Научная статья на тему 'Турецкий подход к укреплению государственности на Палестинских территориях в 2000-2010-х годах'

Турецкий подход к укреплению государственности на Палестинских территориях в 2000-2010-х годах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / TURKEY / ПАЛЕСТИНСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / PALESTINIAN TERRITORIES / ТУРЕЦКОЕ АГЕНТСТВО ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ И РАЗВИТИЮ / TURKISH INTERNATIONAL COOPERATION AND DEVELOPMENT AGENCY / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВОСТРОИТЕЛЬСТВО / "АНКАРСКИЙ ФОРУМ" / NATIONAL CAPACITY-BUILDING / STATE-BUILDING / ANKARA FORUM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Алтунай Илгар Кызы

В начале XXI в. роль Турецкой Республики на Ближнем Востоке существенно возросла. Активизация внешней политики страны была тесно связана с ее участием в урегулировании региональных вопросов и застарелых конфликтов, в том числе палестино-израильского. В 2000-2010-х годах пропалестинская позиция Турции особенно укрепилась, а вопросы содействия развитию Палестинских территорий стали занимать все более важное место в ее ближневосточной политике. В данной статье изучена эволюция турецко-палестинского взаимодействия по широкому кругу вопросов, начиная с экономического восстановления и государствостроительства и заканчивая реформированием сектора безопасности и решением острых гуманитарных проблем региона. Особое внимание уделено рассмотрению роли Турции в развитии палестино-израильского экономического сотрудничества. В этой связи автор обращается к изучению деятельности Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию и «Анкарского форума», в частности, в рамках проекта «Промышленность ради мира». Данная инициатива была нацелена на ревитализацию промышленной зоны Эрез и позиционировалась Турцией как пример реализации проекта по развитию, учитывающего риски возникновения конфликта. Однако в связи с ухудшением международной обстановки на Ближнем Востоке во второй половине 2000-х годов эта и другие масштабные инициативы Анкары в регионе столкнулись с непредвиденными трудностями. В итоге турецкое правительство перенесло акцент с экономических программ на меры по содействию укреплению государственности и сектора безопасности, реализуемые преимущественно в форме локальных проектов, максимально учитывающих нужды местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkey’s Approach to State-Building in the Palestinian Territories in the 2000s and 2010s

The 21st century witnessed a significant expansion of the Republic of Turkey’s role in the Middle East. Ankara’s re-emergence on the regional political stage was closely linked to its increasing engagement in resolution of regional issues and protracted conflicts, particularly, the conflict between the Palestinians and Israel. Pro-Palestinian stance of Turkey consolidated further in 2000-2010, when development assistance to the Palestinian Territories has become an increasingly important aspect of the Republic’s Middle Eastern policy. This paper examines the evolution of the Turkish-Palestinian cooperation on a range of issues from economic recovery and statebuilding to security sector reform and addressing the most urgent humanitarian challenges in the region. Special attention is paid to the role of Turkey in the development of the Palestinian-Israeli economic cooperation. In this connection the author focuses on the work of the Turkish Cooperation and Coordination Agency (TIKA) and of the so-called Ankara Forum, particularly, in the framework of the ‘Industry for Peace’ project. Turkey sought to revitalize the Erez industrial zone and positioned it as an example of a successful implementation of the conflict-sensitive development project. However, in the view of a deterioration of international situation in the Middle East in the second half of the 2000s this and other large-scale regional initiatives of the Republic of Turkey faced some unexpected challenges. As a result the Turkish government has shifted the focus of its assistance from economic programs to capacity-building and strengthening security sector through local projects sensitive to the needs of the local population.

Текст научной работы на тему «Турецкий подход к укреплению государственности на Палестинских территориях в 2000-2010-х годах»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. № 4

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗВИТИЕ

А.И. Алиева*

ТУРЕЦКИЙ ПОДХОД

К УКРЕПЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

НА ПАЛЕСТИНСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ В 2000-2010-х ГОДАХ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В начале XXI в. роль Турецкой Республики на Ближнем Востоке существенно возросла. Активизация внешней политики страны была тесно связана с ее участием в урегулировании региональных вопросов и застарелых конфликтов, в том числе палестино-израильского. В 2000— 2010-х годах пропалестинская позиция Турции особенно укрепилась, а вопросы содействия развитию Палестинских территорий стали занимать все более важное место в ее ближневосточной политике. В данной статье изучена эволюция турецко-палестинского взаимодействия по широкому кругу вопросов, начиная с экономического восстановления и государствостроительства и заканчивая реформированием сектора безопасности и решением острых гуманитарных проблем региона. Особое внимание уделено рассмотрению роли Турции в развитии палестино-израильского экономического сотрудничества. В этой связи автор обращается к изучению деятельности Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию и «Анкарского форума», в частности, в рамках проекта «Промышленность ради мира». Данная инициатива была нацелена на ревитализацию промышленной зоны Эрез и позиционировалась Турцией как пример реализации проекта по развитию, учитывающего риски возникновения конфликта. Однако в связи с ухудшением международной обстановки на Ближнем Востоке во второй половине 2000-х годов эта и другие масштабные инициативы Анкары в регионе столкнулись с непредвиденными трудностями. В итоге турецкое правительство перенесло акцент с экономических программ на меры по содействию укреплению государственности и сектора безопасности, реализуемые

* Алиева Алтунай Илгар кызы — младший научный сотрудник факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Центра проблем безопасности и развития ФМП МГУ (e-mail: altunay.i.aliyeva@gmail.com).

** Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 17-37-01018.

преимущественно в форме локальных проектов, максимально учитывающих нужды местного населения.

Ключевые слова: Турция, Палестинские территории, Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию, содействие международному развитию, укрепление государственности, государствостроительство, «Ан-карский форум».

В конце 2017 г. мир всколыхнула неожиданная новость: 6 декабря президент США Дональд Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе американского посольства из Тель-Авива в священный город. Исламский мир встретил эту новость крайне негативно. Не осталась в стороне и Турция. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что своим решением США пересекли «красную черту» для всех мусульман, и пригрозил разрывом дипломатических отношений с Израилем. На внеочередном саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), проходившем 13 декабря в Стамбуле, лидер Турции призвал международное сообщество признать Восточный Иерусалим «оккупированной» столицей Государства Палестина1. На следующий день, 14 декабря 2017 г., правительство Турции подписало с Палестинской национальной администрацией (ПНА) соглашение о предоставлении последней 10 млн долл. в виде прямой поддержки бюджета для укрепления институционального потенциала в целях поддержания социального и экономического развития Палестинских территорий2.

