Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / NATIONAL COSTUME / ETHNOGRAPHIC TOURISM / CULTURAL POTENTIAL / HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дзахмишева И.Ш.

В научной статье обоснована роль национального костюма, как объекта исторического наследия в развитии этнографического туризма в Кабардино-Балкарской Республике. Историческое наследие национального костюма коренных народов Кабардино-Балкарской Республики определяет культурный потенциал региона и является одним из факторов привлечения туристских потоков. Бережное отношение к истории и культуре национального костюма, как уникального и самобытного исторического объекта может предопределить успешное развитие этнографического туризма в регионе. Сохраняя национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма. На протяжении веков формы и конструкции национальных костюмов коренных народов Кабардино-Балкарской Республики, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений. Традиционный костюм, богато орнаментированный золотой или серебряной вышивкой, выполненный из бархата, парчи или шелка, наряду с золотыми или серебряными украшениями передавался нашими предками по наследству, как особо ценное семейное наследие, как предмет роскоши. Знакомство с историческим национальным костюмом - сильнейший побудительный туристский мотив. В числе интересных нововведений в сфере привлечения туристов можно выделить презентацию исторического национального костюма и современной одежды в фольклорном стиле местных дизайнеров одежды в День национального костюма. В Кабардино-Балкарской Республике можно насладиться не только уникальными природными комплексами и ландшафтами, памятниками культуры, курганами, башнями, крепостями, но и познакомиться с историей костюма, ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционных народных праздниках и фестивалях. Развитие этнографического туризма способно вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурно-исторического наследия в одежде и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и создания положительного имиджа Кабардино-Балкарской Республики как туристической дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SUIT AS AN ELEMENT OF ETHNOGRAPHIC ORIENTED TOURISM

The scientific article substantiates the role of the national costume as an object of historical heritage in the development of ethnographic tourism in the Kabardino-Balkarian Republic.The historical heritage of the national costume of the indigenous peoples of the Kabardino-Balkarian Republic determines the cultural potential of the region and is one of the factors that attract tourist flows. Careful attitude to the history and culture of the national costume as a unique and distinctive historical object can predetermine the successful development of ethnographic tourism in the region. Preserving national traditions, advanced skills and features of their craft from generation to generation, absorbing new figurative concepts, craftsmen brought to our days examples of national costumes. Over the centuries, the forms and designs of national costumes of the indigenous peoples of the Kabardino-Balkarian Republic, developed from the standpoint of functional expediency and rationality, have not undergone any special changes. The traditional costume, richly ornamented with gold or silver embroidery, made of velvet, brocade or our ancestors inherited silk, along with gold or silver jewelry as a particularly valuable family heritage, as a luxury item. Acquaintance with the historical national costume is the strongest motivating tourist motive. Among the interesting innovations in the field of attracting tourists, one can highlight the presentation of the historical national costume and modern clothes in the folklore style of local clothing designers on the National Costume Day. In the Kabardino-Balkarian Republic, you can enjoy not only unique natural complexes and landscapes, cultural monuments, barrows, towers, fortresses, but also the history of costume, values of folk culture, applied art, with national songs and dances, local customs, take part in traditional folk holidays and festivals. The development of ethnographic tourism can cause potential tourists the strongest motive to travel. Therefore, the preservation of the cultural and historical heritage in clothing and its rational use are crucial for the sustainable attraction of tourist flows and create a positive image of the Kabardino-Balkarian Republic as a tourist destination.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА»

УДК:391.2

Дзахмишева И. Ш.

Dzakhmisheva I. Sh.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭТНОГРАФИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА

NATIONAL SUIT AS AN ELEMENT OF ETHNOGRAPHIC ORIENTED TOURISM

В научной статье обоснована роль национального костюма, как объекта исторического наследия в развитии этнографического туризма в Кабардино-Балкарской Республике. Историческое наследие национального костюма коренных народов Кабардино-Балкарской Республики определяет культурный потенциал региона и является одним из факторов привлечения туристских потоков. Бережное отношение к истории и культуре национального костюма, как уникального и самобытного исторического объекта может предопределить успешное развитие этнографического туризма в регионе. Сохраняя национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма. На протяжении веков формы и конструкции национальных костюмов коренных народов Кабардино-Балкарской Республики, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений. Традиционный костюм, богато орнаментированный золотой или серебряной вышивкой, выполненный из бархата, парчи или шелка, наряду с золотыми или серебряными украшениями передавался нашими предками по наследству, как особо ценное семейное наследие, как предмет роскоши. Знакомство с историческим национальным костюмом - сильнейший побудительный туристский мотив. В числе интересных нововведений в сфере привлечения туристов можно выделить презентацию исторического национального костюма и современной одежды в фольклорном стиле местных дизайнеров одежды в День национального костюма. В Кабардино-Балкарской Республике можно насладиться не только уникальными природными комплексами и ландшафтами, памятниками культуры, курганами, башнями, крепостями, но и познакомиться с историей костюма, ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционных народных праздниках и фестивалях. Развитие этнографического туризма способно вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию.

