Научная статья на тему 'ТУРИСТСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ'

ТУРИСТСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшее поколение / пожилые люди / туризм / серебряный туризм / туристские практики / туристская активность / внутренний туризм / туристская эксклюзия / социальное неравенство / развитие туризма / the older generation / the elderly / tourism / silver tourism / tourist practices / tourist activity / domestic tourism / tourist exclusivity / social inequality / tourism development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черевкова Алена Игоревна

Цель исследования состоит в выявлении современного состояния туристской активности старшего поколения Ростовской области и разработке мер ее повышения, основанных на преодолении барьеров реализации туристских практик. Методологическая база исследования строится на структуралистско-конструктивистском подходе П. Бурдье, концепции социальной эксклюзии Х. Сильвер, теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува и поколенческом подходе В.В. Радаева. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследования 2022 г.: 16 глубинных интервью с лицами в возрасте от 60 до 83 лет, проживающими в Ростовской области; данные массового анкетного опроса населения Ростовской области 60–79 лет (N = 425 чел.). Результаты исследования. Потребности старшего поколения Ростовской области в туристских практиках ввиду существования ряда барьеров не реализуются в полной мере: в течение года, предшествующего анкетному опросу, путешествовали только 28,6 % респондентов, а треть опрошенных не совершала турпоездок более пяти лет и входит в группу туристской эксклюзии. Предлагаемый комплекс мер повышения туристской активности старшего поколения через воздействие на барьеры реализации туристских практик направлен на сужение группы туристской эксклюзии, повышение доступности туристских практик для старшего поколения и включает в себя меры нормативно-правового, информационного, экономического, инфраструктурного характера. Перспективы исследования связаны с изучением туристских практик представителей старшего поколения, проживающих в интернатах и домах престарелых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черевкова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ACTIVITY OF THE OLDER GENERATION OF THE ROSTOV REGION: CURRENT STATUS AND POSSIBLE SUPPORT MEASURES

Objective of the study is to identify the current state of tourist activity of the older generation of the Rostov region and to develop measures to increase it based on overcoming barriers to the implementation of tourist practices. The methodological basis of the research is based on the structuralist-constructivist approach of P. Bourdieu, the concept of social exclusion by H. Silver, the theory of generations by W. Strauss and N. Howe and the generational approach of V.V. Radaev. The empirical basis of the work was the results of the author’s research in 2022: 16 in-depth interviews with people aged 60 to 83 years living in the Rostov region; data from a mass questionnaire survey of the population of the Rostov region 60–79 years (N = 425 people). Research results. Due to the existence of a number of barriers, the needs of the older generation of the Rostov region in tourist practices are not fully realized: during the year preceding the questionnaire survey, only 28.6% of respondents traveled, and a third of respondents have not made tourist trips for more than 5 years and are included in the group of tourist exclusion. The proposed set of measures to increase the tourist activity of the older generation through the impact on the barriers to the implementation of tourist practices is aimed at narrowing the group of tourist exclusion, increasing the accessibility of tourist practices for the older generation and includes measures of a regulatory, informational, economic, infrastructural nature. Prospects of the study related to the study of tourist practices of the older generation living in boarding schools and nursing homes.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ»

УДК 316.44 Щ||| DOI 10.18522/2227-8656.2023.4.11 EDN RUCUHF

ТУРИСТСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ1

А. И. Черевкова *

* Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования состоит в выявлении современного состояния туристской активности старшего поколения Ростовской области и разработке мер ее повышения, основанных на преодолении барьеров реализации туристских практик.

Методологическая база исследования строится на структуралистско-конструктивист-ском подходе П. Бурдье, концепции социальной эксклюзии Х. Сильвер, теории поколений У Штрауса и Н. Хоува и поколенческом подходе В. В. Радаева. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследования 2022 г.: 16 глубинных интервью с лицами в возрасте от 60 до 83 лет, проживающими в Ростовской области; данные массового анкетного опроса населения Ростовской области 60-79 лет (Ы = 425 чел.).

