Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В КБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ТУРИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В КБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / САМОБЫТНОСТЬ НАРОДА / TOURISM / CULTURAL AND HISTORICAL RESOURCES / IDENTITY OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дзахмишева И.Ш.

Настоящая статья посвящена культурно-историческому (этническому) туризму в Кабардино-Балкарской Республике.В статье определены сущность и содержание понятия «культурно-исторический туризм». Под культурно-историческим туризмом понимается предоставление определенного набора туристских услуг, включающих посещение культурных событий, музеев и исторических мест, художественных галерей, музыкальных и драматических театров, концертных площадок и мест традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающих историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительское искусство, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов и иных культурных потребностей. Выявленные культурно-истори-ческие ресурсы Кабардино-Балкарской Республики позволят предоставить туристу возможность окунуться в образ жизни коренных народов Республики (кабардинцев и балкарцев), проведя некоторое время на природе, познакомиться с памятниками культуры: курганы, башни, крепости в непосредственной близости от населенных пунктов, ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST CULTURAL AND HISTORICAL RESOURCES IN THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

This article is devoted to cultural and historical (ethnic) tourism in the Kabardino-Balkarian Republic. The scientific article defines the essence and content of the concept of cultural and historical tourism. Cultural-historical tourism refers to the provision of a specific set of tourist services, including visits to cultural events, museums and historical places, art galleries, musical and dramatic theatres, concert venues and places of traditional pastime of the local population, reflecting the historical heritage, modern art and performing arts: traditional values, activities and the daily life style of residents and other cultural needs. The identified cultural and historical resources of the Kabardino-Balkarian Republic will allow the tourists to dive into the lifestyle of the indigenous peoples of the Republic (Kabardians and Balkarians), spending some time among nature, learn about cultural monuments, barrows, towers, fortresses in the immediate vicinity of settlements, values folk culture, applied art, with national songs and dances, local customs, to take part in traditional rural work and folk festivals.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В КБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 332.1:338,48 - 6 (470.64)

Дзахмишева И. Ш.

Dzakhmisheva I. Sh.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

TOURIST CULTURAL AND HISTORICAL RESOURCES IN THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

Настоящая статья посвящена культурно-историческому (этническому) туризму в Кабардино-Балкарской Республике. В статье определены сущность и содержание понятия «культурно-исторический туризм». Под культурно-историческим туризмом понимается предоставление определенного набора туристских услуг, включающих посещение культурных событий, музеев и исторических мест, художественных галерей, музыкальных и драматических театров, концертных площадок и мест традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающих историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительское искусство, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов и иных культурных потребностей. Выявленные культурно-исторические ресурсы Кабардино-Балкарской Республики позволят предоставить туристу возможность окунуться в образ жизни коренных народов Республики (кабардинцев и балкарцев), проведя некоторое время на природе, познакомиться с памятниками культуры: курганы, башни, крепости в непосредственной близости от населенных пунктов, ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Ключевые слова: туризм, культурно-исто-рическиересурсы, самобытность народа.

Дзахмишева Ирина Шамильевна -

д.э.н., профессор кафедры «Товароведение, туризм и право», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: irina_dz@list.ru

This article is devoted to cultural and historical (ethnic) tourism in the Kabardino-Balkarian Republic. The scientific article defines the essence and content of the concept of cultural and historical tourism. Cultural-historical tourism refers to the provision of a specific set of tourist services, including visits to cultural events, museums and historical places, art galleries, musical and dramatic theatres, concert venues and places of traditional pastime of the local population, reflecting the historical heritage, modern art and performing arts: traditional values, activities and the daily life style of residents and other cultural needs. The identified cultural and historical resources of the Kabardino-Balkarian Republic will allow the tourists to dive into the lifestyle of the indigenous peoples of the Republic (Kabardians and Balkarians), spending some time among nature, learn about cultural monuments, barrows, towers, fortresses in the immediate vicinity of settlements, values folk culture, applied art, with national songs and dances, local customs, to take part in traditional rural work and folk festivals.

Key words: tourism, cultural and historical resources, identity of the people.

Dzakhmisheva Irina Shamilyevna -

Doctor of Economics, Professor of the Department of «Commodity, Tourism and Law», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: irina_dz@list.ru

Современный туризм дифференцируется на несколько типов, таких как спортивный, курортный, экологический, многопрофильный и т.д. В настоящее время все большее значение и размах приобретает культурный туризм, ознакомление с культурно-историческим достоянием посещаемого региона (страны). В развитии культурной компоненты туризма заинтересованы и государства. Они рассматривают как политическую задачу пропаганду своей культуры и культурного наследия.