Подобным решениям турецкого правительства, однако, не приходится удивляться. С одной стороны, сегодня Турецкая Республика известна в мире как один из самых активных «новых» доноров, стремительно наращивающих объемы сотрудничества с развивающимися странами [Алиева, 2017]. С другой стороны, она воспринимает Палестину как полноценного субъекта международного права еще с момента принятия Палестинской декларации о независимости в 1988 г. и не первый год оказывает ей помощь в области развития. По сообщению Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (Türk i§birligi ve Kalkinma Ajansi, TiKA), всего за 2005—2016 гг. Турция предоставила сектору Газа и Западному берегу реки Иордан помощь в размере 375 млн долл.3 Основные ее по-

1 ÜT'den Kudüs ifin tarihi karar: Dogu Kudüs Filistin Devleti'nin ba^kenti ilan edilmi^tir // TRT Haber. 13.12.2017.

2 Türkiye Cumhuriyeti Hükümeti ile Filistin Devleti Hükümeti Arasinda Hibe Yürür-lüge Girmesi Hakkinda Karar - 2017/10900 // Resmi Gazete. 14.12.2017. Available at: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2017/12/20171214-1.pdf (accessed: 30.12.2017).

3 Türkiye Kalkinma Yardimlari Raporu (2005-2016) // Türk ijbirligi ve Kalkinma Ajansi (TIKA). Ankara.

токи направляются на проектное и программное финансирование в социальной сфере и оказание гуманитарной и технической помощи.

Однако о турецкой политике в области оказания помощи развитию Палестинским территориям известно мало. Научных работ, поднимавших эту тему, также немного. В российской научной литературе внимание уделяется в первую очередь вопросам взаимодействия Турецкой Республики и Израиля. Именно через рассмотрение взаимоотношений двух государств можно сформировать определенное представление о палестинской стратегии Турции [Глазова, 2012; Иванова, 2012; Иванова, 2017; Корицкий, 2012; Сулей-манов, 2012]. Более подробный анализ турецко-палестинских отношений можно найти в работах турецких ученых. Многие из этих трудов носят общий характер и не акцентируют внимание на вопросах содействия развитию и укреплению государственности на Палестинских территориях [см., например: Altuni§ik, 2000; Arbell, 2014; Balci, Karda§, 2012]. Из большого массива научных работ по турецко-израильским и турецко-палестинским отношениям только часть затрагивают данные проблемы [Aras, 2009; Aras, Polat, 2007; Bolme, 2007, 2009; Ertosun, 2017; £uhadar Gürkaynak, 2007; Mah-mat, 2016; Ozcan, 2008]. Они же представляют для нашего исследования наибольшую ценность, позволяя дополнить сведения, почерпнутые из турецких источников.

Целью настоящей статьи стало изучение специфики подхода Турецкой Республики к содействию развитию на Палестинских территориях. Представляется также важным проанализировать опыт этой страны в укреплении палестинской государственности, рассмотреть комплекс мероприятий, направленных на достижение этой цели, а также основные трудности, с которыми Турции приходилось

сталкиваться в реализации соответствующих программ и проектов.

* * *

Основа современных турецко-палестинских отношений стала закладываться с принятием Соглашений в Осло. Однако взаимодействие сторон на первых порах было не слишком интенсивным, поскольку в 1990-е годы Турция установила с Израилем тесное политическое, экономическое и военно-техническое сотрудничество [Глазова, 2012: 50-54; Altuni§ik, 2000; Sinkaya, 2011: 88-89].

С 1992 г. Турция принимала участие в работе международных групп, деятельность которых была связана с мирным процессом, в частности, касалась проблем экономического развития, вопросов водной политики и контроля над вооружением. В Анкаре ожидали, что ближневосточный мирный процесс усилит региональное сотрудничество в области экономики и создаст новые возможности

для торговли и инвестиций [Sayari, 1997: 50], поэтому важным для ее ближневосточной политики событием стало учреждение в июле 1994 г. Советом по внешнеэкономическим связям (Di§ Ekonomik Ili§kiler Kurulu, DEIK) и Ассоциацией палестинских предпринимателей Турецко-палестинского делового совета. Помимо своей основной деятельности совет развивал двустороннее сотрудничество в строительном секторе, вопросах развития инфраструктуры, а также обеспечивал палестинцев строительными материалами, продовольствием и медикаментами4. С середины 1990-х годов Турецкая Республика также содействовала развитию Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Средства поступали по правительственным каналам или по линии Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и Всемирной продовольственной программы ПНА и направлялись на реализацию проектов в области развития, здравоохранения, образования, управления государственными финансами, укрепления институционального потенциала, безопасности, туризма и сельского хозяйства5.

Турция активно участвовала и в обеспечении безопасности на Палестинских территориях. В 1997 г. она присоединилась к Временному международному присутствию в Хевроне (ВМПХ; Temporary International Presence in Hebron, TIPH)6. Миссия международных наблюдателей была создана в соответствии с резолюцией № 904 (1994) Совета Безопасности ООН для мониторинга вывода израильских войск из города и передачи этого района ПНА. В ВМПХ также вошли Дания, Италия, Швейцария и Швеция; руководила ею Норвегия. От международных наблюдателей требовалось «укреплять у палестинцев Хеврона чувство безопасности, <...> содействовать стабильности и создавать благоприятные условия для повышения их [палестинцев Хеврона. — А.А.] благосостояния и экономического развития»7. Вхождение в число участников мис-

4 Turkiye-Filistin Konseyi // DEIK. Available at: https://www.deik.org.tr/turkiye-ortadogu-ve-korfez-is-konseyleri-turkiye-filistin-is-konseyi (accessed: 20.12.2017).

5 Turkey's political relations with the State of Palestine // MFA, Republic of Turkey. Available at: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-the-palestinian-national-authority.en.mfa (accessed: 20.12.2017).

6 В 1997 г. на основании Хевронских соглашений, подписанных Израилем, Организацией освобождения Палестины и Соединенными Штатами Америки, город Хеврон делился на две части — зону H1 (палестинскую — 80%) и зону H2 (израильскую - 20%).