Результаты исследования. Потребности старшего поколения Ростовской области в туристских практиках ввиду существования

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90036 «Дифференциация туристских практик населения Ростовской области в условиях социального неравенства в российском обществе».

© Черевкова А. И., 2023

TOURIST ACTIVITY OF THE OLDER GENERATION OF THE ROSTOV REGION:

CURRENT STATUS AND POSSIBLE SUPPORT MEASURES2

Alena I. Cherevkova *

* Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is to identify the current state of tourist activity of the older generation of the Rostov region and to develop measures to increase it based on overcoming barriers to the implementation of tourist practices.

The methodological basis of the research is based on the structuralist-constructivist approach of P. Bourdieu, the concept of social exclusion by H. Silver, the theory of generations by W. Strauss and N. Howe and the generational approach of V V Radaev. The empirical basis of the work was the results of the author's research in 2022: 16 in-depth interviews with people aged 60 to 83 years living in the Rostov region; data from a mass questionnaire survey of the population of the Rostov region 60-79 years (N = 425 people).

Research results. Due to the existence of a number of barriers, the needs of the older generation of the Rostov region in tourist practices are not

2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 20-31190036.

ряда барьеров не реализуются в полной мере: в течение года, предшествующего анкетному опросу, путешествовали только 28,6 % респондентов, а треть опрошенных не совершала турпоездок более пяти лет и входит в группу туристской эксклюзии. Предлагаемый комплекс мер повышения туристской активности старшего поколения через воздействие на барьеры реализации туристских практик направлен на сужение группы туристской эксклюзии, повышение доступности туристских практик для старшего поколения и включает в себя меры нормативно-правового, информационного, экономического, инфраструктурного характера.

Перспективы исследования связаны с изучением туристских практик представителей старшего поколения, проживающих в интернатах и домах престарелых.

Ключевые слова: старшее поколение, пожилые люди, туризм, серебряный туризм, туристские практики, туристская активность, внутренний туризм, туристская эксклюзия, социальное неравенство, развитие туризма.

fully realized: during the year preceding the questionnaire survey, only 28.6% of respondents traveled, and a third of respondents have not made tourist trips for more than 5 years and are included in the group of tourist exclusion. The proposed set of measures to increase the tourist activity of the older generation through the impact on the barriers to the implementation of tourist practices is aimed at narrowing the group of tourist exclusion, increasing the accessibility of tourist practices for the older generation and includes measures of a regulatory, informational, economic, infrastructure nature.

Prospects of the study related to the study of tourist practices of the older generation living in boarding schools and nursing homes.

Keywords: the older generation, the elderly, tourism, silver tourism, tourist practices, tourist activity, domestic tourism, tourist exclusivity, social inequality, tourism development.

Введение

С развитием медицины и ростом продолжительности жизни старость постепенно перестает восприниматься как период непременного угасания личности, «дожития» и социальной изоляции. Потребности пожилых людей, как и представителей других возрастных групп, не сводятся к материальным и связанным с лечением, и включают в себя духовные - потребность в отдыхе, культуре, познании нового, общении. Одним из способов сохранения социальной активности и удовлетворения комплекса этих потребностей старшего поколения выступает туризм как форма активного проведения досуга и оздоровления. Многочисленные исследования фиксируют положительную взаимосвязь между туристской активностью пожилых и социальным самочувствием, физическим и психологическим здоровьем, удовлетворенностью жизнью и ее продолжительностью (Andereck, 2011; Kim, 2015; Kan, 2022; Li, 2021).

Однако в России представители старшего поколения ездят в турпоездки меньше, чем люди в более молодом возрасте1. Сегодня в государственной

1 Сколько российских пенсионеров ездят в турпоездки и куда // Ассоциация туроператоров России: официальный сайт. - 2019. - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/47221.html (дата обращения: 04.06.2023).

политике в отношении граждан старшего поколения описанный потенциал туризма не используется, а доминирует дискурс медикализации старения, который «конструирует и задает особый образ пожилых как беспомощных и слабых, забытых индивидов» (Галкин, 2023. С. 17). В паспорте национального проекта «Демография» акцент делается на развитии доступности медицинских услуг для пожилых людей, а слова «туризм», «туристический», «туристский», «поездка», «путешествие» не встречаются вообще1. В паспорте нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года отсутствуют адресные меры, направленные на развитие туризма старшего поколения2.

