Научная статья на тему 'Турецкие проливы и концепция турецких проливов'

Турецкие проливы и концепция турецких проливов Текст научной статьи по специальности «Сельскохозяйственные науки»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Турецкие проливы / проливы / Босфор / Дарданеллы / Концепция проливов / Turkish Straits / Straits / Bosphorus / Dardanelles / Straits Concept

Аннотация научной статьи по Сельскохозяйственные науки, автор научной работы — Арслан Гёкхан, Сезер Реджеп

Настоящее исследование посвящено турецким проливам. В статье описаны установленные правила, касающиеся проливов в международном праве, даётся определение национальным и международным проливам, обозначены категории, к которым относятся турецкие проливы. Также объясняется расположение и границы проливов Босфор и Дарданеллы, раскрывается важность географического, стратегического, политического, экономического и военного положений проливов Босфор и Дарданеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkısh straıts and the concept of the turkısh straıts

This study is dedicated to the Turkish Straits. In this study, there are definition of the Turkish Straits and what concepts it correspond to. It is stated that the rules regarding the straits are determined in international law, what national and international straits are, what category the Turkish straits belong to. Also the location and boundaries of the Bosphorus and Dardanelles straits are described. The importance of the geographical location, strategic location, political, economic and military position of the Bosphorus and Dardanelles straits was stated.

Текст научной работы на тему «Турецкие проливы и концепция турецких проливов»

Арслан Гёкхан

Исследователь, преподаватель, исследоватедь.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан.

Сезер Реджеп

PhD. Университет Анкары.

Факультет теологии Бахрие Учок Джаддеси Йени Махалле,

Анкара, Турецкая Республика.

Турецкие проливы и концепция турецких проливов

Введение

Данное исследование посвящено проливам Босфор и Дарданеллы, относящиеся к территории современной Турецкой Республики и имеющих большое значение для многих стран в политическом, военном и экономическом аспектах. Проливы, включающие Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с геополитической, геостратегической, геоэкономической и геокультурной точек зрения находятся на транзитных путях с востока на запад и с севера на юг.

С точки зрения геополитических, геостратегических и военных аспектов, проливы имеют положение, из-за которого многие государства, желающие обрести глобальную власть в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, на Балканах, в Черном море и на Кавказе, стремятся их захватить. Геополитическое, геостратегическое и военное значение проливов связано с тем, что они, с одной стороны обеспечивают связь между Азией и Европой, а с другой между Чёрным и Средиземным морями, следовательно, и с океанами. Благодаря своему геостратегическому положению проливы представляют собой естественную преграду для сухопутных и военных переправ между Европой и Азией. По данным причинам военная сила, удерживающая проливы, имеет важные географические преимущества с точки зрения наземных и морских операций.

Методы исследования

Давая определение понятию проливов Босфор и Дарданеллы, которые вошли в историю как Турецкие проливы, было указано, к какой кате-

гории относятся проливы в международном праве, их географическое положение, стратегическое значение, политическое, экономическое и военное положение.

Источниковой базой данного исследования послужили современные турецкие издания и зарубежные источники.

Основная цель настоящего исследования - дать определение проливам Босфор и Дарданеллы и рассмотреть их значение.

Методы исследования, используемые в настоящем исследовании, и полученные результаты основаны на оценке турецких и зарубежных источников.

Исследование основано на принципах историзма, объективности и научной достоверности. Формулировка суждений осуществлялась на основе всестороннего понимания целостности фактов. Предмет исследования рассматривался без политико-идеологических пристрастий, «штампов» и «ярлыков». Для достижения поставленной цели и решения проблем исследования использовались исторические, сравнительно-исторические, проблемно-хронологические методы исследования, использование которых заключалось в сравнении событий по ряду параметров, определении общего и конкретного предмета исследования и объективной интерпретации.

Будучи объективным и новым академическим исследованием, данное исследование может послужить источником для российских историков и культурологов.

1. Концепция проливов

Проливы — это проходы, соединяющие моря и океаны посредством их пересечения. Проходы, образованные проливами и каналами, на протяжении веков играли важную роль в международных торговых и политических отношениях, политической и военной стратегии. В мире насчитывается большое количество проливов, некоторые из которых, такие как Босфор, Дарданеллы, Магелланов пролив, Малаккский пролив, Баб-эль-Мандепский пролив, Гибралтар, Берингов пролив, Ормузский пролив, Мессинский пролив, Формоза и Флоридский пролив занимают важное стратегическое положение [Коёау 2017: 879-910].