7 Agreement on Temporary International Presence in the City of Hebron. 21 January 1997 // Peacemaker. United Nations. Available at: http://peacemaker.un.org/sites/peacemaker. un.org/files/IL%20PS_970121_Agreement%20on%20Temporary%20International%20 Presence%20in%20the%20City%20of%20Hebron%20(II).pdf (accessed: 20.12.2017).

сии Турции — единственной мусульманской страны в этой группе — было рассчитано также на повышение доверия местного населения к работе миссии. Впрочем, несмотря на это, до конца ХХ в. палестинское направление не было приоритетным в ближневосточной политике Анкары.

Отношения Турции с Палестиной (равно как и с Израилем) претерпели изменения после второй интифады (2000), в результате которой со стороны турецкой общественности и властей в адрес Израиля посыпались жесткие обвинения, а палестинский вопрос прочно закрепился в политической повестке дня Анкары. Следующей вехой стал приход в 2002 г. к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). В период ее правления страна сосредоточилась на решении региональных вопросов, в том числе на урегулировании палестино-израильского конфликта. При этом про-палестинская позиция Турции стала проявляться интенсивнее [см., например: ЬаггаЪее, 2007]. ПСР активно участвовала в процессе национального примирения палестинцев путем налаживания диалога между ФАТХ и ХАМАС8.

Помимо принципа «двух государств для двух народов» власти Турецкой Республики активно продвигали идею о необходимости скорейшего разрешения ближневосточного конфликта. Поддерживало эту мысль также военное руководство страны [Токзб2, 2009: 88]. Обращение к сайту Министерства иностранных дел Турции позволяет получить представление о том, как турецкое правительство стремилось преподнести широкой мировой общественности свою политику в отношении Палестинских территорий. В вопросах развития и стимулирования мирного процесса обязательным условием указывалось обретение Палестиной полной самостоятельности за счет улучшения условий жизни людей и обеспечения работоспособности и устойчивости социально-экономической инфраструктуры будущего государства. Содействие экономическому развитию Палестинских территорий представлено в документах как интегральный компонент турецкой политики по решению «палестинской проблемы». Наличие этого измерения, как считают в Анкаре, должно привести к успеху в ближневосточном мирном процессе9.

С принятием плана «Дорожная карта» Турция сама стала предлагать новые форматы взаимодействия Израиля и ПНА, иниции-

8 После победы ХАМАС на выборах в Палестинский национальный совет в 2006 г. стороны не сумели договориться о распределении государственной власти в Газе и на Западном берегу, что дало начало многолетнему вооруженному конфликту. Перемирие было объявлено только в апреле 2014 г.

9 Turkey's political relations with the State of Palestine // MFA, Republic of Turkey. Available at: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-political-relations-with-the-palestinian-national-authority.en.mfa (accessed: 20.12.2017).

ровав в конце 2003 г. переговоры с израильской и палестинской сторонами. Велись они главой Союза торговых палат и бирж Турции (Turkiye Odalar ve Borsalar Birligi, TOBB) Рифатом Хисарджыклыоглу. Почти тогда же — 24 декабря 2003 г. — Турция обнародовала «План действий по Палестине», который должен был способствовать выполнению «Дорожной карты» и содействовать мирному процессу в регионе. Инициатива Анкары была нацелена на обеспечение базовых потребностей населения и нормализацию общественной жизни на Палестинских территориях [Ozcan, 2008: 128]. К ее реализации привлекались турецкие неправительственные организации и частный сектор. Для контроля за выполнением «Плана действий по Палестине» в мае 2004 г. даже была учреждена должность координатора по экономическому и социальному сотрудничеству с Палестиной10. На этот пост был назначен бывший депутат «Партии Отечества» Вехби Динчерлер. Стремясь создать благоприятные условия для оказания помощи Палестинским территориям, в декабре того же года турецкое правительство заключило с ПНА соглашение о предоставлении гранта в размере 900 тыс. долл. на поддержку малых и средних проектов в социальной и экономической сферах11. Министерство иностранных дел Турции и Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию в партнерстве с Фондом исследований экономической политики Турции (Turkiye Ekonomi Politi-kalari Araçtirma Vakfi, TEPAV), основанным в декабре 2004 г. при поддержке Союза торговых палат и бирж, взяли на себя ответственность за координацию и технический анализ будущих проектов, создание правовой инфраструктуры, строительные работы, а также за привлечение инвесторов и местного населения.

Наконец, спустя два года удалось запустить уникальный проект по содействию экономическому сотрудничеству между Палестиной, Израилем и Турцией, более известный как «Анкарский форум» (Ankara Forum for Economic Coopération Between Palestine, Israël and Turkey). Старт ему был дан в апреле 2005 г. в Анкаре представителями Союза торговых палат и бирж Турции, Торгово-промышленной и Сельскохозяйственной палат Палестины и Ассоциации промышленников Израиля. Председателем Форума был назначен Р. Хисарджыклыоглу. Было образовано два комитета: первый ориентировался на развитие туризма в Газе, второй отвечал за выполнение проекта, получившего название «Промышленность ради

10 Personel ve Prensipler Genel Mudurlugu. Sayi: B.02.0.PPG.0.12-320-7280. 25 Mayis 2004 // T.C. Ba^bakanlik. Available at: https://www.basbakanlik.gov.tr/genelge_ pdf/2004/2004-0320-07280.pdf (accessed: 20.12.2017).

11 Такие соглашения были заключены также в июле 2006 г. и ноябре 2007 г. — 1 и 1,1 млн долл. соответственно.

мира» (Bari§ i?in Sanayi). Инициатива Союза торговых палат и бирж была нацелена на ревитализацию промышленной зоны Эрез, расположенной на границе Израиля и Газы. До вывода израильских войск в рамках плана одностороннего размежевания она служила местом делового общения палестинцев и израильтян. Более 200 компаний обеспечивали работой 5—6 тыс. жителей Газы. Однако из промышленной зоны вместе с военными ушли и все предприятия. Палестинцы автоматически лишились не только рабочих мест, но и выхода на израильский рынок, а с ним — на международные торговые площадки.

Проект «Промышленность ради мира», по мнению доцента факультета политологии Билькентского университета (Турция) Э. Чу-хадар-Гюркайнак, стала хорошим примером реализации на практике программы развития с учетом рисков возникновения конфликта (conflict sensitive development project). Подобные проекты помимо собственно помощи развитию включают разные механизмы по трансформации существующего противостояния. При их выполнении можно ожидать «двойной выигрыш»: структурные и/или институциональные улучшения на местах — экономическое развитие и институциональное строительство, а также содействие безопасности и налаживание отношений между конфликтующими сторонами. По мнению Э. Чухадар-Гюркайнак, подобные проекту Союза торговых палат и бирж инициативы в области развития способствуют миростроительству и предотвращению конфликтов [£uhadar-Gurkaynak, 2007: 105-107].