В Ростовской области в региональном проекте «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» (2019-2024 гг.) цели поддержки туризма старшего поколения не фиксируются3, а анализ рынка туристических услуг показывает, что турпродукты, целевой аудиторией которых были бы люди старше 60 лет, не представлены. Вместе с тем перед обществом сегодня ставятся задачи по созданию условий для активного долголетия, качественной жизни пожилых, что актуализирует проблему низкой туристской активности старшего поколения и поиска путей ее повышения.

Методы и теоретические основы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют структу-ралистско-конструктивистский подход П. Бурдье (Бурдье, 2007), концепция социальной эксклюзии Х. Сильвер (Silver, 2007), теория поколений У Штрауса и Н. Хоува (Howe, 1991) и поколенческий подход В. В. Радаева (Радаев, 2018). Туристские практики рассматриваются как совокупность устойчивых и воспроизводимых социальными акторами действий, реализуемых под влиянием экзогенных и эндогенных факторов и заключающихся в выездах (путешествиях) в другую страну или местность, отличную от места постоянного

1 Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» // Министерство здравоохранения России: официальный сайт. - 2019. - URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/stranitsa-5729 (дата обращения: 04.06.2023).

2 Паспорт национального проекта (программы) «Туризм и индустрия гостеприимства» // КонсультантПлюс: сайт. - 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_400657/ (дата обращения: 04.06.2023); Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. № 187-р).

3 Региональный проект «Старшее поколение» // Официальный портал Правительства Ростовской области: официальный сайт. - 2019. - URL: https://www.donland.ru/activity/2535/ ?ysclid=l6384r39ug758100145 (дата обращения: 04.06.2023).

жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, культурно-познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях, кроме трудоустройства. Под туристской активностью понимается степень включенности индивида или социальной группы в туристские практики, оцениваемая во временной и пространственной перспективе.

Состояние, когда формируются непреодолимые барьеры для осуществления туристских практик, в рамках настоящего исследования понимается как туристская эксклюзия. Понятие туристской эксклюзии как состояния невключенности в туристские практики разрабатывается на основе концепции социальной эксклюзии Х. Сильвер. Туристская эксклюзия - состояние исключенности индивида или социальной группы из туристских практик в течение длительного времени (более пяти лет), поскольку, с одной стороны, возможности их реализации ограничены, а с другой, индивид или социальная группа обладает специфичным индивидуальным восприятием и самоидентификацией (Черевкова, 2022).

Предметом исследования выступает туристская активность старшего поколения Ростовской области. Нижней границей отнесения к группе «старшее поколение» в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г.1 принят возраст в 60 лет, верхняя граница отсутствует. Ростовская область выбрана в качестве региона для проведения исследования по нескольким причинам: высокая доля старшего поколения (24,4 %, что больше, чем в среднем по России)2; низкий индекс активного старения в сравнении с другими регионами России (Barysheva, 2018); территориальная близость и высокая транспортная доступность центров лечебно-оздоровительного, культурного, купально-пляжного туризма; наличие значительного потенциала развития туризма внутри региона; отсутствие в регионе адресных мер государственной поддержки туризма старшего поколения; нахождение в числе десяти регионов России с наиболее сложной эпидемиологической обстановкой в течении пандемии коронавируса, усилившей неравенства в отношении пожилых людей (Киенко, 2023. С. 119).

Эмпирическая база исследования включает: 1) 16 глубинных интервью с лицами в возрасте от 60 до 83 лет, проживающими в Ростове-на-Дону (далее -Р-н/Д) и Ростовской области (далее - РО), проведенные в январе-феврале 2022 г. В число информантов вошли представители старшего поколения, как включенные в туристские практики, так и не совершавшие турпоездки более

1 Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р.

2 Распределение населения по возрастным группам // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. - 2022. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 04.06.2023).