Исследовательские работы по определению правил, касающихся проливов в международном праве, были впервые проведены Ассоциацией международного права и Институтом международного права, созданные в 1894 и 1906 годах соответственно. Поскольку данные исследования не принесли результатов, в 1930 г. с той же целью была проведена Гааг-

ская конференция [Kizilsümer 2005: 254]. Однако единого мнения по поводу проливов не было сформировано. По результатам исследований, с решением Международного Суда (МС) по делу о проливе Корфу в 1949 г. впервые были четко расписаны статус проливов в международном праве, правила и процедуры в отношении переходного режима, применяемый в этих проливах [Kizilsüer 2002: 9-10].

Вопрос касающийся проливов был рассмотрен Комиссией международного права на Первой конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г. На конференции, в соответствии с мнениями членов Комиссии, в «Соглашении о территориальных водах и прилежащих зонах» были определены правила относительно проливов [Christos, Rozakis, Stagos 1987: 77].

В результате безуспешно прошедшей Второй конференции ООН по морскому праву в 1960 г., посвященной вопросам широты территориальных вод, в 1974 году началась Третья конференция по морскому праву, на которой также обсуждались правила, касающиеся проливов. Впоследствии восьми лет переговоров, в 1982 г. была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву [United Nations 2005: 3]. Конвенция была подписана 119 государствами и вступила в силу в 1994 г. [Dyke 2009: 179].

Несмотря на то, что вопрос проливов является ключевым в вышеупомянутых конвенциях, в данных документах нет четкого определения проливов. Вместе с тем, были приведены различные определения проливов, такие как: «частично узкие водные пути, соединяющие два крупных водоёма», [Johnson 1989: 323] «естественные водные пути, соединяющие два морских пространства», [Pazarci 2003: 267] «естественные водные пути, соединяющие два крупных водоёма», [Roberts, Tsamenyi 2007: 796] «узкий и естественный морской путь между сушей, соединяющий две открытые морские акватории», [Aguirre 2010: 1] «частично узкий проход, соединяющий две большие акватории» [Brubaker 2005: 111].

Термин «пролив» в турецком языке имеет разные значения, среди которых «цилиндрически сужающаяся часть прохода, расположенная ближе к горлышку какого-либо предмета»; «узкий проход между двумя горами, узкое море между сушей» [Vank 1998: 7-8]. Географически «пролив» определяется как «естественный узкий водный путь между двумя участками суши» [Izbirak 1964: 42].

Из вышеупомянутых определений можно сделать вывод о том, что «проливами» называют географические объекты в виде узкого прохода

между двумя участками суши. Другими словами, «пролив» — это естественный канал.

Проливы разделяются на национальные проливы и международные проливы. Проливы, в которых одно государство является прибрежным или выходит в закрытое море, называются национальными проливами. [Рагага 2003: 267]. В условиях международного пролива, как указано в решении Международного Суда (МС) по делу о проливе Корфу от 9 апреля 1949 г., определяющим фактором является «географическое положение». В зависимости от географического положения водные пути, соединяющие два открытых моря, приобретают качество международного пролива. Однако после появления концепции исключительной экономической зоны (ИЭЗ) в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) водные пути, соединяющие открытое море и исключительную экономическую зону государства и используемые для международных судоходства являются одной или исключительной экономической зоной двух отдельных государств [Сииёиг 2000: 457]. При этом водные пути, соединяющие экономические зоны и используемые для международного судоходства, также считаются международными проливами [Огегэау 1999: 26-27].

Термин «турецкие проливы» впервые был использован в Лозаннском мирном договоре, подписанном в 1923 г. Переходный режим в турецких проливах, признанных международными проливами, регулируется Конвенцией Монтрё 1936 г., являющейся многосторонней конвенцией.

2. Географическое положение и границы проливов

Турецкие проливы, состоящие из Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, имеют общую длину 164 мили, и с точки зрения географического положения, структуры и уникальности, являются одними из самых длинных естественных и узких водных путей в мире, используемых для морского транспорта [Мегау 1976: 185]. Термин «турецкие проливы» используется в системе международного права, как термин, включающий в себя Босфор, Мраморное море и Дарданеллы. Босфор, Дарданеллы и Мраморное море, соединяющие Чёрное и Эгейское моря, на протяжении всей истории человечества считались единым целым [То1ипег 1996: 156]. Проливы являются международными водными путями, так как они соединяет два открытых моря. В связи с этим проход через турецкие проливы регулируется скорее международными, чем национальными правилами.

