинину, не всегда удавалось оперативно заменить блюда, что сказывалось на оценках. Также в некоторых турах встречался повтор блюд на маршруте в рамках одного дня, что отразилось в комментариях и на общей оценке. В целом представители молодежи положительно оценили маршруты и средства питания и размещения.

Рассмотрим результаты анкетирования по каждому направлению.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Восприятие Чердыни

Чердынь - самая северная точка на карте Пермского края, куда отправились представители пермской молодежи. Для пермского студенчества был разработан оригинальный, необычный тур «В поисках Анфаловского городка». Все экскурсии выстраивались вокруг прошлого уральской столицы Чердыни, а также легенд и тайн, связанных с местонахождением старинного поселения, основанного Анфалом Никитиным.

Чердынь впервые упоминается в 1451 г. как древний город. В 1472 г. после присоединения Урала к Московскому государству значение Чердыни стало возрастать. В период с 1535 по 1636 г. Чердынь была столицей Прикамских земель до подчинения Соликамску [9].

Рис. 1. Карта Чердыни Fig. 1. The map of Cherdyn

Значение города было во многом определено его географическим расположением. Он находился на московской дороге в Сибирь, на тот момент значимом торговом пути, который соединял Север, Центр России и Сибирь. Основные потоки как торговли, так и миграции шли именно по московскому пути, который включал в свой состав также северные и сибирские реки - Северную Двину, Печору, Колву, Вишеру, Лозьву, Тавду, Иртыш, Тобол. Подчеркнем, что освоение русскими Урала также происходило с северного направления на юг Прикамья.

Анфаловский городок - одно из самых загадочных и таинственных мест. Упоминание городка встречается в 1472 г., но до сих пор многочисленные попытки археологов найти это поселение не увенчались успехом [5]. Молодежь увлекается загадками, квестами, именно поэтому была выбрана тема поиска Анфаловского городка. В декабре проблематично доехать до Пянтяга и Редикора-предполагаемых мест нахождения Анфаловского городка, поэтому авторы тура остановились на других направлениях, где по различным версиям также находился Анфаловский городок. Основная линия маршрута пролегала через старинные купеческие поселения печорского тракта - Покчу, Камгорт, Вильгорт, Искор - и продолжалась до Ныроба. В этом направлении исследователями также выделялись несколько мест предполагаемого нахождения Анфаловского города.

Старинный город Чердынь прекрасно сохранил атмосферу русской провинции. Расположенная на семи холмах Чердынь привлекает туристов возможностью глубже познакомиться с историей Урала XVI-XVII вв. На вершине Троицкого холма в 1535 г. был возведен чердынский кремль [5], который выдержал 11 атак вражеских племен. Несколько лет назад на территории кремля были реконструированы две башни и привезена церковь св. Ильи из с. Бигичи. Находясь у подножия холма, туристы осознают мощь и

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

неприступность чердынского кремля. Молодежная группа остановилась в гостинице «Старая Пристань» у основания Троицкого холма. Интересно, что для многих студентов по их отзывам даже подъем или спуск с вершины холма к подножию в гостиницу был затруднителен, что усиливало понимание, как сложно было подняться на вершину Троицкого холма, а при осаде чердынской крепости практически невозможно.

Еще одна достопримечательность, которая произвела неизгладимое впечатление на участников поездки, это Вятское городище. Великолепный вид на г. Полюд, р. Колву, уральские горы и холмы Чердыни, по отзывам студентов, понравились больше всего.

В городе можно увидеть сохранившиеся купеческие усадьбы XIX в., ориентированные в сторону Колвы, на балкончиках традиционно пили чай и любовались Полюдом. Сохранились и храмы XVIII в.: Воскресенский, Иоанно-Богословский, Успенский и др. Среди наиболее известных туристских объектов Чердыни необходимо отметить Чердынский краеведческий музей, который включает три здания, в том числе музей истории веры и выставочный зал. Особенно музей привлекает коллекцией предметов пермского звериного стиля и чердынскими кладами.

При разработке маршрутов учитывалось стремление современной молодежи к активным, интерактивным элементам в путешествиях. Так, при организации тура в Чердынь в программу специально были включены мастер-классы по исторической реконструкции и интерактивное занятие в выставочном зале музея в Чердыни, в ходе которого студенты могли оказаться на уроке в гимназии XIX в. и познакомиться с традициями чердынского купечества и предметами быта того периода.