пяти лет1; 2) результаты проведенного в мае-июле 2022 г. массового анкетного опроса населения Ростовской области 60-79 лет. География точек опроса определялась с точки зрения типичности поселения по численности и по социально-экономическим характеристикам: областной центр (г. Ростов-на-Дону), большие города (г. Таганрог, г. Шахты), средние города (г. Азов, г. Гуко-во), малые города и поселки городского типа (г. Константиновск, г. Семикара-корск, пгт. Песчанокопское), сельские поселения (пос. Веселый, пос. Гигант, ст. Кировская, с. Крым, х. Малый Лог, с. Синявское, с. Чалтырь). Выборочная совокупность составила 425 человек. Выборка стратифицирована по трем основаниям - пол, возраст, тип поселения2. Набор респондентов осуществлялся в соответствии с квотами. Анкеты не распространялись через турфирмы и клубы путешествий.

Туристская активность старшего поколения Ростовской области

Анализ эмпирической базы позволил оценить долю представителей старшего поколения Ростовской области, включенных в туристские практики в последние пять лет, либо же находящихся в группе туристской эксклюзии. Распределение ответов на вопрос «Вспомните, пожалуйста, последнюю по времени туристскую поездку, которую Вы совершили. Как давно это было?» следующее: менее 1 года назад - 28,6 %, 1-2 года назад - 18,8 %, от 3 до 5 лет назад - 17,5 %, более 5 лет назад - 17,3 %, более 10 лет назад - 17,8 % (Нор-Аревян, 2022). Наиболее активно путешествуют женщины, респонденты в возрасте 60-69 лет, жители городов и имеющие высшее образование. Большинство респондентов на вопрос о частоте турпоездок («Как часто Вы путешествуете в последние 5 лет?») выбрали вариант «1-2 раза в год» (52,4 %), либо «один раз в несколько лет» (36,3 %). Три поездки в год и более совершают 8,2 %.

Наиболее популярен в группе старшего поколения купально-пляжный (61,9 % совершавших турпоездки в последние пять лет), культурно-познавательный, экскурсионный (50,4 %) и оздоровительный туризм (43,7 %). Подавляющее

1 В исследовании приняли участие 7 мужчин и 9 женщин. 11 информантов проживают в городах (г. Ростове-на-Дону, больших с населением от 100 до 250 тыс., средних (50-100 тыс.) и малых (до 50 тыс.), остальные - в сельской местности.

2 Гендерное распределение следующее: 36,7 % - мужчины, 63,3 % - женщины. Возрастное распределение представлено так: от 60 до 64 лет -37,4 %, от 65 до 69 лет - 28,7 %, от 70 до 74 лет - 21,4 %, от 75 до 79 лет - 12,5 %. В городах Ростовской местности проживает 66,4 % респондентов, в сельской местности - 33,6 %. Распределение опрошенных по уровню образования следующее: среднее, среднее профессиональное и среднее специальное образование имеют 53,2 %, неоконченное высшее и высшее - 42,4 %, ученую степень - 4,4 %. В число респондентов не вошли лица, постоянно проживающие в государственных и частных пансионатах, домах престарелых. 77,6 % анкет было распространено в бумажном виде, остальные - в цифровом виде при помощи сервиса онлайн-опросов «Анкетолог».

большинство участников исследования (78,5 %) в последние пять лет для отдыха выбирали регионы Юга России (Краснодарский край, Крым, Северный Кавказ), еще треть (30,7 %) совершали поездки внутри региона проживания.

В то же время исследование показало, что треть респондентов входит в группу туристской эксклюзии, причем половина их них не реализует туристские практики более десяти лет, и менее 7 % планируют совершать турпоездки в ближайшие два года. Формирование группы туристской эксклюзии обуславливается действием ряда барьеров, которые воспринимаются пожилыми людьми как непреодолимые, особенно при отсутствии опыта туристских поездок. Основными барьерами для туризма в восприятии пожилых людей1 выступают материальные трудности (77,9 %), плохое состояние физического здоровья, хронические заболевания (51,4 %), неблагоприятная эпидемиологическая (47,6 %) и политическая обстановка (33,6 %), отсутствие / низкая эффективность государственных программ поддержки туризма старшего поколения (27,4 %) и низкий уровень владения цифровыми навыками (16,2 %). Помимо этих барьеров туристские практики могут не реализовываться ввиду отсутствия желания и потребности путешествовать, нежелания или страха перемен, потери интереса к жизни, отсутствия компании для поездки, стереотипного восприятия обществом старшего поколения (Черевкова, 2022).