Экономическая инициатива «Промышленность ради мира» должна была стать площадкой для регулярных встреч представителей деловых кругов Израиля и Палестинских территорий. В Анкаре верили, что проект создаст условия для установления доверительных отношений между представителями двух общин и гарантирует решение не только экономических, но и долгосрочных политических задач. Поддерживаемый правительством проект в случае успеха позволил бы Турции завоевать авторитет на международной арене. Палестина приобретала бы новые экономические возможности, а уровень доходов ее населения стал бы расти. В правительственных кругах Турции считали, что проект также заинтересует израильскую сторону: экономическое развитие способствовало бы снижению влияния палестинцев-экстремистов на мирных жителей, а с ними — и на безопасность Израиля [Altuni§ik, £uhadar, 2010: 382; Boz^ali^kan, 2006].

Вслед за объявлением о начале работы «Анкарского форума» последовала новость об открытии в Рамалле офиса TiKA (май 2005 г). Содействие развитию Палестинских территорий отныне офици-

ально закреплялось как часть ближневосточной политики Турции. Главными целями TIKA становились обеспечение мира и стабильности в регионе и содействие образованию независимой Палестины. Определялись два приоритетных направления работы Агентства. К первому относились усилия по развитию человеческого потенциала и укреплению государственности будущей Палестины, ко второму — оказание необходимой ей гуманитарной помощи12.

Результаты работы в сфере содействия развитию Палестинских территорий не заставили себя ждать. Объемы турецкой помощи существенно выросли: если в 2004 г. она составляла 2,3 млн долл., то через год увеличилась почти в 5 раз — до 11,16 млн долл. С появлением офиса TIKA стало расти число проектов и программ по развитию. Только за 2005 г. Агентство выполнило на Ближнем Востоке 17 проектов, из них 10 были направлены на поддержку Палестинских территорий13, как правило, в виде гуманитарной помощи и проектного финансирования в таких областях, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, развитие малого и среднего бизнеса.

Важно и то, что TIKA оказывало также техническую помощь. Турция содействовала обучению палестинских специалистов из различных областей — здравоохранения, образования, социальных служб, банковского дела, сельского и промышленного производства. Часть проектов были ориентированы на поддержку «Анкар-ского форума». Турецкие специалисты делились с палестинцами своим опытом в области коммерции, технической помощи, управления и эксплуатации промышленных парков и свободных зон14. Так, в сентябре 2005 г. была запущена программа по повышению квалификации сотрудников Палестинского управления промышленных парков и свободных зон (Palestinian Industrial Estates and Free Zones Authority, PIEFZA), представителей различных палат и министерств ПНА.

Стоит отметить, что для TIKA весьма характерно привлечение к работе других правительственных ведомств Турции. Ярким примером может служить учебная программа для ПНА, организованная Агентством совместно с Центральным банком, Подсекретариатом Казначейства и Министерством финансов Турецкой Республики для обучения палестинских специалистов выработке и реализации политики государственных заимствований и особенностям денежной политики. Проект был направлен на подготовку экспертов по

12 TIKA Faaliyet Raporu (2005) // TIKA. P. 171.

13 Ibid. P. 155.

14 TOBB-BIS. Industry for Peace Initiative // TEPAV-EPRl. Ankara. P. 12.

бюджетным, проектным и другим финансовым вопросам15. Для ПНА это было особенно важно в связи с необходимостью формирования институциональной структуры в подконтрольных территориях.

Занималась Турция обучением и профессиональной переподготовкой палестинских госслужащих. Например, в 2005 г. в Палестину была направлена комиссия Т1КА. В состав делегации также вошли сотрудники Организации государственного планирования Турции. Для 15 специалистов из правительства ПНА16 были проведены курсы по анализу и оценке проектов, стратегическому планированию, моделированию потенциала и структурным реформам17.

Не менее важным направлением работы Турецкой Республики стали обучение и подготовка палестинских сил безопасности и правоохранительных органов. Т1КА сообщало, что уже к 2006 г. свыше 60 палестинских полицейских прошли курсы по защите особо важных персон и тренинг по проведению спецопераций. Программа была организована Т1КА совместно с Генеральным директоратом безопасности Турции18.

Анкара также старалась привлечь внимание мировой общественности к проблемам безопасности на Палестинских территориях. Важным для ее внешней политики стала международная Берлинская конференция в поддержку укрепления палестинских сил гражданской безопасности и правопорядка (24 июня 2008 г.). Поднимавшиеся на ней вопросы касались финансирования и подготовки палестинских полицейских кадров и силовых служб, а также программ и проектов для развития и усовершенствования необходимой инфраструктуры. Присутствоваший на встрече министр иностранных дел Турции Али Бабаджан озвучил позицию своего правительства. Основными задачами объявлялись содействие образованию палестинского государства и укрепление его потенциала благодаря обеспечению безопасного сосуществования с Израилем, а также созданию палестинцами собственной гражданской полиции и судебной системы19.

15 TiKA Faaliyet Raporu (2005) // TiKA. P. 172—173.

16 В группу вошли 8 сотрудников Министерства экономики, 2 — Министерства местного самоуправления, 2 — Министерства национального образования и 3 специалиста Палестинского экономического совета по развитию и реконструкции (PECDAR).

17 TiKA Faaliyet Raporu (2005) // TiKA. P. 172.

18 TiKA Faaliyet Raporu (2006) // TiKA. P. 247.

19 'Amacimiz Filistin devletinin kurulu^u' // CNN Turk. 24.06.2008. Available at: https://www.cnnturk.com/2008/dunya/06/24/amacimiz.filistin.devletinin.kurulusu/ 473535.0/index.html (accessed: 20.12.2017).

В последущие годы внимание к вопросам безопасности и мира в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан со стороны турецкого руководства только возрастало. Со второй половины 2000-х годов палестинские полицейские и сотрудники спецслужб проходили подготовку в рамках совместной инициативы TÍKA, Генерального директората безопасности Турции и Полицейской академии — «Проекта по международному сотрудничеству в области подготовки полицейских» (Uluslararasi Polis Egitimi í§birligi Projesi). Вовлечение палестинцев происходило еще на ранних этапах запуска проекта — в 2008—2009 гг. Помимо этого Главным управлением безопасности ПНА и Генеральным директоратом безопасности Турции была организована переподготовка сотрудников Палестинской гражданской полиции. За два года (2009—2011) обучение прошли в общей сложности около 760 сотрудников палестинских силовых служб20.