При контент-анализе ответов студентов на вопрос «Какие достопримечательности, мастер-классы, мероприятия, услуги Вам запомнились больше всего» 60% респондентов отметило подъем на колокольню Воскресенского собора (согласно методу включенного наблюдения было выявлено, что студентов в большей степени впечатлял вид на Чердынь с вершины колокольни).

На втором месте по популярности - Чердынский краеведческий музей (выставочный зал) с интерактивной программой и коллекцией пермского звериного стиля и кладов. Его отметило 55% респондентов.

На третьем месте - мастер-класс по исторической реконструкции (50%). Студентам рассказывали о старинном вооружении и была предоставлена даже возможность примерить кольчугу и оружие. Интересно, что в мастер-классе с удовольствием принимали участие девушки, надевая кольчугу.

Вятское городище выделило 40% респондентов. Чердынский кремль или Троицкое городище, на котором он был расположен и где сейчас находится реконструкция башен кремля, в ответах указало 35% опрошенных, 20% в ответах указали в целом пешеходную, обзорную экскурсию по чердынским холмам, которая также включала посещение этих мест [1].

Ярким событием тура стало посещение Иоанно-Богословского монастыря в Чердыни - самого древнего монастыря в Прикамье. Основанный в 1462 г. монастырь прошел непростой путь развития. До наших дней сохранился храм Иоанна Богослова начала XVIII в. и великолепный иконостас. Сам храм и иконостас, согласно отзывам, произвели на туристов сильное впечатление: в ответах чаще всего встречалось упоминание о трапезной монастыря. Студенты побывали на мастер-классе по приготовлению чая и смогли продегустировать множество видов травяного чая (с мятой, зверобоем, чабрецом, мелиссой, иван-чаем и др.). Кроме того, чайная встреча в монастырской трапезной отличалась душевностью и гостеприимством. Запомнилась и вкусная монастырская выпечка, особенно сухарики с чесноком. В ответах студентов 25% отметило монастырь и 25% отдельно выделили трапезную (суммарно - 50%).

Среди других достопримечательностей, которые упоминали в своих анкетах студенты, были: яма Михаила Романова, Никольский родник с живой водой,Покчинский родник с мертвой водой, природа, звон колоколов, центр Михаила Романова, сад и часовня Михаила Романова и даже чердынский лось -памятник, который стоит в центре города на площади у автовокзала.

В целом Чердынь произвела яркие впечатления на молодежь.

На вопрос «Интересно ли было для Вас посетить данное направление» положительно ответило 100% участников тура (20 чел.).

95% респондентов считают данное направление интересным для самостоятельного путешествия, только 5% считают, что нет.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

При ответе на вопрос «Чтобы Вы порекомендовали к обязательному посещению в данной территории» встречаются упоминания о тех достопримечательностях, которые более всего запомнились студентам.

Так, рекомендуют:обзорную экскурсию по Чердыни, подъем на колокольню Воскресенского собора, посещение чердынских храмов, прогулку по Вятскому и Троицкому городищу с осмотром чердынского кремля (реконструкции башен) и выходом на смотровые площадки, экскурсию по музею, чаепитие в монастырской трапезной с дегустацией травяного чая и в целом посещение Иоанно-Богословского монастыря, увидеть родники с мертвой и живой водой, Ныроб с посещением визит-центра, часовни и ямы Михаила Романова. Эти ответы встречаются многократно. Однократно встречается среди рекомендаций посещение Музея истории веры, села Рябинино и Салтаново, узкой улочки и даже магазина Хлебушко, в целом весь маршрут тура [1].

На вопрос «Вернетесь ли Вы сюда в качестве самостоятельного туриста» положительно ответило 100% опрошенных. Также 100% опрошенных подтвердили, что будут рекомендовать это направление своим друзьям, знакомым, родственникам.

Аттрактивность Кунгура

Другим древним центром Урала и старинным купеческим городом, куда отправились представители молодежи, стал г. Кунгур. Основанный в 1663 г. в наши дни он также прекрасно сохранил атмосферу уральской провинции. Старинные купеческие особняки, храмы, торговые площади, гостиный двор, множество памятников и музеев и, конечно, Кунгурская пещера делают его привлекательным для туристов.

Рис. 2. Карта Кунгура Fig. 2. The map of Kungur

Отзывы участников тура также очень высокие. На вопрос «Интересно ли было посетить это направление» 100% участников ответили утвердительно. Представители пермской молодежи остались довольны и уровнем средств размещения (66,67% оценили на отлично, 33,33% - на хорошо). Также хорошие отзывы были и о качестве питания (55,56% - качество питания «отлично», 44,44% - «хорошо»).