Босфор — это водный путь, разделяющий посередине европейский и

азиатский континенты. Северный вход в Босфор - путь, соединяющий Анатолийский маяк с маяком Румели (ТигкеП £епеппе), южный вход-путь, соединяющий маяк Ахыркапы с маяком Кадыкёй Инджи Бурну (Ка^кбу 1па Вигпи). Длина Босфора составляет 16,64 морских мили (33 280 ярдов) между двумя рассматриваемыми путями, ширина - 3640 ярдов у северного входа и 3090 ярдов у южного входа. Широта пролива варьируется. Самое узкое место находится между мысом Кандили и мысом Ашиян, 770 ярдов, а самое широкое место - 3740 ярдов между портом Бююкдере. Средняя глубина Босфора составляет 65 метров, самая глубокая точка — 110 метров между Кандили и Бебеком, а самая мелкая точка

— 18 метров перед мысом Кадыкёй Инджи на севере. Босфор соединяет два моря с разной степенью солености. В связи с этим возникает система, состоящая из двух отдельных потоков. Чёрное море менее соленое, по сравнению с Мраморным. Соленые воды Чёрного моря впадают в Мраморное через верхнее течение, а более соленые воды Мраморного моря впадают в Черное море со дна. Верхнее течение, по сравнению с нижним намного быстрее [Т.С. Бг. К.К. Беу1г Hidгogгafi уе O§inogгafi Ба1гез1 Ва§капЬ^1 1994]. Босфор, в отличие от других международных водных путей, пересекает достаточно многолюдный город Стамбул, который разделен Босфором надвое, на 2020 г. составляет более 15 млн. человек.

Мраморное море - большое межконтинентальное море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы. Мраморное море является ответвлением Средиземного моря. С другими морями оно связано двумя важными морскими путями, соединяющими Азию и Европу. На севере через Босфор Мраморное море соединяется с Чёрным морем, а на юго-западе через пролив Дарданеллы выходит в Эгейское и Средиземное моря. Площадь Мраморного моря составляет 11 350 км2. Расстояние между выходом Мраморного моря из Босфора и входом в Дарданеллы (по транзитным путям судов) составляет 109 миль, а расстояние от выхода из Дарданелл до входа в Босфор — 111,7 мили. Протяженность Мраморного моря на западо-восток от Измитского залива до Дарданелл

— составляет 121 миль. Наибольшее расстояние составляет 39 миль с севера на юг между Силиври и Бандырма [Т.С. Бг. К.К. Беук Hidгogгafi уе O§inogгafi Daiгesi Ва^капЬ^ 1994: Там же].

Пролив Дарданеллы является одним из двух водных путей между Ана-толией и Фракией, а также между Чёрным и Средиземным морями. Несмотря на то, что с точки зрения физико-географических особенностей данный пролив имеет схожие с Босфором характеристики, однако он

имеет большие различия с точки зрения расположения, населения, экономической деятельности, туризма и транспорта. В период античности пролив имел прекрасное расположение, однако после основания Византии утратил своё прежнее значение в транспортном сообщении между странами Востока и Запада, однако благодаря своему геополитическому положению сохранил свое стратегическое значение до наших дней.

Пролив Дарданеллы — это водный путь, проходящий через город Ча-наккале, соединяющий Мраморное и Эгейское моря. Северный вход в Дарданеллы — это маяк Зинджирбозан, а южный вход — это путь, соединяющий маяк Мехметчик Бурну с маяком Кум-Кале. Длина пролива Дарданеллы между двумя данными путями составляет 37,1 морских миль. Ширина пролива 5 600 ярдов у северного входа и 4 740 ярдов у южного входа. Самая узкая часть Босфора, пространство между Чанаккале и Килит Бахиром, составляет 1 430 ярдов, а самая широкая часть, где находится порт Ин Тепе - 7 900 ярдов. Средняя глубина пролива составляет 65 м. Самая глубокая точка - 94 м. перед мысом Дальян, а самая мелкая - 25 м. перед мысом Каба-Гевен [Т.С. Бг. К.К. Беу1г Hidrografi уе O§inografi Ба1гез1 Ва§капЬ§;1шп 212-а уе 212-Ь пишагак эеук Ьаг^акп 1997].

