Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 3
М.Ю. Степина
ТУРГЕНЕВ И РАННИЙ НЕКРАСОВ: «ПОВОРОТ К ПРАВДЕ»
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
Санкт-Петербург, Россия, 199034, наб. адмирала Макарова, 4
Статья посвящена сопоставительному анализу поэтических произведений И.С. Тургенева начала 1840-х годов и стихотворений Н.А. Некрасова. Принято считать, что творческая близость двух художников, обратившихся к теме народного характера и жизни народа, возникла не ранее публикации «Записок охотника» Тургенева (1847). Некрасов, который декларировал в тот период отказ от лирической поэзии и практиковал пародии и стихотворные фельетоны, был внимательным читателем стихотворений Тургенева. Дополнительную роль сыграла хвалебная оценка Белинского, которую он дал стихотворениям Тургенева в статье 1847 г., но устно, с большой долей вероятности, произнес ее в 1843 г., когда состоялось его личное знакомство и с Тургеневым, и с Некрасовым. В 1843 г. в собственной критической статье Некрасов говорит о таланте Тургенева («г. Т.Л.») как продолжателя традиции Лермонтова. Хрестоматийные произведения Некрасова, с которыми он выступает с середины 1840-х годов и позднее, показывают общность со стихами Тургенева на уровне тематики, выбора героя, приемов поэтики, восходящих к «ироническим» поэмам Пушкина и Лермонтова. Некрасов, как ранее Тургенев, осваивает форму «рассказа в стихах», повествовательную манеру в поэтическом произведении, диалоги с характеризующей персонажа речью, обращается к проблемам современности, широко использует иронию. Таким образом, поэтические произведения Тургенева послужили для Некрасова литературным ориентиром еще в первой половине 1840-х годов.
Ключевые слова: Тургенев; Некрасов; Белинский; Лермонтов; стихотворение; поэма; критика; индивидуальная поэтика.
В творческих отношениях И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова ключевым моментом традиционно считается знакомство обоих молодых авторов с В.Г. Белинским1, и эта констатация бытует на уровне общего места. Предпринятые нашими предшественниками сбли-
Степина Мария Юрьевна — кандидат филологических наук, младший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (e-mail: m.stepina. [email protected]).
1 Наиболее подробно их взаимоотношения, от первых лет знакомства до последних дней Некрасова, освещены в трудах Н.Н. Скатова [Скатов, 1971; 1994], Н.Н. Мостовской [Мостовская, 1990; 1991а; 1991б; 1993; 1996; 1999а; 1999б; 2000; 2008] (см. также [Май, Цин, 2015] [Степина, 2007; 2012; 2013; 2015]).
жения между текстами Тургенева и Некрасова, их индивидуальной поэтикой и стилистикой, как представляется, пока не исчерпывают всего объема темы. В настоящей работе предпринята попытка связать несколько таких сближений со значимым признанием Некрасова, которое вошло в ее название: «поворот к правде». Формулировка принадлежит Некрасову. В одной из автобиографической записей он отмечает:
«NB о стихах "М<ечты> и з<вуки>", анекдот о "М<ечтах> и з<вуках>", Бенецкий, Жук<овский>, Белинский, казенные урок<и>, юмор<истические> стих<отворения> с признаком толку.
Поворот к правде, явившийся отчасти от писания прозой, крит<ических> ст<атей> Белинского, Боткина, Анненкова и др<угих>. Тургенев, Кр<аевский>, Панаев, Панае<ва>» [Некрасов, 1981-2000, 13, 2: 56].
Первая ассоциация с Тургеневым, возникающая при чтении этого признания, — «Записки охотника». И тематика, и угол зрения, и интерес к личности крестьянина, и пейзаж, и, наконец, мотив охоты не оставляют сомнений в объективности этого сближения. Однако «Записки охотника» создаются в 1847 и последующие годы. Фраза же Некрасова дает основания предполагать, что «поворот к правде» «явился» ему ранее 1847 г., что подтверждает обращение к основным датам творческого пути упомянутых в автобиографической записи лиц.