Меры повышения туристской активности старшего поколения

Ростовской области

Предлагаемые автором меры включения старшего поколения в туристские практики строятся на преодолении выявленных барьеров участия в туризме и направлены на снижение доли представителей старшего поколения, входящих в группу туристской эксклюзии, а также создание условий поддержки для тех, кто туристские практики реализует.

Ключевым аспектом для реализации этих мер выступает институциональный: необходимо создание нормативно-правовых инструментов развития туризма старшего возраста, в т. ч. включение задач по увеличению доступности туристских услуг для старшей возрастной группы в Стратегию развития туризма в Российской Федерации, федеральный проект «Старшее поколение», программы развития туризма на уровне регионов. О необходимости государственной поддержки туризма говорят данные опроса (табл. 1). Большинство респондентов во всех гендерных, возрастных, территориальных группах считают, что государственные меры поддержки туризма старшего поколения необходимы. Только 14,6 % отмечают, что такие меры не нужны, отдавая приоритет другим мерам поддержки старшего поколения, и прежде всего вопросам улучшения материального положения в целом.

1 Респондентам задавали вопрос «Как Вы считаете, какие причины препятствуют туристским поездкам старшего поколения России в настоящее время?», множественный выбор.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, нужны ли государственные меры поддержки туризма старшего поколения в России?», одиночный выбор, в %, N = 425

Варианты ответа Все Пол Возраст Место проживания Уровень образования

муж я £ 60-64 65-69 70-74 75-79 города села среднее высшее учен. степ.

Да, такие меры поддержки нужны 72,2 67,9 74,7 79,2 66,4 67,0 73,6 74,2 59,4 65,5 78,9 89,5

Нет, следует направить средства на иные виды поддержки старшего поколения 14,6 17,3 13,0 12,6 17,2 15,4 13,2 13,0 22,4 19,0 10,0 5,3

Другое 0,7 0,7 0,8 0,7 1,6 0,0 0,0 1,3 0,7 0,0 1,1 5,3

Затрудняюсь ответить 12,5 14,1 11,5 7,5 14,8 17,6 13,2 11,5 17,5 15,5 10,0 0,0

Среди конкретных мер, которые возможно предложить для преодоления экономических барьеров и повышения доступности туристских практик для старшего поколения, можно перечислить создание системы отпускных чеков, закупаемых работодателем для сотрудников, выходящих на пенсию (адресная денежная помощь, которая может быть использована получателем для оплаты различных туристических услуг по его выбору), расширение перечня категорий населения, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение, выдачу получателям социальных пенсий сертификатов на путешествия, за счет которых возможно частично или полностью погасить стоимость путевки у агентств-партнеров программы, повышение размера туристического кэшбека для пенсионеров, предложение старшему поколению путевок по сниженным ценам в низкий сезон и краткосрочных социальных турпоездок внутри региона проживания. Эти меры позволят не только повысить снизить

экономическое неравенство в доступе старшего поколения к туризму, но и стимулировать туристическую отрасль в целом, поддерживать туристический бизнес.