3. Стратегическое и геополитическое значение проливов

Проливы, охватывающие Босфор, Дарданеллы и Мраморное море, в геополитическом, геостратегическом, геоэкономическом и геокультурном аспектах находятся на важных переходных путях с востока на запад и с севера на юг. Проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие внутреннее Чёрное море со Средиземным морем и, следовательно, с Атлантическим океаном являются одним из самых важных морских путей в мире. Помимо того, что проливы имеют важные геополитические и геостратегические особенности, они также соединяют азиатский и европейский континенты, что делает их одними из важнейших водных путей. Проливы Босфор и Дарданеллы имели стратегическое и военное значение с давних времен. Во время правления боспорских царей, правивших в данном регионе в 500-х гг. до н.э., проливы были оккупированы персидским царем Дарием I и македонским царем Александром Македонским во время завоевательных движений с востока на запад. В период Римской империи проливы хотели захватить многие государства и народы. В период расцвета греческих городов-государств Дарданеллы, по сравнению Босфором имели большую значимость. После того, как в 324 г. столица Римской империи была перенесена в Константинополь, город начал становиться мировым центром [Л1ак 1946: 10].

С геополитической, геостратегической и военной точек зрения проливы привлекают внимание государств, которые желают иметь власть в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, на Балканах, в Чёрном море и на Кавказе. Геополитическое, геостратегическое и военное значение проливов связано с тем, что они обеспечивают связь между Азией и Европой, Чёрным и Средиземным морями, а также океанами. Благодаря своему геостратегическому положению проливы представляют собой естественную преграду в наземных сообщениях между Европой и Азией и в военных переходах. [Кета1 1959: 11]. По данным причинам военная сила, удерживающая проливы, имеет важные географические преимущества с точки зрения наземных и морских операций [Рагага 1986: 840-850].

Помимо Черноморского бассейна проливов большое геополитическое, геостратегическое и военное значение имеет то, что Восточная и Центральная Европа является выходом в открытые моря через реку Дунай и связанную с ней систему каналов. Государство, господствующее над проливами, может оказывать значительное влияние на Чёрное, Эгейское морея, Анатолию и Балканы. Также безопасность дальневосточного пути от Средиземного моря, и сохранение богатых нефтяных ресурсов Ближнего Востока тесно связаны с будущим проливов [Tuysuz 2014: 74-75].

При рассмотрении истории турецких проливов обнаруживается военное и экономическое превосходство над другими государствами в борьбе за обладание проливами. Эта ситуация возникает из-за использования в коммерческих целях как автомагистрали Азия-Европа, так и соединения Чёрного моря со Средиземным. На самом деле, в древности во время существования Великого Шелкового пути, караваны, направлявшиеся на Ближний Восток, и морской путь, ведущий в Иран через порты Черного моря, всегда проходили через проливы. Кроме того, через проливы проходит выход Восточной и Центральной Европы в открытое море через реку Дунай и связанную с ней систему каналов. Таким образом, на протяжении всей истории проливы были самым важным регионом, который каждая мировая держава при возможности пыталась взять под свою власть. Проливы также сыграли решающую роль в определении, поддержании и изменении некоторых балансов в мировой политике. Экономическое и коммерческое значение проливов особенно усилилось в XX в., после того как Чёрное море утратило статус внутреннего моря Турции [Ыитап 1965: 1-2].

Заключение

Турецкие проливы (Босфор и Дарданеллы) на протяжении всей истории были центром геополитического, геостратегического, геоэкономического и геокультурного интереса народов и их государств, расположенных на западно-восточной и северо-южной линиях. С точки зрения транспорта, обороны и нападения Босфор и Дарданеллы были регионом, на который обращали внимание государства, стремящиеся доминировать в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, на Балканах, в Черном море и на Кавказе. В этом отношении, благодаря своему геостратегическому положению, проливы представляют собой естественную преграду в сухопутных сообщениях между Европой и Азией и в военно-ориентированных переходах. По данным причинам в данном исследовании рассмотрены концепция проливов, их геополитическое, геостратегическое и геоэкономическое значение.

Список литературы / Bibliography

1. Aguirre Robert W., "The Panama Canal," International Straits of the World, Ed. Gerard J. Mangone, Leiden, Martinus Nijhoff Publishers, 2010. Р. 15.