94,44% опрошенных считают данное направление интересным для самостоятельного посещения. 88,89% готовы вернуться в это место самостоятельно, при этом 100% респондентов будут рекомендовать эти места для самостоятельного посещения.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Достопримечательностью, которая запомнилась туристам больше всего, является Кунгурская ледяная пещера. Ее упомянули 55,56% опрошенных (10 чел.). Такое же количество человек отметили мастер-класс по обработке камня. Следующие позиции по популярности заняли мастер-класс по изготовлению пряников от династии Вязовых и необычный квест в библиотеке Кунгура - 38,89% (7 чел.). Запомнился Тихвинский храм и подъем на его колокольню (соответственно 22,22 и 11,11%). Также обзорную экскурсию по Кунгуру отметили 16,67% [1].Однократно упомянули музей купечества, набережную, архитектуру города и школу пилотов. Среди отзывов встретилась следующая фраза: «в летной школе доброжелательная атмосфера и возможность поучаствовать, испытать на себе новую деятельность», «открыла Кунгур с новой стороны благодаря интерактивным мероприятиям, было все информативно ».

В Кунгуре молодежь рекомендует посетить: мастер-класс по обработке камня, Кунгурскую ледяную пещеру, Тихвинский храм, мастер-класс по приготовлению пряников, обзорную экскурсию, набережную, музей, квест в библиотеке, школу пилотов, прогулочную улицу, фестиваль «Небесная ярмарка». Среди пожеланий - добавление мастер-класса по токарному делу, посещение завода «металлист», уделить больше внимания архитектурным особенностям города.

Восприятие Осы

Недалеко от Кунгура располагается еще один старинный купеческий город Оса, основанный в 1591 г. Программа тура наравне с историческими экскурсиями была насыщена мастер-классами и интерактивными элементами. Так, студентам предлагалось оказаться на уроке в гимназии XIX в. и испечь свой калач. Какие же виды мероприятий и достопримечательностей запомнились им больше всего?

На первом месте по популярности среди ответов участников тура оказался краеведческий музей Осы, особенно впечатлили диорамы и мастер-класс по приготовлению калача (по 60%).На втором месте -интерактивный урок в гимназии (45%). На третьем месте - посещение поселения Гамицы (15%), где проводился мастер-класс по приготовлению калача. Также отметили дом Рыжкова, дом творчества и библиотеки, мастер-класс по каллиграфии(по 10%). Единичные ответы встречались про театрализацию, квест, вязание морских узлов, уху Беринга, сквер Беринга, архитектуру города и даже подарки [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.3. Карта Осы Fig. 3. The map of Osa

Представители молодежи рекомендуют посмотреть в Осе: краеведческий музей, диораму, гимназию, музей часов, библиотеку, педагогический колледж. Некоторые отмечали, что считают всю

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

программу на два дня обязательной к посещению. Другие убеждены, что в Осу стоит приезжать в рамках фестиваля «Оса - акватория Беринга». Также от участников поступило предложение: поездку в с. Гамицы совместить с экотуризмом, например, «подоить корову, просеять и помолоть зерно, добавить поездку на санях». Среди пожеланий: «сделать одним из брендов Осы фрески в гимназии и диорамы», «хочется увидеть хорошо снятый туристский ролик об Осе», «обязательно добавить пешеходную экскурсию».

Впечатления от посещения Чайковского

Среди тестовых маршрутов было также выбрано еще одно южное направление на туристской карте Пермского края - г. Чайковский. Подчеркнем, что это направление в плане туризма является не столько посещаемым и известным, как Кунгур, Оса, но и в последние годы оно динамично развивается, прежде всего, как направление для событийного спортивного туризма.

Центром притяжения туристов в Чайковском стал современный спортивный комплекс «Снежинка». Он производит сильное впечатление на посетителей инновационными технологиями, подъемниками. Среди участников тура его отметили все 100% туристов. На втором месте по популярности был музей Чайковского (55,56%) и на третьем месте - арт-музей «Шкатулка композитора» (38,89%), где для экскурсантов была проведена игровая программа. Студенты смогли даже поиграть на музыкальных инструментах. Среди единичных ответов встречаются упоминания о мастер-классе по танцам, который проводился на базе комплекса «Снежинка», батут, площадь Чайковского и ресторан «Чайковский».

Все участники тура рекомендовали в Чайковском посетить спорткомплекс «Снежинка», краеведческий музей, «Шкатулку композитора», набережную, ресторан «Чайковский». В качестве пожеланий звучали предложения добавить экскурсию на ГЭС [1].