The scientific article substantiates the role of the national costume as an object of historical heritage in the development of ethnographic tourism in the Kabardino-Balkarian Republic. The historical heritage of the national costume of the indigenous peoples of the Kabardino-Balkarian Republic determines the cultural potential of the region and is one of the factors that attract tourist flows. Careful attitude to the history and culture of the national costume as a unique and distinctive historical object can predetermine the successful development of ethnographic tourism in the region. Preserving national traditions, advanced skills and features of their craft from generation to generation, absorbing new figurative concepts, craftsmen brought to our days examples of national costumes. Over the centuries, the forms and designs of national costumes of the indigenous peoples of the Kabardino-Balkarian Republic, developed from the standpoint of functional expediency and rationality, have not undergone any special changes. The traditional costume, richly ornamented with gold or silver embroidery, made of velvet, brocade or our ancestors inherited silk, along with gold or silver jewelry as a particularly valuable family heritage, as a luxury item. Acquaintance with the historical national costume is the strongest motivating tourist motive. Among the interesting innovations in the field of attracting tourists, one can highlight the presentation of the historical national costume and modern clothes in the folklore style of local clothing designers on the National Costume Day. In the Kabardino-Balkarian Republic, you can enjoy not only unique natural complexes and landscapes, cultural monuments, barrows, towers, fortresses, but also the history of costume, values of folk culture, applied art, with national songs and dances, local customs, take part in traditional folk holidays and festivals. The development of ethnographic tourism can cause potential tourists the strongest motive to travel.

Поэтому сохранение культурно-исторического наследия в одежде и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и создания положительного имиджа Кабардино-Балкарской Республики как туристической дестинации.

Ключевые слова: национальный костюм, этнографический туризм, культурный потенциал, историческое наследие.

Therefore, the preservation of the cultural and historical heritage in clothing and its rational use are crucial for the sustainable attraction of tourist flows and create a positive image of the Kabardino-Balkarian Republic as a tourist destination.

Key words: national costume, ethnographic tourism, cultural potential, historical heritage.

Дзахмишева Ирина Шамильевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 964 030 09 46 E-mail: irina_dz@list.ru

Dzakhmisheva Irina Shamilyevna -

Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Merchandising, Tourism and Law, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел.: 8 964 030 09 46 E-mail: irina_dz@list.ru

Введение. Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма [1]. На протяжении веков формы и конструкции национальных костюмов коренных народов Кабардино-Балкарской Республики, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений [2].

Постановка проблемы. Историческое наследие национального костюма коренных народов Кабардино-Балкарской Республики определяет культурный потенциал региона [3] и является одним из факторов привлечения туристских потоков [4]. Бережное отношение к истории и культуре национального костюма, как уникального и самобытного исторического объекта, может предопределить успешное развитие культурно-познавательного и этнографического туризма в регионе [5]. В связи с этим, изучение роли национальной одежды коренных народов Кабардино-Балкарской Республики в развитии туризма представляется актуальной.

Целью работы является обоснование роли национального костюма, как объекта исторического наследия, в развитии этнографического туризма в Кабардино-Балкарской Республике.

Методы проведения исследования. В работе использованы абстрактно-логический и монографический методы.

Результаты исследований. Национальная одежда, пришедшая к нам из глубины веков, является достоянием нашего народа. С точки зрения построения композиции, для женского костюма коренных народов Республики характерна ясность и отчетливость форм, силуэта, обдуманный крой, соподчинение конструктивных элементов, декора и материала основному предназначению костюма. Все это позволяет утверждать, что национальная одежда выполняет как эстетические, так и эргономические функции [6]. Именно благодаря такому соединению функции национального костюма обращены к удобству пользования в повседневной жизни человека, что и сделало его понятным. Отсюда вытекает, что главная ценность национального костюма, его философия - эстетика, функциональность, логика форм и дизайнов, рациональность и целесообразность.