С 1838 г. (времени приезда Некрасова в Петербург и активного его вхождения в литературные круги) стихи Тургенева печатаются в «Современнике» П.А. Плетнева, а с 1841 г. в «Отечественных записках»
A.А. Краевского [Тургенев, 1978-2014, 1], в которые приглашен
B.Г. Белинский. Некрасов в это время сотрудничает в «Литературной газете» Ф.А. Кони, которая именно с 1841 г. перешла к Кони от Краевского. С Краевским Некрасов уже знаком. И.И. Панаев пишет в «Литературных воспоминаниях»: «В начале 40-х годов к числу сотрудников "Отечественных записок" присоединился Некрасов; некоторые его рецензии обратили на него внимание Белинского, и он познакомился с ним. До этого Некрасов имел прямые сношения с г. Краевским» [Панаев, 1988: 285]. Факт «прямых сношений» с А.А. Краевским упомянут в письме Некрасова к Ф.А. Кони от 16 августа 1841 г. [Некрасов, 1981-2000, 14, 1: 35]. В ситуации личного и финансового конфликта с Кони Некрасов вместе с переводчиком К.Е. Вельсбергом приехал к Краевскому на дачу. В начале 1840-х в «Отечественных записках» печатаются критические статьи Некрасова и рассказ «Опытная женщина» [Некрасов, 1981-2000, 7, 11]. К этому времени Некрасов уже часто бывает в доме Панаевых [Летопись, 2006: 122], лично знаком с Белинским — и с Тургеневым. Датировка их знакомства опирается на свидетельство Тургенева в
его «Воспоминаниях о Белинском»: «он, летом 1843 года, когда я с ним познакомился, лелеял и всюду рекомендовал и выводил в люди Некрасова» [Тургенев, 1978-2014, 11: 47].
Тургенев быстро стал излюбленным собеседником Белинского и адресатом его подробных, откровенных писем [Белинский, 1956 б], что было важным обстоятельством во внутрикружковых отношениях. Устные отзывы о нем Белинского Некрасову (а Белинский очень хвалил стихи Тургенева) могли повлиять на молодого поэта. Вероятно, что стихотворения, которые Тургенев не опубликовал при жизни, могли быть знакомы его окружению изустно.
Обратимся к произведениям Тургенева первой половины 1840-х годов. Первым рассмотрим стихотворение «Старый помещик» («Отечественные записки», 1841, № 9):
Вот и настал последний час...
Племянник, слушай старика. <...>
И я был молод, ел и пил,
И красных девушек ласкал,
И зайцев сотнями травил,
С друзьями буйно пировал. <...>
Я первым славился бойцом
И богачом, и молодцом.
Богатство всё перевелось —
Да что!.. любить не довелось! <...>
Ах, Ваня, Ваня! что мне в том,
Что я деньжонок накопил,
Что церковь выстроил и дом:
Я не любил и не любим! [Тургенев 1978-2014, 1: 15]
Современный читатель без труда заметит тематическую и стилистическую близость к этому тексту стихотворения Некрасова «Горе старого Наума (Волжская быль)» (1874):
Полвека прожил так Наум И не тужил нимало, Работал в нем житейский ум,
А сердце мирно спало. <...> [Некрасов, 1981-2000, 3: 147]
Уж округлился капитал, В купцы бы надо вскоре, А человек затосковал!
Пришло к Науму горе. <...> [Некрасов, 1981-2000, 3: 148]
На ночлег к Науму просится влюбленная пара, и он видит, как они шепчутся, обнимаются и как смотрят друг на друга.
Назад тихонько он ушел, И с той поры Наума Не узнают: он вечно зол, Сидит один угрюмо <.>
«Я сладко пил, я сладко ел, —
Он думает уныло, —
А кто мне в очи так смотрел?..»
И всё ему постыло... [Некрасов, 1981—2000, 3: 150]
Сходство стиха не абсолютное: у Тургенева мужские клаузулы, у Некрасова чередуются мужские и женские. Но интонация общая: рассказ пожилого человека; риторическое обращение (к себе или к слушателю); эмоциональность, выражающаяся восклицательными предложениями.