Турецкая Республика продолжала работать и во Временном международном присутствии в Хевроне, где ее роль заметно возросла. Направлявшиеся ею специалисты имели опыт службы в полиции, армии или государственных структурах. Помимо английского от них требовалось владение арабским языком — это должно было облегчать налаживание контактов с местным населением. Высокий профессионализм наблюдателей из Турции и серьезное отношений властей республики к миссии неоднократно отмечались руководством ВМПХ. В 2012 г. тогдашний ее глава Оддвар Мидткандал констатировал возросшую симпатию палестинцев именно к турецким полицейским21.

Однако нерешенность ближневосточного вопроса и постоянные угрозы эскалации палестино-израильского конфликта негативно сказывались на инициативах Турции на Западном берегу и в секторе Газа. С этими трудностями турки столкнулись еще в августе 2006 г., когда зона Эрез также пострадала во время вооруженного противостояния. Проект оказался на грани срыва, но его руководитель Рифат Хисарджыклыоглу, несмотря на сложность ситуации, объявил о решении Турции инвестировать 100 млн долл. для восстановления зоны. Участники четвертой встречи «Анкарского форума» (15 января 2007 г.) заявили о намерении продолжить работу над проектом.

Вместе с тем внимание мировой общественности к деятельности Форума только усиливалось. В марте 2007 г. пятая встреча про-

20 TÍKA Faaliyet Raporu (2009) // TÍKA. P. 150.

21 Turkish police win hearts of Palestinians // Turkishny.com. 25.07.2012. Available at: http://www.turkishny.com/english-news/5-english-news/95898-turkish-police-win-hearts-of-palestinians (accessed: 20.12.2017).

ходила уже в стенах американского Конгресса, были приглашены представители Всемирного банка и Торгово-промышленной палаты США. Интересно отметить, что в июне того же года директор Всемирного банка по Западному берегу и сектору Газа Д. Крейг объявил о намерении присоединиться к инициативе «Промышленность ради мира», отказавшись при этом от сотрудничества с Рабочей группой по развитию частного сектора (The Private Sector Working Group, PSWG)22. Интеграцию в проект Союза торговых палат и бирж Турции он объяснил тем, что с начала 2006 г. группа Всемирного банка не могла вести эффективную работу из-за политической нестабильности на местах23.

Вскоре и Анкаре, и инвесторам пришлось вновь убедиться в хрупкости и нестабильности обстановки на Палестинских территориях. Летом 2007 г. власть в Газе перешла в руки ХАМАС, Израиль установил частичную экономическую блокаду сектора. Это обстоятельство и соображения безопасности стали подталкивать участников «Анкарского форума» на поиски иных путей реализации ранее намеченных планов. В сентябре 2007 г. на его шестой встрече было принято решение о запуске аналогичного проекта, но уже на Западном берегу реки Иордан. В качестве новой промышленной зоны рассматривались два варианта: район города Таркумии, расположенного к северо-западу от Хеврона, и окрестности города Дженина на севере Западного берега24. Решение было поддержано высшим руководством всех трех сторон — президентами Турции (Абдулла Гюль) и Израиля (Шимон Перес) и главой ПНА (Махмуд Аббас). В ноябре 2007 г. было заключено соглашение, в котором участники выразили готовность создать крупную промышленную зону на Западном берегу реки Иордан в районе Таркумии [см. подробнее: Иванова, 2017: 234—235]. «Предоставление работы 150 тысячам человек на Западном берегу эффективнее повлияет на мирный процесс, чем 15 тысяч [единиц. — А.А.] оружия», — резюмировал израильский президент25.

О ключевой роли Турции в содействии развитию и укреплению государственности на Западном берегу и в Газе было сказано на

22 Группа была создана в 2005 г. по инициативе Всемирного банка с целью привлечь к сотрудничеству палестинских и израильских бизнесменов.

23 World Bank Private Sector Working Group decides to integrate itself into the Ankara Forum // TEPAV. 22.06.2007. Available at: http://www.tepav.org.tr/en/ haberler/s/1087 (accessed: 20.12.2017).

24 Joint Declaration of the Sixth Meeting of the Ankara Forum East Jerusalem, 4 September 2007 // TEPAV. Available at: http://www.tepav.org.tr/upload/files/haber/ 1252654505r8838.Joint_Declaration_of_the_Sixth_Meetmg_of_the_Ankara_Forum_ East_Jerusalem.pdf (accessed: 21.12.2017).

25 Perez ve Abbas Ankara'da // BBC Turkish. 12.11.2007.

Международной конференции доноров в поддержку палестинского государства, проходившей 17 декабря 2007 г. в Париже. Встреча стала продолжением мирного процесса, начавшегося еще на конференции в Аннаполисе 25—26 ноября 2007 г., и собрала представителей 90 стран и международных организаций, готовых обеспечить ПНА финансовой поддержкой. Сама администрация рассчитывала собрать 5,6 млрд долл., как об этом заявлялось, на реализацию проектов по улучшению условий жизни палестинцев и финансирование бюджета. Премьер-министр ПНА Салям Файяд представил план реформ и развития на 2008—2010 гг. Участники конференции приветствовали предложенную повестку, одобрил ее и турецкий делегат — министр иностранных дел Али Бабаджан. Он отметил, что обязательными условиями для устойчивого экономического развития являются в первую очередь верховенство закона, надлежащее управление и сильные государственные институты. Министр сообщил о готовности его страны предоставить ПНА для этих целей помощь в размере 150 млн долл.26

Однако проблемы безопасности и политической нестабильности продолжали вносить свои корректировки в планы участников «Анкарского форума» и турецкого правительства. События декабря 2008 г., связанные с военной операцией Израиля в Газе, заставили руководство Турции отказаться от частично выполненного проекта по ревитализации промышленной зоны Эрез. Начиная с 2009 г. практически на всех уровнях турецко-израильских отношений наблюдался стремительный рост напряженности, сопровождавшийся громкими скандалами и взаимными упреками [см. подробнее: Иванова, 2012: 114-125; Корицкий, 2012: 38-41].