На повышение заинтересованности туроператоров, транспортных компаний и объектов размещения в работе со старшим поколением как целевой аудиторией турпродуктов направлены такие предлагаемые меры как проведение грантовых конкурсов на поддержку инициатив по развитию туризма старшего поколения и субсидирование, что уже применяется в Москве - Правительство Москвы компенсирует расходы туроператоров на привлечение в город путешественников старше 55 лет1. Объектам размещения и транспортным компаниям следует учитывать особые потребности старшей возрастной группы: наличие пандусов, эскалаторов, специализированного оборудования в номерах, особенности анимации и экскурсионных программ. Вместе с тем, учитывая неоднородность такой социальной группы как старшее поколение по физиологическим и экономическим возможностям, увлечениям и интересам, важно сохранить широкую дифференциацию предложения. Информант рассказывает о потребностях старшего поколения: Нужен обзор возможностей туристического бизнеса, что он сейчас может предложить, нужны специалисты, которые не скучно, а хорошим литературным языком объяснят возможности пожилого человека, что его ждут, что он будет принят во всех этих точках, не изгой, что его не воспринимают как человека второго сорта, что они готовы предложить специфические туры, не просто группа собирается, а ориентированно для этой целевой аудитории (жен., 60 лет, Р-н/Д).

Для преодоления цифровых барьеров предлагается разработка пользовательского интерфейса туристического портала с учетом потребностей пожилых людей и в соответствии со стандартами доступности интернет-контента (Johnson, 2017), информирование о возможностях туризма через телевизионные и печатные СМИ.

На сглаживание барьеров, связанных с состоянием здоровья, могут быть направлены такие меры, как: расширение перечня категорий населения, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение, развитие системы медицинского сопровождения туристов, предоставление услуг гериатра в санаториях, развитие доступной среды для маломобильных групп населения, создание программ расширенного медицинского страхования для пожилых.

На барьеры, формируемые коммуникационными и социокультурными факторами, предлагается воздействовать через популяризацию туризма, демонстрацию успешных турпоездок старшего поколения в средствах мас-

1 Власти Москвы заплатят туроператорам за туристов-пенсионеров // Ассоциация туроператоров России: официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/ new/59728.html?ysclid=l7aqito025688426612 (дата обращения: 04.06.2023).

совой коммуникации, которые, воздействуя на общественное сознание, формируют образ туриста и популяризируют те или иные практики. Необходимы демонстрация образа туриста старшего возраста в новостных программах, кинопродукции; создание и трансляция на федеральных каналах программ о путешествиях (тревел-шоу), целевой аудиторией которых выступало бы старшее поколение. Такие телепередачи должны демонстрировать доступные для целевой аудитории маршруты с подробным описанием вариантов транспорта, объектов размещения, экскурсий, ценовой политики, сувениров и т. д. Об этом говорят информанты: Непутевые заметки с Крыловым... нравится, но то, что он показывает, как будто не про нас. У него более дорогие путешествия, не наш формат (муж., 61 г., РО); Почему бы не сделать ту же самую «Орел и решка с ведущими старшего поколения? (муж., 67 лет, РО). Это позволит не только повысить спрос на туризм, но и менять представления о старости в России, избавиться от стереотипов о пенсии как о «периоде дожития».

Подход к туризму как к устойчивой и воспроизводимой социальной практике показал, что однажды совершенное путешествие «запускает» туристскую активность, формирует ценность туризма, поэтому особое внимание требуется тем пожилым людям, которые входят в группу туристской экс-клюзии, либо не имеют опыта турпоездок. Для формирования этого опыта предлагается организация коротких социальных турпоездок внутри региона, экскурсий по городу проживания для старшего поколения. Информант рассказывает: Для нас не важно, чтобы это было что-то экзотическое. То есть не обязательно какой-нибудь Тенерифе. Важна смена обстановки, картинки, которую вы видите, смена окружающих людей, это тоже очень стимулирует человека к каким-то другим поездкам (жен., 60 лет, Р-н/Д). Эффективной мерой включения старшего поколения в туристские практики является продвижение турпродукта через клубы по интересам, профсоюзы: Должна быть просветительская работа, клубы туристов, любительские объединения, на которых бы просто собирались и рассказывали, не обязательно там о Швеции или Таиланде, а о разных доступных возможностях (муж., 73 г., Р-н/Д). Некоторые меры, описанные выше, предлагалось оценить респондентам, которые считают, что меры господдержки туризма старшего поколения необходимы (табл. 2).