Традиционный костюм, богато орнаментированный золотой или серебряной вышивкой, выполненный из бархата, парчи или шелка, наряду с золотыми или серебряными украшениями передавался нашими предками по наследству, как особо ценное семейное наследие, как предмет роскоши [7]. Горянку можно было узнать в любой части света по одежде, манере поведения, фигуре и т.д. [8]. Нигде в мире не встречается настолько самобытная и оригинальная одежда по составу и способам

ношения. Ни в одном костюме, кроме как в костюме горянки, не встречается такая интересная деталь, как «нарукавная подвеска» [1].

Активная борьба за раскрепощение женщины, изменение ее быта, вовлечение в производственную и общественную деятельность сыграли большую роль в изменении одежды уже в начале 19 века. В современный быт активно внедрилась одежда европейского типа. Тем самым, удовлетворяя свои потребности за счет импортной продукции, пропагандируя культуру других народов, развивая новые возможности для импортеров и увеличивая их рынок сбыта. А традиционный национальный костюм, в основном, используется лишь в качестве свадебной одежды, чаще в сельской местности или при проведении традиционных народных ритуалов, праздников, обычаев. Несмотря на сохранность национальных традиций и ритуалов, горожане все чаще используют европейский костюм.

Одежда способствует раскрытию внутреннего богатства, индивидуальных достоинств и характеризует отношение человека к внешнему миру [9]. Каждый человек, подбирая свой костюм, показывает свой личный вкус и, с другой стороны, фокусируется на моде.

Ни одна международная выставка костюма или фестиваль моды не обходятся без моделей, разработанных по мотивам народной одежды. Особенности национальной (народной) культуры и фольклора в одежде вдохновляют художников на создание новых идей. Наблюдая за новыми веяниями в моде,

можно утверждать, что взаимопроникновение различных культур легло в основу одежды фольклорного стиля.

Одежда народного стиля вобрала в себя самобытные формы, декор и цвета разных народов мира. Характерная для национальной одежды многослойность, позволяет скрыть некоторые недостатки фигуры и демонстрировать новые материалы в лучшем свете. Здесь все совершенно смешано, изображено по-новому и сведено к модному знаменателю. Фольклорный стиль - существенная альтернатива классической стилю , это смешивание различных стилей в одежде.

В современных костюмах с национальными мотивами исторические аспекты скорее угадываются, чем полностью компилируются. Стилистические характеристики фольклора отражаются также в фактуре материалов и орнаментальных композициях. Одежда основана на применении и сочетании форм и элементов, связанных с народной одеждой. Использование элементов национальной вышивки и других декоративных приемов придает уникальную национальную оригинальность современной одежде [8]. Несмотря на то, что в современных костюмах используются элементы традиционных форм, в них отражается мода времени (см. рисунок 1). Современный костюм фольклорного стиля, словно интерпретированная мелодия, секрет композитора, определяет мелодию по-своему, привнося новое значение, новый контент.

Рисунок 1 - Колекция моделей женской одежды фольклорного стиля

171

Народная одежда коренных народов Кабардино-Балкарской Республики - источник новых жизнеспособных идей [10], согретых надеждой, человечностью и патриотизмом, присутствующих в национальном искусстве. Самобытность и оригинальность национального костюма вдохновляют дизайнеров на создание более близкой по духу, более родной и органичной современной одежды в фольклорном стиле. Ни короткое, ни длинное, ни веселое, ни элегантное - ничто не чуждо этому стилю, ничто не может остаться вне орбиты этого стиля. Все это многообразие может удовлетворить наши изменяющиеся вкусы и привносить радость в нашу жизнь.

Знакомство с историческим национальным костюмом - сильнейший побудительный туристский мотив [14]. Вследствие этого, региональным туристическим фирмам необходимо систематически распространять на своих сайтах информацию о культурно-историческом потенциале Кабардино-Балкарской Республики. К интересным нововведениям в сфере туризма можно отнести презентацию исторического национального костюма [11] и современной одежды в фольклорном стиле

местных дизайнеров одежды в День национального костюма и иных событийных мероприятиях, различных сувениров, с элементами национальной одежды [12, 13].

Область применения результатов: история костюма, туризм.

Заключение. В Кабардино-Балкарской Республике можно восхищаться не только уникальными природными комплексами и ландшафтами, памятниками культуры, курганами, башнями, крепостями, но и познакомиться с историей костюма, ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в одевании национальной одежды и танцах, событийных народных гуляниях и фестивалях национальной кухни.