С февраля 2010 г. был утвержден план работы над развитием индустриальной зоны Дженин на Западном берегу. В турецких деловых и политических кругах давали положительную оценку новому проекту. Так, директор Фонда исследований экономической политики Турции Гювен Сак считал, что инициатива «Промышленность ради мира» уже давно из экономической превратилась в политическую. В ней он видел потенциал для палестинского го-сударствостроительства и реализации принципа «двух государств». По мнению Г. Сака, проект имел все шансы создать уникальные условия для ведения институционального диалога между заинте-

26 Address by H.E. Ali Babacan, Minister of Foreign Affairs of the Republic of Turkey, at the International Donors' Conference for the Palestinian State, Paris, 17 December 2007 // T.C. Di§i§leri Bakanligi. Available at: http://www.mfa.gov.tr/address-by-h_e_-ali-babacan_-minister-of-foreign-affairs-of-the-republic-of-turkey_-at-the-internation-al-donors_-conference.en.mfa (accessed: 21.12.2017).

ресованными сторонами, запуска промышленного развития не только отдельной области, но и всей Палестины27.

Политические разногласия между тем мешали сотрудничеству Турции и Израиля. Пропалестинская позиция Анкары в конфликте более укрепилась после событий 31 мая 2010 г., когда израильский спецназ атаковал турецкий корабль «Mavi Marmara», перевозивший гуманитарную помощь для палестинцев. В результате штурма корабля погибли девять человек. Ответной реакцией со стороны Турции стали отзыв своего посла из Израиля и отмена ранее запланированных совместных военных учений [Сулейманов, 2012: 123]. Турецкие власти заняли жесткую позицию: пока Израиль не принесет официальные извинения, Турция постарается изолировать его на каждой международной площадке [Din?, 2011: 75]. Из-за этого в ноябре 2013 г. Меморандум о взаимопонимании, который официально разрешал начало работ в Дженине, подписали только турецкая и палестинская стороны. Израильтяне смогли подключиться к проекту лишь после нормализации двусторонних отношений с Турцией летом 2016 г.28

Несмотря на политические трудности и связанные с ними срывы планов в экономической сфере, содействие развитию Палестинских территорий и в 2010-е годы оставалось важным направлением внешней политики Анкары. Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию увеличивало объемы помощи палестинцам. Если в 2010 г. она составляла около 28 млн долл., то к 2014 г. достигла уже 66 млн, увеличившись, таким образом, за десятилетие в 10 (!) раз29. После израильской военной операции «Несокрушимая скала», проведенной в Газе летом 2014 г., Турция сфокусировалась на предоставлении ПНА главным образом гуманитарной помощи. Осенью того же года на Международной конференции в Каире по вопросам восстановления сектора Газа турецкая делегация объявила о выделении 200 млн долл. в помощь палестинцам на реконструкцию их территории. К 2016 г. общий объем гуманитарной помощи ПНА за десятилетний период превышал 400 млн долл.30

Не прекращалась работа Турции и над программами и проектами по содействию развитию палестинского общества, его государ-

27 TEPAV Direktörü Sak: TOBB-BIS Projesi Filistin'de Kapasite Geli^tirilmesine Ili^kin Bir Projedir' // TEPAV. 15.07.2010.

28 Turkey focuses on projects in Gaza following agreement with Israel // Daily Sabah. 27.06.2016.

29 Türkiye Kalkinma Yardimlari Raporu (2010) // T1KA. Ankara, 2010; Türkiye Kalkinma Yardimlari Raporu. 2016 // T1KA. Ankara, 2017.

30 The speech delivered by Ambassador Sarni?, Consul General of Turkey in Jerusalem, at the Conference on 'Turkey and the Palestinian cause... challenges and ambitions' // Türkiye Cumhuriyeti Kudüs Ba^konsoloslugu. 09.05.2016.

ственных институтов, а также по решению проблем безопасности на Палестинских территориях. Создавались институциональные механизмы по улучшению инвестиционной среды и благоприятные условия для зарубежных инвесторов. Так, в сентябре 2012 г. палестинские специалисты и представители бизнеса участвовали в «Программе обмена опытом» (ТеегиЪе Рау1а§1ш Programl), реализованной турецким Координационным советом по улучшению инвестиционного климата ^айпш Ог1аш1ш 1у11е§11гте Коогёта8уои Киги1и)31. Все больше госслужащих обучались по программам профессиональной переподготовки. Например, в 2013-2014 гг. сотрудники Центрального бюро статистики Палестины прошли курсы повышения квалификации под эгидой Института статистики Турции. Сотрудники правоохранительных органов и служб безопасности Палестины регулярно приглашались на курсы и тренинги, организуемые в рамках «Проекта по международному сотрудничеству в области подготовки полицейских».

Таким образом, Турецкая Республика и в 2010-е годы продолжила работу над развитием палестинского общества, его государственных институтов, а также над решением проблем безопасности на Палестинских территориях.

* * *

Краткий обзор турецко-палестинских отношений в контексте содействия международному развитию позволил определить некоторые особенности политики Турции в этой области. Пример Палестинских территорий, не самый простой с точки зрения международного права, показал, что первоначально в основе турецкого подхода к укреплению государственности и урегулированию многолетнего конфликта лежала идея о первостепенной важности содействия экономическому и социальному развитию. Предоставление донорской помощи воспринималось как его дополнение. Такой подход оправдывал себя до тех пор, пока не стали возникать препятствия политического характера. Трудности, с которыми приходилось сталкиваться Турции, были связаны главным образом с угрозами безопасности в подконтрольных Палестинской национальной администрации землях и в регионе в целом. В условиях неразрешенности ближневосточного конфликта и разногласий основных политических сил выполнение поставленных задач затруднялось, а в некоторых случаях полностью прекращалось. Сворачи-

31 Turkiye Tecrube Payla^im Programi: Yatirim ortami reformlari // Yatirim Ortamini Iyile^tirme Koordinasyon Kurulu (YOIKK). Available at: http://www.yoikk.gov.tr/detay. cfm?MID=18 (accessed: 21.12.2017).

вание масштабного проекта по созданию промышленной зоны Эрез может служить тому ярким примером.

