Научная статья на тему 'ТУРЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С КАЗАХСТАНОМ В ТРАНЗИТЕ НЕФТИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ТУРЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С КАЗАХСТАНОМ В ТРАНЗИТЕ НЕФТИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОВОД БАКУ - ТБИЛИСИ - ДЖЕЙХАН / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / САНКЦИИ / НЕФТЬ / ТУРЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров Николай Дмитриевич

За последние несколько лет Турецкое руководство зарекомендовало себя как талантливого посредника во всех экономических, политических и геополитических вопросах. Пользуясь уникальным географическим расположением на карте мира, Турция предпринимает посреднические услуги в разрешении конфликта на Украине и оказывает поддержку в транспортировке казахстанской нефти через турецкий город Джейхан. Вдобавок к «партнерским» услугам Турция предпринимает попытку стать нефтегазовым хабом. Отмечено, что в перспективе, если Казахстан станет транспортировать нефть через Баку - Тбилиси - Джейхан, это существенно повлияет на геополитическую карту мира. Этому способствует множество геополитических факторов, таких как обеспечение диверсификации поставок энергоносителей в Турцию со стороны стран Центральной Азии в Европу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKISH COOPERATION WITH KAZAKHSTAN IN OIL TRANSIT IN CONDITIONS OF GEOPOLITICAL INSTABILITY

Over the past few years, the Turkish leadership has established itself as a talented mediator in all economic, political and geopolitical issues. Taking advantage of its unique geographic location on the world map, Turkey undertakes mediation services in resolving the conflict in Ukraine and provides support in the transportation of Kazakh oil through the Turkish city of Ceyhan. In addition to "partner" services, Turkey is trying to become an oil and gas hub. It was noted that in the future, if Kazakhstan begins to transport oil through Baku-Tbilisi-Ceyhan, this will significantly affect the geopolitical map of the world. This is facilitated by many geopolitical factors, such as ensuring the diversification of energy supplies to Turkey from the countries of Central Asia to Europe.

Текст научной работы на тему «ТУРЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С КАЗАХСТАНОМ В ТРАНЗИТЕ НЕФТИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2022_4_51 УДК: 327

Николай ПЕТРОВ

ТУРЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С КАЗАХСТАНОМ В ТРАНЗИТЕ НЕФТИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

За последние несколько лет Турецкое руководство зарекомендовало себя как талантливого посредника во всех экономических, политических и геополитических вопросах. Пользуясь уникальным географическим расположением на карте мира, Турция предпринимает посреднические услуги в разрешении конфликта на Украине и оказывает поддержку в транспортировке казахстанской нефти через турецкий город Джейхан. Вдобавок к «партнерским» услугам Турция предпринимает попытку стать нефтегазовым хабом. Отмечено, что в перспективе, если Казахстан станет транспортировать нефть через Баку - Тбилиси - Джейхан, это существенно повлияет на геополитическую карту мира. Этому способствует множество геополитических факторов, таких как обеспечение диверсификации поставок энергоносителей в Турцию со стороны стран Центральной Азии в Европу.

ПЕТРОВ Николай Дмитриевич - соискатель Московского государственного областного университета. Адрес: Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 А, стр. 1. E-mail: nlko.petrov355@gmall.com

Ключевые слова: нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, геополитическая турбулентность, санкции, нефть, Турция, международное сотрудничество.

Введение

С учетом международного кризиса нарастает актуальность в транспортировке нефти из Казахстана в обход России для обеспечения политической преференции, в том числе финансовых вложений из стран НАТО в Республику Казахстан. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), проходящий 1076 км по турецкой земле, потенциально может быть использован для транспортировки казахстанской нефти. Нефтепровод БТД имеет большую пропускную способность и огромное политическое влияние в регионе и за его пределами. В данной статье рассматривается вопрос о том, как благодаря нефтепроводу Турция и союзники решают геополитические проблемы и создают военные альянсы под эгидой защиты

нефтепровода. Так же проведение многовекторной политики Казахстана балансирует между коллективным западом и союзными государствами России. Актуальность статьи обосновывается геоэкономическими перспективами Турции и Казахстана в поисках альтернатив для транспортировки нефтепродуктов через Турцию. Транспортный хаб в Турции открывает много политических перспектив перед западными партнерами и самим Казахстаном. Турции будет предоставлена возможность стать первостепенным нефтегазовым коридором для Европейского Союза, поскольку Европа дошла до сжигания мостов с Россией, которая является ее важнейшим поставщиком энергетических ресурсов.

Турецкая позиция

Нефтепровод Баку - Тбилиси -Джейхан функционирует с 2006 года и был построен, чтобы поставлять нефть в Европу в обход России. Общая длина трубопровода, который проложен по территории трех стран, составляет 1770 км. Протяженность турецкого участка составила 1077 км, а общая стоимость равна 1,5 млрд долл. Трубопровод сосредоточен в основном на турецкой территории, предоставляя ей тем самым определенные политические амбиции. Изначально он строился в обход России и Ирана, чтобы дать больше политической силы

тем странам, которые имеют доступ к транспортировке нефти. Сегодня присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан видится как иррациональный и недальновидный поступок.