Для развития культурного туризма главным условием является наличие туристско-рекреационных ресурсов. В число объектов культурного туризма входят как культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно художественная, но также и образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр.).

Актуальность научной работы обусловлена тем, что туризм является одним из наиболее интересных современных форм досуга, дающих возможность расширить общие знания и культурную эрудицию человека. Большая часть туристов из России ежегодно отправляются в путешествия в страны мира, для знакомства с традициями, изучения образа жизни, культурного наследия и актуальной культурой других народов.

У туристов, посещающих Кабардино-Балкарскую республику наряду с уникальной природой, особый интерес вызывают традиции и обычаи народов, населяющих регион, культурные и архитектурные памятники, история.

Целью научной статьи является выявление туристических культурно-исторических ресурсов в Кабардино-Балкарской Республике как фактора развития культурного туризма.

Объектом научного исследования явля-яются культурно-исторические ценности, самобытность, культура и традиции народов Кабардино-Балкарской Республики. Предметом научного исследования является феномен культурно-познавательного туризма как одного из перспективных направлений.

В ходе исследования применялись следующие методы: метод научного анализа, теоретического анализа и синтеза, обобщения и систематизации, моделирования.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Под культурно-историческим туризмом понимается предоставление определенного набора туристских услуг, включающих посещение культурных событий, музеев и исторических мест, художественных галерей, музыкальных и драматических театров, концертных площадок и мест традиционного отдыха местного населения, отражающих историческое наследие, современное художественное творчество, народное ремесло, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов и иных культурных ценностей [1].

Культурный туризм может стать огромным стимулом сохранения и реставрации объектов культурного наследия, позволяющим создать необходимые дополнительные рабочие места; ведет к повышению образовательного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории. Известно и влияние туризма на экономику как региона, так и страны, принимающей туристов. Известно достаточно стран, живущих, в основном, за счет туризма.

Занимая лидирующее место в мировой экономике, передвижениях людей и идей, свободном обмене мнениями и культурными ценностями, туризм выступает как актуальная проблема всемирного культурно-историчес-

кого наследия, которое будет оставаться важным экономическим козырем только до тех пор, пока мы осознаём его нематериальную ценность, так как нельзя приступать к решению проблем сохранения памятников культуры и природы, не затрагивая принципиальных вопросов, связанных с развитием туризма [4].

Культурный туризм объединяет в себе широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельных дес-тинаций, будь то культурно-историческое наследие, современное искусство, повседневный стиль жизни, или бизнес-практика, обеспечивающая доступность и интерпретацию культуры дестинаций.

Резюмируя в нескольких словах, культурный туризм можно описать как вид туризма, где культура является базисом:

- формирования туристской привлекательности дестинации;

- мотивации туристской деятельности;

- производимых и потребляемых туристских благ.

Культурный туризм приобрел важное значение по целому ряду причин:

• Оказывает позитивное экономическое и социальное воздействие на развитие дестина-ции.

• Служит средством установления и усиления позитивного имиджа дестинации.

• Поддерживает сохранение культурного наследия.

• Облегчает установление взаимопонимания между людьми в разных странах и регионах.

• Способствует развитию культуры и туризма.

Важным аспектом является анализ мотивации туристов, посещения ими тех или иных культурных достопримечательностей, обусловливающих, в свою очередь, потребительские предпочтения в туристской деятельности.

По результатам исследований, проводимых национальными и международными туристскими организация, можно сделать следующие выводы [4]:

1. Интерес к культурным достопримечательностям мотивируется следующими основными обстоятельствами:

а) лидирующая группа мотивов посещения культурных достопримечательностей:

- получение новых впечатлений и нового опыта,

- отдых (релаксация, уход от рутины),

- получение новых знаний / лучшее понимание;

б) вторая по значимости группа мотивов связана с процессами социализации:

- привычный образ действий во время досуга (отпуска),

- за компанию;

в) посещения части туристов обусловлены характером профессиональной деятельности (в культурном секторе).

2. Удовлетворение культурных потребностей является первичным (целеобразующим) мотивом туристской деятельности относительно небольшой части туристов, фактически посещающих культурные достопримечательности. Распределение культурных туристов по выраженности культурной мотивации на рынке рекреационного туризма Западной Европы может быть систематизировано по следующим категориям:

• Целеориентированные культурные туристы, предпринимающие поездки ради удовлетворения своих культурных интересов путем посещения культурных достопримечательностей - их доля имеет тенденцию к росту.

• Туристы, практикующие посещение культурных достопримечательностей как привлекательную форму рекреационной деятельности; их поездки мотивированы возможностью культурного потребления, но частично, наряду с осуществлением другой туристской активности. Их доля оценивается на уровне 30%.