Вместе с тем донорская деятельность Турции в 2010-е годы показала, что меры по содействию развитию, укреплению государственности и системы безопасности могут приниматься без привязки к какому-либо амбициозному плану. В конкретном случае для создания промышленных зон обязательным было наличие гарантий безопасности и стабильности; для выполнения различного рода проектов по развитию таких условий у Турции не было.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиева А.И. Специфика современных подходов Турецкой Республики к оказанию помощи зарубежным государствам // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. Т. 9. № 1. С. 56—92.

2. Глазова А.В. Турецко-израильские отношения: есть ли перспектива выхода из кризиса? // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 2 (11). С. 49—62.

3. Глебова Н.С. Экономическое положение на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа (2000—2004 гг.) // Ближний Восток и современность: Сборник статей. Вып. 26. М.: Институт Ближнего Востока, 2005. С. 3—22.

4. Иванова И.И. Турецко-израильские отношения: новые тенденции развития // Турция в период правления Партии справедливости и развития / Отв. ред. Н.Ю. Ульченко, П.В. Шлыков. М.: Институт Ближнего Востока, 2012. С. 105—126.

5. Иванова И.И. Эволюция ближневосточной политики Турецкой Республики (1923—2016). М.: Аспект Пресс, 2017.

6. Корицкий А.А. Турецко-израильские отношения: взгляд из Анкары // Азия и Африка сегодня. 2012. № 5 (658). С. 37—42.

7. Сулейманов А.В. Турция, Иран и палестинский вопрос // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2012. № 1. С. 121—125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Altuni§ik M.B. The Turkish-Israeli rapprochement in the post-Cold War era // Middle Eastern Studies. 2000. Vol. 36. No. 2. P. 172—191.

9. Altuni§ik M.B., Quhadar E. Turkey's search for a third party role in Arab-Israeli conflicts: A neutral facilitator or a principal power mediator? // Mediterranean Politics. 2010. Vol. 15. No. 3. P. 371—392.

10. Aras B. Turkey and the Palestinian question // SETA Policy Brief. No. 27. January. Ankara: SETA Foundation, 2009.

11. Aras B., Polat R.K. Turkey and the Middle East: Frontiers of the new geographic imagination // Australian Journal of International Affairs. 2007. December. Vol. 61. No. 4. P. 471—488.

12. Arbell D. The US-Turkey-Israel triangle // Center for Middle East Policy. 2014. October. No. 34.

13. Balci A., Karda§ T. The changing dynamics of Turkey's relations with Israel: An analysis of 'securitization'// Insight Turkey. 2012. Vol. 14. No. 2. P. 99-120.

14. Bozgali§kan A. Turkiyenin Filistin agilimi ve Filistin Serbest Sanayi Bolgesinin canlandirilmasi projesi // Uluslararasi Ekonomik Sorunlar Dergisi. 2006. Mayis. Sayi XXI. Availabel at: http://www.mfa.gov.tr/turkiye_nin-filistin-acilimi-ve-filistin-serbest-sanayi-bolgesinin-canlandirilmasi-projesi-.tr.mfa (accessed: 06.11.2017).

15. Bolme S. Charting Turkish diplomacy // Insight Turkey. 2009. Vol. 11. No. 1. P. 23-31.

16. Bolme S. From Ankara to Annapolis: Turkey and the Middle East peace process // SETA Policy Brief. No. 5. Ankara, 2007.

17. Cuhadar-Gurkaynak E. Turkey as a third party in the Israeli-Palestinian conflict: Assessments and reflections // Perceptions. 2007. No. 12. 2007. P. 89-108.

18. Ding C. Turkey as a new security actor in the Middle East: Beyond the slogans // Perceptions. 2011. Vol. 16. No. 2. P. 61-80.

19. Ertosun E. Turkey and the Palestinian question: The shift of roles in foreign policy // Digest of Middle East Studies. 2017. Vol. 26. No. 1. P. 203-219.

20. Larrabee FS. Turkey rediscovers the Middle East // Foreign Affairs. 2007. Vol. 86. No. 4. P. 103-114.

21. Mahmat K. 10 yilin hasilasi: Filistin'de TIKA proje ve faaliyetleri (20052015) // V. Turkiye Lisansustu C ali§malari Kongresi. Bildiriler kitabi - I. 1215 Mayis. Isparta, 2016. S. 11-20.

22. Ozcan M. Harmonizing foreign policy: Turkey, the EU, and the Middle East. Hampshire and Burlington, VT: Ashgate, 2008.

23. Sayari S. Turkey and the Middle East in the 1990s // Journal of Palestine Studies. 1997. Vol. 26. No. 3. P. 44-55.

24. Sinkaya B. Gecmi§ten gunumuze Turkiye'nin Ortadogu politikasi ve Bati etkisi // ADAM Akademi. 2011. Sayi: 1. S. 79-100.

25. Toksoz I. The Turkish military's perception of instability as an external threat and terrorism // Defence Against Terrorism Review. 2009. Vol. 2. No. 1. P. 73-99.

A.I. Aliyeva

TURKEY'S APPROACH

TO STATE-BUILDING IN THE PALESTINIAN TERRITORIES IN THE 2000S AND 2010S

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The 21st century witnessed a significant expansion of the Republic of Turkey's role in the Middle East. Ankara's re-emergence on the regional political stage was closely linked to its increasing engagement in resolution of regional issues and protracted conflicts, particularly, the conflict between the Palestin-

ians and Israel. Pro-Palestinian stance of Turkey consolidated further in 2000—2010, when development assistance to the Palestinian Territories has become an increasingly important aspect of the Republic's Middle Eastern policy. This paper examines the evolution of the Turkish-Palestinian cooperation on a range of issues from economic recovery and statebuilding to security sector reform and addressing the most urgent humanitarian challenges in the region. Special attention is paid to the role of Turkey in the development of the Palestinian-Israeli economic cooperation. In this connection the author focuses on the work of the Turkish Cooperation and Coordination Agency (TIKA) and of the so-called Ankara Forum, particularly, in the framework of the 'Industry for Peace' project. Turkey sought to revitalize the Erez industrial zone and positioned it as an example of a successful implementation of the conflict-sensitive development project. However, in the view of a deterioration of international situation in the Middle East in the second half of the 2000s this and other large-scale regional initiatives of the Republic of Turkey faced some unexpected challenges. As a result the Turkish government has shifted the focus of its assistance from economic programs to capacity-building and strengthening security sector through local projects sensitive to the needs of the local population.

Keywords: Turkey, Palestinian Territories, Turkish International Cooperation and Development Agency, international development assistance, national capacity-building, statebuilding, Ankara Forum.