Сближение, конечно, далековатое — 30 лет лежит между этими двумя текстами. Но тексты обнаруживают даже не сходство, а родство. Оба стихотворения развивают тему жизненного итога, который подводит состоявшийся человек, служивший идее практичности. Личностную несостоятельность практичный герой видит в том, что не познал взаимной любви. Сороковые годы в кружке Белинского будут отмечены рассуждениями о дельности и практичности и торжеством сатиры. Фигура молодого Некрасова в этом смысле окажется своего рода знаковой: в разных жанрах он широко использует приемы памфлета [Степина, 2013]. Но даже в эти годы для Некрасова, только вырабатывающего собственный поэтический голос и манеру, свойственен контраст между отмечаемом всеми впечатлением о его сильном практическом уме и декларации о материальных устремлениях — и страстным, нерасчетливым чувством, которым была отмечена личная судьба и которое можно ощутить в его любовной лирике. Самые яркие образцы ее (так называемый Панаевский цикл) тоже в основном будут написаны позднее — в 1850-е годы. Отметим, что и в «Горе старого Наума» есть размышления лирического героя о своей одинокой судьбе:
Ушло и время. Места нет
Желанному союзу.
Умру — и мой исчезнет след!
Надежда вся на Музу! [Некрасов, 1981-2000, 3: 145]
Говорить о прямом влиянии стихотворения молодого Тургенева на стихотворение зрелого Некрасова было бы несомненной натяжкой. Как было бы натяжкой рассуждать о сложных материальных обстоятельствах молодого Тургенева и молодого Некрасова и их возможных поэтических и житейских размышлениях. Мы имеем в виду общую психологическую составляющую в художественном решении обоих поэтов: это не рассуждающая, не ищущая выгод любовь как показатель духовной жизни личности и как тема поэтического произведения. Можно было бы сказать, что это слишком общая тема, если бы не широко известные взаимные откровения в переписке Некрасова и Тургенева, когда их дружба была в полной
силе, и если бы не другие литературные сближения — например, «Рудин» и «Саша», — в которых при всех различиях родственны описания природы и развития чувства, описание чувства [Гаркави, 1956; Маслов, 1971]. Если у нас нет отзывов Некрасова о ранних стихах Тургенева, то отзыв его о повести «Фауст» недвусмысленно свидетельствует о восприятии поэтического начала у Тургенева: «... целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть из своей души» [Некрасов, 1981-2000, 14, 2: 27].
Позволим себе предположить, что стихотворение Тургенева «Старый помещик» с большой долей вероятности Некрасов прочел в 1841 г. Это было время его демонстративного отречения от «лирических стихов» после неуспеха дебютного сборника «Мечты и звуки». Но с 1845 г. ближайший круг узнает те его стихотворения, которые современниками и последующими поколениями читателей являются своего рода маркером понятия «Некрасов»: «В дороге», «Родина», «Огородник» и др. «Огородник», произведение уже самостоятельное, написано после «Баллады» (1841) [Тургенев, 1978-2014, 1: 13], опубликованной в «Отечественных записках» и оцененной Белинским [Тургенев, 1978-2014, 1: 445, 446]. Если у Тургенева текст ощутимо связан с сюжетом о Ваньке-ключнике, то Некрасов снимает мотив соблазнения чужой жены, переводя социальный конфликт из семейной в сословную сферу. Преемственность «Огородника» по отношению к песням о Ваньке-ключнике и в целом на народные песни отмечена в комментарии к стихотворению [Некрасов, 1981-2000, 3: 582], там же указываются литературные источники: песни А.В. Кольцова и глава «Перстень» из повести В.А. Соллогуба «Тарантас». Как представляется, «Баллада» правомерно может быть включена в список литературных источников стихотворения Некрасова.
Похвала Белинского прозвучала позднее — в его статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»: «... есть пьесы три-четыре очень недурных, как, например, "Старый помещик", "Баллада", "Федя", "Человек, каких много" <...> в них главное <...> намеки на русскую жизнь» [Белинский, 1956 а: 340]. Некрасов и Белинский начинают тесно общаться в 1843 г.; с зимы 1843 г. начинается и личное знакомство Белинского с Тургеневым, ставшее в высшей степени доверительным со стороны критика. Современная литература была неизменной темой разговоров Белинского, поэтому почти наверняка стихотворения Тургенева упоминались, а возможно, цитировались и сопровождались рассуждениями о них в беседах критика с молодым поэтом, которого в это время он, по позднейшей иронической оценке Тургенева, «лелеял и всюду рекомендовал и выводил в люди» [Тургенев, 11: 47].