Комментируя позицию Турции, научный сотрудник Института Ближнего Востока А. Гурьев говорит следующее: «Что касается Турции, то она реализует две свои стратегические цели. Во-первых, она становится важнейшей транзитной и распределяющей нефтепродукты страной, что поднимает ее значимость в ЕС, куда Анкара стремится уже более 40

лет. Во-вторых, Анкара понимает, что западные страны, прежде всего США, не допустят террористической деятельности курдских сепаратистов по маршруту нефтепровода, который проходит через юго-восточные районы Турции» [1]. Турция и Азербайджан становятся лидерами нефтегазового хаба для транспортировки сырья к европейским потребителям. С учетом санкционного давления западных стран, альтернативой транспортировки энергетических и транспортных маршрутов остается Азербайджан и Турция, соединяющие Запад и Восток. В Баку сегодня все чаще говорят: «В какую сторону транспортируется нефть, туда же идет и политика». Турция как лидер нефтегазовой логистики и Азербайджан как основа ресурсной базы для транспортировки энергоресурсов имеют особенное влияние на региональную политику, несмотря на государственную программу Турции «Ноль проблем с соседями», основанную в 2000-х годах. Сегодня Турция не имеет ни единого союзника в восточной части Средиземноморья. По словам сотрудника Российской академии наук Е. Телегиной «У руководства Турции имеются разногласия практически со всеми государствами, граничащими на побережье восточной части Средиземного моря» [2]. Основываясь исключительно на партнерских отношениях между Турцией, Грузией и Азербайджаном были предприняты попытки создать военные блоки по стандартам НАТО. «Формула сотрудничества должна быть восстановлена не в форме «Одна нация, два государства», а в

контексте «Одна нация, единая армия», - заявил член парламентского комитета по безопасности и обороне З. Орудж. В этом направлении существуют возможности совершенствования армии, применения стандартов НАТО, а также с ростом мощи Азербайджана увеличится его влияние в регионе» [3]. Следующий фактор, основываясь на динамике развития экономико-политических взаимоотношений между Турцией, Азербайджаном и Грузией, говорит о том, что в дальнейшем возможно усиление геополитической оси не только в экономическом плане, но и в военном. Нефтепровод объединяет три независимых республики в один союз. Через Турцию проходит огромный объем транзитного углеводорода - более 50 млн тонн нефти в год в страны южной Европы. На карте представлен пример нефтепровода, проходящего по территории Турции Западные страны видят ценность трубопровода БТД и ценность диверсификации природных ресурсов из Южного Кавказа и Центральной Азии в обход России. Геополитическая картина мира меняется постоянно, но позиция Турции как регионального нефтегазового хаба остается неизменной. Поскольку Евросоюз стремится стать менее зависимым от российского газа, необходимо развивать поставки из Центральной Азии через турецкий Южный коридор, а также увеличивать поставки с мировых рынков сжиженного природного газа (СПГ). Поиски альтернатив транспортировки нефти в обход России сегодня актуальны, как никогда ранее.

Рис. 1. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан

Позиция Казахстана

Казахстан, как союзник России в рамках ОДКБ и ЕЭК проявляет независимую позицию по отношению к Российской Федерации, подвергая критике российское руководство, и вместе с этим присоединяется к нефтепроводу Баку -Тбилиси - Джейхан. Событие, которое спровоцировало Казахстан отказаться от транспортировки газа через Новороссийск, повлекло больше материальных потерь с его стороны и со стороны России с отдельными странами Европейского Союза, чем со стороны Турции. Казахстан транспортировал большой объем газа через Новороссийск последние 20 лет. Но в геополитическую турбулентность

Казахстан изменил вектор направления от Российской стороны к коллективному Западу, тем самым потеряв доступ к основной транспортировке нефти в Европу. Казахстан является одним из ключевых поставщиков нефтепродуктов в Европейский Союз. Так как вся подходящая инфраструктура была подготовлена для транспортировки большого количества нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). «КТК - основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год» [4].

Несмотря на большие потери в транспортировке нефтепродуктов через Новороссийск, Казахстан продолжает предпринимать попытки транспортировки через убыточный для него нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Международное агентство новостей Reuters отмечает, что «таким образом Казахстан сможет продавать чуть более 30 тыс. баррелей в сутки, однако этот объем незначителен по сравнению с 1,3-1,4 млн баррелей в сутки, которые проходят по КТК» [5]. Казахстан в отличие от Турции не сумел сформировать многовекторную политику в регионе, тем самым потеряв поставки нефти в Европу, но не утратив доверия среди европейских партнеров. Вероятно, Казахстан предпринял этот шаг, исходя из долгосрочной перспективы поставлять нефть в Евросоюз. «А когда в конце 2022 года вступит в силу эмбарго Евросоюза на российскую нефть, роль этой центральноазиат-ской страны в снабжении не только Германии, но и всего Евросоюза может значительно вырасти. В 2019 году, перед пандемией коро-навируса, Казахстан с долей в 7,65% уже вошел в пятерку важнейших поставщиков нефти в Евросоюз, немного опередив даже Саудовскую Аравию и США» [6]. С момента независимости Казахстана

западные страны активно принимали участие в инвестиционных проектах для улучшения нефтегазовой и социальной жизни в стране. Из-за того, что Казахстан входил в состав СССР, все нефтегазовые маршруты шли через Россию, что давало ей дополнительное влияние. С момента распада СССР и до сегодняшнего дня основной целью западных стран была переориентация нефтегазовых потоков из ЦА в Европу в обход России.