Среди выбранных семи маршрутов Кунгур, Оса, Чердынь являются центрами историко-культурного туризма, Чайковский, Губаха, Чусовой - центрами активного туризма, три города являются мощными промышленными центрами - Березники, Губаха и Чусовой.

Рис. 4. Карта Чайковского Fig.4. The map of Chaikovsky

Отзывы по турам в Березники, Усолье

Тур в Березники включал в себя также посещение строгановской столицы Усолья. История соляной столицы Строгановых, основанной в 1606 г., была представлена студентам в рамках обзорной экскурсии по строгановскому архитектурному ансамблю, Палатам Строгановых и пр.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Наибольшее впечатление на участников тура произвели Усолье и туристский малоизвестный объект - музей Уралкалия (40%). На втором месте по числу упоминаний - Палаты Строгановых и музей Коновалова. Далее студенты отметили мастер-класс по исторической реконструкции с возможностью примерить костюмы в Доме Брагина (35%). Прогулку по городу отметили 10% опрошенных. Остальные ответы носили единичный характер. Среди них: арт-объект «солонка», мастер-класс по прописям, провалы, чаепитие, отель, архитектура, кафе «Гоголь-моголь» [1].

В Березниках и Усолье участники туров рекомендовали к посещению Усолье, особенно Палаты Строгановых, краеведческий музей им. Коновалова, музей Уралкалия, Дом Брагина, Орел-городок, пешие прогулки по городу, осмотр провалов (но только в летнее время).

Рис. 5. Карта Березников Figure 5. The map of Berezmki

Результат анкетирования по итогам путешествий в Чусовой и Губаху

Чусовой и Губаха являются яркими, известными центрами активного туризма в Пермском крае. Они хорошо знакомы любителям горнолыжного спорта. При организации туров для молодежи стояла задача показать еще и историко-культурные особенности территории. В этом плане значимо было посещение музея КУБа (Кизеловского угольного бассейна). Он запомнился 83,33% опрошенных. На втором месте по количеству упоминаний - «город-призрак» Губаха (66,67%). В рамках тура студенты могли также покататься на горных лыжах. Горнолыжный комплекс упоминается в 50% ответов. Отдельно катание на лыжах и подъем на снегоходах отметили только два человека из опрошенных.

Впечатление произвели также и подвесной мост (22,22%), Крестовая гора (16,67%). В целом маршрут «променад» отметили 11,11%. Встречаются единичные упоминания о Каменном городе, лодейном логе, рисовании на стекле. В ходе включенного наблюдения было установлено, что большинство туристов посещали Каменный город ранее, поэтому он не встречается в их анкетах.

В Губахе туристами были рекомендованы: горнолыжный комплекс, музей КУБа, Гора крестовая, Рудянский спой, «город-призрак», Губахинский променад, грот дворцовый, подвесной мост.

Чусовой также известен как горнолыжный центр. 70% опрошенных участников тура отметили горнолыжный комплекс «Огонек», 10% - комплекс «Такман». Интересно, что абсолютное большинство студентов (85%) на первое место по частоте упоминания в качестве места, которое произвело наибольшее впечатление, отметили Чусовской этнопарк (музей истории р.Чусовой). На втором месте - база «Огонек» и музей Пермь-36 (70%), 25% отметили квест в ДКЖ (Дом культуры железнодорожников), мастер-класс по созданию куклы-игрушки и Успенский скит. Среди единичных ответов встречаются упоминания о висячем мосте, музее тылового госпиталя, лыжных гонках и даже о круглом столе с главой района [1].

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Рис. 6. Карта Губахи Fig. 6. The map of Gubakha

Рис 7. Карта Чусового Fig. 7. The map of Chusovoi

В Чусовом рекомендовали посетить музей «Пермь-36» (65%), этнопарк - (75%), огонек - (45%), экспозицию о госпитале, мужской скит (святой источник), центр народной культуры, ДКЖ.

В целом это совпадает с ответами о достопримечательностях, которые запомнились больше всего.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

Выводы

При анализе ответов студентов на вопросы анкеты по результатам тестовых выездов можно сделать следующие выводы:

1. В большей степени участники туров запоминали историко-культурные достопримечательности, а также мастер-классы, интерактивные программы.