Стихотворение Тургенева «Федя» было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1844 г., № 3, с пометой «1843»:
Он у забора встречает старуху: «Бабушка, здравствуй!» — «А, Федя! Откуда? Где пропадал ты? Ни слуху ни духу!» «Где я бывал — не увидишь отсюда!»
[Тургенев, 1978-2014, 1: 40]
Герой после длительной отлучки приехал в родную деревню, узнал, что его возлюбленная, которая, как он слышал, «постом овдовела», уже вновь замужем, —
Ветер подул. Засвистал он легонько; На небо глянул и шапку надвинул, Молча рукой он махнул и тихонько Лошадь назад повернул — да и сгинул.
[Тургенев, 1978-2014, 1: 40]
При цитировании этого стихотворения, в котором действительно есть, по словам критика, «намеки на русскую жизнь», приходят на память разные стихи Некрасова, причем также стихи хрестоматийные: «В дороге» (1845); «Извозчик» (1848); «В деревне» (1854); «Деревенские новости» (1860); «Кумушки» (1863) и т.д. Общее с Тургеневым — драматургия стихотворений: диалогическая манера, характерная речь персонажа, нерядовое событие, переживаемое героем или героями, иногда — наличие фабулы (в «Феде» и в «Кумушках»); еще отметим также прием поэтического параллелизма в описании пейзажа и повествовании о душевном состоянии героя (либо в его монологе или диалоге, из которого это душевное состояние становится понятным читателю).
Таким образом, общее в стихотворениях Тургенева и Некрасова просматривается не только на уровне тематики и выбора героя — крестьянина, познавшего глубокие душевные переживания, — но на уровне поэтики. Если говорить о поэзии Некрасова, то перечисленные художественные приемы для него органичны, им освоены и узнаваемы в последующие десятилетия как характерные некрасовские. Стихотворение «Федя», как и перечисленные, явно могло сыграть роль указателя «поворота к правде».
В связи с тематикой героем-крестьянином, стилистическими особенностями речи персонажа стихотворения естественно вспомнить А.В. Кольцова. Поэт скончался в 1842 г., в 1846 г. Некрасов и Н.Я. Прокопович выпустили издание его стихотворений с большой статьей Белинского, в которой критик подробно определял «гениев» и «талантов» и личность поэта [Кольцов, 1846]. Сближения Некрасова и Кольцова проводились еще в прижизненной критике, в настоящее время их можно считать общим местом. Но в ракурсе данной
статьи применительно к поэтике Некрасова первой половины 1840-х годов показательно сопоставление фрагментов текстов Тургенева, Кольцова и Некрасова.
В чужой стране далеко, С тобою разлучен, Скитаюсь одинокий, Лишь милой оживлен.
(«Тоска о милой», 1827);
Овечки родные, Овечки мои, Радушен мне с вами Пастушеский быт.
(«Довольный пастух», 1829) [Кольцов, 1984].
Сравним у Тургенева:
Я долго был в отсутствии; и вот Лет через пять я встретил их, о други! Он был женат на ней — четвертый год И как-то странно потолстел. Супруги Мне были ради оба. Мой приход Напомнил ей о прежнем — и сначала Ее встревожил несколько, она Поплакала; ей даже грустно стало, Но грусть замужней женщины смешна.
(«Параша», 1843) [Тургенев, 1978-2014, 1: 91]
Сравним у Некрасова:
Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно, — Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка!
(«В дороге», 1845) [Некрасов, 1981-2000, 1: 12]
Легко заметить, насколько в этих примерах стих Некрасова ближе к стиху Тургенева, нежели к стиху Кольцова. Стих Кольцова песенный, причем не столько по фонетике, сколько по синтаксису: короткие строки, относительно простые переносы (enjambements).
Совершенно иной синтаксис в поэме «Параша». В комментарии к поэме указана ее преемственность по отношению к «ироническим» поэмам Пушкина («Домик в Коломне», «Граф Нулин») и Лермонтова («Сашка», «Казначейша», «Сказка для детей»), под воздействием ко-
торых была избрана форма «рассказа в стихах». То же можно сказать об «Андрее», о «Разговоре» [Тургенев, 1978-2014, 1: 436].