• Туристы, культурная мотивация которых слишком слаба, чтобы стимулировать поездку, но в случае пребывания в той или иной дестинации они пользуются возможностью посещения культурных достопримечательностей - их насчитывается около 20%.

• Туристы, у которых отсутствуют культурные интересы, которые не расположены к посещению культурных достопримечательностей во время пребывания в том или ином месте, а их возможные посещения культурных достопримечательностей связаны, например, с социальными мотивами - их доля составляет 15% [5].

Таким образом, важно констатировать:

Во-первых, что среди посещающих культурные достопримечательности:

- велика доля туристов, у которых культурная мотивация является вторичной в их туристской деятельности;

- большинство посетителей не имеют «чистую» в культурном отношении мотивацию, т.е. не всегда (сознательно) удовлетворяют этими посещениями собственно культурные потребности.

Во-вторых, туризм всех видов включает в себя (реально и потенциально) потребление в дестинации культурных благ. Действительно, в настоящее время трудно найти туриста, которому не был бы интересен, по крайней мере, частично, тот или иной аспект культуры дестинации. Более того, в рамках осуществления туристской деятельности другого вида, культурные интересы являются существенным фактором выбора дестинации [6]. Этот факт широко учитывается сегодня при выборе места проведения спортивных состязаний, научных симпозиумов и деловых форумов, который в существенной мере обусловлен степенью развития местной культуры. С другой стороны, где бы и по каким бы причинам ни оказался турист, правила «хорошего туристского тона» предполагают знакомство с культурой места посещения.

В-третьих, величина и спецификация культурной составляющей в туристской деятельности зависят от позиции, которую занимает культурное потребление в иерархии мотивов туристской деятельности.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры кабардинского и балкарского народов, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и эле-

менты национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью адыгского фестиваля, который регулярно проходит в Кабардино-Балкарской Республике, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими - всем, что вызывает интерес у туристов [1].

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой и танцами во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах [2]. Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных фольклорных шоу с привлечением туристов к исполнению национальных танцев или извлечению музыки на национальных инструментах.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о регионе [5]. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение) должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов [3].

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уни-

кальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности. В числе интересных нововведений в сфере презентации исторического наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, которые заключаются в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов.

Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о регионе и ее культуре [5]. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства в Кабардино-Балкарской Республике может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании или участие туристов в сборе урожая.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке на основе развития тенденции использования учреждений образования в туристских целях (организации и проведении конференций, деловых встреч).

Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). К числу научных объектов следует отнести станцию Нейтрино, заповедники и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов [5].

Национальная кухня Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда того региона, по которому путешествуют. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню и национальными традициями с элементами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

Литература

1. Дзахмишева И.Ш. Туристические культурно-исторические ресурсы в Кабардино-Балкарской Республике: монография. Нальчик: ПринтЦентр, 2018. С. 100.

2. Дзахмишева И.Ш., Блиева М.В. Стратегическое развитие сельских территорий на основе использования природно-ресурсного потенциала // Фундаментальные исследования. 2018. №2. С. 57-60.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 2013. 216 с.

4. Исследование туристской поездки как международного фактора // Документы Лиги наций. Экономический комитет. Женева. 2015. №64. С. 78.

5. Кармов Т.М., Николаева С.А. Объекты культурного наследия КБР: каталог. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2008. 214 с.

6. Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа // Вестник Московского Университета. 2014. №2. С. 32-39.

References

1. Dzakhmisheva I.Sh. Turisticheskie kultur-no-istoricheskie resursy v Kabardino-Balkarskoj Respublike: monografiya. Nalchik: PrintCentr, 2018. S. 100.

2. Dzakhmisheva I.Sh., Blieva M.V. Strategi-cheskoe razvitie selskikh territorij na osnove is-polzovaniya prirodno-resursnogo potentsiala // Fundamentalnye issledovaniya. 2018. №2. S. 5760.

3. Zverintsev A.B. Kommunikatsionnyj me-nedzhment. SPb.: Izd-vo Bukovskogo, 2013. 216 s.

4. Issledovanie turistskoj poezdki kak mezh-dunarodnogo faktora // Dokumenty Ligi natsij. Ekonomicheskij komitet. Zheneva. 2015. №64. S.78.

5. Karmov T.M., Nikolaeva S.A. Obekty kul-turnogo naslediya KBR: katalog. Nalchik: Izd-vo KBNTs RAN, 2008. 214 s.

6. Legornev S.F. Turizm v ekonomike otkry-togo tipa // Vestnik Moskovskogo Universiteta. 2014. №2. S. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.