2. В ряде направлений, в которых наиболее развит активный туризм, больше всего запоминались спортивные комплексы, например, в Чайковском - «Снежинка», в Чусовом - «Огонек», в Губахе -горнолыжный комплекс. Чаще всего упоминания об объектах активного туризма встречались наравне с упоминаниями об историко-культурных достопримечательностях или даже уступали им по количеству упоминаний. Например, в туре в Губаху музей КУБа упоминается в ответах 83,33% опрошенных, а горнолыжный комплекс - 50%. В Чусовом: этнопарк - 85%, а «Огонек» - 70%.

3. Как правило, больше всего упоминаний встречается о музеях, меньше - об архитектуре. Однако в Чердыни неожиданно на первое место вышел Воскресенский собор с подъемом на колокольню. Для участников тура это был не столько религиозный объект, сколько место, которое позволяет с высоты увидеть Чердынь.

4. Интерактивные мероприятия - мастер-классы, театрализация, игровые программы, квесты -вызывают интерес у молодежи, они чаще всего упоминаются в анкетах респондентов. Исключение составляют тур в Осу, где на первом месте по частоте упоминаний находится мастер-класс по изготовлению калача, и тур в Кунгур с мастер-классом по обработке камня.

5. Включая интерактивные элементы в рамки тура, не стоит забывать и о качественном содержании и наполнении программы познавательными мероприятиями - посещениями музеев, экскурсиями и пр.

6. Существует стереотип, что современная российская молодежь интересуется только развлекательными моментами и в целом наблюдается тренд к интерактивности, развлекательности туров, экскурсий, театрализации. Как показали результаты проведенного опроса, молодежи интересны интерактивные технологии, особенно мастер-классы, но на первый план в турах все же выходят познавательные элементы, например, музеи. Роль и значение интерактивных, развлекательных компонентов тура зачастую преувеличено. Театрализация вызвала меньше всего откликов у студентов. Мастер-классы понравились и запомнились, но в большинстве случаев они уступают по частоте повторов музеям, экскурсиям или выступают наравне с ними.Таким образом, проведенное исследование в определенной степени разрушает сложившийся стереотип, что современная молодежь интересуется только развлекательными мероприятиями.

7. В качестве рекомендаций: необходимо включать в тур качественные познавательные компоненты и делать акцент на них, а не только на интерактиве.

8. Уровень организации тура, подбора туристских объектов, анимации, уровень сервиса, размещения, питания на выбранных семи маршрутах оценен представителями молодежи довольно высоко. Большинство средств размещения или питания получили в тестовых группах положительные отзывы, чаще всего оценки «отлично» или «хорошо».

9. Экскурсионные поездки по историческим местам способствуют актуализации исторического самосознания молодежи, формированию чувства сопричастности событиям, лучшему пониманию истории. Одновременно с этим формируется чувство гордости за территорию и яркие события в истории России, которые с ней связаны, чувство патриотизма. Во время поездки в Чердынь методом включенного наблюдения мы заметили любопытный факт. Среди участников тура оказались уроженцы чердынской земли. Активно погружаясь в историю Чердыни в рамках экскурсий, видя реакцию других участников группы на туристские объекты, участники тура меняли свое отношение к территории,начиная ее лучше понимать и ценить.

Подводя итог, подчеркнем, что проведенное исследование имеет практическую значимость, а его выводы полезно использовать при разработке туров.

Библиографический список

1. Анкеты по итогам тестовых выездов в рамках проекта «Не сиди дома», хранящиеся в Агентстве по туризму и молодежной политике Пермского края.

2. Булганина С.В., Ананьева К.В., Тюмина Н.С., Шутова Ю.Г. Маркетинговое исследование предпочтений молодёжи в области туризма // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Том 8. №4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN416.pdf (Доступ свободный) (дата обращения: 12.10.2020).

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

3. Вернигора А.О., Бодня АА. Рекомендации по повышению туристской привлекательности Краснодарского края на основе развития туристского кластера. URL: htlps://cyberleninka.ru/article/n/iiskomendatsii-po-povysheniyu-turistskoy-privlekatelnosti-krasnodarskogo-kraya-na-osnove-razvitiya-turisticheskogo-klastera/viewer (дата обращения: 12.10.2020).

4. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации о самоопределения // Социс. 2000. N°3. С. 124-128.

5. Корчагин П.А. Легендарный Анфаловский городок. А был ли город? // Вестник Пермского университета. История. 2017. Вып. 2 (37). С. 5-16.

6. Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы. // Сб. статей по материалам 4-й Межд. студен. научн-практ. конф. 26 апреля 2019 г. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. URL: http://img.2r.ru/files/2019/07/Konferentsia_Molodezhny_turizm_v_Rossii-2019.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

7. Повышение туристской привлекательности Туапсинского района = Increase of Tuapse region tourism attractiveness [Электронный ресурс]: монография / Б. Гринлоу [и др.]; Финуниверситет; [Вустерский политехнический институт]; под ред. Е.М. Свириной. Электронные данные (1 файл: 1,1 Мб). М.: Изд-во Финуниверситета, 2017. URL: http://www.fa.ru/org/faculty/meo/SiteAssets/Pages/science/Пов^Iшение%20туристической%20привлекательности%20 Туапсинского%20района.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

8. Программы туров, находящиеся в архиве Агентства по туризму и молодежной политике Пермского края.

9. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004. 256 с.

10. Allan Williams, Vladimir Balaz. Tourism Risk and Uncertainty// Journal of Travel Research 54(3). January 2014. doi: 10.1177/0047287514523334. URL: https://www.researchgate.net/publication/274053624_Tourism_Risk_and_Uncertainty (дата обращения: 12.10.2020).

11. Buffa F. Young Tourists and Sustainability. Profiles, Attitudes, andlmplications for Destination StrategiesSustainability 7(10):14042-140620ctober 2015 doi: 10.3390/su71014042. URL: https://www.researchgate.net/publication/283324542_Young_Tourists_and_Sustainability_Profiles_Attitudes_and_Implic ations_for_Destination_Strategies (дата обращения: 12.10.2020).

12. Celia Veiga, Margarida Custodio, SantosPaulo Aguas, José Antonio C. Santos. Are millennials transforming global tourism? Challenges for destinations and companies. Worldwide Hospitality and Tourism Themes 9(1):00-00. October 2017. doi: 10.1108/WHATT-09-2017-0047.

URL: https://www.researchgate.net/publication/320439943_Are_millennials_transforming_global_tourism_Challenges_for_dest inations_and_companies (дата обращения: 12.10.2020).

13. Dementer T., Bratucu G. Typologies of youth tourism. Bulletin of the Transilvania University of Braçov. Series V: Economic Sciences. Vol. 7 (56). No. 1. 2014. p. 115-122

14. Greg R The new global nomads: Youth travel in a globalizing world. Tourism Recreation Research 40(3):1-13August 2015 doi: 10.1080/02508281.2015.1075724. URL: https://www.researchgate.net/publication/283185571_The_new_global_nomads_Youth_travel_in_a_globalizing_world (дата обращения: 12.10.2020).

15. Habibah A., Hamzah J., Buang A., Noor Alyanie N.A., Aimi Syairah M.N. An Inventory of Youth Tourists in Event Tourism, World Applies Sciences Journal 13 (Special Issue of Human Dimentions of Development). 2011. p. 13-17.

16. Heather J. Gibson, Andrew Yiannakis. Tourist Roles: Needs and the Lifecourse. Annals of Tourism Research 29(2):358-383April 2002. URLhttps://www.researchgate.net/publication/223586557_Tourist_Roles_Needs_and_the_Lifecourse (дата обращения: 12.10.2020).

17. Ioanna Bizirgianni, Panagiota Dionysopoulou.The Influence of Tourist Trends of Youth Tourism through Social Media (SM) & Information and Communication Technologies (ICTs) Procedia - Social and Behavioral Sciences 73:652-660February 2013. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.02.102. URL: https://www.researchgate.net/publication/257718786_The_Influence_of_Tourist_Trends_of_Youth_Tourism_through_So cial_Media_SM_Information_and_Communication_Technologies_ICTs (дата обращения: 12.10.2020).

18. Kosareva N, Konovalova E. Development of youth tourism in Russia. Services in Russia and abroad 10(1): 196-208. April 2016 doi: 10.12737/19182. URL: https://www.researchgate.net/publication/303291803_Development_of_youth_tourism_in_Russia (дата обращения: 12.10.2020).

19. Pear ce Philip L. Developing the Travel Career Approach to Tourist Motivation // Journal of Travel Research. February 2005. 43(3): 226-237. URL: https://www.researchgate.net/publication/258160589_Developing_the_Travel_Career_Approach_to_Tourist_Motivation. (дата обращения: 12.10.2020).

20. Richards G., King B. Backpacking and Youth Tourism. International Youth Travel. Travel and Tourism Analyst, no. 6, 2003. 30 p.

21. UNWTO Global report of The Power of Young Travel. World Tourist Organisation, 2016. 60 p. URL: https://www.wysetc.org/wp-content/uploads/2016/03/Global-Report_Power-of-Youth-Travel_2016.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

References

1. For more information see the results of questioning in project "Don't stay home" in the archives of the Agency of tourism and youth policy of Perm region.