Тот же повествовательный метод мы видим и в стихотворении Некрасова, а также в других его произведениях, в частности в его фельетонах. Вводные конструкции, довольно длинные предложения с сочинительной и подчинительной связью, повествовательная и часто ироническая, а не напевная интонация.
Некрасов вслед за Тургеневым движется в русле лермонтовской традиции. Это движение осознанное. В статье первой «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году» именно в контексте разговора о Лермонтове (в связи с выходом в 1842 г. второго издания «Стихотворений Лермонтова» в трех частях и публикацией в № 4 и 5 «Отечественных записок» за 1843 г. восьми стихотворений Лермонтова) — после цитат из лермонтовских произведений Некрасов пишет о «Параше»:
«К замечательнейшим явлениям русской поэзии 1843 года должно причислить "Парашу", рассказ в стихах г. Т.Л. Автор "Параши", бесспорно обладающий самобытным талантом, особенно замечателен тем, что, по роду своего таланта и направлению поэтической деятельности, более всех других русских поэтов (если у нас есть теперь поэты) приближается к новой школе поэзии, которая началась у нас Лермонтовым, да им же и кончилась. <...> Источником поэзии Лермонтова было сочувствие ко всему современному, глубокое чувство действительности, — и ни на миг не покидала его грустная и подчас болезненно-потрясающая ирония, без которой в настоящее время нет истинного поэта» [Некрасов, 1981-2000, 11: 145].
Для самого Некрасова первая половина и середина сороковых годов — время обращения к лермонтовской тематике и поэтике, но пока освоение происходит на уровне перепевов, перелицовок и пародий. В 1850 г. уже о нем скажет Г.П. Данилевский: «Г-н Некрасов — издатель одного из лучших наших журналов — писал очень мало стихов. Но все, что ни написал он, — истинно прекрасно и интересно. Если бы не трудный род поэзии, по-видимому более всего близкий его природе, он мог бы стать одним из любимейших поэтов русской публики, до сих пор перечитывающей "Демона" и "подражания Гейне" Лермонтова. <...> Г-н Некрасов понял лучше многих из нас Лермонтова. Этим самым он нам подал большие надежды! Чувствование почти равносильно творчеству!..» [Данилевский, 1850]. В литературоведении ХХ в. к этой проблеме обращались многие исследователи. Их наблюдения и библиография трудов приводятся в статье И.А. Битюговой в «Лермонтовской энциклопедии» [Битюгова, 1981].
Два приведенных критических отзыва дополнительно освещают слова поэта о его индивидуальном «повороте к правде» в тогдашнем магистральном русле и позволяют сделать вывод, что поэтическое творчество Ивана Сергеевича Тургенева осваивалось Некрасовым еще в первой половине 1840-х годов.
Список литературы
1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. и писем: В 13 т. М., 1953—1959.
2. Битюгова И.А. Некрасов Николай Алексеевич // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 338-339.
3. ГаркавиА.М. Поэма «Саша» // Некрасовский сборник. М.; Л., 1956. С. 130-139.
4. Данилевский Г.П. Обзор деятельности русской литературы XIX столетия с 1800 по 1850 год и современные литературные новости // Санкт-Петербургские ведомости. 1850. № 11 (14 янв.).
5. <Кольцов А.В.> Стихотворения. С портретом автора, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях, писанною В. Белинским. СПб, 1846.
6. Кольцов А.В. Сочинения. Л., 1984.
7. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т. 1. СПб, 2006.
8. Май Цин. Сюжет о Ванюшке-ключнике в стихотворении Н.А. Некрасова «Огородник» и «Балладе» И.С. Тургенева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2015. № 5. С. 154-159.
9. Маслов В.С. Некрасов и Тургенев. К вопросу о литературных взаимоотношениях («Саша» и «Рудин») // О Некрасове. Статьи и материалы. Вып. III. Ярославль, 1971. С. 136-153.
10. Мостовская Н.Н. И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов (Проблема творческих взаимоотношений): Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. СПб, 1999 а.
11. Мостовская Н.Н. «Некрасовское» в романе Тургенева «Новь» // Русская литература. 1996. № 3. С. 115-125.