About the author: Altunay I. Aliyeva — Junior Research Fellow, Expert of the Center for Security and Development Studies, School of World Politics, Lomonosov Moscow State University (e-mail: altunay.i.aliyeva@gmail.com).

Acknowledgements: The research has been accomplished with a financial support from the Russian Foundation for Basic Research, project № 17-37-01018.

REFERENCES

1. Aliyeva A.I. 2017. Spetsifika sovremennykh podkhodov Turetskoy Res-publiki k okazaniyu pomoshchi zarubezhnym gosudarstvam [Modern foreign development assistance approaches of the Turkish Republic]. Moscow University Journal of World Politics, vol. 9, no.1. pp. 56—92. (In Russ.)

2. Glebova N.S. 2005. Ekonomicheskoe polozhenie na Zapadnom beregu reki Iordan i v sektore Gaza (2000—2004) [The economic situation in the West Bank and the Gaza Strip (2000—2004)]. Blizhniy Vostok i sovremennost', iss. 26. Moscow, IV RAN, IBV Publ. (In Russ.)

3. Glazova A.V 2012. Turetsko-izrail'skie otnosheniya: est' li perspektiva vykhoda iz krizisa? [Turkish-Israeli relations: Are there any prospects to overcome crisis?]. Problemy natsional'noi strategii, no. 2. (11), pp. 49—62. (In Russ.)

4. Ivanova I.I. 2012. Turetsko-izrail'skie otnosheniya: novye tendentsii raz-vitiya [Turkish-Israeli relations: New development trends]. In Ul'chenko N.Yu., Shlykov P.V. (eds.). Turtsiya v period pravleniya Partii spravedlivosti i razvitiya [Turkey during Justice and Development Party rule]. Moscow: Institute of Near Eastern Studies Publ., pp. 105—126. (In Russ.)

5. Ivanova I.I. 2017. Evolyutsiya blizhnevostochnoy politiki Turketskoy Res-publiki (1923—2016) [Evolution of the Middle Eastearn policy of the Republic of Turkey (1923-2016)]. Moscow, Aspekt Press. (In Russ.)

6. Koritskii A.A. 2012. Turetsko-izrail'skie otnosheniya: vzgliad iz Ankary [Turkish-Israeli relations: View from Ankara]. Aziia i Afrika segodnia, no. 5, pp. 37-42 (In Russ.)

7. Suleimanov A.V. 2012. Turtsiya, Iran i palestinskiy vopros [Turkey, Iran, and the Palestinian question]. Vostok. Afro-az,iatskie obshchestva: istoriya i sovre-mennost', no.1, pp. 121-125. (In Russ.)

8. Altuni§ik M.B. 2000. The Turkish-Israeli rapprochement in the Post-Cold War era. Middle Eastern Studies, vol. 36, no. 2, pp. 172-191.

9. Altuni§ik M.B., Quhadar E. 2010. Turkey's search for a third party role in Arab-Israeli conflicts: A neutral facilitator or a principal power mediator? Mediterranean Politics, vol. 15, no. 3, pp. 371-392.

10. Aras B. 2009. Turkey and the Palestinian question. SETA Policy Brief. January, no. 27. Ankara, SETA Foundation.

11. Aras B., Polat R.K. 2007. Turkey and the Middle East: Frontiers of the new geographic imagination. Australian Journal of International Affairs, vol. 61, no. 4, pp. 471-488.

12. Arbell D. 2014. The US-Turkey-Israel triangle. Center for Middle East Policy, no. 34.

13. Balci A., Karda§ T. 2012. The changing dynamics of Turkey's relations with Israel: An analysis of 'securitization'. Insight Turkey, vol. 14, no. 2.

14. Bozgali§kan A. 2006. Tyurkiye'nin Filisitin achylymy ve Filisitin Serbest Sanayi Byolgesinin dzanlandyrmasy projesi [The Palestinian initiative of Turkey and revitalization project of the Palestinian Free Industrial Zone]. Uluslararasy Ekonomik Sorunlar Dergisi, no. 21. Available at: http://www.mfa.gov.tr/turkiye_ nin-filistin-acilimi-ve-filistin-serbest-sanayi-bolgesinin-canlandirilmasi-projesi-. tr.mfa (accessed: 06.11.2017). (In Turkish.)

15. Bolme S. 2009. Charting Turkish diplomacy. Insight Turkey, vol. 11, no. 1, pp. 23-31.

16. Bolme S. 2007. From Ankara to Annapolis: Turkey and the Middle East peace process. SETA Policy Brief, no. 5. Ankara, SETA Foundation.

17. Quhadar-Gurkaynak E. 2007. Turkey as a third party in the Israeli-Palestinian conflict: Assessments and reflections. Perceptions, no. 12, pp. 89-108.

18. Ding C. 2011. Turkey as a new security actor in the Middle East: Beyond the slogans. Perceptions, vol. 16, no. 2, pp. 61-80.

19. Ertosun E. 2017. Turkey and the Palestinian question: The shift of roles in foreign policy. Digest of Middle East Studies, vol. 26, no. 1, pp. 203-219.

20. Larrabee F.S. 2007. Turkey rediscovers the Middle East. Foreign Affairs, vol. 86, no. 4, pp. 103-114.

21. Mahmat K. 2016. 10 yilyn hasylasy: Filisitin'de TIKA proje ve faaliyetleri (2005-2015) [10 years of progress: TIKA projects and activities in Palestine (2005-2015)]. In V. Tyurkiye Lisansustu Chalyshmalary Kongresi. Bildiriler Kitaby I. 12—15 Mayis [The 5th Turkish Graduate Students Congress. Notification book I. 12-15 May]. (In Turkish.)

22. Ozcan M. 2008. Harmonizing foreign policy: Turkey, the EU, and the Middle East. Hampshire and Burlington, VT: Ashgate.

23. Sayari S. 1997. Turkey and the Middle East in the 1990s. Journal of Palestine Studies, vol. 26, no. 3, pp. 44—55.

24. Sinkaya B. 2011. Gechmishten gyunumuze Tyurkiye'nin Ortadogu poli-tikasy ve Baty etkisi [From past to present. Turkey's Middle East policy and Western influence]. ADAM Akademi, no. 1, pp. 79—100 (In Turkish).

25. Toksoz I. 2009. The Turkish military's perception of instability as an external threat and terrorism. Defence Against Terrorism Review, vol. 2, no. 1, pp. 73-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.