Казахстан не хочет терять западных союзников, поэтому в условиях коллективного давления на Россию вынужден поддерживать санкции и обвинять Россию в нарушении международных норм. Одновременно руководство Казахстана осознает, что страна глубоко интегрирована с экономикой России и потребуются десятилетия, чтобы уйти от российской зависимости, при этом вновь оказаться зависимым теперь уже от западных стран. Поэтому в настоящее время действия Казахстана являются не практичными, а больше показными для западных «партнеров». Для Казахстана сотрудничество в сфере транспортировки нефти через Турцию крайне актуально на сегодняшний день. Турция - единственная республика, которая имеет возможность сбыта нефти в Европу и США в обход Новороссийска.

Список литературы

I. Гурьев А.А. Геополитический ракурс нефтепровода Баку-Тбили-си-Джейхан // URL: http://www.iimes.ru/?p=3692 (дата обращения:

II.09.2022)

2. Телегина Е., Халова Г. Энергетическая политика Турции на современном этапе // Энергетическая Политика. 2021. № 9 (163). С. 42-49.

3. Алиев М. Азербайджан и Турция приступили к созданию единой армии // URL: https://inosmi.ru/20130809/211734545.html (дата обращения: 11.09.2022)

4. Игнатьева А. Отгрузка нефти на терминале КТК идет в плановом режиме // URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/750147-otgruzka-nefti-na-terminale-ktk-idet-v-planovom-rezhime/ (дата обращения: 12.09.2022)

5. Мельникова М. Reuters: Казахстан будет продавать нефть по азербайджанскому трубопроводу в обход России // URL: https://rtvi.com/ news/reuters-kazahstan-budet-prodavat-neft-po-azerbajdzhanskomu-truboprovodu-v-obhod-rossii/ (дата обращения: 12.09.2022)

6. Гурков А., Бушуев М. Россия закручивает Казахстану гайки на нефтяной трубе // URL: https://forbes.kz/massmedia/rossiya_ zakruchivaet_kazahstanu_gayki_na_eksportnoy_neftyanoy_trube (дата обращения: 11.09.2022)

PETROV Nikolai D. - Applicant of the Moscow State Regional University. Address: Russian Federation, 105005, Moscow, st. Radio, 10 A, building 1. E-mail: niko.petrov355@gmail.com

Keywords: Baku-Tbilisi-Ceyhan oil pipeline, geopolitical turbulence, sanctions, oil, Turkey, Kazakhstan, international cooperation.

TURKISH COOPERATION WITH KAZAKHSTAN IN OIL TRANSIT IN CONDITIONS OF GEOPOLITICAL INSTABILITY

Annotation

Over the past few years, the Turkish leadership has established itself as a talented mediator in all economic, political and geopolitical issues. Taking advantage of its unique geographic location on the world map, Turkey undertakes mediation services in resolving the conflict in Ukraine and provides support in the transportation of Kazakh oil through the Turkish city of Ceyhan. In addition to "partner" services, Turkey is trying to become an oil and gas hub. It was noted that in the future, if Kazakhstan begins to transport oil through Baku-Tbilisi-Ceyhan, this will significantly affect the geopolitical map of the world. This is facilitated by many geopolitical factors, such as ensuring the diversification of energy supplies to Turkey from the countries of Central Asia to Europe.

References

1. Guriev A.A. Geopolitical perspective of the Baku-Tbilisi-Ceyhan oil pipeline // URL: http://www.iimes.ru/?p=3692 (accessed: 11.09.2022)

2. Telegina E., Halova G. Energy policy of Turkey at the present stage // Energy Policy. 2021. No. 9 (163). pp. 42-49.

3. Aliyev M. Azerbaijan and Turkey have begun to create a single army // URL: https://inosmi.ru/20130809/21 1734545.html (accessed: 11.09.2022)

4. Ignatieva A. Oil shipment at the CPC terminal is proceeding as planned // URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/750147-otgruzka-nefti-na-terminale-ktk-idet-v- planovom-mode/ (accessed: 12.09.2022)

5. Melnikova M. Reuters: Kazakhstan will sell oil through the Azerbaijani pipeline bypassing Russia // URL: https://rtvi.com/news/reuters-kazahstan-budet-prodavat-neft-po-azerbajdzhanskomu-truboprovodu-v-obhod -rossii/ (accessed: 12.09.2022)

6. Gurkov A., Bushuev M. Russia is tightening the nuts on the oil pipe to Kazakhstan // URL: https://forbes.kz/massmedia/rossiya_zakruchivaet_ kazahstanu_gayki_na_eksportnoy_neftyanoy_trube (accessed: 11.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.