12. Мостовская Н.Н. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева и «Последние песни» Н.А. Некрасова // Карабиха: историко-литературный сборник. Вып. 2. Ярославль, 1993. С. 167-173.
13. Мостовская Н.Н. Из полемики вокруг «Воспоминаний о Белинском» Тургенева // Некрасовский сборник. 2008. № 14. С. 233-239.
14. Мостовская Н.Н. Некрасов и Тургенев (из литературной полемики 1840-1850-х годов) // И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 67-78.
15. Мостовская Н.Н. Об одной творческой перекличке (Некрасов и Тургенев)//Сюжет и время: сб. науч. трудов к 70-летию Г.В. Краснова. Коломна, 1991. С. 104-108.
16. Мостовская Н.Н. Тургенев и Некрасов. Противостояние // Русская литература. 1999 б. № 1. С. 45-53.
17. Мостовская Н.Н. Тургенев и Некрасов (проблема творческих взаимоотношений в 50-е годы) // Творчество И.С. Тургенева: проблема метода и мировоззрения. Орел, 1991. С. 25-34.
18. Мостовская Н.Н. Memento mori у Тургенева и Некрасова // Русская литература. 2000. № 3. С. 149-155.
19. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., СПб, 1981-2000.
20. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988.
21. Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994.
22. Скатов Н.Н.Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев (К истории создания стихотворения Некрасова «Т<ургене>ву») // Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 376-384.
23. Степина М.Ю. Драматические опыты Н.А. Некрасова 1850-х гг. в контексте его критических суждений о И.С. Тургеневе // Спасский вестник. 2015. № 23. С. 81-92.
24. Степина М.Ю. «Записки охотника» И.С. Тургенева и лирика Н.А. Некрасова в критических суждениях С.С. Дудышкина // Спасский вестник. 2012. № 20. С. 90-97.
25. Степина М.Ю. «Родственники» И.И. Панаева—«Саша» Н.А. Некрасова — «Рудин» И.С. Тургенева: контекст и оценки // Спасский вестник. 2013. № 21. С. 98-106.
26. Степина М.Ю.Н.А. Некрасов в русской критике 1838-1847 гг.: Ав-тореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб, 2013.
27. Степина М.Ю. Тургеневский отзыв о Некрасове и тема биографии поэта // Спасский вестник. 2007. № 14. С. 134-142.
28. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-2014.
Mariya Stepina
TURGENEV AND EARLY NEKRASOV:
"A TURN TO THE TRUTH"
Institute of Russian literature (Pushkin House), Russian Academy of Sciences,
Admiral Makarov emb., 4, St. Petersburg, Russia, 199034
This article discusses Nikolai Nekrasov's poems and Ivan Turgenev's pieces of poetry written in the early 1840's. It is believed that the creative proximity of the two poets who would raise questions to do with of national character and people's everyday life can be found in 1847 or later, when Turgenev started to publish A Hunter's Notes. Drawing on Nekrasov's declarations in the early 1840s which reject lyrical poetry and practicing parodies and poetic feuilletons, it is shown that Nekrasov was an attentive reader of Turgenev's poems. What's more, after the critic Belinsky had made an acquaintance with Turgenev and Nekrasov, in 1843, orally, and in an article in 1847, in writing, he gave a laudatory assessment to Turgenev's poems. In 1843, in his critical article Nekrasov speaks of Turgenev
as Lermontov's successor. The anthology of Nekrasov's works echoes Turgenev's poems at the level of subject matter, the choice of a hero, and methods of creating poetry which goback to the ironic poems of Pushkin and Lermontov. Nekrasov, as an early Turgenev, had mastered the "story in verse", the narrative style of creating a piece of poetry, dialogues involving the character's speech, and irony. It is argued, finally, that Turgenev's poetic works served as a literary reference point for Nekrasov in the first half of the 1840s.
Key words: Turgenev; Nekrasov; Belinsky; Lermontov; poem; criticism; individual poetics.
About the author: Mariya Stepina — PhD, Junior Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkin House), Russian Academy ofSciences (e-mail: m.stepina. [email protected]).
References
1. Belinskii V.G. Polnoe sobr. soch. ipisem: v 13 tt. [Complete works and letters: in 13 vol.] Moscow: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR [USSR AS Publishers], 1953-1959.