Рекреационная география и туризм Шестакова Е.Н., Семакина А.М.

2. Bulganina, S.V., Ananieva, K.V., Shutova, U.G. (2016), "The marketing research of young people priorities in tourism area", Naukovedenie, vol. 8, no. 4, available at: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN416.pdf (Accessed 12 October 2020).

3. Vernogora, А.О., Bodnya, А.А. (2017), "The recommendations on the increase of tourism attractiveness of Krasnodar region based on the development of touristic klastef', Karelian Scientific Journal, vol. 6, no. 3 (20), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-povysheniyu-turistskoy-privlekatelnosti-krasnodarskogo-kraya-na-osnove-razvitiya-turisticheskogo-klastera/viewer (Accessed 12 October 2020).

4. For more information see Karpyhin O.I. (2000),"Youth of Russia: the specifity of socialization", Socis, no. 3. pp. 124-128.

5. Korchagin, P.A. (2017), "The legendary Anfal town: existed or not?", Vestnik permskogo universiteta. History, vol. 2 (37), pp. 5-16.

6. "Youth tourism in Russia: resources, tendencies, perspectives", IVinternational student's conference 26 April 2019, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, Saint-Petersburg, Russia, available at: http://img.2r.ru/files/2019/07/Konferentsia_Molodezhny_turizm_v_Rossii-2019.pdf (Accessed 12 October 2020).

7. Grinlow, B. (2017), "Increase of Tuapse region tourism attractiveness'', Moscow, available at: http://www.fa.ru/org/faculty/meo/SiteAssets/Pages/science/Пов^Iшение%20туристской%20привлекательности%20Туапс инского%20района.pdf (Accessed 12 October 2020).

8. The programs of tours you may see in the archives of the Agency of tourism and youth policy of Perm region.

9. Chagin, G.N. (2004), The towns of Perm the Great Tcherdyn and Solikamsk, Knizhnyj mir, Perm, Russia.

10. Balaz V., Williams, A. (2014), "Tourism Risk and Uncertainty", Journal of Travel Research, vol. 54, no. 3. doi: 10.1177/0047287514523334, available at: https://www.researchgate.net/publication/274053624_Tourism_Risk_and_Uncertainty (Accessed 12.10.2020).

11. Buffa, F. (2015), "Young Tourists and Sustainability. Profiles, Attitudes, andlmplications for Destination Strategies", Sustainability 7(10):14042-14062. doi: 10.3390/su71014042, available at: https://www.researchgate.net/publication/283324542_Young_Tourists_and_Sustainability_Profiles_Attitudes_and_Implicatio ns_for_Destination_Strategies (Accessed 12.10.2020).

12. Veiga, C., Custodio, M., Aguas, S.P., Santos, J.A.C. (2017), "Are millennials transforming global tourism? Challenges for destinations and companies", Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 9(1):00-00. doi: 10.1108/WHATT-09-2017-0047. available at: https://www.researchgate.net/publication/320439943_Are_millennials_transforming_global_tourism_Challenges_for_destinat ions_and_companies (Accessed 12.10.2020).

13. Dementer, T., Bratucu, G. (2014), "Typologies of youth tourism", Bulletin of the Transilvania University of Bra§ov. Series V, Economic Sciences, vol. 7 (56), no. 1, pp. 115-122.

14. Greg, R. (2015), "The new global nomads: Youth travel in a globalizing world", Tourism Recreation Research, vol. 40 (3), pp. 340-352. doi: 10.1080/02508281.2015.1075724, available at: https://www.researchgate.net/publication/283185571_The_new_global_nomads_Youth_travel_in_a_globalizing_world (Accessed 12.10.2020).

15 Habibah, A., Hamzah, J., Buang, A., Noor Alyanie, N.A., Aimi Syairah, M.N. (2011), "An Inventory of Youth Tourists in Event Tourism", World Applies Sciences Journal 13 (Special Issue of Human Dimentions of Development), pp. 13-17.

16. Heather, J.G., Yiannakis, A. (2002), "Tourist Roles: Needs and the Lifecourse", Annals of Tourism Research 29(2):358-383, available at: https://www.researchgate.net/publication/223586557_Tourist_Roles_Needs_and_the_Lifecourse (Accessed 12.10.2020).