2. Aslan Gündüz, Milletlerarasi Hukuk ve Milletlerarasi Te^kilatlar Hakkinda Temel Belgeler, 2. B, istanbul 2000.

3. Atak M. Sadik, Türkiye'nin Kapisi Bogazlar, Tun$ Kitapevi, Ankara 1946.

4. Baltali Kemal, 1936-1956 Yillari Arasinda Bogazlar Meselesi, 1. Baski, Ankara 1959.

5. Brubaker R. Douglas, "The Russian Arctic Straits," International Straits of The World, Ed. Gerard J. Mangone, Leiden, Martinus Nijhoff Publishers, 2005.

6. Christos L. Rozakis ve Petros N. Stagos, "The Turkish Straits," International Straits of the World, Ed. Gerard J. Mangone, Boston, Martinus Nijhoff Publishers, 1987.

7. D. H. N. Johnson, "Straits," Encyclopedia of Public International Law, Ed. Rudolf Dolzer, Robert E. Hollweg, Steven Less, Peter Macalister-Smith, Amsterdam, Elsevier Science Publishers, 1989.

8. izbirak Re^at, Cografya Terimleri Sözlügü, Mat. ve Tic. Ltd., Ankara 1964.

9. Jon M. Van Dyke, "Transit Passage Through International Straits," The Future of Ocean Regime Building, Ed. Aldo Chircop, Ted L. Mc.Dorman, Susan J. Rolston, Leiden, Martinus Nijhoff Publishers, 2009.

10. Julian Roberts and Martin Tsamenyi, "The Regulation of Navigation Under International Law: A Tool for Protecting Sensitive Marine Environments," Law of the Sea, Environmental Law and Settlement of Disputes, Ed. Tafsir Malick Ndiaye ve Rüdiger Wolfrum, Leiden, Martinus Nijhoff Publishers, 2007.

11. Kizilsüer Deniz, Uluslararasi Deniz Hukuku Qer^evesinde Bogazlarda Kiyi Devletinin Yetkileri, izmir, Dokuz Eylül Üniversitesi (Yayinlanmami^ Doktora Tezi), 2002.

12. Kizilsümer Deniz, "Uluslararasi Bogazlardan Ge$i§ Rejimi," Dokuz Eylül Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, 2005. Р. 7, 3, 254.

13. Koday Zeki, Saliha Koday, Qagda§ Kivan^ Kaymaz, "Dünyadaki Bazi Önemli Bogazlar ile Kanallarin Cografi Özellikleri ve Jeopolitik Önemleri", Atatürk Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, Eylül 2017. № 21 (3). Р. 879-910.

14. Meray Seha L., Osman Solca, Montreux Bogazlar Konferansi, Tutanaklar-Belgeler, Ankara 1976.

15. Özdalga Numan, Türk Bogazlarinin Tarih i^indeki Önemi. istanbul, 1965.

16. Özersay Kudret, Türk Bogazlarindan Ge$i§ Rejimi, Ankara, Mülkiyeliler Birligi Vakfi Yay., 1999.

17. Pazarci Hüseyin, "Bogazlar Rejimine Ili^kin Türk Di§ Politikasi ve Kar^ila^ilan Kimi Sorunlar", Emst E. Jirsli'in Anisina Armagan, Ankara 1986, s. 840-850.

18. Pazarci Hüseyin, Uluslararasi Hukuk, Ankara, Turhan Kitabevi, 2003.

19. T.C. Dz. K.K. Seyir Hidrografi ve O^inografi Dairesi Ba^kanligi, istanbul Bogazi, Marmara Denizi ve Qanakkale Bogazi Seyir Reh-beri, Harp Akademiler Basimevi, istanbul 1994.

20. T.C. Dz. K.K. Seyir Hidrografi ve O^inografi Dairesi Ba^kanliginin 212-a ve 212-b numarali seyir haritalari, istanbul, 1997.

21. Toluner Sevin, Milletlerarasi Hukuk Dersleri, 4. B., istanbul 1996.

22. Tüysüz Emre, "Karadeniz Güvenligi ve Bunun AB Güvenligine Etkileri", Dicle Üniversitesi Iktisadi ve idari Bilimler Fakültesi Der-gisi, 2014. P. 2 S:6,

23. United Nations, "United Nations Convention on the Law of the Sea," Treaty Series, 2005. // URL: https://treaties.un.org/Pages/ ViewDetailsIII.aspx?src=IND&mtdsg_no=XXI-6&chapter=21&Temp=mtdsg3&clang=_en (29.10.2022).

24. Vank M. Deniz, Bogazlarin Hukuki Rejimi ve Türk Bogazlari, US-A Yayincilik, Ankara 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.