2. Bitiugova I.A. Nekrasov Nikolai Alekseevich, Lermontovskaia entsiklope-diia [Nekrasov Nikolay, Lermotov Encyclopedia]. Moscow: Sovetskaia Entsiklopediia [Soviet Encyclopedia], 1981, pp. 338-339.
3. Garkavi A.M. Poema "Sasha", Nekrasovskii sbornik [The tale "Sasha", Nekrasov collection]. Moscow; Leningrad: Nauka [Science], 1956, pp. 130-139.
4. Danilevskii G.P. Obzordeiatel'nosti russkoi literatury XlXstoletiia s 1800po 1850god i sovremennye literaturnye novosti [Review of the XIX cent. Russian literature from 1800 to 1850 th and modern literary news], Sankt-Pe-terburgskie vedomosti [St. Petersburg Gazette]. 1850. № 11 (14 Jan.).
5. <Kol'tsov A.V.> Stikhotvoreniia. S portretom avtora, ego faksimile i stat'eiu o ego zhizni i sochineniiakh, pisannoiu V. Belinskim. Saint-Petersburg, 1846.
6. Kol'tsov A.V. Sochineniia [Works]. Leningrad: Hudozhestvennaja literatura [Leningrad: Literature], 1984.
7. Letopis' zhizni i tvorchestva N.A Nekrasova: v 3 tt. [Chronicle of N.A. Nekrasov' life&work: in 3 vol.] Saint-Petersburg: Nauka [Science], 2006. Vol. 1.
8. Mai Tsin. Siuzhet o Vaniushke-kliuchnike v stikhotvorenii N.A. Nekrasova "Ogorodnik" i "Ballade" I.S. Turgeneva [The plot of The Vanya-keeper in the poem N.A. Nekrasov "Ogorodnik" and "Ballad" I.S. Turgenev], Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Ser. 9: Filologiia. 2015 [Series 9: Philology]. № 5, pp. 154-159.
9. Maslov V.S. Nekrasov i Turgenev. Kvoprosu o literaturnykh vzaimootnosh-eniiakh ("Sasha"i "Rudin") [Nekrasov and Turgenev. On literary relations ("Sasha" and "Rudin")], ONekrasove. Stat'iimaterialy [About Nekrasov. Papers and data]. Iaroslavl': Verhne-Volzhskoe knizhnoe izdatel'stvo [Upper Volga Book Publishers], 1971. Issue III, pp. 136-153.
10. Mostovskaia N.N.I.S. Turgenev i N.A. Nekrasov (Problema tvorcheskikh vzaimootnoshenii) [I.S. Turgenev and N.A. Nekrasov: The problem of creative relations]: Avtoref. diss. ... doktora filologicheskikh nauk [thesis abstract of doctor of Philology]: 10.01.01. Saint-Petersburg, 1999. [Mostovskaia, 1999a]
11. Mostovskaia N.N. "Nekrasovskoe" v romane Turgeneva "Nov'" [Nekrasov traits in Turgenev' novel "Virgin soil"], Russkaia literatura [Russian literature]. 1996. № 3, pp. 115-125.
12. Mostovskaia N.N. "Stikhotvoreniia v proze" I.S. Turgeneva i "Poslednie pesni"N.A. Nekrasova ["Poems in prose" by I.S. Turgenev and "The Last songs" by N.A. Nekrasov], Karabikha: istoriko-literaturnyisb. [Karabikha: historical and literary collection]. Iaroslavl', 1993. Issue 2, pp. 167-173.
13. Mostovskaia N.N. Izpolemiki vokrug "Vospominanii o Belinskom" Turgeneva [Something about the controversy around the "Memories of Belin-sky" by Turgenev], Nekrasovskiisbornik [Nekrasov collection]. Saint-Petersburg: Nauka [Science], 2008. № 14, pp. 233-239.
14. Mostovskaia N.N. Nekrasov i Turgenev (iz literaturnoi polemiki 1840— 1850-kh godov) [Nekrasov and Turgenev: some aspects of 1840th— 1850th literary controversy], I.S. Turgenev. Voprosy biografii i tvorchestva [I.S. Turgenev. Aspects of biography and work]. Leningrad: Nauka [Science], 1990, pp. 67-78.