Результаты опроса показывают, что респондентами как наиболее эффективные оцениваются прежде всего экономические меры поддержки: выдача сертификатов на путешествия, за счет которых возможно частично или полностью погасить стоимость путевки, расширение перечня категорий населения, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение, предложение путевок по сниженным ценам в низкий сезон.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Какие меры поддержки способствовали бы развитию туризма старшего поколения в России?», множественный

выбор, в %, N = 363

Варианты ответа %

Расширение перечня категорий населения, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение 57,1

Выдача сертификатов на путешествия, за счет которых возможно частично или полностью погасить стоимость путевки 58,5

Создание системы отпускных чеков, закупаемых работодателем для сотрудников, выходящих на пенсию 10,1

Повышение размера туристического кэшбека для пенсионеров 39,5

Туристическая лотерея для пенсионеров 12,4

Предложение путевок по сниженным ценам в низкий сезон 48,4

Развитие коротких экскурсионных программ в пределах региона проживания для туристских групп старшего поколения 29,1

Популяризация туризма старшей возрастной группы в средствах массовой информации 17,3

Развитие туристической инфраструктуры, транспорта 13,5

Развитие доступной среды для маломобильных групп населения 11,5

Создание клубов путешествий 12,1

Заключение

Таким образом, потребности старшего поколения Ростовской области в туристских практиках ввиду существования ряда барьеров не реализуются в полной мере: в течение года, предшествующего анкетному опросу, путешествовали 28,6 % респондентов, а треть опрошенных не совершала турпоездок более пяти лет и входит в группу туристской эксклюзии. Предлагаемый комплекс мер повышения туристской активности старшего поколения через воздействие на барьеры реализации туристских практик направлен на сужение группы туристской эксклюзии, повышение доступности туристских практик для старшего поколения и включает в себя меры нормативно-правового, информационного, экономического, инфраструктурного характера. Реализация этих мер возможна усилиями Министерства экономического развития РФ, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Фонда пенсионного и социального страхования РФ, учреждений социального обслуживания населения, туроператоров, профсоюзных организаций, средств массовой коммуникации, учреждений культуры и др. Повышение туристской активности старшего поколения окажет положительное влияние на социальное самочувствие пожилых и продолжительность активной жизни населения России.

Список источников

Бурдье, П. Социология социального пространства: пер. с фр. / П. Бурдье. - Москва; Ин-т эксперим. социологии; Алетейя. Ист. кн., 2005. - 288 с. - ISBN 5-89329-762-8.

Галкин, К. А. Особенности медикализи-рующего поведения в отношении пожилых людей при взаимодействиях с врачами и социальными работниками / К. А. Галкин // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12, № 2. - С. 14-27. - DOI 10.18522/22278656.2023.2.1. - EDN BQSZEC.

Киенко, Т. С. Люди старшего возраста и пандемия: социальная эксклюзия, гетерогенность геронтогруппы и интерсекциональ-ность возрастных неравенств / Т. С. Киенко // Социологические исследования. - 2023. -№ 2. - С. 115-124.

Нор-Аревян, О. А. Дифференциация туристских практик старшего поколения: социологический анализ (на материалах исследования в Ростовской области) / О. А. Нор-Аревян, А. И. Черевкова // Успехи геронтологии. - 2022. - Т. 35, № 5. - С. 790-798. - DOI 10.34922/AE.2022.35.5.016. - EDN UJZLAE.

Радаев, В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ / В. В. Радаев // Социологические исследования. - 2018. - № 3(407). - С. 15-33. -DOI 10.7868/S0132162518030029. - EDN YVQXQU.

Черевкова, А. И. Барьеры туристской активности в оценках старшего поколения (на материалах эмпирического исследования в Ростовской области) / А. И. Черевкова // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 9(175). - С. 78-85. - DOI 10.24158/tipor.2022.9.10. - EDN TJGMDG.

Andereck K. L. Exploring the nature of tourism and quality of life perceptions among residents / K. L. Andereck, G. P. Nyaupane // Journal of Travel Research. - 2011. - № 50(3). -Pp. 248-260.

Barysheva G. Building Evidence for Active Ageing Policies / G. Barysheva, E. Frolova, V Malanina (Eds.) - 2018, Palgrave Macmillan, Singapore.