17. Ioanna Bizirgianni, Panagiota Dionysopoulou. (2013), "The Influence of Tourist Trends of Youth Tourism through Social Media (SM) & Information and Communication Technologies (ICTs)", Procedia Social and Behavioral Sciences 73:652660, pp. 652-660. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.02.102, available

at: https://www.researchgate.net/publication/257718786_The_Influence_of_Tourist_Trends_of_Youth_Tourism_through_Social _Media_SM_Information_and_Communication_Technologies_ICTs (Accessed 12.10.2020).

18. Kosareva, N., Konovalova, E. (2016), "Development of youth tourism in Russia", Services in Russia and abroad, pp. 196-208. doi: 10.12737/19182, available at: https://www.researchgate.net/publication/303291803_Development_of_youth_tourism_in_Russia (Accessed 12.10.2020).

19. Pearce, P.L. (2005), "Developing the Travel Career Approach to Tourist Motivation", Journal of Travel Research, vol. 43(3), pp. 226-237, available at: https://www.researchgate.net/publication/258160589_Developing_the_Travel_Career_Approach_to_Tourist_Motivation. (Accessed 12.10.2020).

20. Richards, G., King, B. (2003), Backpacking and Youth Tourism, International Youth Travel. Travel and Tourism Analyst, no. 6.

21. UNWTO (2016), Global report of The Power of Young Trave, World Tourist Organisation, available at: https://www.wysetc.org/wp-content/uploads/2016/03/Global-Report_Power-of-Youth-Travel_2016.pdf (Accessed 12.10.2020).

Поступила в редакцию: 20.10.2020.

Рекреационная география и туризм Амелькина Д.В.

Сведения об авторах About the authors

Екатерина Николаевна Шестакова Ekaterina N. Shestakova

кандидат исторических наук, старший преподаватель Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, департамента менеджмента НИУ «Высшая школа Department of Management, Higher School of Economics; экономики»; 614077, Россия, Пермь, ул. Студенческая, 38, Studencheskaya st., Perm, 614077, Russia 38

e-mail: enshestakova@hse.ru Анна Михайловна Семакина Anna M. Semakina

студент НИУ «Высшая школа экономики»; Student at MA program 'Museum, event, tourism

614077, Россия, Пермь, ул. Студенческая, 38 management', Higher School of Economics;

38, Studencheskaya st., Perm, 614077, Russia e-mail: annsemakina97@yandex.ru Просьба ссьиаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Шестакова Е.Н., Семакина А.М. Туристская аттрактивность маршрутов Пермского края в восприятии молодежи // Географический вестник = Geographical bulletin. 2021. №1(56). С. 119-133. doi 10.17072/2079-7877-2021-1-119-133. Please cite this article in English as:

Shestakova, E.N., Semakina, A.M. (2021) Tourist attractiveness of the Perm region's routes in the perception of young people. Geographical bulletin. 2021. №1(56). Pp. 119-133. doi 10.17072/2079-7877-2021-1-119-133.

УДК 911,3: 338,48 Б01: 10.17072/2079-7877-2021-1-133-148

ГЕОГРАФИЯ МУЗЕЕВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дарья Владимировна Амелькина

ОЯСГО: http://orcid.org/0000-0002-6875-0209

е-таЛ: amelkina.darya@yandex.ru

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

В связи с ростом социокультурной значимости и экономической активности музеи вызывают интерес представителей различных научных областей. Тесное взаимодействие музейных организаций с туристско-рекреационной сферой обусловливает исследования роли современных музейных форм в становлении отдельных видов туризма, региональных особенностей размещения музеев, их влияния на экономику и пространственную организацию территорий. Комплексное исследование региональной совокупности музеев и возможностей развития музейного туризма в Самарской области показало, что современное состояние музеев, отсутствие крупных музейных дестинаций и финансирования новых высоких аттракций не позволяют региону успешно конкурировать за круизных туристов и в рамках межрегионального туристского проекта «Великий Волжский путь». В размещении самарских музеев прослеживается влияние агломерационных процессов, происходящих на территории региона. Это проявляется как в концентрации активной музейной деятельности в центре агломерации, так и в слабом использовании музейных ресурсов и растущих рисках утраты памятников на её границах. В существующих условиях создание новых музейных предложений и развитие музейного туризма в Самарской области предполагает использование положительных эффектов агломерации и преодоление инфраструктурных ограничений; усиление готовности к конкурированию на основе кластеризации и трансфера современных музейных технологий от центральных федеральных музеев, представленных в Самаре, к региональным музеям и от них к муниципальным и сельским; инновационный поиск эффективных моделей развития, комплексных решений и механизмов финансирования.

О Амелькина Д.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.