Рациональное использование культурно-исторического наследия в одежде является одним из действенных и побудительных мотивов к путешествию, способствует созданию положительного имиджа Кабардино-Балкарской Республики как туристической дестина-ции.

Литература

1. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Наука, 1989.

2. Дзахмишева И.Ш. Организация и повышение эффективности производства в легкой промышленности. Нальчик: Скалар, 2002.

3. Голубева О.Л., Погодина В.Л. Этнопар-ки как инфраструктурный элемент краеведче-ско-образовательной деятельности школьников // Колпинские чтения по краеведению и туризму. 2019. Т. 2.

4. Дзахмишева И.Ш. Этнографический туризм в Кабардино-Балкарской республике // Фундаментальные исследования. 2016. Т. 2. №11.

5. Белозор А.Ф. Сохранение культурных традиций как элемент региональной культурной политики // Вестник научных конференций. ООО Консалтинговая компания Юком. 2016. №9-2. С. 11-15.

6. Дзахмишева И.Ш. Организация «адресного» производства одежды на Северном Кавказе. 2000.

References

1. Studenetskaya E.N. Clothing of the peoples of the North Caucasus of the XVIII-XX centuries. science, 1989.

2. Dzakhmisheva I.Sh. Organization and increase of production efficiency in light industry. Nalchik: Skalar, 2002.

3. Golubeva O.L., Pogodina V.L. Ethnic parks as an infrastructural element of local history and educational activities of schoolchildren // Kolpino Readings on Local History and Tourism. 2019. T. 2.

4. Dzakhmisheva I.Sh. Ethnographic tourism in the Kabardino-Balkarian Republic // Fundamental Research. 2016. T. 2. №11.

5. Belozor A.F. Preservation of cultural traditions as an element of regional cultural policy // Bulletin of scientific conferences. LLC Consulting company Ucom. 2016. №9-2. S. 11-15.

6. Dzakhmisheva I.Sh. Organization of «targeted» production of clothing in the North Caucasus. 2000.

7. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Наука, Ленингр. отд-ние, 1978.

8. Доде З.В. Костюм населения Северного Кавказа "УП-Х"УП веков (реконструкция этносоциальной истории): дис. ... докт. ист. наук. 2007.

9. Жибарева Л.А., Воронова Е.В. Программа «Этнографические особенности ярославского края» как образовательный ресурс для формирования национальной культуры обучающихся // Колпинские чтения по краеведению и туризму. 2019. Т. 2.

10. Куттубаева Т.А., Данько А.В. Инструменты формирования и продвижения бренда туристской территории // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. 2018. С. 206-214.

11. Нехаева Н.Е., Гуркина Е.Н. Межрегиональный этнический маршрут как инновационный туристский продукт // Инновации в науке. 2014. №31-2.

12. Пономарева В.Н. Событийное мероприятие как средство трансляции материальных и духовных ценностей народной культуры // Вестник науки и образования. 2019. №6-2(60).

13. Пономарева В.Н. Событийное мероприятие как форма сохранения этнокультурной идентичности народа (на примере Сибирского Федерального Округа) // Студенческое сообщество и современная наука. 2019. С. 492-501.

14. Шестакова А.В. Значение народных промыслов для развития туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2007. №4. С. 31-34.

7. Lavrov L.I. Historical and ethnographic essays of the Caucasus. Science, Leningrad. Department, 1978.

8. Dode Z.V. Costume of the population of the North Caucasus vII-XvII centuries (reconstruction of ethnosocial history): dis. ... doct. east. sciences. 2007.

9. Zhibareva L.A., Voronova E.V. The program «Ethnographic Features of the Yaroslavl Territory» as an Educational Resource for the Formation of the National Culture of Students // Kolpino Readings on Local History and Tourism. 2019. T. 2.

10. Kuttubaeva T.A., Danko A. V. The tools of brand formation and promotion of a tourist territory brand // Region management: trends, patterns, problems. 2018. S. 206-214.

11. Nekhaeva N.E., Gurkina E.N. Interregional ethnic route as an innovative tourist product // Innovations in science. 2014. №31-2.

12. Ponomareva V.N. Event-related event as a means of broadcasting material and spiritual values of folk culture // Bulletin of science and education. 2019. №6-2(60).

13. Ponomareva V.N. Event event as a form of preserving the ethnocultural identity of the people (on the example of the Siberian Federal District) // Student community and modern science. 2019. S. 492-501.

14. Shestakova A.V. The value of folk crafts for the development of tourism // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2007. №4. S. 3134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.