15. Mostovskaia N.N. Ob odnoi tvorcheskoipereklichke (Nekrasov i Turgenev) [On one creative controversy: Nekrasov and Turgenev], Siuzhet i vremia: sb. nauch. trudov k 70-letiiu G.V. Krasnova [The plot and time: in honour of G.V. Krasnov' 70th anniversary] Kolomna: Kolomna pedagogical Institute, 1991, pp. 104-108.
16. Mostovskaia N.N. Turgenev i Nekrasov. Protivostoianie [Turgenev and Nekrasov: an opposition], Russkaia literature [Russian literature]. 1999. № 1, pp. 45-53. [Mostovskaia, 1999b].
17. Mostovskaia N.N. Turgenev i Nekrasov (problema tvorcheskikh vzaimootnoshenii v 50-e gody) [Turgenev and Nekrasov: The problem of creative relations in the 50s)], Tvorchestvo I.S. Turgeneva: problema metoda i miro-vozzreniia [I.S. Turgenev's Work: the problem of method and worldview]. Orel: Orel State Pedagogical Institute, 1991, pp. 25-34.
18. Mostovskaia N.N. Memento mori u Turgeneva i Nekrasova [Memento mori of Turgenev and Nekrasov], Russkaia literature [Russian Literature]. 2000. № 3, pp. 149-155.
19. Nekrasov N.A. Polnoe sobranie sochinenii ipisem: v 15 tt. [Compete works and letters: in 15 vol.] Leningrad (Saint-Petersburg), Nauka [Science], 1981-2000.
20. Panaev I.I. Literaturnye vospominaniia [Literary memoirs]. Moscow: Pravda [The Truth], 1988.
21. Skatov N.N. Nekrasov. Moscow: Molodaja gvardija [The Young Guard], 1994.
22. Skatov N.N.N.A. Nekrasov i I.S. Turgenev (K istorii sozdaniia stikhotvoreniia Nekrasova "T<urgene>vu") [N.A. Nekrasov and I.S. Turgenev
(The history of Nekrasov' poem "To Turgenev" creation)], Stranitsy isto-riirusskoiliteratury [The pages of the Russian literature history]. Moscow: Nauka [Science], 1971, pp. 376-384.
23. Stepina M.Iu. Dramaticheskie opyty N.A. Nekrasova 1850-kh gg. v kontek-ste ego kriticheskikh suzhdenii o I.S. Turgeneve [N.A. Nekrasov' drama experiments of the 1850s in the context of his critical remarks on I.S. Turge-nev], Spasskii vestnik [Spassky Herald]. 2015. № 23, pp. 81-92.
24. Stepina M.Iu. "Zapiski okhotnika" I.S. Turgeneva i lirika N.A. Nekrasova v kriticheskikh suzhdenüakh S.S. Dudyshkina [Turgenev' "A Sportsman' Sketches" by Turgenev and N.A. Nekrasov' lyrics in S.S. Dudu-shkin' literary criticism], Spasskii vestnik [Spassky Herald]. 2012. № 20, pp. 90-97.
25. Stepina M.Iu. "Rodstvenniki" I.I. Panaeva — "Sasha" N.A. Nekrasova — "Rudin" I.S. Turgeneva: kontekst i otsenki [I.I. Panaev' "The Relatives' — N.A. Nekrasov' "Sasha" — I.S. Turgenev' "Rudin": the context and evaluations], Spasskii vestnik [Spassky Herald]. 2013. № 21, pp. 98-106.
26. Stepina M.Iu. N.A. Nekrasov v russkoi kritike 1838—1847 gg.: Avtoref. diss. ... kand. filol. nauk [N.A. Nekrasov in Russian literary criticism, 1838-1847: PhD thesis abstract]. Saint-Petersburg: Institute of Russian literature, 2013.
27. Stepina M.Iu. Turgenevskii otzyv o Nekrasove i tema biografii poeta, Spasskii vestnik [Spassky Herald]. 2007. № 14, pp. 134-142.
28. Turgenev I.S. Polnoe sobranie sochinenii i pisem: v 30 tt. [Complete works and letters: In 30 vol.]. Moscow: Nauka [Science], 1978-2014.