References

Bourdieu P. Sociology of social space: trans. from French. Moscow; In-t eksperim. sociologii; Aletejya. 1st. Kn = Moscow; In-t experim. sociology; Alethea; 2005. 288 p. -ISBN 5-89329-762-8. (In Russ.).

Galkin K. A. Features of medicalizing behavior in relation to elderly people when interacting with doctors and social workers. Gumani-tarij Yuga Rossii. 2023; 12 (2) : 14-27. - DOI 10.18522/2227-8656.2023.2.1. (In Russ.).

Kienko T. S. Older people and the pandemic: social exclusion, heterogeneity of the geronto-group and intersectionality of age inequalities. Sociologicheskie issledovaniya. 2023; 2 : 115124. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nor-Arevyan O. A., Cherevkova A. I. Differentiation of tourist practices of the older generation: a sociological analysis (based on research materials in the Rostov region). Uspekhi geron-tologii = Successes of gerontology 2022; 35 (5): 790-798. - DOI 10.34922/AE.2022.35.5.016. (In Russ.).

Radaev V. V. Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis. Sociologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2018; 3(407): 15-33. - DOI 10.7868/S0132162518030029. (In Russ.).

Cherevkova A. I. Barriers of tourist activity in the assessments of the older generation (based on the materials of an empirical study in the Rostov region). Teoriya i praktika obsh-chestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2022; 9(175): 78-85. -DOI 10.24158/tipor.2022.9.10. (In Russ.).

Andereck K. L., Nyaupane G. P. Exploring the nature of tourism and quality of life perceptions among residents. Journal of Travel Research. 2011; 50(3): 248-260.

Barysheva G., Frolova E., Malanina V. (Eds.) Building Evidence for Active Ageing Policies. 2018. Palgrave Macmillan, Singapore.

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. Morrow, 1991.

Kan T, Ku E. C. S., Sun W. C. W Wellness tourism enhances elderly life satisfaction. Jour-

Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069 / N. Howe, W. Strauss // Morrow, - 1991.

Kan, T. Wellness tourism enhances elderly life satisfaction / T. Kan, E.C.S. Ku., W.C.W Sun // Journal of Quality Assurance in Hospitality and Tourism. - 2022. - № 24(3). -Pp. 1-27.

Kim, H. Tourism experience and quality of life among elderly tourists / H. Kim, E. Woo, M. Uysal // Tourism Management. - 2015. -Vol. 46. - Pp. 465-476.

Li, T. E. «With a young spirit, we will be young forever» Exploring the links between tourism and ageing well in contemporary China / T. E. Li, E. T. H Chan // Tourism Management. - 2021. -№ 86.

Silver, H. The process of social exclusion: the dynamics of an evolving concept / H. Silver // Working Paper 95. Manchester: IDPM/Chronic Poverty Research Centre (CPRC). - 2007. - 25 p.

nal of Quality Assurance in Hospitality and Tourism. 2022; 24(3): 1-27.

Kim H., Woo E., Uysal M. Tourism experience and quality of life among elderly tourists. Tourism Management. 2015; 46: 465-476.

Li T. E., Chan E. T. H. «With a young spirit, we will be young forever» Exploring the links between tourism and ageing well in contemporary China. Tourism Management. 2021; 86.

Silver H. The process of social exclusion: the dynamics of an evolving concept. Working Paper 95. Manchester: IDPM/Chronic Poverty Research Centre (CPRC); 2007. 25 p.

Для цитирования: Черевкова А. И. Туристская активность старшего поколения Ростовской области: современное состояние и возможные меры поддержки // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. - № 4 (62). -С. 167-178.

DOI 10.18522/2227-8656.2023.4.11 EDN RUCUHF

История статьи:

Поступила в редакцию - 14.06.2023 Одобрена после рецензирования -01.08.2023

Принята к публикации - 11.08.2023

Сведения об авторе

Information about author

Черевкова Алена Игоревна

аспирант, преподаватель, Южный федеральный университет

yaitskova_a@mail.ru

Alena I. Cherevkova

Postgraduate student, lecturer Southern Federal University

yaitskova_a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.